Научная статья на тему 'Экономические приемы сокрытия международных преступлений'

Экономические приемы сокрытия международных преступлений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
THE LEGALIZATION (LAUNDERING) OF FUNDS / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ / КОРРУПЦИЯ / МОНОПОЛИЗАЦИЯ БАНКОВСКОЙ СФЕРЫ / INTERNATIONAL CRIME / CORRUPTION / THE BANKING SECTOR MONOPOLIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина Екатерина Валерьевна

В статье анализируются основные тенденции развития международной преступности. Автор приходит к выводу, что международная преступность станет такой же социальной приметой ХХI века, как колониализм века ХIХ и холодная война ХХ-го.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic methods of international crime concealment

Study of major trends of international crime development has led us to a conclusion that an international crime in the twenty-first century will be a "social plague" as nineteenth-century colonialism and the Cold War of the twentieth century.

Текст научной работы на тему «Экономические приемы сокрытия международных преступлений»

Окончание XX и начало нового тысячелетия отмечены расширением экономической интеграции государств, совместных действий по созданию международных институтов в сфере экономического сотрудничества, развития телекоммуникаций, науки и технологий, с одновременным ростом интеграции международной преступности в сфере экономики. В связи с этим экономические приемы сокрытия международных преступлений заслуживают специального рассмотрения.

Криминальное трансграничное перемещение капитала. В настоящее время это особое явление, как и экономическая преступность в целом, вызывает международную обеспокоенность. Так, нелицензированный (бесконтрольный) вывоз капитала из России в период с 1990 по 2000 гг. составил более 200 млрд долл., в последующие годы эта же сумма вывозилась ежегодно, что обусловливает углубление инвестиционного кризиса в экономике [1, с. 80]. В научной литературе при характеристике данного явления используется ряд понятий, отражающих исследуемый объект: утечка капитала [2], экспорт (вывоз) и бегство капитала, международная миграция и трансграничное перемещение капитала [3, с. 4]. Не оспаривая их ценности, мы считаем, что данное явление следует назвать «криминальное трансграничное перемещение капитала».

Совершение криминального трансграничного перемещения капитала позволяет лицам, его осуществляющим, достичь следующих целей:

а) снизить инвестиционные риски, защитить от инфляции, создать резервные фонды, в том числе для личного потребления, а также воспроизводства преступной деятельности. В анализируемой ситуации эти цели доминируют на завершающей стадии легализации преступных доходов и на стадии воспроизводства преступного капитала;

б) уклониться от уплаты налогов и других обязательных платежей. Данная цель достигается посредством перемещения легализованного и проникшего в легальный бизнес капитала;

в) воспроизводить криминальный капитал - финансировать расходы для возобновления и расширения масштабов преступной деятельности, которая впоследствии позволит преумножить криминальную наличность.

Общественная опасность криминального трансграничного перемещения капитала предполагает раскрытие последствий данного деяния, указывающих на ее степень и характер. В связи с этим выделяют следующие общественно опасные последствия криминального ввоза и вывоза капитала из России:

- углубление инвестиционного кризиса в России - одно из наиболее тяжких последствий. Согласно расчетам специалистов, для устойчивого развития страны необходимо ежегодно вкладывать в отечественную экономику до 100 млрд долл. [1, с. 86];

- снижение эффективности экономической политики. В связи с тем, что криминальная миграция капитала трудно поддается учету, тем самым она искажает реальную экономическую картину и препятствует проведению эффективной экономической политики;

- криминализация экономики. Криминальная миграция капитала, являясь одним из способов легализации преступных доходов, способствует воспроизводству преступности, в первую очередь в сфере экономики. Инвестируется развитие коррупции и криминального бизнеса. Посредством этого расширяются возможности для уклонения от уплаты налогов;

- влияние на валютный курс и состояние валютного рынка. Масштабный вывоз капитала из России негативно воздействует на курс рубля по отношению к иностранным валютам. Это влияние проявляется на протяжении всего периода экономических реформ;

- влияние на формирование доходной части государственного бюджета. Криминальная миграция капитала из России препятствует формированию доходной части государственного бюджета. Так, образующийся бюджетный дефицит имеет ярко выраженные макроэкономические последствия, являющиеся одной из причин инфляционных процессов России за весь период рыночных реформ;

- снижение возможности государства обслуживать государственный долг. Сохранение оттока капитала на существующем уровне создает серьезные проблемы по обслуживанию как внешнего, так и внутреннего долга;

- ограничение эффективности трансакций. Криминальный отток капитала с целью легализации порождает негативные макроэкономические последствия. Его распространение сдерживает заключение выгодных сделок. Например, ряд вполне легальных сделок становится нежелательным из-за ассоциации с отмыванием денег;

- последствия криминального ввоза капитала в Россию. Известно, что криминальный ввоз капитала оказывает комплексный характер на экономическую структуру. Так, последствия прямых инвестиций криминального капитала в легальную экономику следует рассматривать как негативные, имеющие повышенную общественную опасность [1, с. 16-23].

Тем самым криминальное трансграничное перемещение капитала является отрицательным, негативным явлением, отрицательно влияющим на состояние экономической политики государства и социально-экономического положения страны. Рассматриваемое явление посягает на установленный государством порядок осуществления экономической деятельности. Вред причиняется в том числе и порядку валютного регулирования, который выступает составной частью механизма государственного регулирования экономической деятельности в целом и банковской деятельности в частности, а также контроля над их осуществлением. Размеры криминального вывоза капитала из страны настолько значительны, что, как нам представляется, законодателю следовало бы предусмотреть за такое деяние уголовную ответственность, которая конкурировала бы с уже существующими уголовно-правовыми запретами в сфере экономики. Острота данной проблемы только для России усугубляется масштабами страны, менталитетом и недопустимо высокой (по разным оценкам, 70 %) долей теневой экономики [4].

Легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных незаконным путем. Данная тенденция напрямую связана с организованной преступностью и является международной. В последнее десятилетие организованные преступные сообщества предпринимали более интенсивные меры по легализации своей деятельности, используя все сферы экономики и предприятия различных форм собственности - банки, акционерные общества, биржи, фирмы с участием иностранного капитала и т.п.

Успех в борьбе с легализацией (отмыванием) денежных средств, приобретенных незаконным путем, зависит от эффективности международного сотрудничества и координации действий между государствами. Координация усилий в борьбе с таким явлением нашла отражение в Конвенции Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» 1990 г., а также в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. [5, с. 297; 6, с. 257]. Названные документы предписывают в порядке сотрудничества финансовым учреждениям выявлять, фиксировать и оценивать подозрительные операции с валютными ценностями и информировать о них правоохранительные органы. Согласно оценкам экспертов МВД РФ, в России действует порядка 3000 специализированных преступных групп, занимающихся криминальной миграцией капитала, добытого преступным путем. Отмывание денег в большинстве государств Евразии прямо связано с такими явлениями, как коррупция, незаконный вывоз капитала из страны (ежегодно только в России составляющий около 15 млрд долл. США) [7], использование оффшорных зон для сокрытия прибыли и ухода от налогов, в том числе целенаправленная деятельность организованных преступных групп.

Коррумпированность преступности в банковской сфере. Коррупция проникла во все ветви государственной власти и получила широкое распространение в различных сферах общественной жизни. Наиболее пораженными коррупционными процессами оказались структуры государственной власти и управления, связанные с рассмотрением и решением вопросов финансирования, кредитования, осуществления банковских операций, лицензирования и квотирования, импорта и экспорта [8, с. 29]. Чем шире распространяется коррупция, тем изощреннее становятся связи должностных лиц с преступными структурами. Такие коррумпированные связи в органах власти и управления служат надежным прикрытием преступных структур. По оценкам экспертов, отмечается возрастание организованного характера преступности, в результате чего в 1997-2008 гг. число преступлений, совершенных в составе организованной группы лиц, возросло с 26,8 до 30,2 тыс., или на 12,7 % [9, с. 31]. Одним из основных экономических источников коррупции в банковской сфере является слабое финансовое и иное материальное обеспечение банковских работников. Это рождает две сети всепроникающих источников тотальной коррупции, приводящие ее к структурной упорядоченности. Первое - это ее неизбежность в силу элементарных материальных причин. Когда банковские работники получают 20-30 тыс. рублей, то требовать от них противодействия коррупции вряд ли реально. Базовые материальные ценности должны быть удовлетворены в первую очередь, о чем писал представитель гуманистической психологии А. Маслоу [10]. Лишь после их

удовлетворения формируется общественное сознание личности, стремление ее к более высоким идеалам, культуре, к праву. Второе последствие малых зарплат - это всепроникающая коррупция в правоохранительных органах, исходящая из тех же материальных причин. Вряд ли следователь, оперативный работник, руководящее лицо правоохранительных органов, прокурор или судья при своей зарплате откажутся от солидной взятки в виде квартиры или автомашины, психологически это вполне объяснимо [11, с. 72]. Ученые отмечают, что криминальную ситуацию в мире будет определять не «преступность нищеты», а «преступность белых воротничков», т.е. преступность высокого должностного положения, интеллекта и богатства, особенно ее организованные формы [12, с. 4].

Рост величины материального ущерба от преступлений за период 2000-2007 гг. увеличился в 6 раз - с 46 до 282 млрд руб., что свидетельствует о росте «цены преступности» как показателе ее общественной опасности [13, с. 100].

Активная экспансия банков США и Западной Европы на рынках капитала России. В условиях постоянного усиления тенденции к глобализации и интеграции национальных экономик кредитная экспансия стала одним из наиболее эффективных прикладных инструментов, позволяющих активно влиять на экономическую и геополитическую стратегию государств-членов СНГ, ЕврАзЭС, ШОС. В самом общем виде кредитную экспансию можно представить как кредитный процесс с мультипликационным и инфляционным ожиданием, протекающий в финансовой системе и включающий в себя активное финансирование зарубежными синдикатами банковской системы России. Новый системный финансовый кризис (2008-2010 гг.) порожден кредитной экспансией или активным долговым финансированием вследствие возможных массовых дефолтов по накопленным внешним долгам частного сектора, которые только в России составляют порядка 150 млрд долл. США, из которых в 2008 г. рефинансировано около 80 млрд долл. США [14]. Это вполне вероятный сценарий при значительном превышении объемов зарубежных заимствований над золотовалютными резервами, средствами Стабилизационного фонда, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также в условиях острого кризиса текущей ликвидности банковского сектора. Необходимо также отметить, что совокупные внешние долговые обязательства российских банков и частных предприятий достигли к 2008 г. 413 млрд долл. США, или 90 % от общего долга экономики [15]. Чтобы эффективнее кредитовать крупный бизнес, финансовые организации все чаще обращаются за синдицированными займами к нерезидентам, размещают за рубежом долговые ценные бумаги и выходят на IPO [16]. Финансовые предпочтения внешних банков с ограниченностью их внутренней долгосрочной ресурсной базы, а также с меньшей стоимостью привлечения денежных средств на западных рынках в последнее время набирают все большие обороты, т.к. альтернатива адекватного привлечения ресурсов на внутреннем рынке пока отсутствует. Таким образом, с начала 2000-х гг. в России фиксируется быстрый рост иностранных обязательств, опережающий динамику роста других ресурсов. Индикатором этого является увеличение доли в общем объеме накопленного банковского капитала с 11,4 до 27,4 %, что происходит за счет активного обращения банков к ресурсам мирового ссудного рынка: с 2001 г. абсолютная сумма заимствований возросла в 17,2 раза [15]. В результате значительно (в 2,4 раза) выросла их доля в иностранных пассивах. Наиболее интенсивный приток составили «портфельные инвестиции» иностранных компаний в акции Сбербанка России и ВТБ [17].

Высокий уровень монополизации банковского сектора экономики, что является существенным препятствием для развития малых и средних, в том числе региональных, банков, что естественным образом тормозит сбалансированное развитие банковской системы в целом. Высокий уровень монополизации банковской системы стал реальной угрозой для выживания малых и средних банков в условиях неравной конкуренции сверхмонополизированным банковским сектором [15]. Не секрет, что сегодня на три крупнейших банка России с высокой долей государственного участия приходится более 90 % всех частных вкладов. Естественная монополия Сбербанка на рынке частных вкладов имеет не менее разрушительные последствия, чем монополия «Газпрома» на товарно-сырьевых рынках [18]. Она является причиной низкой стоимости ресурсов, привлекаемых в систему достигаемой экономии на масштабе при кредитовании крупных клиентов, позволяет получать более высокие доходы, чем в малых и средних банках, и создает дополнительный потенциал устойчивости. Выбор между риском и доходностью в настоящем российском обществе с его двадцатилетней

историей потрясений и мошенничества в банковской сфере решается в пользу более «надежного», но не менее доходного Сбербанка. В банковской системе наметилась устойчивая деформация: в то время как у большей части малых и средних банков ощущается острый недостаток кредитных ресурсов и низкая степень капитализации, у Сберегательного банка России существует реальная проблема размещения избыточных свободных ресурсов [19]. Эти ресурсы через систему межбанковского кредитования и прямую скупку Сберегательным банком облигаций коммерческих банков могли бы быть направлены на кредитование реального сектора российской экономики. В условиях обострившейся банковской конкуренции особо выявилась проблема выживания региональных банков, которые все более вытесняются с местных рынков филиалами крупных московских банков. Кроме того, конкуренция с иностранными банками зачастую не под силу малым и средним банкам регионального уровня. Это объясняется меньшей доходностью и объемами операций на рынке, что в свою очередь является частью проблемы «кредитной экспансии» [15].

Трансграничность сокрытия международных преступлений в сфере банковской деятельности обусловлена: криминальным трансграничным перемещением капитала, легализацией (отмыванием) денежных средств, приобретенных незаконным путем, коррумпированностью преступности в сфере банковской деятельности, ростом величины материального ущерба от преступлений, активной экспансией банков США и Западной Европы на рынках капитала России, высоким уровнем монополизации банковского сектора экономики.

Факторы, стимулирующие транснационализацию преступности: формирование мирового рынка с тесными экономическими связями, взаимными инвестициями; формирование международных финансовых систем, систем международных расчетов; формирование мировых систем коммуникаций, увеличение масштабов миграции в мире и образование национальных мегаполисов; развитие технологий конвейерных перевозок, «прозрачные» границы между государствами, упрощенный порядок пересечения границ - все это привело к тому, что в последние десятилетия ХХ в. в мире произошло стремительное разрастание самой опасной разновидности преступности -транснациональной. Если криминолог Л. Шелли [20] отмечала в своих работах, что организованная преступность в XXI в. станет такой же приметой, как колониализм XIX в. и холодная война века ХХ, то, по нашему мнению, это утверждение больше подходит к характеристике опасности транснациональной преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.