УДК 9 (908)
СОКОЛЬСКАЯ ГИМНАСТИКА КАК ФЕНОМЕН РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
SOKOLSKAYA GYMNASTICS AS A PHENOMENON OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE IN THE RUSSIAN EMPIRE AT THE BEGINNING OF THE 20th CENTURY
М. А. Смирнов M. A. Smirnov
ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров
Аннотация. В статье раскрывается проблема организации сокольской гимнастики на территории Российской империи в начале XX века. Отражена роль сокольской гимнастики в развитии физ-культурно-спортивного движения в губерниях Российской империи. Рассматривается процесс становления сокольской гимнастики как социального явления на примере провинции - Вятской губернии.
Abstract. The article deals with the problem of formation of Sokolskaya gymnastics in the Russian Empire at the beginning of the 20th century. The article reveals the role of Sokolskaya gymnastics in the development of sports movement in the provinces of the Russian Empire. The author investigates the way Sokolskaya gymnastics turns into a social phenomenon as exemplified by Vyatka province.
Ключевые слова: сокольская гимнастика, Вятка, физическая культура, спорт.
Keywords: Sokolskaya gymnastics, Vyatka, physical culture, sports.
Актуальность исследуемой проблемы. В начале XX века становятся популярными различные гимнастические общества не только в крупных городах Российской империи, но и в провинции. Стоит отметить, что гимнастика в Российской империи конца XIX - начала XX в. включала в себя различные спортивные направления и виды спорта. Сокольская гимнастика была одним из самых распространенных гимнастических направлений. Гимнастические общества конца XIX - начала XX в. пропагандировали многие виды спорта, включая их в программу гимнастики: плавание, велосипедную езду, катание на коньках, различные гимнастические упражнения, некоторые виды легкой атлетики, единоборства, конный спорт и др. Важно оценить значение сокольской гимнастики в развитии физической культуры и спорта в провинциальной Вятской губернии.
Материал и методика исследований. В данной статье за основу взяты основные принципы исторической науки. Применение историко-сравнительного метода в исследовании позволило выявить общие закономерности и тенденции в становлении сокольской гимнастики в Вятской губернии, отталкиваясь от общеимперских основных тенденций.
Системный подход дает возможность представить сокольскую гимнастику как систему физкультурно-спортивных видов.
Методы анализа и синтеза позволяют выявить взаимосвязи структурных элементов сокольской гимнастики, а совместно с историко-хронологическим подходом дают возможность проследить ее развитие в Вятской губернии в конце XIX - начале XX в.
Результаты исследований и их обсуждение. Самым поддерживаемым со стороны государства и развивающимся спортивным обществом начала XX века, включающим многие виды спорта, было сокольское. Находясь под покровительством государства, сокольская гимнастика, а также сокольские общества получают массовое развитие на территории Российской империи.
Современник того периода, доктор медицины В. Е. Игнатьев писал: «В настоящее время в различных частях России сокольская гимнастика занимает многих, этой системе всюду покровительствуют, и она, не лишенная внешней привлекательности, находит немалое число последователей» [8, 54]. Главной целью «соколистов» было распространение своих начинаний по всей территории Российской империи. Они успешно начали реализо-вывать программу подготовки кадров преподавания сокольской гимнастики.
На территории Российской империи ежегодно проходили встречи представителей сокольской гимнастики, на которые приглашались и «соколы» Вятской губернии. «Один такой слет состоялся летом 1914 года в Петербурге, в программе которого производились соревнования и просто обучение различным гимнастическим упражнениям» [14, 15]. Представители сокольского движения в России регулярно принимали участие в международных гимнастических слетах. Так, в международном соотношении по количеству участников сокольских обществ русских к 1913 г. насчитывалось 5000 членов, тогда как словаков -11000, болгар - 18000, хорватов - 20000, поляков - 40000 и чехов - 100000 [14, 14].
Сокольские гимнастические общества пропагандировали различные виды спорта. Среди летних видов выделяют «гимнастику, гиревой спорт, борьбу, бокс, гребной спорт, плавание, футбол, теннис, гандбол, тяжелую атлетику, велосипедный спорт, стрелковый спорт, фехтование, некоторые спортивные дисциплины легкой атлетики (бег на 100, 300, 400, 5000 м; кросс; прыжки в длину, высоту, с шестом, тройной прыжок; метание диска, ядра, копья)», зимних видов спорта было меньше: «лыжный спорт, конькобежный спорт, фигурное катание, хоккей» [11, 66].
Сокольская гимнастика способствовала развитию и прогрессированию физкуль-турно-спортивного движения в губерниях Российской империи.
Для распространения сокольской гимнастики в губерниях обучали, тренировали «соколов» на местах или приглашали из других общемировых кружков. Так, «в Вятскую губернию из Чешского сокольского клуба в 1910 году был отправлен по приглашению Ян Вячеславович Штангль» [1, 330], [12, 7], в Пензенскую губернию - Иосиф Вячеславович Слаба [2, 37].
Я. В. Штангль был приглашен в Вятскую губернию как высококвалифицированный преподаватель гимнастики. После приезда он организовал сокольский кружок на базе двух учебных заведений города Вятки: Вятской мужской первой гимназии и Вятского Александровского училища, а позднее к ним присоединилось и Коммерческое училище [1, 330], [3, 3], [9, 34; 54]. Для участия в спортивной деятельности сокольского клуба допускалась молодежь Вятской губернии. Я. В. Штангль был не только прекрасным гимнастом, но и выдающимся организатором первых молодежных спортивных секций с гимнастическим уклоном. Во время проведения тренировочных занятий он применял разнообразные упражнения, мог провести подвижную или спортивную игру, использовал лег-
коатлетические упражнения, силовые комплексы и, главное, специальные сокольские упражнения. Отличительным элементом сокольских упражнений были красота и грациозность их выполнения.
Современники отмечали, что «сокольство пришлось по душе учащейся молодежи Вятской губернии. Даже по праздникам и после уроков в будничные дни с увлечением занимается молодежь физическими упражнениями, развивающими крепость мышц, силу и ловкость тела» [1, 286]. Можно отметить, что молодежь губернии сокольство восприняла положительно.
Занятия соколистов Вятской губернии проводились под руководством Я. В. Штан-гля и включали разнообразные упражнения из разных видов спорта [10]:
1) гимнастическое спортивное направление включало такие спортивные упражнения, как упражнения на гимнастических снарядах: перекладине (турнике), коне, столе, козле, параллельных брусьях, кольцах, трапециях, лестницах, ходулях; с гимнастическим инвентарем: перетягивание каната, с палками, флагами, булавами; построение различных пирамид с помощью снарядов и без снарядов;
2) легкоатлетические спортивные виды: ходьбу, бег, метание копья и шара, толкание диска, прыжки в высоту, в высоту с разбега, в длину, в длину с разбега, с шестом;
3) виды тяжелой атлетики: поднимание различных тяжестей; различные гиревые комплексы;
4) единоборства или боевой спорт: классическую борьбу, бокс;
5) военно-спортивные прикладные: строевые маршировки и перестроения, фехтование;
6) различные спортивные игры: лапту, футбол;
7) танцы.
В основном были упражнения военно-спортивного прикладного и духовно-эстетического направления. Разнообразие упражнений спортивных видов указывает на разностороннее развитие занимающихся в спортивных сокольских кружках.
Итогом тренировок по данным видам спорта были выступления, на которых присутствовали почетные лица города и всей губернии. Регулярно приходила «местная администрация в лице губернатора или вице-губернатора, а также местное воинское начальство» [1, 286]. Выступления проходили с аншлагом, а публика была в восторге от выполняемых акробатических этюдов и гимнастических движений. «Эти гимнастические праздники проводились во дворе гимназии весной и были посвящены окончанию учебного года» [12, 7]. Обязательным для выступлений и просто сокольских тренировок были «воспевание гимна, восхваление царя и троекратное "ура"» [13, 3], что свидетельствовало о патриотизме «соколов».
Впоследствии ученики тренера Я. В. Штангля: А. Пуни, Н. Радостеев, В. Шубин, Г. Сиверцов - организовали свои молодежные спортивные кружки [12, 8].
Я. В. Штангль, кроме физкультурно-спортивных достижений, воодушевил учеников на соперничество между собой, организовывая различные соревнования по технике исполнения спортивного упражнения внутри учебных заведений [13, 286].
В спортивном плане ученики достигали цели показа физкультурно-спортивного мастерства в исполнении определенных физических упражнений. Спортивное соперничество между учениками демонстрировало наилучшее развитие физических качеств (силы, ловкости, выносливости, атлетизма) и достижение высоких спортивных результатов.
Еще один мужской сокольский кружок организовали в «Вятском обществе северных охотников» под руководством отставного офицера Волоцкого [3, 3]. Женские учебные заведения тоже не остались в стороне. Так, в Вятской женской гимназии были организованы занятия сокольской гимнастикой, для которых была приглашена женщина-специалист [4, 2]. Впоследствии сокольская гимнастика получила распространение по всей губернии, во всех уездных городах. Подобные занятия приводили не только к оздоровлению или тренированности организма учеников, но и к постановке тренировочного процесса и к организации спортивной секции, а главное - они способствовали объединению учащейся молодежи Вятки.
Сокольские кружки развивались достаточно быстро и уже к 1914 году достигли определенных успехов. При Казанском учебном округе, куда входила Вятская губерния, были организованы центры подготовки преподавателей сокольского дела. Так, в Мал-мыжский уезд Вятской губернии приехал знаменитый сокольский сподвижник, «преподаватель Казанской третьей гимназии Карл Карлович Шульц, который два года подряд организовывал обучение сокольской гимнастике с привлечением заинтересованных лиц в ее преподавании на территории Вятской губернии» [5, л. 1, 3, 5, 6]. Кроме этого, К. К. Шульц первым научно обосновал систему физического воспитания - сокольскую гимнастику. Он также «издавал научные труды и переводил с чешского языка на русский гимнастическую литературу, которую впоследствии распространял в Российской империи» [6, л. 6, 7]. За 1913-1914 гг. К. К. Шульц выпустил около 90 специалистов гимнастики, которые могли преподавать в учебных заведениях губернии [5].
В спорте сокольскими стали называться объединения спортсменов, спортивные тренировки, различное соперничество и противоборство на соревнованиях разных обществ. Регулярно, начиная с 1912 года, проходят лыжные, футбольные, конькобежные, гимнастические состязания. В 1905 году организацией таких мероприятий занимался А. Р. Маттес - преподаватель гимнастики Вятской первой мужской гимназии, в 1912 году он становится командором общества «северных охотников», а с 1910 по 1917 год -Я. В. Штангль, преподаватель гимнастики в трех учебных заведениях. Последние показательные сокольские выступления в Вятке проведены в октябре 1917 года и отражены в местной прессе. На территории Российского государства с конца 1917 по 1920 год сокольская гимнастика попадает под полный запрет, так как считается «буржуазным спортом» [7, 235]. Несмотря на запрет, «советская гимнастика» заимствовала многие упражнения и методику их выполнения с сокольского образца.
Резюме. Сокольскую гимнастику можно рассматривать как феномен общей культуры на территории Российской империи, как целостное явление, событие, которое повлияло на физическое развитие дореволюционной молодежи. Сокольская гимнастика способствовала развитию теоретико-методологических основ физической культуры.
В Россию, в частности в Вятскую губернию, идею сокольского движения принесли чешские преподаватели гимнастики. Сокольские кружки стали самым массовым центром объединения молодежи Вятской губернии. Они способствовали также развитию спорта среди молодежи: гимнастики, легкой и тяжелой атлетики, футбола, бокса, фехтования, классической борьбы. Начиная с 1913 г., в рамках самовольной организации прогрессивной молодежи проходили дворовые соревнования среди молодежи и учеников городских училищ. Итогом организации гимнастического общества можно считать и дальнейшее объединение со спортивными обществами ради организации раз-
личных спортивных мероприятий: соревнований, показательных выступлений. Гимнастическое сокольское общество явилось центром спортивной жизни Вятской губернии начала XX века.
Достижениями сокольских спортивных кружков на территории Вятской губернии в первой четверти XX века можно считать:
1) популяризацию сокольской гимнастики и многих применяемых элементов из различных видов спорта, что в дальнейшем привело к созданию спортивных кружков по интересам;
2) военно-патриотическую направленность воспитания молодежи и подготовки его к служению (в вооруженных силах Российской империи) царю, государству и Отечеству;
3) подготовку специалистов - преподавателей гимнастики и направление их в учебные учреждения Вятской губернии;
4) создание ежегодных курсов по подготовке преподавателей физического воспитания;
5) повышение социальной мобильности и связей с другими губерниями путем участия в слетах «соколов»;
6) преемственность большинства физкультурно-спортивных упражнений в различных спортивных направлениях, а также подготовку молодежи к дальнейшему спортивному совершенствованию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильев, М. Г. История вятской гимназии за сто лет ее существования / М. Г. Васильев. - Вятка : Губернская типография, 1911. - 132 с.
2. Волков, В. Г. Становление и развитие физической культуры и спорта в Пензенской губернии в конце XIX - первой четверти XX века : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / В. Г. Волков. - Пенза, 2003. - 26 с.
3. Вятские соколы // Вятская речь. - 1910. - № 172. - С. 3.
4. Вятские соколы // Вятская речь. - 1910. - № 221. - С. 2.
5. Государственный архив Кировской области (ГАКО). - Ф. 205. - Оп. 4. - Д. 3062.
6. ГАКО. - Ф. 205. - Оп. 4. - Д. 3206.
7. Гик, Е. Я. Популярная история спорта / Е. Я. Гик. - М. : Академия, 2007. - 448 с.
8. Игнатьев, В. Е. Физическое воспитание. Гимнастика, спорт, подвижные игры / В. Е. Игнатьев. -М. : Польза, 1912. - 207 с.
9. Отчет по вятскому Александровскому земскому училищу. - Вятка : Типография М. М. Шкляе-вой, 1915.
10. Погодин, П. Д. Гимнастика и спорт в средних учебных заведениях Казанского учебного округа / П. Д. Погодин. - Казань : Типо-лит. ун-та, 1912. - 189 с.
11. Породько, А. А. Сокольская гимнастика на украинских землях Российской империи на рубеже XX столетия / А. А. Породько // Теория и методика физического воспитания и спорта. - 2008. - № 3. - С. 66-69.
12. Разумовский, Г. Н. Страницы истории спорта в Вятке: воспоминания старых спортсменов / Г. Н. Разумовский. - Киров : Волго-Вятское кн. изд-во, 1968. - 51 с.
13. «Сокольский праздник» // Вятская речь. - 1911. - № 100. - С. 3.
14. Хроника русского спорта. Всероссийский слет соколов // Вестник спорта и туризма. - 1914. - № 3. -С. 14-15.