УДК 796.41/908:372.879.6 DOI: 10.36028/2308-8826-2019-7-3-80-87
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГИМНАСТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КРЫМА С СЕРЕДИНЫ XIX ДО НАЧАЛА XX СТОЛЕТИЯ
А. В. Мутьев
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Симферополь, Россия Для связи с автором: dsport76@mail.ru
Аннотация
Цель - изучение процесса становления и развития гимнастики как основного средства физического воспитания в образовательных учреждениях Крыма с середины XIX до начала XX столетия. Методы исследования. В работе были использованы исторические и общетеоретические методы исследования.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ и обобщение литературных и электронных источников позволили установить, что в изучаемый период идет активное развитие гимнастики как средства физического воспитания учащихся. Происходит переход от преподавания военизированных упражнений к более прогрессивной системе сокольской гимнастики. Особенностью становления гимнастики в Крыму было использование передовых оздоровительных педагогических методик с учетом климатических особенностей региона. Важнейшей формой физического воспитания становится участие учащихся в разнообразных смотрах, гимнастических праздниках и соревнованиях всероссийского и международного уровня. Ключевые слова: Крым, физическое воспитание, учебные заведения, гимнастика.
FORMATION AND DEVELOPMENT OF GYMNASTICS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF CRIMEA SINCE MID-XIX TO EARLY XX CENTURY A.V. Mutiev
V.I. Vernadskii Crimean Federal University, Simferopol, Russia Abstract
The purpose is to study the process of formation and development of gymnastics, as the core element of physical education in educational institutions of Crimea since mid-XIX to early XX century. Research methods. We used historical and general theoretical research methods in our study.
Research results and discussion. Analysis and generalization of literature and electronic resources revealed that gymnastics as the element of physical education had been actively developed during the studied period. It was a period of transition from militarized exercises to more progressive gymnastics system. The peculiarity of the formation of gymnastics in Crimea was the use of innovative pedagogical wellness techniques, considering the climatic characteristics of the region. The most important form of physical education was the participation of students in various parades, gymnastics festivals, national and international competitions.
Keywords: Crimea, physical education, educational institutions, gymnastics.
ВВЕДЕНИЕ
Распространение среди широких слоев населения, особенно школьников и учащейся молодежи, конкретной суммы знаний о физической культуре и спорте, их истории и значении — одна из наиболее острых проблем современного физкультурного образования. Немаловажное значение придается региональному его компоненту. В то же время историческим аспектам становления и развития спорта и физического воспитания в
Крыму посвящено лишь небольшое количество разрозненных работ [2]. В связи с этим целью нашего исследования стало изучение процесса становления и развития гимнастики как основного средства физического воспитания в образовательных учреждениях Крыма с середины XIX до начала XX столетия.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В процессе исследования были использованы исторические (проблемно-хронологический
метод, ретроспективный анализ) и общетеоретические методы: анализ и обобщение литературных и электронных источников по исследуемой тематике.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Развитие гимнастики как средства физического воспитания в Крыму было тесно связано со становлением и развитием гимназического образования.
В период с XIX до начала XX в. Таврическая губерния была включена в государственную систему народного образования Российской империи, в которой к этому времени начали создаваться государственные школы самых различных типов, направлений и целей. Крым, являясь составной частью Российской империи, подчинялся законодательным актам, уставам, положениям, распоряжениям, циркулярам, административным мероприятиям правительства в системе народного образования. Основными типами учебных заведений, дающих общее образование, в Крыму в XIX - начале ХХ в. были реальные училища и гимназии. Опережающее развитие гимназий в конце XIX - начале XX в. было характерно для системы образования края. Кроме этого, в первое десятилетие XX века в Крыму была создана сеть разнообразных частных и общественных учебных заведений [17]. Говоря о становлении физического воспитания в учебных заведениях, следует отметить, что с 30-х годов XIX столетия в Российской империи уже были известны немецкая система гимнастики и шведская, созданная П. Х. Лингом. Эти виды гимнастики практиковались в основном живущими в Российской империи немцами и шведами, но в 1832 году Великий князь Михаил ввел шведскую гимнастику в кадетских корпусах. В других учебных заведениях таких занятий не существовало, и лишь во второй половине XIX столетия гимнастика вводится как учебный предмет, однако ее преподавание, согласно новому «Уставу гимназий и протогимназий» (1864 г.), носило необязательный характер. Гимнастические упражнения относились к необязательным предметам, и заниматься ими могли все жела-
ющие, но во внеклассное время. При этом ст. 51 Устава обязывала каждую гимназию иметь гимнастические снаряды [5]. Вместе с тем Министерство народного просвещения не проявило беспокойства по поводу обеспечения занятий гимнастическими упражнениями в гимназиях: не было ни программы, которая бы регламентировала порядок проведения занятий, ни методической литературы, ни материальной базы, ни квалифицированных педагогических кадров, ни финансовой поддержки государства и тому подобное. Как результат, в 60-70-х гг. гимнастика развивалась хаотично, благодаря инициативе руководства учебных округов или директоров отдельных учебных заведений. Занятия были непостоянными и имели скорее развлекательный характер.
Ярким примером этого была созданная 26 сентября 1863 года Керченская Александровская гимназия, в штате которой была установлена должность одного учителя гимнастики, в то же время нет сведений о том, как проводились занятия и, вероятно, должность долгое время оставалась вакантной. Для физического развития гимназистов устраивали учебные экскурсии по ознакомлению с местными достопримечательностями, которые поручалось организовывать учителю истории [15]. Следует отметить, что четкого понятия того, что должно было включать физическое воспитание или гимнастика, не существовало, поэтому в уроки включали самые различные формы: упражнения на снарядах, вольные гимнастические упражнения, военный строй, фехтование, танцы, а также занятия ручным трудом и пожарным делом [4]. В результате во многих гражданских учебных заведениях гимнастику или не преподавали вообще, или же ее вели отставные унтер-офицеры — на свой, военный, лад, в виде строевой подготовки. В частных мужских и женских гимназиях гимнастика относилась к дополнительным необязательным предметам, за которые взы-малась дополнительная плата. Так, в 1880 г. в Симферополе была открыта частная школа 3-го разряда, которой руководила караимка К.Б. Эгиз, где кроме общеобразовательных дисциплин — русского языка,
арифметики, чистописания, преподавались также рукоделие, музыка, танцы и гимнастика. Имеются сведения о том, что в 1898 г. в штат был зачислен учитель танцев и гимнастики М.З. Левик-Ланге [14]. Преподавателем гимнастики в Симферопольской частной гимназии Волощенко с 1908 года состоял штабс-капитан Литовского полка В. Терлец-кий, окончивший курс наук в Михайловском Воронежском кадетском корпусе и Александровском военном училище [18]. Как пишет П.М. Федоров, говоря об истории мужской Керченской Александровской гимназии: «С 1888 года по распоряжению Высшего учебного начальства введены военная гимнастика и обучение военному строю, которое было поручено опытным офицерам. Обучение военному строю пошло настолько успешно, что ученики скоро начали принимать участие в парадах в Высокоторжественные дни» [15, С. 77]. В Симферопольской частной мужской протогимназии (впоследствии гимназии) Н. Свищева, по информации А. Шеляговой, «наряду с учебой и развитием интеллекта учеников, много времени отводилось физическому воспитанию учащихся. Занятия гимнастикой проводились офицером Козинцевым по военно-сокольской системе, состоящей из следующих упражнений: строевых, со снарядами, боевых, а также групповых и массовых, причем по ул. Дворянская, 12 имелся гимнастический зал для занятий с комнатой для хранения приборов и музыкальных инструментов. 28 июля 1911 г. Государем Императором был произведен осмотр гимназии и обращено особое внимание на «блестящие результаты обучения детей военному строю и гимнастическим занятиям, на бодрый и здоровый вид юных отрядов, вполне усвоивших военную дисциплину» [16]. В Императорском Ливадийском училище Ведомства двора и уделов преподавали и такой предмет, как военная гимнастика. Руководил занятиями унтер-офицер запаса. Обучались дети с 9 до 14 лет. По мнению учителя, эти уроки «укрепляют и развивают мускульную систему, делают из неповоротливых детей ловких и подвижных. Обучение военному строю приучает к аккуратности, точному исполнению требо-
ваний старших и вообще к избеганию необдуманных и вредных поступков» [9]. Заведующий архивным сектором Феодосийской картинной галереи им. И.К. Айвазовского Л.Н. Девятко также описывает увлечение военной гимнастикой в Феодосийской мужской гимназии в 90-х годах XIX века под руководством учителей-офицеров [7]. В основанном в 1875 году в Севастополе Константиновском реальном училище гимнастика преподавалась для всех желающих факультативно. При этом были спортивные кружки, где обучали гребному и парусному спорту, фехтованию, сокольской гимнастике [12].
Часто гимнастика преподавалась также в женских гимназиях, особенно после выхода в 1870 «Положения о женских гимназиях и прогимназиях». Согласно ст. 25 этого документа, гимнастика входила в число обязательных предметов при условии, «если учебное заведение будет иметь к тому необходимые средства» [4]. Так, в Керченской женской гимназии, открытой в 1885 году, девушки получали великолепное по меркам того времени образование, за несколько учебных лет изучались различные предметы, в том числе гимнастика [8].
Вместе с тем в большинстве учебных заведений уроки были «нудными и часто сводились к военной муштре, которая состояла из маршировки и всяких строевых перестроений, что, естественно, вызывало недовольство как среди учеников, так и среди учителей. Воспитанники старших классов не хотели заниматься такой гимнастикой и называли эти уроки «муштрованием» [10, с. 38-39]. В 1899 году педагогический совет Керченской гимназии и представители общественности Керчи отправили в Министерство народного просвещения свои предложения по реформированию среднего образования, в которых среди прочего значилось: «... физическая сторона воспитания в современной школе обставлена большими трудностями, сопряженными с условиями городской жизни;... для правильного физического развития учащихся нужно ввести игры на свежем воздухе вместо нынешней военной гимнастики, вред которой для детей признан в настоящее
время всеми авторитетами медицинской науки. Нынешняя военная гимнастика требует от детей такого же напряженного внимания, как и предметные уроки, не освежает и не укрепляет их, а еще больше расслабляет» [15, С 89]. Пожелания педсовета в общих чертах были учтены в распоряжениях Министерства народного просвещения в августе 1900 года. Постепенно в учебных заведениях Крыма начинают внедрятся более прогрессивные системы и педагогические технологии физического воспитания.
Заметный след в развитии образования в Крыму в начале ХХ века оставила новаторская организационно-педагогическая деятельность учёного и педагога Артемия Григорьевича Готалова-Готлиба — директора Александровской мужской казённой гимназии в Ялте. Благодаря его активной педагогической позиции в период его работы открыты единственный в своём роде в Крыму пансион при гимназии для ослабленных детей и детская круглогодичная оздоровительная климатическая колония на Ай-Тодоре, где использовались передовые педагогические методики того времени, позволившие учебному заведению стать одной из лучших гимназий в дореволюционной России. А сам А.Г. Готалов-Готлиб за разнообразную научную и новаторскую педагогическую деятельность был удостоен серебряной медали на Всемирной выставке в Льеже (1905 г.) [6]. С 1903 по 1908 год А.Г. Готалов-Готлиб стал инициатором нескольких организаторских нововведений, касающихся физического воспитания и оздоровления детей [6]. Как утверждает Т.М. Головань, «новаторство в педагогической деятельности учёного А.Г. Готалова-Готлиба во время работы в Ялте в начале ХХ века выразилось, в частности, во внедрении в педагогическую практику деятельности этих учреждений разнообразных средств и форм оздоровления и физического воспитания: гимнастических упражнений, подвижных и спортивных игр, организации гимнастического кружка, дополнительного питания, рационального режима учёбы и отдыха и др.» [6].
В 1905 году при Ялтинской Александров-
ской гимназии по инициативе А.Г. Готалова-Готлиба был создан гимнастический кружок, членами которого были 70-80 учеников старших классов по согласованию со школьным врачом. Эффективность занятий кружка, проводимых во внеурочное время два раза в неделю, отслеживалась педагогическими и медицинскими работниками гимназии. Врачебный контроль фиксировал существенные улучшения показателей обмена веществ, укрепление осанки, увеличение мышечной силы. Особенно это касалось гимназистов, которые имели существенные проблемы со здоровьем. Педагоги отмечали, что приобретённые физические качества существенно меняли отношение детей к физическому труду, улучшали морально-эмоциональное состояние и успеваемость по другим предметам. По убеждению А.Г. Готалова-Готлиба, «физическое воспитание в гимназии направлялось на оздоровление и активный отдых учеников, разностороннее развитие физических качеств, а не на максимальные результаты», что приводило к тому, что «успехи в гимнастике уживались с успехами в науках». Наряду с этим директор обращал внимание на то, что ялтинские гимназисты — инструкторы гимнастики, успешно применяли свои знания, умения и навыки как руководители подвижных игр и гимнастических упражнений для детей на морских пляжах Крыма и в качестве частных преподавателей гимнастики. По запросу отдельных учеников выдавались удостоверения, подтверждающие прохождение курса сокольськой гимнастики в кружке, с перечнем усвоенных умений и навыков [6]. Г. Приходько отмечает, что «занятия гимнастикой в кружке проводились во внеурочное время, два раза в неделю, по отдельному расписанию. Из лучших по физической подготовленности учеников выбирались инструкторы (10-15 человек) и их помощники. Учитель гимнастики осуществлял общее руководство учебным процессом. Каждое занятие кружка делилось на четыре части. Первая часть содержала упражнения на снарядах (ученики делились на группы, под руководством инструктора выполняли учебные задания). Во второй части совместно
выполнялись строевые и вольные упражнения, сложные игры. В третьей части ученики строились в шеренгу, и учитель, а иногда и директор гимназии, делали анализ занятия, замечания и методические указания. Последняя четверть занятия отводилась на самостоятельную работу учеников на снарядах или беседы с учителем на физкультурную тематику. Длительность занятия составляла один час. Для углубленной подготовки инструкторов, в специально отведенное время, под руководством учителя, организовывались дополнительные занятия, где изучались теоретические и практические основы сокольской гимнастики» [13].
Важнейшей формой физического воспитания в учебных заведениях Крыма в изучаемый период становится участие учащихся в разнообразных смотрах, гимнастических праздниках и соревнованиях. В 1913-1914 гг., например, прошли гимнастические праздники в мужских и женских гимназиях Феодосии. Обычно празднования проходили торжественно в присутствии городского начальства и большого количества публики. Программа праздников была очень
разнообразной. Ученики демонстрировали свободные движения, упражнения с ружьями, строевое обучение, фехтование, упражнения на гимнастических снарядах и подвижные игры. Соревновались воспитанники и в легкоатлетических видах спорта. Победители соревнований награждались призами
[5].
Выдающимся событием в развитии школьного физкультурно-гимнастического движения была поездка команды гимнастов из Севастопольской мужской гимназии на II Всероссийскую Олимпиаду в Ригу в 1914 году, где ученики выступили с показательными выступлениями (рисунок 1).
Вместе с ялтинскими гимназистами А.Г. Готалов-Готлиб был участником международных спортивно-гимнастических соревнований — V Всесокольского слета в Праге (1907) в составе делегации Российской империи. В Прагу от Российской империи прибыли «соколы» из Санкт-Петербурга, Киева, Москвы, Тифлиса (Тбилиси), Ялты [1; 6]. Так, в специальном издании, посвященном этому событию, сообщалось: «...24 июля в 7 часов утра уже прибыли из русской гимназии в Ялте, что
Рисунок 1 - Группа гимнастов-учеников Севастопольской мужской гимназии, участников Второй Российской Олимпиады в Риге [3]
Figure 1 - the group of student-gymnasts of Sevastopol male gymnasium, the participants of the II Russian Olympics in Riga [3]
на крымском полуострове, под руководством директора А.Г. Готлиба и профессора М. Соболевского» [19].
В одной из глав книги Лааман Оттомар Гот-либович есть информация о поездке гимназистов Евпаторийской казённой гимназии в Одессу и Москву для участия в соревновании чешских «соколов» и гимнастов [11]. Автор с гордостью говорит об увлечении мальчишек-гимназистов спортом. Это учитель гимнастики Поспешиль, чех по происхождению, принёс гимнастику чешских «соколят» и вообще любовь к спорту. На основе анализа архивных сведений Л. Никифорова [11] описывает выступления на Высочайшем смотре «потешных» организаций сначала в Одессе, а потом в Москве как важнейшие события в истории Евпаторийской гимназии, а также констатирует, что «повальное увлечение чешской соколиной гимнастикой, которой была охвачена вся гимназия, могло бы даже вылиться
ЛИТЕРАТУРА
1. Александров-Деркаченко, П.П. Русское молодежное движение и советский комсомол: 19051937 гг [Электонный ресурс] / П.П. Александров-Деркаченко. - «Русскш М1ръ». - 2002. - №6.
- Режим доступа: http://www.russkymir.ru, свободный. - Загл. с экрана.
2. Балаян, Б.С. Крым. Спорт. Мир. Всемирная серия: Народы и времена [Текст]: Т.6. / Б. С. Балаян, А.В. Мутьев, Г.М. Немировский. - Симферополь: ООО «ИТ «АРИАЛ». - 2015. - 184 с.
3. Бубка, С. Вторая Российская Олимпиада - 1914 -Рига [Текст] / С. Бубка, М. Булатова // Наука в олимпийском спорте. - 2015. - № 2. - С. - 4-10.
4. Вербицкий, В.А. Фiзичне виховання у середшх на-вчальних закладах ^вдня УкраУни в 60-70-х рр. Х1Х ст. [Текст] /В. А. Вербицкий // Наую^ праци Науково-методичний журнал. - Т. 104. Вип. 91: 1сторичн науки. - МиколаУв: Вид-во ЧДУ iм. Петра Могили, 2009. - С. 27-31.
5. Вербицкий, В.А. Розвиток фiзкультури i спорту в навчальних закладах ^вдня УкраУни (початок ХХ ст.) [Текст] / В.А. Вербицкий // 1сторичний архiв. Наук^ студи: Збiрник наукових праць. -МиколаУв: Вид-во МДГУ iменi Петра Могили, 2008.
- Вип. 2. - С. 116-122.
6. Головань, Т.М. Новаторская педагогическая деятельность А.Г. Готалова-Готлиба в Ялте в начале ХХ века [Текст]/ Т.М. Головань // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2014. -№ 44 (2). - С. 85-92.
7. Девятко, Л.Н. Юрий Галабутский. Айвазовский. По личным воспоминаниям. К 100-летию со дня смерти художника [Электронный ресурс]/Л.Н. Девятко.
в участие в I Всеславянском слёте соколов в июне 1912 года в Праге».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на необязательный характер физического воспитания, в учебных заведениях Крыма в период с середины XIX до начала XX столетия идет активное развитие гимнастики как средства физического воспитания. Происходит переход от преподавания военизированных упражнений к более прогрессивной сокольской системе гимнастики. Особенностью становления гимнастики в Крыму становится использование новаторских оздоровительных педагогических методик с учетом климатических особенностей региона. Важнейшей формой физического воспитания становится участие учащихся в разнообразных смотрах, гимнастических праздниках и соревнованиях всероссийского и международного уровня.
- Режим доступа: http://www.krimoved-library.ru/ Ьос^/кг^^у-а1Ьот-2000-18.Мт1, свободный. -Загл. с экрана.
8. Женская гимназия в Керчи [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://pantikapei.ru/zhenskaya-gimnaziya-v-kerchi.html, свободный. - Загл. с экрана.
9. Императорское Ливадийское училище ведомства двора и уделов. Режим доступа: http://krymology. info/index.php/Императорское_Ливадийское_учи-лище_ведомства_двора_и_уделов, свободный. -Загл. с экрана.
10. Мор, Я.О современной постановке школьной гимнастики и некоторых других физических упражнений [Текст] / Я. Мор // Журн. М-ва народного просвещения. - 1903. - Март. - С. 38-39.
11. Никифорова, Л. «Malestused Krimmist» о Евпаторийской мужской гимназии [Электронный ресурс] /Л. Никифорова // Российские вести. Федеральный еженедельник. Исторический очерк. 11-17 февраля 2017. - № 1 (2192). - Режим доступа: М^:// rosvesty.ru/219 2/krymskie-estoncy/10 5 46-istoricheskiy-ocherk, свободный. - Загл. с экрана.
12. Новикова, Е.В. Константиновское реальное училище в г. Севастополе (из истории народного образования в Крыму) [Электронный ресурс] / Е.В. Новикова. С. 217-223. - Режим доступа: dspace.nbuv.gov. ua, свободный. - Загл. с экрана.
13. Приходько, Г. Дiяльнiсть учшвських гуртюв i то-вариств фiзкультурного спрямування в школах УкраУни наприюнц Х1Х - з початку ХХ ст. [Текст]/ Г. Приходько // Проблеми шдготовки сучасного вчи-теля. - 2012. - № 5 (Ч. 1). - С. 225-232.
14. Прохоров, Д.А. Элементы музыкального воспита-
ния в учебном процессе российско-караимских школ и училищ Таврической губернии (1870-1917 гг.) [Текст] / Д.А. Прохоров // Ученые записки Тав-рического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия: История. -2008.- Т. 21 (60), № 1. - С. 75-80.
15. Федоровъ, П.М. Пятидесятилетие Керченской Александровской гимназии (1863-1913). Историческая записка [Электронный ресурс] /П.М. Федоровъ. Керчь: Типография Х.Н. Лаго. - 1914. - 117 с. - Режим доступа: http:// нэб. рф/catalog/000199_000009_004196806/ viewer/?page=60, свободный.
16. Шелягова, А.А. Симферопольская частная мужская гимназия Е. И. Свищева : ретроспективный
REFERENCES
1. Aleksandrov-Derkachenko, P.P. Russian youth movement and Soviet Komsomol: 1905-1937 [Electronic resource] «Russian world» [Russkii mir]. - 2002. - № 6. - URL: http://www.russkymir.ru,, free. - Title of screen.
2. Balajan B.S., Mutiev A.V., Nemirovskii G.M. Crimea. Sports. World. World series. People and times [Text]: Vol. 6, Simferopol, ООО «IT «ARIAL» Publ., 2015,184 p.
3. Bubka, S., Bulatova М. The Second Russian Olympics
- 1914 - Riga [Техт] Science in Olympic sports [Nauka v olimpiiskom sporte], 2015, no. 2, pp. 4-10.
4. Verbitskii, V.A. Physical education in secondary schools of the South Ukraine in the 60-70-th years of the Х1Х century. [Техт ] Scientific studies: Scientific and methodical journal. - Vol. 104. issue. 91: Historical science, Nikolaev, ChDU Piter Mogila Pabl., 2009, pp. 27-31.
5. Verbitskii, V.A. Development of physical culture and sports in educational institutions of the South Ukraine (beginning of the XX century.) [Техт] Historical archives. Scientific studies: collection of scientific papers. Nikolaev, MDGU Piter Mogila Pabl., 2008, issue. 2, pp. 116-122.
6. Golovan, T.M. Innovative instructional activities of A.G. Gotalov-Gotlib in Yalta in the beginning of the XX century [Техт] Problems of modern pedagogical education [Problemy sovremennogo pedagog-icheskogo obrazovaniia]. Yalta, 2014. no. 44 (2), pp. 85-92.
7. Deviatko, L.N. Yuriy Glabutskii. Aivazovskii. Personal memories. To the 100th anniversary of the artist's death [Electronic resource] - URL: http://www. krimoved-library.ru/books/krimskiy-albom-2000-18. html, free. - Title of screen.
8. Women's gymnasium in Kerch [Electronic resource].
- URL: http://pantikapei.ru/zhenskaya-gimnaziya-v-kerchi.html, free. - Title of screen.
9. Imperial Livadia school, Department of court and property. - URL: http://krymology.info/index.php/ Imperial_Livadia_school of_the Department of _court _and_property [Imperatorskoe Livadiiskoe uchilishche vedomstva dvora i udelov], free. - Title of screen.
10. Mor, Ia. About the modern techniques of gymnastics and some other exercises at school [Техт]. Journal of the Ministry of public education [Zhurnal Minister-stva narodnogo prosveshcheniia]. 1903, March, pp.
анализ [Текст] / А.А. Шелягова // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского». - № 521. - 2016. - С. 367-373.
17. Шелягова, А.А. Гимназическое образование в Крыму (XIX - начало XX века) [Электронный ресурс] / А .А. Шелягова // Тавршсью студи. - 2011. - № 1. -Режим доступа: http://kukiit.ru/docs/ts/no1/21.pdf, свободный. - Загл. с экрана.
18. Шелягова, АА, Симферопольская частная мужская гимназия М. Волошенко : историко-педагогический аспект [Текст] / АА. Шелягова // Проблемы современного педагогического образования,- Ялта.- 2016.- С. 367-373.
19. V Slet vsesokolsky [Текст]. - Prague, 1907.
38-39.
11. Nikiforova, L. «Mälestused Krimmist» about Evpa-toria men's gymnasium [Electronic resource] / L. Nikiforova // Russian news. Federal weekly. Historical essay [Rossiiskie vesti. Federalnyi ezhenedel-nik. Istoricheskii ocherk] 11-17 February 2017, no. 1 (2192). - URL: http://rosvesty.ru/2192/krymskie-estoncy/10546-istoricheskiy-ocherk, free. - Title of screen.
12. Novikova, E.V. Konstantinov real school in Sevastopol (from the history of public education in the Crimea) [Electronic resource] - pp. 217-223. - URL: dspace. nbuv.gov.ua, free. - Title of screen.
13. Prikhodko, G. Activities of student groups and societies of physical culture in schools of Ukraine in the late XIX - early XX centuries [Text]. Problems of modern educator training. 2012, no. 5 (Part 1), pp. 225-232.
14. Prokhorov, D.A. Elements of musical education in the educational process of Russian-Karaim schools and colleges of Taurida province (1870-1917) [Text] // Scientific notes of V. I. Vernadskii Taurida National University [Uchenye zapiski Tavricheskii natsional-nogo universiteta im. V. I. Vernadskogo]. Series: History [Istoriia]. 2008, Vol. 21 (60), no. 1, pp. 75-80.
15. Fedorov, P.M. The fiftieth anniversary of Kerch Alexander gymnasium (1863-1913). Historical note [Electronic resource]. Kerch, House Kh. N. Lago Publ.,[Tipografiia Kh.N.Lago].1914,117p.-URL: http:// нэб. рф/catalog/000199_000009_004196806/ viewer/?page=60, free.
16. Sheliagova, А.А., Svishchev E.I. Simferopol private men's gymnasium: retrospective analysis. Problems of modern pedagogical education [Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia]. Yalta: Humanitarian-Pedagogical University (branch) of V.I. Vernadskii KFU [Gumanitarno-pedagogicheskaia akademiia (filial) FGAOU VO "KFU imeni V. I. Vernadskogo"]. 2016, no. 52-1, pp. 367-373.
17. Sheliagova, А.А. Gymnasium education in Crimea (XIX - beginning of the XX century) [Electronic resource] Taurida studios, 2011, no. 1. - URL: http:// kukiit.ru/docs/ts/no1/21.pdf, free.
18. Sheliagova, А.А. Voloshenko M. Simferopol private men's gymnasium: historical and pedagogical aspect [Text]. Problems of modern pedagogical education [Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia]. Yalta, 2016. pp. 367-373.
19. V Slet vsesokolsky [Text]. - Prague, 1907.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Мутьев Андрей Викторович (Moutiev Andrey Viktorovich) - кандидат педагогических наук, доцент; Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Таврическая академия (структурное подразделение), факультет физической культуры и спорта, кафедра теории и методики физической культуры. 295001; г. Симферополь, ул. Студенческая, 13; e-mail: dsport76@mail.ru; ORCID: 0000-0002-1375-5272.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Мутьев, А.В. Становление и развитие гимнастики в образовательных учреждениях Крыма с середины XIX до начала XX столетия / А.В. Мутьев // Наука и спорт: современные тенденции. - 2019. - Т. 7, № 3. - С. 80-87. Р01: 10.36028/2308-8826-2019-7-3-80-87
FOR CITATION
Mutiev A.V. Formation and development of gymnastics in educational institutions of Crimea since mid- XIX to early XX century. Science and sport: current trends, 2019, vol. 7, no. 3, pp. 80-87 (in Russ.). DOI: 10.36028/23088826-2019-7-3-80-87