10. Горбачев В. Левостороннее движение. Так в основном можно оценить итоги довыборов в областную Думу / В.Горбачев // Брянские известия. 1994. 23 дек.
11. Каченовский Б. Не все законы писаны для Думы / Б.Каченовский // Брянские известия. 1994. 31 дек.
12. Демина В. Давайте говорить начистоту! / В.Демина // Брянские известия. 1996. 20 апр.
13. Заявление депутата областной Думы А.Чумаченко // Брянский рабочий. 1996. 31 янв.
14. Резолюция собрания руководителей демократических партий и движений Брянщины // Брянские известия. 1996. 10 февр.
15. Чалиян Е. Дума недовольна / Е.Чалиян // Брянские известия. 1995. 17 мая.
16. Каченовский Б. «Большевики» и «меньшевики» в облдуме / Б.Каченовский // Брянские известия. 1995. 26 авг.
17. Каченовский Б. Чтобы Дума не стала бузой / Б.Каченовский // Брянские известия. 1995. 5 янв.
Об авторе
Горбачев В.Г. - кандидат философских наук, доцент кафедры философии, истории и политологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, vladi.gor@yandex.ru
УДК 94(47) "1762/1945"
ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ И СПОРТ В ЖИЗНИ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
А.Н. Гребенкин
В статье показано место физических занятий и спорта в жизни воспитанников кадетских корпусов Российской империи и Русского Зарубежья. Автор приходит к выводу, что первые попытки организации физического воспитания в военной школе относятся к XVIII в., однако научно обоснованный подход к физическому развитию будущих офицеров начал складываться лишь в 60-е гг. XIX в. К началу XX в. в жизнь кадетских корпусов прочно вошли гимнастика, подвижные игры, плавание, фехтование. С 1909 г. стали проводиться спортивные соревнования между командами разных кадетских корпусов. В кадетских корпусах Русского Зарубежья большое развитие получила сокольская гимнастика. Ключевые слова: физическое воспитание, спорт, кадетский корпус, Российская империя, Русское Зарубежье.
Одним из качеств, жизненно необходимых русскому офицеру, всегда считалась телесная крепость и выносливость. Хорошее физическое развитие должно было позволить офицерам справиться со стоявшими перед ними задачами как в военное, так и в мирное время. Одних природных задатков для этого было явно недостаточно. Походы и марши мог выдержать только человек, имевший отличную физическую подготовку, тренированный и выносливый. Владение огнестрельным и холодным оружием, умение ездить верхом - все это требовало не только ловкости и отличного глазомера, но и длительных предварительных упражнений.
Разумеется, эти качества приобретались в процессе самой службы во время служебных занятий и учений, а совершенствовались и оттачивались на войне. До тех пор, пока основным способом пополнения офицерского корпуса оставалось производство из рядовых, унтер-офицеров и юнкеров, большую роль в физической подготовке офицеров играли упражнения, обязательные для нижних чинов. Однако, как известно, служба в нижних чинах для многих офицеров была фиктивной. Кроме того, по мере развития сети военно-учебных заведений в армии становилось все больше и больше офицеров, не имевших даже формального опыта службы в нижних чинах и не готовых к исполнению своих обязанностей не только морально, но и физически. Поэтому возникла необходимость организации планомерных и научно обоснованных физических занятий в рамках военной школы.
В первых петровских школах физической подготовке обучавшихся не уделялось должного внимания. После открытия в 1732 г. «корпуса кадетов» его педагогам было предписано «упражнять воспитанников в танцевании, вольтижировании и в солдатской экзерциции» [1, с. 126]. По свидетельствам современников, успешнее всего шли занятия военной муштрой. Им придавалось настолько большое значение, что потребовалось личное вмешательство императрицы Анны Иоанновны для того, чтобы запретить ежедневные строевые упражнения и ограничить их одним днем в неделю.
В 1766 г. Екатерина II утвердила устав Шляхетского сухопутного кадетского корпуса, составленный И.И. Бецким. Воспитание «новой породы людей», по мнению Бецкого, в первую очередь должно было преследовать цель «сделать человека здоровым и способным сносить воинские труды». В основу физического воспитания было положено составленное И.И. Бецким «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями, о воспитании детей от рождения их до юношества» [2]. Однако о каких-либо упражнениях в этом наставлении не говорилось; оно содержало лишь «обстоятельные гигиенические правила о размещении детей в зданиях, об телесных упражнениях, детских играх и т.п.» [3, с. 63]. В учебный план кадетского корпуса были включены танцы и фехтование, а во внеучебное время проводились занятия «военной экзерцицией».
Однако действительность сильно расходилась с планами. О реальном состоянии физических занятий воспитанников в ту эпоху говорит тот факт, что когда в 1766 г. именным указом императрицы было повелено обучать кадет Морского корпуса плаванию, поиски учителя затянулись более чем на два года, и лишь в 1769 г. на эту должность был назначен повар корпуса А. Родышин, который «...в то время о себе объявил, что он плавать умеет» [4, л. 27]. В 1771 г. Родышин утонул в Неве (! - А.Г.), после чего его место, несмотря на активные поиски нового учителя, долгое время было вакантным. Только в 1773 г. на должность учителя плавания был назначен другой корпусной повар - Т. Житной.
В павловскую и александровскую эпохи физическое развитие воспитанников оказалось в полном упадке. Из всех телесных занятий сохранился лишь фронт. Рост числа кадет при хронической нехватке средств привел к тому, что воспитанники скудно питались, носили неудобную одежду, спали на ветхом белье. В некоторых военно-учебных заведениях на
трех кадет приходилось две кровати. Широкое распространение получили такие болезни, как скорбут (цинга), чесотка, рахит. Постоянное ношение кожаных краг повлекло за собой искривление у некоторых кадет костей ног до такой степени, что они не могли самостоятельно ходить. Полы натирались кирпичом, и кирпичная пыль постоянно висела в воздухе, попадая в глаза и вызывая их воспаление. При таких условиях ни о каких физических упражнениях (за исключением подвижных игр и обязательного для кадет старших классов фехтования) не могло быть и речи.
Лишь в начале николаевского царствования руководство военно-учебным ведомством сочло нужным обратить внимание на физическое развитие кадет. В декабре 1827 г Главный директор Пажеского, всех кадетских корпусов и Дворянского полка генерал-адъютант Н.И. Демидов сообщил директорам подведомственных ему заведений о том, что «для развития сил физических весьма нужно, чтобы воспитанники военно-учебных заведений в свободное от учебных занятий время занимались гимнастическими упражнениями» [5, л. 1 об.]. Для этого по военно-учебным заведениям были разосланы три немецких сборника упражнений, из которых было необходимо выбрать «упражнения удобные и для здоровья... безопасные» [5, л. 1 об.].
В своем ответе Демидову директор Пажеского корпуса генерал-лейтенант И.Г. Гогель сообщил, что во вверенном ему заведении могли бы быть устроены «.барьер и ров для прыганья, бревны утвержденные на стойках для хождения по оным, ходули, деревянные и веревочные лестницы, вертикально повешенная веревка и в земле утвержденный шест для лазинья...», упомянув при этом, что «игры в бар, в мячик и в воланы и прыганье чрез веревку давно уже введены в корпусе.» [5, л. 4 - 4 об.]
Директор Первого кадетского корпуса генерал-майор М.С. Перский рапортом донес Демидову, что в его корпусе уже заведены такие упражнения, как верховая езда, фехтовальное искусство, качели и игра в мяч, и предлагал дополнить их «.вольтижированием через деревянную кобылку, прыганьем через рвы различной широты, через барьер в вышину и через веревки на месте и на бегу» [5, л. 12 - 12 об.].
Во Втором кадетском корпусе, по мнению директора генерал-майора А.И. Маркевича, могли бы быть введены игра в мяч, прыганье через барьеры и веревки на месте и на бегу, лазание по веревкам и веревочным лестницам и хождение по бревнам [5, л. 13]. Примерно такой же комплекс упражнений (с добавлением игры в волан и хождения на ходулях) предлагался и директором Военно-сиротского дома генерал-майором К.Ф. Клингербергом.
Рассмотрев отзывы руководителей заведений, Н.И. Демидов в мае 1828 г. велел им ввести «следующие гимнастические упражнения: 1) барьер и ров для прыганья, 2) бревны для хождения с постепенным возвышением, 3) деревянные и веревочные лестницы, 4) вертикально укрепленные веревки для лазанья, 5) веревки горизонтально протянутые для прыганья с постепенным возвышением, 6) вольтижирование через деревянную кобылку, 7) качели, 8) игры в бар, мячик и волан» [5, л. 17]. Для поощрения самых усердных и ловких должны были быть заведены призы. В Царскосельском лицее к этим упражнениям было прибавлено плавание. Во всех военно-учебных заведениях были устроены гимнастические машины.
Однако эти мероприятия не привели к должным результатам. Попытки организации в кадетских корпусах гимнастических упражнений на открытом воздухе и различных подвижных игр начались лишь в 30-е гг. XIX в. [6, с. XIII] Инициатором распространения в кадетских корпусах шведской гимнастики являлся сам великий князь Михаил Павлович, который в 1831 г. возглавил военно-учебное ведомство. В 1844 г. было издано первое руководство по подвижным играм. В конце 1840-х гг. гимнастические упражнения были разделены на пять родов: 1) собственно гимнастику, 2) фехтование, 3) танцевание, 4) верховую езду и 5) плавание. Верховая езда из-за недостатка средств на приобретение и содержание лошадей была введена лишь в нескольких заведениях [7, с. 181]. Но гимнастика в кадетских корпусах в николаевскую эпоху так и не прижилась - основной упор делался на строевые упражнения. Рутинное обучение танцам не нравилось воспитанникам, в среде которых к тому же в то время процветал культ «закала» («старого кадета») - грубого, лишенного светских манер увальня, который должен был демонстрировать презрение ко всему «невоенному». Танцующий кадет, по мнению «закалов», уподоблялся институтке. Плаванию воспитанники, как правило, обучались во время каникул под руководством родственников и знакомых.
В 60-е гг. XIX в., после преобразования прежних кадетских корпусов в военные гимназии и военные училища, организация физических занятий перешла на новый, научно обоснованный уровень и приобрела систематический характер. В «Инструкцию по воспитательной части» был включен отдел «Основные правила физического воспитания». Главная задача физического воспитания должна была состоять «в правильном развитии и усовершенствовании телесного организма детей, в сохранении их здоровья и в необходимом приспособлении тела к внешним условиям, в изощрении органов внешних чувств и в укреплении костей, мускулов и нервов» [8, с. 11]. В военных гимназиях регулярно проводились уроки гимнастики; кроме того, несколько раз в день выполнялись несложные гимнастические упражнения под руководством воспитателей. В число необязательных занятий были включены садовые и ремесленные работы, также способствовавшие физическому развитию учащихся. Поощрялись состязания в беге и подвижные игры, а также фехтование на рапирах (для воспитанников старших классов), тан-цевание, катание с гор на санках, катание и бег на коньках, катание на лодке (в сопровождении воспитателей) и плавание. На организацию занятий гимнастикой на должном уровне были выделены значительные средства. Так, согласно воспоминаниям бывшего гимназиста 2-й Санкт-Петербургской военной гимназии Н.П. Звездкина, «.ко второму году существования гимназии мы получили прекрасную классную обстановку, в промежутках между камерами поставили гимнастические машины, заведены токарные и столярные станки, в отделения выданы коньки, мячики, шахматы» [9, с. 41]. В 70-е гг. в этом же заведении на занятиях по гимнастике часто присутствовал профессор П.Ф. Лесгафт, который испытывал свои снаряды для выполнения упражнений с отягощениями. Однако гимназистам больше нравилась старая, традиционная гимнастика: «. мы прыгали через веревочку на трамплин, скакали с разбега и через кобылу. Считалось большим шиком уметь хорошо прыгать через деревянную лошадь, обитую сафьяном. Были искусники, перебиравшие во время прыжка руками, были такие, что прыгали, совсем не отталкиваясь руками от лошади, но верхом искусства считалось умение во время прыжка стать головой на кобылу и потом уже броситься ногами на стоявшую за лошадью мягкую подставку» [10, с. 31].
В Нижегородской графа Аракчеева военной гимназии занятия гимнастикой велись два раза в неделю, в младших классах каждый день проделывались так называемые «приготовительные гимнастические движения». Желающие воспитанники старших классов могли обучаться фехтованию; занятия производились два-три раза в неделю. Все без исключения гимназисты любили играть в мяч, лапту, городки и кегли. Зимой устраивалось некое подобие военной игры - строилась большая снежная крепость, а затем воспитанники делились на две команды, одна из которых обороняла крепость, а другая пыталась ее взять.
К сожалению, в некоторых провинциальных военных гимназиях занятия гимнастикой велись дурно и не приносили воспитанникам ни удовольствия, ни пользы. Так, в Петровско-Полтавской военной гимназии «.физические упражнения производились преимущественно в закрытых помещениях. Гимнастика делалась по однотонной команде, способной навлечь одну только скуку» [11, с. 12]. Одной из причин этого было отсутствие квалифицированных наставников: «Учителя гимнастики вовсе не были знакомы с физической организацией ребенка. Они не имели даже общеобразовательного ценза» [11, с. 12].
В 1882 г. военные гимназии были переименованы в кадетские корпуса, и жизнь воспитанников стала более «военизированной». Лучшие традиции физического воспитания, заложенные в военных гимназиях, были продолжены. В 1890 г. было принято «Наставление для ведения внеклассных занятий в кадетских корпусах», согласно которому гимнастика являлась одной из основных форм физической активности кадет: на нее отводилось от 3,5 до 4,5 часов в неделю, в то время как на фронт - 1-2 часа, а на ручной труд - в среднем 3 часа.
В основу преподавания гимнастики была положена шведская система. Комплекс включал в себя: «1) упражнения в устойчивых положениях тела при различных видоизменениях точки опоры; 2) упражнения в работе верхних конечностей, соответственно их устройству.; 3) упражнения в ходьбе, беге, прыгании; 4) упражнения в равновесии; 5) упражнения в преодолении различного рода препятствий посредством прыжка...; 6) упражнения в приподымании тела посредством притягивания и отталкивания на руках; 7) упражнения в борьбе и вообще в противодействии внешней живой силе...; 8) некоторые специальные упражнения, способствующие усовершенствованию деятельности внешних чувств; 9) различные сочетания перечисленных выше видов упражнений» [12, с. 5]. Гимнастика должна была преподаваться в сочетании с подвижными играми, причем предпочтение отдавалось русским национальным играм (городкам, лапте и проч.). Плаванию в обязательном порядке обучались воспитанники старших рот.
Благодаря умелому руководству занятиями по физическому развитию воспитанников в пореформенных корпусах были достигнуты существенные результаты. Утро во всех заведениях обязательно начиналось гимнастикой - до этого воспитанники, встав, умывшись и напившись чаю, сразу шли на утренние занятия. Повсеместное распространение получили шведская гимнастика, подвижные игры, катание на коньках и санках с гор, плавание, катание на лодках, а в некоторых заведениях - и верховая езда. В 1910-11 учебном году во всех корпусах была введена сокольская гимнастика. Физические занятия были очень популярны среди кадет, не являлись для них обременительными и не воспринимались как принудительные. Так, в Симбирском корпусе кадеты по собственному желанию занимались гимнастическими упражнениями после вечернего приготовления уроков [13, с. 132].
Вместе с тем в каждом кадетском корпусе складывались свои традиции физического воспитания. Так, в Александровском кадетском корпусе (с 1903 г. - Императора Александра II кадетском корпусе) получили широкое развитие гребля и лаун-теннис [14, с. 31]. В Первом кадетском корпусе чрезвычайную популярность приобрела лапта, в которую с увлечением играли князья Иоанн и Гавриил Константиновичи [15, л. 43]. В Омском корпусе кадеты упражнялись в метании копий и диска [16, с. 699]. Большинство кадет-нижегородцев было серьезно увлечено лыжным спортом и ездой на велосипеде; кадеты 7 класса обучались верховой езде в манеже местной артиллерийской бригады под руководством опытного офицера [17, с. 38]. У кадет старшей роты Сумского корпуса был даже свой тир [18, с. 15].
Постепенно складывалась общая для всего военно-учебного ведомства традиция организации спортивных праздников и соревнований. Элемент состязательности, как было выше сказано, был введен в систему физических занятий еще Н.И. Демидовым. Однако условия для его реализации появились лишь на рубеже XIX-XX вв.
В 80-90-е гг. XIX в. в Симбирском кадетском корпусе под руководством преподавателя гимнастики Варда периодически устраивались гимнастические праздники, на которых кадеты соревновались в беге, прыгании, лазании и фехтовании. В качестве судей выступали приглашенные на праздник командиры воинских частей, расквартированные в Симбирске. Победители получали призы. Кроме того, «устраивались также с некоторой торжественностью бега на коньках и катанье с гор» [13, с. 128]. В Хабаровском кадетском корпусе воспитанники состязались в метании копий, в прыжке через деревянную лошадь вдоль с пролетом сквозь обруч, заклеенный бумагой, и сквозь горящий обруч, в борьбе и в фехтовании на рапирах. В 1909 г. были учреждены особые призовые жетоны для награждения кадет за успехи в следующих физических упражнениях: 1) гимнастике, 2) фехтовании рапирой, 3) плавании, 4) стрельбе дробинками и 5) легкой атлетике [19].
Со временем стали организовываться состязания между отдельными военно-учебными заведениями. Первый опыт подобного рода относится к весне 1909 г. Состязания проводились одновременно в Москве и Петербурге между кадетами 6 и 7 классов. Провинциальные корпуса участия в первых состязаниях не принимали. В программу входили «прыжок в ширину, через препятствие 1,5 аршин, через лошадь вдоль, поперек, горизонтальное бревно, наклонная лестница, отвесные шесты (лазание), параллельные брусья (выкидывание ног на брусья и выпрыгивание назад)» [20]. Применялась 12-балльная шкала оценок. По итогам состязаний первое место в Петербурге занял Второй кадетский корпус (общий балл 10,13), в Москве победителем оказались кадеты Второго Московского корпуса (балл 9,45). Соревнования показали хороший уровень подготовки кадет; по мнению судей, «в гимнастической работе кадет несомненно наблюдается единство метода обучения, установлению которого в кадетских корпусах способствовали курсы физического образования для офицеров-воспитателей; вследствие того и исполнение упражнений отличалось вообще единообразием и достаточной правильностью» [20].
В 1910 г. состязания были повторены. Правила остались прежними, однако в соревнованиях приняли участие и некоторые провинциальные корпуса: Псковский (в Петербурге), Ярославский и Орловский-Бахтина (в Москве). Первое место в петербургских состязаниях занял Псковский корпус (общий балл 10,72); кадеты-орловцы в Москве были третьими (балл 9,53). Общий уровень подготовки кадет, по мнению судей, по сравнению с предыдущим годом даже улучшился.
В 1911 г. на петербургских состязаниях, как и в предыдущем году, победил Псковский кадетский корпус (балл 10,63), на московских первое место занял Орловский-Бахтина кадетский корпус (общий балл 10,03). Судейская коллегия отметила грамотную постановку занятий по физическому воспитанию, которая позволила достичь хороших результатов.
В 1912 г. корпуса состязались не только в гимнастике, но и в фехтовании на рапирах. Первое место на московских состязаниях занял Ярославский кадетский корпус, который получил переходящий приз - бронзовую фигуру атлета, мечущего диск [21, с. 27].
В 1913 г. состязания не проводились. Затем началась Первая мировая война, и руководителям военно-учебного ведомства было уже не до спортивных мероприятий. Однако, как это ни парадоксально, в годы Гражданской войны А.В.
Колчак уделял большое внимание физической подготовке кадет: по его желанию в Иркутск и Томск были направлены британские офицеры для обучения кадет гимнастике и играм. Колчак лично контролировал ход занятий [22, л. 134-135].
В кадетских корпусах Русского Зарубежья организации физического воспитания с самого начала придавалось большое значение. Во время пребывания Донского корпуса в Исмаилии (Египет), благодаря хорошим климатическим условиям и обильной здоровой пище, занятия спортом получили широкое развитие. Кадеты играли в футбол, волейбол, бейсбол, крикет, комнатный теннис, лапту, занимались боксом, состязались в беге, прыжках, метании дисков, копий и ядер, стрельбе. Гимнастические упражнения, бейсбол и футбол входили в число обязательных занятий [23, л. 34]. В каждом классе были созданы футбольные команды. Сборная корпуса считалась одной из лучших в Исмаилии, « .часто устраивались состязания с арабами, французами, индусами и малайцами» [24, с. 20]. Периодически устраивались гимнастические праздники и проводились шахматные турниры.
Сытая и привольная жизнь кадет в Исмаилии была исключением из общего правила. Прочие эмигрантские кадетские корпуса в первые годы своей деятельности были вынуждены существовать в тяжелейших условиях. Особенно плачевно обстояли дела во 2-м Донском корпусе. Не было ни учебников, ни тетрадей, ни одежды, ни денег. Кадеты жили впроголодь и ютились в полуразвалившихся бараках. Преподаватели работали фактические бесплатно. О покупке спортивного инвентаря не могло быть и речи (в корпусе имелись лишь городки, ходули, биты и мячи для лапты), поэтому занятия гимнастикой почти прекратились [25, л. 4]. Однако кадеты не сдавались. В 1921 г. состоялась серия футбольных матчей между воспитанниками 2-го Донского и Крымского кадетских корпусов. Крымцы находились в гораздо более выигрышном положении: у них благодаря заботе руководства имелись футбольные мячи в каждом отделении, а у донцов на весь корпус был всего лишь один мяч, купленный после настойчивых просьб кадет. Начальство 2-го Донского корпуса негативно относилось к игре в футбол, так как она приводила к сильному износу обуви, и поэтому кадеты были вынуждены приобретать мячи вскладчину на свои скудные средства [26, л. 19 - 19 об.]. Молотки и воротца для крокета были сделаны самими воспитанниками.
По мере улучшения материальной базы кадетских корпусов организация физических занятий приобретала регулярный характер. К 1925 г. в Донском корпусе были закуплены гимнастические снаряды, полные комплекты принадлежностей для фехтования (эспадроны, рапиры, маски, перчатки, нагрудники) [27, л. 8 об.]. Был создан кружок любителей сокольской гимнастики.
Необходимо отметить, что сокольское движение, весьма популярное в межвоенный период в Югославии (до 1929 г. - Королевстве сербов, хорватов и словенцев), Чехословакии, Польше и других странах Восточной Европы, в кадетской среде нашло горячую поддержку. Донские «сокола» в течение 1927 года дали три выступления в зале (зимой) и два общих выступления на открытом воздухе (летом, перед окончанием учебного года). Общее число участников достигало 100 человек, демонстрировались вольные движения, работа на снарядах и пирамиды. 12 июля 1928 г. были устроены состязания по гимнастике и легкой атлетике с выдачей призов. Церемония награждения предусматривала проведение сокольского парада. «Сокола» Донского корпуса ездили на слеты в Скойле, Ужице и Вышеграде [28, л. 51 - 51 об.].
В Крымском кадетском корпусе также была создана команда сокольских гимнастов. При содействии руководства корпуса были приобретены гимнастические снаряды, оборудован спортивный зал. Сборная кадет старших классов, которой руководил полковник Колосовский, добивалась высоких результатов на состязаниях; об успехах крымцев писали газеты [29, л. 22 об.] . Как уже отмечалось выше, воспитанники Крымского корпуса очень любили играть в футбол.
В Русском Киево-Одесском кадетском корпусе начиная с 1923 г. существовали спортивные кружки «Бэдминтон» и «Пинг-Понг», а также кружок сокольской гимнастики, который готовил инструкторов для корпусных гимнастических команд [30, с. 381]. Гимнасты Русского корпуса часто выступали с акробатическими номерами, во время представлений обнаруживая «хорошую тренировку, силу, ловкость, легкость, изящество и смелость, соединенную с расчетом времени» [31, л. 10].
Кадеты всех трех корпусов принимали успешное участие в сокольских слетах в Белграде и в Праге, а также гимнастических состязаниях в местах своего расположения [30, с. 30]. Кроме того, воспитанники занимались атлетическими упражнениями, играли в футбол и теннис, активно участвовали в бойскаутском движении.
В 1929 г. Крымский корпус был расформирован, а в 1933 г. прекратил свое существование и Донской корпус. В Первом Русском великого князя Константина Константиновича кадетском корпусе (так стал именоваться Русский кадетский корпус в 1929 г.) были продолжены лучшие традиции физического воспитания кадет. Активно велись занятия сокольской гимнастикой, действовали кружки игры в бадминтон и пинг-понг, регулярно устраивались шахматные турниры. Гонениям подвергалась лишь игра в футбол - и то потому, что у кадет не было подходящей обуви [32, л. 160-161].
Таким образом, можно сделать вывод, что многочисленные попытки организации физического воспитания кадет, предпринимавшиеся в XVIII - 1-й половине XIX в., не достигли своей цели. Планомерная, научно обоснованная организация физических занятий воспитанников российских военно-учебных заведений началась лишь в 60-е гг. XIX в. К началу XX в. была создана комплексная система физических занятий, в основу которых были положены гимнастические упражнения. Тогда же стали проводиться соревнования по гимнастике, в которых принимали участие кадеты старших классов. В жизни воспитанников кадетских корпусов Русского Зарубежья занятия физическими упражнениями и спортом всегда занимали заметное место. Несмотря на нехватку средств, именно на югославской земле в обиход русских кадет прочно вошли многочисленные спортивные игры и популярная тогда система сокольской гимнастики.
This article shows the place of physical training and sports in the life of pupils of cadet corpses in Russian Empire and Russian Diaspora. Author comes to conclusion that the first attempts of organization of physical educating in Russian military school belong to the XVIII cent., but the scientifically proven approach to the physical upbringing of future officers began to form only in the 60-ies of the XIX cent. Gymnastics, active games, swimming, fencing entered strongly in life of cadet corpses in the beginning of the XX cent. Sporting competitions between teams of different cadet corpses were organizing since 1909. Sokol gymnastics gained great development in cadet corpses of Russian Diaspora. Keywords: physical training, sports, cadet corps, Russian Empire, Russian Diaspora.
Список литературы
1. Грабарь В.К. Вскормленные с копья. Очерки истории детского воинского воспитания. СПб.: Ф-т филологии и иск-в СПбГУ 2009. 580 с.
2. Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями, о воспитании детей от рождения их до юношества. СПб., 1766. 18 с.
3. Кононов Г.Л. Средние военно-учебные заведения (корпуса). СПб., 1901. 74 с.
4. О награждении и прибавке жалования учителям. 1773-74 // Российский государственный архив военно-морского флота. Ф. 432. Оп. 1. Д. 75.
5. Дело о постановке физкультурного воспитания в ВУЗ. 1827-29 // Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 945. Оп. 1. Д. 336.
6. Зверев С.Е. Юбилейный сборник Михайловского Воронежского кадетского корпуса. 1845-1895. Воронеж, 1898.
336 с.
7. Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений. Высочайше утверждено 24 декабря 1848 г. СПб., 1849. 185 с.
8. Инструкция по воспитательной части для военных гимназий, однородных с ними заведений и военных прогимназий. Устройство внутреннего порядка. Основные правила физического и нравственного воспитания. Общие обязанности воспитателей. Изд. на основе СВП, 1869 г, книги XV, ст. 210, 229, 632, 635, 695 и примеч. к ст. 288, по II продолжению. СПб., 1881. 175 с.
9. Звездкин Н.П. Из воспоминаний старого однокашника // Кадет-михайловец. Литературный популярно-научный журнал 2-го кадетского Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Николаевича корпуса. № 3. 23 ноября 1908 г. С. 38-43.
10. Лыкошин Н. Во 2-й СПб. военной гимназии. Из воспоминаний 1870-77 гг. // Кадет-михайловец. Литературный популярно-научный журнал 2-го кадетского Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Николаевича корпуса. № 6. 12 мая 1910 г. С. 29-34.
11. Медем Б.Г. Былое и последовавшее в Петровской Полтавской военной гимназии и в Петровском Полтавском кадетском корпусе. СПб., 1912. 81 с.
12. Бутовский А.Д. Телесные упражнения и внеклассные занятия в кадетских корпусах. М.: Тип. Г. Лисснера и А. Гешеля, 1898. 15 с.
13. Материалы для истории Симбирского кадетского корпуса за первые 25 лет его существования. 1873-1898 гг. Собирал А.И. Рязанов. Симбирск: Типолитография А.И. Токарева, 1900. 141 с.
14. Коровин В.М. Военное образование в Российской империи (середина XIX - начало XX в.): монография. Воронеж, 2009. 704 с.
15. Борщов А.В. Мои воспоминания молодости. Семейная хроника XVШ, XIX и 1-й четверти XX в. // Архив Библиотеки-фонда «Русское Зарубежье» им. А.И. Солженицына. Ф-2. М-90.
16. Гусев Н. К столетнему юбилею Омского кадетского корпуса // Педагогический сборник. 1913. № 6. Ч. неофиц. С. 693-703.
17. Мелочи кадетской жизни // Кадетская мысль. Литературный журнал Нижегородского графа Аракчеева кадетского корпуса. 1907. № 1. С. 38-39.
18. Ряснянский Б. [Без названия] // Кадетское письмо. Вестник кадетского объединения в Аргентине. № 14. С. 14-17.
19. Приказ по военно-учебным заведениям от 16 декабря 1909 г. № 141.
20. Приказ по военно-учебным заведениям от 30 сентября 1909 г. № 92.
21. Кульчинский В., Кутепов Г. Памятка кадета Ярославского кадетского корпуса. Ярославль, 1912. 29 с.
22. Переписка с военным министерством Российского правительства о взаимоотношениях с союзниками, выступлении красных партизан в г. Павлодаре, о действиях атамана Анненкова, самоубийстве кадетов в Омском кадетском корпусе и по другим вопросам. 1918-1919 // Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). Ф. Р-176. Оп. 4. Д. 62.
23. Переписка о положении в Донском Императора Александра III кадетском корпусе // ГАРФ. Ф. Р-7065. Оп. 1. Д. 48.
24. Гончаров Ю. Донской кадетский корпус в Египте // Африка глазами эмигрантов. Россияне на континенте в первой половине XX века. М.: Восточная литература, 2002. С. 18-22.
25. Доклад директора 2-го Донского кадетского корпуса генерал-майора Бабкина о состоянии корпуса. 1926 // ГАРФ. Ф. Р-6792. Оп. 2. Д. 115.
26. Материалы по обследованию белоэмигрантского «Донского кадетского корпуса». 1921 // ГАРФ. Ф. Р-1255. Оп. 2.
Д. 64.
27. Доклад белоэмигранта генерал-лейтенанта Кусонского белоэмигранту генерал-лейтенанту Кондзеровскому от 2.09.1925 о положении белоэмигрантских кадетских корпусов в Югославии с приложением отчетов о возникновении и развитии корпусов. 1925 // ГАРФ. Ф. Р-5826. Оп. 1. Д. 53.
28. Журналы заседаний Общепедагогического комитета Донского кадетского корпуса. 1928 // ГАРФ. Ф. Р-6792. Оп. 2. Д. 106.
29. Журнал заседаний педагогического комитета Первого Русского кадетского корпуса . 1932-1936 // ГАРФ. Ф. Р-6792. Оп. 2. Д. 165.
30. Кадетские корпуса за рубежом. 1920-1945. Нью-Йорк: Изд-е Объединения кадет российских зарубежных кадетских корпусов, 1970. 502 с.
31. Отчет о состоянии Русского кадетского корпуса за 1928-29 учебный год // ГАРФ. Ф. Р-6792. Оп. 2. Д. 167.
32. Журнал заседаний педагогического комитета Первого Русского кадетского корпуса. 1940-1944 // ГАРФ. Ф. Р-6792. Оп. 2. Д. 166.
Об авторе
Гребенкин А.Н. - кандидат исторических наук, доцент Академии ФСО России, соискатель ученой степени доктора исторических наук кафедры истории России Орловского государственного университета, angrebyonkin@mail.ru