рарной реформы) // Гуманитарные науки в Сибири. 2012. № 2. С. 11-14.
31. Безгин В. Б. Крестьянская повседневность (традиции конца XIX - начала XX века). М.: Тамбов, 2004; Сухова О. А. «Общинная революция» в России: социальная психология и поведение крестьянства в первые десятилетия XX века (по материалам Среднего Поволжья). Пенза, 2007; Она же. Десять мифов крестьянского сознания: Очерки истории социальной психологии и менталитета русского крестьянства (конец
XIX - начало XX в.): по материалам Среднего Поволжья. М., 2008; и др.
32. Александров Н. М. Отхожие промыслы крестьян Верхнего Поволжья в конце XIX - начале XX века. Ярославль, 2007; Никулин В. Н. Помещики Северо-Запада России во второй половине XIX - начале
XX века. Калининград, 2005; Никулин П. Ф. Экономический строй крестьянского хозяйства Западной Сибири начала XX века. Томск, 2009; Кругов А. И. Крестьянское хозяйство России в конце XIX - первой четверти XX в. (на материалах Ставрополья, Кубани, Дона). Ставрополь, 2008; Хоруев Ю. В. Крестьянство Северного Кавказа в конце XIX - начале XX века (1890-1917 гг.): на примере Терской области. Владикавказ, 2008; Марискин О. И. Государево тягло: Налогообложение крестьянства России во второй половине XIX - первой трети XX века (по материалам Среднего Поволжья). Саранск, 2004; Тагирова Н. Ф. Рынок Поволжья (вторая половина XIX -начало XX в.). М., 1999; Еферина Т. В. Социальные проблемы крестьянства и модели социальной поддержки населения (вторая половина XIX - конец XX в.). Саранск, 2003; Роднов М. И. Крестьянство Уфимской губернии в начале XX века (1900-1917 гг.): социальная структура, социальные отношения. Уфа, 2002; Роднов М. И., Дегтярев А. Н. Хлебный рынок Уфимской губернии в конце XIX - начале XX века. Уфа, 2008; и др.
33. Ефременко А. В. Земская агрономия и ее роль в эволюции крестьянской общины. Ярославль, 2002; Есиков С. А, Есикова М. М. Сельскохозяйственное просвещение и аграрная культура России в конце XIX - начале XX веков (1880-е - 1917 гг.). СПб., 2008; и др.
34. Невская Т. А. Столыпинская реформа на Северном Кавказе. СПб.: Нестор, 1997; Дорофеев М. В. Земельные отношения в Томской губернии во второй половине XIX - начале XX в. Новокузнецк, 2007; Балыбердин Ю. А. Региональные особенности столыпинской аграрной реформы (по материалам Вятско-Камского региона) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2006. № 15. С. 24-27; Волгирева Г. П. Общероссийская сельскохозяйственная печать и «Пермский вестник землеустройства» // Вестник Пермского университета. Сер.: История. 2010. Вып. 2 (14). С. 74-81; Костина Е. Г. Реализация столыпинской аграрной реформы в Вятской губернии. Киров, 2010; Разгон В. Н., Храм-ков А. А., Пожарская К. А. Столыпинская аграрная реформа и Алтай. Барнаул, 2010; Белянин Д. Н. Качество колонизационного фонда в Западной Сибири 1906-1914 гг. // Гуманитарные науки в Сибири. 2010. № 1. С. 56-59; Белянин Д. Н. Переселение крестьян в Сибирь в годы аграрной реформы // Российская история. 2011. № 1. С. 86-95; и др.
УДК 796:930(470)
М. А. Смирнов
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX в. В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
В статье рассматривается историография становления и развития физической культуры в Российской империи. Анализируются и обобщаются исследования ученых по проблеме дореволюционной истории физической культуры. Статья касается работ по истории становления и развития физической культуры в Вятской губернии в конце XIX - начале XX в.
The article discusses the historiography of the formation and development of physical culture in the Russian Empire. It analyzes and summarizes scientists’ researches on the issue of pre-revolutionary history of physical culture. The paper deals with the works on the history of physical culture in the Vyatka province in the late XIX - early XX centuries.
Ключевые слова: Вятская губерния, историография, физическая культура, спорт.
Keywords: Vyatka province, historiography, physical culture and sports.
Проблема развития спорта и физической культуры стоит очень остро в данный исторический период развития России. Спортивные достижения оказывают влияние на политическое положение страны в мире, на воспитание подрастающего поколения, поэтому государство все больше уделяет внимания вопросам развития и продвижения разных спортивных видов. В этом направлении работают министерства, спортивные федерации, ведомства, управления, итогом работы которых можно считать получение разрешения на право проведения крупных общемировых праздников спорта, таких как спортивная универсиада в Казани 2013 г., зимняя олимпиада в Сочи 2014 г. и проведение чемпионатов мира по различным видам спорта. Все это свидетельствует о повышении значимости физической культуры в развитии Российской Федерации, а исторический опыт становления и организации физической культуры может быть полезен в более совершенном и качественном осознании этой проблемы. Поэтому важно осмысление истории физической культуры в Российской империи с точки зрения отечественной историографии.
Современники рассматриваемого периода, анализируя проблемы физической культуры, выделяли два направления: физическое воспитание и спорт. Хотя в понятие физического воспитания они включали различные значения, такие как
© Смирнов М. А., 2013
урок физической культуры или гимнастика и физическое воспитание у детей или подвижные игры. Спорт считался определенным видом деятельности с применением специальных физических упражнений при непосредственной их массовости и зрелищности. Именно данный период характеризуется зарождением, первыми шагами и попытками описания истории физической культуры и спорта.
Взгляды дореволюционных авторов, рассматривавших различные аспекты и проблемы физической культуры, можно разделить по элементам и видам физической культуры, или области человеческих знаний, связанных с физкультурным направлением, к которым они относились.
Доступным средством физической культуры детского возраста в различных населенных пунктах Российской империи были подвижные игры. Значительный вклад в описание и историческое сохранение различных видов игр внес Е. А. Покровский, дореволюционный этнограф и педагог. В своем исследовании «Детские игры, преимущественно русские: (В связи с историей, этнографией, педагогией и гигиеной)» [1] ученый анализировал становление и развитие детских подвижных игр как одного из средств физического воспитания. Он был одним из выдающихся деятелей который рассмотрел физическую культуру, отталкиваясь от исторического развития детской подвижной игры. В данном исследовании ученый описал детские игры с теоретико-методологической, педагогической сторон и выявил влияние внешних факторов на проводимые игры. Детские подвижные игры России сравниваются с играми других стран и народностей. В описание включены детские игры, распространенные и придуманные на территории Вятской губернии. Это было первое исследование, описывающее самобытные игры империи, собранные в единой книге. В работе «Первоначальное физическое воспитание детей» [2] автором проанализировано влияние подвижных игр и сделан вывод о положительном влиянии их на детские организмы, при соблюдении определенных гигиенических норм. Кроме того, ученый говорит о применении физического воспитания с раннего возраста в семье на основе исторического опыта. Е. А. Покровского можно считать одним из первых авторов, рассматривающих историческое развитие физической культуры.
Наряду с Е. А. Покровским развитие физической культуры изучали А. В. Терещенко и Д. А. Ро-винский. В своих работах они касались проблем развития силовых видов физической культуры в местностях Российской империи конца XIX в. [3] Они одни из первых описали становление силовых единоборств и их последующее влияние на развитие единоборств в крупных городах империи.
Общеимперские проблемы становления и развития различных видов физической культуры исследовал В. В. Гориневский. Этот физкультурный деятель был тесно связан с медициной и подходил в своих исследованиях к рассмотрению вопросов физической культуры с точки зрения физиологических, медицинских и гигиенических факторов, влияющих на развитие организма и применение физических упражнений.
Он - автор многих публикаций, связанных с применение физических упражнений и влиянием их на организм. В. В. Гориневский выступал за здоровый образ жизни. В своей работе «О закаливании человеческого организма как средстве воспитания» [4] он обращал огромное внимание на применение различных физических упражнений в рамках различных видов физической культуры с наличием обязательных положительных условий внешней среды.
Довольно много дореволюционных авторов уделяли внимание развитию физического воспитания как урока гимнастики в учебных заведениях под руководством специализированного преподавателя. Описание различных средств, методов и элементов физического воспитания, а также историческое развитие и сравнительные характеристики физического воспитания, по сравнению с международным развитием, дали два выдающихся теоретика и практика дореволюционной физической культуры: П. Ф. Лесгафт и
А. Д. Бутовский.
Научные изыскания П. Ф. Лесгафта назывались «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» [5] в двух частях. В своих работах ученый затрагивает вопросы физического образования и применение различных видов физической культуры под руководством грамотного специалиста - преподавателя. Деятельность П. Ф. Лесгафта до сих пор актуальна как фундаментальные теоретико-методологические знания в области физической культуры, а созданные им курсы подготовки специалистов физического воспитания в современности представляют целый институт физической культуры в Санкт-Петербурге.
А. Д. Бутовский был профессиональным военным, «он прошел путь от унтер-офицера до генерал-лейтенанта» [6]. Работая над своим исследованием «Записки по истории и методике телесных упражнений» [7], он использовал знания, полученные из путешествий и из общемировой практики физического воспитания. В этой работе автор анализирует лучшие системы организации физического воспитания в мире, описывает недостатки в преподавании в Российской империи в начале XX в. и представляет свое видение правильности преподавания на общеимперском уровне. Кроме того, активно выступает на
конгрессах и докладывает о развитии физического воспитания и о наиболее грамотной организации этого дела на территории Российской империи [8].
Множество дореволюционных авторов уделяли внимание теоретико-методологическим вопросам развития физического воспитания в Российской империи. К таким авторам можно отнести: К. А. Шмидта, Д. Н. Дубенского и др. В их работах отражены вопросы грамотного преподавания физического воспитания: построение урока, применение различных средств физической культуры [9].
Другими дореволюционными изданиями, рассказывающими нам о развитии физического воспитания в Российской империи конца XIX - начала XX в., были различные исторические сведения конкретно по учебным заведениям, в основном по гимназиям, а также история гимназического образования в Российской империи: «История гимназического образования в России», «Пятидесятилетие Санкт-Петербургской первой гимназии 1830-1880», «Настольная книга по народному образованию», «Гимнастика и спорт в средних учебных заведениях казанского учебного округа» [10]. В этих работах отражались основные тенденции по внедрению уроков гимнастики, опыт работы специалистов - преподавателей гимнастики и оснащенность спортивным инвентарем гимнастических залов, даты зарождения и основные документы, на основании которых вводилось преподавание физического воспитания.
Сведения о различной физкультурной деятельности в учебных заведениях Вятской губернии представлены в работах, касающихся истории учебных заведений: «История Вятской гимназии за 100 лет ее существования», «Гимнастика и спорт в средних учебных заведениях Казанского учебного округа» или в отчетах крупных училищ губернии. В этих работах дано краткое описание физического воспитания в учебных заведениях губернии и сравнение по учебному округу в постановке этого вопроса, также представлен преподавательский состав и влияние этого преподавания на учеников [11].
В спортивном отношении дореволюционные авторы, как и в современности, подразделяли и описывали различные спортивные виды по отдельности.
Велосипед как средство передвижения и достижения определенных физических качеств описывал Л. П. Боголепов. В своем исследовании «Велосипедная езда и ее влияние на организм»
[12] автор описывал грамотное использование велосипеда, занятия и тренировки на нем. Он произвел описание различных видов встречающихся велосипедов на территории Российской империи. В его работе велосипед представляется
как средство к физической рекреации или спортивной езде, а опыты по влиянию велосипедной езды автор ставил на себе.
Гимнастика как вид спорта рассматривался как отдельными авторами, так и в официальных отчетах центральных спортивно-гимнастических обществ. В. Д. Кузьмин-Караваев, Н. В. Манохин рассматривали отдельный особо развитый вид гимнастики- «Сокольскую» - и ее превосходство перед другими гимнастическими системами
[13]. Сведения о развитии крупных гимнастических обществ Российской империи содержались в отчетах этих обществ [14].
Большую популярность имели книги о лошадях, ипподромах и выездках в спортивном плане. С. П. Урусов анализировал развитие коннозаводства, различные породы лошадей, новшества в ипподромном развитии и характеризовал разные выездные школы [15]. Дж. Филлис изучил основы выездки, различные взгляды и системы на эту профессиональную деятельность наездников, кроме этого рассмотрел различные школы и подходы к обучению выездке [16]. В. И. Коптев анализировал историю развития русского коннозаводства и дал свои оценки для последующего направления деятельности, повышения участия государства в этом вопросе [17]. Заслуживают внимания многочисленные научные статьи [18] Л. Симонова в дореволюционных центральных спортивных журналах. Большую работу и обобщение различного материала о сохранении исконной местной вятской породы средствами физической культуры сделал Н. А. Любимов. В своем исследовании [19] он отразил исторический аспект развития прикладной физической культуры, направленной на развитие коневодства и сохранение исконных пород на примере Вятской губернии.
В дореволюционной России во многих губерниях существовали яхт-клубы, их деятельности было уделено особое внимание в различной литературе. Кроме исторического упоминания дореволюционными авторами, рассматривающими яхт-клубы Российской империи, были еще и официальные уставы, которые в основном копировались с центральных и особо развитых яхтных организаций. В таких работах есть сведения о дате образования, целях,задачах, правилах, итогах деятельности таких клубов и т. п. [20] В вятском яхт-клубе был свой устав, который официально издавался в брошюре, напечатанной в губернской типографии [21].
Ведущим теоретиком и практиком в изучении различных видов единоборств, в основном борьбы, был И. В. Лебедев, или дядя Ваня. Интерес представляют его статьи в спортивных журналах начала XX в. Кроме того, И. В. Лебедев занимался переводом и написанием мате-
риалов, касающихся единоборств и соревнований силачей [22]. Его практическая деятельность заключалась в организации соревнований среди спортсменов и сплочении различных силачей и борцов. Его считали кумиром многие спортсмены-силачи Российской империи первой четверти XX в.
Организацию проведения охоты и направление ее в спортивное русло отмечал Д. А. Короп-чевский. В своих работах он придавал огромное значение развитию правильной охоты на территории Российской империи и старался приравнять ее к отдельному спортивному виду со своей зрелищностью и устройством специальных соревнований [23].
В. Е. Игнатьев и Г. А. Дюперрон рассматривали исторические аспекты физической культуры и спорта, их исследования были актуальны и в послереволюционный период.
В. Е. Игнатьев в 1912 г. издает работу «Физическое воспитание», в которой описывает историю становления и развития общемировой физической культуры, причем затрагиваются данные об истории развития физической культуры на территории Российской империи [24].
Работа Г. А. Дюперрона «Библиография спорта и физического развития» [25] была первым дореволюционным изданием, обобщающим теоретические труды, изданные на русском языке с 1700 по 1913 г., связанные со спортом и физической культурой в целом [26]. Он обобщил труды всех теоретиков физической культуры и спорта, актуальных на его взгляд в Российской империи конца XIX - начала XX в. Его работа раскрывает полную картину дореволюционных авторов и изданий, описывающих различные виды физической культуры. Г. А. Дюперрон как теоретик физической культуры был разносторонним человеком, и область его исследования включала развитие многих видов физической культуры. Кроме того, он был первым, кто написал упомянутую выше библиографию спорта, дал ей определенную структуру, в которую вставил содержание из трудов авторов, описавших практически весь спорт. Из видов спорта особенно подробно он осветил футбол и методико-теоретические основы игры [27], причем его правила, описанные в брошюре и процитированные многими средствами массовой информации, касающимися вопросов спорта первой четверти XX в., смогли дойти до всех губерний империи [28]. Довольно значимо и исследование, касающееся легкой атлетики и ее развития [29]. В нем описывались теоретико-методологические обоснования легкой атлетики, описание различных видов. Довольно значимой считается статистика рекордов выдающихся спортсменов в сравнении с мировы-
ми, общеимперскими и губернскими рекордами первой четверти XX в.
Развитие скаутизма в Российской империи и различные статистические данные о лицах, принимавших участие в этой физкультурно-спортивной деятельности, анализируются в работе И. Н. Жукова [30], в которой автор дал краткую характеристику сведений по организации юных разведчиков.
В дореволюционном историографическом периоде исследователи в области спорта затрагивали вопросы методологии и теории физической культуры. Сами ученые были из различных отраслей знаний, в основном педагогических или медицинских. В их работах отражены процессы становления физкультуры, определены даты, первые практические результаты физкультурно-спортивного развития в Российской империи. Кроме этого ряд авторов описывают исторический процесс становления физической культуры в зарубежной практике. Центральные средства массовой информации, касающиеся физической культуры, дали многим авторам возможность опубликовывать свои взгляды на насущные проблемы физической культуры и оценить действия власти в данном направлении.
В советской историографии ученые в основном негативно отзывались о развитии физической культуры и ее видов как в целом по Российской империи, так и в частности по конкретно взятым губерниям конца XIX - начала XX в. Хотя они признавали, что становление и первые шаги как в теории, так и в практике физической культуры были сделаны. Изменение политического устройства государства повлияло на выработку новой системы физкультурно-спортивного функционирования. Ученые в области физической культуры призваны были создать новую основу для развития и функционирования физкультурной системы в духе социализма, подчиненной административно-командной системе и плановой экономике. Спонсирование любых разработок, изысканий в области физической культуры и развития всей физкультурной деятельности исходило от государства.
В постреволюционный период продолжались попытки издания исследований дореволюционных авторов, но постепенно пришли ученые с новым подходом к вопросу истории физической культуры и спорта.
Среди исследований данного периода особый интерес представляют работы Г. А. Дюперрона. Приняв новое общественно-политическое устройство, он продолжал писать об истории спорта в Российской империи и предлагать свои пути развития физической культуры [31]. Его исторические работы подвергались многочисленной критике различных ученых
новой советской формации, занимающих определенное место в физкультурно-спортивной отрасли знаний. Г. А. Дюперрон давал теоретико-методологическое обоснование различным видам спорта [32].
В предвоенный и военный периоды произошло окончательное закрепление новых взглядов на рассматриваемый вопрос. С учетом этого можно отметить начало фактического использования архивных дореволюционных материалов.
А. В. Грачев и М. С. Коган написали работу по истории физической культуры в СССР, включая в нее и все, что было связано с дореволюционной Россией, причем исторические изыскания заканчивались XVIII в. Исследователи находят подтверждение развития отдельных видов физической культуры в сказаниях, былинах, у авторов художественной литературы, ученых различных отраслей знаний. В работе взяты выдержки из оригинальных источников и даны грамотные комментарии к историческим высказываниям и цитатам [33]. Е. Ю. Зеликсон раскрывает историю физической культуры с периода отмены крепостного права и до революции. В работе особое место отдается становлению физической культуры советского государства задолго до революции. Он выделяет причинно-следственную связь изменения отношения к физкультуре и спорту в дореволюционный период. Говорит об особенностях физкультурно-спортивного развития в Российской империи этого периода [34].
С начала 50-х гг. изменяется подход к истории физической культуры, хотя достигнутые результаты советской системы физкультуры постоянно ставились в пример.
Так, диссертация Е. М. Черновой была одной из первых, затрагивающих вопрос физического воспитания в 60-х гг. XIX столетия. В своих изысканиях она опирается на смежные естественнонаучные отрасли физической культуры, такие как физиология, биология, медицина. В итоге исследователь приходит к выводу, что развитие гуманитарных знаний и работы различных дореволюционных ученых способствовали развитию различных видов физической культуры в дореволюционный период в Российской империи и подтолкнули государственный аппарат к начинаниям в этой сфере деятельности [35].
Историческое развитие, значимость и развитие элементов физической культуры подчеркивается в работах Л. Куна [36], В. В. Столбова, Б. С. Кузьмак [37], Н. К. Коробейникова [38] и др. В итоге каждый автор дает определение основных понятий физической культуры, которые отражены в работе. Все приведенные определения, так или иначе, связаны с историческим развитием, как и рассматриваемые элементы физической культуры.
В. А. Новосокольцев описал проведение первой общероссийской спартакиады под названием «общероссийские олимпийские игры» [39]. Его работа интересна своими точными данными о времени и месте организации игр.
На становление молодежного спорта в рассматриваемый период обращает внимание М. П. Паньков в своем диссертационном исследовании «Деятельность спортивных организаций России и их участие в революционной работе среди масс» [40]. Подчеркивая революционную направленность и плохое развитие физической культуры в дореволюционный период, он отмечает, что физкультурно-спортивное развитие происходило, а государственное влияние на организацию молодежных физкультурно-спортивных обществ было минимальным.
Историческое развитие судоходных видов спорта описывает В. Гловацкий. Особый интерес в его исследовании представляет процесс развития яхт-клубов в имперской России, а также основные даты становления парусных видов спорта [41].
Историю и организацию физической культуры рассматривал в своей обобщающей работе Н. Ф. Кулинко [42]. Автор указывает общеимперские даты событий, связанных с физической культурой. Он описывает развитие физической культуры в различные периоды истории Российского государства.
В работах Л. Б. Горянова, О. Л. Барсук и
А. И. Кудрейко значительное место уделено истории развития футбола как одного из ведущих командно-игровых видов спорта. В работе «Колумбы» московского футбола» [43] затрагиваются вопросы становления и первых шагов развития футбола в московском регионе конца XIX - начала XX в. Даны основные даты организации первых футбольных спортивных обществ. Описаны первые футбольные игры и командные встречи. В работе «Страницы футбольной летописи» [44] отражены вопросы организации футбола на общероссийском уровне в различные периоды развития, также даны даты организации, описаны основные направления развития и первые спортивные встречи различных губернских команд. В этих работах затрагиваются в основном вопросы становления и организации футбола в центральных губерниях.
Попытка описания зарождения спорта в Вятской губернии была предпринята Г. Н. Разумовским и А. Ц. Пуни [45]. Их заслуга состояла в том, что они начали организовывать молодежный спорт и основывать различные спортивные команды и неофициальные общества в первой четверти XX в. на территории г. Вятки. Воспоминания о своей деятельности по организации спорта, описание различных команд г. Вятки были ими при-
ведены в работе «Страницы истории спорта в Вятке». А. Ц. Пуни описал процесс становления и развития футбола в Вятке, первые футбольные команды, материально-техническое оснащение. Г. Н. Разумовский в целом изучил процесс становления и развития первых спортивных молодежных организаций Вятки, идейных вдохновителей, виды спорта, распространенные в губернии, и околоспортивную деятельность. Вятские исследователи в своих работах указывают на то, что становление и первые шаги развития спорта в Вятке были сделаны в дореволюционный период.
В советской историографии ученые, находясь в зависимости от политики партии и советской идеологии, в исследованиях негативно описывали историю физической культуры в позднеимперский период Российской империи. Можно отметить, что в советский период появились ученые - историки, специалисты в области истории физической культуры, которые не отрицали, что становление, организация и развитие некоторых элементов физической культуры были именно в Российской империи в конце XIX - начале XX в.
Современная историография затрагивает авторов, опубликовавших свои исследования в период становления нового государства с новой политической системой. Этот период охватывает временной промежуток с 1991 г. по настоящее время. Можно условно разделить исследователей, которые рассматривали становление и развитие физической культуры на общеимперском уровне и конкретно в Вятской губернии. К первой категории можно отнести Ю. И. Евсеева, Д. Г. Ефимова, И. В. Харламова, А. Б. Суника, Е. Гик, В. Г. Волкова, Е. Купало. А к авторам, касавшимся конкретно Вятской губернии, можно отнести Ю. А. Балыбердина, В. Н. Патрушева, В. Ф. Пономарева, В. Д. Сергеева.
В современном исследовании советского спортивного историка А. Б. Суника [46], отражены все выдающиеся деятели физической культуры и спорта начиная с дореволюционного периода. Ученый выделяет различные периоды становления историографии физической культуры и спорта и кратко описывает ученых, специалистов, теоретиков и их работы о развитии истории физической культуры и спорта. Непредвзятость его исследований и ссылки на большое количество дореволюционных ученых и специализированных физкультурно-спортивных изданий делают его исследование фундаментальным, правдивым и актуальным.
Ю. И. Евсеев дает определение физической культуры как части культуры человечества, которая накапливалась и развивалась исторически [47]. И. Ф. Харламов определяет физическое воспитание как многогранный процесс и делает предположение о том, что дореволюционный урок
под названием «гимнастика» и был самым настоящим уроком физического воспитания [48].
В диссертационном исследовании Д. Г. Ефимова анализируется становление и развитие физической культуры и спорта в государственных учреждениях России с 1861 по 1917 г. [49] В работе он затрагивает основные тенденции развития физической культуры на общеимперском уровне, не вдаваясь в подробности этого процесса в губерниях. Описывая развитие спорта, он дает развернутую характеристику центральным спортивным клубам и обществам.
В. Г. Волков в своем диссертационном исследовании «Становление и развитие физической культуры и спорта в Пензенской губернии в конце XIX- первой четверти XX века» делает попытку описания физического воспитания и спорта на примере Пензенской губернии [50].
Историю спорта исследовали Е. Я. Гик и Е. Купало [51]. В их работе проанализировано постепенное историческое становление и развитие различных видов спорта с опорой на важнейшие даты и деятельность спортивных функционеров различных периодов. В исследовании рассмотрены редкие, народные и вымирающие виды спорта.
Ю. А. Балыбердин, рассматривая общественно-политическую жизнь в Вятско-Камском регионе 1900-1914 гг., затронул организацию и развитие различных обществ и объединений и привел примеры организации спортивных обществ как на территории губернии, так и в целом в Российской империи [52].
В. Д. Сергеев, характеризуя местную прессу рассматриваемого периода, затронул некоторые аспекты, касающиеся развития физической культуры в Вятском регионе и на территории империи [53].
В. Н. Патрушев описал жизнедеятельность одного из директоров Вятской первой мужской гимназии и его участие в организации и способствовании развитию физического воспитания в стенах отдельно взятого учебного учреждения рассматриваемого периода [54].
В. Ф. Пономарев обратил внимание на развитие народных игр и забав среди населения губернии, отталкиваясь от труда Е. А. Покровского и своих воспоминаний [55].
Можно констатировать, что в современный историографический период ученые-историки более объективно и непредвзято исследуют становление и развитие физической культуры в дореволюционной России. Современные исследования касаются как истории развития физической культуры в Российской империи, так и отдельно по губерниям.
Итак, в современной отечественной исторической науке накоплен большой исторический и
историографический опыт изучения истории физической культуры и спорта в Российской империи конца XIX - начала XX в. Многие изыскания различных авторов постепенно оспариваются, подкрепляясь новыми сведениями авторитетных источников. Поиск научной истины в истории этого вопроса постоянно актуализируется исходя из развития научных взглядов, опирающихся на достоверные факты.
Примечания
1. Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские: (В связи с историей, этнографией, педагогией и гигиеной). М.: Тип. А. А. Карцева, 1887.
2. Покровский Е. А. Первоначальное физическое воспитание детей. М.: Типо-лит. В. Ф. Рихтера, 1895.
3. Терещенко А. В. Быт русской жизни. СПб.: Тип. воен.-учеб. заведений, 1847; Ровинский Д. А. Русские народные картинки. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1881.
4. Гориневский В. В. О закаливании человеческого организма как средстве воспитания. Вып. XX. СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1900 (сер. Энциклопедия семейного воспитания и обучения).
5. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Ч. I, II. СПб.: Тип. Н. А. Лебедева, 1888-1901.
6. Суник А. Б. Очерки отечественной историографии истории физической культуры и спорта. М.: Сов. спорт, 2010.
7. Бутовский А. Д. Записки по истории и методике телесных упражнений. СПб.: Изд. главной гимнастическо-фехтовальной шк., 1913.
8. Бутовский А. Д. Вопросы физического воспитания и спорта на международном конгрессе в Брюсселе летом 1905 г. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1906.
9. Шмидт К. А. Гимнастика в вопросах и ответах: ее история, цель и польза. СПб.: Литотип. Ф. Юргенса, 1877; Дубенский Д. Н. Учебник для введения строевых и гимнастических занятий в народных школах и других учебных заведениях. СПб.: Изд. русское чтение, 1911.
10. Алешинцев И. А. История гимназического образования в России. СПб.: О. Богданова, 1912; Соловьев Д. Н. Пятидесятилетие Петербургской первой гимназии. СПб.: Тип. Второго отд. Собств. е. и. в. канцелярии, 1880; Погодин П. Д. Гимнастика и спорт в средних учебных заведениях Казанского учебного округа. Казань: Типолит. ун-та, 1912.
11. Погодин П. Д. Гимнастика и спорт в средних учебных заведениях Казанского учебного округа; Васильев М. Г. История вятской гимназии за сто лет ее существования. Вятка: Губерн. тип., 1911; Отчет по вятскому Александровскому земскому училищу. Вятка: Тип. Шкляева, 1915.
12. Боголепов Л. П. Велосипедная езда и ее влияние на организм. М.: Тип. М. Г. Волчанинова, 1895.
13. Кузьмин-Караваев В. Д. Сокольство и идея славянского единения. СПб.: Тип. т-ва «Обществ. польза», 1912; Манохин Н. В. Курс сокольнической гимнастики. Пг.: Изд-во гимнастического клуба «Сокол», 1917.
14. Гимнастическое общество Сокол-1 в Санкт-Петербурге 1912; Богатырь. Общество телесного воспитания. Отчет за 1906 год. СПб., 1907; Богатырь. Общество телесного воспитания. Отчет за 1908-1909 учебный год. СПб., 1910.
15. Урусов С. П. Книга о лошади - настольная книга для каждого коннозаводчика, коневода, коневладельца и любителя лошади. Т. II. СПб.: Деятель, 1911.
16. Филлис Дж. Основы выездки и езды. СПб.: Издатель Кн. Багратион, 1901.
17. Материалы для истории русского коннозаводства. Статьи В. И. Коптева. 1847-1887. М., 1887.
18. Симонов Л. Несколько слов о развитии коннозаводства в России // Спортсмен. 1913. № 19. С. 7-9.
19. Любимов Н. А. ... «Вятка» (лошадь Вятской породы). Вятка: Скл. изд. у Н. А. Любимова, 1915.
20. Устав Санкт-Петербургского студенческого яхт-клуба. СПб., 1911; Петр Великий - основатель водного спорта в России. СПб., 1910; Императорский речной яхт-клуб 1860-1910. Т. 1. СПб., 1910.
21. Устав Вятского Яхт-клуба. Вятка: Губерн. тип., 1904.
22. Лебедев И. В. Французская борьба. Саратов: Новь, 1925.
23. Коропчевский Д. А. Древнейший спорт. СПб.: Изд-во М. М. Ледерле и Ко., 1892.
24. Игнатьев В. Е. Физическое воспитание: гимнастика, спорт, подвижные игры. М.: Польза, 1912.
25. Дюперрон Г. А. Библиография спорта и физического развития. Петроград: Канц. Сов. при Главно-наблюдающем, 1915.
26. Суник А. Б. Очерки отечественной историографии истории физической культуры и спорта. М.: Сов. спорт, 2010. С. 70.
27. Дюперрон Г. А. Теория игры в футбол «Ассоциация». Тифлис: Тип. Канц. наместника е. и. вел., 1910; Дюперрон Г. А. Легкая атлетика и игры. Вып. II. Футбол и другие игры того же типа. СПб.: В. Березовский, 1909.
28. Разумовский Г. Н. Страницы истории спорта в Вятке: Воспоминания старых спортсменов. Киров: Волго-Вят. кн. изд-во, 1968.
29. Дюперрон Г. А. Легкая атлетика. СПб.: В. Березовский, 1913.
30. Жуков И. Н. Русский скаутизм. Краткие сведения о русской организации юных разведчиков. Пг.:
В. А. Березовский, 1916.
31. Дюперрон Г. А. Краткий курс истории физических упражнений. Л.: Ленингр. шк. физ. образования комсостава К. А. и Ф., 1924.
32. Дюперрон Г. А. Футбол, баскетбол, ватерполо. М.; Пг.: Гос. изд-во, 1923.
33. Грачев А. В. История физической культуры в СССР с древнейших времен до конца XVIII века. М.: ФиС, 1940.
34. Зеликсон Е. Ю. Очерки по истории физической культуры в СССР. М.; Л.: ФиС, 1940.
35. Чернова Е. М. Проблема физического воспитания в русской педагогической литературе в 60-х гг. XIX столетия: дис. ... канд. пед. наук. М., 1951.
36. Кун Ё. Всеобщая история физической культуры и спорта. М.: Радуга, 1982.
37. Кузьмак Б. С. Социально-экономические проблемы физической культуры и спорта. М.: ФиС, 1981.
38. Коробейников Н. К. Физическое воспитание. М.: Высш. шк., 1989.
39. Новосокольцев В. А. Пылающая эстафета. М.: ФиС, 1979.
40. Паньков М. П. Деятельность спортивных организаций России и их участие в революционной работе среди масс: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1981.
41. Гловацкий В. Увлекательный мир парусов. (Очерки по истории парусного спорта.) М.: Прогресс, 1981.
42. Кулинко Н. Ф. История и организация физической культуры. М.: Просвещение, 1982.
43. Горянов Л. Б. «Колумбы» московского футбола. М.: Моск. рабочий, 1983.
44. Барсук О. Л. Страницы футбольной летописи. Минск: Полымя, 1987.
45. Разумовский Г. Н. Страницы истории спорта в Вятке: Воспоминания старых спортсменов. Киров: Волго-Вят. кн. изд-во, 1968.
46. Суник А. Б. Очерки отечественной историографии истории физической культуры и спорта. М.: Сов. спорт, 2010.
47. Евсеев Ю. И. Физическая культура. Ростов н/Д: Феникс, 2005.
48. Харламов И. Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 2000.
49. Ефимов Д. Г. Становление и развитие физической культуры и спорта в государственных учреждениях России (1861-1917 гг.): дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2000.
50. Волков В. Г. Становление и развитие физической культуры и спорта в Пензенской губернии в конце XIX - первой четверти XX века: дис. ... канд. ист. наук. Пенза, 2003.
51. Гик Е. Я. Популярная история спорта. М.: «Академия», 2007.
52. Балыбердин Ю. А. Общественно-политическая жизнь в Вятско-Камском регионе в начале XX века (1900-1914 годы). М.: Прометей, 2005.
53. Сергеев В. Д. Из истории вятских газет, 18381917: К 300-летию рус. печати. Киров: Киров. фил. Моск. гуманит.-экон. ин-та, 2002.
54. Патрушев В. Н. Директор Вятской гимназии Ф. М. Керенский // Из истории Вятского края. Киров: Изд-во ВГПУ, 1997.
55. Пономарев В. Ф. Народные игры, забавы, ристания на Вятке. Киров: Вят. лит.-худ. изд-во Киров. отд. СФК, 1991.
УДК 2-788
Е. В. Кустова
ОСОБЕННОСТИ ПОСЛУШАНИЙ МОНАШЕСТВУЮЩИХ В XVIII в. (ПО МАТЕРИАЛАМ ВЯТСКОЙ И ВЕЛИКОПЕРМСКОЙ ЕПАРХИИ)*
В статье на примере Вятской и Великопермской епархии анализируется система послушаний в монастырях в XVIII в., дается их типологизация, показана их динамика на протяжении столетия, выясняются причины изменений. Рассматриваются особенности послушаний в мужских и женских монастырях, а также проблема физического труда среди монашествующих.
In article and exemplified by Vyatka and Great Perm’ Diocese analyzes the system of obedience in the monasteries in the XVIII century, given their typology, shown their dynamics in the during the century, establishing the cause of changes. Discusses the obedience’s features in monasteries and nunneries, and the problem of the physical labor of the monks.
Ключевые слова: монастыри, послушания, Петр I, реформы, Вятская и Великопермская епархия.
Keywords: monasteries, obedience, Peter I, reform, Vyatka and Great Perm’ Diocese.
Жизнь человека в монастыре определялась молитвой и трудом. Практически каждый монах в силу своего опыта и сил исполнял какое-то послушание, что было тесно связано с самой сущностью монашества. Принимая постриг, человек давал обет послушания, в котором отвергал свою волю как источник греха. Одной из форм послушаний монаха являлась готовность принять любую работу, которая воспринималась как дело Божие [1]. Труд не только давал пропитание братии, но и духовно воспитывал ее. Так, в своем уставе прп. Василий Великий, используя примеры Св. Писания, указывал на необходимость монахам заниматься рукоделием, поскольку оно утруждает тело, является проявлением служения своему ближнему, учит послушанию и смирению [2].
На протяжении нескольких столетий именование и содержание многих монастырских должностей и занятий оставались практически неизменными. Однако наполненное преобразованиями XVIII столетие внесло определенные коррективы в эту веками сложившуюся традицию.
Главный груз ответственности в монастырях по традиции лежал на плечах настоятеля.
* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ и Правительством Кировской области научного проекта №13-11-43002
© Кустова Е. В., 2013