Научная статья на тему 'Содержательный компонент концептуальной модели педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями'

Содержательный компонент концептуальной модели педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
560
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВАЯ / ПЛАНОВО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ / КОНТРОЛЬНО-РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИИ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ / ПРАВОВОЙ / МЕЖЛИЧНОСТНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ БЛОКИ / CONTROLLING-AND-REGULATIVE FUNCTIONS / INTERPERSONAL INTERACTION / PSYCHOLOGICAL-AND-PEDAGOGICAL / MOTIVATIONAL-AND-PURPOSEFUL / PLANNED-AND-ANALYTICAL / ORGANIZATIONAL-AND-PERFORMING / LEGAL / INTERPERSONAL-AND-COMMUNICATIVE / BEHAVIORAL BLOCKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Танаева Замфира Рафисовна

В статье раскрывается один из главных компонентов концептуальной модели педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, представляющий собой ее содержательную сторону. Содержательный компонент концептуальной модели рассматривается системообразующим звеном, через развитие которого отчетливо просматриваются процесс и результат педагогического управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Танаева Замфира Рафисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informative Component of Pedagogical Management Conceptual Model of Future Experts' Professional Training for Work with Juvenile Malefactors

The article reveals one of the main components of the pedagogical management conceptual model of future experts' professional training for work with juvenile malefactors, i.e. representing its informative aspect. The informative component of the conceptual model is considered as a system forming link. The process and results of pedagogical management are distinctly seen via this component.

Текст научной работы на тему «Содержательный компонент концептуальной модели педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями»

УДК 378:371 ББК 74.480:74.66

Танаева Замфира Рафисовна

кандидат педагогических наук кафедра административного права и административной деятельности Челябинский юридический институт МВД России

г. Челябинск Tanaeva Zamfira Rafisovna Candidate of Pedagogics Chair of Administrative Law and Administrative Activity Chelyabinsk Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Chelyabinsk

Содержательный компонент концептуальной модели педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями

Informative Component of Pedagogical Management Conceptual Model of Future Experts’ Professional Training for Work with Juvenile Malefactors

В статье раскрывается один из главных компонентов концептуальной модели педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, представляющий собой ее содержательную сторону. Содержательный компонент концептуальной модели рассматривается системообразующим звеном, через развитие которого отчетливо просматриваются процесс и результат педагогического управления.

The article reveals one of the main components of the pedagogical management conceptual model of future experts’ professional training for work with juvenile malefactors, i.e. representing its informative aspect. The informative component of the conceptual model is considered as a system forming link. The process and results of pedagogical management are distinctly seen via this component.

Ключевые слова: мотивационно-целевая, планово-аналитическая,

организационно-исполнительская, контрольно-регулятивная функции, межличностное взаимодействие, психолого-педагогический, правовой, межличностно-коммуникативный, поведенческий блоки.

Key words: motivational-and-purposeful, planned-and-analytical,

organizational-and-performing, controlling-and-regulative functions; interpersonal interaction; psychological-and-pedagogical, legal, interpersonal-and-communicative, behavioral blocks.

В условиях социально-экономических преобразований, происходящих сегодня в различных сферах российского общества, важной задачей профессиональной подготовки является подготовка специалистов высокого

профессионального уровня, соответствующих требованиям новых социальных условий общественного развития. Исследуя одно из актуальных направлений профессиональной подготовки в высшей школе - подготовку будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, мы приходим к выводу, что существующие в настоящее время подходы к обучению будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями не в полной мере отвечают требованиям современности. Одним из средств на пути решения этой проблемы, на наш взгляд, может стать педагогическое управление, представляющее собой целенаправленную совместную деятельность субъектов управления (педагога и обучаемого), благодаря которой достигается принятие оптимального управленческого решения по достижению высокого уровня компетентности в работе с несовершеннолетними правонарушителями. Для обоснования концептуальных основ педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, отражающих взаимосвязь методологических, теоретических и технологических составляющих, а также в определении практических путей его реализации в образовательном процессе вуза необходима разработка и реализация концептуальной модели, проектируя которую, мы исходили из того, что «моделирование выступает как метод познания, предоставляющий субъекту возможность синтезировать существующие представления об исследуемом объекте» [4, С. 247], а научная модель является наглядно-логическим представлением исследуемого предмета с целью четкого определения компонентов, входящих в состав предмета, связей между ними, а также особенностей функционирования и развития объекта. При этом мы руководствовались требованиями, предъявляемыми исследователями (С.И. Архангельский, В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский, Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина, В.И. Михеев, В.А. Штофф и др.) к процессу моделирования. Разработанная нами концептуальная модель имеет структурную организацию, задается синтезом междисциплинарного, правового и модульного подходов,

морфологически представлена пятью компонентами: целевым,

содержательным, организационно-исполнительным, технологическим, оценочно-результативным. Подробно остановимся на ее содержательном компоненте.

Содержательный компонент является системообразующим в концептуальной модели педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, так как через его развитие наиболее отчетливо просматриваются процесс и результат педагогического управления. В соответствии с принципом целеполагания, определившись с выбором теоретико-методологической основы построения концепции педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, проектируя содержательный состав концептуальной модели, нами выявлены ее блоки: психолого-

педагогический, правовой, межличностно-коммуникативный, поведенческий; функции: мотивационно-целевая, планово-аналитическая, организационно-

исполнительская, контрольно-регулятивная, функция межличностного взаимодействия.

Основной формой реализации содержания разрабатываемой концепции являются функции управления, представляющие собой особый вид управленческих действий (с позиции субъект-субъектных отношений -управленческих воздействий на субъектов управления) [1, С. 171]. Выделяя функции управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями в качестве главного механизма решения управленских задач, мы базируемся на сопоставлении разнообразных подходов исследователей к определению и классификации функций управления образованием (Г.Г. Габдуллин, В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, Е.Ю. Никитина, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.), при этом в силу единства процесса и структуры управления функции рассматриваются нами в связи и во взаимоотношениях, образуя единый

педагогический управленческий цикл. Мотивационно-целевая функция служит исходным основанием для управленческой деятельности преподавателя и направлена на формирование целей участников педагогического процесса на основе мотива их деятельности, возникшего из потребности в данном виде деятельности. Планово-аналитическая функция выступает организационной основой управления и направлена на изучение фактического состояния и обоснованности применения совокупности способов, средств, воздействий и на оптимальный их выбор по достижению целей, на объективную оценку результатов педагогического процесса, выработку механизмов по переводу управления в новое качественное состояние. Организационно-исполнительская функция обеспечивает качество реализации концепции педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, оптимальное взаимодействие ее компонентов, необходима, прежде всего, для реализации принятых решений. Функция межличностного взаимодействия порождает совместную творческую деятельность преподавателя и обучаемых, в которой приоритетными являются совместные способы решения вопросов. Совместный поиск истинного знания в условиях педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями обеспечивает активность учебной деятельности обучаемых во всех формах ее развития. Контрольно-регулятивная функция предназначена для стимулирования деятельности преподавателя и обучаемого, для внесения корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления профессиональной подготовкой для поддержания ее на запрограммированном уровне.

Резюмируя изложенное содержание функций концепции управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, отметим, что каждая из выделенных функций имеет собственное теоретическое обоснование в рамках разработанной нами концептуальной модели и находит отражение в

конкретных способах и формах учебного процесса, направленных на овладение обучаемыми комплексом необходимых правовых, психолого-педагогических и специальных знаний, умений; тактикой общения в той или иной ситуации, а также на сознательное использование этих знаний в будущей профессиональной деятельности.

Проектируя содержательный компонент концептуальной модели педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, мы учитывали сущность категории «компетентность в работе с несовершеннолетними правонарушителями», назначение и содержание деятельности будущего специалиста в исследуемом направлении. В итоге нами были выявлены психолого-педагогический, правовой, межличностнокоммуникативный, поведенческий блоки. Охарактеризуем каждый блок в отдельности.

Психолого-педагогический блок концептуальной модели педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями позволяет научно обосновать требования к процессу предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних и выработать научно обоснованную методику организации работы с несовершеннолетними правонарушителями. Актуальность овладения психолого-педагогическими знаниями в работе с данной категорией лиц очевидна. Нормативные документы (приказы, директивы, указания) ставят перед специалистами задачи, регламентирующие круг обязанностей, предписывают, что необходимо делать, но не дают ответа на вопрос, как это делать; на местах отсутствует научно обоснованная методика организации работы с несовершеннолетними правонарушителями. Задачами данного блока является раскрытие механизмов и закономерностей профилактического воздействия на несовершеннолетних правонарушителей; ознакомление с основными подходами к проблеме изучения индивидуальнопсихологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей и их

групп; классификация и характеристика изучения личности данных подростков; определение основных форм и методов работы с несовершеннолетними правонарушителями.

Выделение правового блока разработанной нами концептуальной модели обусловлено тем, что специалистам в ходе профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями приходится вступать в правовые отношения как с самими несовершеннолетними, так и с их родителями, эффективность и успешность которых зависит от наличия у специалистов правовых знаний, от умелого их применения в практической деятельности. Задачами данного блока является овладение глубокими и системными знаниями положений уголовного, административного, гражданского, семейного и т.д. законодательств в части, касающейся несовершеннолетних; развитие навыков умелого толкования и применения Закона; воспитание у обучаемых высокого уровня профессионального правосознания, умения эффективно бороться с преступностью и безнадзорностью несовершеннолетних, соблюдая действующие нормы отечественного и международного права.

Межличностно-коммуникативный блок разработанной нами концептуальной модели педагогического управления профессиональной подготовки будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями предполагает выбор правильной стратегии и тактики в той или иной ситуации общения, что является залогом успеха в установлении доверительных отношений с подопечным и его родителями. Межличностнокоммуникативный блок представляет собой совокупность теоретических знаний, практических умений и навыков, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса, ориентированность в различных ситуациях общения. Целью данного блока является приобретение обучаемыми умений, необходимых для построения продуктивного коммуникативного взаимодействия с несовершеннолетними правонарушителями и иными лицами, основанного на законах, правовых и нравственных нормах. В ходе обучения реализуются следующие задачи: привитие культуры общения; развитие у

обучаемых способности общаться интегративно, устанавливать и перестраивать взаимоотношения; овладение умениями переносить теоретические знания, умения и навыки в ситуацию профессиональной коммуникации, трансформируя их в соответствии со спецификой конкретных условий; развитие у обучаемых мотивационно-ценностного отношения к общению как важному аспекту будущей профессиональной деятельности.

Поведенческий блок тесно связан с формированием положительной устойчивой мотивации обучаемых к работе с несовершеннолетними правонарушителями. В работах отечественных психологов (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин и др.) достаточно убедительно обосновывается тот факт, что в основе деятельности личности лежат мотивы поведения человека. «Мотив (от латинского - приводить в движение, толкать) представляет собой побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность» [3]. В связи с этим задачами поведенческого блока является развитие у обучаемых готовности и стремления к практической деятельности, освоение необходимых для этого умений и навыков; развитие творческой активности, направленной на самостоятельный поиск решения проблем, проявление познавательных интересов; развитие социальной активности, направленной на преодоление преступности среди несовершеннолетних.

Необходимо отметить, что содержание психолого-педагогического, правового, межличностно-коммуникативного, поведенческого блоков положены в основу показателей и уровней компетентности в работе с несовершеннолетними правонарушителями, которые были использованы нами в ходе констатирующего и формирующего этапов опытно-поисковой работы для проверки эффективности разработанной модели педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Основным показателем эффективности данной модели явился переход участников опытно-поисковой

работы на более высокий уровень развития компетентности в работе с несовершеннолетними правонарушителями, что подтверждает правильность выдвинутой гипотезы исследования о том, что профессиональная подготовка будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями будет успешно реализована в практике работы высшей школы при условии разработки целостной концепции педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями.

Библиографический список

1. Афанасьева О. Ю. Управление коммуникативным образованием студентов вузов: педагогическое сопровождение : монография. М. : МГОУ, 2007. 324 с.

2. Голощапова Т. Г. Формирование деловой речевой культуры специалиста в юридическом вузе / Т. Г. Голощапова // Подготовка студентов вузов к осуществлению деловой коммуникации : коллективная монография; под ред. Е. Ю. Никитиной. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - С. 62-78.

3. Маношкина Ю. И. Подготовка курсантов вузов МВД России к работе с делинквентными подростками на основе мотивационного программно-целевого управления : дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 1999. 174 с.

4. Резанович И. В. Бизнес-образование: профессиональное развитие менеджеров : монография. Челябинск, 2005. 291 с.

5. Шамова Т. И., Давыдова Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами : учебное пособие для студ. высш. заведений / под ред. Т. И. Шамовой. М. : Академия, 2008. 384 с..

Bibliography

1. Afanasieva, O. Yu. Higher School Students’ Communicative Education Management: Pedagogical Support: Monograph / O. Yu. Afanasieva. - M. : MSOU, 2007. - 324 p.

2. Goloshchapova, T.G. Experts’ Business Speaking Culture Forming at Law Higher Educational Institution / T.G. Goloshchapova // Higher Educational Institution Students’ Training for Business Communication Actualization: Multi-Author Book, Editor E.Yu. Nikitina. - M. : Humanitarian Publishing Center VLADOS, 2008. - P. 62-78.

3. Manoshkina, Yu.I. Students’ Training at Higher Educational Institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation for Work with Delinquent Juveniles in Terms of Motivational Accountability Management: Diss. ... Cand. of Pedag. / Yu.I. Manoshkina . -Barnaul, 1999. - 174 p.

4. Rezanovich, I.V. Business-Education: Managers’ Professional Development: Monograph / I.V. Rezanovich. - Chelyabinsk, 2005. - 291 p.

5. Shamova, T. I. The Educational Systems Management: Manual for Students of Higher Pedagogical Institutions / T. I. Shamova, T. M. Davydova, G. N. Shibanova/ Under the Edit. of T. I. Shamova. - M. Academy, 2008. - 384 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.