УДК75.77 ББК 347
Танаева Замфира Рафисовна
кандидат педагогических наук г. Челябинск Tanaeva Zamfira Rafisovna Candidate of Pedagogics Chelyabinsk О функциях педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями About Pedagogical Management Functions of the Future Experts’ Professional Training for the Work with Juvenile Offenders
Управленческие функции рассматриваются как одна из основных форм реализации содержания концепции педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. На основе сравнительного анализа особенностей управления применительно к образовательным системам выделены и обоснованы функции: мотивационно-целевая, планово-аналитическая, организационно-
исполнительская, контрольно-регулятивная и функция межличностного взаимодействия.
The management function is considered as one of the basic forms of the implementation of concept contents of pedagogical management of future experts’ professional training for work with juvenile offenders in the article. On the basis of the comparative analysis of the management peculiarities in the context of educational systems the following functions are distinguished and substantiated: motivational-and-goal-oriented, planning-and-analytic, organizational-and- performing, control-ling-and-regulative and interpersonal interaction function.
Ключевые слова: педагогическое управление, несовершеннолетние правонарушители, планирование, организация, контроль, коррекция, межличностное взаимодействие.
Key words: pedagogical management, juvenile offenders, plan making, organization, control, correction, interpersonal interaction.
Управление профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями рассматривается нами как идея, обеспечивающая соответствующую подготовку и переход на качественно новое состояние по принципу самоуправляемой, самоподдерживающейся системы, как концептуальная основа всего процесса подготовки обучаемых к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Для наиболее обоснованного подхода к реализации сформулированной идеи возникает необходимость разработки концепции педагогического управления профессиональной подготов-
кой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. На наш взгляд, одной из основных форм реализации содержания концепции должны быть функции управления, представляющие собой «особый вид управленческих действий (с позиции субъект-субъектных отношений - управленческих воздействий на субъектов управления)» [1, С. 171]. Выделяя функции управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями в качестве методологической основы при решении управленских задач мы базируемся на сопоставлении разнообразных подходов ученых к определению и классификации функций управления образованием (Г.Г. Габдуллин, В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, Е.Ю. Никитина, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.), при этом в силу единства процесса и структуры управления функции рассматриваются нами в связи и во взаимоотношениях, образуя единый педагогический управленческий цикл.
Дадим характеристику каждой из выделенных функций.
Первой функцией педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями является мотивационно-целевая, которая служит исходным основанием для управленческой деятельности преподавателя. В теории управления цель предполагается заранее заданной, а затем оценивается начальное состояние системы, а также ее потенциал для достижения цели. Согласно исследованиям Г.Н. Серикова, П.И. Третьякова и др. целевые установки следует подразделить на составные части, ориентированные на учет потребностей и интересов общества, участников образовательного процесса, выражающие намерения содействовать развитию у участников образования целеустремленности, заключающейся в том, чтобы у них появлялись потребности и способности в достижении взаимосвязанного единства первых двух компонентов [3, С. 89]. Учитывая это, следует вести речь о совершении мотивообразующих действиях преподавателя и обучаемого. При этом, вслед за О.Ю. Афанасьевой, под мотивацией мы понимаем процесс, с помощью которого преподаватель активизирует познава-
тельную деятельность обучаемых и побуждает их эффективно обучаться для достижения личностных целей как средства удовлетворения собственного желания. [1, С. 175], в результате чего увеличивается субъектность обучаемого [3, С. 106].
Анализ научной литературы (Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Е.Ю. Никитина, П.М. Якобсон и др.), собственная деятельность в качестве преподавателя высшей школы позволили сформулировать ряд требований по созданию познавательных и профессиональных мотивов у будущих специалистов при подготовке их работе с несовершеннолетними правонарушителями:
- оптимизация соотношения теоретической и практической подготовки, совершенствование форм и методов обучения в сторону профессиональноприкладной направленности;
- реализация междисциплинарного принципа между учебными предметами общенаучного, юридического, гуманитарного циклов, обеспечивающего систематизацию и обобщение полученных знаний в сфере предупреждения правонарушений несовершеннолетних;
- соотнесение учебной информации с профессиональными ситуациями и проблемами, которое достигается применением преимущественно технологии имитационного (активного) обучения, обеспечивающей деятельностный (а не вербальный) характер обучения, создающей условия для сознательного усвоения требований и содержания профессиональной деятельности, как следствие, формирование новых и более высоких форм мотивации;
- использование учебной информации в качестве практических ориентиров профессиональной деятельности будущего специалиста;
- организация и стимулирование рефлексивных процессов, обеспечивающих личностное включение обучаемых в процесс педагогического управления профессиональной подготовкой.
Таким образом, мотивационно-целевая функция направлена на формирование целей участников педагогического процесса на основе мотива их деятельности, возникшего из потребности в данном виде деятельности [5, С. 236].
Следующей функцией управления является планово-аналитическая функция, сущность которой заключается в определении основных видов деятельности преподавателя и обучаемого, направленных на максимальное и разностороннее развитие личности, самореализация ее творческих возможностей. Планирование способствует эффективному и планомерному использованию средств, форм, методов, педагогических технологий управления профессиональной подготовкой будущих специалистов и органически связано с педагогическим анализом. Влияние анализа на планирование заключается не только в том, что анализ выступает как важнейшее средство получения исходного материала для составления плана, но и в том, что анализ - средство проверки исполнения этого плана. Таким образом, анализ обеспечивает соблюдение основных принципов планирования, к которым относятся, по мнению многих ученых (Ю.А. Конаржевский, Ю.В. Кузнецов, Е. Ю. Никитина, М.М. Поташник, Т. И. Шамова и др.), полнота, точность, ясность, непрерывность планирования.
При планировании учебных занятий особое внимание следует уделять направленности занятия на раскрытие личностного потенциала каждого обучаемого, его положительных личностных качеств через осуществление учебного процесса в форме творческого поиска, при котором обучаемому предоставляется свобода в поиске путей анализа, идентификации и решения проблем. Эти обстоятельства требуют такого подхода к планированию, при котором обучаемые занимают контролируемую преподавателем активную лидирующую позицию в учебном процессе.
Третьей функцией управления мы считаем организационноисполнительскую, поскольку «по своим внешним характеристикам организаторская деятельность педагога проявляется как исполнительская, практическая» [4]. От организационно-исполнительской функции зависит качество функционирования и развития концепции педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Солидаризуясь мнениями Е.Ю. Никитиной [3, С 113], О.Ю. Афанасьевой [1, С. 182]., мы выделили ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения организационно-исполнительских функций: определение и детализация целей профессиональной подготовки, определение видов учебной деятельности обучаемых по достижению этих целей, решение различных учебно-познавательных задач и заданий учащимися и объединение их в управляемые группы, координация различных видов учебно-познавательной деятельности обучаемых.
Под организационно-исполнительской функцией в системе профессиональной подготовки будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями подразумевается разработка и реализация программы дисциплины специализации «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и других программ, предусматривающих специальную подготовку, организация и руководство учебной практикой, организация и руководство научноисследовательской работой обучаемых, а также реализация собственных педагогических решений через взаимодействие всех участников педагогического процесса.
Следовательно, с охарактеризованной выше функцией тесно связана функция межличностного взаимодействия. Само по себе слово «взаимодействие» достаточно широко и часто употребляется в научных трудах, популярной литературе, служебных документах и бытовой лексике. Однако до сих пор все еще не раскрыт его универсальный, философско-теоретический и методологический смысл воздействия как реального явления и понятия. По мнению ученых (А. Н. Иезуитов и др.), взаимодействие представляет собою многоуровневый и многосоставный процесс, не имеющий ни своего четко зафиксированного начала, ни тем более окончательного завершения. Взаимодействие включает в себя взаимосвязь и взаимоотношение в качестве определенных этапов и видов своего движения и развития: от взаимосвязи к взаимодействию через взаимоотношения - таковы эти этапы [2, С. 12].
В педагогике межличностное взаимодействие является основой педагогического управления и представляет собой организованную согласованную деятельность всех участников образовательного процесса. В педагогической науке подробно рассматриваются различные аспекты межличностного взаимодействия. Проблеме педагогического общения как одному из способов взаимодействия посвящено значительное количество исследований (О. Ю. Афанасьева,
B.А.Кан-Калик, Ю.Н.Емельянов, Г.А.Ковалев, А.Н. Леонтьев, А. В. Мудрик, Е. Ю. Никитина и др.), анализ которых обнаруживает несколько аспектов в ее изучении. Прежде всего, это определение структуры и условий формирования межличностной коммуникации. Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми (А. А. Бодалев,
C.В.Кондратьева и др.). Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определенных условий и приемов. Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего, это исследования по проблеме педагогической этики и такта (Э. А. Гришин, И. В. Страхов и др.). Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений раскрывается в исследованиях В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянова и .др.
Анализ научной литературы (Н.М. Борытко, И. А. Соловцова и др.), обобщение педагогического опыта позволили выявить условия, необходимые для эффективного межличностного взаимодействия: понимание и принятие ожидаемых результатов совместной деятельности, заинтересованность каждого в достижение общего результата, удовлетворенность от совместной деятельности, атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки.
Таким образом, функция межличностного взаимодействия порождает совместную творческую деятельность преподавателя и обучаемых, в которой приоритетными являются совместные способы решения вопросов. Совместный поиск истинного знания в условиях педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними
правонарушителями обеспечивает активность учебной деятельности обучаемых во всех формах ее развития.
Заключительный этап процесса управления представляет собой контрольно-регулятивная функция. Проверка знаний и умений обучаемых является одним из важных структурных элементов учебного процесса. Вопросы о функциях контроля и оценки знаний, требованиях к формируемым знаниям и умениям, методах и формах контроля обучаемых рассматриваются многими исследователями (И. Я. Лернер, Е.Ю. Никитина, Е. И. Петровский, М.Н. Скаткин, В. Л. Стрекозин и др). В самом общем виде контроль означает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. Функция контроля тесно связана с регулированием целостного педагогического процесса. Это обусловлено тем, что целостный педагогический процесс, как любая система, характеризуется развитием ее компонентов, стремлением к организации, направляемой деятельностью педагогов и обучаемых, с другой - к дезорганизации, в силу воздействия на нее различных внешних и внутренних факторов. С целью устранения данного противоречия возникает необходимость в обоснованном регулировании педагогической системы.
Контрольно-регулятивная функция предназначена для стимулирования деятельности преподавателя и обучаемого, для внесения корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления профессиональной подготовкой для поддержания ее на запрограммированном уровне.
Резюмируя изложенное отметим, что функции педагогического управления выделены нами с учетом особенностей концептуальной модели педагогического управления профессиональной подготовкой к работе с несовершеннолетними правонарушителями, а также ее компонентов: правового и психолого-
педагогического, межличностно-коммуникационного, поведенческого, предполагающих овладение комплексом необходимых теоретических и практических знаний, выбор правильной стратегии и тактики в той или иной ситуации общения, овладение и сознательное использование будущими специалистами знаний и умений, направленных на преодоление преступности среди несовершеннолетних.
Библиографический список
1. Афанасьева, О. Ю. Управление коммуникативным образованием студентов вузов: педагогическое сопровождение : монография /О. Ю. Афанасьева. - М. : МГОУ, 2007. - 324 с.
2. Иезуитов, А. Н. Философия взаимодействия. Основы и перспективы / А. Н. Иезуитов. - СПб., 1993. - С. 12.
3. Никитина, Е. Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования : монография / Е. Ю. Никитина. - Челябинск : ЧГПУ, 2000. -285 с.
4. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2002. - 576 с.
5. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами : учебное пособие для студ. высш. заведений / Т. И. Шамова, Т. М. Давыдова, Г. Н. Шибанова ; под ред. Т. И. Шамовой. - М. Академия, 2008. 384 с.
Bibliography
1. Afanasieva, O. Yu. Students’ Communicative Education Management: Pedagogical Maintenance: Monograph / O. Yu. Afanasieva. - М. : МSOU, 2007. - 324 p.
2. Iezuitov, A. N. Interaction Philosophy. Principles and Perspectives / A. N. Iezuitov. -SPb., 1993. - P. 12.
3. Nikitina, E.Yu. Theory and Practice of a Future Teacher’s Training for Education Differentiation Management: Monograph / E.Yu. Nikitina. - Chelyabinsk: ChSPU, 2000. - 285 p.
4. Shamova, T. I. Educational Systems Management: Manual for Students of Higher Pedagogical Institutions / T. I. Shamova, T. M. Davydova, G. N. Shibanova; Editor T. I. Shamova. - М. Academy, 2008. - 384 p.
5. Slastenin, V. A. Pedagogics: Manual for Students of Higher Pedagogical Institutions / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov; Editor V. A. Slastenin. - М.: Academy, 2002. - 576 p.