УДК 378:371.01 ББК 74.480: 74.200.5
Танаева Замфира Рафисовна
кандидат педагогических наук г. Челябинск Tanaeva Zamfira Rafisovna
Candidate of Pedagogics Chelyabinsk
Технологическая составляющая концептуальной модели педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними
правонарушителями
The technologic component of the conceptual model of pedagogical administration on the future professionals equipment for work with
juvenile malefactor
В статье раскрывается система педагогико-правовых задач и заданий в качестве технологической составляющей концептуальной модели педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями.
In the article system of pedagogical-juristic problems and tasks as technologic component of the conceptual model of pedagogical administration on the future professionals equipment for work with juvenile malefactor is developed.
Ключевые слова: логические педагогико-правовые задачи, поисковые педагогико-правовые задачи, исследовательские педагогико-правовые задачи, творческие педагогико-правовые задачи, коррекционные педагогико-правовые задачи.
Key words: logical pedagogical-juristic problems, search pedagogical-juristic problems, research pedagogical-juristic problems, creative pedagogical-juristic problems, correctional pedagogical-juristic problems.
Наше обращение к системе педагогико-правовых задач и заданий как эффективному способу управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями связано с тем, что, во-первых, задача выступает в качестве промежуточного звена между теорией и самостоятельной профессиональной деятельностью будущего специалиста, что позволяет заранее преобразовать и интегрировать знания при изучении психолого-педагогических, юридических дисциплин; во-вторых, задача выступает как самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, осмысление и усвоение учебной информации для принятия решений в конкретных ситуациях, в-третьих, задачи развивают у
обучаемых навыки и умения находить эту информацию, вырабатывать на ее основе планы и решения, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях. Педагогико-правовые задачи и задания понимаются нами как «заданная в определенных условиях цель обучения» [3] на усвоение какого-либо фрагмента учебного материала на основе создания проблемной ситуации, ориентированного на развитие правовых, психолого-педагогических знаний, умений и навыков работы с несовершеннолетними правонарушителями.
В психолого-педагогической литературе имеется различная классификация задач (Г.А. Балл, Г.Д. Бухарова, Ю.Н. Кулюткин, Е.Ю. Никитина, Я.А. Пономарев, В.А. Сластенин, А.А. Столяр и др.). Широкая классификация учебных задач представлена Г.Д. Бухаровой, которая подразделяет их по способу задания и содержания на текстовые, графические, экспериментальные, задачи-рисунки; по способу представления содержания -на абстрактные и конкретные. [2]. Н.Ю. Посталюк использует классификацию, в основу которой положены интеллектуальные качества личности, характерные для творческого стиля деятельности [4]. Существуют классификации задач, отражающие вариативные содержательные свойства задач и указывающие на существование в единстве и борьбе двух противоположностей, двух взаимообратных уровней учебно-познавательной деятельности:
репродуктивной и продуктивной. Так, Я. А. Пономарев выделяет два вида задач, один из которых решается на сознательных уровнях и включает тем самым только две фазы решения - первую и последнюю, при этом задачи не являются собственно творческими; второй включает все четыре фазы творческого поиска с учетом подсознательных интересов. Такие задачи - истинно творческие [5]. У В.П. Беспалько мы встречаем понятия «типовая», «нетиповая», «творческая» задачи [4]. Г. А. Балл также определяет творческие и нетворческие задачи [1]. Интересна, на наш взгляд, классификация типов задач, предложенная Е.Ю. Никитиной [4], которая в каждый блок разработанной ею системы включает логические, поисковые, исследовательские, творческие и коррекционные типы задач.
Различные подходы к классификации задач представляют большой интерес при разработке системы педагогико-правовых задач, необходимых для успешной реализации концептуальной модели управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Учитывая выделенные блоки содержательного
компонента разработанной нами модели, мы взяли за основу методику классификации задач, предложенной Е.Ю. Никитиной. В систему педагогикоправовых задач и заданий нами включены логические, поисковые, исследовательские, творческие, коррекционные педагогико-правовые задачи и задания. Необходимо отметить, что система педагогико-правовых задач и заданий сконструирована нами в каждый из разработанных содержательных блоков концептуальной модели управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями (правовой, психолого-педагогический, поведенческий, межличностнокоммуникационный), при этом в каждом из содержательных блоков различные типы педагогико-правовых задач и заданий приобретают специфические особенности.
Охарактеризуем каждый представленный нами тип педагогико-правовых задач и заданий.
В ходе выполнения логических педагогико-правовых задач и заданий обучаемый уясняет логику традиционных схем решения учебных задач, анализирует и оценивает их альтернативные решения, выбирает определенную совокупность собственных действий. Для этого типа задач характерна имитирующая деятельность: выбор и воспроизведение предложенной схемы решения проблемы без корректировки. Эти задачи требуют для своего решения определенной совокупности последовательных, логических действий при работе с несовершеннолетними правонарушителями. К такого типа задачам и заданиям относятся задачи, направленные на выделение основного и второстепенного в воспитательной работе с подростками-правонарушителями, с родителями, отрицательно влияющими на поведение детей; на аргументацию выбранных форм и методов работы с несовершеннолетними правонарушителями; связанные с педагогическим анализом принятого решения в той или иной ситуации, связанной с правонарушением несовершеннолетних; на понимание сути закона, как ценности, находящейся вне конкуренции; на выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений; на планирование и организацию работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; на планирование работы с различными категориями несовершеннолетних правонарушителей и их родителями; связанные с определением источников получения информации о противоправном поведении подростков; с оценкой принятого решения в
отношении несовершеннолетнего правонарушителя, родителей, отрицательно влияющих на поведение детей; с доказательством необходимости данного принятого решения, на подтверждение или опровержение высказываний.
Поисковые педагогико-правовые задачи и задания включают в себя нахождение новых знаний, способов их поиска в области предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Особую роль задачи играют на сборе фактического материала по указанной проблеме. Если логические задачи связаны с репродуцирующей деятельностью, то поисковые связаны в большей степени с интерпретирующей (сбор и анализ материала по проблеме, ее теоретическое осмысление) деятельностью. В ходе решения подобных задач у будущего специалиста совершенствуются умения работать с содержанием учебного материала, связанным с вопросами предупреждения правонарушений несовершеннолетних, использовать полученные знания в своей практической деятельности. Среди поисковых педагогико-правовых задач и заданий мы выделяем задачи, направленные на овладение теоретическими психологопедагогическими и правовыми знаниями, необходимыми для работы с несовершеннолетними правонарушителями, с родителями, отрицательно влияющими на поведение детей; на овладение формами и методами работы с различными категориями правонарушителей, в том числе, с учетом возрастных особенностей; на решение педагогического спора по принятым мерам в отношении несовершеннолетнего правонарушителя; на выделение уровня индивидуальных особенностей несовершеннолетних, учитывая возрастные периоды; на усвоение применения мер принуждения в отношении несовершеннолетних правонарушителей; на определение юридических понятий, связанных с правонарушениями несовершеннолетних; на изучение, анализ и обобщение эффективного отечественного и зарубежного опыта работы с подростками-правонарушителями; связанные с алгоритмизацией действий специалиста в наиболее часто встречающихся ситуациях; с умением отбирать и применять эффективные способы и приемы воздействия на правонарушителей.
Исследовательские педагогико-правовые задачи и задания развивают творческую активность, инициативу, самостоятельность, учат систематизировать полученные знания в аспекте исследуемой проблемы, служат формированию профессионального правосознания. Эти задачи предоставляют обучаемому свободу в поиске путей анализа, идентификации и решения проблемы. В ходе выполнения такого типа задач будущий специалист, используя известные ему
технологии, необходимые для эффективной работы с подростками-правонарушителями, приходит к самостоятельным выводам, представляющим интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане. К исследовательским педагогико-правовым задачам и заданиям можно отнести задачи, направленные на анализ психолого-педагогической литературы по проблеме предупреждения правонарушений несовершеннолетних; на изучение личности
несовершеннолетнего правонарушителя, в том числе с психическими аномалиями; особенностей групп несовершеннолетних с антиобщественной направленностью и на принятие эффективных мер воздействия; на прогнозирование дальнейшего поведения несовершеннолетнего правонарушителя; на предупреждение негативных социальных явлений, на оптимальный выбор форм и методов работы с несовершеннолетними правонарушителями; связанных с преступностью несовершеннолетних; связанные с анализом преступности и других правонарушений несовершеннолетних; с организацией взаимодействия служб, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; с выявлением и изучением процессуальносодержательных факторов успеха в работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе, общеобразовательных учреждений; с оценкой опыта работы с подростками-правонарушителями; на определение динамики и структуры преступности и правонарушений (в том числе с учетом социальноэкономических и организационно-правовых условий).
Творческие педагогико-правовые задачи и задания представляют собой высокопроблемные задачи, обеспечивающие профессиональную направленность. Поскольку в основу задачи положена определенная проблемная ситуация с целью принятия решения, представляются интересными типы творческих ситуаций, к числу которых следует отнести те, которые связаны с альтернативными решениями. Среди творческих педагогикоправовых задач и заданий мы можем выделить задачи, направленные на выявление актуальных проблем в области предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; на определение путей повышения эффективности борьбы с правонарушениями несовершеннолетних; на учет психолого-возрастных особенностей несовершеннолетних правонарушителей в индивидуальной профилактической работе; на формирование творческого стиля в работе с несовершеннолетними правонарушителями; нестандартности
мышления, способности уходить от стереотипов при работе с несовершеннолетними правонарушителями; на разработку собственных методов работы с несовершеннолетними правонарушителями; связанные с созданием проблемных ситуаций при принятии решения; ориентированные на развитие правового мышления в работе с подростками-правонарушителями.
Коррекционные педагогико-правовые задачи и задания связаны с необходимостью формирования рефлексивной позиции обучаемого в процессе его подготовки, с обеспечением условий для развития самоанализа и самоконтроля при принятии решения. Эти задачи включают в себя умения находить правильные решения в конфликтных ситуациях, связаны с выделением и исправлением допущенных просчетов. Выбор такого типа задач обусловлен тем, что нередко молодой специалист, обладающий теоретическими знаниями, не может правильно применить их на практике, что в последующем требует определенной коррекции действий. Эти задачи направлены на внесение корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе работы с несовершеннолетними правонарушителями для поддержания ее на заданном уровне. К коррекционным педагогико-правовым задачам и заданиям относятся задачи, связанные с осуществлением самоанализа и самоконтроля при овладении методами и формами работы с несовершеннолетними правонарушителями и с родителями, отрицательно влияющими на поведение детей; с корректировкой стиля общения с различными категориями правонарушителей и их родителями; с корректировкой принятых правовых форм в работе с несовершеннолетними правонарушителями и родителями; на овладение методами и приемами предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций; направленные на прогнозирование подростковой криминогенной ситуации; на формирование способов осуществления коррекции собственной деятельности при работе с несовершеннолетними правонарушителями; ориентированные на развитие критичности мышления в оценке принятого решения, связанного с правонарушением несовершеннолетнего.
Опытно-поисковая работа показала, что предложенная система педагогико-правовых задач и заданий способствует осознанию будущим специалистом общественно и собственно профессиональной значимости работы с несовершеннолетними правонарушителями.
Библиографический список
1. Арбузова, Е. Н. Конструирование учебно-познавательных задач для разных типологических групп учащихся [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. Н. Арбузова. - Омск, 1998. - С. 14-62.
2. Бухарова, Г. Д. Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. тр. / Г. Д. Бухарова; под ред. Е. В. Якимченко. - Екатеринбург, 1995. - 224 с.
3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Академия, 2004. - 304 с.
4. Никитина, Е. Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования : монография / Е. Ю. Никитина. - Челябинск : ЧГПУ, 2000. - 285 с.
5. Познавательные процессы и способности в обучении : учебное пособие / под ред. В. Д. Шадрикова. - М. : Просвещение, 1990. - 142 с.
Bibliography
1. Arbuzova, E. N. Construction of business cognitive training problems for the different typological student groups [Text] : Thesis of the Candidate of Pedagogics / E. N. Arbuzova.- Omsk, 1998.- P.14-62.
2. Buharova, G.D. Conceptual mechanism of pedagogy and education: Collection of Scientific Works / G.D. Buharova; Editor E.V. Yakimchenko.- Ekaterinburg, 1995.-224 p.
3. Leontev, A.N. Action. Mens. Individual / A.N. Leontev.- M.: Academia, 2004.304 p.
4. Nikitina, E.Y. Theory and practice training of the future teacher for the education differentiation management: Monography / E.Y. Nikitina. - Chelyabinsk: CHGPU, 2000. - 285 p.
5. Cognitive processes and powers in the training: Manual / Editor V.D. Shadrikova. - M.: Prosveshenie, 1990. - 142 p.