Научная статья на тему 'Процессуально-технологические условия педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями'

Процессуально-технологические условия педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ / СУБЪЕКТНОСТЬ / СТИМУЛ / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / JUVENILE MALEFACTOR / INDIVIDUALITY / IMPETUS / COMMUNICATIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Танаева Замфира Рафисовна

В статье раскрывается содержание комплекса процессуально-технологических условий педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями: субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса, управление научно-исследовательской работой обучаемых, стимулирование межличностно-коммуникативной образованности будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Танаева Замфира Рафисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Procedural-technologic conditions of pedagogical management on the professional equipment of future experts for work with juvenile malefactors

In the article contents set of procedural-technologic conditions of pedagogical management on the professional equipment of future experts for work with juvenile malefactors: subjectsubjective interaction of trial participants, management on research effort of educable, stimulation interindividual-communicative education of future expert is developed.

Текст научной работы на тему «Процессуально-технологические условия педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями»

УДК 78.91 ББК 601

Танаева Замфира Рафисовна

кандидат педагогических наук кафедра административного права и административной деятельности Челябинский юридический институт МВД России

г. Челябинск Tanaeva Zamfira Rafisovna Candidate of Pedagogics Chair of Administrative Law and Administrative Activity Chelyabinsk Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Chelyabinsk

Процессуально-технологические условия педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями Procedural-and-Technological Conditions of Future Experts’ Professional Training Pedagogical Management for Work with Juvenile Malefactors В статье раскрывается содержание комплекса процессуально-

технологических условий педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями: субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса, управление научно-исследовательской работой обучаемых, стимулирование межличностно-коммуникативной образованности будущих специалистов.

The article reveals the content of procedural-and-technological conditions of future experts’ professional training pedagogical management for work with juvenile malefactors: subject-subjective interaction of education process participants, students’ research work management, future experts’ interpersonal and communicative accomplishment stimulation.

Ключевые слова: педагогические условия, несовершеннолетний правонарушитель, субъектность, стимул, коммуникативность.

Key words: pedagogical conditions, juvenile malefactor, individuality, subjectiveness, communicativeness.

Успешность педагогического управления профессиональной подготовкой

будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями может быть обеспечена созданием комплекса организационно-педагогических условий, учитывающего назначение и содержание деятельности будущего специалиста в данной области, социальный заказ общества в высококвалифицированных кадрах, возможности и особенности концептуальной модели, которая задается синтезом междисциплинарного, правового и модульного подходов. При этом считаем важным заметить, что совокупность организационно-

педагогических условий должна представлять собой две их подсистемы, к которым мы отнесли содержательные и процессуально-технологические условия. Рассмотрим сущность и эффективность выделенного нами комплекса процессуально-технологических условий: субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса, управление научно-исследовательской работой обучаемых, стимулирование межличностно-коммуникативной образованности будущих специалистов.

Педагогическое взаимодействие преподавателя и обучаемого в процессе обучения в высшем учебном заведении как личностно-равноправное характеризуют в своих концепциях ученые Н.А. Зимняя, Н.Ю. Посталюк, Н.Ф. Радионо-ва, В. А Сластенин, Е.Н. Шиянов и др. Применение партисипативных методов управления профессиональной подготовкой будущих специалистов как один из способов организации управленческого взаимодействия рассматривают в своих научных трудах О.Ю. Афанасьева, Е.Ю. Никитина и др. Данное положение субъектов образовательного процесса также обусловлено субъектными ролевыми позициями в выполняемой деятельности.

В самом общем значении субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса как педагогическое условие определяет стиль поведения педагога и нацеливает на замену традиционно существующей авторитарной системы отношений преподавателя и обучаемого на такую систему, при которой преподаватель выступает в качестве опытного и компетентного наставника, а обучаемый - в роли заинтересованного партнера. В результате резко сокращается дистанция между преподавателем и обучаемым, осуществляется перевод их взаимоотношений из «субъект-объектных» в «субъект-субъектные», которые открывают возможность для самореализации будущего специалиста уже в условиях высшего учебного заведения.

Опираясь на вышеизложенное, солидаризуясь с мнениями Е.Ю. Никитиной и др., под субъект-субъектным взаимодействием мы понимаем способы, используемые преподавателем для включения всех обучаемых в совместную деятельность, построенную на паритетных началах, по разрешению проблем,

выполнению управленческих функций, нацеленную на повышение качества подготовки будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями [2].

Субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и обучаемого в ходе педагогического управления профессиональной подготовкой к работе с несовершеннолетними правонарушителями может быть косвенным, не требующим непосредственного общения преподавателя и обучаемого (взаимодействие осуществляется через опросы, анкеты и т.д.) и прямым, требующим непосредственного общения преподавателя и обучаемого в различных формах совместной деятельности. К последнему виду субъект-субъектного взаимодействия можно отнести информационно-совещательные методы: консультации, дискуссии, рекомендации, собеседование, научные конференции и т.д. На наш взгляд, в ходе такого взаимодействия происходит обмен интеллектуальными и духовными ценностями - идеями, знаниями, опытом, выводами.

Метод взаимоконтроля и взаимооценки является методом привлечения обучаемых к реализации контрольно-регулятивной функции в ходе субъект-субъектного взаимодействия. В рамках субъект-субъектного взаимодействия нами выделены следующие формы взаимоконтроля и взаимооценки: совместная разработка критериев оценки для осуществления рубежного контроля знаний; совместное определение формы проведения контроля; при проведении практических занятий использование преподавателем обучаемых в роли «экспертов», «арбитров» для оценки правильности решения ситуационных задач, тем самым сравнив их выводы с собственными; проведение анкетирования по вопросам организации учебного процесса, с рекомендациями по его совершенствованию.

Весьма эффективным способом реализации субъект-субъектного взаимодействия является обучение, основанное на современной технологии модульного обучения. В качестве одного из перспективных направлений подготовки будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями нами рассматривается внедрение в образовательный процесс интегративной дис-

циплины специализации «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних», основанной на ситуационном моделировании служебной деятельности с применением модульного подхода. Практикоориентированность, обучение в контексте профессиональной деятельности требует совершенно иной системы взаимодействия субъектов образовательного процесса. Функции педагога варьируются от информационно-контролирующей до консультативно-

координирующей.

Необходимо отметить, что важными условиями для реализации субъект-субъектного взаимодействия являются создание равных возможностей для всех обучаемых независимо от их реальных учебных возможностей для высказывания своего мнения, для делового, в том числе неформального, общения; доступность учебной информации; доброжелательные межличностные отношения в коллективе.

Следующим процессуально-технологическим условием педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями является управление научноисследовательской работой обучаемых. На наш взгляд, научноисследовательская работа оказывает активизирующее воздействие как на образовательный процесс, так и на самостоятельную работу, направленную на непрерывное повышение профессионального мастерства будущего специалиста. Во время подготовки к написанию работы обучаемый знакомится с психологопедагогической, юридической литературой, научной периодикой, пополняет знания и закрепляет полученные в процессе учебы умения.

Научно-исследовательская работа по проблеме предупреждения правонарушений несовершеннолетних рассматривается нами как один из основных способов развития у будущего специалиста профессиональной компетентности в данной области. Обучаемый готовится к написанию научноисследовательской работы постепенно, приобретая навыки самостоятельного усвоения научной литературы, библиографических источников и т.п. Существенное значение при этом имеет участие обучаемого в научно-практических

студенческих конференциях, олимпиадах различного уровня по исследуемой проблеме. Большую помощь в подготовке научно-исследовательской работы оказывает участие обучаемого в работе проблемной группы «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних: проблемы и перспективы». Актуальность создания данной проблемной группы обусловлена напряженной криминальной обстановкой среди несовершеннолетних, а также недостаточно эффективной профилактической работой с данной категорией лиц. Предупреждение правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних обозначено как одно из приоритетных направлений правоохранительной деятельности органов внутренних дел. В проблемной группе обучаемые совершенствуют общекультурные, правовые, психолого-педагогические знания и умения, позволяющие осознанно и целенаправленно выявлять, анализировать, изучать эффективный опыт работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и использовать в дальнейшем полученную информацию в собственной профессиональной деятельности. Изучая законодательные и ведомственные нормативные акты, специальную литературу по теме научно-исследовательской работы, члены проблемной группы под руководством преподавателя готовят предложения о внесении изменений в законодательные и нормативные акты, разрабатывают меры по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и иных субъектов системы профилактики в данном направлении. Необходимо отметить, что наибольший успех при написании работы приходится на долю тех, кто осуществлял апробацию результатов исследования посредством выступлений на конференциях, активно принимал участие в работе проблемной группы, то есть подготовленных к выбору и разработке указанной темы всей предшествующей учебой, сформировавшимися профессиональными интересами. Опытно-экспериментальная работа показала, что при определившемся, осознанном научном интересе к проблеме предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних начинающий исследователь не испытывает трудностей в выборе темы, написании работы и ее защите.

Специфика стимулирования межличностно-коммуникативной образованности заключается в том, что оно органично связано с коммуникативными способностями обучаемых, с их возможностями межличностного взаимодействия. Процесс педагогического стимулирования требует от преподавателя творчества, постоянного глубокого анализа. По мнению Е.Ю. Никитиной и др., стимул -объективный фактор, роль которого определяется не материальной природой, а значением для осуществления конкретного вида деятельности. Объективное существование стимула будет возможным, если побуждение, вызываемое им, будет воспринято сознанием и эмоционально-волевой сферой субъекта деятельности [1, С. 207]. Итак, к стимулам в науке относятся любые средства (методы, приемы, средства обучения и т.д.), побуждающие активную деятельность обучаемого.

В педагогической науке (Л.Ю. Гордин, Е.Ю. Никитина, В.И. Тарасюк, Г.И. Щукина и др.) имеются различные классификации стимулов познавательной деятельности обучаемых. Опираясь на них и учитывая, что процесс формирования коммуникативной культуры будущих юристов чрезвычайно сложен, многогранен, неоднозначен и обеспечивается взаимосвязью внутриличностных факторов и психолого-педагогических условий, мы вычленили следующие стимулы, направленные на совершенствование подготовки будущего специалиста к работе с несовершеннолетними правонарушителями в части их межличностнокоммуникативной образованности:

1. В зависимости от содержания учебных дисциплин, включающих стимулы внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий, использования личного педагогического и практического опыта в рамках излагаемого материала. К этой группе стимулов мы отнесли внедрение в образовательный процесс модульной технологии, технологии имитационного (активного) обучения.

2. Стимулы, связанные с организацией и характером протекания учебной деятельности, использование различных типов игровых ситуаций, поисковой деятельности. Максимально приблизив учебный процесс к реальным условиям

профессиональной деятельности, реализуя дидактический принцип тесной связи теории с практикой, к этой группе стимулов мы отнесли создание ситуаций профессионального общения. Основным методом создания ситуаций профессионального общения была постановка и решение разработанных нами различных коммуникативных педагогико-правовых задач, использование которых помогает обучаемых мысленно ставить себя в ту или иную профессиональную ситуацию. Практический опыт работы показывает, чем прочнее обучаемые овладевают алгоритмом решения коммуникативных задач, тем выше их обучающая роль. Создание ситуации профессионального общения предполагает использование активных форм обучения: деловые игры, видеодемонстрация, беседы с практическими сотрудниками и т. д.

3. Стимулы, связанные с характером взаимоотношений, то есть выдвижение целей самими обучаемыми, межличностное, межгрупповое и индивидуальное осмысление учебного материала, диалог в обмене информацией. Эта группа стимулов включает в себя организацию коммуникативной деятельности обучаемых на внеаудиторных занятиях: участие в научно-практических конференциях и семинарах; беседы за «круглым» столом по вопросам профессионального общения; оформление стендов, тематических выставок; экскурсии в различные типы социально-государственные и общественные учреждения, входящие в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Таким образом, процессуально-технологические условия рассматриваются нами как движущая сила учебного процесса и один из эффективных способов включения всех обучаемых в совместную деятельность, построенную на паритетных началах, по разрешению проблем, выполнению управленческих функций; способствуют раскрытию внутренних резервов будущих специалистов, обеспечивая активизацию образовательного процесса, достижение высокого уровня межличностно-коммуникативной образованности обучаемых и повышения качества подготовки будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Проведенная в исследуемом направлении опыт-

но-поисковая работа показала, что выявленные нами процессуальнотехнологические условия определены как необходимые и достаточные, ибо они привнесены в комплекс, расширяя его возможности по решению заявленной проблемы исследования.

Библиографический список

1. Никитина, Е. Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования [Текст] : монография / Е. Ю. Никитина. - Челябинск : ЧГПУ, 2000. - 101 с.

2. Никитина, Е. Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования: монография. Челябинск : ЧГПУ, 2000. - 285 с.

3. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластенина. - М. : Академия, 2002. - 576 с.

4. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. - М. : Педагогика, 1988. - 203 с.

Bibliography

1. Nikitina, E.Yu. Theoretical-and-Methodological Approaches to the Problem of a Future Teacher’s Training in the Field of Education Differentiation Management [Text]: Monograph / E.Yu. Nikitina. - Chelyabinsk : ChSPU, 2000. - 101 p.

2. Nikitina, E.Yu. Theory and Practice of a Future Teacher’s Training for Education Differentiation Management: Monograph / E.Yu. Nikitina. - Chelyabinsk: ChSPU, 2000. - 285 p.

3. Shchukina, G.I. Pedagogical Problems of Students’ Cognitive Interests Forming / G.I. Shchukina. - M. : Pedagogy, 1988. - 203 p.

4. Slastenin, V. A. Pedagogics: Manual for Students of Higher Pedagogical Institutions / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov; Editor V. A. Slastenin. - М. : Academy, 2002. - 576 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.