Научная статья на тему 'Содержание занятий по самообороне с девушками вузов на основе использования аэробных упражнений с элементами единоборств'

Содержание занятий по самообороне с девушками вузов на основе использования аэробных упражнений с элементами единоборств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / САМООБОРОНА / АЭРОБНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ЭЛЕМЕНТЫ ЕДИНОБОРСТВ / СТУДЕНТКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сизова Надежда Николаевна

В работе приводятся результаты проведённого исследования по исследованию целесообразности использования аэробных упражнений с элементами единоборств при обучения студенток приёмам самообороны. Оглашаются результаты, констатирующие о положительном воздействии данных упражнений на специальную физическую подготовленность девушек. Благоприятные сдвиги, полученные по окончании исследования свидетельствуют о необходимости применения аэробных упражнений с элементами единоборств при обучении девушек приёмам самообороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сизова Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content of self-defense classes with girls (university students) based on using the aerobic exercises with some elements of martial arts

There are some results of researching expediency of using aerobic exercises with the elements of martial arts in teaching the girls to self-defense in this work. The results, which state that these exercises influence positively on the girl’s special physical preparation, are published in this work. Favorable changes obtained at the end of the researching prove a necessity for aerobic exercises with elements of martial arts in teaching the girls to self-defense

Текст научной работы на тему «Содержание занятий по самообороне с девушками вузов на основе использования аэробных упражнений с элементами единоборств»

пы, но и всех занимающихся на уроках физической культуры, что в целом принимает характер методологического подхода к построению первичных форм занятий со школьниками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Германов, Г. Н. Методология конструирования двигательных заданий в спортивно-педагогическом процессе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Германов Г.н. - Волгоград, 2011. - 56 с.

2. Германов, Г.Н. Обоснование кластерно-модульного построения учебного материала при занятиях с учащимися подготовительной группы на уроках физической культуры в 5-х классах / Г. Н. Германов, М. Е. Злобина // Культура физическая и здоровье. - 2008. - № 3 (17). - С. 59-64.

3. Злобина, М. Е. Построение уроков физической культуры с учащимися 5-6 классов подготовительной медицинской группы на основе стандартных двигательных заданий : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Злобина М.Е. - Волгоград, 2009. -25 с.

4. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов / авт.-сост. В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М. : Просвещение, 2006. - 126 с.

5. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учеб. для завершающего уровня высшего физкультурного образования / Л.П. Матвеев. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб. : Лань, 2005. - 384 с.

REFERENCES

1. Germanov, G. N. (2011), Methodology of designing motor tasks in sport-pedagogical process: dissertation, Volgograd, Russian Federation.

2. Germanov, G.N. and Zlobina M E. (2008), “Justification of the cluster-modular training data for the creation of PE lessons for the preparatory group schoolchildren of the 5th form”, Fizicheskaya kultura i zdorovie, Vol. 17, No. 3, pp. 59-64.

3. Zlobina, M. E. (2009), Construction of PE lessons for preparatory medical groups’ schoolchildren of the 5th and 6th forms on the basis of standard motor tasks, dissertation, Volgograd, Russian Federation.

4. Lyakh V.I. and Zdanevich A. A. (2006), Complex PE curriculum for students of I-XI forms, publishing house “Prosvecheniye”, Moscow, Russian Federation.

5. Matveyev, L. P. (2005), The general theory of sport and its applications: studies. for the final level of PE higher education, publishing house “Lan” St.-Petersburg, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.05.2013.

УДК 796.011

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО САМООБОРОНЕ С ДЕВУШКАМИ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЭРОБНЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ

ЕДИНОБОРСТВ

Надежда Николаевна Сизова, старший преподаватель, Владивостокский филиал Российской таможенной академии (ВФ РТА)

Аннотация

В работе приводятся результаты проведённого исследования по исследованию целесообразности использования аэробных упражнений с элементами единоборств при обучения студенток приёмам самообороны. Оглашаются результаты, констатирующие о положительном воздействии

данных упражнений на специальную физическую подготовленность девушек. Благоприятные сдвиги, полученные по окончании исследования свидетельствуют о необходимости применения аэробных упражнений с элементами единоборств при обучении девушек приёмам самообороны.

Ключевые слова: содержание, специальная физическая подготовленность, самооборона, аэробные упражнения, элементы единоборств, студентки.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.05.99.p132-137

CONTENT OF SELF-DEFENSE CLASSES WITH GIRLS (UNIVERSITY STUDENTS) BASED ON USING THE AEROBIC EXERCISES WITH SOME ELEMENTS OF

MARTIAL ARTS

Nadezhda Nikolaevna Sizova, the senior teacher,

Vladivostok branch of the Russian Customs Academy

Annotation

There are some results of researching expediency of using aerobic exercises with the elements of martial arts in teaching the girls to self-defense in this work. The results, which state that these exercises influence positively on the girl’s special physical preparation, are published in this work. Favorable changes obtained at the end of the researching prove a necessity for aerobic exercises with elements of martial arts in teaching the girls to self-defense

Keywords: content, special physical preparation, self-defense, aerobic exercises, elements of martial arts, girls (university students).

ВВЕДЕНИЕ

Согласно руководящим документам, работники различных силовых структур (министерство внутренних дел, министерство юстиции, министерство обороны, федеральная таможенная служба, федеральная служба безопасности) должны уметь защищать себя от нападения и применять физическую силу в границах, установленных законом [1].

Физическая подготовка студентов, слушателей и курсантов в высших учебных заведениях, готовящих кадры для работы в силовых ведомствах, должна формировать определённые прикладные знания, психофизические качества и психические свойства личности, содействующие достижению объективной подготовленности специалиста к успешной профессиональной деятельности [2].

Труд служащих силовых ведомств является напряжённым и сложным по содержанию. Служебная деятельность будущих специалистов может быть связана с необходимостью применения физической силы, в том числе и приёмов самообороны и рукопашного боя для пресечения неповиновения, задержания нарушителей и преодоления противодействия требованиям должностных лиц [6].

Ведущие специалисты [3,4,5] в области восточных единоборств, считают, что занятия самообороной являются прекрасным средством подготовки будущих специалистов для работы в силовых ведомствах.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Целью нашего исследования являлась оценка эффективности использования аэробных упражнений с элементами единоборств при обучении студенток приёмам самообороны.

На предварительном этапе исследования мы проанализировали журналы посещаемости раздела «самооборона» студентками одного потока на протяжении всех лет обучения. Как показали результаты анализа, на первом курсе студентки посещали занятия по самообороне практически без пропусков, то, уже начиная со 2 курса, у девушек всех факультетов наблюдается тенденция к увеличению пропусков занятий по рукопашному бою без уважительной причины (рис. 1).

Рис.1 Сравнительный анализ посещаемости студентками занятий по рукопашному бою

Исследуя причины такого низкого интереса к занятиям самообороной, нами был задан вопрос об их мнении по поводу необходимости корректировки рабочей учебной программы по данному разделу. В анкетировании принимали участие 252 девушки и подавляющее большинство опрошенных, 211 студенток (84%), указали, что действующая программа по самообороне, безусловно, нуждается в корректировке. Составная часть респондентов, 94 человека (37%) хотели бы видеть занятия более динамичными и разнообразными, 91 девушка (36%) пожелали бы изменить средства обучения и 46 студенток (18%) упомянули, что неплохо было бы проводить занятия с девушками отдельно от юношей.

Достаточно твёрдо, студентки выразили своё желание видеть среди средств, применяемых в учебно-тренировочном процессе по самообороне средства оздоровительной аэробики. Обзор анкетных данных показал, что из общего количества опрошенных всего лишь 27 девушек (11%) считают неприемлемым использование элементов из других видов физической активности при обучении приёмам самообороне. Из оставшихся 225 студенток 144 (64%) респондентки предпочли бы в качестве средств обучения на занятиях видеть элементы аэробики.

Одним из новомодных направлений аэробных упражнений является аэробика с элементами единоборств. Это новомодная система упражнений, молниеносно приобщает в свои ряды всё большее количество людей по всему миру. Комплексы, выполняемые под музыку, напоминающие движения боксера в ринге, или борцов на ковре, способствуют избирательному развитию определённых групп мышц, на которые возлагается основная нагрузка при тренировке ударной или бросковой технике.

Мы предположили, что своевременное внедрение в содержание программы по самообороне аэробных упражнений с элементами единоборств положительно повлияет на развитие специальных физических качеств. Для проверки данной гипотезы был проведён педагогический эксперимент, который был организован на базе Владивостокского филиала Российской таможенной академии и проводился в течение 2010-2012 учебных годов. В исследовании приняло участие 44 студентки факультета таможенного дела. Были сформированы экспериментальная и контрольная группы. Со студентками контрольной группы учебные занятия проводились с использованием традиционных методов обучения, где в основу была положена современная модель занятий по рукопашному бою. В экспериментальной группе наряду с общепринятыми средствами и методами применялись аэробные упражнения с элементами единоборств.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сопоставление показателей специальной физической подготовленности студенток исследуемых групп, подтверждает действенность предлагаемой методики при обучении студенток приёмам самообороны.

Так, на начало педагогического исследования (ноябрь 2010г.) между исследуемыми группами в контрольном тестировании специальной физической подготовленности достоверно значимых различий (>0,05) не замечено (табл.1), но, уже при сравнении меж-групповых показателей исследуемых тестов после I курса обучения, мы наблюдаем в контрольной группе, достоверное (р<0,01) улучшение специальной физической подготовленности по двум, из четырёх, показателям (табл.1). Девушки контрольной группы на 5% превосходили своих оппоненток в выполнении на время 6 ударов левой рукой и на 3,2% - в выполнении 6 ударов левой ногой.

Таблица 1

Межгрупповые показатели специальной физической подготовленности студенток

испытуемых групп в процессе исследования

Первоначальное тестирование (ноябрь 2010 г.)

Показатели теста ЭГ КГ Разница Р

х+т х+т Ед. %

Суммарное время 6 прямых ударов правой рукой (с) 6,3+0,04 6,4+0,04 0,1 1,5 >0,05

Суммарное время 6 прямых ударов левой рукой (с) 6,2+0,02 6,3+0,04 0,1 1,5 >0,05

Суммарное время 6 боковых ударов правой ногой (с) 9,6+0,03 9,7+0,01 0,1 1,0 >0,05

Суммарное время 6 боковых ударов левой ногой (с) 9,5+0,04 9,6+0,02 0,1 1,0 >0,05

Промежуточное тестирование (март 2011 г.)

Суммарное время 6 прямых ударов правой рукой (с) 6,2+0,02 6,3+0,05 0,1 1,5 >0,05

Суммарное время 6 прямых ударов левой рукой (с) 6,3+0,02 6,0+0,02 0,3 5,0 <0,01

Суммарное время 6 боковых ударов правой ногой (с) 9,7+0,02 9,5+0,04 0,2 2,1 >0,05

Суммарное время 6 боковых ударов левой ногой (с) 9,6+0,05 9,3+0,02 0,3 3,2 <0,01

Промежуточное тестирование (октябрь 2011 г.)

Суммарное время 6 прямых ударов правой рукой (с) 6,2+0,01 6,3+0,02 0,1 1,5 <0,01

Суммарное время 6 прямых ударов левой рукой (с) 6,1+0,02 6,2+0,04 0,1 1,6 >0,05

Суммарное время 6 боковых ударов правой ногой (с) 9,8+0,02 9,6+0,03 0,2 2,1 <0,05

Суммарное время 6 боковых ударов левой ногой (с) 9,7+0,05 9,6+0,04 0,1 1,0 <0,05

Итоговое тестирование (апрель 2012 г.)

Суммарное время 6 прямых ударов правой рукой (с) 5,9+0,02 6,0+0,05 0,2 3,2 <0,05

Суммарное время 6 прямых ударов левой рукой (с) 5,8+0,03 6,1+0,04 0,3 4,9 <0,01

Суммарное время 6 боковых ударов правой ногой (с) 9,1+0,03 9,4+0,05 0,3 3,2 <0,01

Суммарное время 6 боковых ударов левой ногой (с) 9,2+0,04 9,4+0,05 0,2 2,1 <0,01

Следует подчеркнуть, что по итогам контрольного тестирования девушки контрольной группы на начало II курса (октябрь 2011 г.) в двух из четырёх тестов имели достоверно (<0,05) лучший результат, чем девушки экспериментальной группы.

Но, к концу обучения (апрель 2012 г.) результаты сопоставительного анализа проявили достоверное (<0,01) превосходство девушек экспериментальной группы над девушками контрольной группы по всем тестируемым показателям.

ВЫВОДЫ

Полученные результаты вполне объяснимы. Известно, что основным средством специальной физической подготовки считаются соревновательные задания и дополнительные упражнения похожие с ними по структуре двигательной деятельности и характеру прилагаемых мышечных напряжений.

В элементах боевой аэробики нет физического противоборства с соперником, но присутствуют элементы ударов руками и ногами, передвижения, нырки, уклоны, имитации бросков.

Представленные данные в таблице 1 подтверждают преобладание девушек экспериментальной группы над студентками контрольной группы по всем показателям специальной физической подготовленности.

Обнаружение достоверных различий (p<0,01) между подконтрольными группами студенток, является итогом применения экспериментальной методики базирующейся на применение аэробных упражнений с элементами единоборств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляев, О.Б. Влияние занятий по рукопашному бою на формирование профессионального самосознания офицера внутренних войск / О. Б. Беляев // Подготовка единоборцев: теория, методика и практика : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф, посвящён. 30-летию ЧГИФК, 14 мая 2010 г. / ред. кол. Ф.Х. Зекринов [и др.] ; Чайковский гос. ин-т физ. культуры. - Чайковский, 2010. - С. 12-14. - ISBN 978-594720-029.

2. Зуев, С.Н. Физическая подготовка (профессионально-прикладная физическая подготовка) : учебное пособие / С.Н. Зуев. - М. : РИО РТА, 2001. - 92 с.

3. Иванов, С. Рукопашный бой / С. Иванов, Т. Касьянов. - М. : Фаир-пресс, 2003. - 560 с.

4. Кадочников, А. А. Русский рукопашный бой для начинающих / А.А. Кадочников. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. - 192 с. - (Серия «Мастера боевых искусств»). -ISBN 5-222-04211-1.

5. Колесников, В. В. Методические основы повышения эффективности процесса обучения курсантов приемам рукопашного боя / В. В. Колесников // Физическое воспитание студентов творческих специальностей : сб. науч. тр. № 6. - Харьков, 2007. - С. 108112. - ISSN 2075-5279.

6. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

: Федеральный закон № 311-Ф3 от 27.11.2010 г. - М. : Проспект, 2011. - 256 с.

REFERENCES

1. Belyaev, O.B. (2010), “Influence of employment-hand combat on the formation of professional consciousness officer of internal troops”, Preparation of wrestler: Theory, Methods and Practice: Fri. All-Russian materials. scientific and practical. Conference devoted. 30th anniversary CHGIFK, May 14, 2010 / ed. count. FH Zekrinov, Tchaikovsky: CHGIFK, pp.12-14.

2. Zuev, S. (2001), Physical training (professional-applied physical training): Manual, publishing house “RIO RTA”, Moscow.

3. Ivanov, S. and Kasyanov, T. (2003), Hand-to-hand fighting, Fair-Press, Moscow.

4. Kadochnikov, A.A. (2005), Russian martial arts for beginners, publishing house “Feniks”, Rostov.

5. Kolesnikov, V.V. (2007), “Methodological basis for improving the effectiveness of the learning process of students in unarmed combat”, Physical Education students of creative disciplines, No.6, pp. 108-112.

6. The federal law "On Customs Regulation in the Russian Federation" (2011). The federal law № 311-FZ of 27.11.2010, publishing house “Prospect”, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.05.2013.

УДК 725.8

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА РОССИИ ВО ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Сергей Александрович Цветков, доктор экономических наук, профессор, проректор по

научно-исследовательской работе,

Яков Викторович Морозов, директор института спортивных сооружений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и индустрии,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Галина Анатольевна Скрипкина, Депутат, Член комитета по международным делам,

Парламент Кыргызской Республики,

Владимир Семенович Куликов, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник,

Государственный научно-исследовательский институт социально-экономических проблем и спортивно-оздоровительных технологий (ГНИИ СЭП и СОТ),

г. Санкт-Петербург

Аннотация

В преддверии Зимних Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи встала серьезная проблема строительства спортивных сооружений, в том числе спортивно-оздоровительных комплексов с учетом Федерального закона «О техническом регулировании», предписывающего использование технических регламентов. Целью работы является анализ вопросов подготовки и внедрения технических регламентов при строительстве спортивно-оздоровительных комплексов в условиях вступления России во Всемирную Торговую организацию, требования которой в отношении спортивных сооружений несколько отличаются от принятых СНиПов и ГОСТов. Рассмотрены информационные базы стандартов, обеспечивающих безопасность спортивно-оздоровительных комплексов. Проанализированы проблемы переходного периода от существующей технической документации к техническим регламентам в процессе действия государственных инспектирующих организаций. Внесены предложения по требованиям, включаемым в технические регламенты на строительство спортивно-оздоровительных комплексов по различным видам спорта с учетом особенностей нормативов ВТО. Предложена процедура оценивания соответствия спортивных зданий и сооружений конкретным требованиям в условиях функционирования России в ВТО [1].

Ключевые слова: спортивное сооружение, спортивно-оздоровительный комплекс, техническое регулирование, технический регламент на строительство спортивно-оздоровительных комплексов, оценка соответствия, Всемирная Торговая Организация, безопасность, доступность спортивно-оздоровительных комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.