Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной методики. У дошкольников экспериментальной группы отмечены достоверно более высокие показатели освоения техники способов передвижения на лыжах (р<0,05).
ЛИТЕРАТУРА
1. Голощекина, М.П. Лыжи в детском саду : пособие для воспитателя дет. сада / М.П. Голощекина. - М. : Просвещение, 1977. - 96 с.
2. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И. Осокина - М. : Просвещение, 1986. - 304 с.
REFERENCES
1. Goloschekina, M.P. (1977), Skis in kindergarten: training aids for kindergarten teacher, Education, Moscow.
2. Osokina, T.I. (1986), Physical education in kindergarten, Education, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.04.2016
УДК 796.011
МОДЕРНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО САМООБОРОНЕ С ДЕВУШКАМИ ВУЗОВ
Надежда Николаевна Сизова, старший преподаватель, Юлия Дамировна Исмагилова, старший научный сотрудник, Владивостокский филиал Российской таможенной академии (ВФ РТА), г. Владивосток
Аннотация
В данной работе раскрываются некоторые особенности использования средств прикладной аэробики при организации и проведении подготовительной части учебно-тренировочного занятия по самообороне со студентками. Представленные данные подтверждают положительное влияние предлагаемой методики на мотивацию и интерес девушек к учебным занятиям по самообороне.
Ключевые слова: самооборона, студентки, аэробика, учебно-тренировочный процесс, методика подготовки.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p252-256
MODERNIZATION OF EDUCATIONAL AND TRAINING CLASSES ON SELF-DEFENSE WITH GIRLS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Nadezhda Nikolaevna Sizova, the senior teacher, Yulia Damirovna Ismagilova, senior research associate, Vladivostok branch of the Russian customs academy, Vladivostok
Annotation
This article reveals some features of use of the means of the applied aerobics during the organization and carrying out the preparatory part of the educational and training classes in self-defense with students. Presented materials confirm the positive impact of the proposed methodology on the motivation and students interest to self-defense training sessions.
Keywords: self-defense, the student, aerobics, training process, method of preparation.
ВВЕДЕНИЕ
Физическая подготовка студентов, слушателей и курсантов в высших учебных заведениях, готовящих кадры для работы в силовых ведомствах, должна формировать определённые прикладные знания, психофизические качества и психические свойства личности, содействующие достижению объективной подготовленности специалиста к
успешной профессиональной деятельности [1]. Соответственно этим требованиям, в программе по физической подготовке для студентов таможенной академии предусмотрено обязательное прохождение раздела по самообороне.
На практике подготовка девушек различным видам единоборств осложняется тем, что большинство тренеров-преподавателей пришло из мужского спорта и не всегда представляют специфику подготовки женщин.
Учебно-тренировочные занятия по самообороне с девушками проводятся по общепринятой методике, не учитывающей физиологические и психологические особенности женского организма. На данный момент у девушек Владивостокского филиала Российской таможенной академии не выявлена положительная мотивация в учебных занятиях по самообороне [2]. Возможно, что система подготовки по самообороне не привлекает девушек, носит характер обязательной деятельности, а не привлекательных занятий, обеспечивающих не только физическое совершенство, но и эмоциональное удовлетворение. Для девушек данное обстоятельство является одним из центральных, поскольку разнообразие используемых средств, и их неординарность создает предпосылки для активных занятий.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Наличие позитивного психоэмоционального состояния является одним из основных факторов, влияющих на успешность учебной деятельности. У студентов получивших большой позитивный эмоциональный заряд бодрости, повышается настроение, улучшилось самочувствие и, как следствие, активизируется их деятельностный компонент.
Основной задачей подготовительной части занятия, наряду с функциональными и двигательными задачами, является психологическая подготовка к предстоящей физической работе. Решение данной задачи осуществляется путем формирования положительного психоэмоционального фона, позитивных эмоций и активацией организма к выполнению физической нагрузки. Положительное эмоциональное состояние влияет не только на поведение человека, но и практически на все психические процессы, происходящие в его организме. Безусловно, психические состояния оказывают воздействие на протекание деятельности, но именно через деятельность складывается то или иное состояние, говоря иначе оно, как правило, является продуктом деятельности.
На данный момент у девушек академии наибольшей популярностью пользуются различные направления аэробики, которые создают замечательные предпосылки для формирования позитивного психоэмоционального фона.
При помощи корреляционного анализа были изучены взаимосвязи между субъективными показателями эмоционального состояния и основными компонентами физической подготовленности студентов. В результате было выявлено, что между данными показателями существует корреляционная зависимость (рисунок 1).
1 1
5
Рисунок 1. Взаимосвязь показателей эмоциональной сферы и практической подготовленности
студенток ВФРТА
1.— Челночный бег 3x10 м;
2. - 2000 м;
3. - Поднимание туловища из положения лежа на спине;
4.- Стоя, наклон вперед;
5.- Прыжок в длину с места;
6. - Защита от удара ножом прямо;
7. - Бросок через бедро;
8.- Обезоруживание при угрозе пистолетом.
У студенток между показателями эмоциональной сферы и практической подготовленностью прослеживалось 10 весьма тесных взаимосвязей и восемь тесных. Показатель эмоционального состояния «активность» находился в весьма тесной корреляционной зависимости со следующими показателями: гибкости (стоя, наклон вперед (г = 0,94; Р < 0,01)); скоростно-силовыми качествами (прыжок в длину с места (г = 0,94; Р < 0,01)) и с техническим элементом (защита от удара ножом прямо (г = 0,92; Р < 0,01)). Аналогичная картина наблюдалась и с показателем «самочувствие».
Исследовав взаимосвязи показателей эмоционального состояния и физической подготовленности, мы выявили, что с улучшением настроения, активности и самочувствия повышаются показатели физической подготовленности и качественнее формируются прикладные навыки самообороны. Наличие данных факторов предопределило выбор упражнений для использования их в учебно-тренировочном процессе по самообороне. Главным отличием экспериментальной методики являлось использование комплексов прикладной аэробики в подготовительной части занятия. Прикладная направленность экспериментальных комплексов заключалась не только в интегральном улучшении функционирования основных физиологических систем организма, но и в формировании важных двигательных умений и навыков изучаемого раздела. В комплексы прикладной аэробики включались упражнения наиболее схожие по характеру с элементами самообороны, состоящими из трех взаимосвязанных, последовательно выполняемых блоков. Предлагаемые комплексы выполнялись методом продолжительного тренинга в течение 20 минут, преимущественно в зоне аэробного энергообеспечения в диапазоне (таблица 1).
Таблица 1
Характеристика нагрузки комплексов прикладной аэробики_
Втягивающий этап Развивающий этап Стабилизирующий этап Поддерживающий этап
МПК от 50^60% до 65^75% от 60^65% до 68^80% от 60^70% до 75^80% 60^70%
Рабочая ЧСС уд/мин от 110-Н32 до 143^165 от 132^143 до 150^176 от 132^154 до 165^176 132^154
Темп музыки кол-во муз.акц./мин 124^128 128^132 128^132 124^128
Упражнения низкой ударности низкой и высокой ударности низкой и высокой ударности низкой ударности
Используемые методы равномерный переменный переменный равномерный
Первый блок состоял из общеразвивающих упражнений стоя, дыхательных упражнений и упражнений на гибкость.
Основу второго блока составляли базовые элементы классической аэробики, базовые шаги, выполняемые на степ-платформе, упражнения, имитирующие ударную технику боевых единоборств (удары руками, ногами, локтями и коленями в пространство уклоны, защиты, блоки, передвижения, прыжки), комбинации ударов руками и ногами на месте и в движении. При выполнении кардио-блока преимущественно применялся равномерный, непрерывный и переменный методы. Плановый сдвиг частоты сердечных сокращений аэробного блока поддерживался в диапазоне 60^70% МПК (ЧСС 132^154 уд/мин). Третий блок был сформирован из упражнений направленных на восстановление дыхания и упражнений на гибкость, состоящих из упражнений не максимальной амплитуды, выполняемых из различных исходных положений.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Именно мотивация представляет собой стрежень характеристики личности человека, она не просто заставляет его продвигаться вперед к достижению цели, но и оказывает влияние на особенности всех процессов его деятельности. В связи с этим, нам представилось необходимым изучение влияния применения комплексов прикладной аэробики
на динамику изменения мотивации студентов. Исследование структуры мотивационной сферы девушек выявило, что в начале эксперимента ведущим мотивом у большинства студенток экспериментальной (86,4%) и контрольной групп (81,8%) была аттестация по разделу «Самооборона». Занятия с использованием комплексов прикладной аэробики позволили придать новую смысловую окраску мотивации студенток (таблица 2).
Таблица 2
Результаты анкетирования студенток в конце эксперимента _(в % к числу опрошенных девушек) __
| ЭГ I КГ I ^Стьюдента | Г
Посещаемость учебных занятий по самообороне
Всегда посещаю 86,4 31,9 15,538 <0,01
Иногда прогуливаю 13,6 27,2 1,257 >0,05
Зачастую прогуливаю 0 40,9 11,314 <0,01
Не посещаю 0 0 0 >0,05
Цели посещения занятий по самообороне
Укрепление и поддержание здоровья 81,8 9,1 23,467 <0,01
Получение аттестации по дисциплине 18,2 95,4 26,771 <0,01
Приобретение двигательных умений и навыков 50,0 18,2 4,956 <0,01
Коррекция телосложения 63,6 22,7 7,503 <0,01
Улучшение самочувствия, настроения 86,4 18,2 22,572 <0,01
Снижение умственного напряжения 72,7 4,5 21,569 <0,01
Степень удовлетворенности занятиями по самообороне
Нравятся 95,4 9,1 32,886 <0,01
Не очень 4,5 27,2 4,247 <0,01
Не нравятся 0 63,6 20,533 <0,01
Причины снижения интереса к занятиям по самообороне
Завышенные требования преподавателей 0 9,1 2,095 >0,05
Чрезмерные физические нагрузки 4,5 13,6 1,100 >0,05
Отсутствие морального удовлетворения 0 86,4 33,440 <0,01
Не устаивает организация занятий 9,1 50,0 8,844 <0,01
Монотонность и однообразие занятий 0 90,9 36,667 <0,01
Отсутствие эмоциональности занятий 0 95,4 40,174 <0,01
Все интересно, как и прежде 86,4 0 33,440 <0,01
Желание заниматься самообороной чаще
Да, конечно 81,8 4,5 26,771 <0,01
Нет 0 72,7 25,143 <0,01
Может быть 18,2 22,7 0 >0,05
Степень занятости студентками в спортивных секциях
Занимаюсь 54,5 22,7 4,697 <0,05
Не занимаюсь 45,5 77,3 4,697 <0,05
В результате применения разработанной методики у испытуемых экспериментальной группы значительнее, чем в контрольной группе, достоверно (Р<0,05) изменилась мотивация. До начала исследования ведущим мотивом у большинства девушек экспериментальной (86,4%) и контрольной (81,8%) групп являлся мотив долженствования. По окончании исследования у девушек экспериментальной группы доминирующими мотивами стали: желание улучшить самочувствие и настроение (86,4%), укрепить и сохранить здоровье (81,8%), снизить умственное напряжение (72,7%), скорректировать телосложение (63,6%), совершенствовать двигательные умения и навыки (50%).
Известно, что сохранение увлеченности и целенаправленности у студентов обуславливается наличием чувства удовлетворения на учебном занятии, и формированием у них удовольствия и наслаждения от данного вида занятий. Студенты, испытывающие положительные эмоции от занятий, включаются более активно в работу и быстрее достигают позитивных сдвигов во время учебно-тренировочного процесса. От успешного воплощения таких мотивов появляется удовлетворение от производимой работы, поднимается настроение, возникает желание продолжать занятия из личных побуждений. Данный факт подтверждается результатами анкетирования, по итогам которого выявлено, что
студентки экспериментальной группы стали проявлять большую активность к физической деятельности. Так в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой на 31,8% увеличилось количество девушек посещающих различные спортивные секции.
Подводя итоги исследования мотивационной сферы девушек к учебным занятиям по самообороне, необходимо отметить сформировавшееся позитивное отношения девушек экспериментальной группы к учебным занятиям по самообороне. В процессе исследования у них на 72,7% увеличилось количество опрошенных, которым стали нравиться учебные занятия, и не зафиксировано, на данный момент, ни одной девушки, которой бы учебные занятия не нравились. В свою очередь, в контрольной группе на 31,7% увеличилось количество девушек недовольных нынешними учебными занятиями, и зафиксировано, всего лишь, 9,1% - тех, кому нравятся учебные занятия по разделу «Самооборона».
ВЫВОДЫ
Как показывают результаты эксперимента, у девушек экспериментальной группы сформировались внутренние мотивы к выполняемой деятельности, которые предопределяют появление заинтересованности в учебных занятиях, во время которых девушки испытываю моральное удовлетворение от происходящего действия. Резюмируя вышеизложенные факты, можно сделать заключение, что использование комплексов прикладной аэробики в качестве одного из средств подготовки позволило сформировать внутренние мотивы к выполняемой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зуев, С.Н. Физическая подготовка (профессионально-прикладная физическая подготовка) : учебное пособие. - М. : Изд-во ред.-изд. отдела Рос. тамож. акад., 2001. - 92 с.
2. Сизова, Н.Н. Экспериментальная проверка эффективности использования комплексов упражнений преимущественно аэробной направленности на занятиях по самообороне с девушками вузов / Н.Н. Сизова, Ю.И. Исмагилова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 6 (112). - С. 173-177.
REFERENCES
1. Zuev, S.N. (2001), Physical training (professional-applied physical training), publishing house RIO RCA Moscow.
2. Sizova N.N. and Ismagilova Yu.I. (2014), "Experimental verification of the effective using aerobic exercise complex on self-defense classes with girls from high school", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 173-177.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.04.2016
УДК 796.011
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ГТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Николай Иванович Синявский, доктор педагогических наук, профессор, Алексей Валерьевич Фурсов, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Александровна Тиуно-
ва, преподаватель, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, Константин Геннадьевич Иванов, учитель, МБОУ гимназии «Лаборатория Сала-
хова», г. Сургут
Аннотация
В статье представлена модель деятельности тьютора в условиях реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в образовательном учреждении. Деятельность тьютора в образовательном учреждении направлена на обеспечение организационного и информационного