6. Nikulin, B.A. (2011), Biochemical control in sports, Soviet Sports, Moscow, Russian Federation.
7. Seyfulla, R.D. (2003), Drugs and Supplements in Sport: A Practical Guide to sports physicians, coaches and athletes, LitTerra, Moscow, Russian Federation.
8. Seyfulla, R.D. (1999), Pharmacology of sports, Meditsina, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected] УДК 796.011
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ АЭРОБИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОК ПРИЁМАМ РУКОПАШНОГО БОЯ
Надежда Николаевна Сизова, старший преподаватель, Владивостокский филиал Российской таможенной академии (ВФ РТА)
Аннотация
В работе представлены результаты проведённого исследования по применению методики обучения девушек приёмам рукопашного боя с использованием средств аэробики. Мы предположили, что своевременное внедрение в учебно-тренировочный процесс студенток по рукопашному бою средств аэробики будет положительно влиять на процесс обучения. Приводятся данные о положительном влиянии разработанной методики на мотивацию девушек к данному разделу и их психоэмоциональное состояние. Результаты проведённого исследования показали эффективность разработанной методики. Исследование проводилось с небольшим контингентом занимающихся, но полученные данные и разница между ними свидетельствуют о том, что использование средств аэробики при подготовке девушек по рукопашному бою позволяют повысить мотивацию студенток и положительно влияют на их психоэмоциональное состояние.
Ключевые слова: методика, физическая подготовленность, психоэмоциональное состояние, рукопашный бой, аэробика, студентки.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.03.85.p164-167 EXPERIMENTAL CHECK OF EFFICIENCY OF AEROBICS MEANS APPLICATION AT TRAINING OF STUDENTS TO RECEPTIONS OF HAND-TO-HAND FIGHT
Nadezhda Nikolaevna Sizova, the senior teacher,
Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy
Annotation
The work presents the results of the carried-out research on application of methods of training of girls to receptions of hand-to-hand fight with use of means of aerobics. We assumed that timely introduction in educational and training process of students to hand-to-hand fight of means of aerobics will positively influence on training process. Data on positive influence of the developed methods on motivation of girls to this section and their psychoemotional condition have been provided. Results of the carried-out research showed efficiency of the developed technique. Research was carried out with the small engaged contingent, but the obtained data and difference between them testify that use of means of aerobics at preparation of girls to hand-to-hand fight allows to increase motivation of students and positively influences on their psychoemotional condition.
Keywords: methodology, physical readiness, psychological and emotional state, hand-to-hand fight, aerobics, students.
ВВЕДЕНИЕ
Таможенные органы являются составной частью системы органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации. Законом о таможенном регулировании
РФ приказ № 311-ФЗ даётся право сотрудникам таможенных органов в экстренных случаях использовать табельное оружие, специальные средства и физическую силу. Работа сотрудников таможенных органов может быть связана с задержанием лиц, совершивших правонарушения, пресечением неповиновения, сопротивления и иных действий, препятствующих выполнению возложенных на них должностных обязанностей [5]. Согласно этим требованиям, в программе по физической подготовке для студентов таможенной академии предусмотрено обязательное прохождение курса «Рукопашный бой». Практика обучения девушек приёмам рукопашного боя осложняется тем, что большинство трене-ров-преподавателей пришло из мужского рукопашного боя и не всегда представляют специфику спортивной тренировки женщин в связи с их физиологическими и психологическими особенностями [3,4].
За последние несколько десятилетий специалистами в области рукопашного боя проводились исследования ориентированные на улучшение процесса преподавания приёмам рукопашного боя [1]. Однако, отсутствуют фундаментальные исследования по методике обучения девушек. Согласно данным статистики около 65% выпускников таможенной академии - это девушки. Более 55% служащих таможенных органов Дальневосточного Федерального округа также составляют женщины. Именно поэтому немаловажную роль играет розыск и отбор нестандартных методик предоставляющих возможность более результативно осуществлять подготовку студенток по данному разделу.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Целью нашего исследования являлась оценка эффективности использования средств аэробики при обучении студенток приёмам рукопашного боя. Исследуя уровень практической подготовленности студенток, мы выявили, что в процессе обучения в вузе он имеет тенденцию к ухудшению (табл.1)
Таблица 1
Уровень практической подготовленности студенток таможенной академии по руко-
пашному бою
Уровень практической подготовленности Курс обучения
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс
п=101 % = п % 3 = п % 2 9 = п %
Высокий 73 72 62 63 43 46 38 41
Средний 23 23 26 26 31 34 30 33
Низкий 5 5 11 11 19 20 24 26
По результатам социологического опроса из 298 опрошенных студенток 256 девушек (85,9%) одной из особо серьёзных причин ослабления внимания к академическим занятиям рукопашным боем считают отсутствие разнообразия в используемых средствах и методах, 231 респондентов (77,5%) отмечают, что занятия не приносят морального удовлетворения. Абсолютное большинство студенток 277 (92,9%) отметили, что посещая занятия рукопашным боем, они преследуют цель получения зачёта.
Сегодня, замечено сокращение количества девушек стремящихся заниматься рукопашным боем. Это подтверждает анализ журналов посещаемости девушками данного раздела. Так у студенток таможенного факультета посещаемость сократилась на 12,6%, на экономическом факультете - на 8,5%, на юридическом - на 10,6%.
Невысокая степень мотивации к урочным занятиям и как следствие снижение уровня практической подготовленности, бесспорно, вызваны недостаточно продуманным построением учебного процесса. В связи с этим назрела острая необходимость поиска новых способов усиления мотивации девушек к занятиям рукопашным боем [2].
На протяжении последних лет одним из наиболее популярных видов двигательной активности среди женщин является аэробика. Мы предположили, что своевременное внедрение в учебно-тренировочный процесс студенток по рукопашному бою средств
аэробики будет положительно влиять на процесс обучения. Для проверки данной гипотезы был проведён педагогический эксперимент, который был организован на базе Владивостокского филиала Российской таможенной академии и проводился в течение 20102011 учебного года. В исследовании приняло участие 44 студентки 2 курса факультета таможенного дела. Была определена экспериментальная и контрольная группы. Со студентками контрольной группы учебные занятия проводились с использованием традиционных методов обучения, где в основу была положена современная модель занятий по рукопашному бою. В экспериментальной группе наряду с общепринятыми средствами и метода применялись средства аэробики.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты педагогического эксперимента показали, что в экспериментальной группе значительно повысился процент студенток, которым нравятся занятия рукопашным боем. Так, в экспериментальной группе это значение увеличилось на 54,6% , а в контрольной - всего на 4,6%.
Занятия с использованием комплексов аэробики изменили мотивацию у занимающихся студенток. До начала эксперимента у 72,8% студенток экспериментальной группы ключевым мотивом было получение зачёта по разделу, но в конце исследования произошло перераспределение мотивационно-ценностных ориентаций. У 50% девушек экспериментальной группы доминирующими мотивами стали приобретение навыков самообороны и повышение уровня двигательной активности (18,2%). Таким образом, у девушек стали внутренние мотивы превалировать над внешними, что способствует формированию активного интереса к занятиям.
Анализ изменения эмоциональной сферы студенток в процессе эксперимента подтверждался оценкой их самочувствия, активности и настроения, которая проводилась с помощью теста САН (по Марищуку). При анализе внутригрупповых изменений было выявлено, что в экспериментальной группе произошло достоверное улучшение всех показателей теста САН (табл. 2).
Таблица 2
Показатели эмоционального состояния студенток (тест САН), баллы__________
Показатели теста Экспериментальная группа Контрольная группа
до после Разница Р до после Разница Р
х±т х±т Ед. % х±т х±т Ед. %
С 4,7±0,2 6,7±0,1 2,0 42,5 <0,01 4,8±0,1 5,0±0,1 0,2 4,1 <0,05
А 5,0±0,2 6,6±0,1 1,6 32,0 <0,01 4,9+0,1 4,5±0,2 0,4 8,8 <0,05
Н 4,3±0,2 6,6±0,2 2,3 53,5 <0,01 4,5+0,1 4,3±0,1 0,2 4,6 <0,05
Так, показатель «самочувствие» увеличился на 42,5%, «активность» возрос на 32,0% и «настроение» - на 53,5%. В контрольной группе зафиксировано небольшое увеличение значения «самочувствие» - на 4,1%, но вместе с тем отмечено снижение фактора «активность» на 8,8% и «настроение» на 4,6%, что усугубило дисгармоничное сочетание параметров общего эмоционального состояния.
В ходе занятий по экспериментальной методике у студенток происходила гармонизация эмоционального состояния, обусловленная позитивными изменениями показателей их реактивной тревожности (табл.3).
Таблица 3
Показатели реактивной тревожности (тест Спилбергера), баллы________________
Группы испытуемых Начало эксперимента Окончание эксперимента
До После Разница Р До После Разница Р
х±т х±т Ед. % х±т х±т Ед %
ЭГ 24,4±1,2 24,2±1,0 0,2 0,8 >0,05 29,3±1,9 37,6±1,1 8,3 28,3 <0,01
КГ 25,2±1,4 25,3±1,6 0,1 0,3 >0,05 27,2±1,8 24,5±1,6 2,7 9,9 >0,05
Результаты первичного тестирования показали, что девушки экспериментальной и контрольной групп имели низкий уровень реактивной тревожности. Исходные показатели студенток не имели статистически достоверных различий (p>0,05). Анализ итогового тестирования подтвердил достоверное улучшение (p<0,01) реактивной тревожности у девушек экспериментальной группы, он увеличился на 28,3% и находится в зоне умеренной тревожности. В контрольной группе данный показатель снизился на 9,9% и остался в зоне низкой тревожности, что требует повышения внимания к мотивам деятельности.
ВЫВОДЫ
Исследование проводилось с небольшим контингентом занимающихся, но полученные данные и разница между ними свидетельствуют о том, что использование средств аэробики при подготовке девушек по рукопашному бою позволяют повысить мотивацию студенток и положительно влияют на их психоэмоциональное состояние.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ашкинази, С.М. Инновации в развитии теории и практики обучения военнослужащих рукопашному бою (результаты исследований последних 20 лет) / С.М. Ашкинази, В.В. Кузьмин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 11. -С. 6-11.
2. Применение аквафитнеса игровой направленности в физическом воспитании студентов / Т.А. Базылюс, Ж.Л. Козина, Е.Е. Безнес, В.Н. Коверя // Физическое воспитание студентов. - 2010. - № 6. - С. 8-13.
3. Волков, Д.П. Рукопашная подготовка женщины // Боевое искусство планеты. -2006. - № 4. - С. 34-37.
4. Нетбай, С.Г. Особенности процесса физической подготовки с курсантками-женщинами обучающимися в образовательных учреждениях МВД России // Современные проблемы физической культуры и спорта : материалы ХХШ научной конференции, 23 ноября 2009г. / отв. ред. С.В. Галицын ; Дальневосточ. гос. акад. физ. культуры. - Хабаровск, 2010. - С. 187-190.
5. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» : Федеральный закон №311-ФЗ от 27.11.2010. - М. : Проспект, 2011. - 256 с.
REFERENCES
1. Ashkinazi, S.M., Kuzmin, V.V. (2007), "Innovations in development of the theory and practice of training of servicemen to hand-to-hand fight (results of researches of the last 20 years)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 33, No.11, pp. 6-11.
2. Bazylyus, T.A., Kozina, ZH.L., Beznes, E.E. and Koverya, V.N. (2010), "Use of aqua fitness of gaming orientation in physical training of students", Physical training of students, No. 6, pp. 8-13.
3. Volkov, D.P. (2006) "Hand-to-hand preparation of the woman", Martial art of the planet, No. 4, pp. 34-37.
4. Netbai, S.G. (2010) "Features of the physical training with the cadets-women, which are training in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Modern problems of physical training and sports: the materials of the 23rd scientific conference, on November 23, 2009, Khabarovsk, Russian Federation, pp. 187-190.
5. The federal law "On Customs Regulation in the Russian Federation" (2011), The federal law № 311-FZ of 27.11.2010, Prospect, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]