ЛИТЕРАТУРА
1. Апанасенко, Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л.А. Попова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. - 243 с.
2. Григорьев, В.И. Кризис физической культуры студентов и пути его преодоления / В.И. Григорьев // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 2. - С. 54-61.
3. Зайцев, Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Зайцев Г.К. - СПб., 1998. - 40 с.
4. Зиновьев, Н.А. Валеолого-педагогическое сопровождение занятий физической культурой как средство формирования здорового образа жизни у студентов технического вуза / Н.А. Зиновьев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 58-62.
REFERENCES
1. Apanasenko, G.L. and Popova, L.A. (2000), Medical valeology, Phoenix, Rostov-on-Don.
2. Grigoriev, V.I. (2004), "Crisis of physical culture of students and way of his overcoming", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 54-61.
3. Zaytsev, G.K. (1998), Valeologo-pedagogical bases of ensuring health of the person in an education system, dissertation, St. Petersburg.
4. Zinoviev, N. A. (2013), "Valeologo-pedagogical maintenance of occupations by physical culture as means of formation of a healthy lifestyle at students of technical college", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 58-62.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.03.2017
УДК 796.011.3
ЗАНЯТИЯ ПО САМООБОРОНЕ СТУДЕНТОК НА ОСНОВЕ ТАЙ-БО АЭРОБИКИ
Светлана Дмитриевна Зорина, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Викторовна Ишанова, кандидат педагогических наук, доцент, Волжский институт экономики, педагогики и права (ВИЭПП), г. Волжский, Волгоградская область
Аннотация
В работе приводятся данные о положительном влиянии разработанной методики применения средств тай-бо аэробики на занятиях по самообороне у девушек-студенток. Результаты проведенного эксперимента показывают, что улучшились показатели физической подготовленности, посещаемости учебных занятий по физической культуре и качество выполнения базовых приемов самообороны.
Ключевые слова: физическая культура, физическая подготовленность, тай-бо аэробика, самооборона, студентки.
CLASSES IN SELF-DEFENSE FOR FEMALE STUDENTS ON THE BASIS OF TAE-
BO AEROBICS
Svetlana Dmitrievna Zorina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Olga Victorovna Ishanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volzhskiy Institute of Economics, Pedagogy and Law, Volzhskiy, Volgograd region
Annotation
The article presents the data on the positive impact of the developed technique of Tae-Bo aerobics application at the self-defense classes with female students. The results of this experiment show that physical fitness, attendance of the classes of Physical Education and quality of the basic self-defense techniques have improved.
Keywords: physical education, physical fitness, Tae-Bo aerobics, self-defense, female students.
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность», утвержденный приказом № 19 Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.01.2011 года, предусматривает, что выпускник по дисциплине «Физическая культура» должен обладать профессиональной компетенцией (ПК-24) - «способностью осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений» [6]. То есть, по сути, у выпускника гражданского вуза по данной специальности необходимо сформировать знания, умения и навыки, позволяющие ему вступать в противоборство с правонарушителем. Как известно [5], для этого необходимо, чтобы студенты в процессе учебных занятий физической культурой овладели как минимум приемами самообороны. Однако, контингент студентов, обучающихся по специальности «Экономическая безопасность» в большинстве гражданских вузов, составляют около 50% девушек, имеющих низкий уровень двигательной подготовленности, что создает существенные методические и организационные проблемы на учебных занятиях по физической культуре при обучении их приемам самообороны. Острая необходимость поиска наиболее эффективных путей и способов решения обозначенных проблем и обусловила актуальность представленного научного исследования.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В результате педагогического наблюдения установили, что у большинства девушек-студенток (67,0%), обучающихся по специальности «Экономическая безопасность», во время изучения на учебных занятиях по дисциплине «Физическая культура» раздела «Самооборона», их посещаемость резко снижается (до 25,0%). Анкетирование студенток, направленное на установление причин негативного отношения к изучению самообороны, показало, что 30% из них опасаются контактных взаимодействий, которые могут привести к болевым ощущениям, ушибам или травмам.
20% девушек указали, что не хотят выполнять приемы самообороны, в частности броски или удары, при юношах, которые также обучаются у них в группе. Однако половина студенток главную причину непосещения занятий по самообороне в рамках физической культуры связывают с низким уровнем их физической подготовленности, который не позволяет эффективно выполнять приемы в ситуациях противоборства, особенно с противником, превосходящим их ростом, массой и силой.
Для повышения уровня физической подготовленности девушек-студенток на учебных занятиях в раздел «Самооборона» были включены комплексы упражнений из оздоровительной тай-бо аэробики. Это объяснятся тем, что тай-бо аэробика представляет собой синтез элементов восточных единоборств и аэробных нагрузок, выполнение которых осуществляется под ритмическую музыку. Несмотря на то, что занятия тай-бо относятся к боевой аэробике, в последнее время они неофициально превратились в отдельные, самостоятельные и очень популярные фитнес-программы. Специалисты отмечают [1, 2, 4], что основное воздействие в тренировочных занятиях оказывается на развитие силовых возможностей, гибкости, координации и выносливости. Важно, что тай-бо не предполагает спарринга: все удары выполняются сольно. В целом такие занятия повышают настроение, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную систему, улучшают общее самочувствие. В исследованиях Н.Н. Сизовой [5] доказано, что применение аэробных упражнений с элементами единоборств при обучении девушек приемам самообороны педагогически целесообразно.
Занятия физической культурой по экспериментальной методике, включающей комплексы упражнений тай-бо аэробики при освоении студентками ВИЭПП раздела «Самооборона», проводились в течение 2015-2016 учебного года. В педагогическом эксперименте приняли участие 30 студенток основной медицинской группы 2-3 курсов,
обучающихся по специальности «Экономическая безопасность». Студентки были разделены на две равные группы - экспериментальную и контрольную. Упражнения выполнялись поточным методом без остановок при смене движений, с интенсивностью нагрузки задаваемой темпом музыкального сопровождения. На начальном этапе эксперимента темп музыкального сопровождения составлял 120^125 акц/мин, который соответствовал уровню физической подготовки занимающихся и позволял эффективно осваивать базовые движения рук и ног. С повышением уровня общей работоспособности и аэробной выносливости темп музыкального сопровождения увеличивался до 126^130 акц/мин. Дальнейшее увеличение темпа движения нецелесообразно, так как это приводит к уменьшению амплитуды движений и ухудшению техники ударных элементов, как руками, так и ногами, снижения качества имитации бросков [3]. В партерной части на занятиях применялись силовые упражнения на различные группы мышц, а в заключительной части - упражнения на гибкость и расслабление мышц.
В начале и в конце педагогического эксперимента для всех участниц проводилось педагогическое тестирование: для определения силовых способностей - подтягивания низкой перекладине; для определения выносливости - легкоатлетический бег на 2000 м; для определения скоростно-силовых способностей - прыжок в длину с места; для определения скоростных способностей - бег на 30 м с высокого старта; для определения гибкости - глубина наклона из положения стоя на гимнастической скамье; для определения координационных способностей - челночный бег 3*10 м.
Сравнительный анализ результатов педагогического тестирования в начале педагогического эксперимента не выявил существенных различий в уровне физической подготовленности студенток экспериментальной и опытной группы.
После проведенного педагогического эксперимента показатели физической подготовленности девушек-студенток обеих групп улучшилась. Однако, у студенток, занимающихся по экспериментальной методике, в четырех тестах из шести (бег на 2000 м, челночный бег 3*10 м, подтягивания на низкой перекладине, глубине наклона туловища) средние величины показателей, по сравнению с началом эксперимента, имели статистически значимое различие на уровне достоверности 95%.
В контрольной группе студенток, несмотря на улучшение показателей тестов, статистически значимого различия в их средних величинах после эксперимента не зафиксировано. Кроме этого, у студенток экспериментальной группы существенно улучшилась посещаемость учебных занятий по дисциплине «физическая культура» (выше 95%), а также они значительно качественнее смогли выполнить необходимые приемы самообороны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе анализа и обобщения результатов проведенного педагогического эксперимента, можно констатировать, что реализация экспериментальной программы с использованием тай-бо аэробики на учебных занятиях физической культурой студенток при изучении раздела «Самооборона» обладает рядом преимуществ, по сравнению с традиционным обучением. Во-первых, способствуют повышению интереса девушек к учебным занятиям физической культурой. Во-вторых, гарантированно улучшает их физическую подготовленность. В-третьих, способствует более качественному освоению технических элементов и базовых приемов самообороны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белый, П. Тай-бо, Ки-бо, Каратэбика. Боевой фитнес для женщин / П. Белый, Т. Швед. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. - 192 с.
2. Беженцева, Л.М. Особенности методики занятий по физическому воспитанию со студентками Томского государственного университета / Л.М. Беженцева // Вестн. Томского гос. ун-та. - 2011. - № 344. - С. 160-162. Не сокращают, если могут возникнуть разночтения
3. Ишанова, О.В. Оптимальные величины интенсивности физических нагрузок по темпу музыкального сопровождения на занятиях оздоровительной тай-бо аэробикой со студентками вуза / О.В. Ишанова, И.А. Лагуткина // Наука и образование: проблемы, решения и инновации : науч.-практ. конф. профессорско-преподават. состава ВИСТех, г. Волжский, 9-10 дек. 2010 г. : сб. ст. : в 2 ч. / Волгогр. гос. архитектур.-строит. ун-т, Волжский ин-т стр-ва и технологий (фил.) ВолгГАСУ. -Волгоград, 2010. - Ч. 2. - С. 114-116.
4. Морозова, Л.В. Фитнес как средство формирования у студентов моделей гендерного поведения и здорового образа жизни / Л.В. Морозова, Л.А. Кирьянова // Управленческое консультирование. - 2013. - № 6 (54). - С. 128-133.
5. Сизова, Н. Н. Содержание занятий по самообороне с девушками вузов на основе использования аэробных упражнений с элементами единоборств / Н.Н. Сизова // Ученые записки университета Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 132-137.
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2011 г. N 19 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 080101 Экономическая безопасность (квалификация (степень) "специалист")" [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/55171104/. - Дата обращения 21.10.2015.
REFERENCES
1. Belyi, P. and Shved, T. (2003), Tai-Bo, Ki-Bo, Karatabica. Combat fitness for women, publishing house Fenix, Rostov-on-Don, Russian Federation.
2. Bezhentseva, L.M. (2011), "Features of methodology of physical education classes with female students of Tomsk state University", Messenger of Tomsk State University, No. 344, pp. 3-8.
3. Ishanova, O.V. and Lagutkina, I.A. (2010), "The optimal value of the intensity of physical activity on the rate of musical accompaniment in the classroom Wellness Tai-Bo aerobics with the students of the University", Science and education: problems, solutions and innovations, scientific-practical conference of the faculty of VISTekh, Volzhsky, December 9-10, 2010, Volgograd, pp. 114-116.
4. Morozova, L.V. and Kiryanova, L.A. (2013,) "Fitness as Tool of Formation with Student Models of Gender Behavior and a Healthy Lifestyle", Management consulting, Vol. 54, No. 6, pp. 128133.
5. Sizova, N.N. (2013), "Content of self-defense classes with girls (university students) based on using the aerobic exercises with some elements of martial arts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No.5, pp. 132-137.
6. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from January, 14th, 2011 No. 19 "About the statement and introduction in the action of the Federal state educational standard of higher professional education in the direction of training (specialty) 080101 Economic security (qualification (degree) "specialist")", available at: http://base.garant.ru/55171104/.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.03.2017
УДК 316.422
ДИАГНОСТИКА МОДАЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
Лидия Евгеньевна Изотова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Сергеевна Киселёва, кандидат технических наук, доцент,
Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Николаевич Каленик, студент, Екатерина Владимировна Юшкова, студентка, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
Цель исследования - разработка метода диагностики модальности образовательных сред высших учебных заведений. Известно, что модальность образовательной среды - её интегративная