Научная статья на тему 'Содержание технологии формирования военно-профессиональной направленности курсантов'

Содержание технологии формирования военно-профессиональной направленности курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лосев А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание технологии формирования военно-профессиональной направленности курсантов»

так и профессиональных - на 0.12 балла (24%) позволяет сделать вывод о том. что применение профессионально-ориентированной технологии обучения обеспечивает создание необходимых организационно-педагогических условий ятя формирования в вузе положительной мотивации у будущих военных специалистов.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное. важно подчеркнуть, что только полное и своевременное выполнение всех обоснованных выше организационно-педагоги-ческих условий способствует формированию профессиональной компетентности у будущих военных специалистов в вузе средствами профессионально-ориентированной гех-нолоши обучения. Вместе с этим предложенные условия позволяют целенаправленно формировать социальные качества будущего руководителя подразделения обеспечения информационной безопасности (4|.

1. Вербицкий А.А.. Бакшаена Н А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. М.. 2000.

2. Вшенскии В.Я., Образцов П.П.. Умчи Л И Технологии профессионатьно-ориентирован-ного обучения в высшей школе иод ред.

B.А. Сластенииа. М.. 2004.

3. Кошчик АН Профессионально-ориентиро-

ванная технология обучения как средство формирования компетентности у будущих военных специалистов в вузе (на материале изучения снециачытых дисциплин): авгореф.

дис.... канд. пед. наук. Курск. 2004.

4. Кошчок В.И. Формирование социального ядра личности в процессе подготовки специалистов в области обеспечения информационной безопасности // Проблемы образования в области информационной безопасности. М.. 2004.

C. 141-146.

Поступила в редакцию 15.01.2005.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ

А.II. Лосев

l.osev A.N. I he contents of technology of formation of students’ military-professional orientation. The article uncovers the problem of formation of military-professional orientation of students of Militarv Academies. On the grounds of practical experience the expediency and the efficiency of introduction of the given technology to the work practice of military educational establishments is substantiated.

Потребности теории и практики военного образования в деле воспитания и обучения курсантов в настоящее время делают актуальной задачу по разработке технологии формирования военно-профессиональной направленности. В настоящее время ряд ученых считает, что состав и последовательность процедур, составляющих технологию, один и тог же для всех самоуправляемых и целеустремленных систем. Недооценка же или пропуск любого из функциональных элементов ведет к деформации всего процесса формирования требуемого качества, снижению его эффективности. Функциональные звенья технологии рассматриваются как особые, относительно самостоятельные виды деятельности, последовательные и взаимосвязанные друг с другом стадии или этапы, полный состав которых образует единый

цикл. Завершение одного цикла является началом нового, и таким образом обеспечивается «перманентность» процесса формирования. происходит реальное движение от низших к высшим качественным состояниям формируемой системы.

При построении технологии мы исходили из того, что процесс формирования военно-профессиональной направленноеги (ВИН) курсантов должен отражать ее структуру. Основной целью в нашей технологии формирования ВИН является создание педагогических условий, при которых происходит повышение когнитивного уровня личности, ее ценностного отношения к своей будущей деятельности. В качестве относительно самостоятельных, но взаимосвязанных этапов технологии формирования выделяют следующие: определение целей, информацион-

ной основы обучения, прогнозирования, принятия решения, организации исполнения, коммуникации, контроля и оценки результатов, коррекции. Функциональный состав технологии формирования является инвариантным. то есть одинаковым для различных социальных систем, включая и педагогические системы. Знание общих закономерностей и принципов технологии формирования является основой применения их к частным случаям, одним из которых является военнопрофессиональная направленность курсантов.

Педагогическое прогнозирование в нашем случае заключается в предсказании ближних и дальних психолого-педагогичес-ких результатов обучения курсантов в определенных условиях его осуществления. Педагогические решения направлены на выбор оптимальных способов индивидуального и коллективного влияния офицеров на личностные качества курсантов. Организация исполнения этих решений связана с реализацией учебно-боевых и воспитательных планов, программ и педагогических решений.

В последнее время учебный или педагогический процесс часто трактуется как процесс решения учебных или педагогических задач (В.Ф. Ломов). Специфика высших военных учебных заведений даег достаточно оснований пересмотреть эту точку зрения. Определение обучения как процесса решения педагогических задач означает сведение его к одной лишь функции и недооценке всех других. К функциям формирования как взаимосвязанной системе некоторых действий и операций должна относиться учебно-педагогическая ситуация как совокупность условий и обстоятельств, в которую активным образом включены командир, педагог и курсант как субъекгы педагогической и учебной деятельности. Это положение является определяющим при разработке техноло-I ии формирования военно-профессиональной направленности курсанта.

Для достижения прогнозируемой эффективности формирования ВПП при разработке технологии необходимо учитывать ряд требований:

соответствие технологии интересам и потребностям реализующих ее участников образовательного процесса;

прогнозирование и оценка побочных действий, возникающих в ходе осуществления технологий:

- оценка возможностей внесения в них изменений;

прогнозирование возможных затруднений курсантов на занятиях, «проектирование» соответствующей помощи конкретным курсантам;

создание эмоционально-психологического фона процесса обучения (учет интересов, желаний, мотивов курсантов).

Результатом и целью формирования ВПП является устойчивое, целесообразное изменение психологического состояния обучаемого. находящее свое выражение в достижении определенного уровня знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств (ПВК) у курсантов. При изучении повседневной и учебной жизнедеятельности нами учитывалось, что формирование и развитие направленности есть управляемый и самоуправляемый процесс. Паша задача заключалась в создании такой технологии формирования ВПП. которая была бы достаточно универсальной для конструирования данного процесса в ходе всех видов деятельности курсантов с конкретными целями развития при использовании ее другими педагогами и в других обстоятельствах и достаточно гибкой для учета индивидуальных особенностей курсантов, их мотивов, интересов, характера и мастерства педагога, профиля вуза и т. п.

Таким образом, технология формирования ВИН должна иметь вариативный и коррекционный характер. В последнее время профессиональное обучение и образование становится все более гибким, отвечающим потребностям личности. Содержание профессионального образования должно предусматривать подготовку к гибкой смене профессий и специальностей. Применительно к военному образованию намечается та же тенденция: происходит отказ от узкоспециальной направленности, что требует не просто дать курсантам военное образование и единственные профессиональные навыки, а сформировать у них «предпосылки к постоянному, непрерывному в течение всей жизни образованию, получению новых и новых специальностей и квалификаций». Это под-

разумевает разностороннее развитие курсантов. формирование у них гибких качеств и способностей к профессиональному саморазвитию. то есть максимальную универсализацию технологии формирования ВПП.

Поскольку подлинная, профессиональная самореализация в стенах военного вуза является недостижимой (если не брать в расчет стажировку в войсках, то большинство курсантов еще не начинали работать по специальности). то нашей целью становится построение учебной программы и деятельности командиров так. чтобы военно-профессиональная подготовка обеспечила возможность дальнейшего саморазвития выпускника учебного заведения, успешную адаптацию к изменяющемуся миру.

В ходе формирующею эксперимента командиры курсантских подразделений приходят к осознанию необходимости процесса формирования ВИН. самостоятельной постановке целей »того процесса, овладению формами. методами и средствами их решения, построению индивидуальной страте! ии формирования ВПП и ее реализации. Исходя из вышесказанного, нами установлено, что технология формирования военно-профессио-нальной направленности есть непрерывный процесс, развивающийся по восходящей спирали. Сформулируем этапы технологии формирования военно-профессиональной направленности, позволяющие осуществить обозначенные цели.

I этап. Аналитико-мотивационный. Цель: комплектование учебных групп, диагностика существующего уровня ВПП. развитие мотивационной установки курсантов на процесс формирования ВПН.

При определении целей формирования ВПН необходимо просчитывать возможные изменения, которые обязательно произойдут в характере, мотивах и уровне профессиональной направленности у курсанта под воздействием резкого изменения условий жизни (казарменные условия, моногамный коллектив. жесткий режим). Обязательным условием успешного воздействия командиров является этап изучения исходного уровня направленности. На данном этапе выбиралась экспериментальная и контрольная группа первокурсников (105 и 107 человек соответственно), проводилось первичное комплек-

тование экспериментальной группы с учетом уровня профессиональной пригодности (УПП) и психологической совместимости поступивших в вуз кандидатов.

Следует отметить, что профессиональная деятельность офицера войск радиационной, химической и биологической зашиты относится к типу профессий, имеющих ряд ог раничений. и в которой далеко не каждый человек добьется нужной эффективности. Поэтому под уровнем профессиональной пригодности мы понимаем совокупность психологических и психофизических особенностей человека, позволяющую судить о степени его годности к профессии. Учет психологической совместимости обоснован спецификой службы в данных войсках (задачи выполняются только в составе коллективов-расчетов, экипажей, отделений). Совместимость - условие интеграции и сплочения коллектива, правильного подбора младших командиров. В нашем случае. психологическая совместимость - это оптимальная взаимодополняемость психологических свойств курсантов, позволяющая им быстро достигнуть сплоченности и обеспечивать высокий уровень совместной деятельности.

В условиях высшего военного учебного заведения курсанты одной учебной группы не только совместно обучаются, но также вместе живут, питаются и отдыхают, то есть постоянно и интенсивно взаимодействуют друг с другом, что неизбежно приводит как к желательным, так и к нежелательным социальным явлениям. Характер социальных явлений во многом зависит от индивиду ально-психологических качеств курсантов, особенно младших командиров и неформальных лидеров, от уровня их профессиональной пригодности и психологической совместимости. Именно эти компоненты при прочих равных условиях (уровень учебной и воспитательной работы и т. п.) определяют социально-психологический климат в группе, стимулируют или сдерживают формирование военно-профессиональной направленности.

Воспитание и образование в военном вузе требует, на наш взгляд, создания и реализации специфических педагогических условий. способствующих успешному формированию ВПН. что. в свою очередь, предполагает построение управленческо-педагогичес-

кон деятельности командира и преподавателя. Ичвеет но. что эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от уровня развития индивидуально-психологических и профессиональных качеств обучаемых, опыта и педагогического мастерства преподавателей и командиров учебных подразделений и самым непосредственным образом связана со специфическими, функциональными характеристиками групповой деятельности курсантов.

Таким образом, ключевым педагогическим условием на первом этапе технологии является комплектование учебных групп на основе уровня профессиональной пригодности и психологической совместимости.

Первичное комплектование учебных групп проводилось в определенной последо-вательности:

все поступившие кандидаты разделялись на группы по признаку изучаемого в школе иностранного языка;

внутри каждой «языковой группы» выделялись подгруппы кандидатов, исключая попадания в одну подгруппу психолог и-чески несовместимых лиц:

для каждого кандидата из этих подгрупп определялись данные по уровню профессиональной пригодности коммуникативным и организаторским склонностям, национальной принадлежности, социальному происхождению и положению, постоянному месту жительства;

в каждой подгруппе определялись кандидаты на замещение сержантских должностей. Они должны были иметь высокий или выше среднего УГ1П, обладать выраженными коммуникативными и организаторскими склонностями. При прочих равных условиях предпочтение отдавалось кандидатам, имеющим опыт военной службы в войсках на сержантских должностях и получившим высокую оценку по нервно-психологической устойчивости:

в подгруппах определялись кандидаты в актив курса (роты) и учебных взводов. Они также должны были иметь высокий или выше среднего УПП, обладать ярко выраженными коммуникативными и организаторскими склонностями. При прочих равных условиях предпочтение отдавалось кандидатам, имевшим опыт организаторской работы и

получившим высокую оценку общественной активности и моральных качеств:

из кандидатов на замещение сержантских должностей в каждой подгруппе ото-брались наиболее подготовленные по всем показателям военнослужащих на должности командиров учебных групп;

из кандидатов каждой подгруппы формируется учебное отделение в следующей последовательности: из числа кандидатов на замещение сержантских должностей подбирается командир отделения, а затем подбираются кандидаты с различными УПП с таким расчетом, чтобы учебные отделения были примерно равносильными, то есть равными по количеству курсантов с различными уровнями профессиональной пригодности.

Поскольку в некоторой «ЯЗЫКОВОЙ» группе оказались кандидаты, по результатам оценочной биполяризации психологически несовместимые с курсантами укомплектованных учебных отделений, то эти кандидаты были дополнительно обследованы с помощью «методики определения поведения личности в группе» и «методики определения поведения личности в конфликтной ситуации». С учетом результатов дополнительного обследования эти кандидаты определялись в наиболее благоприятные для них в психологическом отношении учебные отделения. В процессе формирования учебного отделения мы стремились к тому, чтобы ОНО было укомплектовано кандидатами различного социального происхождения и положения Желательно, чтобы по этим показателям отделения были «равггоукомплектованными».

Из сформированных учебных отделений составлялись учебные группы. При этом желательно. чтобы курсанты всех учебных отделений данной учебной группы изучали один и тот же иностранный язык. Однако требование изучения общего иностранного языка не является обязательным, если выполняется условие психологической совместимости курсантов.

Предложенная методика первичного комплектования учебных групп в ввузах позволяет учитывать как уровень профессиональной пригодности, так и психологическую совместимость курсантов, что значительно повышает дисциплину, успеваемость, создает хорошую базу для создания опти-

мального социально-психологического климата СПК. облегчает дальнейшую служебную и воспитательную деятельность командиров. в том числе и по формированию ВПН.

На первых занятиях фиксируются начальные представления курсантов о предстоящей деятельности, ее объеме и содержании. необходимая с их точки зрения совокупность качеств, уровень знаний, умений, навыков и способностей для реализации соответствующего процесса. Диагностика проводится как специальным образом (в виде анкетирования, тестирования, собеседования и г. п.). так и на конкретном тематическом материале, например, во время обзорного знакомства с общей проблемой или конкретной темой занятия.

Далее командир устанавливает и классифицирует мотивы курсантов по отношению к предстоящему процессу учебы и службы в данном ввузе. На начальном этапе командир имеет только материалы профессионально-психологического отбора (НПО), где военная направленность и мотивация представлены очень слабо. Далее педагогическая и воспитательная деятельность командиров идет на фоне осознания курсантом правильности или ошибочности выбора; развития профессионально-военных качеств и мотивов, а также формирования положительного отношения к военной профессии. На все эти процессы командиры активно влияют, находясь в постоянном контакте с курсантами и повышая сумму их знаний, умений и навыков.

2 этап. Организационный. Цель: планирование. организация и осуществление пси-холого-недагогического воздействия по формированию ВПН.

Данный этап продолжает предыдущий, уделяя большее внимание процессу формирования оптимального социапьно-психологи-ческого климата (СПК), военно-профессиональной подготовке курсантов, а также формированию соответствующей направленности в довузовском обучении. В настоящее время ориентация молодежи на военные профессии, как правило, является частным делом каждого из учебных заведений, а потому строится бессистемно. Исследования и опыт отбора абитуриентов в Тамбовский филиал Военного университета радиационной

химической и биологической защиты (ТФВУРХВЗ) показывает, что значительное число кандидатов не имеют представления о военной деятельности. Поэтому проведение масштабных мероприятий за пределами вуза, касающихся повышения престижности офицера. военного специалиста, является следующим специфическим педагогическим условием. С целью формирования соответствующей направленности в довузовском обучении с 1992 года в ТФВУРХВЗ существует кадетский класс на базе средней школы № 2 г. Тамбова. С данной категорией учащихся проводится работа по профориентации и развитию мотивации к военной службе, которая включает в себя:

1. Конкурс документов с обязательной рекомендацией от педагогического совета школы.

2. Тестирование.

3. Сдачу нормативов № 3, 43, 46 по физической подготовке согласно НФП-2001 (Приказ МО РФ № 631 от 30.12.2000 г.).

4. Собеседование на основе вышеназванных мероприятий и коллегиальное решение (ТФВУ. школа) о зачислении в кадеты.

5. Испытательный срок - I месяц.

6. Проведение ритуала - «Посвящение в кадеты».

7. Изучение предметов «Химия», «Информатика», «Твоя будущая профессия», «Строевая подготовка», «Огневая подготовка», «Физическая культура» на учебной базе ТФВУРХВЗ с привлечением для обучения командиров, в чьи подразделения будут зачисляться кадеты.

8. Привлечение курсантов из числа кадетов для проведения школьных мероприятий и наоборот.

Курсанты обязательно участвуют во всех проводимых в школе мероприятиях: вечерах встреч выпускников, осенних базах. КВП, посвящении в кадеты и т. д. На период подготовки и проведения мероприятий курсанты освобождаются от нарядов и работ. Кадетам-школьникам официально выдается пропуск для беспрепятственного прохода на территорию ввуза и разрешается посещение всех мероприятий, проводимых для курсантов в выходные и праздничные дни.

В результате проводимой работы 15-20 % от общего числа зачисленных в ввуз состав-

ляют кадеты, и этот показатель стабилен на протяжении десяти лег. С целью более широкого охвата молодежи всем курсантам при убытии в отпуск выдавался пакет документов. состоящий из буклета с описанием ввуза и данной военной профессии, анкеты и листа беседы на потенциального абитуриента. По прибытии с отпуска курсанты отчитывались о проделанной работе, сдавали заполненные анкеты. Куреангы. чьи анкеты оказались результативными. то есть на следующий год в военкомат пришли личные дела абитуриентов на поступление, поощрялись командованием ввуза. Все это влияло на повышение степени мотивированности выбора военной профессии и появление интереса к воинской специальности на основе более полного и правильного представления о ней.

Многолетние наблюдения за процессом формирования ВИН вынуждают констатировать определенный диссонанс между нашими прогнозами, с одной стороны, и существующим уровнем развития ПВК. СПО и мотивации обучаемых к овладению профессией с другой. Зачастую подобные несоответствия связаны не с ошибками в области организации учебного процесса, а со слабым учетом социально-психологической установки. существенно влияющей на ход учебно-воспитательного процесса и на создание оптимального социально-психологического климата. Это актуализирует реализацию на втором этапе технологии соответствующего педагогического условия.

Социально-психологическая установка сложное образование, имеющее многокомпонентное строение:

1. Эмоциональный компонент. Определяет валентность социально-психологической установки в отношении личности к профессии и обнаруживается в степени удовлетворенности специальностью, занимаемой должностью.

2. Коммуникативный компонент. Облегчает (или затрудняет) развитие систем служебных и межличностных связей в процессе служебного взаимодействия. Эгот компонент свидетельствует о перспективности возможных служебных взаимоотношений с точки зрения профессионального роста. В коллективах часто дают о себе знать коммуникативные барьеры, которые возникают по при-

чине конфликтных ситуаций между курсантами и командирами при рассогласовании управленческой системы, а также по причине недостаточного самоконтроля межличностных отношений со стороны командиров всех степеней.

3. Когнитивный компонент. Выявляет относительно устойчивые индивидуальные различия в особенностях познавательных процессов курсантов. Эги особенности используются командирами с целью рационального распределения ку рсантов в зависимости от стоящих задач и в формировании ценностных ориентаций. От силы, направленности и устойчивости познавательных процессов во многом зависит прочность специальных навыков.

4. Практический (поведенческий) компонент. Демонстрирует степень пассивно-активного отношения курсанта к служебным обязанностям, предрасположенность личности к реальным положительным (отрицательным) действиям в своем микросоциуме.

5. Рефлексивный компонент. Анализ курсантом своего собственного поведения, стремление понять, как, каким образом воспринимается, оценивается он сам сослуживцами и командирами.

Для возможного учета социально-психологической установки курсантов в качестве инструментария была использована анкета «Социально-психологические условия Вашего труда», разработанная Институтом Социально-Экономических проблем Академии наук РФ, адаптированная и модифицированная группой НПО (профессиональнопсихологический отбор) ГФВУРХВЗ к условиям вуза.

Окончательный вариант ответа состоит из 109 пунктов, распределенных по пяти блокам, определяющим гип социально-психологического климата курсантского коллектива, степень конфликтности, социальной адапгированносги. эффективности стиля ру ководства.

В результате определились гри основных типа С11К:

1) конструктивно-активный, характеризующийся бесконфликтным развитием отношений как между курсантским коллективом и командиром, гак и среди самих курсантов;

2) неустойчивый (состояние скрытого конфликта), характеризующийся скрытыми противоречиями как между курсантским коллективом и командиром, так и среди самих курсантов:

3) аморфный (состояние коллективного безразличия), характеризующийся отсутствием интереса к любым видам деятельности, возникшим из-за неправильных действий со стороны командира подразделения.

В этих типах слабо развит комплекс, характеризующий возможность реализации способностей курсантов, в то время как желание иметь такую возможность весьма высоко. Нами выявлена сильная, весьма значимая обратная связь между результатами экзаменационной сессии и степенью выраженности протек-тивного параметра потенциала обновления, то есть потребность курсантов в повышении уровня разнообразия своей учебы и жизни. Значительная взаимная связь также определена между показателями успеваемости и фактической величиной психической напряженности, вызываемой самим учебным процессом, взаимоотношениями с прямыми и непосредственными начальниками. В целом же между успеваемостью и типом СПК первичных курсантских коллективов существует прямая умеренная связь. За успеваемость в подразделениях отвечают командиры, поэтому на основании показателей успеваемости и типа С( 1К можно делать вывод о деятельности командиров и ставить вопрос о дисциплинарном воздействии или кадровом решении.

Как показала практика, некоторые командиры взводов не умеют правильно строить свои отношения с курсантским коллективом во внеслужебное время, когда их действия не регламентированы уставами и инструкциями. В это время в коллективе господствуют правила, устанавливаемые неформальными лидерами, которые, кстати, не всегда плохи, и. как правило, легко принимаются курсантами. Принимая эти правила, командир пусть на короткий период ставит себя вровень с лидером, и этого бывает достаточно, чтобы уже в служебное время получить двоевластие. Командирам рот необходимо контролировать, как организуют свободное время его подчиненные командиры.

Организация свободного времени -мощный рычаг в деле создания нужного

СПК. Наилучший эффект достигается на младших курсах и. как показала практика, положительный эффект наблюдается на протяжении всего периода обучения. Мы рекомендуем на младших курсах при проведении лагерного обучения мероприятия, напоминающие «пионерский костер», которые организуются обязательно по инициативе командиров. Это сильно меняет психологическую обстановку, снимает напряжение, позволяет курсантам взглянуть на командиров как на товарищей, но более опытных и авторитетных. При проведении таких мероприятий командиру необходимо проводить интенсивное наблюдение, перед ним будет квинтэссенция зарождающихся отношений и самого коллектива подразделения в целом. На старших курсах хороший эффект дают мероприятия военно-спортивного вида: здесь командир должен выступить в роли капитана команды или играющего тренера, тем самым сужая действия неформальных лидеров, подчеркивая свой статус и во вне служебное время.

Занятие - та учебная ситуация, где не только излагаются знания, но и раскрывается. формируется и реализуется направленность личности курсанта, его ценностные ориентации, установки и т. д. Учебный процесс должен быть организован командирами и преподавателями так. чтобы обучаемые принимали ею как положительную необходимость. 11роектирование и технология проведения учебных занятий, рассчитанная на работу с индивидуальностью каждою курсанта. ставит командира в новую, непривычную для него профессиональную позицию -быть одновременно и преподавателем, и психологом, и командиром, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым курсантом в процессе его индивидуального развития, личностного становления.

По мере выполнения технологических процедур, коллектив командиров ротного звена (при необходимости с помощью преподавателей) выступает на этом этапе как организатор развития ВПН: формулирует цели, выбирает направление, прогнозирует конечные результаты, составляет план работы, выбирает соответствующие средства и способы деятельности, придумывает систему контроля. Здесь проверяются и воспитыва-

ются профессионально важные качества личности. которые будут выступать основой и стимулом самостоятельной активности курсанта во всех видах деятельности.

Работа на данном этапе нацелена на массовое исследование различных категорий курсантов (но методикам констатирующего эксперимента) и раэбига на несколько элементов:

1. Организация изучения формирующегося уровня ВИН: включение в месячный план воспитательной работы подразделения, составление расписания проведения опроса, тиражирование опросных листов, подготовка программ обработки данных.

Обращаем на этот элемент особое внимание. так как специфика организации учебного процесса и повседневной жизнедеятельности в военном вузе командного профиля жестко ре1ламентирована. деятельность курсантов в течение суток расписана по минутам, и провести опрос или анкетирование экспромтом невозможно. Поэтому качественная отработка этого элемента залог достоверной и в нужном объеме информации. необходимой для исследования.

2. Проведение опроса по анкетам.

3. 11олучение экспертных оценок.

4.11одготовка данных и их обработка.

5. Выработка заключения по проведенному исследованию.

Анкетирование абитуриентов проводят представители группы ППО, курсантов -представители отдела по воспитательной работе совместно с командирами подразделения, так как только в этих структурах есть дипломированные психологи. С их стороны необходимо понимание важности задачи, ответственное отношение к делу, внимательность, умение общаться с людьми, педагог ический такт, а при интерпретации результатов - знание и понимание военной службы, представление о характере учебно-боевой деятельности курсантов и офицеров на различных должностных уровнях. Опрос желательно проводить повзводно в классах самоподготовки. чтобы сохранить возможность спокойной обстановки.

3 этап. Оценочно-корректировочный. Цель: изучение, обобщение результатов и корректировка психолого-педагогического воздействия.

Совместно с преподавателями проводился анализ полученных результатов эксперимента. они соотносились с индивидуальными и коллективными программными целями, персонально оценивалась степень этого соответствия. полнота достижения профессиональных целей. Определялся итоговый уровень сформированности ВИН курсантов, изменения сопоставлялись с начальным положением.

Таким образом, данный этап является обобщающим этапом, поскольку устанавливает наличие и уровень развития личностных и профессиональных качеств и способностей курсанта, выполняя диагностирующую функцию для следующего витка процесса формирования ВПП. Сделанные выводы, полученная оценка достигнутых результатов позволяют внести корректировку в последующую психолого-педагогическую деятельность командиров подразделений. Поэтому следующим педагогическим условием яатяется работа командира по реализации опережающего обучения сержантов, направленная на поддержание авторитета сержантского состава, сохранение обратной связи с коллективом подразделения, реализацию возможности контролировать процесс формирования ВПН до конца обучения в ввузе.

Длительный практический опыт собственной службы в должности командира курсантского подразделения наглядно показал, что авторитетность и влияние большинства сержантов значительно ослабевает по мере перехода курсантов на старшие курсы, что существенно сказывается на развитии всех критериев и показателей BIIH. Более того, командир теряет ближайших помощников и ценный источник информации о процессах, идущих внутри коллектива подразделения, теряет возможность оперативно и своевременно управлять этими процессами. Такое ослабление авторитетности сержантов наблюдается именно в ввузах (в отличие от армии) и имеет ряд объективных специфических причин, характерных только для курсантских подразделений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авторитетность сержантов на первом курсе базируется в основном на более объемных знаниях уклада армейской жизни по сравнению с курсантами. Резкая смена образа жизни и неопытность толкают курсанта-

первокурсника «под крыло» младшего командира. поэтому на этом этапе сержанту без особых усилий удается иметь высокий авторитет и влияние в коллективе.

С каждым годом обучения знания и опыт курсантов повышаются, и к концу второго года обучения они выравниваются до уровня сержантов. Наступает период, когда ослабление авторитета и влияния сержантов становится существенно заметным. Этому способствует то, что некоторые сержанты не справляются с учебной программой в силу большей служебной загруженности по сравнению с рядовым курсантом. Некоторые, используя свое служебное положение, перекладывают выполнение учебных заданий на подчиненных, подрывая тем самым свой авторитет. а так как на занятиях сержанты обучаются в составе учебной группы, их промахи и ошибки видны всему коллективу. При непринятии мер к пятому курсу обучения командир рискует потерять контроль над коллективом подразделения настолько, что проведение любых педагогических мероприятий по формированию ВНН будет безрезультатным.

Учет неизбежности процесса выравнивания уровней военно-профессионального развития ку рсантов и сержантов и того, что изначально их авторитет базировался на большем объеме знаний, позволяет нам реализовать условие, при котором влияние младших командиров сохранялось на уровне, позволяющем посредством сержантов контролировать и корректировать процесс формирования ВНН. Гак как обучение в ввузе проходит по единой программе и для сержантов и для курсантов, то мы в рамках формирующего эксперимента проводили занятия на опережение. Наилучший вариант это практические занятия по военноспециальным дисциплинам с большим привлечением вооружения и техники. Такие занятия, согласно учебной программе, как раз и идут на старших курсах. Зная расписание за несколько дней до занятия, в рамках командирской подготовки командиры проводят данное занятие со всем сержантским составом роты или батальона. Накануне занятия проводится инструкторско-методическое занятие (ИМЗ) только с сержантами той учебной группы, которая привлекается на заня-

тие. Это дает возможность использовать сержантов на занятии не только в качестве обучаемых, но и в качестве помощника руководителя занятия на участке или учебной точке, привлекать их для усиления контроля за техникой безопасности на занятии.

При таких условиях у курсантов создается стойкая установка значимости сержантов на занятии и необходимости считаться с ними. так как сержант может подсказать ошибочность их действий. С другой стороны, сержант поможет командиру и преподавателю увидеть ошибки, допущенные курсантами. но незамеченные самими преподавателем или командиром в силу динамичности занятия. Гак как сержанты интегрированы в учебный процесс уже не только как обучаемые, то у командира появляется возможность оперативно получать информацию о мотивах, профессиональных качествах, ценностных ориентациях и т. п.. имеющихся у курсантов на каждом этапе обучения на основе мнений и наблюдений самих сержантов. Сбор такой информации мы проводили при ежедневном подведении итогов во взводе (ежедневное подведение итогов - обязанность командира взвода, предписанная уставом внутренней службы ВС РФ). На основе анализа собранной по всем каналам информации. командиры могут при проведении очередного инструкторско-методического занятия поставить задачи по наблюдению за конкретными курсантами или конкретными навыками и умениями с целью корректировки своею воздействия или определения существующего уровня сформированности какого-либо показателя направленности.

4 этап. Аттестационно-прогностический. Цель: аттестация офицера-выпускника. прогнозирование дальнейшей профессиональной деятельности на основе эмпирических данных по исследованию ВИН.

Итоговые занятия, полигонная практика, войсковая стажировка и производственная практика служат базой не только для аттестации ку рсантов, но и определения их уровня сформированности ВНН, призванной помочь командирам осмыслить весь процесс формирования в целостном виде, осознавая заново произошедшие изменения в служебных. интеллектуальных способностях своих курсантов. На более высоком рефлексивном

уровне происходит профессиональное самоопределение, реализуется служебный потенциал, определяется соответствие приобретенных профессионально важных качеств и способностей, а также самостоятельных навыков и умений к требованиям профессии. Результаты проведенного нами исследования подтверждают, что в каждой социальной системе, членом которой является личность, имеются своеобразные, стереотипные требования к этой личности, независимо от ее индивидуально-типических особенностей. Эти требования в виде «ролевого ожидания» определяют поведение офицера-выпускника в форме социально и профессионально заданных функций. Однозначно можно утверждать, что прогнозирование служебной деятельности офицера, курсанта будет более надежным, если есть выверенная система ГШК. применительно к курсантам и офице-рам-выпускникам. Исследование военнопрофессиональной направленности выпускников военного вуза на основе эмпирических данных позволяет прогнозировать их дальнейшую служебную деятельность и осуществлять обоснованное распределение по должностям с целью их реализации в профессиональной деятельности.

Для осуществления прогноза за основу принимались следующие показатели:

а) средние оценки важности качеств;

б) связи между качествами;

в) структура связей между качествами с учетом их средних оценок.

Из 124 были выделены следующие качества.

1. Отбирались качества с наивысшими средними оценками (М > 7).

2. Определялись статистически достоверные (Р > 0,99) положительные корреляционные связи отобранных признаков с другими.

3. Составлялась цепь последовательных связей с другими по наибольшему положительному коэффициенту корреляции в пределах статистической достоверности.

4. Подсчитывалось количество последовательных связей для каждого признака, попавшею в цепь в пределах каждой подструктуры (внутренние связи) и между подструктурами (внешние связи).

5. По наибольшему числу внешних и внутренних связей определялись узловые признаки, которые описывали систему профессиональных требований.

Разработанная технология позволяет сформулировать совокупность профессиональных умений и качеств, развитию которых способствует достижение офицером-выпускником достаточно высокого уровня сформированноети ВПП.

В результате проведенных мероприятий и действий мы получили следующую совокупность требований к офицеру-выпускнику.

1. Военно-профессиональная продуктивность - умение планировать и распределять работу, быстро осваивать новые образцы вооружения и военной техники и связанные с этим новые приемы ведения боевых действий.

2. Командирские навыки по ведению взводною, ротного хозяйства, организации повседневной жизнедеятельности подразделения согласно требованиям уставов и руководящих документов.

3. Организаторские способности - умение решать поставленные задачи возглавляемым подразделением, стимулированием подчиненных.

4. Общая интеллектуальная культура личности, умение оперативно переключаться с одной работы на другую.

5. Высокая техническая вооруженность знаниями, способность к самостоятельной работе, определенная опытность и склонность к работе с людьми.

6. Способность к саморазвитию - требовательность к себе, умение управлять эмоциями в стрессовых ситуациях, способность постоять за коллектив, не безразличие к своим служебным обязанностям.

7. Высокая работоспособность и физическая выносливость.

При анализе вышеописанной совокупности следует принимать во внимание, насколько длинна цепочка входящих в нее конкретных качеств и способностей, насколько полно она характеризует уровень ВГ1Н, возможны ли в ней разрывы под действием различных деструктивных сил. например, средств массовой информации, общественного мнения, низкой оплаты, отсутствия жилья и другие. Есть основание полагать, что совокупность профессиональных

умений и качеств может видоизменяться в разных частях и родах войск в зависимости от специфики решаемых задач.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать. что при переходе на более высокий уровень сформированности ВИН личности, повышается взаимодействие всех ее компонентов. Соблюдение выделенных педагогических условий способствует повышению уровня ее сформированности, обеспечивает эффективность осуществления данного процесса.

Апробация предложенной технологии проводилась в течение восьми лет на двух последовательных курсах ГФВУРХБЗ. Имея в виду цель технологии, - формирование ВИН курсантов - конкретная программа ее апробации построена с учетом специфики военной специальности, способствует развитию профессиональных качеств. В то же время она сохраняет необходимую степень динамической подвижности и может быть легко перестроена по потребностям других специальностей и ввузов.

Последовательность этапов технологии проводит курсанта через основные элементы образовательной деятельности в процессе формирования ВПП: мотивы - диагностика-цели - план - программа - деятельность -коррекция, укрепляя, тем самым, их усвоение. '>гот цикл может повторяться на более высоком уровне. Реализация технологии

строилась по концентрическому принципу следующим образом: на профилирующих предметах (дисциплины «Общевоинскис уставы». «Химия общая и специальная») и в рамках воспитательной работы (1-2 семестры). в процессе самостоятельной слу жебной, учебной и хозяйственной деятельности (3-4 семестры), в рамках полигонной практики и курса привигия командирских навыков (5-6, 7-8 семестры), в процессе войсковой стажировки и производственной практики на предприятиях В! 1К (9-10 семестры).

11роцесс реализации технологии формирования ВИН представлял собой планомерную систему действий командиров ротного звена на всем периоде обучения для создания условий, направленных на поэтапное развитие структурных компонентов военнопрофессиональной направленности.

1. Исаев И.Ф Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект. М. Белгород. 1992.

2. Лосев А.И Формирование военно-профессио-нальной направленности будущих офицеров: дис.... канд. пел. наук. Елец. 2004.

3. Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности военных специалистов / под ред. Ю.М. Забродина и И.Д. Кудрина. М.. 1998.

Поступила в редакцию 16.01.2005.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

О.Ю. Иванова

Ivanova O.Y. The use of active methods in the conditions of professionally-aimed foreign language acquisition in non-linguistic higher schools. The article elucidates questions concerning the use of active methods of foreign language acquisition in non-linguistic higher schools. ITie professionally-aimed foreign language acquisition b\ students of a non-linguistic higher school is the most effective due to such methods as an educational role-game, a method of projects and a discussion.

Активные методы обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза способствуют формированию познавательных и профессиональных мотивов и интересов: воспитанию системного мышления будущего специалиста; дают целостное пред-

ставление о профессиональной деятельности. Использование таких активных методов, как учебно-ролевая игра, метод проектов и дискуссия. способствует эффективности процесса профессионально-ориентированного обучения иностранному языку .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.