жении для расширения их социальных ролей и способов самореализации личности; ориентация воспитанников на личностно и социально значимые ценности; специфическая позиция взрослых: «здесь они - вдохновители, консультанты; основным средством педагогического воздействия на школьников является увлечённость общим делом и умение помочь школьнику реализовать его увлечения, удовлетворить его интерес» [5. С. 112]; совместная со взрослыми социально направленная деятельность (концерты, спектакли, выставки педагогов и воспитанников, научно-исследовательская работа и т. д.), содействующая взаимоуважению детей и взрослых, развитию взаимной ответственности, формированию у детей чувства собственной значимости;
использование педагогических технологий, непротиворечивых задачам развития активной жизненной позиции воспитанников в различных сферах социальной жизни; стимуляция социальной активности со стороны самоуправления и самодеятельность объединений (особо необходимые при самостоятельном проведении репетиций и подготовке концертов, спектаклей, выставок, соревнований);
использование внешних и внутренних факторов, побуждающих личность к проявлению социальной активности; интегративный подход к воспитанию социальной активности детей и подростков (возможность свободного перехода из одного объединения в другое на основе индивидуальных интересов, а также сотрудничество с другими социальными институтами).
Библиографический список
Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования [Текст]. - М.: МИРОС, 1997. -208 с.
Воспитание увлечением: формирование и деятельность клубных объединений [Текст]. - М.: Профиздат, 1987. - 144 с.
Ковалев, Н. Е. Введение в педагогику [Текст] / Н. Е. Ковалев. - М.: Просвещение, 1975. - 176 с. Коваль, М. Б. Становление и развитие системы воспитательной деятельности внешкольных объединений [Текст] : автореф. ... д-ра пед. наук / М. Б. Коваль. - М., 1991. - 42 с.
Мудрик, А. В. О воспитании старшеклассников [Текст] : кн. для классных руководителей / А. В. Мудрик. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
Приказы и распоряжения Министерства Просвещения РСФСР по основной деятельности и переписка по внешкольной работе Ярославской области за 1958 г. // ГАЯО. - Ф.Р-2224. - Оп. 1. - Д. 763. - С. 29. Попова, Г. Н. О смысле развития дополнительного образования [Текст] / Г. Н. Попова, В. М. Гайнули-на // Дополнительное образование. - 2000. - № 1. - С. 42-49.
1.
2
5
6
7
А. И. Климков
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У КУРСАНТОВ КОМАНДНО-
ИНЖЕНЕРНОГО ВВУЗА
Выяснение сущности и особенностей формирования социальной ответственности у курсантов вву-за предполагает определение основных закономерностей, особенностей, сущностных противоречий и современных тенденций развития этого процесса, которые раскрываются в статье.
Ключевые слова: социальное партнерство, дошкольник, дошкольное образовательное учреждение, социальное развитие дошкольников, социальная проблема.
А. I. Klimkov
FORMATION OF CADETS' SOCIAL RESPONSIBILITY OF COMMAND-ENGINEERING
INSTITUTE
Finding-out the essence and features of formation of social responsibility of cadets of the institute assumes definition of the basic laws, features, intrinsic contradictions and modern tendencies of development of this process which are stated in the article.
Key words: formation of social responsibility,
military-professional training.
При формировании личности курсанта ввуза необходимо учитывать закономерности и особенности, связанные с будущей профессиональной деятельностью выпускников и соответствующей направленностью образовательного процесса в ввузе.
На наш взгляд, основными общими закономерностями процесса формирования социальной ответственности у курсантов ввуза являются следующие:
— комплексный характер функционирования:
— соответствие особенностям и характеру современной вооруженной борьбы;
— ведущая роль внешних социальных условий;
— зависимость формирования ответственности от качества воспитательной работы;
— соответствие психолого-педагогических воздействий характеру деятельности курсантов, их духовным потребностям, познавательным и физическим возможностям, степени сплоченности курсантских коллективов;
— учет возрастных и индивидуальных особенностей;
— главная особенность - объекты процесса являются одновременно субъектами воспитательной деятельности, поэтому очень важно помочь курсантам найти себя, вовлечь их во все сферы деятельности, формируя активную гражданскую позицию, объективную самооценку деятельности и поведения.
Исходя из целей и задач исследования, наибольший интерес для нас представляют особенности формирования социальной профессиональной ответственности выпускников командно-инженерного ввуза.
Вооруженные силы в настоящее время оснащены современными, сложными в техническом отношении образцами вооружения и боевой техникой, организация боевого применения которых требует от офицерского состава основательных инженерных знаний. Особенно это важно в ракетных войсках стратегического назначения, в Военно-морском флоте и Военно-воздушных силах, в войсках противовоздушной обороны и других войсках, применяющих мощную боевую технику коллективного использования. В структуре вузов Министерства обороны в настоящее время (и на ближайшую
idets of the institute, qualities of officer's personality,
перспективу реформирования системы военного образования) большинство вузов имеют командно-инженерный профиль. В таких вузах осуществляется подготовка офицеров и как командиров-организаторов боя, и как воспитателей подчиненных, и как военных инженеров, способных поддерживать боевую технику в боевой готовности и при необходимости эффективно её применять.
Как показывают локальные войны и военные конфликты последних десятилетий, боевые действия (к чему необходимо готовить выпускников) в современных условиях характеризуются высокой динамичностью, скоротечностью, сложностью и быстротой изменения обстановки, вероятным количественным и качественным превосходством потенциального противника в различных видах боевых действий. Положение дел может усугубляться ведением активной «информационной войны» с противоположной стороны.
Характер современной войны обуславливает определенные особенности формирования профессионально важных качеств командиров-инженеров, и в первую очередь, на наш взгляд, именно такого интегрального качества личности офицера, как ответственность. К числу этих особенностей мы относим следующие:
— повышение важности управленческих действий со стороны командно-инженерного состава при применении высокоавтоматизированных систем управления и быстродействующих вычислительных средств;
— повышение роли согласованных и слаженных совместных действий при применении образцов коллективного оружия, составляющих основу вооружений подразделений и частей различных видов вооруженных сил;
— сокращение времени на принятие управленческих решений в ходе боя, возрастание объема одновременно воспринимаемой и обрабатываемой информации при ее искажении или кратковременном отсутствии;
— изменение соотношения между умственным и физическим трудом в боевой деятельности в пользу первого;
— возрастание роли подготовки каждого номера боевого расчета и отдельных расчетов, так как ошибочные действия одного военнослужащего могут привести к невыполне-
нию боевой задачи всем расчетом, подразделением, частью;
— отсутствие непосредственного соприкосновения с противником при постоянной угрозе его воздействия, опосредованные данные о результатах своих действий (например, пусков ракет) по приборам или сообщениям других членов расчета, экипажа.
Указанные особенности боевой деятельности специалистов командно-инженерного профиля обуславливают высокую психологическую напряженность военнослужащих в ходе боя и при определенных условиях могут вызвать отрицательные психические проявления в виде беспокойства, тревоги, боязни, страха, паники. Современная военная педагогика и психология к числу факторов предотвращения указанных отрицательных психических состояний на ведущее место ставит формирование у военнослужащих чувства долга и ответственности, рассматривая это как свойство осознанного регулирования человеком своего поведения.
Процесс формирования социальной ответственности у курсантов командно-инженерного вуза имеет следующие специфические особенности:
— военно-профессиональная направленность подготовки, и особенно тактико-специальная выучка курсантов, что составляет внутреннюю основу процесса;
— единство индивидуальной и коллективной подготовки курсантов в процессе обучения и воспитания;
— целенаправленный, практический характер учебно-воспитательной работы;
— тесная связь с настоящей и будущей служебной деятельностью;
— многоплановый, многоуровневый характер процесса;
— ведущая роль преподавательского состава и командиров курсантских подразделений.
На наш взгляд, педагогический процесс современного этапа формирования социальной ответственности у курсантов ввуза имеет следующие основные противоречия:
— между потребностями комплектования войск и сокращением числа юношей, желающих и способных стать профессиональными военными (кадровыми офицерами);
— между требованиями к служебной деятельности офицера и отсутствием у отдельной части курсантов личной готовности к суще-
ственным ограничениям и жесткой регламентации военной службы;
— между требованиями к профессиональной деятельности в составе воинского коллектива и неготовностью большинства выпускников к слаженным действиям в составе групп (подразделений, боевых расчетов) военнослужащих;
— между преобладающими коллективными (общественными) потребностями в деятельности офицера и индивидуальными интересами и потребностями личности курсанта;
— между требованиями к современному офицеру как к развитой личности со своими взглядами, убеждениями, интеллектом, способностями к критическому анализу собственной деятельности, умением предвидеть результаты своих действий и несоответствием этих параметров у определенной части выпускников ввуза;
— между требованиями комплексного подхода в подготовке выпускника ввуза как ответственной личности и бессистемностью педагогических воздействий в ходе образовательного процесса ввуза, недостаточной психолого-педагогической подготовкой преподавательского и командного состава ввуза.
На наш взгляд, главным противоречием рассматриваемого процесса является несоответствие уровней социальной ответственности офицера-выпускника и курсанта ввуза. Курсант в ходе обучения несет ответственность только за свое поведение и результаты учебной деятельности. При прибытии курсанта в войска в качестве офицера-выпускника на него возлагается дополнительная ответственность за обучение, воспитание и поведение подчиненных военнослужащих (сержантов, солдат), за поддержание техники в постоянной боевой готовности, за умелое выполнение поставленных боевых задач (например, при несении боевого дежурства, караульной службы) и т. п. Анализ отзывов о выпускниках показывает, что именно требуемый высокий уровень ответственности, с одной стороны, и неготовность выпускника ввуза, с другой стороны, в большей степени влияют на характер процесса и продолжительность вхождения в должность до самостоятельного выполнения соответствующих ей обязанностей.
Кроме того, курсант ввуза в ходе обучения, в соответствии со статусом военнослужащего, находится длительное время под опекой командиров (начальников), несущих за него ответственность, не имея необходимой практики действий в ситуациях ответственной зависимости. Это создает предпосылки к иждивенческим настроениям, апатии к происходящему, безынициативной деятельности ряда курсантов. В последнее время в педагогической практике все чаще встречаются факты проявления коллективной безответственности (неготовность к занятию, невыполнение заданий для самостоятельной работы и т. п.).
Содержание и сущность указанных противоречий можно рассматривать как предпосылку для дальнейшего исследования проблемы реформирования военно-профессиональной подготовки офицерских кадров.
Анализ результатов проведенных опросов курсантов позволяет выделить следующие тенденции, влияющие на процесс формирования социальной ответственности у курсантов ввуза.
Первая тенденция связана с изменениями в социальном происхождении курсантов. За последние годы значительно сократился приток абитуриентов из семей рабочих и крестьян. В наборе 2007 года только 9% из крестьян, 24% -из рабочих, среди оставшихся - большинство из семей военнослужащих (36%).
Вторая тенденция отражает направленность духовных интересов поступающих. Немногие первокурсники до поступления знакомились с отечественными книгами, кинолентами и другими художественными произведениями военно-патриотической тематики. Большинство из них ориентированы на низкопробные духовные ценности зарубежных стран: индивидуализм, культ силы, жажду обогащения любой ценой, безжалостность и др. Такому положению дел способствуют сохраняющийся дефицит на книжном, кино- и телевизионном рынках страны современных высокохудожественных произведений о жизни и деятельности Вооруженных сил России, недостаточный уро-
вень допризывной подготовки, военно-патриотической работы, исключение из школьных программ начальной военной подготовки, недостаточная профориентация молодежи.
Третья тенденция связана с сохранением на протяжении последних лет большого количества прагматично настроенных курсантов, ставящих своей целью получение высшего образования за государственный счет. Большая часть таких курсантов рассматривает время учебы в ввузе как возможность избежать военной службы по призыву и при этом обеспечить свое материальное благополучие, находясь неподалеку от дома, родных и близких людей.
Четвертая тенденция: многие курсанты связывают получение высшего образования и специальности с дальнейшей службой Отечеству в Вооруженных силах. Наблюдается некоторый подъем престижности офицерской службы с точки зрения поступающих в ввуз: если в 1998-1999 гг. этот мотив был на третьем-четвертом месте, то в 2006-2007 гг. большинство поступающих ставят его на первое-второе место.
Пятая тенденция связана с тем, что большинство курсантов выделяют качества социальной ответственности личности офицера-выпускника в число профессионально значимых. Проведенное среди курсантов разных курсов анкетирование показывает, что из представленных 89 наиболее важных качеств офицера ЗРВ ответственность устойчиво занимает место в первом десятке. Это говорит о понимании курсантами роли и места социальной ответственности в будущей деятельности и необходимости формирования таких качеств у себя.
Таким образом, формирование социальной ответственности у курсантов ввуза имеет вполне определенную научную базу, позволяющую выявить основы рассматриваемого процесса - сущность понятия «социальная ответственность личности», закономерности и особенности, противоречия и современные тенденции этого педагогического процесса - и приступить к определению его структуры.