Амитрова Мария Вячеславовна, Нелюбина Елена Андреевна, Комарова Елена Юрьевна СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ И ЕГО ВЛИЯНИЕ ...
УДК 378.14
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
© 2016
Амитрова Мария Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Нелюбина Елена Андреевна, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки» Комарова Елена Юрьевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры
«Иностранные языки» Пензенский государственный технологический университет (440039, Россия, Пенза, проезд Байдукова/улица Гагарина, Д. 1а/11, e-mail: eykomarova@yandex.ru) Аннотация. Квалификационные требования, представленные в ФГОС ВО третьего поколения к будущему специалисту, подразумевают соответствие между требованиями производства и наличием профессионально-ориентированного содержания обучения, что требует усвоения студентами профессионально направленного набора знаний, умений и навыков, а также качеств личности. Основная идея современного профессионального образования выражена в комплексной подготовки не только специалиста, обладающего профессиональными знаниями, умениями, навыками, но и профессиональными, социально значимыми качествами личности, осуществляющей социальное взаимодействие с отечественными и зарубежными партнерами. Реализация данной идеи предусматривает формирование социально значимых качеств у студентов технического вуза в процессе обучения иностранному языку. Выявление содержания профессионально-ориентированного обучения иностранному языку, способствующего формированию социально значимых качеств для профессиональной деятельности становится одной из актуальных задач профессиональной подготовки. В психолого-педагогических, методических исследованиях выделены основные направления профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в техническом вузе: общекультурное развитие обучающихся; развитие интеллектуальных умений обучающихся; социальное развитие обучаемого; развитие профессионально-деловых качеств; формирование умений работы в команде, планирования, инструктирования и контроля в процессе профессионального общения; коммуникативных и организаторских умений и т.д. Как считают различные исследователи, включение сфер профессиональной деятельности инженеров в содержание обучения иностранному языку предполагает значительное расширение тематики учебных материалов, подбор аутентичных материалов, обеспечивающих как устную, так и письменную форму социально профессиональной коммуникации, что направлено на формирование социально значимых качеств для профессиональной деятельности будущего специалиста в техническом вузе.
Ключевые слова: содержание обучения иностранному языку, социально значимые качества для профессиональной деятельности, социально профессиональная коммуникация, профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в техническом вузе.
CONTENT OF THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGES TEACHING AND ITS INFLUENCE ON THE SOCIAL IMPORTANT QUALITIES FORMATION FOR PROFESSIONAL OCCUPATION
OF HIGHER SCHOOL TECHNICAL STUDENTS
© 2016
Amitrova Mariya Vyatcheslavovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor
of the chair "Foreign Languages" Nelyubina Elena Andreevna, assistant professor of the chair "Foreign Languages" Komarova Elena Yurievna, candidate of psychological science, assistant professor of the chair "Foreign Languages"
Penza State Technological University (440039, Russia, Penza, pr. Baidukova / ul. Gagarina, 1a /11, e-mail: eykomarova@yandex.ru) Abstract. The requirements for the quality of education and training set by the Federal State Educational Standards implies the correspondence between the requirements for the quality of production and the existence of the professionally-oriented educational content in the higher professional institution. Students are expected to learn professionally oriented skills and personal qualities. The main idea of the higher professional education is to provide the complex professional training of a specialist not only with professional skills and knowledge but also with professional qualities. The specialists with well formed professional and social important qualities can act social interaction with domestic and foreign partners.
The implementation of this idea refers to the development and formation of the social important qualities for professional occupation of higher school technical students via the process of foreign language teaching. The content revealing of professionally oriented teaching of foreign language aimed at the formation of the social important qualities for professional occupation has become one of the up-to-date tasks of the professional training. The essential trends of the professionally oriented teaching of foreign language are underlined in the different psychological, pedagogical and methodological researches. They are as follows: students' development of non-technical skills, intellectual abilities development, students' development within the frameworks of the social society, students' development of professionally important qualities and general proficiency, skills development working in team, planning, instructing and controlling. According to different researchers, the inclusion of the situations from the engineers' professional occupation into the content of the foreign languages teaching assumes the considerable amplification of the curriculum topic, the authentic material use providing as oral as written form of the social and professional communication. That leads to the social important qualities formation for professional occupation of higher school technical students.
Keywords: content of the process of foreign languages teaching, social important qualities formation for professional occupation, social and professional communication, professionally oriented teaching of foreign language in the higher technical school.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 19.03.04 «Технология продукции и организация общественного питания» (2015 г.) профессиональная деятельность будущего инженера
предполагает выполнение следующих видов деятельности: производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, проектная, маркетинговая [42].
По мнению В.Першина, М.Макеевой, Л. Циленко, различные «виды профессиональной деятельности, выполняемой инженером, основаны на лингвопрофессио-
Амитрова Мария Вячеславовна, Нелюбина Елена Андреевна, Комарова Елена Юрьевна СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ И ЕГО ВЛИЯНИЕ ...
нальной системе, сопряжённой с информацией на иностранном языке в разных ее проявлениях» [40].
Так, производственно-технологическая связана с участием, учреждением, разработкой, планированием развития и деятельности производства. Осуществление организационно-управленческой деятельности направлено на оценку, организацию, определение путей развития и продвижения процессов предприятия, организацию и планирование работы коллектива. Научно-исследовательская обеспечивает поиск, дифференциацию и выдачу профессионально-значимой информации их аутентичных источников, использование современных методов исследования и прогнозирования при производстве продуктов питания. Маркетинговый вид деятельности способствует налаживанию контактов с деловыми отечественными и зарубежными партнёрами, обмен с ними опытом при встречах, также с помощью информационных интерактивных средств.
Необходимо отметить, что поиск, анализ информации из зарубежных источников по производству продукции питания, своеобразный обмен научно-технической информацией, чёткость понимания ситуации партнёрами, высокая результативность принятия решения по профессиональным задачам связана со знанием иностранного языка и наличием сформированных качеств у будущих специалистов, необходимых для выполнения профессиональной деятельности [13, 16, 17].
Правильный выбор содержания профессионально-ориентированной языковой подготовки в техническом вузе выступает залогом приобретения выпускниками социальной и профессиональной мобильности, делает возможным обеспечение успешной работы как на отечественных, так и на зарубежных предприятиях, обеспечивает дальнейший профессиональный рост.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Проблема совершенствования высшего профессионального образования, подготовки специалистов рассматривается в работах Н.М. Борытко, С.Я. Батышева, А.М. Новикова [4, 28]. Проблеме языковой подготовки специалистов посвящены исследования Н.А. Алексеевой, А.А. Вербицкого, Е.Р. Менгардт [1, 8, 21]. Большое внимание уделяется отдельным сторонам подготовки, подходам, принципам, методам, организационным формам обучения иностранному языку как средству формирования личности будущего специалиста (Т.А. Назаренко, С.А. Химичева, Г.Н. Хамедова, Т.В. Щербакова и др.) [1, 3, 23]. Вопросы содержания процесса обучения иностранному языку отражены в работах И.Л. Бим, Н.И. Гез, Д.Л. Матухин, Р.П. Мильруд, М.В. Озерова, Г.М. Фролова и др [5, 10, 20, 22, 25]. Вопросы формирования социально значимых качеств и свойств личности в контексте социализации рассматривали Г.М. Андреева, Т.А. Бунакова, Т.А. Бурцева, И.О. Гапонов и др. [6, 7]. Проблема сущности социально-значимых качеств для профессиональной деятельности в структуре личности специалистов представлена в работах И.А. Зимней, Т.В. Конюховой, Н.Н. Маливанова и др [12, 19].
Как отмечают данные исследователи, именно гуманитарные дисциплины, к которым относится иностранный язык, являясь обязательной частью высшего образования, углубляют понимание студентами места и значения своей профессии в инновационном развитии общества, стимулируют осознания возможности знаний по иностранному языку как инструмента решения профессиональных задач, т.е. содействуют формированию личностных качеств, в частности социально-значимых качеств для профессиональной деятельности у студентов.
Несмотря на наличие значительного числа исследований, проведённых в последние годы Н.Б. Голубевой, О.Ю. Ивановой, Л.В. Макар, К.В. Маркарян, Л.К. Саль-
ной, В.Ф. Тенищевой и др., констатируется недостаток работ, направленных на разработку содержания обучения иностранному языку, способствующих формированию социально-значимых качеств для профессиональной деятельности у студентов технических вузов в процессе обучения иностранному языку [18, 2].
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель данной статьи заключается в выявлении особенностей содержания обучения иностранному языку, направленному на формирование социально значимых для профессиональной деятельности качеств у студентов технического вуза.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Содержание обучения является одним из компонентов системы обучения иностранным языкам.
В настоящее время в теории профессионального обучения иностранному языку не существует единого мнения о том, что следует понимать под компонентами содержания обучения иностранному языку.
Р.П. Мильруд рассматривает содержание обучения иностранным языкам с точки зрения знаний из разных областей: лингвистическая, психолингвистическая, экстралингвистическая, социолингвистическая, педагогическая, психологическая, дидактическая. Каждая из вышеперечисленных областей включает в себя лингвистические, страноведческие знания, речевые навыки и умения, социально-психологические умения общения, этические нормы поведения и этикет, свойства коммуникативно-познавательной деятельности и интеллекта студентов, учебные умения [14, 22].
М.В. Озерова установила следующие компоненты содержания обучения иностранному языку в неязыковом вузе: «ситуации, сферы и темы общения, тексты, знания о стране и культуре изучаемого языка, языковые навыки, умения речевого общения, интеллектуальные и коммуникативные умения» [25]. Результаты исследования показали, что самыми распространенными сферами общения специалистов являются профессиональная и научная. Однако будущая профессиональная деятельность студентов неязыкового вуза иногда связана с общественной, политической, социальной, культурной и бытовой сферой. В данных сферах проявляются различные темы и ситуации. Эти ситуации становятся базой для выявления соответствующих им речевых умений и навыков и способствуют достижению поставленных целей и задач профессионального общения, а также тем, в рамках которых происходит профессиональная коммуникация [9, 15, 25-28].
И.Л. Бим включает в содержание обучения иностранным языкам речевой и языковой материал, начиная от слова, и, заканчивая текстом, лингвистическую информацию, элементы языкового опыта, предметное содержание речи, способы деятельности общения». Исследователь полагает, что некоторые из вышеперечисленных компонентов по своей сущности воспроизводимы, а другие компоненты производятся в результате речемыслительной деятельности студентов [5].
Проанализировав различные точки зрения о проблеме наполнения содержания обучения иностранному языку, Д.Л. Матухин включил в содержание обучения устному иноязычному общению с учётом применения аутентичных материалов следующие компоненты: языковые навыки, речевые навыки, текстовый аутентичный материал, сферы, темы, ситуации общения из коммуникативной практики носителей языка. Языковые навыки позволяют работать с языковым материалом, в качестве непосредственной базы в обучении профессионально ориентированному иноязычному общению. Речевые навыки и коммуникативные умения во всех видах речевой деятельности обеспечивают возможность осуществления социальной и профессиональной коммуникации. На базе текстового аутентичного материала происходит овладение различными видами общения [20]._
Амитрова Мария Вячеславовна, Нелюбина Елена Андреевна, Комарова Елена Юрьевна педагогические
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ И ЕГО ВЛИЯНИЕ ... науки
К компонентам содержания обучения иностранным языкам Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез относят «цель обучения иностранным языкам (формирование способности к межкультурной коммуникации), предметный аспект (сферы общения, ситуации, темы, тексты, коммуникативные цели и намерения, страноведческие и лингво-страноведческие знания, языковой материал (лексически, грамматический, фонетический, орфографический), процессуальный аспект (навыки иноязычного устного и письменного общения: навыки оперирования языковым материалом, умения читать, говорить, аудировать, писать, переводить, компенсационные умения)» [10].
Мы разделяем мнение Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез о вопросе компонентного состава содержания обучения иностранным языкам, которое будет ориентировано на формирование социально-значимых качеств для профессиональной деятельности.
Рассмотрим возможности предметного аспекта содержания обучения иностранному языку для формирования социально-значимых качеств для профессиональной деятельности.
Для того чтобы правильно разработать состав содержания обучению иностранному языку в техническом вузе следует обратиться к ситуациям сферам и ситуациям общения, относящимся к будущей профессиональной деятельности выпускников. Как считает А.А. Вербицкий, ситуация предоставляет возможность отображения содержания обучения и предопределяет порядок интеллектуальных и социальных отношений людей, вовлечённых в данную ситуацию (преподавателя и студентов как субъектов образовательного процесса), создает перспективу для зарождения мышления обучающегося [8].
Процесс обучения строится как диалогическое профессиональное общение и социальное взаимодействие, при котором у студентов развивается инициативность, ответственность за собственные высказывания, заинтересованность в суждениях друг друга. Это даёт возможность студентам узнать нормы общения стран изучаемого языка, правила этикета, учит студентов вежливому обращению, уважительному отношению к собеседнику, внимательному отношению к эмоциональному миру собеседников. Таким образом, сам контекст социального и профессионального общения характеризуется содержательностью смыслов и становится основой и инструментом для формирования социально-значимых для профессиональной деятельности качеств. Результатом такой работы является создание смыслообразующей ситуации будущей профессиональной деятельности и индивидуальной ценности личности.
Применительно к профессионально-ориентированному обучению иностранным языкам профессиональные ситуации, темы и сферы общения становятся основой для моделирования ситуаций, имеющих отношение к будущей профессиональной деятельности, связанных с межкультурным взаимодействием, направленных на формирование социально-значимых качеств для профессиональной деятельности [24].
Страноведческий и лингвострановедческий компонент содержания обучения иностранным языкам развивает у студентов креативность, любознательность, наблюдательность, заинтересованность нормами и правилами социального взаимодействия в зарубежной культуре, формирует способность к рефлексии уже существующего и приобретаемого культурного опыта. В процессе обучения иностранному языку студенты анализируют, получают и применяют на практике знания о культуре другой страны, сравнивают культурные особенности разных стран [8,10].
Языковой компонент предметного аспекта обучения иностранным языкам направлен на формирование коммуникативных, организаторских способностей студентов и способствует эффективному межкультурному
социальному взаимодействию [16, 29-40]._
Таким образом, профессионально-ориентированное содержание обучения иностранному языку (тематический материал, основанный на специальной терминологии; речевые клише; аутентичные, профессионально-ориентированные тексты, связанные с особенностями технологического процесса и производства; коммуникативные задания, имитирующие ситуации профессионального общения) будет соответствовать коммуникативным и познавательным интересам студентов, выражать реальные потребности и условия использования иностранного языка как средства не только общения, но и формирования социально значимых качеств для профессиональной деятельности.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Анализ психолого-педагогической, методической литературы, посвященной проблеме отбора содержания обучения, показал, что компонентный состав содержания обучения иностранному языку в техническом вузе во многом зависит от избираемого подхода обучения. В данном случае появляется необходимость в уточнении содержания обучения для правильного выделения компонентного состава содержания обучения иностранному языку необходимого для формирования социально-значимых качеств для профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеева Н. А. Возможности развития творческой языковой личности специалиста в процессе обучения иностранному языку // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. №4 (36).
2. Амитрова М..В. Формирование социально-значимых качеств для профессиональной деятельности у студентов технического вуза в процессе обучения иностранному языку: дис. ... канд. пед. н. 13.00.08.Саратов. 2013.
3. Башмакова И.С. Инновационные технологии и средства обучения, направленные на формирование интереса к изучению иностранных языков у студентов технических вузов // Вестник ИрГТУ. № 8. 2013. С. 255.
4. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. 512с.
5. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. 2000. №4. С. 5-7.
6. Бунакова Т.А. Педагогические условия формирования социально-значимых качеств личности студентов в процессе межкультурной коммуникации: дис. . канд. пед. н. 13.00.02. Косторома. 2006.
7. Бурцева Т.А. Формирование социально-значимых качеств личности студентов во внеаудиторной деятельности вуза: дис. ... канд. пед. н. 13.00.02. Косторома. 2005.
8. Вербицкий А.А. Иноязычные компетенции как компонент общей профессиональной компетенции инженера: проблемы формирования / А.А. Вербицкий, В.Ф. Тенищева // Высшее образование сегодня. 2007. № 12.
9. Вольникова Е.А., Кривошеева Ю.М. Ключевые концепты английской языковой картины мира // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. -2015. - Т. 3. - № 6 (28). - С. 218-222.
10. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студ. лингв. ун-тов. и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. 3-е изд., стер. М., Издательский центр «Академия», 2006. 336с.
11. Голубева Н.Б. Развитие профессионально-деловых качеств личности студентов экономических специальностей в процессе изучения иностранного языка: ав-тореф. дис. ... канд. пед. н. 13.00.01. Москва. 2011.
12. Зимняя И.А. Компетентность человека - новое АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)
Амитрова Мария Вячеславовна, Нелюбина Елена Андреевна, Комарова Елена Юрьевна СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ И ЕГО ВЛИЯНИЕ ...
качество результата образования // Проблемы качества образования. М. Уфа, 2003. С. 78-82.
13. Злоцкая Е.М., Ясаревская О.Н. Методологические подходы к процессу формирования готовности к профессионально-ориентированному иноязычному общению // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. №4 (8). С. 80-86.
14. Комарова Е.Ю. Психолого-педагогическая фаси-литация преодоления трудности и сложности языковых тестов: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Тамбов. 2012.
15. Кривошеева Ю.М. Роль технологии вебквеста при обучении иностранному языку // Язык как основа современного межкультурного взаимодействия: материалы II Международной науч.- практ. конф. Пенза: Изд-во ПензГТУ. 2016. С. 183-189.
16. Куликова И.В., Руднев М.О. Использование телекоммуникационных и сетевых технологий в преподавании иностранного языка // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2011. № 2. С. 82-87.
17. Куликова И.В., Ясаревская О.Н. Активизация процесса обучения через коммуникацию // Альманах современной науки и образования. 2008. № 10-2. С. 102104.
18. Маркарян К.В. Обучение иноязычному прагматическому общению студентов неязыкового вуза (английский язык, фармацевтический вуз): автореф. дис. ... канд. пед. н. 13.00.02. Пятигорск. 2007.
19. Маливанов Н.Н. Теория и практика формирования в системе непрерывного образования профессионально важных качеств инженера как субъекта инновационной деятельности: дис. ... д-ра. пед. наук: 13.00.08. Казань. 2005.
20. МатухинД.Л.Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: www.lib.tsu.ru
21. Менгардт Е. Р. Концептуальный подход к проблеме обучения иностранному языку в техническом университете // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. №35-2.
22. Мильруд Р.П. Компетентность в изучении языка // Иностранные языки в школе. 2004. №7.
23. Митрюшкина Т.Н., Добрунова Т.В. Преподавателям профессионально ориентированного английского языка о новых подходах к обучению авиаспециалистов. М. 1999.
24. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: учебное пособие/ под ред. П.И. Образцова. Орел: ОГУ, 2005. 114с.
25. Озерова М.В. Содержание профессионально-направленного обучения иностранному языку в неязыковом вузе и его организация в учебнике: продвинутый этап, французский язык: автореф. дис. ... канд. пед. н. 13.00.02. Москва. 1999.
26. Сысоева Ю.Ю. Проектная методика в контексте компетентностного подхода при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 69-71.
27. Куликова И.В. Обучение студентов неязыкового вуза общению на иностранном языке // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 104-108.
28. Железнякова Г.А. Особенности самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 41-44.
29. 26Перепелкина Н.Е., Шумилина И.Г. Использование новых информационных технологий в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2011. № 13. С. 26-30.
30. Смирнова Е.В. Формирование коммуникативного
пространства языковой среды в условиях иноязычного информационного и коммуникационного взаимодействия // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 2. С. 33-36.
31. Ясаревская О.Н. Коммуникативная компетенция - основа иноязычной коммуникативной компетенции // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 178-183.
32. Метелева Л.А. Формирование коммуникативной компетентности как средство развития ситуативной адаптивности студентов в процессе обучения иностранному языку // Балтийский гуманитарный журнал.
2014. № 2. С. 45-47.
33. Павловская Н.Г. Исследование коммуникативной компетентности - аспекта конкурентоспособности будущих бакалавров образования // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 45-49.
34. Амитрова М.В., Гусарова Ю.В., Нелюбина Е.А. Анализ процесса обучения иностранному языку и его влияние на формирование социально значимых качеств для профессиональной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 29-33.
35. Апанасюк Л.А. Оптимизация качества подготовки иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству // Балтийский гуманитарный журнал.
2015. № 4 (13). С. 66-69.
36. Амитрова М.В., Гусаров Ю.В., Мягкова В.Ю. Специфика социальной компетенции в условиях виртуальной социальной среды // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 230-235.
37. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.
38. Халиуллина Л.И. Основные подходы к человеческой природе в социальной науке и их методологические посылки // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 30-33.
39. Смирнова Е.В. Дидактические цели использования средств информационных технологий для развития умений иноязычной деятельности в процессе обучения английскому языку // Карельский научный журнал.
2014. № 4. С. 82-88.
40. Галимова Х.Н. Специфика работы с юридическими текстами на уроках английского языка в неязыковом вузе // Балтийский гуманитарный журнал.
2015. № 4 (13). С. 131-133.
41. Першин В. Лингвопрофессиограмма инженера // Высшее образование в России. 1999. №2. С. 162-163.
42. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 19.03.04 Технология продукции и организации общественного питания (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. Режим доступа: http:// mon.gov.ru.