УДК 378.14
АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2015
М.В. Амитрова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Ю.В. Гусарова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Е.А. Нелюбина, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки» Пензенский государственный технологический университет, Пенза (Россия)
Аннотация. Реализация Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года невозможна без качественной подготовки конкурентоспособных, востребованных на рынке труда инженерных кадров для реального сектора экономики. Представления о профессиональной деятельности инженеров в соответствии с нормативными документами указывают на необходимость формирования у студентов технического вуза как профессиональных, так и общекультурных компетенций, основу которых составляют личностные качества, в том числе профессиональные и социально значимые. Учебная дисциплина «Иностранный язык» обладает достаточным потенциалом для формирования социально-значимых качеств для профессиональной деятельности у студентов технических вузов. Сложность проблемы формирования социально-значимых качеств для профессиональной деятельности в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе заключается в том, что для достижения наилучших результатов необходимо, чтобы все компоненты, влияющие на эффективность учебного процесса были подобраны исходя из анализа их влияния на конечный результат обучения. Переосмысление роли компонентов процесса обучения и их влияния на формирование социальных и профессиональных компетенций, основу которых составляют социально-значимые качества для профессиональной деятельности, позволили нам выделить наиболее оптимальные варианты целеполагания, содержания, методов, форм обучения иностранному языку.
Ключевые слова: высшее образование, подготовка инженерных кадров, профессиональная деятельность инженера, профессиональные, общекультурные компетенции, социально значимые качества для профессиональной деятельности.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Глобализация современного общества, интеграция России в мировое сообщество, приводят к развитию международных контактов в сфере деятельности инженера. В отечественной экономике происходит увеличение количества транснациональных корпораций, межгосударственных технологических проектов и предприятий, что приводит к появлению временных и постоянных международных коллективов. В результате в профессиональной деятельности инженеров возрастают значение и масштаб обмена профессионально значимой информацией на иностранном языке. Все большее количество инженеров стоят перед необходимостью осуществлять свою профессиональную деятельность, используя иностранный язык. Таким образом, в деятельности инженера как никогда ранее возрастает роль иноязычной профессиональной коммуникации. Знание иностранного языка является реальной необходимостью и обязательным условием успешной профессиональной деятельности. Практика показывает, что более востребованными в профессиональном мире являются не просто инженеры, а квалифицированные специалисты, владеющие иностранным языком.
Исследователями доказано, что учебная дисциплина «Иностранный язык» является значимым средством подготовки специалистов в вузах (В.Е. Алдонова, Г.К. Борозенец, М.Л. Вайсбурд, Е.А. Зимина, Е.Г. Кашина, С.А. Кузнецова и др.). Языковая подготовка направлена на адаптацию специалистов к быстро меняющимся условиям функционирования современного рынка, на формирование способностей к установлению контактов с представителями зарубежных фирм, носителями иностранного языка и другой культуры» [3].
Обучение иностранному языку студентов вуза, предполагает, по мнению И.В. Зайцевой, О.Ю. Ивановой, Т.А. Костюковой, Л.В. Макар, Д.Л. Матухина, К.В. Маркарян, П.И. Образцова и др., интеграцию дисциплины «Иностранный язык» с профилирующими дисциплинами, ставит перед преподавателями иностранного языка задачу научить будущих специалистов на основе межпредметных связей использовать иностранный язык как средство систематического пополнения своих знаний, формирования профессиональных умений и на-
выков, а также использование преподавателями форм и методов обучения, способных обеспечить формирование необходимых профессионально важных, социально-значимых для профессиональной деятельности качеств, профессиональных умений и навыков будущего специалиста [10, 23, 14, 16, 18, 17]. В связи с этим наблюдается тенденция усиления внимания к вопросам языкового образования, переосмысления целей, содержания, принципов, средств и методов обучения иностранному языку; актуализируется поиск новых моделей и технологий обучения, способствующих наиболее полной реализации возможностей дисциплины «Иностранный язык» в профессиональной подготовке студентов.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Ряд исследователей рассматривают учебную дисциплину «Иностранный язык» с различных позиций: формирование личности в процессе обучения и изучения иностранного языка (В.П. Кузовлев, Р.К. Миньяр-Белоручев, Р.П. Мильруд, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез и др.), обучение иностранному языку как профессионально-ориентированному средству общения (А.А. Дашковская, С.А. Львова, А.А. Киченко, М.Ю. Крапивина и др.). Другие ученые обращаются к проблемам формирования профессиональной иноязычной компетентности [21, 22, 4, 5, 9, 11, 12, 15].
Проведен ряд исследований, направленных на изучение наиболее значимых качеств, способностей, свойств личности специалиста, формируемых в процессе обучения иностранному языку (Н.Б. Голубева, О.Ю. Иванова, Л.В. Макар, К.В. Маркарян, П.И. Образцов, В.Ф. Тенищева и др.) [6, 23, 16, 17, 26].
Однако следует отметить, что, несмотря на наличие значительного числа проведённых исследований, констатируется недостаток работ, направленных на разработку педагогических технологий, форм, методов, педагогических условий, способствующих формированию социально значимых качеств для профессиональной деятельности студентов технических вузов в процессе обучения иностранному языку.
Как показывает практика, существующие формы, методы, технологии обучения иностранному языку сту-
дентов в технических вузах свидетельствуют о недостаточном использовании его возможностей для профессиональной подготовки студентов - будущих инженеров и формирования социально-значимых качеств для профессиональной деятельности.
Формирование целей статьи. Такой подход к обучению иностранному языку позволяет нам сформулировать цель данной статьи, заключающейся в выявлении возможностей процесса обучения иностранному языку для формирования социально-значимых качеств для профессиональной деятельности будущего инженера. Для реализации названной исследовательской цели необходимо выделить следующие задачи:
- выявить особенности готовности выпускников школ к обучению иностранному языку в техническом вузе;
- охарактеризовать структурные элемента процесса обучения иностранному языку с позиции их влияния на формирование социально-значимых качеств для профессиональной деятельности у студентов технического вуза.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Изучение иностранного языка начинается на первом курсе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Учебный процесс по дисциплине «Иностранный язык» начинается с проведения входного тестирования, которое проводится во вне учебное время. Анализ результатов тестирования позволяет распределить студентов по группам соответствующего уровня.
По результатам нашего исследования и входного тестирования достаточно высоким уровнем иноязычной подготовки в техническом вузе обладают только 8-10 % студентов первого курса, остальная часть студентов находится на уровне элементарного владения иностранным языком. При этом был выявлен низкий уровень готовности к профессиональной коммуникации у будущих инженеров к иноязычному общению в профессиональной деятельности, следствием чего является недостаточная мотивация обучаемых к изучению иностранного языка в целом, профессионально ориентированного иностранного языка в частности.
Необходимо отметить зачастую узкий кругозор студентов-первокурсников, отсутствие гибкости мышления, неадекватное поведение. Для многих характерна низкая культура речи, слабое владение не только иностранным языком, неумение чётко, грамотно сформулировать свои мысли, работать с научной литературой; слабо развита потребность в самообразовании и воспитании. Недостаточное знакомство с гуманистическими ценностями проявляется нередко в ослаблении интеллектуально-духовного развития, в преобладании технократического мышления.
Результаты нашего исследования подтверждаются результатами диссертационных исследований Н.Б. Голубевой, В.Н. Хитровой и др. [6].
Данный учёные проанализировали результаты опросов студентов и выявили следующие причины отрицательного отношения к изучению иностранного языка технического вуза: проявление у части студентов отрицательного отношения к учебной дисциплине «Иностранный язык» и неприятия лингвистических знаний; наличие негативных эмоциональных состояний в процессе изучения иностранного языка; пессимизм, потеря уверенности в себе и в результативности обучения иностранному языку; противоречивость и субъективизм в оценке лингвистических знаний, умений, навыков; неоднородность и пробелы в знаниях студентов; несфор-мированность у части студентов личностных качеств, необходимых для изучения иностранного языка; наличие у них качеств личности, препятствующих успешному освоению иностранного языка; отнесение дисциплины «Иностранный язык» к разряду второстепенных;
несовпадение целей преподавания иностранного языка (преподаватель) и целей его изучения (студент).
Перечисленные причины не готовности выпускников школ к обучению в техническом вузе и к изучению иностранного языка в конечном итоге отражаются на уровне профессиональной культуры будущего специалиста, на его качествах как профессионального работника.
В связи с этим, в соответствии с примерной программой дисциплины «Иностранный язык», разработанной С.Г. Тер-Минасовой, основной целью обучения иностранному языку является: формирование и/или повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, и овладение студентами необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной и научной деятельности при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования.
Для реализации поставленной цели в учебном процессе преподавателям необходимо скорректировать цель, задачи, содержание обучения иностранному языку, сделать их личностно значимыми для студентов, использовать активные, интерактивные методы обучения, современные технические средства обучения: аудио- и видеоаппаратуру, что дает возможность повысить эффективность аудиторных и индивидуальных занятий, сформировать социально-значимых качеств для профессиональной деятельности у студентов-будущих инженеров.
Решение второй задачи данного параграфа побудили нас обратиться к характеристике структурных элементов процесса обучения иностранному языку, так как мы считаем целесообразным подчеркнуть их влияние на формирование социально-значимых качеств для профессиональной деятельности инженера.
Социально-значимые качества для профессиональной деятельности - свойства личности, позитивно влияющие на эффективность будущей профессиональной деятельности, профессиональное общение и социально-профессиональную мобильность. Обобщив результаты исследований в работах М.В. Бакановой, И.Е. Высотовой, Е.Н. Григорьевой, был сделан вывод о том, что учебная дисциплина «Иностранный язык» обладает потенциалом для формирования социально-значимых качеств для профессиональной деятельности, которые составляют основу профессиональных и социальных компетенций [1, 3, 7].
Анализ обучения иностранному языку как педагогического процесса необходимо начать с характеристик целей обучения иностранному языку и изучения иностранного языка. Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез рассматривают категорию цель обучения иностранным языкам как совокупность трёх взаимосвязанных аспектов: «прагматического, педагогического и когнитивного и подчёркивают, что в настоящее время цель обучения иностранным языкам следует понимать как формирование личности обучающегося, способной и желающей участвовать в общении (опосредованном и неопосредованном) на межкультурном уровне» [4, 5]. Речь идёт о становлении у обучающегося черт вторичной языковой личности, а именно: раскрепощённость, творчество самостоятельность, способность строить взаимопонимание и взаимодействие с партнёрами по общению, включаться в мировые процессы развития цивилизации, самосовершенствоваться и совершенствовать человеческое общество.
Мы разделяем мнение Г.В. Перфиловой в том, что «ориентация на цели изучения иностранного языка существенно меняет учебный процесс, поскольку последние представлены в виде речевых действий, обусловлены общим коммуникативным контекстом, нацеливают учебный процесс на формирование частных компетенций, соотносятся с конкретной коммуникативной ситуацией. Преимущество использования целей изучения
иностранного языка, состоит в том, что они представляют собой личностно значимые умения с позиции студента и способствуют формированию личностных качеств студента» [24].
Таким образом, ориентация на цели изучения иностранного языка делает процесс обучения личностно значимым для студентов, поскольку владение иностранным языком для многих студентов представляет для многих студентов особую ценность и позволяет расширить кругозор, научиться находить, обрабатывать, анализировать и использовать профессионально значимую информацию из различных англоязычных источников.
Цели обучения оказывают существенное влияние на содержание учебной дисциплины «Иностранный язык». Любые изменения в социальном положении общества приводят к изменениям во взаимодействии системы обучения со средой, к изменению назначения этой системы, что вызывает необходимость пересмотра как самих целей обучения, так и содержания и структуры этого материала [19].
Содержание обучения является одним из компонентов системы обучения иностранным языкам. Н.И. Гез, Г.М. Фролова считают, что дидактическая категория «содержание обучения» иностранному языку должна отражать современную модель обучения, которая рассматривается как творческий процесс взаимосвязанного коммуникативного, социокультурного и когнитивного развития обучаемых. Под содержанием обучения понимается то, что отражает деятельность преподавателя (обучение), учебную деятельность студентов (обучение) и методическое обеспечении учебного процесса, т.е. учебный материал, включающий в себя предметные и процессуальные аспекты [5].
По мнению Л.П. Смирновой, все аспекты содержания обучения обладают «определенным потенциалом, который позволяет преподавателям вносить изменения согласно современным требованиям общества и тем самым модернизировать содержание учебного процесса, учитывая нормы новых стандартов, интересы обучаемых, запросы работодателей, а также результаты новейших исследований лингводидактики, проведенных с целью использования активных форм и видов учебной деятельности» [25].
Применительно к нашему исследованию, нам близка позиция Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез о вопросе компонентного состава содержания обучения иностранным языкам, которое будет профессионально ориентировано на формирование социально-значимых качеств для профессиональной деятельности. Правильный отбор конкретного профессионально-ориентированного иноязычного материала, то есть: отбор тематики, лексики и предназначенной для использования в речи; отбор сведений по грамматике, фонетике, орфографии, соотносимых с выделенным иноязычным материалом; отбор текстов для чтения и аудирования, отвечающих профессиональной и социокультурной тематике и содержащих языковые явления, выделенные для активного усвоения способствуют формированию социально-значимых качеств для профессиональной деятельности у студентов.
В процессе обучения студентов иностранному языку, как считают Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, О. Ю. Иванова, П.И. Образцов и др., преподаватель должен использовать различные формы, методы и средства обучения иностранному языку для решения конкретных задач, мотивировать иноязычную коммуникативную деятельность студентов на основе их ответственности за результат, учитывая будущую сферу профессиональной деятельности.
В соответствии с определившийся тенденцией применять методы обучения иностранному языку в техническом вузе, ориентированные на личность студента, на его активное участие в саморазвитии, получение качественных знаний, профессиональных навыков, творческое решение конкретных проблем, большинство иссле-104
дователей, мы разделяем мнение учёных (И.В. Зайцева, О.Ю. Иванова, П.И. Образцов, М.В. Озерова) и отдаём предпочтение методам, имеющим многоцелевую направленность: коммуникативный метод; практические методы; проблемно-поисковые методы обучения; метод проектов; профессионально-ориентированная учебно-ролевая игра; методы контроля. Данные методы способствуют совершенствованию языковой подготовки и личностно-профессиональному развитию студентов [10, 23].
Организационными формами обучения иностранному языку в техническом вузе являются: практические аудиторные занятия под руководством преподавателя; групповая работа, обязательная самостоятельная работа по заданию преподавателя, выполняемая во внеаудиторное время; индивидуальная самостоятельная работа.
Важное место при обучении иностранному языку, направленному на формирование социально-значимых качеств для профессиональной деятельности занимает выбор оптимальных методов и видов контроля за результатами учебной деятельности. В соответствии с примерной программой по иностранному языку целесообразно использовать следующие виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый. Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения различных видов заданий на практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы. Промежуточный контроль используется на промежуточном уровне в виде долгосрочных заданий (выполнение графика самостоятельных работ, написание аннотаций, резюме, деловых писем). Итоговый контроль проводится в конце курса обучения в виде зачета или экзамена.
Различные формы могут использоваться для реализации рассмотренных видов контроля: различные упражнения, тесты и тестовые задания, контрольные работы. Наиболее актуальной на сегодняшний день является тестовая форма контроля, «раскрывающая перспективу развития языкового тестирования, состоящую не в искусственном преобразовании личности обучаемого, а в повышенном внимании к его индивидуально-психологическим особенностям (А.Г. Асмолов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.) [2, 18].
По мнению Е.Ю. Комаровой, в этой связи тестовые технологии применяются и как эффективный инструмент контроля качества профессионального образования, но и как профессионально-ориентированные задания, направленные на поиск, нахождение и принятие эффективных решений. В данном случае учебная деятельность содержит огромный ресурс, мотивируя студентов обогащать свои знания, умения и навыки за чёт «фасилитирующих стратегий» и способов преодоления возникающих затруднений в ходе языкового тестирования [13].
Изучение иностранного языка с помощью современных средств позволяет студентам получать не только знания и навыки, связанные с различными аспектами языка (лексикой, фонетикой, грамматикой профессиональные знания, но и устанавливать межличностные отношения в процессе коммуникации, вырабатывать собственный стиль поведения, эффективно использовать и формировать свои личностные качества и способности, которые выгодно будут их отличать от потенциальных конкурентов.
В рамках обучения иностранному языку представление информации для обучаемых осуществляется с использованием иноязычных интернет-ресурсов: поиск в Интернете; связь и пересылка данных с помощью программы «Скайп»; блоги; переписка преподавателя и студента по электронной почте; организация проектной работы и другие [12, 11].
Следовательно, умение находить, обмениваться информацией на иностранном языке с помощью современных средств информатизации является важнейшим элементом реализации творческого потенциала будуще-Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1(10)
го инженера, поскольку позволяет накопить и сделать легко доступными для инженеров огромные объемы профессионально важной информации. В связи с этим способность к адаптации в быстро меняющихся условиях, способность ориентироваться в информационных потоках и извлекать, систематизировать, использовать необходимую информацию, умение работать с информационной техникой, становятся определяющим в профессиональной деятельности инженера [20, 14].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, соответствие целевой категории преподавателя и студентов, профессионально-ориентированное содержание обучения иностранному языку (тематический материал, основанный на специальной терминологии; речевые клише; аутентичные, профессионально-ориентированные тексты, связанные с особенностями технологического процесса и производства; коммуникативные задания, имитирующие ситуации профессионального общения); применение практических, активных и интерактивных методов, различных видов контроля, использование различных информационно-коммуникационных средств, включая Интернет, характеризуют возможности обучения иностранному языку в техническом вузе и способствуют формированию социально-значимых качеств для профессиональной деятельности у студентов технического вуза.
Проведённое исследование не претендует на полноту решения многогранной проблемы формирования социально значимых качеств для профессиональной деятельности у студентов технического вуза в процессе обучения иностранному языку. Более глубокого рассмотрения требуют вопросы связанные с разработкой и реализацией целостной системы формирования профессионально важных, личностных, социально-значимых качеств и компетенций в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Амитрова М.В. Формирование социально-значимых качеств для профессиональной деятельности у студентов технического вуза в процессе обучения иностранному языку: дис. ... канд.пед.наук : 13.00.08. -Пенза, 2013. - 293с.
2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 18 -22.
3. Баканова И.Г. Профессионально-личностное развитие студентов-будущих экономистов средствами иностранного языка // Вестник Самарского государственного университета. 2008. №5/1 (64). С. 106-111.
4. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студ. лингв. ун-тов. и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стер. М., Издательский центр «Академия», 2006. 336с.
5. Гез Н.И., Фролова Г.М. История зарубежной методики преподавания иностранных языков. М.: Академия, 2008. 254с.
6. Голубева Н.Б. Развитие профессионально-деловых качеств личности студентов экономических специальностей в процессе изучения иностранного языка: ав-тореф. дис. ... канд. пед. н. 13.00.01. М., 2011.
7. Григорьева Е. Н. Реализация педагогического потенциала дисциплины «иностранный язык» в формировании социальной компетенции у будущих инженеров // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 101102.
8. Голикова Л.В. Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности студентов неязыкового вуза на основе проектной технологии обучения: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Санкт-Петербург. 2005
9. Дашковская А.А. Обучение профессионально-ориентированному общению студентов по специальности «Маркетинг» на основе рекламных материалов: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Томск. 2005.
10. Зайцева И.В. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на историческом факультете университета: автореф. дис. ... канд. пед. н. 13.00.08. Елец. 2004.
11. Киченко А.А. Методика обучению профессионально-ориентированному иноязычному общению студентов посредством мультимедийных презентаций: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Москва. 2010.
12. Крапивина А.А. Обучение студентов университета профессионально-ориентированному общению: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Оренбург. 2008.
13. Комарова Е.Ю. Психолого-педагогическая фаси-литация преодоления трудности и сложности языковых тестов: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Тамбов. 2012.
14. Костюкова Т.А., Морозова А.Л. Развитие иноязычной коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов: монография. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. 119 с.
15. Львова С.А. Обучение профессионально-ориентированному иноязычному общению студентов факультета управления: немецкий язык: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Санкт-Петербург. 2006.
16. Макар Л.В. Обучение профессионально-ориентированному общению на английском языке студентов неязыкового вуза: автореф. дис. ... канд. пед. н. 13.00.02. Санкт-Петербург. 2000.
17. Маркарян К.В. Обучение иноязычному прагматическому общению студентов неязыкового вуза (английский язык, фармацевтический вуз): автореф. дис. . канд. пед. н. 13.00.02. Пятигорск. 2007.
18. Маркова, А.К. Психология профессионализма/ А. К. Маркова. - М.: МГФ «Знание», 1996. - 308с.
19. Матухин Д.Л. Организация взаимодействия в обучении устному иноязычному общению // Вестник ТГПУ. 2011. Выпуск 1 (103). С. 80-86.
20. МатухинД.Л.Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей [Электронный ресурс] / Режим доступа: М1р: www.lib.tsu.ru
21. Мильруд Р.П. Компетентность в изучении языка // Иностранные языки в школе. 2004. №7.
22. Миньяр-Белоручев Р.К. Механизм билингвизма и проблема родного языка при обучении иностранному // Иностранные языки в школе. М., 1991. № 5. С. 14-17.
23. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: учебное пособие. Орел: ОГУ, 2005. 114с.
24. Перфилова Г.В. Компетентностный подход и его реализация в современном образовательном контексте // Компетентностный подход как основа совершенствования методики обучения иностранному языку в неязыковых ВУЗах: проблемы и перспективы. Вест. МГЛУ. М.: Рема, 2008. С. 18-29.
25. Смирнова Л.П., Смирнов М.В. Модернизация содержания обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Приорететные направления в обучении иностранным языкам. Вест. МГЛУ. Педагогические науки Вып. 12 (618) М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2011. С. 19-27.
26. Тенищева В.Ф. Формирование профессионально важных качеств инженера в контекстном обучении (на примере иноязычной речевой деятельности инженера-судоводителя): автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Москва. 1991.
ANALYSIS OF THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGES TEACHING AND ITS INFLUENCE ON THE SOCIAL IMPORTANT QUALITIES FOR PROFESSIONAL ACTIVITY DEVELOPMENT
© 2015
M. V. Amitrova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair "Foreign Languages" Yu. V. Gusarova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair "Foreign Languages" E.A. Nelyubina, assistant professor of the chair "Foreign Languages" Penza State Technological University, Penza (Russia)
Abstract. The implementation of the Strategy for the Development of Science and Innovation in the Russian Federation for the period until the year 2015, The Concept of long-term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the period up to the year 2020 is impossible without high-qualified training of competitive engineers which are in demand on the labor market and in the sphere of the real economy. The idea of professional activities of engineers according to the regulations indicates the need for the formation of students in higher technical school, having both professional and social competence, which are based on personal, social, professional important qualities. The academic discipline "Foreign Language" has the potential to provide high technical students with social important qualities for professional activity. The complexity of the problem of formation of social important qualities for professional activity via the process of foreign language teaching in higher technical school is that, it is necessary that all the components of the teaching process that affect the efficiency of the students' learning process should be selected and based on the analysis of their impact on learning outcomes. Rethinking the role of the components of the foreign language teaching and their impact on the formation of social and professional competencies, which are based on social important qualities for professional activity have enabled us to identify the best options for goal-setting, contents, methods and forms of the process of foreign language teaching.
Keywords: higher education, engineer's training, engineer's professional activity, professional competence, social competence, social important qualities for professional activity.
УДК 378
ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТРУКТУРЫ, СОДЕРЖАНИЯ, ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ, БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
В ОБЛАСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА
© 2015
Н. И. Асташина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Сервис»
Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)
Аннотация. Актуальность проблемы формирования исследовательской компетентности будущих специалистов в области социокультурного сервиса определяется требованиями, предъявляемыми к ним условиями современности. Анализ требований к результатам освоения основных образовательных программ, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Сервис», показывает, что многие из них формируются на основе исследовательских компетенций. Анализ публикаций в психолого-педагогических и методических изданиях показывает, что существуют разные подходы к осмыслению сущности и структуры понятий «компетенция» и «компетентность». По мнению ряда учёных (В. А. Болотов, И. А. Зимняя, Я. В. Кривенко, А. А. Ушаков, А. В. Хуторской др.) исследовательская компетентность относится к числу ключевых. Исследовательская компетентность включает в себя ряд компонентов: мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный. Все компо-ненты взаимосвязаны между собой, каждый выполняет свои функции и задачи. Для выполнения исследований индивидуального или коллективного характера студент должен обладать определёнными личностными качествами. Формирование исследовательской компетентности осуществляется в условиях системности и непрерывности образовательного процесса (М. В. Кларин, Г. П. Щедровицкий), технологичности (Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина), и прогнозируемости результата обучения (Б. С. Гершунский, В. А. Семиченко). Исследовательская компетентность студентов формируется при условии использования активных методов и технологий в процессе проведения занятий и организации самостоятельной работы студентов. Исследовательская компетентность студентов в сфере их будущей профессиональной деятельности является одной из важнейших целей всех современных программ высшего профессионального образования.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, компетентностный подход, компетенции, компетентность, исследовательская компетентность.
В современных условиях специалистам в области социокультурного сервиса необходимо уметь ориентироваться в разнообразных проблемных ситуациях, возникающих в сфере профессиональной деятельности, уметь вычленять и решать проблемы, прогнозировать результаты, владеть способами совершенствования своих действий. В связи с этим актуализируется проблема формирования исследовательской компетентности будущих специалистов.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Сервис», определяя в качестве концептуальной основы компетентностный подход, в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ содержит перечень общекультурных и профессиональных компетенций, которыми должен обладать будущий специалист [1]. Анализ этих требований показывает, что многие из них формируют-
ся на основе исследовательских компетенций (таблица 1). Отметим, что профильная подготовка будущих специалистов должна быть ориентирована в том числе и на научно-исследовательскую деятельность.
Проблемы компетентностного подхода в обучении широко обсуждаются на страницах психолого-педагогических и методических изданий. Концептуальные основы компетентностного подхода изложены в исследованиях В. И. Байденко, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, Д. Равена, А. В. Хуторского, В. Д. Шадрикова и других. Анализ публикаций показывает, что существуют разные подходы к осмыслению сущности и структуры понятий «компетенция» и «компетентность».
Дж. Равен отмечает, что компетентность это такое явление, которое «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга, ... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие - к эмоциональной, ...