Научная статья на тему 'Формирование профессионально-ориентированной иноязычной компетентности у студентов неязыковых факультетов'

Формирование профессионально-ориентированной иноязычной компетентности у студентов неязыковых факультетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
443
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION FOR STUDENTS / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / VOCATIONAL-ORIENTED TRAINING / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абаева Фатима Борисовна

В условиях глобализации инновационных процессов, обострения ситуации на рынке труда, проблема организации учебного процесса, способствующего развитию профессионально значимых и личностных компетенций, является предметом пристального внимания со стороны социологов, педагогов, психологов и выступают в качестве одного из приоритетных направлений отечественного образования. В связи с этим, важной задачей высшего образования сегодня становится подготовка высококвалифицированных специалистов, отвечающих требованиям современного рынка труда. Согласно российским и зарубежным исследованиям, выпускник неязыкового вуза, наряду со своей основной квалификацией, должен владеть высоким уровнем иноязычной коммуникативной компетентности. В неординарных условиях неязыкового профиля (смешанный состав групп, множество направлений и профилей подготовки, ограничение часов на изучение иностранных языков и т.п.), проблема качественной подготовки специалистов с необходимым уровнем иноязычной коммуникативной компетентности является особенно актуальной и злободневной. Результаты и качество разрешения этой проблемы напрямую коррелирует с наличием детально проработанной теоретико-методологической основой обучения иностранным языкам на факультетах неязыкового профиля подготовки. В целях оптимизации процесса повышения эффективности образовательного процесса в рамках компетентностного подхода многие исследователи указывают на необходимость реализации таких подходов к образованию как профессионально-ориентированный, личностно-деятельностный, практико-ориентированный и др. В статье автор попытался раскрыть сущность и основные направления формирования профессионально-ориентированной иноязычной компетентности у студентов неязыковых факультетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абаева Фатима Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE ORIENTED FOREIGN STUDENTS LANGUAGE FACULTIES

In the context of globalization of innovation processes, escalation of the situation in the labor market, the problem of organizing the learning process, allowing the development of professional and personal competencies important, is the subject of attention from social scientists, educators, psychologists and act as one of the priorities of national education. In this connection, an important task of higher education is becoming the preparation of highly qualified specialists to meet the requirements of the modern labor market. According to Russian and foreign research, graduate language high school, along with its core expertise, should possess a high level of foreign language communicative competence. In ordinary conditions of not language profile (mixed composition of the groups, a plurality of directions and preparation of profiles, limiting hours for the study of foreign languages, etc.), the problem of high-quality training of specialists with the necessary level of foreign language communicative competence is particularly relevant and topical. The results and the quality of the resolution of this problem is directly correlated with the presence of detailed theoretical and methodological basis for teaching foreign languages ​​in the departments not language training profile. In order to optimize the process of improving the educational process within the framework of competence-based approach, many researchers point to the need to implement such approaches to the formation of a professional-oriented, student-activity, practice-oriented, and others. The author tries to reveal the essence and the basic directions of formation of professionally-oriented foreign language competence of students of not language faculties.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально-ориентированной иноязычной компетентности у студентов неязыковых факультетов»

УДК 378.14

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ

© 2016

Абаева Фатима Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент иностранных языков

для неязыковых специальностей Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова, Владикавказ (Россия)

Аннотация. В условиях глобализации инновационных процессов, обострения ситуации на рынке труда, проблема организации учебного процесса, способствующего развитию профессионально значимых и личностных компетенций, является предметом пристального внимания со стороны социологов, педагогов, психологов и выступают в качестве одного из приоритетных направлений отечественного образования. В связи с этим, важной задачей высшего образования сегодня становится подготовка высококвалифицированных специалистов, отвечающих требованиям современного рынка труда. Согласно российским и зарубежным исследованиям, выпускник неязыкового вуза, наряду со своей основной квалификацией, должен владеть высоким уровнем иноязычной коммуникативной компетентности. В неординарных условиях неязыкового профиля (смешанный состав групп, множество направлений и профилей подготовки, ограничение часов на изучение иностранных языков и т.п.), проблема качественной подготовки специалистов с необходимым уровнем иноязычной коммуникативной компетентности является особенно актуальной и злободневной. Результаты и качество разрешения этой проблемы напрямую коррелирует с наличием детально проработанной теоретико-методологической основой обучения иностранным языкам на факультетах неязыкового профиля подготовки. В целях оптимизации процесса повышения эффективности образовательного процесса в рамках компетентностного подхода многие исследователи указывают на необходимость реализации таких подходов к образованию как профессионально-ориентированный, личностно-деятельностный, практико-ориентированный и др. В статье автор попытался раскрыть сущность и основные направления формирования профессионально-ориентированной иноязычной компетентности у студентов неязыковых факультетов.

Ключевые слова: иностранный язык, обучение студентов, высшее образование, профессионально-ориентированное обучение, компетентностный подход.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE ORIENTED FOREIGN STUDENTS LANGUAGE FACULTIES

© 2016

Abaeva Fatima Borisovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of foreign languages for language specialties

North Ossetian State University named after K.L.Khetagurov, Vladikavkaz (Russia)

Abstract. In the context of globalization of innovation processes, escalation of the situation in the labor market, the problem of organizing the learning process, allowing the development of professional and personal competencies, is the subject of attention for social scientists, educators, psychologists and it has been one of the priorities of national education. To this end, an important task of higher education is training of highly qualified specialists who are able to meet the requirements of the modern labor market. According to Russian and foreign research, a graduate of high school along with his main qualification should possess a high level of foreign language communicative competence. In conditions of non- language profile (mixed groups, lots of directions and preparation of profiles, limited number of academic hours for the study of foreign languages, etc.), the problem of high-quality training of specialists who have the necessary level of foreign language communicative competence is particularly relevant and topical. The results and the quality of the resolution of this problem is directly correlated with the presence of detailed theoretical and methodological basis for teaching foreign languages in the departments of non-language training profile. In order to optimize the educational process within the framework of competence-based approach, many researchers point to the need to implement such approaches as profession-oriented, efficiency-oriented, practice-oriented, etc. The author tries to reveal the essence and the basic directions of formation of professionally-oriented foreign language competence of students of non- language departments.

Keywords: foreign language education of students, higher education, vocational-oriented training, competence approach.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Необходимость основательной модернизации российского образования стала несомненной в начале XXI века. Процессы, происходящие в экономической, политической и социальной сферах, повлекли за собой перемену парадигмы всей образовательной системы. Поскольку традиционное образование изжило себя, то нужны инновационные дидактические методы, средства, приемы и формы организации обучения в современной системе высшего образования. Так как важнейшая цель высшего образования в условиях современного информационного общества - сформировать не узкого специалиста с максимальным объемом академических знаний, а гармонично развитую творческую личность, целостно воспринимающую окружающую действительность, способную мобильно действовать в социальной и профессиональной сферах, обеспечивая всестороннее и устойчивое развитие человечества, то возникла объективная необходимость по-новому взглянуть на процесс обучения в целом, и на обучение иностранному языку, в частности.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных

раньше частей общей проблемы. В последнее время изучение вопросов формирования профессионально-ориентированной иноязычной компетентности у студентов неязыковых факультетов привлекает все больше внимание исследователей. На анализ данной проблемы большое влияние оказали научные труды М.В. Амитровой, Г.В. Артамоновой, И.Г. Бакановой, Ю.В. Гусаровой, Е.А. Данилиной, Е.А. Нелюбиной, Л.Г. Петрановской, Е.С. Полат, Н.В. Сидаковой и др. Однако многие вопросы, связанные с процессами формирования профессионально-ориентированной иноязычной компетентности у студентов неязыковых факультетов, остаются неизученными вообще, или изучены не в полной мере. По справедливому замечанию группы авторов (М.В. Амитрова, Ю.В. Гусарова, Е.А. Нелюбина), это связано, прежде всего, со стремительным развитием самого дискурсивного компонента. Под дискурсивным компонентом мы будем понимать вербальное общение, которое характерно для ситуации общения в виртуальной среде. На наш взгляд недостаточно изученными являются причины возникновения тех или иных языковых особенностей Интернет-дискурса, а также влияние лингвистических особенностей общения в виртуальной среде на результат этого общения [1, с. 102-106]. Языковая подготовка,

как отмечают некоторые ученые (Г.В. Артамонова [2], И.Г. Баканова [3], Е.А. Данилина [4], И.Ю. Жданкина [5], Ю.Ю. Сысоева, Е.А. Шамин направлена на адаптацию специалистов к быстро меняющимся условиям функционирования современного рынка, на формирование способностей к установлению контактов с представителями зарубежных фирм, носителями иностранного языка и другой культуры».

Формирование целей статьи (постановка задания). Основной целью обучения профессионально-ориентированному иностранному языку является увеличение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на общеобразовательном этапе обучения, и овладение студентами необходимым уровнем коммуникативной компетенции для решения профессионально важных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной и научной деятельности при общении с зарубежными компаньонами, а также для дальнейшего самообразования и саморазвития. Для реализации обозначенной цели в учебном процессе преподавателям необходимо скорректировать ведущие приемы, методы, технологии, средства и содержание обучения иностранному языку, сделать их для студентов профессионально ориентированными и личностно значимыми, использовать активные и интерактивные методы обучения, современные педагогические технологии обучения и воспитания - мультимедийные программные средства и интернет ресурсы, что дает возможность существенно повысить эффективность аудиторных и индивидуальных занятий, сформировать социально-значимые качества для профессиональной деятельности у студентов-будущих инженеров

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В условиях рыночной экономики наиболее эффективным средством повышения уровня профессиональных компетенций студентов неязыковых направлений в рамках своей специальности и формирования их профессиональной направленности выступает иностранный язык. Из специальности сегодня иностранный язык все активнее превращается в язык для специальности, средство повышения профессиональной компетентности. В условиях, когда, с одной стороны, одного владения иностранным языком недостаточно для широкого круга специалистов, а с другой современному профессионалу без владения необходимым уровнем иностранного языка не обойтись, требуется обоснование и актуализация проблемы профессионально-ориентированной иноязычной компетенции.

Для успешной трудовой деятельности в новом информационном обществе, как отмечают многие исследователи (М.В. Амитрова [6], Ю.В. Гусарова, Л.А. Метелева [7], Е.А. Нелюбина [6]) современному молодому специалисту необходимы такие профессионально-важные и личностные качества, как устойчивая профессиональная мобильность, умение творчески подходить к решению профессиональных проблем, использование современных информационно-коммуникационных технологий, владение графической и компьютерной грамотностью, умение выявлять приоритетные варианты решения проблем с учетом нравственно-этических аспектов деятельности, способности к созидательному профессиональному саморазвитию. Как отмечает в своих исследованиях Е.С. Полат, современные педагогические технологии должны служить эффективным средством расширения познавательных возможностей обучающихся, а также активизировать учебно-воспитательный процесс [8, с. 54-62]. Необходимо, чтобы они были направлены не столько на освоение студентами новых знаний и умений, сколько на формирование и развитие у них новых личностных, профессионально важных качеств.

Основными направлениями реализации этих технологий является: обучить студентов как индивидуальной работе, так и работе в команде; находить и анализиро-

вать большой объем учебно-методической информации, отбирать необходимую ее часть для решения профессионально-ориентированной учебной задачи; выявлять узловые проблемы изучаемой темы; рассматривать альтернативные пути разрешения ситуации и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать алгоритм пошаговых действий и т.д. [9].

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования поколения «3+» требует строгого учета направления и профиля подготовки при изучении иностранного языка, его нацеленности на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций для более успешного осуществления выпускниками будущей профессиональной деятельности. В результате такого подхода особую актуальность приобретают технологии профессионально-ориентированного и лингвострановедческого обучения иностранному языку, которые предусматривают формирование у студентов - будущих работников умения и навыки к иноязычной коммуникации в социально-бытовой, профессиональной, деловой, научной сферах с учетом специфики профессиональной деятельности.

Понятие «профессионально-ориентированное обучение» используется для обозначения процесса обучения иностранному языку на неязыковых факультетах, ориентированного на изучение и анализ учебной литературы по конкретной специальности, овладение профессиональной терминологией и лексикой, а в последнее время и на деловое общение в сфере профессиональной деятельности. Под профессионально-ориентированным обучением обычно понимают (Ф.Б. Абаева [9], Н.В. Сидакова [10], Е.В. Смирнова [12], Л.Б. Тимирясова [13]) обучение студентов, основанное на учете потребностей студентов в изучении иностранного языка, диктуемых особенностями будущей профессии или специальности, которые, в свою очередь, требуют его интенсивного освоения.

Сущность профессионально-ориентированного обучения иностранному языку заключается в его интеграции со специальными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых качеств личности. Полноценная подготовка специалистов в образовательной организации заключается в формировании коммуникативных умений, которые позволили бы осуществлять профессиональные контакты на иностранном языке в различных сферах и ситуациях. Сформировать стремление и способность будущего специалиста функционировать в качестве сильной языковой личности демократического типа, обладающей высокой лингвистической компетенцией в области не только русского, но и английского языков, в профессионально значимых речевых событиях разных типов, в различных режимах, регистрах, формах, стилях, типах и жанрах профессионально ориентированной речемыслительной деятельности. Постижение иностранного языка, как отмечает в своем исследовании Н.В. Сидакова, системный, последовательный и серьезный процесс. В данном процессе студентами приобретаются определенные ценности, которые отождествляют их профессиональную и общекультурную подготовленность как будущих специалистов. Наиболее значимыми ценностями являются получение образования высшего качества, материальное благополучие, самореализация, самосовершенствование, определенность профессиональной цели, жизненных планов и перспектив, являющихся, в свою очередь, основой их будущей деятельности. В этом контексте актуализируется задача личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам, что предполагает развитие активности, самостоятельности, творчества, личностного роста [10].

Под сферой общения понимается совокупность однородных коммуникативных ситуаций, характеризующихся однотипностью речевого стимула, отношения-

ми между коммуникантами и обстановкой общения [3]. Иноязычное общение может происходить как в официальной, так и в неофициальной формах, в ходе индивидуальных и групповых контактов, в виде выступлений на конференциях, при обсуждении договоров, проектов, составлении деловых писем. Целью обучения иностранным языкам в технических вузах является достижение уровня, достаточного для практического использования иностранного языка в будущей профессиональной деятельности. Практическое овладение иностранным языком составляет лишь одну сторону профессионально-ориентированного обучения предмету. По мнению Ю.А. Никитиной, иностранный язык может стать не только объектом усвоения, но и средством развития профессиональных умений. Это предполагает расширение понятия профессиональная ориентированность обучения иностранному языку, которое включает еще один компонент это профессионально-ориентированную направленность содержания учебного материала [14]. Профессионально-ориентированное обучение предусматривает профессиональную направленность не только содержания учебных материалов, но и деятельности, включающей в себя методы и приемы, формирующие профессиональные умения. Профессиональная направленность деятельности требует: Похожая статья: Обучение профессионально-ориентированному общению на иностранном языке студентов неязыковых вузов во-первых, интеграции дисциплины иностранный язык с профилирующими дисциплинами; во-вторых, ставит перед преподавателем иностранного языка задачу научить будущего специалиста на основе межпредметных связей использовать иностранный язык как средство систематического пополнения свои профессиональных знаний, а также как средство формирования профессиональных умений и навыков; в-третьих, предполагает использование форм и методов обучения, способных обеспечить формирование необходимых профессиональных умений и навыков будущего специалиста [4]. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов требует нового подхода к отбору содержания [15-29]. Он должен быть ориентирован на последние достижения в той или иной сфере человеческой деятельности, своевременно отражать научные достижения в сферах, непосредственно задевающих профессиональные интересы обучающихся, предоставлять им возможность для профессионального роста. Таким образом, будет правомерно рассматривать содержание обучения иностранному языку на неязыковых факультетах вузов как совокупность того, что обучающиеся должны усвоить в процессе обучения, чтобы качество и уровень владения иностранным языком соответствовали их запросам и целям, а также целям и задачам данного уровня обучения. Отбор содержания способствует разностороннему и целостному формированию личности студента, его подготовке к будущей профессиональной деятельности. По мнению И.Ю. Жданкиной, Ю.Ю. Сысоевой и Е.А. Шамина, в содержание обучения иностранному языку необходимо включать: сферы коммуникативной деятельности, темы и ситуации, речевые действия и речевой материал, учитывающие профессиональную направленность студентов; языковой материал (фонетический, лексический, грамматический, орфографический), правила его оформления и навыки оперирования им; комплекс специальных (речевых) умений, характеризующих уровень практического овладения иностранным языком как средством общения, в том числе в ситуациях профессионального и делового общения, совместной производственной и научной работы; систему знаний национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка [5]. Рассматривая иностранный язык как средство формирования профессиональной направленности будущего специалиста, Ф.Б. Абаева отмечает, что при изучении профессионально-ориентированного языкового материала устанавливается дву-

сторонняя связь между стремлением студента приобрести специальные знания и успешностью овладения языком [11]. Она считает иностранный язык эффективным средством профессиональной и социальной ориентации в неязыковом вузе, которое располагает большим потенциалом формирующих воздействий. По мнению автора, для реализации этого потенциала необходимо соблюдение следующих условий: четкая формулировка целей иноязычной речевой деятельности; социальная и профессиональная направленность этой деятельности; удовлетворенность обучаемых при решении частных задач; формирование у обучаемых умения творчески подходить к решению частных задач; благоприятный психологический климат в учебном коллективе.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Принимая во внимание вышеизложенное, возможно выделить следующие структурные элементы содержательного компонента модели профессионально-ориентированного обучения иностранному языку: Коммуникативные умения по всем видам речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма) на основе общей и профессиональной лексики. Конечной целью профессионально - ориентированного обучения диалогической речи является развитие умения вести беседу, целенаправленно обмениваться информацией профессионального характера по определенной теме. Обучение монологической речи заключается в формировании умений создавать различные жанры монологических текстов: сообщение информации профессионального характера, выступление с докладом, расширенные высказывания в ходе дискуссии, обсуждения, как с предварительной подготовкой, так и без нее. Обучение аудированию заключается в формировании умений восприятия и понимания высказывания собеседника на иностранном языке, порождаемого в монологической форме или в процессе диалога в соответствии с определенной реальной профессиональной сферой, ситуацией. Обучение чтению заключается в формировании умений владения всеми видами чтения публикаций разных функциональных стилей и жанров, в том числе специальной литературы. Обучение письму заключается в развитии коммуникативной компетенции, необходимой для профессионального письменного общения, проявляющейся в умениях реферативного изложения, аннотирования, а также перевода профессионально значимого текста с иностранного языка на русский и с русского на иностранный.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Амитрова М.В., Гусарова Ю.В., Нелюбина Е.А. Анализ процесса обучения иностранному языку и его влияние на формирование социально значимых качеств для профессиональной деятельности //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. №1 (10). С. 102-106.

2. Артамонова Г.В. Роль мотивации в процессе самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. №3. С. 7-9.

3. Баканова И.Г. Профессионально-личностное развитие студентов-будущих экономистов средствами иностранного языка //Вестник Самарского государственного университета. 2008. №5/1 (64). С. 106-111.

4. Данилина Е.А. Интерактивные технологии обучения студентов иностранному языку на основе компе-тентностно-модульной организации обучения //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. №1. С. 61-64.

5. Жданкина И.Ю., Сысоева Ю.Ю., Шамин Е.А. Активизация деятельности студентов направления подготовки высшего образования в процессе обучения в неязыковых образовательных организациях (на примере дисциплины «иностранный язык») //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№ 2. С. 88-90.

6. Нелюбина Е.А., Амитрова М.В., Гусарова Ю.В. Языковые особенности интернет-дискурса //Балтийский гуманитарный журнал. 2014. №4. С. 21-23.

7. Метелева Л.А. К вопросу о взаимосвязи социализации и формирования коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 49-51.

8. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка //Иностранные языки в школе. №2. 2001. С. 54-62.

9. Абаева Ф.Б. Формирование и развитие иноязычной компетенции студентов естественнонаучных факультетов //Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. С. 1316.

10. Сидакова Н.В. Личностно-ориентированный подход как стратегия системного и последовательного процесса обучения иностранному языку //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.№2 (21). С. 146-149.

11. Абаева Ф.Б. Практико-ориентированный подход при обучении иностранному языку магистрантов - будущих педагогов //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 58-61.

12. Смирнова Е.В. Формирование коммуникативного пространства языковой среды в условиях иноязычного информационного и коммуникационного взаимодействия //Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 2. С. 33-36.

13. Тимирясова Л.Б. Использование интерактивных мультимедийных проектов в обучении иностранным языкам // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 109-111.

14. Никитина Ю.А. Формирование умений аудирования ямайского варианта английского языка// Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 27-30

15. Белова Т.А., Григорьева Н.В. Профессионально-ориентированное обучение как средство формирования социокультурной компетенции будущих экономистов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 7-9.

16. Смирнова Е.В. Дидактические цели использования средств информационных технологий для развития умений иноязычной деятельности в процессе обучения английскому языку // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 82-88.

17. Сидакова Н.В. Основные тенденции и ориентиры в иноязычном образовании студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2014. № 4. С. 113-116.

18. Назмиева Э.И. Компоненты содержания иноязычной подготовки будущих специалистов гуманитарного профиля в контексте европеизации высшего образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 51-55.

19. Иващенко О.А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов государственной службы по чрезвычайным ситуациям // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 20-23.

20. Куликова Н.А., Бурков В.В., Казанцева Д.Б. Подготовка переводчиков - нефилологов в сфере иноязычной профессиональной коммуникации // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 82-87.

21. Быкова Д.В. Национальный колорит художественных произведений как единица мотивации студентов неязыковых вузов на занятиях по английскому языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 22-24.

22. Смирнова Е.В. Использование программ-оболочек в учебно-методическом сопровождении изучения иностранного языка // Карельский научный журнал.

2015. № 2 (11). С. 56-60.

23. Гиренок Г.А. Понятие и выбор методов обучения

иностранному языку курсантов ведомственного вуза // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 3 (4). С. 22.

24. Смирнова Е.В. Перспективы преподавания иностранного языка в условиях информационного поликультурного и мультилингвального общества России // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 105-109.

25. Куликова И.В. Развитие речемыслительных способностей студентов при работе с учебным гипертекстом на иностранном языке // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 74-77.

26. Абаева Ф.Б. Современные методы обучения студентов говорению на иностранном языке // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 7-9.

27. Беляева Е.Н. Типы оценки уровня владения иностранным языком // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 10-11.

28. Амитрова М.В., Гусарова Ю.В., Нелюбина Е.А., Садчикова Я.В. Оптимизация процесса обучения иностранному языку за счет использования облачных технологий // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 54-58.

29. Смирнова Е.В. Особенности раннего обучения иностранному языку // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 29-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.