Сидакова Нелли Валентиновна ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ В ТЕХНОЛОГИИ ...
УДК 378.147:811.1
ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ В ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
© 2016
Сидакова Нелли Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46; e-mail: bekoevamarina@mail.ru)
Аннотация. Модульный принцип обучения широко применяется для подготовки специалистов среднего и высшего профессионального образования. В его основе лежат принципы, кардинально отличающиеся от общепринятых учебных постулатов. Комплекс новых методов и положений, объединённых общей идеей, позволяет говорить об инновационной технологии модульной системы обучения иностранным языкам. Переход к модульной организации обучения предполагает существенное увеличение самостоятельной работы студентов в учебном процессе, требует значительного повышения инициативы, творчества, социально-профессиональной активности будущих специалистов. При разработке модульной программы необходимо принимать во внимание, что каждый неязыковой вуз или факультет подготавливает специалистов определенной сферы деятельности. Поэтому изучение иностранных языков в таких вузах предполагает усвоение не только общих языковых знаний, умений и навыков, но и овладение специфической лексикой и способность работать со специальной литературой. Теоретический и практический разделы содержит грамматические материалы, включенные в определенный модуль, которые служат дополнительной опорой при работе с текстами, развивают когнитивное и логическое мышление обучаемых. Модульное обучение является наиболее рациональным подходом при разработке оптимальных инновационных технологий в рамках формирования профессионально значимых качеств личности.
Ключевые слова: модульное обучение, инновационные технологии, иностранные языки, профессиональная подготовка, содержание обучения, когнитивное мышление.
THE SYSTEMATIC PRINCIPLE IN THE TECHNOLOGY OF MODULAR TEACHING
OF FOREIGN LANGUAGES
© 2016
Sidakova Nelly Valentinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the foreign languages chair
North Ossetian State University after K.L. Khetagurova (362025, Russian Federation, Vladikavkaz, st. Vatutina, 46; e-mail: bekoevamarina@mail.ru)
Abstract. The modular principle of teaching is widely applied for the training of specialists in the spheres of secondary and higher education. It is based on the principles that strongly differ from conventional training postulates. A set of new methods and theses, which are united by a common idea, enables us to speak about an innovational technology of modular teaching of foreign languages. The transition to the modular teaching organization implies a substantial rise of students' out-of-class work in the educational process, demands a significant increase of the initiative, creativity and social and professional activity of the prospective specialists. While working out a modular programme, one should take into consideration the fact that every non-linguistic higher educational establishment or faculty trains specialists in a certain sphere. That is why learning foreign languages at such universities suggests gaining not only general linguistic knowledge and skills, but mastering specific vocabulary and the ability to work with specialized literature. The theoretical and practical sections contain grammar materials that are included in a certain module and serve as a complementary support when working with texts, and develop cognitive and logical thinking by the students. The modular training is the most rational approach while working out optimal innovational technologies in the terms of forming the professionally significant personality traits.
Keywords: modular training, innovational technologies, foreign languages, professional training, educational components, cognitive thinking.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В свете модернизации образования в высшей школе одним из эффективных методов подачи учебного материала является система модульного обучения, в основе которой лежат принципы, кардинально отличающиеся от общепринятых учебных постулатов. Комплекс новых методов и положений, объединённых общей идеей, позволяет говорить об инновационной технологии модульной системы обучения иностранным языкам.
Понятие «модуль» (от лат. modulus - мера) имеет различные значения в области математики и точных наук, но в целом, он означает единицу меры, величину или коэффициент. В педагогике модуль рассматривается как важная часть всей дидактической системы, без знания которой эта система «не срабатывает».
В педагогическом энциклопедическом словаре понятие «модульное обучение» определяется как «организация учебного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули (относительно законченные и самостоятельные единицы, части информации). Совокупность нескольких модулей позволяет раскрывать содержание определенной учебной темы или даже всей учебной дисциплины» [1].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Модульная технология в образовании имеет давнюю историю, на-
считывающую не менее 50 лет и относящуюся к середине XX века. Впервые модульная система обучения была использована в 60-70-е годы прошлого века, когда возникла необходимость в мобильной профессионально-технической подготовке рабочих профессий для лиц, оказавшихся безработными в США [2].
Зарождение идей модульного обучения связано с возникновением зарубежной концепции единиц содержания обучения, авторами которой были S.N. Posilethwait, В. Goldshmid, МХ. Goldshmid и J. Russel. Сущность данной концепции заключается в том, что относительно небольшую часть учебного материала целесообразно брать как автономную тему и формировать учебный курс из таких автономных тем. Сначала такие единицы назывались «микрокурсами», потом стали называться «миникурсами». Затем - «модулем» в его обобщающем понятии. Модульная технология обучения обретала статус самостоятельной дидактической системы постепенно, опираясь на ряд сущностных моментов программированного обучения: индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности, постоянное подкрепление обучающимся собственных действий по самоконтролю, последовательность и логичность этих действий [3].
В нашу страну модульное обучение проникло в конце 80-х годов благодаря трудам П.А. Юцявичене и ее последователей. В России методика модульной системы обучения была одобрена Постановлением Правительства РФ №796 от 6.06.1994 и рекомендована к внедрению на
Сидакова Нелли Валентиновна педагогические
ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ В ТЕХНОЛОГИИ ... науки
предприятиях и учебных заведениях Министерства образования и Госкомвуза РФ.
Теоретическая база модульного обучения представлена в работах П.А. Юцявичене «Теория и практика модульного обучения» [4], В.М. Гараева, С.И. Куликова, Е.М. Дурко «Принципы модульного обучения» [5], Т.И. Шамовой «Основы технологии модульного обучения» [6] и др.
В свете исследования теории и практики модульного обучения заслуживают внимание работы М.И. Бекоевой [7], О.Ю. Бурцевой [8], К.Я. Вазиной [9], А.Г. Казаковой [10], Э.Ф. Насыровой [11], Г.К. Селевко [12], П.И. Третьякова [13] и др.
Формирование целей статьи (постановка задания). Сейчас модульный принцип обучения широко применяется для подготовки специалистов не только среднего, но и высшего профессионального образования. Оно предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы обучающихся с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями). В связи с этим, автор в рамках данной статьи ставит целью отражение перспективных задач модульного обучения в создании наиболее благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Модульное обучение иностранным языкам характеризуется опережающим изучением теоретического материала и его практическим применением (важным условием для профессионализации личности), алгоритмизацией его учебной деятельности.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины, которое представляет собой систему взаимосвязанных средств обучения, обеспечивающих познавательную деятельность студентов в соответствии с их индивидуальными характеристиками, является одним из необходимых условий успешного овладения иностранными языками [14-24].
Основными принципами системы модульного обучения иностранным языкам являются:
- системность содержания, т. е. то необходимое и достаточное иноязычное знание, без наличия которого дисциплина «Иностранный язык» не может существовать;
- цель обучения направлена как на формирование объема изучаемого материала, так и на уровень его усвоения;
- содержание обучения иностранным языкам представляется в законченных самостоятельных комплексах-модулях, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью;
- изменяется форма общения преподавателя со студентом: реализуется процесс индивидуализации общения;
- интенсифицируется самостоятельная работа студента: обучение целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю;
- дифференциация заданий по возможностям и способностям каждого студента.
Переход к модульной организации обучения предполагает существенное увеличение удельного веса и значения самостоятельной работы в учебном процессе, требует значительного повышения самостоятельности, инициативы, творчества, социально-профессиональной активности будущих специалистов, что обусловливает необходимость реализации новых методических подходов к решению задач педагогического стимулирования их учебной деятельности. Сущность модульного обучения заключается в том, что обучающийся полностью самостоятельно (или с определенной помощью) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности 214
в процессе работы с модулем [25; 26]. Учебный модуль - это относительно самостоятельный фрагмент образовательного процесса, имеющий собственные цели, содержание, собственное программное, дидактическое и методическое обеспечение [27].
В целом модуль может совпадать с темой учебного предмета. Однако в отличие от темы в модуле все измеряется, все оценивается: подготовка, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень обучающихся. Модульное обучение - это четко выстроенная технология обучения, базирующаяся на научно-обоснованных данных, не допускающая экспромтов, как это возможно при других методах обучения.
При модульной технологии обучения иностранным языкам в наибольшей степени учитываются не только личностные особенности студентов, но и обеспечивается возможность самостоятельного выбора маршрута обучения. Разработка маршрута обучения определяется как профилем специальности, так и возможностями учебно-воспитательного процесса: содержательностью, методи-ко-материальной обеспеченностью, новыми информационными технологиями, эффективность которых зависит от уровня развития творческого мышления и умения систематизировать значительные объемы информации. В силу этого модульное обучение очень близко по своим идеям и организационным формам программированому обучению. Учебные модули и тесты могут быть легко перенесены в компьютерную среду обучения.
Учебный курс, как правило, включает не менее трех модулей. При этом отдельным модулем может быть и теоретический блок, и практические работы, и итоговые тесты. Студенты всегда должны знать перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после изучения модуля. При разработке модуля учитывается то, что каждый модуль должен дать совершенно определенную самостоятельную порцию знаний, сформировать необходимые умения [28].
В модульной технологии также целесообразно использовать учебно-методические комплексы - систему дидактических средств обучения по конкретному предмету, создаваемую в целях наиболее полной реализации воспитательных и образовательных задач, сформированных программой по этому предмету и служащих всестороннему развитию личности обучаемого.
Учебно-методический комплекс содержит тематический план, модули учебной дисциплины, правила, задания, рекомендации по их выполнению, контролирующие программы. Для преподавателей УМК является нормосодержащим документом, а для студентов - это предписания и предъявляемые объекты предполагаемой деятельности. При разработке модульной программы необходимо принимать во внимание тот факт, что каждый неязыковой вуз подготавливает специалистов определенной отрасли народного хозяйства. Поэтому изучение иностранных языков в таких вузах предполагает усвоение не только общих языковых знаний, умений и навыков, но и овладение специфической лексикой и способность работать со специальной литературой [29, с. 78].
Разработанная нами программа по дисциплине «Французский язык» для студентов-физиков предполагает использование модульного обучения в студенческих группах и включает блоки-практикумы профессионально-ориентированного, лингвистического и коммуникативного модулей. Теоретически мы разработали блоки-практикумы к каждому из предлагаемых модулей, практика же показывает тесную взаимосвязь и взаимозависимость всех модулей обучения с комплексом упражнений, диалогов, текстов с тематическими словарями и необходимыми комментариями.
Сидакова Нелли Валентиновна ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ В ТЕХНОЛОГИИ ...
Учитывая специфику предмета, интерактивные технологии могут обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого студента, предоставляя обучающемуся возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений [30, с. 143].
Именно этим требованиям отвечает разработанное автором учебное пособие по технике перевода специальных текстов «L'esprit scientifique» (Дух науки), предназначенное для студентов 1 и 2 курсов специальности «Физика» и других технических специальностей. Фактологической базой этого издания являются тексты, составленные на основе оригинальных источников, а также материалов глобальной сети Интернет. Это краткое описание жизни и научной деятельности выдающихся ученых и изобретателей России и Франции. В пособие также включены материалы об ученых - лауреатах Нобелевской премии по физике, тексты по физическим дисциплинам для внеаудиторной работы: резюмирования, составления терминологического словаря, вопросов к текстам [31]. В пособие «L'esprit scientifique» входят задания, предназначенные для работы с терминологией, символикой, со словесно-логическими конструкциями, разнообразными тестами и текстами на французском языке. Семантический анализ текстов различных стилей в рамках технической тематики позволяет выделить определенные классификационные группы технических понятий и терминов.
В соответствии с учебным планом физических дисциплин и с учетом требований типовой программы по иностранным языкам для высших учебных заведений нами был разработан тематический план, включающий следующие модули:
- La physique théorique (Теоретическая физика);
- La mécanique quantique (Квантовая механика);
- La physique des particules (Молекулярная физика);
- La physique nucléaire (Ядерная физика);
- L'électrodynamique (Электродинамика);
- La thermodynamique (Термодинамика) и др.
Все перечисленные модули разработаны в едином ключе. В них содержится не только изучаемый материал, но и определяются уровни его усвоения (репродуктивный, продуктивный и креативный), перечисляются умения, отражающие специфику дисциплины и обеспечивающие самостоятельную и творческую работу обучаемых. Содержательная часть включает теоретический, учебно-информационный, практический и контрольный разделы.
Теоретический раздел содержит грамматические материалы, включенные в данный модуль, которые служат дополнительной опорой при работе с текстами, развивают когнитивное и логическое мышление студента [32]. Практический раздел включает основные, дополнительные тексты, тематический словарь, пояснение лексических единиц и речевых моделей, подлежащих активному усвоению, комплекс послетекстовых упражнений, задания на усвоение профессиональной лексики. Самостоятельная работа студентов предполагает резюмирование пройденного материала, составления терминологического словаря, вопросов к текстам и т.п.. В целом весь материал модулей выстраивается по принципу «от простого к сложному».
Некоторые разделы дисциплины или факультативы можно также использовать в качестве информационных модулей. Основой его, раскрывающей содержание отдельной темы курса, является информационное обеспечение, реализуемое в ходе учебного процесса в форме практических занятий, самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Такой модуль содержит познавательную и профессиональную характеристики, в связи с чем можно говорить о формировании теоретических знаний, профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний. Предлагаемая
структура модуля позволяет в простои и наглядной форме выделить внутри каждого модуля внутренние и внешние связи и на этой основе дать научно обоснованные рекомендации по изучению курса.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Модульное обучение является наиболее рациональным подходом при разработке оптимальных инновационных технологий в рамках формирования профессионально значимых качеств обучающихся. Оно может осуществляться наиболее эффективно благодаря специфическим дидактическим условиям, способствующим: развитию профессионально-личностной направленности; ориентации на самостоятельность в профессиональном становлении; приобретению навыков деятельностного самоконтроля; формированию устойчивой мотивации профессиональных достижений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2002.
2. Королева В. В. Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста //Молодой ученый. 2015. №3. С. 787-790.
3. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node15. html
4. Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989. 272 с.
5. Гараев В. М. Принципы модульного обучения /В.М. Гараев, С.И. Куликов, Е.М. Дурко //Вестник высшей школы. 2008. № 8. С. 30-33.
6. Шамова Т.И. Основы технологии модульного обучения //Химия в школе. 1995. №2. С.12-15.
7. Бекоева М.И., Сикоева М.Т. Организация учебного процесса студентов на основе модульного обучения // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2013. № 3. С. 64-68.
8. Бурцева О.Ю. Модульная технология обучения // Биология в школе. 1999. №5. С. 29-33.
9. Вазина К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. Н.Новгород, 1991. 50 с.
10. Казакова А. Г. Модульное обучение. М.: ИПК СК, 1997. С. 3-35.
11. Насырова Э. Ф. Педагогическая характеристика интегративно-модульного обучения студентов вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Вып. № 11.
12. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. М.: Народное образование, 2005.
13. Третьяков П.И. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография /П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский; под ред. П.И. Третьякова. М.: Новая школа, 1997. 352 с.
14. Сидакова Н.В. Качество иноязычного обучения -важнейший системообразующий фактор высшего образования // Вестник КГУ им. А.Н. Некрасова. 2014. Т.20 №4. С. 189-192.
15. Кузьмина В.Д. Практическое применение студентами знаний по иностранному языку в современном языковом пространстве // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 17-19.
16. Раскачкина Е.В., Варникова О.В. Цель обучения иностранному языку студентов технического вуза как педагогическая проблема // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 1. № 2 (18). С. 5965.
17. Сысоева Ю.Ю. Проектная методика в контексте компетентностного подхода при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 69-71.
18. Сидакова Н.В. Гуманитарная составляющая высшего профессионального образования (на примере дисциплины «Французский язык») //Вестник Костромского
Сидакова Нелли Валентиновна
ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ В ТЕХНОЛОГИИ ..
государственного университета им. Н.А.Некрасова. 2015. Т.21. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. №4. С.164-167.
19. Тимирясова Л.Б. Использование интерактивных мультимедийных проектов в обучении иностранным языкам // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 109-111.
20. Смирнова Е.В. Использование программ-оболочек в учебно-методическом сопровождении изучения иностранного языка // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 56-60.
21. Амитрова М.В., Гусарова Ю.В., Нелюбина Е.А. Анализ процесса обучения иностранному языку и его влияние на формирование социально значимых качеств для профессиональной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 102-106.
22. Хальзова В.М. К вопросу о совершенствовании процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе на основе инновационных технологий // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2012. № 2 (13). С. 97-99.
23. Артамонова Г.В. Чтение как важнейшее звено при изучении иностранных языков // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 7-12.
24. Абаева Ф.Б. Практико-ориентированный подход при обучении иностранному языку магистрантов - будущих педагогов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 58-61.
25. 16Алексеенко Н. А., Стукалова И.Н. Модульное обучение как интегративная технология, направленная на полное усвоение знаний каждым учеником и его развитие //Особенности преподавания предметов естественнонаучного цикла в условиях модернизации школьного образования. Барнаул, 2005.
26. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. Минск: Тетра-Системс, 2003. 175 с.
27. Бабко Г.И. Учебно-методический комплекс: теория и практика проектирования (Методические рекомендации для преподавателей вузов). Минск, 2004. 65 с.
28. Сидакова Н.В. Содержательные особенности обучения иностранному языку в контексте формирования профессиональной компетентности студентов // Вестник университета (Государственный университет управления). М.: ГУУ. 2013. №5. С. 293-299.
29. Захарьева Л.В. Модульная технология обучения иностранному языку в техническом вузе //Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки. 2010. № 5. С. 77-82.
30. Сидакова Н.В. Презентация как одна из форм интерактивного обучения //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. №1(10). С. 143-145.
31. Sidakova N.V. L'esprit scientifique: Учебное пособие по технике перевода специальных текстов / Под ред. докт. филолог. наук, проф. Т.Д. Щербаковой. Владикавказ, 2014. 103 с.
32. Сидакова Н.В. Иностранный язык дистанционно: «pro» и «contra» //Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология. 2015. №3(22). С.149-152.