Научная статья на тему 'Содержание образования как научно-педагогический феномен'

Содержание образования как научно-педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2578
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION / CONNOTATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Я. А.

В работе рассматривается понятие содержание образования как научно-педагогический феномен в трактовках отечественных ученых ХХ века. Проводимый анализ историко-педагогической литературы и работ современных ученых позволяет увидеть динамику изменений в понимании сущности содержательной части процесса образования в отечественной дидактике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONNOTATION OF ADUCATION AS A SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL PHENOMENON

The article is devoted to the analysis of the term connotation of education as the scientific-pedagogical phenomenon from the position Russian scientists in the 20 th century. The undertaken analysis of historical-pedagogical literature and the works of modern scientists helps to observe the dynamics of the changes in the understanding of the plot of the educational process's connotational part in the Russian science.

Текст научной работы на тему «Содержание образования как научно-педагогический феномен»

- обеспечение условий для развития творческих способно- - формирование индивидуальной учебной траектории на

стей и возникновения устойчивой потребности в самостоятель- ступени старшей школы и своей профессиональной ориентации; ных занятиях; - сохранение и укрепление здоровья.

Библиографический список

1. Кривых, С.В. Предпрофильная подготовка и профильное обучение. Педагогика профильной школы: учебно-методическое пособие / С.В. Кривых, Г.Н. Шорникова, В.М. Жураковская [и др.] / под ред. С.В. Кривых. - СПб., 2005. - Ч. 1.

2. Кривых, С.В. Предпрофильная подготовка и профильное обучение. Методические аспекты профильного обучения: учебно-методическое пособие / С.В. Кривых, Н.Н. Суртаева, В.М. Жураковская [и др.] / под ред. С.В. Кривых. - СПб., 2005. - Ч. 2.

3. Кривых, С.В. Предпрофильная подготовка и профильное обучение. Программное обеспечение предпрофильной подготовки и профильного обучения: учебно-методическое пособие / под ред. С.В. Кривых. - СПб., 2006. - Ч. 3.

Bibliography

1. Krivihkh, S.V. Predprofiljnaya podgotovka i profiljnoe obuchenie. Pedagogika profiljnoyj shkolih: uchebno-metodicheskoe posobie / S.V. Krivihkh, G.N. Shornikova, V.M. Zhurakovskaya [i dr.] / pod red. S.V. Krivihkh. - SPb., 2005. - Ch. 1.

2. Krivihkh, S.V. Predprofiljnaya podgotovka i profiljnoe obuchenie. Metodicheskie aspektih profiljnogo obucheniya: uchebno-metodicheskoe posobie / S.V. Krivihkh, N.N. Surtaeva, V.M. Zhurakovskaya [i dr.] / pod red. S.V. Krivihkh. - SPb., 2005. - Ch. 2.

3. Krivihkh, S.V. Predprofiljnaya podgotovka i profiljnoe obuchenie. Programmnoe obespechenie predprofiljnoyj podgotovki i profiljnogo obucheniya: uchebno-metodicheskoe posobie / pod red. S.V. Krivihkh. - SPb., 2006. - Ch. 3.

Статья поступила в редакцию 26.11.12

УДК 37.01

Pavlova Y.A. CONNOTATION OF ADUCATION AS A SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL PHENOMENON. The article is devoted to the analysis of the term connotation of education as the scientific-pedagogical phenomenon from the position Russian scientists in the 20th century. The undertaken analysis of historical-pedagogical literature and the works of modern scientists helps to observe the dynamics of the changes in the understanding of the plot of the educational process's connotational part in the Russian science.

Key words: education, connotation of education.

Я.А. Павлова, соискатель каф. педагогики Хабаровского гос. педагогического университета,

г. Хабаровск, E-mail: [email protected]

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

В работе рассматривается понятие содержание образования как научно-педагогический феномен в трактовках отечественных ученых ХХ века. Проводимый анализ историко-педагогической литературы и работ современных ученых позволяет увидеть динамику изменений в понимании сущности содержательной части процесса образования в отечественной дидактике.

Ключевые слова: образование, содержание образования.

В данной статье понятие содержания образования как научно-педагогический феномен рассматривается на основе анализа работ таких ученых, как Б.С. Гершунский, Э.Г. Гусинский, В.В. Краевский, В.С. Леднев, А.В. Петровский, И.П. Подласый, Ю.И. Турчанинова и др. Исходным для изучения категории «содержание образования» является понятие «образование».

Закон об образовании трактует образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения подрастающего поколения в интересах человека, общества и государства, который сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [1, с. 3; 2, с.3].

С философской точки зрения понятие «образование» рассматривается как духовный облик человека, складывающийся под влиянием моральных и духовных ценностей, которые составляют достояние его культурного круга, а так же как комплексный процесс (воспитание, самовоспитание, влияние, шлифовка и проч.), нацеленный на формирование человеческого облика. И в этом процессе пристальное внимание уделяется соединению знаний с личными качествами обучаемого, его умению самостоятельно распоряжаться полученной информацией.

Так как образование является общественным процессом, то, по мнению академика АПН СССР А.В. Петровского, оно играет активную роль в создании той человеческой среды, в которой развитие человека как личности может протекать наиболее эффективно [3, с. 80].

Однако образование не формулирует свои цели самостоятельно и не определяет чему учить молодое поколение. Российские ученые (М.Н. Скаткин и Е. Н. Шиянов) акцентировали внимание на том, что именно общество определяет цели и задачи образования. Но поскольку общество не является статичной системой, это не может не отражаться на изменении ранее поставленных целей и задач и, соответственно, на содержании образования [4, с. 5; 5, с. 320].

Научно-педагогические основы содержания образования как научно-педагогического феномена являлись и до настоящего времени являются центром внимания педагогов. Это обусловлено, в частности, тем, что понятие «содержание образования» представляется не менее сложным и многоплановым, чем понятие «образование».

Кроме того, компонентная сущность содержания образования всегда определялась существовавшими на том или ином историческом этапе дидактическими теориями, в частности, теориями формализма (XVII - XX) и материализма (XVIII - XX).

Опорой теории дидактического формализма (Гераклид, И. Гербарт, Я.В. Давид, А. Дистервег, А.А. Немейер, И.Г. Песта-лоцци, Ж.Ж. Руссо, Цицерон, Э. Шмидт и др.) послужила философия рационализма, которая провозглашала разум источником знаний и главным средством развития мышления. Эта идея обусловила необходимость совершенствовать в первую очередь интеллектуальные умения и навыки, а также человеческие способности.

Теория дидактического материализма (Я.А. Коменский, Дж. Мильтон, Г. Спенсер и др.) сложилась под влиянием потребностей государства и общества в период Нового времени (XVII -начало XX вв.). Ее основной целью стала передача учащимся максимально возможного объема знаний из различных областей науки, которые бы имели практическое значение и максимально способствовали подготовке подрастающего поколения к реальной жизни и труду. Влияние этой теории на современное состояние образования выражается в тенденции к трансляции научных сведений без разработки специальных методов обучения, которые могли бы способствовать закреплению полученных знаний практическими действиями.

Долгое время в советской педагогике традиционно преобладал знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования, ввиду функциональной направленности учебных заведений различных категорий. Согласно

этому подходу содержание образования включает в себя систематизированные знания, умения и навыки на базе определяемого существующей общественной системой мировоззрения и нацелено на обеспечение определенного уровня практической подготовки и развития познавательных возможностей. Не отрицая ценности знаниево-ориентированного подхода, имеющего безусловное значение для социализации человека, в последние десятилетия отечественная педагогическая наука обращается к личностно-ориентированному подходу в определении содержания образования, что обусловлено самой идеей гуманизации образования. Этот подход нашел свое отражение в работах Б.М. Бим-Бада, М.А. Данилова, В.В. Краевского, В.С. Ледне-ва, И.Я. Лернера, А.В. Петровского, М.Н. Скаткина, В.А. Сласте-нина, А.В. Хуторского, и др.

В учебном пособии для педагогических заведений и университетов под редакцией И.А. Каирова, опубликованном в 1948 году, под содержанием образования понимался круг знаний, умений и навыков, который необходимо передать подрастающему поколению для того, чтобы приобщить его к сложной системе отношений в социалистическом обществе в соответствии с целями коммунистического воспитания [6, с. 87].

Также широко известно мнение классиков советской дидактики И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, которые особо выделяли социальную функцию образования - передачу социального опыта, который включает в себя знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Таким образом, содержание образования, по мнению ученых, понималось как специально отобранный для усвоения объем знаний, умений и навыков, обеспечивающий восприятие этого опыта [7, с. 101].

С точки зрения М.А. Данилова, содержание образования в советской школе представляло собой систему знаний, умений и навыков, овладение которыми всесторонне развивает умственные и физические силы учащихся, подводит их к идеям и методам современной науки, формирует у них основы коммунистического мировоззрения [8, с. 6]. Данная трактовка означает, что успешная подготовка молодого поколения к жизни и труду в коммунистическом обществе напрямую зависит от содержания образования.

В своей работе «Содержание образования: сущность, структура, перспективы» В.С. Леднев утверждал, что содержание образования - это содержание триединого целостного процесса, характеризующегося, во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений, во-вторых, воспитанием типологических качеств поведения личности, в-третьих, умственным и физическим развитием человека [9. с. 26].

Приведенные выше трактовки понятия содержание образования относятся к первой половине ХХ века. В них четко отражены главные цели, поставленные советским правительством и обществом перед образованием, а именно: воспитать новое поколение строителей коммунизма, готовых к жизни в коммунистическом обществе и подготовленных к продуктивному труду.

Нельзя не заметить явного сходства в формулировке предложенных трактовок - подготовленность учащихся к реальной жизни и труду через содержание образования. Это свидетельствует о преобладающем влиянии на компонентную сущность содержания образования того времени теории дидактического материализма (известной также как теория реального образования). Связь образования с трудовой деятельностью и последовавшее в период становления советской власти создание трудовой школы стали решением главной задачи советского государства: повышение производительности труда и его организации.

Ближе к концу прошлого века, ввиду смены правящего политического режима и изменения политического курса страны, меняется формулировка целей образования. Идеологическая подготовка больше не возглавляет список требований, предъявляемых будущему специалисту.

В Законе об образовании содержание образование понимается, как один из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства [10]. Таким образом, государство официально признает за человеком (теперь уже личностью) право на самоопределение на уровне образования.

Соответствующие изменения произошли в представлении ученых и педагогов о содержании образования. Например, Б.А. Голуб отмечал, что содержание образования является дидактическим воплощением знаний о мире и способах человеческой деятельности в этом мире, опыта осуществления его творческой деятельности, нормы отношений к миру, к людям и к себе

[11, с. 42]. Научный феномен содержание образования обогащается признанием субъектной роли обучающихся в процессах приобретения знаний, познания мира и формирования собственного мировоззрения. Расширяется представление о целях обучения посредством включения личностного аспекта как обязательного условия обеспечения самореализации личности.

Поскольку содержание образования обеспечивает среду для овладения базовыми мыслительными операциями и развития познавательных способностей и индивидуальных психологических качеств обучаемых, возрастает его роль в развитии их сознания в целом, и в формировании поведенческих и ценностных ориентиров. С точки зрения И. Марева, содержание образования представляет собой ту информацию, которая кодируется в результате учебно-воспитательного процесса и становится неизменным компонентом чувственно-двигательных представлений, стиля мышления отдельного человека. Именно эта информация является семантической основой понятийного и категориального аппарата образованного человека, основой комплекса подходов и приемов, используемых на сознательном и подсознательном уровне интегральной деятельности интеллекта в процессе поиска решений. В этом контексте содержание образования становится компонентом личности специалиста, оканчивающего учебное заведение. Оно образует потенциальную возможность для активной творческой работы - результат продолжительного процесса «укоренения» теоретических положений в массиве опытных данных и восприятий, следствие превращения теорий и подходов в интеллектуальную собственность личности [12, с. 100-101].

Динамика изменений в подходе к сущности феномена «содержание образования» диктуется потребностями развивающего, проблемного и эвристического обучения. Все большее значение приобретает личностный опыт и знания обучаемого, что обеспечивает условия для создания им собственного содержания образования. Так, по мнению А.В. Хуторского, содержание образования есть образовательная среда, способная вызывать личностное образовательное движение ученика и его внутреннее приращение. В связи с этим, он выделяет в содержании образования внешнее (среду) и внутреннее (создаваемое учеником при взаимодействии с внешней образовательной средой) [13, с. 171].

В своей статье «Образование в контексте социализации» Б.М. Бим-Бад и А.В. Петровский пишут о том, что подлежащее усвоению учащимися содержание образования предстает как определяющая (наряду с его методами) развитие способностей личности часть социально-культурного опыта, отобранная в соответствии с образовательными целями и процессуальными аспектами образования [14].

По мнению В.В. Краевского, содержание образования, с одной стороны, можно представить в виде педагогически адаптированных основ наук, изучаемых в школе, с другой стороны -как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учащимися. Развивая эту мысль в своей совместной работе «Методика педагогики: новый этап» В.В. Краевский и Е.В. Бережнова писали, что содержание образования - это социально и личностно детерминированное, фиксированное в педагогической науке представление о социальном, подлежащем усвоению подрастающим поколением [15, с. 40].

Сотрудники лаборатории общих проблем дидактики НИИ общей педагогики Академии педагогических наук опирались на представление о данном педагогическом явлении, согласно которому содержание образования рассматривается как педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, то есть тождественный по структуре человеческой культуре, взятой в данном аспекте, во всей ее структурной полноте [6, с. 158].

Проведенный анализ историко-педагогической литературы позволяет нам увидеть динамику изменений в понимании отечественными учеными и педагогами сущности содержательной части процесса образования. Большую часть прошлого века содержание образования трактовалось как регламентированный государством и обществом объем базовых научных знаний, которые реализовывались в учебном процессе с помощью традиционных дидактических принципов и транслировались учителю и учащимся как система обязательных для усвоения знаний умений и навыков. Благодаря современным разработкам научно-педагогических основ содержания образования, дидактическое мировоззрение в сфере содержания образования претерпело значительные изменения. В отечественной науке наметилась явная тенденция к личностно-ориентированному подходу в объяснении феномена «содержание образования», согласно которому субъекты образовательного процесса - учитель и уче-

ник - занимают в нем приоритетные позиции и ориентированы на сотрудничество. Цель личностно-ориентированного образования, а именно, развитие индивидуальности обучаемого, обуславливает необходимость учета его ценностных ориентаций и опыта, а сам процесс обучения структурируется на основе взаимодействия механизмов познания и особенностей мыслительных и поведенческих стратегий человека. Во второй половине

Библиографический список

двадцатого века в содержание образования вводятся компоненты из различных областей культуры, а такие слова как личность, личностное, способности личности, личностный опыт, личностные функции и т.п. приобретают особое значение. Качественно новое понимание содержания образования декларируется в формате внедрения особым образом организованных инновационных дидактических стратегий в процесс развития личности.

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 2010.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 2011.

3. Петровский, А.В. Только школа позволяет дать систему знаний // Современные проблемы образования и воспитания: круглый стол «Вопросов Философии» // Вопросы философии. - 1974. - № 2.

4. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики. - М., 1980.

5. Шиянов, Е.Н. Педагогика: общая теория образования: учеб. пособие. - Ставрополь, 2007.

6. Педагогика: учеб. пособие / под ред. И.А. Каирова. - М., 1948.

7. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики: учеб. пособие / В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин. - М., 1982.

8. Научный архив РАО. Ф. 95. Оп. 1. Д. 21.

9. Леднев, В.С. Содежрание образования: сущность, структура, перспективы. - М., 1991.

10. [Э/р]. - Р/д: http://www.consultant.ru

11. Голуб, Б.А. Основы общей дидактики. - М., 1999.

12. Марев, И. Методологические основы дидактики. - М., 1987.

13. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник. - СПб., 2001.

14. [Э/р]. - Р/д: http://www.Bim-Bad.ru

15. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие / В.В. Хуторской, Е.В. Бережнова. - М., 2007. Bibliography

1. Zakon Rossiyjskoyj Federacii «Ob obrazovanii». - M., 2010.

2. Zakon Rossiyjskoyj Federacii «Ob obrazovanii». - M., 2011.

3. Petrovskiyj, A.V. Toljko shkola pozvolyaet datj sistemu znaniyj // Sovremennihe problemih obrazovaniya i vospitaniya: kruglihyj stol «Voprosov Filosofii» // Voprosih filosofii. - 1974. - № 2.

4. Skatkin, M.N. Problemih sovremennoyj didaktiki. - M., 1980.

5. Shiyanov, E.N. Pedagogika: obthaya teoriya obrazovaniya: ucheb. posobie. - Stavropolj, 2007.

6. Pedagogika: ucheb. posobie / pod red. I.A. Kairova. - M., 1948.

7. Didaktika sredneyj shkolih: nekotorihe problemih sovremennoyj didaktiki: ucheb. posobie / V.V. Kraevskiyj, I.Ya. Lerner, M.N. Skatkin. -M., 1982.

8. Nauchnihyj arkhiv RAO. F. 95. Op. 1. D. 21.

9. Lednev, V.S. Sodezhranie obrazovaniya: suthnostj, struktura, perspektivih. - M., 1991.

10. [Eh/r]. - R/d: http://www.consultant.ru

11. Golub, B.A. Osnovih obtheyj didaktiki. - M., 1999.

12. Marev, I. Metodologicheskie osnovih didaktiki. - M., 1987.

13. Khutorskoyj, A.V. Sovremennaya didaktika: uchebnik. - SPb., 2001.

14. [Eh/r]. - R/d: http://www.Bim-Bad.ru

15. Kraevskiyj, V.V. Metodologiya pedagogiki: novihyj ehtap: ucheb. posobie / V.V. Khutorskoyj, E.V. Berezhnova. - M., 2007.

Статья поступила в редакцию 24.10.12

УДК 37.016:51

Permyakova M.Y. THE CHARACTERISTIC OF THE CONCEPT «FUNCTIONAL - GRAPHIC LITERACY OF EDUCATED». The scheme of functional - graphic culture formation of educated of the basic school is presented in the article. The interpretation of the allocated components of functional - graphic culture, in particular, functional - graphic literacy and functional - graphic abilities, entering into its structure, is given.

Key words: functional - graphic literacy, functional - graphic abilities, reading of function graph, representing of function graph.

М.Ю. Пермякова, ст. преп. каф. математики и МОМ Шадринского гос. педагогического института,

г. Шадринск, E-mail: [email protected]

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

В статье представлена схема формирования функционально-графической культуры обучающихся основной школы. Приведено толкование выделенных компонентов функционально-графической культуры, в частности, функционально-графической грамотности и функционально-графических умений, входящих в ее состав.

Ключевые слова: функционально-графическая грамотность, функционально-графические умения, чтение графика функции, изображение графика функции.

Математическое образование рассматривается как одно из ключевых направлений, которое позволит преодолеть последствия глобального экономического кризиса и обеспечить выход России на инновационный путь развития. В обществе остро обсуждается тема соответствия всего школьного образования целям опережающего развития страны. Как подчеркнуто в образовательной инициативе «Наша новая школа», си-

стемные изменения в школе - один из ключевых моментов национального развития. В этом плане, именно математика имеет огромный развивающий ресурс, концентрирует в себе знания, необходимые в повседневной жизни - для решения возникающих на практике задач, для ориентации в окружающем пространстве, для коммуникации в ближайшей среде и в обществе в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.