ник - занимают в нем приоритетные позиции и ориентированы на сотрудничество. Цель личностно-ориентированного образования, а именно, развитие индивидуальности обучаемого, обуславливает необходимость учета его ценностных ориентаций и опыта, а сам процесс обучения структурируется на основе взаимодействия механизмов познания и особенностей мыслительных и поведенческих стратегий человека. Во второй половине
Библиографический список
двадцатого века в содержание образования вводятся компоненты из различных областей культуры, а такие слова как личность, личностное, способности личности, личностный опыт, личностные функции и т.п. приобретают особое значение. Качественно новое понимание содержания образования декларируется в формате внедрения особым образом организованных инновационных дидактических стратегий в процесс развития личности.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 2010.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 2011.
3. Петровский, А.В. Только школа позволяет дать систему знаний // Современные проблемы образования и воспитания: круглый стол «Вопросов Философии» // Вопросы философии. - 1974. - № 2.
4. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики. - М., 1980.
5. Шиянов, Е.Н. Педагогика: общая теория образования: учеб. пособие. - Ставрополь, 2007.
6. Педагогика: учеб. пособие / под ред. И.А. Каирова. - М., 1948.
7. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики: учеб. пособие / В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин. - М., 1982.
8. Научный архив РАО. Ф. 95. Оп. 1. Д. 21.
9. Леднев, В.С. Содежрание образования: сущность, структура, перспективы. - М., 1991.
10. [Э/р]. - Р/д: http://www.consultant.ru
11. Голуб, Б.А. Основы общей дидактики. - М., 1999.
12. Марев, И. Методологические основы дидактики. - М., 1987.
13. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник. - СПб., 2001.
14. [Э/р]. - Р/д: http://www.Bim-Bad.ru
15. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие / В.В. Хуторской, Е.В. Бережнова. - М., 2007. Bibliography
1. Zakon Rossiyjskoyj Federacii «Ob obrazovanii». - M., 2010.
2. Zakon Rossiyjskoyj Federacii «Ob obrazovanii». - M., 2011.
3. Petrovskiyj, A.V. Toljko shkola pozvolyaet datj sistemu znaniyj // Sovremennihe problemih obrazovaniya i vospitaniya: kruglihyj stol «Voprosov Filosofii» // Voprosih filosofii. - 1974. - № 2.
4. Skatkin, M.N. Problemih sovremennoyj didaktiki. - M., 1980.
5. Shiyanov, E.N. Pedagogika: obthaya teoriya obrazovaniya: ucheb. posobie. - Stavropolj, 2007.
6. Pedagogika: ucheb. posobie / pod red. I.A. Kairova. - M., 1948.
7. Didaktika sredneyj shkolih: nekotorihe problemih sovremennoyj didaktiki: ucheb. posobie / V.V. Kraevskiyj, I.Ya. Lerner, M.N. Skatkin. -M., 1982.
8. Nauchnihyj arkhiv RAO. F. 95. Op. 1. D. 21.
9. Lednev, V.S. Sodezhranie obrazovaniya: suthnostj, struktura, perspektivih. - M., 1991.
10. [Eh/r]. - R/d: http://www.consultant.ru
11. Golub, B.A. Osnovih obtheyj didaktiki. - M., 1999.
12. Marev, I. Metodologicheskie osnovih didaktiki. - M., 1987.
13. Khutorskoyj, A.V. Sovremennaya didaktika: uchebnik. - SPb., 2001.
14. [Eh/r]. - R/d: http://www.Bim-Bad.ru
15. Kraevskiyj, V.V. Metodologiya pedagogiki: novihyj ehtap: ucheb. posobie / V.V. Khutorskoyj, E.V. Berezhnova. - M., 2007.
Статья поступила в редакцию 24.10.12
УДК 37.016:51
Permyakova M.Y. THE CHARACTERISTIC OF THE CONCEPT «FUNCTIONAL - GRAPHIC LITERACY OF EDUCATED». The scheme of functional - graphic culture formation of educated of the basic school is presented in the article. The interpretation of the allocated components of functional - graphic culture, in particular, functional - graphic literacy and functional - graphic abilities, entering into its structure, is given.
Key words: functional - graphic literacy, functional - graphic abilities, reading of function graph, representing of function graph.
М.Ю. Пермякова, ст. преп. каф. математики и МОМ Шадринского гос. педагогического института,
г. Шадринск, E-mail: [email protected]
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
В статье представлена схема формирования функционально-графической культуры обучающихся основной школы. Приведено толкование выделенных компонентов функционально-графической культуры, в частности, функционально-графической грамотности и функционально-графических умений, входящих в ее состав.
Ключевые слова: функционально-графическая грамотность, функционально-графические умения, чтение графика функции, изображение графика функции.
Математическое образование рассматривается как одно из ключевых направлений, которое позволит преодолеть последствия глобального экономического кризиса и обеспечить выход России на инновационный путь развития. В обществе остро обсуждается тема соответствия всего школьного образования целям опережающего развития страны. Как подчеркнуто в образовательной инициативе «Наша новая школа», си-
стемные изменения в школе - один из ключевых моментов национального развития. В этом плане, именно математика имеет огромный развивающий ресурс, концентрирует в себе знания, необходимые в повседневной жизни - для решения возникающих на практике задач, для ориентации в окружающем пространстве, для коммуникации в ближайшей среде и в обществе в целом.
Компетентностный подход в образовании означает ориентацию на результаты любой образовательной ступени, связанные с усилением практической составляющей, значимой за пределами образовательного учреждения, т.е. на способности выпускника учебного заведения адаптироваться и самостоятельно действовать в различных (жизненных, профессиональных, проблемных и др.) ситуациях, решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний и умений. То есть компетен-тностный подход усиливает практическую ориентированность образования, его предметно-профессиональный аспект, подчеркивает роль опыта, умений практически использовать и реали-зовывать знания, решать задачи.
Образовательный, воспитательный и развивающий потенциал математики огромен и до конца не изучен. Математика обучает, воспитывает, развивает, готовит к продолжению образования в средних профессиональных или высших учебных заведениях. Проблемам совершенствования математического образования и профессиональной направленности образования посвящены работы Г.А. Луканкина, А.Г. Мордковича, И.А. Новик, В.А. Далингера, М.А. Родионова и др.
В международной программе PISA, оценивающей сформи-рованность математической грамотности пятнадцатилетних, выявлены невысокие результаты российских школьников, подтверждающие, что давно поставленная перед российской школой цель подготовить выпускников к свободному использованию математики в повседневной жизни в значительной степени не достигается. По результатам исследования PISA в 2009 году российские школьники оказались в группе стран, результаты которых существенно ниже результатов стран ОЭСР. Средний балл составил 468 баллов (по странам ОЭСР - 496), что соответствует 38-40 местам среди 65 стран-участниц. Причины этого кроются в реализации академической направленности школьного курса математики и недостаточном внимании к практической составляющей обучения математике в школе.
Математическая грамотность, по мнению исследователей PISA, - это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину [1].
Тенденция к математизации всех отраслей знаний c одной стороны и усиление практической направленности - с другой, значительно повысили роль математических знаний как элемента общей культуры человека. Поэтому от того, как развита математическая культура у школьников, в определенной мере зависит будущее нашего общества.
Функционально-графическая у культура
Функционально-графическая компетентность
Функционально-графическая образованность_
IV
III
Функционально-графическая грамотность
I
Элементарная функционально-
графическая осведомленность
Рис. 1. Этапы формирования ФГК обучающихся
В исследовании П.Ю. Батчаевой [2] представлена структура математической культуры в свете общечеловеческой. Выделены вычислительная, алгоритмическая, логическая, графическая культура и культура речи, как составляющие ее компоненты. Математическая грамотность - это то общее, что присуще всем компонентам математической культуры, и в свою очередь включает также соответствующие компоненты. Для нас представляет интерес графический компонент математической грамотности.
Вопросами формирования графической культуры занимались Т.И. Бугаева, В.А. Курина, М.В. Лагунова и другие. Психологические аспекты формирования графической культуры и грамотности исследовали А.Д. Ботвинников, Т.И. Бугаева, П.Я. Гальперин, А.В. Занков, В.И. Зыкова, Е.Н. Кабанова-Меллер, В.А. Крутецкий, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Л.М. Фридман, И.С. Якиманская и др.
В методическом плане вопросы графической грамотности рассмотрены М.Д. Бисенгалиевым, А.Д. Ботвинниковым, В.С. Виноградовым, В.Г. Моториной, И.Ф. Тесленко, П.Г. Сатья-новым, Н.Ф. Четверухиным, Т.С. Танеевым и др.
Формированием и развитием графических умений в процессе обучения математике занимались Р.Л. Аракелян, А.Т. Зверева, В.И. Зыкова, Л.М. Савинцева, A.M. Набиев, Т.С. Танеев и др. Точнее, все исследования связаны с формированием и развитием графических умений в области геометрии, то есть геометро-графических умений. Исследований, связанных с развитием графических умений в курсах алгебры и начал анализа нет.
Как отмечают ученые (А.М: Дороднов, И.Н. Острецов, В.Ю. Приходов, И.Б. Сафонов, И.М. Шапиро и др.), работа с графиками функций является важнейшим средством формирования графической культуры учащихся. Умения читать и строить графики тесно связаны с пространственными, временными и количественными представлениями о процессе или явлении. Данный процесс предполагает, с одной стороны, «дробный анализ движения (объекта изображения)», с другой - «анализ тех графических средств, с помощью которых оно изображается» [3, с. 226]. Таким образом, умение читать и строить графики играет большую роль в умственной деятельности учащихся, так как в графике дается своеобразное сочетание абстрактного и наглядного. Именно поэтому мы считаем важным выделение и рассмотрение функционально-графической грамотности, как графической грамотности в области оперирования с графиками функций. Функционально-графическую грамотность мы относим к компонентам функционально-графической культуры, формирование которой осуществляется на материале функциональной содержательной линии школьного курса математики.
Опираясь на выделенные М.В. Лагуновой [4] иерархические ступени графической культуры в обучении, мы предлагаем схему формирования функционально-графической культуры (ФГК) обучающихся (рис. 1).
Приведем толкование выделенных компонентов функционально-графической культуры: элементарной функционально - графической осведомленности, функционально - графической грамотности (ФГГ), функционально - графической образованности, функционально - графической компетентности.
Элементарная функционально-графическую осведомленность включает в себя овладение простейшими функционально - графическими знаниями, обеспечивает приобретение умений и готовит к приобретению навыков чтения и построения графиков функций.
Под функционально-графической грамотностью мы понимаем комплекс функционально-графических умений, необходимых для чтения и изображения графиков элементарных функций.
Функционально-графические умения (ФГУ) в курсе алгебры основной школы включают два основных вида умений:1) умение выполнять изображение графика функции в соответствии с условием задачи; 2) умение читать график функции.
Под изображением графика функции мы будем понимать построение схематического чертежа (эскиза) графика функции по точкам, по ее свойствам или по формуле. Под чтением графика функции мы будем понимать описание свойств функции и (или) нахождение формулы, задающей функцию, по схематическому чертежу (эскизу) графика функции.
Исходя из выше сказанного, мы выделяем следующие функционально-графические умения, составляющие ФГГ обучающихся:
- изображать точку по координате на координатной прямой;
- находить координаты точки на координатной прямой;
- изображать точку по координатам на координатной плоскости;
- находить координаты точки на координатной плоскости;
- находить значение функции, заданной графиком;
- находить значение аргумента функции, заданной графиком;
- строить графики элементарных функций;
- изображать графики элементарных функций по набору свойств;
- по графику элементарной функции определять ее свойства;
- выполнять линейные преобразования графиков функций;
- по графику функции определять знаки коэффициентов в формуле, задающей функцию;
- составлять аналитическую запись функции по графику;
- выяснять, является ли графиком изображенная линия;
- читать графики реальных зависимостей.
Функционально-графическая образованность включает
в себя элементарную функционально-графическую осведомленность и функционально-графическую грамотность, а так же предполагает способность восстанавливать недостающие графические знания и умения самостоятельно.
Функционально-графическая компетентность предполагает уровень осознанного применения графических знаний, умений, навыков и способов графической деятельности, в том числе в нестандартной ситуации, опирающихся на знания функциональных особенностей объектов.
Функционально-графическая культура, как элемент общей культуры ученика, характеризуется высоким уровнем знаний, умений и навыков в области визуализации, пониманием меха-
Библиографический список
низмов эффективного использования графических отображений функциональных зависимостей для решения задач, умением интерпретировать и оперативно отображать результаты на приемлемом эстетическом уровне.
Переход с одного этапа формирования функционально-графической культуры на другой не подразумевает отрицание первого, а происходит в результате насыщения новой учебной графической информацией. Так, элементарные знания, преобладающие на ранних этапах, переосмысливаются в процессе последующей графической деятельности, тем самым происходит переход на качественно новый уровень функционально-графической культуры. При помощи графической деятельности приобретаемые знания, умения и навыки помогают формированию новых способностей, содействующих этому переходу. В дальнейшем синтез практических умений и углубившихся теоретических знаний приводит к усовершенствованию вновь приобретенных способов деятельности и преобразованию их в качественно более совершенные структуры сознания, являющиеся основой творческого и систематического применения их на практике. Это подтверждается и данными психолого-педагогических исследований (П.Я. Гальперин, И.А. Ройтман, Л.С. Фридман и др.), в которых определяется, что процесс формирования графической культуры школьников тесно связан с развитием у учащихся особых способов восприятия информации: пространственного и наглядно-образного мышления, пространственного представления, пространственного воображения [5].
Мы исследуем подробно второй этап формирования функционально-графической культуры, а именно, определяем функционально-графическую грамотность, составляющие ее функционально-графические умения, а также выделяем средства повышения функционально-графической грамотности обучающихся основной школы.
1. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (2009 г.) [Э/р]. - Р/д: http://www.centeroko.ru/pisa09/ pisa09_res.htm
2. Батчаева, П.Ю. Устные упражнения как одно из средств формирования математической культуры учащихся 5-9 классов: дис. ... канд. пед. наук. - Карачаевск, 2010.
3. Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М., 1991.
4. Лагунова, М.В. Теория и практика формирования графической культуры студентов высших технических заведений: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Нижний Новгород, 2002.
5. Чугунова, И.В. Организационно-педагогические условия формирования графической культуры старшеклассников. [Э/р]. - Р/д: http:// www.uni-altai.ru/engine/download.php?id=622
Bibliography
1. Mezhdunarodnaya programma po ocenke obrazovateljnihkh dostizheniyj uchathikhsya (2009 g.) [Eh/r]. - R/d: http://www.centeroko.ru/pisa09/ pisa09_res.htm
2. Batchaeva, P.Yu. Ustnihe uprazhneniya kak odno iz sredstv formirovaniya matematicheskoyj kuljturih uchathikhsya 5-9 klassov: dis. ... kand. ped. nauk. - Karachaevsk, 2010.
3. Lomov, B.F. Voprosih obtheyj, pedagogicheskoyj i inzhenernoyj psikhologii. - M., 1991.
4. Lagunova, M.V. Teoriya i praktika formirovaniya graficheskoyj kuljturih studentov vihsshikh tekhnicheskikh zavedeniyj: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Nizhniyj Novgorod, 2002.
5. Chugunova, I.V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya graficheskoyj kuljturih starsheklassnikov. [Eh/r]. - R/d: http://www.uni-altai.ru/engine/download.php?id=622
Статья поступила в редакцию 14.11.12
УДК 37
Petrenko N. V. FORMATION OF SKILLS OF SOCIAL COMPETENCE IN CHILDREN ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE, THROUGH PROJECT-UP. The article offers guidelines educators and teachers in further education students oversee the project teams in the implementation of the program «Building skills of social competence in children orphans and children left without parental care, through project activities». Key words: social competence, children, deprived of parental care, the project activity.
Н.В. Петренко, соискатель НОУ ВПО «Сибирский независимый институт», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В статье предлагаются методические рекомендации воспитателям и педагогам дополнительного образования при курировании проектных групп воспитанников в процессе реализации программы «Формирование навыков социальной компетентности у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через проектную деятельность».
Ключевые слова: социальная компетентность, дети, оставшиеся без попечения родителей, проектная деятельность.