Для того, чтобы осуществить выбор профиля обучения -первый профессиональный выбор, подростку необходимо интегрировать информацию о своих профессиональных интересах, склонностях и предпочтениях, структуре интеллекта, особенностях мотивационной сферы, специфике рынка труда. Умение принимать решения в ситуации неопределённости и осуществлять осознанный выбор - необходимые условия становления личности. На этапе выбора профиля обучения подростки впервые оказываются в ситуации принятия ответственного решения, влияющего на их будущее. Создавая проект своих будущих действий, человек меняет свою жизнь. При этом построение проекта будущего происходит в процессе познания себя, понимания и осознания своих целей, возможностей, склонностей. Умение видеть свою жизнь в перспективе, определять направления своей деятельности, предвидеть последствия принятых решений способствует формированию у школьников активности, целеустремлённости и ответственности [3].
Правильно организованная предпрофильная подготовка повлияет положительно и на качество образования на старшей ступени обучения. Профильное образование - это целая система, где все взаимосвязано. Чтобы она эффективно заработала, нужны и подготовленные учителя, и апробированные программы, и специальные учебники, и современные лаборатории. Выпадет одно звено - все строение рухнет.
Действительно, проблема профилизации является в настоящее время одной из актуальных в образовании. Сегодня модели профильного и предпрофильного обучения разрабатываются и адаптируются в образовательном пространстве отдельно взятыми образовательными учреждениями.
Необходимость дальнейшего «развития инфраструктуры индивидуальных образовательных программ, углубленного и профильного обучения по программам общего и дополнительного образования, в том числе системы многопрофильных и разнопрофильных школ старшей ступени...» определена в Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года.
Возможно, внедряя профильное обучение, мы когда-нибудь придём к тому, что в старших профильных классах не будет жесткого закрепления профилей и определенных предметов за профилями. Приоритетным станет обучение по индивидуальным учебным планам, которое называется мультипрофильной моделью обучения. Такая форма дает возможность уйти от лишней перегрузки учащихся, ибо мультипрофильная модель предполагает возможность для сильных учеников взять в плане все по максимуму, а для слабых - осуществить выбор по своим силам.
Сущность мультипрофильного обучения (МПО) состоит в построении учебного процесса на основе индивидуального выбора старшеклассниками уровней изучения различных учебных предметов. В мультипрофильной старшей школе разделение учащихся на многочисленные профильные группы осуществля-
Библиографический список
ется на основе их самоопределения с учетом советов родителей и рекомендаций учителей. Теряет прежнее значение понятие учебного класса как стабильного и общего для всех учебных занятий объединения школьников. Актуализируется и функционирует такая структурная единица школы как параллель или группа учащихся, скажем, одиннадцатого года обучения. Классно-урочная система перестает работать в полном объеме. Корректнее говорить о предметно-групповой или даже параллельно-урочной системе, в которой учащиеся учатся «параллельно», но на большинстве занятий (кроме, например, физкультуры) состав групп меняется в зависимости от индивидуально выбранного учащимися уровня обучения.
Мультипрофильная модель обучения подразумевает составление индивидуальных учебных планов для 10-11 классов. При мультипрофильной модели обучения в старших профильных классах нет жесткого закрепления профилей и определенных предметов за профилями. Такая форма обучения наиболее полно отвечает современным социальным запросам к средней школе и дает возможность уйти от лишней перезагрузки учащихся [4].
Индивидуальный учебный план дает уникальный шанс изучать предмет на любом уровне сложности, он открывает перед учениками право выбора предмета; возможность сотрудничества с любимым учителем; сменяемость коллектива, в котором учишься; возможность приобретения новых друзей. Кроме того, можно изучать любимый предмет в небольшой группе, этим решается проблема уменьшения объема домашних заданий: все необходимые вопросы ученики успевают рассмотреть на уроке.
Введение профильного обучения по индивидуальному учебному плану коренным образом изменяет деятельность школы. Так как она позволяет «приблизить» образовательный процесс к потребностям ученика. Создается возможность построения учеником индивидуальной модели образования, перестраивается система оценивания образовательных результатов, которая ориентирована на учет достижений ученика, а не на фиксацию его ошибок.
Профильное обучение является составной частью общей проблемы модернизации содержания школьного образования. Решение данной проблемы позволит снизить непомерную учебную нагрузку на учащихся основной школы и одновременно обеспечить полноценное образование старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями и наклонностями. С введением профильного обучения появится реальная возможность ликвидировать существующий разрыв и обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием
И все же, несмотря на проблемы, профильное обучение будет являться действительно тем связующим звеном между школой и вузом, школой и взрослой жизнью, которое будет способствовать психолого-педагогической благоприятной атмосфере.
1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Профильная школа. - 2003. - № 1.
2. Яковлев, Б.П. Сущность и задачи профильного обучения и предпрофильной подготовки в современной системе образования / Б.П. Яковлев, Гейнц Л.В. // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 6.
3. [Э/р].- Р/д: http://www.profile-edu.ru
4. Об утверждении профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ Минобразования РФ от 18.07.2002. № 27831) // Методист. - 2003. - № 1.
5. Кузнецова, Е.Н. Социально-психологическая адаптация в условиях реализации индивидуальных учебных планов старшеклассников профильной школы // Психолого-педагогическое сопровождение образования: возможности и реальность: сборник материалов науч-но-практич. конф. - Нижний Тагил, 2008.
Bibliography
1. Koncepciya profiljnogo obucheniya na starsheyj stupeni obthego obrazovaniya // Profiljnaya shkola. - 2003. - № 1.
2. Yakovlev, B.P. Suthnostj i zadachi profiljnogo obucheniya i predprofiljnoyj podgotovki v sovremennoyj sisteme obrazovaniya / B.P. Yakovlev, Geyjnc L.V. // Sovremennihe naukoemkie tekhnologii. - 2008. - № 6.
3. [Eh/r].- R/d: http://www.profile-edu.ru
4. Ob utverzhdenii profiljnogo obucheniya na starsheyj stupeni obthego obrazovaniya (prikaz Minobrazovaniya RF ot 18.07.2002. № 27831) // Metodist. - 2003. - № 1.
5. Kuznecova, E.N. Socialjno-psikhologicheskaya adaptaciya v usloviyakh realizacii individualjnihkh uchebnihkh planov starsheklassnikov profiljnoyj shkolih // Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obrazovaniya: vozmozhnosti i realjnostj: sbornik materialov nauchno-praktich. konf. -Nizhniyj Tagil, 2008.
Статья поступила в редакцию 31.10.12
УДК 374.8
PavlovA.K. IDEAS OF PROFILE TRAINING IN REALIZATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF THE SECONDARY (FULL) GENERAL EDUCATION. In article ideas of profile training in realization of federal state educational standards of the secondary (full) general education reveal.
Key words: profile training, federal state educational standards of the secondary (full) general education.
А.К. Павлов, аспирант ИПООВ РАО, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ИДЕИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО [ПОЛНОГО] ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье раскрываются идеи профильного обучения в реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования.
Ключевые слова: профильное обучение, федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования.
Мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. В нашей стране насчитывается более 7000 профессий, и каждый год происходит обновление этого списка примерно на 500 видов. Особенностью современного мира профессий является полипрофессионализм, человеку нужно овладеть несколькими смежными профессиями. Складывается парадоксальная ситуация, связанная с длительным периодом овладения профессиональным мастерством и быстрым устареванием и обновлением видов профессиональной деятельности.
Одно из главных противоречий современного школьного образования заключается в том, что оно стало массовым, охватывающим учащихся всех возрастов, уровней развития, способностей, интересов, индивидуальных особенностей, с одной стороны, и все возрастающим требованием к индивидуализации обучения, личностно-ориентированного подхода, с другой стороны. Учитель ориентируется на абстрактного среднего ученика, при этом подразумевается, что все сразу поняли материал и движутся одним темпом, темпом линейной программы, составленной умными и заботливыми взрослыми. Но при этом зачастую плохо ученику: ведь ему нужен свой собственный темп, индивидуальный образовательный маршрут. Ученики характеризуются таким психологическим качеством, как скорость и качество переработки информации, способы ее усвоения. Налицо рассогласование между декларацией личностно-ориентированного обучения и отсутствием надежных технологий обучения, методик диагностики качества образования. Педагогическая наука оказалась перед необходимостью разработать и предложить учителю такой набор технологий обучения и воспитания, выбор из которых с учетом возможностей учителя и ученика гарантировал бы высокий уровень конечного результата образования.
Современные реалии российской старшей школы требуют существенного изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса, более полного учета возрастных особенностей, интересов, склонностей и способностей обучающихся, создания условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования и последующей их жизнедеятельности.
По данным международных исследований PISA, по уровню функциональной грамотности в последние 15-20 лет Россия занимает 40-е места из 65 стран, участвующих в этих исследованиях. Российские школьники отстают в умении применять свои знания в повседневной жизни, что приводит к снижению личной успешности и конкурентоспособности.
Обновление образовательных стандартов проходило в России дважды - в 1998 и 2004 годах. Но особых изменений в школьную жизнь они не внесли, практически все оставалось по-прежнему. Сама задача обновления стандартов была заложена еще в пояснительной записке к стандарту 2004 г., там было указано, что это стандарты - переходные, а в декабре 2004 г. было принято решение Правительства РФ о разработке стандартов второго поколения. В чем была основная необходимость разработки новых стандартов? Стандарты первого поколения создавались в определенных исторических условиях. Во-первых, в условиях развала Советского Союза, исчезновения сверхдержавы, резкой смены идеологических и политических векторов нашей жизни. Эти стандарты прошли под лозунгом деидеологиза-ции и гуманизации образования. Их отличительной чертой явилось то, что, с одной стороны, они сконцентрировались на отборе нового содержания образования, а с другой - формировались в условиях невнятных идеологических и политических установок. Вторая отличительная черта заключалась в том, что стандарты того времени не учитывали мотивацию населения к получению общего образования, основные стратегические направления социально-экономического развития страны и не
были привязаны к ним. Не проводилось анализа социально-экономических и политических рисков, связанных с их введением.
В основу разработки стандартов второго поколения был положен один из ключевых тезисов Послания В.В. Путина Федеральному Собранию 2004 г.: «Мы строим открытое гражданское общество». Этот тезис получил дальнейшее развитие и был конкретизирован в первом Послании Президента РФ Д.А. Медведева. Говоря о гражданском обществе, мы, прежде всего, исходим из того, что это - требования семьи, общества и государства к результатам образования.
Мы рассматриваем образование не только как важнейший социальный институт, но и как важнейшую социальную деятельность общества. Это было весьма существенным при определении предмета разработки стандартов. С одной стороны, можно рассматривать образовательную среду, т. е. образовательное учреждение, - каким образом оно реализует задачи обучения и воспитания. Школа рассматривается не как отдельное изолированное учреждение, а в сложном взаимодействии с такими партнерскими институтами социализации, как семья, культура, религия, СМИ, виртуальное Интернет-пространство и др. С другой стороны, предметом реформы может быть образование как отрасль социально-экономического развития государства. Здесь основное внимание следует акцентировать на организационно-экономических, финансовых механизмах, инфраструктурных вопросах деятельности образования. Считая образование важнейшей социальной деятельностью общества, мы рассматриваем образовательное пространство страны как совокупность институтов социализации, которая оказывает воздействие на формирование будущих поколений ее граждан. Именно с этой точки зрения нужно серьезно относиться к отбору содержания школьного образования, педагогических технологий и вообще всего того, что приходит в школу и становится жизнью нашего ребенка.
Сама жизнь требует использования новых информационных и педагогических технологий, позволяющих формировать инновационное поведение человека, которое способствует его креативной деятельности, позволяет ему эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающей среды, экономики, менять профессии и т.д. Поэтому, конечно, формирование инновационного поведения, использование самых эффективных педагогических технологий, таких как проектная деятельность, исследовательская деятельность ребенка. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентности ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей и пр. Отличительной особенностью новых стандартов является их личностная ориентация - отказ от предметно-центризма и переход к личностной центрации образования.
Требования к структуре основных образовательных программ - это требования к организации образовательного процесса. Это базисный учебный план, примерные программы, которые включают в себя планируемые результаты, программы внеурочной деятельности, программа воспитания и социализации, которая, в свою очередь, включает в себя программу по работе с семьей и т.д. То есть это огромное количество нормативных документов, регламентирующих организацию деятельности школы, обеспечивающее достижение планируемых результатов.
Особенностью предложенных федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования является направленность на обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей каждого обучающегося, раскрытию им своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе компетентностного (системно-деятельностного) подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции в широком смысле этого слова.
В нынешней школе старшеклассник осваивает от 18 до 21 учебного предмета на достаточно высоком уровне. Не у всех обучающихся хватает способностей и здоровья соответствовать таким требованиям. Чрезмерная учебная нагрузка на старшей ступени образования не позволяет в полной мере сформировать у обучающихся необходимые знания, навыки и умения для эффективного продолжения образования на профессиональном уровне или включения в профессиональную деятельность. Таким образом, современная школа фактически не дает возможности ребенку на должном уровне получить среднее (полное) общее образование, отвечающее требованиям сегодняшнего дня, подготовиться к итоговой аттестации и дальнейшему профессиональному образованию, что неизбежно влечет за собой «расцвет» репетиторства, в которое с включаются практически все учителя и педагоги вузов.
При формировании нового школьного стандарта учитывался мировой опыт, а также результаты проведенных в предыдущие годы в системе российского общего образования экспериментов, в том числе по введению профильного обучения на старшей ступени школы. Основы организации образовательного процесса в условиях профильного обучения разработаны научной школой под руководством С.В. Кривых [1; 2; 3].
Новый ФГОС для старшеклассников, который вызывал широкое общественное обсуждение, кардинально меняет подход к обучению в школе. Он позволяет ученикам самостоятельно выбирать, какие предметы и на каком уровне изучать в 10-11 классах. На ступени основного общего образования (5-9 классы) обучающиеся уже получили базовые знания по всем учебным предметам. Таким образом, в старшей школе у обучающихся появляется возможность выбрать учебные предметы и уровень их изучения с учетом своих склонностей, потребностей и профессиональной ориентации. Оптимальное количество учебных предметов на старшей ступени обучения при учебной нагрузке не менее 30 и не более 37 часов в неделю не должно превышать 9-10 предметов (по словам И. Реморенко в интервью газете «Комсомольская правда», в стандарте предлагается фиксировать количество часов, которое в школе будет бесплатным. «Сейчас старшеклассники учатся 36 часов в неделю. По новому стандарту будет 37... Государство гарантировало, что 37 уроков в неделю платить не надо», - сказал замминистра образования и науки). При этом разгрузка обучающихся происходит, главным образом за счет предоставления им возможности изучения предметов на разных уровнях с учетом их индивидуальных образовательных потребностей при сохранении гарантированного общеобразовательного уровня знаний и компетенций по всем традиционным для школьного образования предметным областям.
ФГОС вводит принцип двух ключей, по которому выбираются предметы, обязательные для изучения в старшей школе.
Первый ключ - это шесть общих предметов: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история или Россия в мире, обеспечение безопасности жизнедеятельности, физическая культура.
«Россия в мире» - предмет, который представляет собой интегрированный курс, объединяющий знания по истории, об-ществознанию, географии, культурологии и пр. Задача курса -сформировать у обучающихся представление о целостном, многоаспектном образе России в разные исторические периоды как неотъемлемой части мира на основе синтеза изучаемых в школе основ общественных наук.
Второй ключ: обязательно должен быть выбран хотя бы один предмет из шести образовательных областей: «Филология», «Иностранные языки», «Общественные науки», «Математика и информатика», «Естественные науки», «Физкультура, экология и ОБЖ».
Учитывая положительный опыт эксперимента по профильному обучению, который проходил в российских школах, начиная с 2002 года, в проекте стандарта предложена следующая схема формирования индивидуального учебного плана обучающегося. Новым стандартом предусмотрена возможность освоения предметов, входящих в указанные предметные области на разных уровнях: базовом и профильном уровнях.
Базовый уровень обеспечивает систематические знания по отдельному учебному предмету, которые позволяют продолжить профессиональное образование по непрофилирующему предмету. Данный уровень изучения примерно соответствует современному уровню изучения предметов в старшей школе.
Профильный уровень обеспечивает углубленные знания, позволяет подготовиться к последующему профессиональному образованию и профессиональной деятельности.
Углубленное изучение одного-двух предметов, при сохранении сложившейся многопредметности и декларируемого, но не фактического высокого общеобразовательного уровня изучения всех остальных не обеспечивает ожидаемой эффективности обучения. Глубокое овладение выбранными предметами с целью подготовки обучающихся к продолжению образования или профессиональной деятельности невозможно без сокращения количества других учебных предметов и обеспечения вариативности их содержательного уровня.
Для составления своего учебного плана обучающийся обязан выбрать 1 учебный предмет из каждой обязательной предметной области, а также уровень изучения выбранных предметов:
1. Филология: русский язык и литература (профильный уровень), русская словесность, родной язык (нерусский) и литература (базовый или профильный уровень) и др.
2. Иностранный язык: иностранный язык (профильный уровень), второй иностранный язык (базовый или профильный уровень) и др.
3. Общественные науки: обществознание, история, география, экономика, право, искусство и др. (базовый или профильный уровень).
4. Математика и информатика: математика (профильный уровень), математика и информатика, информатика и др. (базовый или профильный уровень).
5. Естественные науки: естествознание, физика, химия, биология, астрономия и др. (базовый или профильный уровень).
6. «Физкультура, экология и ОБЖ»: физкультура (профильный уровень), экология, ОБЖ, основы ЗОЖ, технология, дизайн и др. (базовый или профильный уровень).
Списки учебных предметов образовательных областей открыты.
Таким образом, обеспечиваются индивидуальные запросы обучающихся в их дальнейшей профессиональной деятельности или профессиональном обучении и социализации. Определение целей, задач и содержания индивидуального образовательного маршрута, нивелирование возможных проблем и рисков выявили значительное количество сложнейших вопросов, одним из которых является ориентационная работа, реализуемая со старшеклассниками. Однако совершенно очевидно, что без полноценного ориентационного компонента построения индивидуального образовательного маршрута старшеклассника, сама идея индивидуализации и профилизации обучения несостоятельна, т.к. не учитываются индивидуальный запрос учащегося и его готовность к формированию этого запроса.
Федеральный образовательный стандарт российские школы могут внедрять с 2013 года, а повсеместное его введение начнется с 2020 года. Новый стандарт фиксирует набор требований к результату, на основе которого делаются контрольно-измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ, которые совершенствуются в соответствии с требованием времени. Что касается конкретных знаний, то они записаны в примерных образовательных программах, которые выпускаются вслед за стандартами и корректируются чаще. Новый стандарт устанавливает государственные гарантии того, что должны обязательно преподавать ученику.
Самим школам стандарт предоставляет практически неограниченную свободу при формировании учебных планов и их содержательной части. «Разработка и утверждение образовательным учреждением основной образовательной программы среднего (полного) общего образования осуществляются самостоятельно с привлечением органов самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением», - сказано в новом документе.
Таким образом, новый школьный стандарт даст возможность обеспечить обучающемуся:
- развитие качеств личности, отвечающих требованиям становления российского гражданского общества, инновационной экономики;
- формирование образовательных и духовно-нравственных основ личности, создание необходимых условий для ее самореализации;
- развитие способности самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений, компетенций, видов и способов учебной и внеучебной деятельности, использования разнообразных форм обучения, включая учебно-исследовательскую и проектную деятельность с учетом индивидуальных образовательных потребностей (особенно одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья);
- оптимизацию учебной нагрузки;
- раскрытие собственных возможностей, подготовку к жизни в современных условиях;
- обеспечение условий для развития творческих способно- - формирование индивидуальной учебной траектории на
стей и возникновения устойчивой потребности в самостоятель- ступени старшей школы и своей профессиональной ориентации; ных занятиях; - сохранение и укрепление здоровья.
Библиографический список
1. Кривых, С.В. Предпрофильная подготовка и профильное обучение. Педагогика профильной школы: учебно-методическое пособие / С.В. Кривых, Г.Н. Шорникова, В.М. Жураковская [и др.] / под ред. С.В. Кривых. - СПб., 2005. - Ч. 1.
2. Кривых, С.В. Предпрофильная подготовка и профильное обучение. Методические аспекты профильного обучения: учебно-методическое пособие / С.В. Кривых, Н.Н. Суртаева, В.М. Жураковская [и др.] / под ред. С.В. Кривых. - СПб., 2005. - Ч. 2.
3. Кривых, С.В. Предпрофильная подготовка и профильное обучение. Программное обеспечение предпрофильной подготовки и профильного обучения: учебно-методическое пособие / под ред. С.В. Кривых. - СПб., 2006. - Ч. 3.
Bibliography
1. Krivihkh, S.V. Predprofiljnaya podgotovka i profiljnoe obuchenie. Pedagogika profiljnoyj shkolih: uchebno-metodicheskoe posobie / S.V. Krivihkh, G.N. Shornikova, V.M. Zhurakovskaya [i dr.] / pod red. S.V. Krivihkh. - SPb., 2005. - Ch. 1.
2. Krivihkh, S.V. Predprofiljnaya podgotovka i profiljnoe obuchenie. Metodicheskie aspektih profiljnogo obucheniya: uchebno-metodicheskoe posobie / S.V. Krivihkh, N.N. Surtaeva, V.M. Zhurakovskaya [i dr.] / pod red. S.V. Krivihkh. - SPb., 2005. - Ch. 2.
3. Krivihkh, S.V. Predprofiljnaya podgotovka i profiljnoe obuchenie. Programmnoe obespechenie predprofiljnoyj podgotovki i profiljnogo obucheniya: uchebno-metodicheskoe posobie / pod red. S.V. Krivihkh. - SPb., 2006. - Ch. 3.
Статья поступила в редакцию 26.11.12
УДК 37.01
Pavlova Y.A. CONNOTATION OF ADUCATION AS A SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL PHENOMENON. The article is devoted to the analysis of the term connotation of education as the scientific-pedagogical phenomenon from the position Russian scientists in the 20th century. The undertaken analysis of historical-pedagogical literature and the works of modern scientists helps to observe the dynamics of the changes in the understanding of the plot of the educational process's connotational part in the Russian science.
Key words: education, connotation of education.
Я.А. Павлова, соискатель каф. педагогики Хабаровского гос. педагогического университета,
г. Хабаровск, E-mail: [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
В работе рассматривается понятие содержание образования как научно-педагогический феномен в трактовках отечественных ученых ХХ века. Проводимый анализ историко-педагогической литературы и работ современных ученых позволяет увидеть динамику изменений в понимании сущности содержательной части процесса образования в отечественной дидактике.
Ключевые слова: образование, содержание образования.
В данной статье понятие содержания образования как научно-педагогический феномен рассматривается на основе анализа работ таких ученых, как Б.С. Гершунский, Э.Г. Гусинский, В.В. Краевский, В.С. Леднев, А.В. Петровский, И.П. Подласый, Ю.И. Турчанинова и др. Исходным для изучения категории «содержание образования» является понятие «образование».
Закон об образовании трактует образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения подрастающего поколения в интересах человека, общества и государства, который сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [1, с. 3; 2, с.3].
С философской точки зрения понятие «образование» рассматривается как духовный облик человека, складывающийся под влиянием моральных и духовных ценностей, которые составляют достояние его культурного круга, а так же как комплексный процесс (воспитание, самовоспитание, влияние, шлифовка и проч.), нацеленный на формирование человеческого облика. И в этом процессе пристальное внимание уделяется соединению знаний с личными качествами обучаемого, его умению самостоятельно распоряжаться полученной информацией.
Так как образование является общественным процессом, то, по мнению академика АПН СССР А.В. Петровского, оно играет активную роль в создании той человеческой среды, в которой развитие человека как личности может протекать наиболее эффективно [3, с. 80].
Однако образование не формулирует свои цели самостоятельно и не определяет чему учить молодое поколение. Российские ученые (М.Н. Скаткин и Е. Н. Шиянов) акцентировали внимание на том, что именно общество определяет цели и задачи образования. Но поскольку общество не является статичной системой, это не может не отражаться на изменении ранее поставленных целей и задач и, соответственно, на содержании образования [4, с. 5; 5, с. 320].
Научно-педагогические основы содержания образования как научно-педагогического феномена являлись и до настоящего времени являются центром внимания педагогов. Это обусловлено, в частности, тем, что понятие «содержание образования» представляется не менее сложным и многоплановым, чем понятие «образование».
Кроме того, компонентная сущность содержания образования всегда определялась существовавшими на том или ином историческом этапе дидактическими теориями, в частности, теориями формализма (XVII - XX) и материализма (XVIII - XX).
Опорой теории дидактического формализма (Гераклид, И. Гербарт, Я.В. Давид, А. Дистервег, А.А. Немейер, И.Г. Песта-лоцци, Ж.Ж. Руссо, Цицерон, Э. Шмидт и др.) послужила философия рационализма, которая провозглашала разум источником знаний и главным средством развития мышления. Эта идея обусловила необходимость совершенствовать в первую очередь интеллектуальные умения и навыки, а также человеческие способности.
Теория дидактического материализма (Я.А. Коменский, Дж. Мильтон, Г. Спенсер и др.) сложилась под влиянием потребностей государства и общества в период Нового времени (XVII -начало XX вв.). Ее основной целью стала передача учащимся максимально возможного объема знаний из различных областей науки, которые бы имели практическое значение и максимально способствовали подготовке подрастающего поколения к реальной жизни и труду. Влияние этой теории на современное состояние образования выражается в тенденции к трансляции научных сведений без разработки специальных методов обучения, которые могли бы способствовать закреплению полученных знаний практическими действиями.
Долгое время в советской педагогике традиционно преобладал знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования, ввиду функциональной направленности учебных заведений различных категорий. Согласно