УДК 37
Андреева Инна Алексеевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка, докторант кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики Армавирской государственной педагогической академии [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ И ОБНОВЛЕНИЯ
Andreeva Inna Alekseevna
PhD in Education Science, Assistant Professor of the Department for English Philology and Methods of Teaching English Language, applicant for D.Phil. Degree at the Department for Theory, History of Education Science and Educational Practical Training Armavir State Pedagogical Academy [email protected]
CONTENT OF EDUCATION: FACTORS OF DEVELOPMENT AND ADVANCEMENT
Аннотация:
В данной статье рассматриваются факторы, влияющие на отбор содержания образования в исторической ретроспективе, их роль и значение с учетом педагогической антропологии, методологического и аксиологического подходов. Автором предлагается собственный взгляд на концепт «содержание образования» с учетом современных требований к образованию.
Ключевые слова:
содержание образования, цели, ценности, культура, компетентностный и личностноориентированный подходы.
Summary:
The article discusses factors influencing content of education in the historical retrospection, their role and relevance in the context of educational anthropology, methodological and axiological approaches. The author suggests an original interpretation of the “content of education" conception with consideration for the modern requirements to the education.
Keywords:
content of education, goals, values, culture, competence and person-focused approaches.
Характер и значение знаний, получаемых людьми, их опыта, навыков и умений, та определяющая роль, которую они стали играть в жизни общества и индивида, как средство возможного качественного изменения и развития профессиональных и личностных качеств человека, во многом решают вопрос о месте образования в жизни общества.
В связи с этим растет осознание того факта, что нынешнее содержание образования не в состоянии полноценно удовлетворить как потребности государства, различных общественных групп, так и отдельной личности в образовании. Вызвано это, в первую очередь, существующей оторванностью и отставанием образовательной отрасли от возросших темпов социальных и технологических изменений. Следовательно, развитие содержания образования как наиболее сложного для трансформации и модернизации компонента образовательной системы требует кардинального пересмотра ключевых факторов, влияющих на его отбор и структуру.
В плане проведения более глубокого анализа и более полного раскрытия сущности концепта «содержание образования» рассмотрим его с позиций методологии, аксиологии и педагогической антропологии, взяв за основу ориентацию на личность человека в различных исторических условиях, учитывая время, место действия, социально-культурные предпосылки в развитии образования, взаимосвязь и роль государственной политики и общественного движения в области образования.
В целях успешного функционирования во все времена и в любом обществе, как действующая система так соответственно и содержание образования должны отображать не только существующее состояние общества, но и превалирующие тенденции в его развитии.
Часто образование оказывается решающим фактором реализации имеющих определяющий характер социально-культурных тенденций и перспектив общественно-экономического развития. Ему принадлежит функция воспроизводства человеческого сообщества и цивилизации, так как именно в сфере обучения и воспитания закрепляются и получают развитие приобретенные культурные ценности, а само оно становится ареной столкновения экономических, политических, сословных, национальных и общественных интересов, являясь одним из двигателей эволюции.
Прослеживается неизменность главного критерия, оказывающего значительное влияние на отбор содержания образования на различных этапах развития и определяющих его сущность. Это цели образования, отвечающие на вопрос: «Для чего учить?» Они связаны напрямую, так как только адекватность содержания целям обучения и воспитания ведет к наиболее
- 7G -
эффективным результатам в образовательном процессе. Цель есть концентрированное выражение актуальных интересов общества и личности. Поэтому в каждом обществе наличествует своя, адекватная культуре модель образованного человека, так как цели подчиняют себе все: содержание и организацию, формы и методы. Они определяются сложившейся в обществе системой ценностей, считающейся наиболее значимой, лежащей в основе культуры и задающей образовательный идеал своей эпохи.
Например, в ранней античности цель образования определялась необходимостью подготовки членов общины, интересы которой преобладали над интересами отдельной личности и индивидуальной свободой. Поэтому и вся система носила «традиционный» характер. Основанные на информационно-рецептивном методе способы освоения содержания образования были консервативны и ритуалистичны. Жизненная необходимость и мифология лежали в основе содержания образования данного периода.
Со становлением греческого полиса, важнейшими ценностями становятся долг, формируется понятие гражданственных интересов, преобладающих над личными. Эта система ценностей нашла отражение в образовании, когда понятие «образованный» как производное понятия «гражданин» охватывает не только физическое развитие, умение читать и писать, но и философское обучение, а также музыкальное и ораторское искусство. Цель образования сводилась к усвоению предопределенных культурой норм, а также правил, установок и образцов поведения. Сущность культуры любой эпохи наиболее ярко проявляется в представлениях человека о себе, своих возможностях, целях и интересах. В обращении к человеку и заключена гуманистическая ценность понимания культуры и образования в античности.
Образование в Средневековье детерминировано иной системой ценностей. Основной становится христианская идея жизни, представляющая ее как подготовку к вечному блаженству. Система образования находится в руках церкви, воспитывая народ в русле христианской традиции и воспроизводя духовенство. Главным становится знание латыни как языка общения с Богом.
Содержание образования строилось на двух основных направлениях: обеспечение определенной информацией и развитие внутренних (обращенных к Богу) интенций ученика. В основе созданной в Средние века системы образования находится теоцентризм. Противоречивость средневековой культуры (сочетание светского и религиозного, варварского и античного) содержала в себе грядущие изменения, которые выразились в гуманистическом движении в эпоху Возрождения: в философско-педагогической теории в обновленном виде появился возрожденный идеал как духовно, так и физически развитой личности, наполненный конкретноисторическим содержанием. Вопросы воспитания и образования становятся предметом пристального внимания и серьезного изучения педагогов-гуманистов, формулирующих цели воспитания, выделяющих условия и требования к развитию гармоничной и всесторонне развитой личности. Сформировано понятие энциклопедического содержания образования, включающего широкий круг как научных, так и культурных достижений. Его сторонники считали основной целью образования передачу учащимся наибольшего объема знаний, отобранных из различных областей науки и культуры. Эти воззрения стали основой дидактического энциклопедизма (дидактического материализма) - дидактической теории, влияющей на формирование содержания образования. Постулаты этой теории и в наше время оказывают достаточно большое влияние на развитие образования.
Эпоха Просвещения - переломная эра в становлении и развитии европейской цивилизации, своеобразное проявление господствующих тенденций Нового времени. Были разработаны и поставлены во главу при отборе содержания образования основополагающие признаки построения учебного процесса: природосообразность, постепенность и системность, посильность, сознательность и активность, сочетание синтеза с анализом, наглядность. Одновременно с совершенствованием содержания образовательного процесса серьезные реформы затронули методику организации и упорядочения ведения самой учебной деятельности.
Бурное экономическое развитие, основанное на индивидуальном хозяйственном строе, благоприятствовало формированию буржуазного индивидуализма, породив ориентацию человека на достижение практического жизненного успеха, поддержанную интенсивным развитием наук и производства.
В пришедшем на смену Новому времени индустриальном обществе, с его ориентацией на производство товаров, с развитыми технологиями, отводящими человеку роль оператора, усвоение научных знаний вместе с определенной совокупностью навыков и умений стали целью, смыслом и идеалом образования.
Постоянное расширение производства порождало необходимость усиления социальной мобильности людей, и в конце XX столетия начинает формироваться постиндустриальное общество, одну из концепций развития которого представляет собой теория информационного общества.
Новые информационные технологии стали перспективным инструментом реформирования и модернизации, повсеместно осуществляющихся в образовании в связи с трансформацией его целей и содержания, повышением требований к качеству, повсеместным распространением педагогики сотрудничества. Это заставляет переосмыслить представления о содержании образования.
Постиндустриальная стадия развития общества формирует принципиально отличную систему ценностей. В ее центре - самореализующийся индивид, способный к безболезненной смене характера, форм и способов жизнедеятельности на основе развитой позитивной коммуникации и сформированной социальной ответственности. Все более укрепляется приоритет личностно-ориентированного подхода в раскрытии сущности содержания образования на новом этапе общественного развития.
Образование функционирует в контексте культуры, представляя собой ее неотъемлемую часть, выступая средством и созидания и передачи культурных ценностей, приобщая человека к ним, и также дает возможность раскрытия и реализации собственного творческого потенциала. Следовательно, основными факторами, в своей совокупности определяющими систему ценностей и влияющими на отбор содержания образования на каждой определенной стадии развития общества, являются:
1. Уровень экономического и технического развития. В данном случае цели воспитания и образования выражают исторически назревшую в обществе потребность по подготовке (переподготовке) подрастающего поколения к выполнению общественных функций, востребованных спросом и способом производства, в конечном итоге определяя уровень цивилизационного развития основных производительных сил каждой эпохи.
2. Уровень развития в данной культуре философии, поскольку она как основа наук, внося в образование представления и стремления прогрессивно мыслящих людей своей эпохи, несет в себе несколько важнейших функций определяющего характера: это мировоззренческая, методологическая, прогностическая, критическая, аксиологическая.
3. Отношение к религии, так как она, являясь частью культуры, имеет возможность оказывать обратное влияние на образование, олицетворяя собой сферу духовной жизни индивида. Так, в Средние века она обуславливала содержание образования: где приобщение к религии было и предпосылкой и ключом к возможности овладения всем остальным знанием. При дальнейшем развитии науки роль религии в образовании постоянно уменьшалась, но полный отказ от нее вел к падению морали и нравственности, девальвации духовных ценностей, что противоречит гуманистической направленности образования и воспитания.
4. Уровень развития наук, когда являясь фундаментом процесса формирования индивида в качестве субъекта деятельности и познания, накопленное научное знание, составляет основу, на которой формируется мировоззрение людей, превращается в важнейший компонент социальной среды, влияющий на становление и формирование личности.
5. Существующие нормы права, когда в процессе их постепенного формирования под влиянием окружающей среды и общества появляются и создаются представления о необходимости установления порядка и правил взаимоотношений между людьми, обществом и государством, являющих собой свод правовых и моральных норм, религиозных предписаний и общественных требований.
6. Морально-этические нормы, так как моральные идеалы происходят из представлений о справедливости, гуманности, добре и зле, общественном благе и т.п., возникая и развиваясь на основе важнейшей потребности общества в регулировании поведения людей в различных областях их жизни. Образование, будучи проекцией общества, порождающего эти, носящие всеобъемлющий характер системы нормы, правила и оценки общественного мнения, соответствующие каждому периоду развития и требующие от индивида их строгого соблюдения, вынуждено чутко реагировать на смену приоритетов в этой области, внося изменения в свое содержание.
По мере становления и роста значения в жизни людей общественных и государственных институтов, серьезную роль в определении целей и задач образования стали играть политика и уровень демократического развития общества, а также функции государства в области стратегии управления образованием и направлений его дальнейшего развития. Причем, на современном этапе влияние государства все больше принимает решающее значение, как главного регулятора определения социального заказа для образования.
Развитие педагогической науки: вывод и формулировка дидактических принципов и закономерностей воспитания, разработка и внедрение эффективных технологий образования, обеспечивающих возможность быстрого и успешного достижения результатов.
Реальные возможности процесса обучения, выраженные не только в соответствии содержанию образования имеющейся в наличии учебно-методической и материальной базы, но и в уровне профессиональной подготовки педагогических кадров. Изменение и преобразование
социальных условий, усложнение задач и рост объема содержания обучения влекли за собой потребность в трансформировании существующих и создании новых форм организации обучения, прошедших в своей эволюции путь от трудовой, индивидуальной, индивидуально-групповой, классно-урочной формы до ныне существующего взаимодействующего их многообразия.
Потребности личности в образовании, представляющие собой источник и средство социализации личности, способствующие ее движению вперед, повышению культурного уровня человека. Постепенно ценностью становится все больше как самообразование, так и наличие устойчивой потребности в нем, которую нельзя сформировать и удовлетворить, не развивая адекватно содержательную компоненту образования, не создавая педагогические условия для ее практического формирования и реализации в многообразии учебных форм.
Проблемам содержания образования в отечественной педагогике посвящены работы Б.М. Бим-Бада, Э.Д. Днепрова, И.А. Зимней, С.И. Зиновьева, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, А.В. Хуторского и др.
В науке и образовательной практике нет единого подхода к его пониманию. Так, И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества [1].
В.С. Леднев считает, что это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием которого является особым образом организованная деятельность. В связи с этим оно выступает как содержание триединого целостного процесса образования личности через усвоение опыта, воспитание и развитие [2].
По мнению Б.М. Бим-Бада и А.В. Петровского, подлежащее усвоению учащимися содержание образования, определяя развитие личности, является частью социально-культурного опыта, отобранного в соответствии с целями и процессуальными аспектами обучения [3].
В последние десятилетия предпочтение отдается культурологической концепции содержания образования, определяющей его как педагогическую модель человеческой культуры, представленной в аспекте социального опыта [4], согласно которой содержание образования олицетворяет собой социальный опыт, присваивающийся человеком в процессе обучения, трансформирующийся в его личный опыт и становящийся частью его собственного опыта. Следовательно, мы вправе говорить, прежде всего, о социальной сущности содержания образования. Культурологический подход получил отражение в трудах Н.А. Алексеева, Б.М. Бим-Бада, Е.В. Бондаревской, В.В. Краевского, Л.И. Мищенко, Ю.В. Сенько, В.В. Серикова и др. В условиях личностной методологии содержание образования характеризуется нацеленностью на гуманитарно-личностное развитие обучающихся.
При определении концептуальной сущности содержания образования в роли абсолютной ценности выступают не знания, взятые отдельно от личности, но сама личность, обладающая свободой выбора содержания в целях удовлетворения своих образовательных, жизненных, духовных и культурных потребностей, гуманное отношение к формирующейся личности, направленное на становление ее индивидуальности и развитие потенциала самореализации в изменяющемся культурно-образовательном пространстве. Его структура должна включать компоненты с таким содержанием, процесс освоения которого предполагает выполнение учащимся метадеятельности, сопряженной с выполнением специфических действий по оценке и самооценке, рефлексии, упорядочиванию собственных впечатлений, самостоятельному принятию важных решений и др.
Исторический характер содержания образования детерминируется целями и насущными задачами образования на соответствующей ступени развития общества и генерированной им преобладающей культуры. Можно сказать, что содержание образования преобразуется под влиянием изменяющихся требований жизни, уровня производительных сил и степени развития научного знания. Особая роль при этом отводится содержанию образования, призванного собой транслировать идеи культурного многообразия.
Всеобщие модернизация и глобализация, охватившие к концу XX - началу XXI в. большинство видов и областей деятельности общества и человека, были порождены успехами научнотехнического прогресса и вызванными им экономическими и социальными преобразованиями.
В ранг первостепенных задач, стоящих перед образованием, выведено обучение каждого индивида, в соответствии с меняющейся жизненной и профессиональной ситуацией умению находить и активно участвовать в создании собственной образовательной траектории. При этом необходимо учитывать новые фундаментальные ценностные основы: отсутствие фиксированных границ, широту и глобальность целей, междисциплинарность, индивидуальное и коллективное
самопознание, востребованность, уровень сформированности базовых и специальных компетенций и т.д. Это прагматическая составляющая тенденций, определяющих направления отбора содержания образования, но, несмотря на свою существенную роль в его структуре, она ни в коей мере не должна превалировать над другой не менее важной частью - культурологической.
Поскольку образование является основой духовности, культурологический аспект отбора содержания образования соответственно должен ориентироваться на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру и включать в себя изучение основ философии, этики, эстетики, истории религий и других гуманитарных предметов [5].
Еще одной характерной чертой, присущей современному образованию, стало осознание обществом необходимости придания деятельностной направленности образовательному процессу, что привело к бурному развитию компетентностного подхода, активно используемого на всех ступенях обучения.
Остро стоящий вопрос повышения качества образования стал одной из концептуальных проблем в эволюции образования современного мира, придав особую важность аспекту содержания образования, единству и объему знаний, умений и компетенций, лежащих в основе понятия «образованности». Вследствие этого, наиболее динамично развивающейся областью образовательных реформ и главным направлением в развитии систем образования стала стандартизация содержания образования; его перестройка и адекватность актуальным мировым тенденциям развития образования, основанным на расширяющихся в мире интеграционных процессах, формировании информационного общества и развитии экономики, основывающейся на знаниях, взаимосвязи образования и рынка труда, на придании образованию статуса приоритетной цели глобального характера, признании его фактором, определяющим социальные изменения и экономический рост, а также средством самореализации как личности, так и целых групп общества.
Учитывая значительный образовательный потенциал, принадлежащий культуре, ее мировоззренческую роль, единство и взаимодополняемость с образованием, подчеркнем важность оказываемого влияния на учащихся внешних, не зависящих непосредственно от учебных заведений факторов. Информация пронизала все уголки человеческой жизнедеятельности и влияние, оказываемое ею весьма существенно. От контента информационных потоков во многом будет зависеть целенаправленность и эффективность усвоения предлагаемого содержания образования. В данном случае важно единство требований и задач, ставящихся государством, обществом, семьей и отдельной личностью.
Исходя из того, что в процессе исторического развития доминирующей и определяющей сегодня содержание образования стала идея развития целостной человеческой личности, основанная на общечеловеческих ценностях, а также значение требований к конечному результату учебной, трудовой, научной и др. видов деятельности, приняв во внимание влияние общественных институтов на сферу образования, предложим свой взгляд на формирование сущности концепта «содержание образования».
Содержание образования представляет собой определяющий образовательную среду, подверженный постоянным изменениям базовый структурный компонент образовательного пространства, имеющий открытый, рефлексивный и вариативный характер. Спроектированное и построенное в соответствии со смыслом и задачами, личностно-ориентированного, компе-тентностного и культурологического подходов, оно имеет доминантой целенаправленное формирование и воспитание гармонично развитой личности в результате активного и творческого взаимодействия субъектов педагогического процесса, и ведет к наиболее полному усвоению составляющего его, соответствующего требованиям времени социального опыта во всех аспектах и перспективах его проявления.
Ссылки:
1. Дидактика средней школы: некоторые проблемы соврем. дидактики: учеб. пособие для слушателей ФПК, директоров общеобразоват. школ и в качестве учеб. пособия по спец-курсу для студентов пед. ин-тов / под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982.
2. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1991.
3. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. № 1.
4. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. М., 2008.
5. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4.