Научная статья на тему 'Содержание муниципальной деятельности и функций местного самоуправления'

Содержание муниципальной деятельности и функций местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ / ИНФРАСТРУКТУРА УСЛУГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / LOCAL PROPERTY / CLASSIFICATION SIGN / INFRASTRUCTURE SERVICE / EFFECTIVENESS OF LOCAL SELF -MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Останина С. Ш.

Предложена методика классификации предметов ведения муниципального образования, в основе которой лежит принцип конкурентоспособности услуг, что позволяет всю многопрофильную и многофункциональную структуру крупного муниципального хозяйства свести к четырем основным группам, достаточно полно и адекватно отражающим содержание деятельности любого структурного элемента городского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Offered the method of classification of conduct objects of local formation in base which lies the sign competition service that made all many profiles and many function structure of biggest local property to reduce to the fourth group which sufficiently completeness and adequate reflect maintenance of activity of any structure element city property.

Текст научной работы на тему «Содержание муниципальной деятельности и функций местного самоуправления»

С. Ш. Останина

СОДЕРЖАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФУНКЦИЙ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Ключевые слова: муниципальное хозяйство; классификационные признаки, инфраструктура услуг, эффективность местного

самоуправления.

Предложена методика классификации предметов ведения муниципального образования, в основе которой лежит принцип конкурентоспособности услуг, что позволяет всю многопрофильную и многофункциональную структуру крупного муниципального хозяйства свести к четырем основным группам, достаточно полно и адекватно отражающим содержание деятельности любого структурного элемента городского хозяйства.

The main words: local property, classification sign, infrastructure service, effectiveness of local self -management.

Offered the method of classification of conduct objects of local formation in base which lies the sign competition service that made all many profiles and many function structure of biggest local property to reduce to the fourth group which sufficiently completeness and adequate reflect maintenance of activity of any structure element city property.

Важнейшими целями и функциями муниципальных органов власти является повышение эффективности деятельности местного хозяйства с правовой, социальной и экономической точек зрения. При этом муниципальная экономическая политика должна преследовать цели удовлетворения жизненных потребностей жителей муниципалитета.

В статье исследуется структура муниципального хозяйства и приводится классификация связей, которые возникают внутри муниципального хозяйства между его элементами.

Идентифицируем важнейшие признаки, на которых строится классификация элементов муниципального хозяйства. В соответствии с методикой, предлагаемой А.Г.Ворониным [1], данная классификация предполагает следующие важнейшие признаки понятия «муниципальное хозяйство»:

- совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории муниципального образования;

- хозяйственная деятельность этих предприятий и организаций направлена на удовлетворение коллективных интересов населения данного муниципального образования;

- различный характер хозяйственной деятельности субъектов муниципального хозяйства с объективной необходимостью диктует наличие специального органа, регулирующего эти отношения;

Таким образом, можно сделать вывод, что важнейшим признаком, лежащим в основе классификации элементов муниципального хозяйства, является функциональная роль или предназначение того или иного элемента в процессе удовлетворения коллективных потребностей.

В соответствии с данным признаком можно выделить следующие структурные элементы муниципального хозяйства:

- муниципальные предприятия, чья хозяйственная деятельность связана с удовлетворением потребностей населения муниципального образования;

- иные предприятия, чья хозяйственная деятельность частично или опосредованно связана с удовлетворением потребностей населения муниципального образования;

- органы местного самоуправления.

Очевидные достоинства данной классификации заключаются в том, что она дает возможность на основе приведенных трех групп структурных элементов определить не просто роль и место каждого из них в процессе удовлетворения коллективных потребностей населения муниципального образования, но и в зависимости от цели и характера их деятельности учитывать их специфические особенности в реализации управленческих функций.

Процесс формирования конкретной модели муниципального хозяйства зависит от комбинации и доминирования тех или иных факторов, определяющих соотношение управленческих и хозяйственных функций органов местного самоуправления.

В целях определения степени и глубины использования рыночных методов хозяйствования в отраслях жилищно-коммунальной сферы необходимо провести классификацию сфер экономической компетенции муниципального образования. Это позволит сгруппировать предприятия местного хозяйства по определенным признакам, дающим возможность выявить направления использования в этих отраслях рыночных механизмов.

Наиболее удачную, на наш взгляд, экономическую классификацию предметов ведения муниципальных образований приводит А. Н. Ряховская [2], которая в основу данной классификации кладет анализ условий, стимулирующих или тормозящих развитие в этих сферах деятельности конкурентные отношения. По мнению автора, такая классификация местного хозяйства позволит органам местного самоуправления выработать наиболее эффективную экономическую политику в отношении каждой из выделенных групп предприятий.

С указанной целью городское хозяйство классифицируется на следующие виды:

- инфраструктура услуг жизнеобеспечения (жилищно-коммунальное хозяйство);

- инфраструктура услуг материального характера;

- инфраструктура услуг социально-культурной

сферы;

- инфраструктура услуг транспорта;

- инфраструктура услуг по обеспечению общественной безопасности.

Однако, рыночные механизмы и предполагаемая конкурентоспособность услуг сами по себе еще не гарантируют возникновение и формирование конкуренции в отраслях муниципального хозяйства.

В сложившихся условиях возникает острая необходимость административных организационноуправленческих мер по формированию, например, муниципальных унитарных предприятий по предоставлению некоторых видов услуг наиболее нуждающемуся в них населению [3].

Методика предлагаемой классификации предметов ведения муниципального образования предполагает определенные перспективы в методологии формирования эффективной муниципальной экономической политики. Принцип конкурентоспособности услуг, лежащий в основе данной классификации, позволяет всю многопрофильную и многофункциональную структуру крупного муниципального хозяйства свести к четырем основным группам, достаточно полно и адекватно отражающим содержание деятельности любого структурного элемента городского хозяйства [4].

В результате чего, органы местного самоуправления получают в свое распоряжение достаточно четкий механизм управления и координации деятельности предприятий различных форм и видов, расположенных и функционирующих на территории муниципального образования.

В условиях рыночных отношений непременным условием эффективного управления становится формирование в муниципальных образованиях экономической среды, обеспечивающей переход объектов городской инфраструктуры на принципы самофинансирования. В современных условиях все четыре группы городской инфраструктуры финансируются в той или иной степени из средств бюджетов различных уровней. А для четвер-

той группы инфраструктуры бюджетные средства останутся основным источником финансирования и в перспективе. При этом утверждать о том, что центр экономических забот государства и его бюджета находится в социальной сфере у нас сегодня нет никаких оснований. Уровень эффективности управления этими сферами будет, в конечном счете, определяться тем, насколько юридически корректно проведено здесь разграничение компетенции местного самоуправления и государственной власти, координированы бюджетные связи между ними в финансировании муниципальной деятельности в указанных сферах.

Использование данной классификационной структуры даст возможность органам местного самоуправления достаточно эффективно формировать благоприятную экономическую среду для эффективного функционирования субъектов муниципального хозяйства, квалифицированно и профессионально проводить координационную политику в отношении той или иной группы предприятий, обеспечивая им наиболее благоприятные условия деятельности в интересах всего муниципального сообщества.

Литература

1. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. - 2- изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. -176 с.

2. Ряховская А.Н. Экономическая классификация предметов ведения муниципальных образований // Муниципальная власть. 2011. №3.

3. Останина С.Ш., Основные направления совершенствования управления коммерциализацией интеллектуальной собственности / Останина С.Ш. Рыболовлева А.А., Водолажская Е.Л., Авилова В.В.

- Казань: Вестник КНИТУ №4, 2011.

4. Галанцева И.В. Институциональные основы взаимодействия реального и финансового секторов экономики / - Казань: Вестник КНИТУ № 11, 2012.

© С. Ш. Останина - д-р экон. наук, проф. каф. экономики КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.