Научная статья на тему 'Экономическая классификация форм и видов местного хозяйства'

Экономическая классификация форм и видов местного хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
516
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Останина С. Ш.

Приведена экономическая классификация форм и видов местного хозяйства. Исследованы основные виды инфраструктуры, выделены их недостатки и основные преимущества. Методика данной классификации предметов ведения муниципального образования предполагает определенные перспективы в методологии формирования эффективной муниципальной экономической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая классификация форм и видов местного хозяйства»

С. Ш. Останина

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ И ВИДОВ МЕСТНОГО ХОЗЯЙСТВА

Приведена экономическая классификация форм и видов местного хозяйства. Исследованы основные виды инфраструктуры, выделены их недостатки и основные преимущества. Методика данной классификации предметов ведения муниципального образования предполагает определенные перспективы в методологии формирования эффективной муниципальной экономической политики.

Важнейшими целями и функциями муниципальных органов власти является повышение эффективности деятельности местного хозяйства с правовой, социальной и экономической точек зрения, используя для этого все возможности и преимущества рыночной экономики. При этом муниципальная экономическая политика должна преследовать, прежде всего, цели удовлетворения жизненных потребностей жителей муниципалитета. Такой вывод вытекает из результатов анализа содержания муниципальной деятельности и функций органов местного самоуправления, закрепленных за ними законодательством.

Для этого необходимо рассмотреть вопрос о структуре муниципального хозяйства, провести классификацию тех связей, которые возникают внутри муниципального хозяйства между его элементами.

Прежде всего, необходимо идентифицировать важнейшие признаки, на которых будет строиться классификация элементов муниципального хозяйства. В соответствии с методикой, предлагаемой А.Г.Ворониным [1], данная классификация предполагает следующие важнейшие признаки понятия «муниципальное хозяйство»:

- совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории муниципального образования;

- хозяйственная деятельность этих предприятий и организаций направлена на удовлетворение коллективных интересов населения данного муниципального образования;

- различный характер хозяйственной деятельности субъектов муниципального хозяйства с объективной необходимостью диктует наличие специального органа, регулирующего эти отношения;

Таким образом, можно сделать вывод, что важнейшим признаком, лежащим в основе классификации элементов муниципального хозяйства, является функциональная роль или предназначение того или иного элемента в процессе удовлетворения коллективных потребностей.

В соответствии с данным признаком можно выделить следующие структурные элементы муниципального хозяйства:

- муниципальные предприятия, чья хозяйственная деятельность связана с удовлетворением потребностей населения муниципального образования;

- иные предприятия, чья хозяйственная деятельность частично или опосредованно связана с удовлетворением потребностей населения муниципального образования;

- органы местного самоуправления.

Так, муниципальные предприятия или предприятия, находящиеся в муниципальной собственности (унитарные), являясь, по сути, предприятиями общественными имеют пра-

185

во в соответствии с законодательством все свои доходы от хозяйственной деятельности направлять исключительно на общественные нужды. Предприятия иных форм собственности вынуждены участвовать в удовлетворении коллективных потребностей в силу налагаемых на них в законодательном либо нормативном порядке обязательств. Органы местного самоуправления как структурный элемент муниципального хозяйства призваны регулировать и координировать деятельность первых двух элементов в интересах удовлетворения коллективных потребностей населения муниципального образования.

Очевидные достоинства данной классификации заключаются в том, что она дает возможность на основе приведенных трех групп структурных элементов определить не просто роль и место каждого из них в процессе удовлетворения коллективных потребностей населения муниципального образования, но и в зависимости от цели и характера их деятельности учитывать их специфические особенности в реализации управленческих функций. Так например, становится вполне очевидным, что при формировании системы взаимоотношений населения муниципального образования с местным хозяйством наиболее предпочтительным вариантом становятся муниципальные предприятия, так как они в соответствии с законодательством целью их производства является удовлетворение потребностей населения муниципального образования. Более того, вся прибыль, полученная от результатов этого производства, также является собственностью местного сообщества. Таким образом, преимущества муниципального предприятия как формы организации местного хозяйства очевидны.

Однако, по мнению А.Г.Воронина все эти преимущества носят сугубо теоретический характер, так как муниципалитетам дореволюционной России понадобилось почти пятьдесят лет для того, чтобы их хозяйственная деятельность начала приносить до 50% доходной части бюджетов. В современной России местные бюджеты пока теряют около 30% своей расходной части и недополучают около 20% доходной части в результате непрофессионального управления. Исходя из той роли, какую играют сегодня в решении вопросов местного значения те или иные элементы муниципального хозяйства А.Г.Воронин классифицирует несколько видов муниципального хозяйства по признаку возрастания роли собственной хозяйственной деятельности. Так коммунальная модель муниципального хозяйства характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования, а основным источником их покрытия являются налоги. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование.

Коммунальная модель характерна для наиболее богатых стран Европы, где существуют достаточно большие ограничения в области прав органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности. При этом основное бремя расходов по формированию экономической базы местного самоуправления несет государство. Применение хозяйственных методов формирования ресурсной базы муниципалитетов является скорее исключением, чем правилом.

Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства характеризуется тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление хозяйствующим субъектам ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. Данная модель, таким образом, предусматривает управление органами местной власти муниципальной собственностью в целях получения доходов.

186

Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства предполагает, что основные расходы по обслуживанию интересов местного населения и решения вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность равноправного по сравнению с другими субъектами хозяйствования на своей территории. Данная модель сочетает в себе как управленческие, так и хозяйственные функции органов местного самоуправления.

Безусловно, что ни одна из вышеперечисленных моделей не существует в чистом виде, а доминирование той или другой из них зависит, прежде всего, от уровня платежеспособности населения, величины налоговых сборов, законодательно установленных объемов компетенции органов местного самоуправления, а также от характера основных ресурсов территории и квалификации работников органов местного самоуправления.

Таким образом, процесс формирования конкретной модели муниципального хозяйства зависит от комбинации и доминирования тех или иных факторов, определяющих соотношение управленческих и хозяйственных функций органов местного самоуправления.

В целях определения степени и глубины использования рыночных методов хозяйствования в отраслях жилищно-коммунальной сферы необходимо провести классификацию сфер экономической компетенции муниципального образования. Это позволит сгруппировать предприятия местного хозяйства по определенным признакам, дающим возможность выявить направления использования в этих отраслях рыночных механизмов.

Наиболее удачную, на наш взгляд, экономическую классификацию предметов ведения муниципальных образований приводит А. Н. Ряховская [2], которая в основу данной классификации кладет анализ условий, стимулирующих или тормозящих развитие в этих сферах деятельности конкурентные отношения. По мнению автора, такая классификация местного хозяйства позволит органам местного самоуправления выработать наиболее эффективную экономическую политику в отношении каждой из выделенных групп предприятий.

С указанной целью городское хозяйство классифицируется на следующие виды:

- инфраструктура услуг жизнеобеспечения (жилищно-коммунальное хозяйство);

- инфраструктура услуг материального характера;

- инфраструктура услуг социально-культурной сферы;

- инфраструктура услуг транспорта;

- инфраструктура услуг по обеспечению общественной безопасности.

К инфраструктуре услуг жизнеобеспечения (жилищно-коммунальное хозяйство) отнесены отрасли жилищно-коммунальной сферы в традиционном ее понимании, за исключением городского общественного транспорта, который в рассматриваемой классификации отнесен к самостоятельному виду услуг.

Услуги жилищно-коммунального хозяйства в традиционном их понимании носят утилитарный характер, призванный удовлетворять ежедневные физиологические потребности людей и являются по своей сути насущными. Именно поэтому услуги данного типа принято называть услугами жизнеобеспечения. Кроме того, услуги жилищнокоммунального хозяйства являются основополагающим системообразующим условием любого градостроительного комплекса, пожизненным спутником его объектов в эксплуатации, ибо без этих услуг города как поселения людей существовать не смогут.

Именно поэтому предприятия жилищно-коммунального хозяйства составляют в структуре муниципального образования инфраструктуру первичного уровня. Данная первичность проявляется, прежде всего, через комплекс жилых домов, обеспеченных системами водоснабжения и электроснабжения, которые создают основные условия для жизни в них людей. Иначе говоря, совокупность указанных составляющих - жилых домов и систем

187

инженерного обеспечения жизни в них людей и составляют системообразующий фундамент любого города, является обязательным условием его существования и развития как единого организма. Более того, наличие этих элементов является необходимым условием также для формирования и развития инфраструктуры следующего уровня.

К коммунальным услугам, основным классификационным признаком для которых принимается функция жизнеобеспечения, можно отнести:

- услуги инженерных сетей и, прежде всего, водоснабжение и энергоснабжение;

- услуги по содержанию жилого фонда;

- услуги по вывозу мусора и его утилизации;

- услуги по санитарной уборке территории и внешнему благоустройству;

- услуги по строительству и содержанию дорог;

- ритуальные услуги и содержание мест захоронения.

Перечисленные выше услуги с экономической точки зрения можно охарактеризовать как услуги, носящие общественный характер потребления. Данная особенность обусловлена следующими специфическими свойствами коммунальных услуг:

- насущный и утилитарный характер услуг;

- отсутствие у потребителей индивидуального выбора услуг;

- коллективный, обезличенный либо псевдоиндивидуальный характер потребления

услуг;

- наличие ярко выраженной материальной составляющей услуг;

- существенная роль географического и климатического факторов в формировании уровня потребности в услугах.

Экономическая характеристика коммунальных услуг по своей сути отличается от характеристики частных товаров, однако между ними имеется и определенное сходство, выражающееся через товарную форму их реализации. Все это существенно усложняет выбор организационной формы функционирования и управления всей системой коммунальных услуг. При этом следует отметить, что важнейшие сферы коммунальной деятельности могут и должны быть эффективно организованы, что предполагает их обязательную самоокупаемость. Это относится, прежде всего, к системам инженерного обеспечения городов, эксплуатации и содержанию жилищного фонда, вывозу и утилизации мусора, строительству и содержанию дорожного хозяйства, на которые расходуется свыше половины всех бюджетных средств, предусмотренных на содержание жилищно-коммунальной сферы.

Необходимо отметить, что, несмотря на объективность и обоснованность постановки вопроса о самоокупаемости отрасли, решение его оказалось не таким простым, о чем свидетельствуют сложности и проблемы проводимой в стране вот уже на протяжении почти десяти лет (1997 - 2006) реформы жилищно-коммунальной сферы.

В группу инфраструктуры услуг материального характера включены отрасли муниципального хозяйства, оказывающие услуги материального и бытового характера. В своих работах А. Н. Ряховская в данную группу услуг не включает транспортные услуги, а выделяет их в отдельную группу. Однако, как нам представляется, выделять транспортные услуги в самостоятельную классификационную группу нет необходимости в силу большого числа общих свойств и характеристик с услугами материального характера. К данной группе можно отнести следующие виды товаров и услуг:

- услуги торговли;

- услуги общественного питания;

- услуги связи;

- транспортные услуги;

188

- услуги гостиничного хозяйства;

- услуги банно-прачечного хозяйства;

- бытовые услуги;

- ритуальные услуги;

- услуги предприятий ремонтно-строительного производства;

- строительство муниципального жилья;

- производство товаров местной промышленности.

Обобщающими классификационными признаками данной группы услуг муниципального хозяйства являются, прежде всего, материальный характер этих услуг, индивидуальный характер спроса на эти услуги, индивидуальный характер предложения этих услуг, а также возможность использования альтернативных вариантов потребления услуг данной группы либо возможность полного отказа от услуг данного вида без нанесения существенного ущерба своей жизнедеятельности. При этом перечисленные свойства характеризуют эти услуги как частные товары и, следовательно, предопределяют возможность организации указанных видов деятельности на началах предпринимательства и конкуренции. Каждый из потребителей обладает полной свободой индивидуального выбора как количества, качества и продолжительности пользования соответствующей услугой, так и возможностью полного отказа от предлагаемой услуги. При этом количественные и качественные характеристики услуг данного вида ограничиваются только платежеспособностью их потребителей.

В силу наличия в указанных видах деятельности рыночных начал и механизмов их организации экономическая политика органов местного самоуправления должна быть направлена на стимулирование частного предпринимательства в этих областях деятельности. Так как при достаточно благоприятной конъюнктуре в этих отраслях муниципального хозяйства механизм спроса и предложения самостоятельно обеспечит формирование конкурентного рынка и предложение услуг на платежеспособном уровне.

Однако, как известно, рыночные механизмы и предполагаемая конкурентоспособность услуг сами по себе еще не гарантируют возникновение и формирование конкуренции в отраслях муниципального хозяйства. Например, в небольших городах и поселках городского типа низкий уровень доходов населения делает строительство крупных супермаркетов или распространение сети мобильной телефонной связи непривлекательными для предпринимателей. Также непривлекательным будет для крупного бизнеса в небольших городах и обеспечение транспортного обслуживания. В то время как в крупных городах бизнес стремиться ограничиться обслуживанием платежеспособной части населения. В результате чего, наиболее социально значимые услуги муниципального хозяйства, пользующиеся повышенным спросом именно бедного населения, практически отсутствуют. К таким видам услуг можно отнести, в основном, бытовые услуги по ремонту одежды и обуви, парикмахерские, мастерские металлоремонта, бани, ритуальные услуги, а также торговля продуктами питания первой необходимости.

В сложившихся условиях возникает острая необходимость административных организационно-управленческих мер по формированию, например, муниципальных унитарных предприятий по предоставлению некоторых видов услуг наиболее нуждающемуся в них населению. Так например, основной городской транспорт был и будет являться, как правило, муниципальным, поскольку частное предпринимательство в этой сфере нерентабельно и будет всегда оставаться в тени основного муниципального городского транспорта. При этом наличие муниципального транспорта и регулирование цен на его услуги является косвенным фактором для сдерживания роста цен в частных транспортных предприятиях.

189

Сложившуюся ситуацию можно объяснить следующими причинами. Одним из важнейших факторов, определяющих уровень потребности в городском транспорте, является, прежде всего, численность населения, а также количество и интенсивность его передвижения. Для каждого вида транспорта в городах существует свое пороговое значение указанных параметров, превышение которых формирует предпринимательский интерес к данному виду деятельности. В результате чего можно вполне определенно утверждать, что транспортная проблема существенно отличается по своей актуальности в различных по уровню развития муниципальных образованиях, а также эта актуальность постоянно находится в динамичном развитии пропорционально динамике развития самого муниципального образования. Причем это касается как форм и масштабов организации данного вида деятельности, так и методов ее финансирования. Все это позволяет утверждать, что сфера транспортных услуг также как и все другие виды услуг данной группы вполне конкурентоспособна. При этом наличие конкуренции между различными видами транспорта определяется следующими важнейшими факторами:

- взаимозаменяемостью услуг, которые, несмотря на определенные различия в уровне комфортабельности различных видов транспорта, относительно однородны;

- возможность индивидуального выбора транспортного средства потребителем.

- цена поездки;

- затраты времени на совершение поездки;

- уровень комфортабельности.

Однако необходимо отметить, что уровень конкуренции на рынке транспортных услуг, как, в общем то, и в других видах услуг данной группы, носит относительно ограниченный характер. Основными сдерживающими факторами, которые делают конкуренцию в этой сфере несовершенной и ограниченной являются:

- привязанность городского транспорта к жестко определенной маршрутной схеме движения;

- ограниченный характер пассажиропотоков на данной территории;

- неравномерный по времени характер пассажиропотоков, выражающийся в наличии «пиков» и «провалов» в графике движения транспорта;

- наличие минимально рентабельного объема перевозок пассажиров для каждого вида транспорта.

Роль муниципальных властей в данной ситуации должна заключаться в формировании условий, способствующих надлежащему удовлетворению насущных потребностей жителей муниципалитета в транспортных услугах путем ограничения цен на поездки, контроля уровня прибыли транспортных предприятий либо их дотирование.

Однако, необходимо помнить, что потребность почти во всех перечисленных видах услуг муниципального хозяйства основывается исключительно на уровне спроса, формируемого на данной территории, что с объективной необходимостью ограничивает формы и масштабы их потенциального развития. В результате чего можно предположить, что предпринимательство в указанных сферах будет развиваться только в форме малого предпринимательства, которое в значительной степени будет зависеть от политики поддержки местных властей.

В группу инфраструктуры услуг социально-культурной сферы отнесены виды деятельности, призванные удовлетворять социальные и духовные потребности населения муниципальных образований. К данной группе относятся учреждения здравоохранения, образовательные и воспитательные учреждения всех видов, учреждения социальной защиты и социального страхования, пенсионные фонды, учреждения культуры и искусства, физи-

190

ческой культуры и спорта, науки и научного обслуживания. Эти виды услуг муниципального хозяйства играют важнейшую роль в поддержании и профилактике здоровья населения, повышении его образовательного и культурного уровней, поддержания определенного уровня качества жизни населения муниципальных образований.

Определяющей особенностью данного вида услуг является их нематериальный характер, а также то, что доступность многих из них для населения является основной составляющей показателей качества жизни, критериальным показателем уровня социальной направленности государственной политики в целом.

Общественный характер услуг данной группы обусловливает существенные ограничения в конкуренции внутри этих сфер деятельности, а материальное неравенство и социальное расслоение среди населения ставит людей в неравное положение по степени доступности этих услуг. При этом необходимо отметить, что такие виды услуг как всеобщее образование, медицинское обслуживание, социальная защита и социальное страхование традиционно во всех высокоразвитых странах носили и носят характер общественно необходимых затрат, финансируемых из государственного бюджета. Частные инвестиции в образование и медицинское обслуживание всегда будут носить целевой характер и направляться на слои населения с большими доходами. Свободный рынок по своей сути практически не предполагает существование на нем чистых общественных благ. Именно поэтому большинство экономистов склонны считать, что преимущественная ориентация на рыночные механизмы удовлетворения потребностей в указанных услугах пагубно влияет на экономическое развитие всего общества и ведет к его значительной имущественной дифференциации. При этом рыночные формы организации и удовлетворения таких услуг как общее образование и здравоохранение должны носить дополнительный характер по отношению к государственной системе.

Доступность услуг, входящих в состав данной группы, в цивилизованном мире рассматривается как неотъемлемое право каждого человека. Важнейшим принципом в обеспечении этих услуг является принцип социальной солидарности, когда богатый член общества платит за бедного, здоровый - за больного, а молодой - за пожилого. Обеспечить же функционирование и реализацию принципа социальной солидарности представляется возможным только через государственный механизм бюджетного финансирования.

Данное положение, что характерно, присуще практически всем европейским государствам, где масштабы общественного сектора в данной группе услуг традиционно были достаточно весомы. Однако даже в США, где позиции частного сектора в этих отраслях значительно сильнее, чем в европейских странах, общественным сектором охвачено 70% больниц общего профиля, более 40% учреждений детского дошкольного воспитания, почти 90% средних школ, 50% колледжей и университетов, 60% агентств социального обслуживания, 65% музеев и 95% библиотек и информационных центров.

Услуги, включаемые в группу инфраструктуры услуг по обеспечению общественной безопасности объединяет их общее предназначение по обеспечению безопасности и соблюдению общественного порядка на территории муниципального образования. К муниципальным органам правопорядка относятся суды и прокуратура, милиция, адвокатура и нотариат. К данной группе инфраструктуры относятся гражданская оборона, меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и аварий, пожарная охрана, организация местных праздников, массовых гуляний, собраний, демонстраций и другие. С точки зрения обеспечения жизнедеятельности жителей муниципального образования - это те функции, которые входят в систему прямых обязанностей органов местного самоуправления, укло-

191

нение от надлежащего исполнения которых должно повлечь за собой обвинение в бездействии муниципальных властей и соответствующую их ответственность.

Как нам представляется, безусловно, организация и содержание данной группы городской инфраструктуры должно почти полностью содержаться за счет бюджетных средств. Методика данной классификации предметов ведения муниципального образования предполагает определенные перспективы в методологии формирования эффективной муниципальной экономической политики. Принцип конкурентоспособности услуг, лежащий в основе данной классификации, позволяет всю многопрофильную и многофункциональную структуру крупного муниципального хозяйства свести к четырем основным группам, достаточно полно и адекватно отражающим содержание деятельности любого структурного элемента городского хозяйства (табл. 1).

В результате чего, органы местного самоуправления получают в свое распоряжение достаточно четкий механизм управления и координации деятельности предприятий различных форм и видов, расположенных и функционирующих на территории муниципального образования. Предлагаемая нами классификация предметов ведения представляет собой усовершенствованный вариант классификационной структуры муниципального хозяйства, разработанный еще в 2001 году А.Н. Ряховской [2].

Однако за прошедшие годы существенно изменилось как законодательство в области муниципального самоуправления, так и процесс реформирования жилищнокоммунального хозяйства перешел в качественно новую трансформационную фазу.

Так, законодательное введение системы муниципального заказа существенно расширило область применения конкурентных стратегий в сфере муниципального хозяйства, а появление новых организационных форм экономической деятельности значительно расширило возможности органов местного самоуправления по повышению эффективности своей координационной политики. Например, отнесение А.Н. Ряховской такого вида деятельности как внешнее благоустройство к неконкурентоспособным услугам сегодня представляется неправомерным, так как введение системы муниципального заказа позволяет использовать конкурентные стратегии и в этой сфере.

С другой стороны, сокращение Программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи и коммерциализация всей системы здравоохранения, сокращение удельного веса бюджетных источников финансирования в общем объеме потребления образовательных услуг ставят под сомнение использование А. Н. Ряхов-ской использование в отношении их терминологии «квазиобщественный характер» и «ква-зииндивидуальный выбор». Указанные процессы в перечисленных сферах деятельности существенно расширяют виды и формы экономической организации данных видов деятельности. Помимо некоммерческих частных и общественных организаций в этих отраслях широкое развитие получили частные коммерческие, акционерные и другие негосударственные формы организационной деятельности.

Использование данной классификационной структуры даст возможность органам местного самоуправления достаточно эффективно формировать благоприятную экономическую среду для эффективного функционирования субъектов муниципального хозяйства, квалифицированно и профессионально проводить координационную политику в отношении той или иной группы предприятий, обеспечивая им наиболее благоприятные условия деятельности в интересах всего муниципального сообщества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

192

Виды инфраструктуры Недостатки Признаки группировки Организационноэкономические формы

Инфраструк- - жилищное хозяйство - насущный харак- - муниципальные предпри-

тура услуг - инженерные сети тер ятия

жизнеобес- - сопутствующий - акционерные общества

печения (жи- характер - муниципальный заказ

лищно- - обезличенный - регулирование тарифов

коммуналь- характер потреб- - регулирование отношений

ное хозяйство) ления - неконкурентные услуги с естественными монополиями

Инфраструк- - торговля - индивидуальный - муниципальные предпри-

тура услуг ма- - общественное питание характер спроса ятия

териального - услуги связи - материальный - индивидуальные предпри-

характера - транспортные услуги характер услуг ниматели

- услуги гостиничного хозяй- - конкурентоспо- - акционерные общества

ства - услуги банно-прачечного хозяйства - бытовые услуги - ритуальные услуги - дорожное строительство - благоустройство - строительство муниципального жилья - производство товаров местной промышленности собные услуги - малое предпринимательство - регулирование отношений со стороны муниципальных властей

Инфраструк- - здравоохранение - нематериальный - государственные и муни-

тура услуг со- - образование характер ципальные предприятия

циально- - социальная защита - псевдоиндиви- - некоммерческие частные

культурной - учреждения культуры и ис- дуальный харак- организации

сферы кусства тер - общественные организа-

- физическая культура, спорт - ограниченная конкурентоспособность услуг ции - частные коммерческие организации - акционерные общества

Инфраструк- - охрана общественного по- - чистые общест- - государственные унитар-

тура услуг по рядка (милиция) венные блага ные предприятия

обеспечению - пожарная безопасность - муниципальные унитар-

общественной - экологическая безопасность ные предприятия

безопасности - правовые органы защиты населения - нотариат - ликвидация последствий чрезвычайного характера - бюджетное финансирование

193

В условиях рыночных отношений непременным условием эффективного управления становится формирование в муниципальных образованиях экономической среды, обеспечивающей переход объектов городской инфраструктуры на принципы самофинансирования. В современных условиях все четыре группы городской инфраструктуры финансируются в той или иной степени из средств бюджетов различных уровней. А для четвертой группы инфраструктуры бюджетные средства останутся основным источником финансирования и в перспективе. При этом утверждать о том, что центр экономических забот государства и его бюджета находится в социальной сфере у нас сегодня нет никаких оснований. Уровень эффективности управления этими сферами будет, в конечном счете, определяться тем, насколько юридически корректно проведено здесь разграничение компетенции местного самоуправления и государственной власти, координированы бюджетные связи между ними в финансировании муниципальной деятельности в указанных сферах.

Предприятия второй группы городской инфраструктуры уже сегодня достаточно успешно функционируют на коммерческих принципах хозяйствования и пополняют доходы городской казны. Важнейшей задачей органов местного самоуправления в этой группе предприятий состоит в развитии конкуренции, стимулировании производства тех видов услуг, которые пользуются спросом у населения местного сообщества.

Как мы уже отмечали, важнейшим условием функционирования предприятий сферы жилищно-коммунальных услуг (первая группа классификации) является принцип самоокупаемости и самофинансирования. Однако прошедшие десять лет реформы жилищнокоммунальной сферы опровергают эту, казалось бы, очевидную с теоретической точки зрения истину.

Литература

1. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2004. 176 с.

2. Ряховская А.Н. Экономическая классификация предметов ведения муниципальных образований // Муниципальная власть. 2001. №3.

© С. Ш. Останина - доц. каф. экономики КГТУ.

194

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.