Научная статья на тему 'Экономическая эффективность местного самоуправления'

Экономическая эффективность местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
801
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / SYSTEM OF MANAGEMENT / LOCAL FORMATION / EFFECTIVENESS OF MANAGEMENT / HOUSING PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Останина С. Ш.

Разработаны основные направления исследования экономического содержания системы управления муниципальных образований: управленческая составляющая процесса повышения эффективности муниципального хозяйства; повышение экономической эффективности предприятий муниципального хозяйства региона. Дана оценка целесообразности существования местного самоуправления как субъекта социально-экономических отношений в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Worked out the basis directions of investigation economical maintenance management of local formation : management component of the process of efficiency increase; rising economical effectiveness of enterprise local property of region. Estimation of advisability that local self-management like subject social-economical relations in society.

Текст научной работы на тему «Экономическая эффективность местного самоуправления»

С. Ш. Останина

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Ключевые слова: система управления, муниципальное образование, эффективность управления, жилищно-коммунальное

хозяйство.

Разработаны основные направления исследования экономического содержания системы управления муниципальных образований: управленческая составляющая процесса повышения эффективности муниципального хозяйства; повышение экономической эффективности предприятий муниципального хозяйства региона. Дана оценка целесообразности существования местного самоуправления как субъекта социально-экономических отношений в обществе.

The main words: system of management, local formation, effectiveness of management, housing property.

Worked out the basis directions of investigation economical maintenance management of local formation : management component of the process of efficiency increase; rising economical effectiveness of enterprise local property of region. Estimation of advisability that local self-management like subject social-economical relations in society.

Местное самоуправление характеризуется сегодня крайне низкой эффективностью своей деятельности. Характерными чертами сложившейся ситуации являются, прежде всего, крайне низкая эффективность самой системы управления, а также низкая экономическая эффективность функционирования предприятий муниципального хозяйства.

Муниципальное хозяйство как экономическая основа муниципального образования является одним из главных базисных элементов местного самоуправления. Муниципальное хозяйство обеспечивает хозяйственную самостоятельность местных органов власти, служит удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, создает условия для обеспечения его жизнедеятельности.

Процесс реализации механизма управления органами муниципального образования предприятиями, находящимися на территории муниципального образования предполагает свое развитие, как нам представляется, прежде всего, через участие органов местного самоуправления в структуре собственности в процессе реализации управленческих функций посредством владения пакетом акции предприятий муниципального хозяйства. Данное положение относится как к предприятиям, содержащим на своем балансе особые социально значимые объекты муниципальной инфраструктуры, имеющие жизненно важное значение для проживающего на данной территории населения, а также и к категории градообразующих предприятий. Основополагающей мотивацией данного процесса является законодательная прерогатива органов местного самоуправления по защите интересов населения муниципального образования.

В теоретическом смысле заинтересованность органов местного самоуправления в повышении экономической эффективности функционирования предприятий муниципального хозяйства, казалось бы, обусловлена стремлением к наращиванию или сохранению их финансовой результативности, потеря которой естественным образом ведет к сокращению налоговых поступлений в местный бюджет, росту безработицы на территории муниципального образования и увеличению сумм пособий и социальных выплат. Однако на практике далеко не всегда интересы органов местного самоуправления совпадают с их усилиями

по повышению эффективности предприятий муниципального хозяйства, что является их прямой законодательно установленной прерогативой.

Развитие системы управления в муниципальных образованиях связано непосредственно с проблемами повышения экономической эффективности предприятий региона, деятельность которых непосредственно связана с удовлетворением потребностей населения, проживающего на территории данного муниципального образования. Данный круг вопросов выходит за рамки чисто финансовых аспектов результативности функционирования предприятий муниципального хозяйства. [2] Это связано с тем, что органы местного самоуправления на законодательной основе несут все бремя ответственности за эффективное и бесперебойное функционирование этих предприятий не только как их учредитель и собственник имущества, переданного им во временное хозяйственное пользование, но и как совокупный выразитель заинтересованности населения данного муниципального образования в их эффективном функционировании.

Экономическое содержание системы управления в муниципальных образованиях связано с оценкой целесообразности существования местного самоуправления как субъекта социальноэкономических отношений в обществе, а также разработкой основных направлений повышения эффективности функционирования экономической основы местного самоуправления.

Следовательно, обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования является единственной и главнейшей задачей органов местного самоуправления.

Под функциями местного самоуправления следует понимать виды деятельности, отнесенные к предметам ведения местного самоуправления, т. е. к вопросам местного значения. Однако под осуществлением функций местного самоуправления следует понимать не просто выполнение соответствующих видов деятельности, а надлежащее исполнение (решение) органами местного самоуправления и иными правомочными организациями вопросов местного значения.

Так, некоторые исследователи выделяют два важнейших признака вопросов местного значения [1]:

- они затрагивают интересы только (преимущественно) данной территории;

- они решаются за счет местных финансовых и иных территориальных ресурсов.

Безусловно, что оба эти критерия весьма условны, однако, позволяют достаточно гибко и адекватно учитывать местные нужды и возможности. Вследствие применения указанных критериев в зависимости от возможностей одни и те же вопросы в разных муниципалитетах могут иметь местное или государственное значение.

Другие авторы выделяют три основных критерия надлежащего исполнения вопросов местного значения [3]:

- правовой, определяющий соответствие действующим в государстве правовым нормам и законодательству;

- социальный, обеспечивающий социальную стабильность, исходя из принципа баланса интересов всех социальных слоев населения муниципального образования по вопросам местного значения;

- экономический, обеспечивающий условия для устойчивого социально-экономического развития муниципального образования.

Без акцента на надлежащее исполнение функций местного самоуправления, особенно экономических, отсутствует установка на экономически рациональное решение вопросов местного значения, какими бы социально значимыми они ни были. Более того, подобный «пробел» может быть истолкован как допустимость и возможность решения вопросов местного значения если и не любой ценой в силу их особой социальной значимости, то по любой, даже самой высокой, цене, какую только может предложить затратная экономика и несовершенная конкуренция.

В силу того, что жизнедеятельность населения муниципальных образований всецело зависит от полноценного и своевременного выполнения вышеперечисленных функций муниципальными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, находящимися в свою очередь под непосредственным контролем и влиянием органов местного самоуправления, следовательно роль администрации муниципальных образований поднимается до уровня гаранта эффективного функционирования учрежденных ею предприятий.

Федеральное законодательство не предусматривает исключительных полномочий местного представительного органа в жилищно-коммунальной сфере. У органов местного самоуправления остается единственной возможность воздействовать на эту сферу местной жизни только через механизм бюджетно-налогового регулирования и планирования. [4]

Следовательно, для того, чтобы разработать систему эффективного управления муниципальным хозяйством необходимо исследовать экономическое содержание комплекса жилищно-коммунальных

предприятий муниципального образования как объекта управления, количественные и качественные характеристики и параметры низкой эффективности функционирования объекта управления, специфику

условий функционирования предприятий жилищнокоммунального хозяйства, средства и механизмы повышения эффективности функционирования жилищно-коммунальных предприятий, обеспечивающей их деятельность на условиях самоокупаемости и самофинансирования.

Отсюда следует, что низкая эффективность функционирования жилищно-коммунального хозяйства лежит в основе низкой эффективности и несостоятельности всей системы местного самоуправления в целом.

Предметы ведения, на которые распространяются полномочия органов местного самоуправления, не только определяют сферы деятельности, в которых муниципальным образованиям предоставляется полная самостоятельность, но и определяются границы данных полномочий органов местного самоуправления в той или иной области муниципальных отношений.

В соответствии с законодательством экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Таким образом, в нашем понимании «эффективное управление муниципальным хозяйством» необходимо рассматривать в трех аспектах:

- как управление или воздействие на объект управления с целью обеспечения его функционирования в рамках заданных параметров;

- как эффективное или обеспечивающее функционирование объекта управления на условиях самоокупаемости и самофинансирования;

- муниципальное хозяйство как объект управления со стороны муниципального образования и его администрации.

Литература

1. Н.С.Тимофеев. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений. История и современность. Опыт России. - М.: Изд-во МГУ, 2009. -176 с.

2. Галанцева И.В. Институциональные основы взаимодействия реального и финансового секторов экономики / - Казань: Вестник КНИТУ № 11, 2012.

3. Иванов В.Н., Гузов Ю.Н., Безденежных Т.И. Технологии муниципального управления. - М.: «Финансы и статистика». 2008. - 422 с.

4. Останина С.Ш., Основные направления совершенствования управления коммерциализацией интеллектуальной собственности / Останина С.Ш. Рыболовлева А.А., Водолажская Е.Л., Авилова В.В. - Казань: Вестник КНИТУ №4, 2011.

© С. Ш. Останина - д-р экон. наук, проф. каф. экономики КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.