ISSN 2221-7347
Экономика и право
УДК 330
А.С. Романова
СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ ПОНЯТИЯ «КОРПОРАЦИЯ»
В статье рассматривается дефиниция «корпорация» с экономической и юридической точки зрения, приводится сравнительный анализ трактовок корпоративных структур в национальном аспекте, а также историческая справка о формировании понятия «корпорация» в российской экономической науке.
Ключевые слова: корпорация, корпоративная структура, акционерное общество.
Термин «корпорация» является достаточно широким понятием, которое можно трактовать различными образом с юридической, экономической, исторической и национальной точки зрения.
Наиболее часто дефиниция «корпорация» трактуется в юридическом аспекте. Так, П.В. Степанов [1] в своей работе обращает внимание на то, что понятие «корпорация» происходит от латинского «corpus habere», трактуемого как права юридической личности или организация. Однако в широком смысле «корпорация» также может рассматриваться как объединение людей или юридических лиц с целью осуществления какой-либо социальной или коммерческой деятельности, а также деятельности иного характера.
Наряду с простейшей формой организации бизнеса - фирмой индивидуального собственника (sole partnership), а также предприятиями, находящимися в собственности двух и более лиц (partnership), которые в российской юрисдикции имеют форму товарищества, выделяются корпоративные структуры. Так, С. Росс [2] предлагает следующее определение данного понятия «Корпорация - это бизнес, основанный как отдельное юридическое лицо, состоящий из одного или более частных или юридических лиц».
Трактовка понятия «корпорация» с юридической точки зрения возможна в силу ряда причин. Во-первых, корпорация как юридическое лицо может осуществлять свою деятельность только после регистрации объединения участников бизнеса и их капиталов в установленном законом порядке. Во-вторых, регистрация юридического лица выделяет корпорацию как отдельный субъект права, выступающий как самостоятельный субъект гражданского оборота, имеющий собственные права и обязанности, и несущий ответственность по обязательствам.
Однако, как отмечает Я.И. Функ [3] любое юридическое лицо должно иметь своих представителей, через волю которых формируется воля юридического лица, рассматриваемая как результат взаимодействия экономических интересов участников бизнеса. В связи с этим, трактовку «корпорации» только с юридической точки зрения можно считать верной, но не полной.
В российской экономической науке проблемой изучения корпораций занимается ряд ученых, в числе которых Ю.Б. Винслав, Е. Новицкий, Ю.В. Якушин, А.В. Бандурин и другие [4, 5, 6, 7]. Большинство современных российских исследователей сводят понятие «корпорация» к «интегрированной корпоративной структуре», которая определяется как группа юридических или иных хозяйственно самостоятельных предприятий (организаций), ведущих совместную деятельность на основе консолидации активов и (или) договорных отношений, которая должна приводить к решению совместных целей. Данная трактовка является определением «корпорации» в широком смысле.
Однако существует и иной подход, рассматривающий корпоративные структуры в узком смысле. Проблемой изучения корпораций в данном разрезе занимались такие исследователи как Л.П. Страхова, В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Горбунов [8, 9] и другие. В отличие от
© Романова А.С., 2013.
69
Новый университет. 2013. № 12 (34)
ISSN 2221-7347
определения корпорации в широком смысле, данный подход отождествляет понятие «корпорация» с «особой разновидностью акционерных обществ, характеризующихся транснациональным характером деятельности, большими размерами, доминирующим положением на рынке».
Отметим, что в российской и зарубежной практике «корпорация» является синонимом понятия «акционерное общество». При этом такие исследователи как М.Г. Ионцев и И.Ю. Храброва [10, 11] рассматривают корпорации как коммерческое лицо, осуществляющее свою деятельность в виде хозяйственного общества или товарищества, однако А.Б. Фельдман, Т.В. Кашанина [12, 13] и другие трактую корпорации также как некоммерческие организации и производственные кооперативы. Следует отметить, что акционерное общество признается ведущей организационно-правовой формой, присущей корпоративным структурам. При этом в западной экономической практике корпорация рассматривается как акционерное общество, акции которого прошли листинг на бирже.
Отметим, что в Соединенных Штатах Америки и Великобритании по закону к корпорациям относят организации, соответствующие ряду признаков. Во-первых, это наличие более одного учредителя, при этом, в случае выхода одного из учредителей, корпорация не распадается, учредители несут ограниченную ответственность; во-вторых, организация должна носить коммерческий характер; в-третьих, организации должно быть присуще централизованное управление и возможность свободного перераспределения акций (паев).
В российском законодательстве правовой статус корпорации замещается статусом акционерного общества, который регулируется Гражданским кодексом РФ, Законом «Об акционерных обществах» [14, 15]. Однако стоит отметить, что в российской юрисдикции определен правовой статус государственных корпораций, который прописан в Федеральном законе от «О некоммерческих организациях» [16]. Данный закон определяет государственные корпорации как организационно-правовую форму некоммерческих организаций в России. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
Рассмотрим дефиницию «корпорация» с исторической точки зрения, а именно процесс эволюции акционерного общества к современной корпорации.
Первый этап связан с процессами приватизации и акционирования. На данном этапе произошло стихийное образование собственников акционерного капитала, которое привело к тому, что в середине 90-х годов XX в. в России появилось огромное число акционерных обществ преимущественно в форме открытых акционерных обществ. Данный этап характеризовался созданием большого числа компаний с распыленной структурой собственности, при этом сразу после приватизации трудовые коллективы имели в собственности порядка 70% акций, в дальнейшем этот процент стремительно снижался [17]. Кроме того, значительный процент акций компаний располагался в собственности государственных органов власти и различных объединений, однако государственные структуры не принимали активного участия в управлении акционерными компаниями.
Второй этап характеризуется концентрацией акционерного капитала в руках выделившейся группы собственников. На фоне концентрации капитала происходило два процесса: снижения доли участия органов государственной власти в акционерных обществах и рост внешних негосударственных собственников, обусловленный тенденциями по горизонтальной и вертикальной интеграции различных юридических лиц. При этом доля банков и иностранных инвесторов в структуре собственников также оставалась незначительной на данном этапе. В большинстве случаев, деятельность акционерных компаний была неприбыльна: ликвидность акций была низкой, выплаты по дивидендам не происходили.
В связи с этим третий тап характеризуется последующим перераспределением акционерной собственности таким образом, что во главе акционерных обществ появлялись более эффективные собственники и управленцы. На данном этапе все больше усиливалась концентрация акционерного капитала в руках единого собственника и росла доля внешних собственников. Развитие компаний проходило при мобилизации внутренних ресурсов акционерного общества
70
ISSN 2221-7347
Экономика и право
по средствам привлечения краткосрочных кредитов и реинвестирования прибыли без участия акционерных обществ на фиктивном рынке.
Четвертый этап развития акционерных обществ связан с выходом на финансовые рынки и увеличением числа стратегических инвесторов и партнеров. Формируются эффективные партнерства. На данной стадии начинается разделение функций владения и управления акционерными обществами.
Пятый этап характеризуется переходом от акционерных обществ и партнерств к корпорациям. Доминирующими собственниками корпораций становятся внешние инвесторы, иностранные компании и аффилированные структуры. В структуре управления происходит разделение функций владения, стратегического управления и контроля. Кроме того, корпорации полностью выходят на фондовые рынки, привлекая инвестиции путем открытой эмиссии акций.
Шестой этап предполагает развитие корпорации в соответствии с требованиями мирового фондового рынка, происходит интернациональная интеграция, повышается прозрачность деятельности и открытость, внедряются кодексы корпоративного поведения.
Рассмотренный процесс эволюции акционерных обществ вызывает необходимость выделения особых экономических признаков, свойственных российским корпоративным структурам.
Во-первых, корпорация является консолидирующей структурой, объединяющей людей и юридических лиц. Следует также отметить, что помимо акционеров (собственников), менеджмента, государства и коммерческих организаций, субъектами корпорации могут являться некоммерческие, общественные, профсоюзные, лизинговые, венчурные организации, держатели нелегитимного интереса и другие. Отсюда вытекает второй признак корпорации: они могут носить коммерческий характер или создаваться с целью осуществления общественно полезных функций.
В-третьих, если рассмотреть характер собственности и контроля, присущий корпоративны структурам, можно отметить, что корпоративная собственность относительно распылена относительно акционеров. Данная особенность объясняется сложной организационной структурой корпораций. Собственники акций в меньшей степени заинтересованы в контроле над корпорацией с целью получения доходов, чем интересами бизнеса в целом. В связи с этим возникают и специфические особенности формы хозяйствования: в корпорациях функции владения и управления отделены друг от друга, что приводит к необходимости создания отдельного штата профессиональных менеджеров и специалистов.
В-четвертых, рассмотрим цель экономической деятельности корпораций. Распыленность контроля над деятельностью организации и заинтересованность собственников в увеличении рыночной стоимости акций приводит к тому, что целью корпоративных структур становится не увеличение эффективности функционирования действительного капитала, а наращивание стоимости фиктивного капитала. При этом корпорации традиционно характеризуются большими объемами производства и доминирующим положением на рынке, что обусловлено также участием в составе акционеров внешних финансово-экономических институтов, заинтересованных в долгосрочном существовании корпорации.
Пятый признак - это источники финансирования и ориентированность на вторичные финансовые рынки. Корпорации нацелены на использование многочисленных источников финансирования, которые привлекаются чаще всего на вторичных финансовых рынках. Нацеленность на рост фиктивного капитала корпорации приводит к увеличению рыночной стоимости ее акционерного капитала, а в последствии к его частичному или полному обособлению от оборота фиктивного капитала на вторичных финансовых рынках.
Шестой признак характеризуется лидирующим положением корпорации на рынке. Корпорациям свойственны крупные масштабы производства, а также интернациональный характер деятельности.
На основе вышеперечисленных признаков можно определить корпорацию как форму организации коммерческой или некоммерческой деятельности в форме акционерного общества,
71
Новый университет. 2013. № 12 (34)
ISSN 2221-7347
характеризующуюся доминирующим положением на рынке и крупными масштабами производства, широким составом ее собственников, нацеленных на долгосрочное функционирование по средствам наращивания в большей степени фиктивного капитала по отношению к увеличению действительного капитала и обособлением функций владения и управления.
Библиографический список
1. Степанов П.В. Корпорации в российском гражданском праве // Законность. 1999. № 4.
2. Росс С., Вестерфилд Р., Джордан Б. Основы корпоративных финансов: пер. с англ. М.: Лаборатория базовых знаний, 2000. С. 31.
3. ФункЯ.И., Михальченко В.А., Хвалей В.В. Акционерное общество: история и теория (Диалектика свободы). Минск: Амалфея, 1999. 608 с.
4. Винслав Ю. Развитие интегрированных корпоративных структур в России / Ю.Б. Винслав,
B. Е. Дементьев, А.Ю. Мелентьев, Ю.В. Якушин // Российский экономический журнал. 1998. № 11-12.
C. 27-41.
5. Новицкий Е. Стратегическое планирование в высокодифференцированных корпоративных структурах: в мировой практике и на опыте АФК «Система» // Российский экономический журнал. 1999. № 8. С. 75.
6. Якутин Ю.В. Условия повышения эффективности интеграционного взаимодействия в корпоративных структурах // Корпоративные проблемы экономического реформирования России: сб. науч. труд. / под общ. Ред. Ю. Б. Винслава. М.: ОАО “НПО “Экономика”, 2000. С. 183.
7. БандуринА.В. Деятельность корпораций. М.: БУКВИЦА, 1999. 600 с.
8. Страхова Л.П. Корпоративные образования в современной экономике / Л.П. Страхова, А.Е. Бартенев // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 6. С. 25.
9. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Горбунов В.И. Микроэкономика: в 2 т. Т. 1. М.: Экономическая школа, 1996. С. 249.
10. Ионцев М.Г. Акционерные общества: Правовые основы. Имущественные отношения. Защита прав акционеров. М.: Ось-89, 1999. С. 10.
11. ХраброваИ.Ю. Корпоративное управление: вопросы интеграции. М.: АЛЬПИНА, 2000. С. 15.
12. Фельдман А.Б. Управление корпоративным капиталом. М.: Финансовая академия при Правительстве Р.Ф., 1999. С. 194.
13. Кашанина Т.В. Корпоративное право (право хозяйственных товариществ и обществ). М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С. 57, 153.
14. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 6 дек. 2011 г.).
15. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (ред. от 27 июл. 2012 г.).
16. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 № 7-ФЗ (ред. от 28.07.2012, с изм. от 16.10.2012).
17. Долгопятова Т.Г. Становление корпоративного сектора и эволюция акционерной собственности: препринт WP1/2003/03. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 44 с.
Статья поступила в редакцию 17.11.2013.
РОМАНОВА Алёна Сергеевна - аспирант кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета.
72