Научная статья на тему 'К вопросу о сущности корпораций'

К вопросу о сущности корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРИЩЕСТВА И ОБЩЕСТВА / АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / КОРПОРАТИВНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горовец Наталья Александровна

В статье рассматриваются основные подходы к пониманию сущности и классификации характерных признаков корпораций, сущность корпораций преимущественно рассматривается с организационно-правовой точки зрения, приводится правовое определение корпораций в Российской Федерации, по результатам исследования делаются выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности корпораций»

УДК 347.72

Горовец Наталья Александровна,

старший преподаватель,

кафедра финансов предприятий и страхования,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь.

Gorovets Natalya,

Senior lecturer,

Department of Business Finance and Insurance,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ КОРПОРАЦИЙ REVISITING THE NATURE OF CORPORATIONS

В статье рассматриваются основные подходы к пониманию сущности и классификации характерных признаков корпораций, сущность корпораций преимущественно рассматривается с организационно-правовой точки зрения, приводится правовое определение корпораций в Российской Федерации, по результатам исследования делаются выводы.

Ключевые слова: корпорация, юридическое лицо, хозяйственные товарищества и общества, акционерное общество, корпоративные объединения.

The article deals with the main approaches to understanding the nature and classification of the corporations' specific features. The essence of corporations is primarily considered from the organizational and legal point of view. The legal definition of corporations in the Russian Federation is given. The author makes conclusions from the study.

Keywords: corporation, legal entity, business partnerships and companies, joint stock company, corporate associations.

ВВЕДЕНИЕ

В научной среде давно идет дискуссия по поводу определения сущности корпораций. Одни авторы пытаются дать определение понятию «корпорация»; другие классифицирую признаки, присущие корпорации; третьи трактуют сущность корпорации с юридической, экономической, исторической точек зрения; четвертые рассматривают сущность корпорации в широком и узком понимании. Однако до сих пор отсутствует четкое юридическое понятие корпорации, до сих пор этот термин остается весьма неоднозначным.

В российской экономической науке проблемой изучения корпораций занималось немало ученых, в числе которых В.А. Белов, А.Б. Фельдман, И.А. Храброва, Ю.Б. Винслав, М.А. Осипов, О.А. Макарова, В.С. Белых, А.Ф. Черненко, Н.В. Никитина, В.Г. Когненко и др.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является анализ современных подходов ученых к пониманию сущности корпораций, рассмотрение юридических аспектов сущности корпораций в российском законодательстве, формулировка нашей точки зрения относительно исследуемой многими авторами проблемы.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Большинство ученых, классифицируя разные признаки корпораций, связывают их в правовом плане с юридическими лицами, основанными на членстве их участников.

По мнению В.А. Белова «первой корпорацией было товарищество, облеченное юридической личностью» [1, с. 57].

О.А. Макарова, анализируя разные взгляды исследователей на сущность корпораций, выделяет широкий и узкий смысл этого понятия, согласно первому подходу к корпорациям следует относить юридические лица (как коммерческие, так и некоммерческие), основанные на отношениях членства (участия); согласно второму — только коммерческие организации, основанные на отношениях членства [2, с. 22-24].

Некоторые авторы вкладывают совсем иной смысл в сущность корпораций в широком и узком понимании.

По мнению Н.В. Никитиной «в широком смысле слова корпорация — это коммерческое предприятие (организация), создаваемое с целью получения прибыли путем предпринимательской

164

деятельности, имущество котрого складывается из долей (вкладов) учредителей (участников). В узком смысле слова корпорация — это объединение (союз) предприятий, предусматривающее долевую собственность и состредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляючих (менеджеров), работающих по найму» [3, ^ 10-11].

Отождествление корпорации с юридическим лицом имеет исторический смысл, так как изначально с корпорацией связывали частные союзы, наделенные правом юридической личности, которые достигали больших материальных успехов, благодаря объединению его членов.

И сейчас большинство авторов придерживаются мнения, что только коммерческие юридические лица, основанные на членстве, могут быть отнесены к корпорациям.

Приверженцами широкого подхода являются Е.А.Суханова [4, с. 43], Т.В. Кашанина [2, с. 23], А.Б. Фельдман [5, с. 106] и др.

Козырева А.Б. отмечает, что «с развитием общества духовные интересы будут становиться если не доминирующими, то куда боле значимыми, нежели сейчас. И исключение организаций некоммерческого толка (например, вузов) из числа корпораций на том основании, что получение прибыли не является главной их целью, оказывается нелогичным» [6].

В российском правовом поле корпорациями называют корпоративные юридические лица (коммерческие или некоммерческие организации), учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, кроме унитарных юридических лиц. К таким лицам относятся: хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации [7].

То есть, к корпорациям причисляют практически все организационно-правовые формы ведения бизнеса, являющиеся корпоративными юридическими лицами и некоммерческие корпоративные организации. Не уточняется причастность к корпорациям организаций с одним учредителем, например хозяйственных обществ, образованных одним учредителем.

В.С. Белых считает, что такие понятия, как «корпорация», «корпоративные отношения», «корпоративное управление», «корпоративное право» являются чужеродными российскому праву и «зачем вводить в сферу правового регулирования термины, понятия и категории, которые явно не вписываются в систему правовых ценностей и не отвечают национальному менталитету» [8].

С формальной организационно-правовой точки зрения существует разброс мнений авторов относительно отождествления корпораций с какой-либо организационной формой коммерческих организаций. Одни авторы относят к корпорациям только хозяйственные общества, основанные на объединении капиталов; другие причисляют к ним и производственные кооперативы, в которых объединяется и имущество членов и их труд; третьи допускают в число корпораций и хозяйственные товарищества, участники (партнеры) которого управляют бизнесом и несут полную ответственность по обязательствам всем своим имуществом.

Большинство авторов, среди которых М. Акимов, Е. Мещеряков А.Б. Фельдман, Ю.Б. Винс-лав, И.А. Храброва [9] считают корпорацию синонимом акционерного общества.

Н.И. Берзон и Т.В. Теплова считают, что термин «корпоративные финансы» пришел из американской литературы, и что значительная доля коммерческих организаций в США представлена акционерными обществами (корпорациями)» [10, а 18].

Но, по мнению О.А. Макаровой в США корпорации принимают различные формы и могут быть «общественные и частные, прибыльные или бесприбыльные, акционерные и безакционерные, открытые и закрытые» [2, а 26].

Черненко А.Ф. выделяет место корпорации среди множества форм различных предприятий посредством присущих ей четырех признаков, таких как: юридическое лицо, ограниченная ответственность, свободная продажа акций, централизованное управление организацией советом директоров (наблюдательным советом), который избирается общим собранием акционеров [11, с. 5-6]. Этим признакам отвечает организация, созданная в форме публичного акционерного общества.

В.С. Белых относит к корпорации только акционерное общество, а все остальные коммерческие организации, в том числе и холдинги, финансово-промышленные группы, иные предпринимательские объединения без статуса юридического лица к организациям корпоративного типа (за исключением унитарных предприятий) [8].

165

H.Г. Фроловский также выделяет в российском праве две группы организаций: собственно корпорации и организации корпоративного типа. В числе последних автор называет хозяйственные товарищества и предлагает все юридические лица, основанные на участии, относить к корпоративным организациям, что позволит расширить сферу применения корпоративного права, не ограничивая ее только акционерными обществами [12].

Когненко В.Г., помимо бизнеса, имеющего единое (централизованное) управление, в котором обеспечена ограниченность ответственности участников и отделены функции управления и владения, относит к корпорациям: крупный бизнес по величине выручки, активов, среднесписочной численности работающих, количеству участников; холдинг со сложной финансовой и организационной структурой, объединяющий компании разной функциональной направленности; сообщество стейкхолдеров, созданное для генерации выгод в интересах разнообразных заинтересованных групп [13, с. 8].

Никитина Н.В. относит к корпорациям хозяйственные общества и товарищества, а также крупные объединения и союзы предприятий [3, с. 10].

Некоторые авторы, к которым относятся Н.Б. Сонькин, И.Ю. Храброва, Е. Новицкий [14], М.А. Осипов [15] и др., относя к корпорациям и объединения нескольких юридических лиц, не обладающих статусом юридического лица.

В правовом поле России к таким объединениям относятся холдинги, концерны, финансово-промышленные группы, основанные на жестких уставных отношениях а также ассоциации, союзы, основанные на договорных отношениях.

В мировой практике формы интегрированных компаний представлены стратегическими альянсами, консорциумами, картелями, синдикатами, пулами, ассоциациями, конгломератами, трестами, концернами, промышленными холдингами, финансово-промышленными группами и др.

Такие исследователи, как Л.П. Страхова, В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Горбунов [5, с. 106] и др. определяют понятие «корпорация» как «особую разновидность акционерных обществ, характеризующуюся транснациональным характером деятельности, большими размерами, доминирующим положением на рынке».

Такие компании называю транснациональными корпорациями. Сегодня зарубежные транснациональные корпорации контролируют большую часть мировых технологических, товарных, производственных ресурсов и продолжают расширяться для поиска новых рынков сбыта, обеспечения производства сырьем, поиска новых технологий, повышения экономической эффективности за счет перемещения производства в страны с меньшими производственными затратами, диверсификации производства и др.

Таким образом, российские экономисты с организационно-правовой точки зрения отождествляют понятие «корпорация» как с юридическими корпоративными лицами определенной организационно-правовой формы, так и с группой юридических или иных хозяйственно самостоятельных предприятий (организаций), ведущих совместную деятельность на основе консолидации активов и (или) договорных отношениях, которые должны приводить к достижению совместных целей.

ВЫВОДЫ

Проведенные исследования различных подходов ученых к сущности корпораций, дает основание сделать вывод о том, что данное понятие и присущие ему признаки в разные исторические периоды расширялось и трансформировались. Этому способствовали усложняющиеся хозяйственные связи, образование более сложных интегрированных форм корпораций, способных концентрировать большие материальные и интеллектуальные ресурсы, обладающих большими возможностями привлекать на открытом рынке капитал инвесторов и кредиторов для их эффективного роста.

Поэтому, понятие «корпорация», пришедшее из континентального и американского права, на наш взгляд не представляется возможным вписать в четкие организационно-правовые рамки. Сущность корпораций и присущих им признаков можно рассматривать и классифицировать с экономической точки зрения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. Актуальные проблемы теории и практики / под общ. ред. В.А. Белова. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 678 с.

2. Макарова О.А. Корпоративное право: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О.А. Макарова; предислов. О.Ф. Попондопуло. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 382 с.

166

3. Никитина Н.В. Корпоративные финансы: учебное пособие / Н.В. Никитина, В.В. Янов. — 3-е узд., стер. — М.: КНОРУС, 2014. — 512 с.

4. Суханов Е.А. Сравнительное корпоративное право / Е.А. Суханов. — М.: Статут, 2014. — 456 с.

5. Романова А.С. Анализ крупных российских корпораций / А.С. Романова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2012. — №9 (269). — Экономика. Вып 37. — С. 106-109.

6. Козырева А.Б. Основные подходы к пониманию корпорации / А.Б. Козырева // Ленинградский юридический журнал. — 2015. — №3 (41). — С. 93-103.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016) [Электронный ресурс] // Консультант плюс. — Режим доступа: www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_5142/28916ee0bbdf24214da0c780cd7ad21d728f37a4/ (дата обращения 03.10.2016).

8. Белых В.С. О корпорации, корпоративных отношениях и корпоративном праве / В.С. Белых [Электронный ресурс] // Юридическая безопасность. — Режим доступа: secandsafe.ru/ pravovaya_baza/blogi/yuridicheskaya_bezopasnost/o_korporacii_korporativnyh_otnosheniyah_i_ korporativnom_prave (дата обращения 03.10.2016).

9. Храброва И.А. Исторические основы возникновения корпоративного управления / И.А. Храб-рова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: allrefs.net/c1/492fh/p2/?full (дата обращения 03.10.2016).

10. Финансовый менеджмент: учебник / коллектив авторов; под ред. Н.И. Берзона и Т.В. Тепловой. — М.: КНОРУС, 2015. — 654 с.

11. Черненко А.Ф. Корпоративные финансы: учебное пособие / А.Ф. Черненко, А.В. Башарина.

— Ростов н/Д: Феникс, 2015. — 373с.

12. Фроловский Н.Г. Управление предпринимательскими корпорациями В Российской Федерации: автореферат / Н.Г. Фроловский [Электронный ресурс]. — Режим доступа: lawlibrary.ru/ disser2015371.html (дата обращения 03.10.2016).

13. Когненко В.Г. Корпоративная финансовая политика: монография / В.Г. Когненко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 615с.

14. Драчева Е.Л. Проблемы определения классификации интегрированных корпоративных структур / Е.Л. Драчева, А.М. Либман [Электронный ресурс] // Менеджмент в России и за рубежом.

— 2001. — №4. — Режим доступа: www.cfin.ru/press/management/2001-4/03.shtml (дата обращения 03.10.2016).

15. Осипов М.А. Методология формирования стратегии развития промышленного предприятия в условиях разделения собственности и управления: автореферат / М.А. Осипов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: refdb.ru/look/3418871-pall.html (дата обращения 03.10.2016).

Статья поступила в редакцию 10 октября 2016 года

167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.