Научная статья на тему 'Экономическая Сущность корпорации'

Экономическая Сущность корпорации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
849
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / СУЩНОСТЬ КОРПОРАЦИЙ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / CORPORATION / CORPORATE CULTURE / COMPANY / CORPORATE ENTITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коваленко Анна Владимировна

В статье проведен анализ определений термина, «корпорация», рассмотрена сущность современных корпораций РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The economics of corporation

The article analyzes the definitions of a corporation, the essence of modern corporations, the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Экономическая Сущность корпорации»

путь, которым пойдет экономическая система, но и предположить, что общественное благосостояние может быть измерено количественной функцией, и, наконец, определить общественную дисконтную ставку, чтобы привести к одному знаменателю во времени различные количественные показатели будущего благосостояния и таким образом суметь сравнить различные альтернативы.

Таким образом, даже если предположить, что необходимую информацию можно получить, вышеупомянутые элементы все же могут отличаться от случая к случаю, так что в целом невозможно установить, будет ли защита молодой отрасли определенно выгодной или определенно убыточной. Тем не менее можно утверждать, что при той же выгоде затраты будут ниже, если вместо тарифа используется субсидия.

ЛИТЕРАТУРА

1. КиреевА.П. Международная экономика: В 2 ч. Ч. I. М.: Международные отношения, 1997.

2. Корден У. Торговая политика и экономическое благосостояние // Вехи экономической мысли. Т. 6: Международная экономика. М.: ТЕИС, 2006.

3. Кругман П.Р., обстфельд М. Международная экономика. СПб.: Питер, 2003.

4. Мецлер Л. Таможенные тарифы, условия торговли и распределение национального дохода // Вехи экономической мысли. Т. 6.

5. Gandolfo G. International Economics I. The Pure Theory of International Trade. 2nd ed. Berlin; Heidelberg: Springer-Verlag, 1994.

6. Markusen J.R., Melvin J.R., Kaempfer W.H., MaskusK.E. International Trade. Theory and Evidence. New York & etc.: McGraw-Hill, 1995.

А.В. КОВАЛЕНКО

Анна Владимировна Коваленко — аспирантка кафедры общей экономической теории СПбГУЭФ.

В 2008 г. окончила СПбГУЭФ. Автор 6 публикаций.

Область научной специализации — корпоративный сектор экономики.

^ ^ ^

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КОРПОРАЦИИ*

Управление деятельностью корпораций, функционирующих в различных отраслях национальной экономики и на международном уровне, уже давно является предметом научного интереса исследователей всего мира. Проблема управления деятельностью корпораций особенно актуальна для нынешнего этапа развития российской экономики, поскольку происходит активный процесс формирования сложно структурированных хозяйствующих субъектов, в том числе межотраслевого и межрегионального уровня [4, с. 49].

Термин «корпорация» происходит от латинского согрогайо — общество, союз, группа лиц, объединенная общностью профессиональных или сословных интересов [3, с. 261].

В словаре С.И. Ожегова понятие «корпорация» толкуется как «одна из форм монополистических объединений» [8, с. 291].

ГРНТИ 06.51.25

© А.В. Коваленко, 2011

* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф.О.А. Молчановой.

В научной литературе выделяются следующие ключевые определения термина «корпорация»:

— корпорация — одна из форм монополистических объединений, хозяйственное товарищество или обще— эквивалент «акционерного общества»;

— коммерческая организация, объединение нескольких юридических лиц;

— объединение, наделенное определенной корпоративной культурой, а также ряд альтернативных определений [5, с. 34];

— «корпорация (от лат. corporatio — объединение) — совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права — юридическое лицо. Чаще всего корпорации организуются в форме акционерного общества» [10, с. 496].

Согласно определению Дж. Ван Хорна, «корпорация — это обезличенное предприятие, созданное законом; оно может владеть имуществом и брать на себя обязательства» [2, с. 21].

По мнению П. Самуэльсона и В. Нордхауса, корпорация — это «юридическое лицо, которое может самостоятельно продавать и покупать, занимать деньги, производить товары и услуги и вступать в контрактные отношения; имеет право ограниченной ответственности, в соответствии с которым инвестиции каждого из собственников корпорации ограничены строго определенным размером» [12, с. 688].

С. Росс предлагает собственное определение данного термина: «Корпорация — это бизнес, основанный как отдельное юридическое лицо, состоящее из одного или более частных или юридических лиц» [11, с. 31].

По мнению Г.Б. Клейнера, корпорация — это одна из наиболее распространенных форм организации крупного производства, основанная на совместном участии членов в деятельности организации и на ограниченной (как правило, вкладом в создание или деятельность корпорации или стоимостью приобретенных акций корпорации) ответственности участников по долгам корпорации. Как форма организации предпринимательской деятельности корпорация предусматривает долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих-менеджеров, работающих по найму [9, с. 134].

По мнению Дж. Гэлбрейта, корпорация — единственно возможная в современных условиях форма организаций производства, которая соответствует процессу современной трансформации развитой рыночной системы хозяйствования в индустриальное общество [3, с. 29].

Дж. К. Лафта дает определение корпорации как вида организации, характеризующегося определенной корпоративной культурой — максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставлением себя другим объединениям (в отличие от индивидуалистской организации) [7, с. 13].

Отечественные ученые, исследующие экономическую сущность корпорации, различают понятия акционерного общества и корпорации. Так Ю.С. Маслеченков и Ю.Н. Тронин исследуют корпорацию как «хозяйственную систему, включающую в себя три звена — финансовое, промышленно-торговое и управленческое» [5, с. 3].

В учебнике «Экономическая теория» указывается, что всякие более-менее крупные объединения людей, занятые настоящим делом, а не его имитацией (например, политические партии в России), в материальной или духовно-информационной сфере называются корпорациями [16, а 281].

Представляется, что наиболее полное определение представлено в Большом коммерческом словаре: «Корпорация (corporatio — объединение, сообщество) — широко распространенная в странах с развитой рыночной экономикой форма предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму» [1, с. 132].

В России за последние два столетия содержание понятия «корпорация» менялось многократно. Эволюция термина «корпорация» в правовой системе современной России весьма подробно описана в учебном пособии С.Д. Могилевского и И.А. Самойлова [6]. На основе признаков корпорации авторы данного учебного пособия привели следующее определение корпорации: «Корпорация — это юридическое лицо, основной целью которого является извлечение прибыли (коммерческая организация), уставной капитал которой разделен на доли (акции), удостоверяющие обязательственные права его участников (акционеров) по отношению к юридическому лицу, которые объединяются на основе заключаемого между ними гражданско-правового договора, не отвечают по обязательствам юридического лица, принимая риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им долей (акций). Корпорация создается в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью».

В российском законодательстве термин «корпорация» использован в ст. 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» для обозначения организационно-правовой формы юридического лица.

Обычно под корпорацией понимают организацию, основанную на членстве, однако с силу п. 1 ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях государственная корпорация членства не имеет. В Российской Федерации государственные корпорации созданы в стратегических для государства сферах.

Обобщение известных определений позволяет отметить два основных видения сущности корпорации:

— обязательная однозначность формулировки — внешнее видение, корпорация как внешнее проявление (организационно-правовая форма, официальный статус, строго регламентированные права и обязанности участников);

— альтернативность формулировки — внутреннее видение, корпорация как внутренняя среда (система внутренних характеристик, взаимосвязь элементов, внутриорганизационные отношения) [14, с. 24].

На основе приведенного выше можно сформулировать два принципиальных подхода к организации корпора-

— корпорация в форме профессионального объединения;

— корпорация в форме промышленного предприятия.

Более глубокое исследование сущности данной экономической категории позволяет сделать вывод о внутреннем единстве данных подходов в части существования следующих принципов-критериев рациональности формирования корпораций:

— единство как формообразующий фактор (единство внутри корпорации: профессии, цели, моральные установки по отношению к внешнему миру);

— ориентация на достижение целей управляемой системы (производство как базовый фактор с последующим выделением функций идентификации, защиты личных интересов и т. д.);

— выполнение функций социализации и адаптации;

— формирование посредством создания вновь или путем реорганизации существующей корпорации (слияние, разделение, выделение, преобразование);

— возможность юридического оформления (за исключением классической корпорации — профессионального сообщества).

Сущность корпораций может быть раскрыта, исходя из сущностных характеристик исследуемых понятий, по следующим признакам (см. табл.).

Таблица

Сущность корпораций РФ

Классификационный признак Сущность корпораций РФ

1. Разнообразие субъектов отношений Кроме акционеров, менеджмента, государства, банков, прочих кредиторов, субъектами корпорации являются общественные и профсоюзные организации, банки, венчурные, лизинговые фирмы и др.

2. Экономическая цель деятельности Ориентация на воспроизводство фиктивного капитала; заинтересованность в росте рыночной стоимости акций корпорации. На этой основе происходит смещение целевых установок в деятельности корпорации — от повышения эффективности функционирования действительного капитала к росту стоимости фиктивного капитала

3. Наличие выхода на вторичный финансовый рынок Финансовые ресурсы для развития корпораций привлекаются преимущественно на вторичном рынке

4. Роль внешних институтов (нерезидентов) в системе корпоративных отношений В развитой экономической системе акционерами корпораций, как правило, являются инвестиционные институты. Приоритеты их направлены на стабильное функционирование корпорации

5. Приоритеты финансирования Различные источники финансирования, преобладает собственное финансирование, возможность кредитования на международных финансовых рынках капиталов

6. Специфические особенности хозяйствования Наличие высококвалифицированного корпуса менеджеров и специалистов, разделение функций владения и управления

8. Роль совета директоров в управлении (активность или пассивность) В состав совета директоров корпораций помимо представителей акционеров входят представители трудовых коллективов (обычно из числа менеджеров среднего звена или профсоюзных лидеров). В последние годы крупные корпорации, представленные на фондовых рынках, стали включать в состав советов независимых директоров

Таким образом, наиболее полное определение корпорации представлено в Большом коммерческом словаре: «Корпорация — широко распространенная в странах с развитой рыночной экономикой форма предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму».

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой коммерческий словарь / под ред. Т.Ф. Рябовой. М.: Война и мир, 1996.

2. Ван хорн Дж. К. Основы управления финансами. М.: Финансы и статистика, 2000.

3. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969.

4. Круглое В.В. ФИНЭК: как вызревало наше понимание мировой экономики // Известия СПбУЭФ. 2010. № 4. С. 47-54.

5. МаслеченкоеЮ.С., Тронин Ю.Н. Финансово-промышленные корпорации России. М.: ДеКа, 1999.

6. Могилееский С.Д., Самойлов И.А. Корпорации в России: правовой статус и основы деятельности: учебное пособие. 2-е изд. М.: Дело, 2007. 480 с.

7. ЛафтаДж.К. Эффективность менеджмента организации. М.: Русская деловая литература, 1999.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1991.

9. Популярная экономическая энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.

10. РайзбергБ.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1996.

11. Росс С., Вестерфилд Р., Джордан Б. Основы корпоративных финансов. М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.

12. Самуэльсон П. Экономика: учебное пособие для вузов. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.

13. Словарь иностранных слов. М.: Русский мир, 1980.

14. ХарламовА.В. Глобализация и экономическая безопасность государства // Известия СПбУЭФ. 2010. № 5. С. 22-28.

15. ШапироВ.Д. Корпоративный менеджмент: попытка упорядочения методологического хаоса // TopManager. 2003. № 25.

16. Экономическая теория: учебник / под ред. И.К. Ларионова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.

Л

А.Ф. КОВТУНОВ

Ковтунов Андрей Федорович — аспирант кафедры маркетинга СПбГУЭФ. В 2008 г. окончил СПбГУЭФ. Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — маркетинг, маркетинговые коммуникации, МИС, брендинг.

^ ^ ^

ФЕНОМЕН АНТРОПОНИМИЧЕСКОГО БРЕНДА*

Конкуренция на рынке товаров и услуг сопровождается обострением соперничества в сфере маркетинговых коммуникаций. Конкурируют бренды, одновременно состязаются посвященные им рекламные обращения. В борьбе за внимание целевой аудитории побеждает, как правило, коммуникация более креативная, выразительная, способная донести до аудитории нужную информацию за как можно меньшее число повторений. Это важно, поскольку цена эфирного времени, печатной площади, других каналов и носителей рекламы растет.

Последние десятилетия в истории маркетинговых коммуникаций стали временем особенно активного поиска новых выразительных средств и стилистических приемов. И в мировой, и в современной российской практике среди разновидностей маркетинговых коммуникаций активно используется прием олицетворения. В России интерес к данному приему можно считать традиционным [14]. Торговая марка, имя бренда — важный элемент рекламы, и когда в качестве словесного товарного знака используются фамилии хозяев «Абрикосов», «Ландрин», «Сытин», — это, несомненно, «придает фирме лицо». Данная традиция не угасла и получила новый импульс в России в конце XX — начале XXI в., когда, с развитием рыночных отношений, стали появляться фирмы с подчеркнуто «именными» названиями. Эти наименования могут как основываться на фамилиях реальных людей, так и представлять собой «смоделированные» фамилии, символизирующие какие-либо качества товаров, производимых или реализуемых данной компанией (сети ресторанов «Колбасофф», «Пивнофф» и т. д.) [12].

Я

ГРНТИ 06.81.55 © А.Ф. Ковтунов, 2011

* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Ю.Н. Соловьевой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.