Научная статья на тему 'Содержание этнопедагогической подготовки учителя национальной школы'

Содержание этнопедагогической подготовки учителя национальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / ЭТНОПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харитонов Михаил Григорьевич

Этнопедагогическая подготовка учителя рассматривается как наиболее существенная часть профессиональной подготовки, представляющая собой непрерывный управляемый процесс формирования готовности к этнопедагогической деятельности и обладающая интеграционным свойством по отношению к профессиональной подготовке как к целому. Раскрываются цели, задачи, функции и принципы организации системы этнопедагогической подготовки учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание этнопедагогической подготовки учителя национальной школы»

УДК 37.013.8

СОДЕРЖАНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ESSENCE OF ETHNOPEDAGOGICAL TRAINING OF THE NATIONAL SCHOOL TEACHER

М. Г. Харитонов

M. G. Kharitonov

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Этнопедагогическая подготовка учителя рассматривается как наиболее существенная часть профессиональной подготовки, представляющая собой непрерывный управляемый процесс формирования готовности к этнопедагогической деятельности и обладающая интеграционным свойством по отношению к профессиональной подготовке как к целому. Раскрываются цели, задачи, функции и принципы организации системы этнопедагогической подготовки учителя.

Abstract. Ethnopedagogical teacher training is regarded as the most essential component of teacher training process. It is a continuous controlled process of formation of the readiness for ethnopedagogical activity. This process is characterized by the integration feature in the context of teacher training as a whole. The article reveals the goals, objectives, functions and principles of the system of the ethnopeda-gogical teacher training.

Ключевые слова: этнопедагогическая подготовка учителя, этнопедагогика.

Keywords: ethnopedagogical teacher training, ethnopedagogics.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена научными и практическими задачами, стоящими перед общеобразовательной и высшей школой, необходимостью возрождения традиционной культуры воспитания и восстановления этнических традиций, которые в настоящее время важны как никогда для приумножения культурного потенциала каждого народа.

Одну из серьезных причин бедственного состояния отечественной культуры, распространения бездуховности, моральной деградации, ухудшения межнациональных отношений мы связываем с игнорированием традиционной культуры воспитания, этого неиссякаемого родника духовности, аккумулятора нравственного опыта прошлых поколений. Из этого закономерно вытекает необходимость обращения в школах и семьях к народному опыту воспитания и возрождения этнических традиций, которые могут быть осуществлены только на основе коренного преобразования национальных школ. В то же время восстановление этнических традиций невозможно без специальной этнопедагоги-ческой подготовки учителя и творческого использования народной педагогики в учебновоспитательной работе.

Целью данного исследования является теоретическое обоснование содержания этнопедагогической подготовки учителя национальной школы.

Материал и методика исследований. Нами был проведен анализ отечественной научной литературы, в том числе этнопедагогической, использованы теоретические методы исследования (теоретический анализ и синтез, конкретизация и абстрагирование).

Результаты исследований и их обсуждение. Организация исследования потребовала от нас выявления сущности и содержания понятия «этнопедагогическая подготовка учителя», рассмотрения целей, задач, функций и принципов организации системы этнопедагогической подготовки учителя национальной школы. Этнопедагогическая подготовка представляет собой непрерывный управляемый процесс формирования готовности к этнопедагогической деятельности (этнопедагогической готовности). Интеграционное свойство, присущее данной подготовке, позволяет квалифицировать ее как систему, объединяющую и связывающую основные знания и навыки, приобретенные будущими учителями при изучении дисциплин учебного плана и отчасти реализованные и закрепленные при прохождении педагогических практик.

В основу разработки концепции этнопедагогической подготовки нами положены фундаментальные идеи культурологического и системного подходов к изучению явлений и процессов окружающего мира; диалектика взаимосвязи явлений и процессов, теории и практики; теория преемственности, позволившие выявить исторические и логические связи между этнопедагогическими системами. Под этнопедагогической концепцией подготовки учителя понимается система регулятивов, в соответствии с которыми проектируется и осуществляется процесс обучения и воспитания. Эти регулятивы призваны придать ему определенные целевые, содержательные и процессуальные свойства, благодаря которым он сможет выполнить ожидаемую от обучения и воспитания социальную функцию - сформировать будущих учителей с определенным типом этнопедагогического образования. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы предполагает сочетание базовой основы, федерального компонента с региональным, учитывающим особенности социокультурной ситуации на конкретной территории. Этнопедагогическая подготовка учителя - это сложная система, отличающаяся разнообразием структурных компонентов и характером взаимосвязи. Она обусловлена функциональными задачами, которые следует решать на каждом конкретном этапе. Каждая из предыдущих ступеней подготавливает к обучению на последующей, обеспечивая преемственность в этнопедагогическом образовании учителей начальных классов национальной школы.

Основными компонентами этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы являются: «анализ этнопедагогических проблем, (которые решает учитель); этнопедагогические знания (которые он при этом применяет); типы этнопедагогической деятельности (виды работ, которые он производит); этнопедагогические умения и навыки, необходимые ему для работы; функции учителя национальной школы в этнопедагогической деятельности» [2, 80].

Целью этнопедагогической подготовки является ознакомление будущих учителей с прогрессивными национальными воспитательными традициями, включая и конкретный опыт их современного функционирования.

Перечислим задачи этнопедагогической подготовки:

— формирование знаний об особенностях и сущностных характеристиках этнического воспитания, его основных средствах и факторах;

— индивидуализация, дифференциация, гуманизация и гуманитаризация этнопедагогической подготовки учителей начальных классов национальной школы;

— формирование этнопедагогических качеств, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

В качестве важнейших функций этнопедагогической подготовки выделим следующие:

— включение этнопедагогов в общую систему этнопедагогического образования;

— «стимулирование интереса будущих учителей к этнопедагогическим явлениям и процессам» [3, 84];

— реализация взаимосвязи этнопедагогической теории и практики;

— стимулирование экспериментальных исследований, ориентированных на разработку содержания, новых методик и технологий этнопедагогического образования учителей начальных классов национальной школы.

Будущие учителя должны вступать в процесс этнопедагогической подготовки как субъекты образовательного процесса, в котором обеспечивается единство теории и практики, реализуются разнообразные виды этнопедагогической деятельности.

Важными этнопедагогическими качествами личности, которые следует формировать у будущих учителей, являются: глубокое знание родного языка, любовь к родным местам, народному творчеству, природе; преданность родному краю; знание национальной культуры, осознание богатой духовной жизни народа, уважительное отношение к его обычаям и традициям, национальной самобытности; нестандартность использования духовных ценностей других народов, их этнопедагогической и традиционной культуры воспитания в учебно-воспитательном процессе; потребность в расширении и углублении своего культурного кругозора, развитии полихудожественного мышления и способности переживать, оценивать произведения искусства, инвариативности мышления и привычки пользоваться различными источниками духовной информации (чтение книг, посещение театров, музеев, художественных выставок и др.), способности и потребности в оформлении жизненных планов на основе этнокультурных смыслов.

Вышеназванные качества, а также те, что вошли в квалификационную характеристику, нельзя сформировать только на этапе довузовской и вузовской этнопедагогической подготовки, нельзя скорректировать только на этапе послевузовской этнопедагогической подготовки. Именно довузовское, вузовское и послевузовское этнопедагоги-ческое образование определяет в конечном счете успех этнопедагогической подготовки учителя начальных классов.

Выделим принципы организации системы этнопедагогической подготовки учителя. Среди них:

1. Принцип личностной ориентации может рассматриваться как следствие гуманизации образования. Данный принцип состоит в том, что при построении системы этнопедагогической подготовки будущего учителя начальных классов (и каждого из ее элементов), а также при разработке механизмов ее функционирования приоритетными должны быть такие компоненты, которые создают условия для становления личностно значимых для студентов этнопедагогических качеств, характеризующих учителя начальных классов национальной школы.

Исходя из этого принципа, этнопедагогическая подготовка будущего учителя начальных классов новой формации, владеющего новыми этнопедагогическими подходами и технологиями обучения, направлена на его профессиональное развитие на основе традиционной педагогической культуры.

2. Принцип системности этнопедагогических знаний. Доминирующее значение для решения проблемы формирования системных этнопедагогических знаний учащихся имеют структура и содержание учебных предметов. Следовательно, ознакомление будущих учителей с системно-логическим построением содержания курсов, демонстрация этнопедагогической связи между отдельными темами способствуют формированию умений систематизировать знания. Однако «знания-сведения» приобретают форму «знаний-умений» только в процессе этнопедагогической деятельности. Поэтому формирование системных знаний было бы более эффективным, если бы предусматривалось выполнение будущими учителями перспективных заданий по структурированию и систематизации изучаемого этнопедагогического материала (по традиционной педагогической культуре), тем более что формирование системных знаний необходимо для выполнения этнопедаго-гической подготовкой мировоззренческой функции.

Целесообразно выделение двух путей решения этой проблемы: 1) показ традиционной педагогической культуры в ее целостности, развитии; 2) конкретное преломление идей народного опыта воспитания в изучаемых учебных предметах. Это позволяет предусмотреть систему заданий по структурированию и систематизации материала курсов на основе основных идей традиционной педагогической культуры для формирования у будущих учителей умений структурировать и систематизировать этнопедагоги-ческие знания.

3. Принцип единства теории и этнопедагогической практики. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы складывается из целостной подготовки, единство которой составляют курсы общекультурного, медикобиологического, психолого-педагогического и предметного циклов и различные виды практической этнопедагогической деятельности. Таким образом, этнопедагогическая подготовка может осуществляться как при теоретическом, так и при практическом обучении дисциплинам.

4. Принцип этнопедагогической направленности обучения на комплексное решение задач образования, воспитания и развития обучаемых имеет три аспекта, которые, будучи приспособленными к процессу формирования этнопедагогической готовности, приобретают следующее содержание.

Образовательный аспект:

- овладение комплексом этнопедагогических умений и опытом рациональной учебно-этнопедагогической деятельности;

- умение выдвигать и грамотно решать этнопедагогические задачи.

Воспитательный аспект:

- осуществление в процессе этнопедагогической подготовки умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания будущих учителей;

- формирование этнопедагогической культуры учителя начальных классов.

Развивающий аспект:

- развитие этнопедагогических качеств учителя;

- развитие интеллектуальных способностей;

- «развитие творческого этнопедагогического мышления, способности к этнопедагогической рефлексии и интериоризации» [1, 37].

5. Принцип оптимизации и содержания означает опору на базовый компонент этнопедагогической подготовки учителя начальных классов, апробацию вариативных учебных планов и программ на основе традиционной педагогической культуры, освоение ведущих направлений этнопедагогической деятельности, соответствие этнопедагогического содержания возможностям и способностям подготовки учителя.

6. Принцип интегративности требует создания единого целостного процесса этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы, осуществляемого в течение всего периода обучения в вузе. От реализации этого принципа в большой степени зависит формирование у студента этнопедагогической готовности как интегрального качества личности. Принцип реализуется через интеграцию содержания и методов изучения общекультурных, медико-биологических, психолого-педагогических и предметных (специальных) дисциплин, интеграцию теоретической и практической этнопедагогической подготовки, интеграцию учебно-этнопедагогической и научно-этнопедагогической деятельности будущих учителей, совместную (объединенную) деятельность преподавателя и студентов.

Единицей этнопедагогической деятельности, реализующей принцип интегративности, выступает этнопедагогическая задача, решение которой требует от студента обобщенных этнопедагогических умений.

7. Принцип преемственности в развитии этнопедагогической готовности учителя начальных классов национальной школы требует учета результатов предыдущей этнопедагогической деятельности будущих учителей: уровня сформированности этнопедагогической компетентности, этнопедагогического мышления и рефлексии, этнопедагогической культуры; качества усвоения этнопедагогических знаний и умений, полученных при изучении различных дисциплин; степени развитости личностных качеств, определяющих их возможности в организации самостоятельной работы.

Резюме. В статье раскрыто содержание теории этнопедагогической подготовки учителя. Ядро (основание) теории составляют:

- сущность феномена «этнопедагогическая готовность», представленная через синтез его содержания, структуры и назначения в системе этнопедагогической подготовки учителя национальной школы;

- понятийный аппарат, описывающий этнопедагогическую деятельность и этнопе-дагогическую подготовку;

- принципы этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика чувашей / Г. Н. Волков. - М. : Пресс-сервис, 1997. - 486 с.

2. Харитонов, М. Г. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы (историография, теория, опыт) / М. Г. Харитонов. - М. : Прометей, 1999. - 228 с.

3. Харитонов, М. Г. Этнопедагогическое образование учителей национальной школы / М. Г. Харитонов. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2004. - 330 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.