Научная статья на тему 'Этнопедагогическая подготовка магистров'

Этнопедагогическая подготовка магистров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / ETHNOPEDAGOGICS / ETHNO-PEDAGOGICAL TRAINING OF MASTERS / PROFESSIONAL TRAINING / ETHNOPEDAGOGICAL ACTIVITY / ETHNO-PEDAGOGICAL PURPOSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харитонов Михаил Григорьевич, Егоров Марк Николаевич, Харитонова Фаина Петровна

В статье рассматривается этнопедагогическая подготовка магистров в системе высшего педагогического образования; характеризуются цель, задачи, функции, принципы и закономерности этнопедагогического образования будущих учителей; дается оценка формирования готовности магистров к этнопедагогической деятельности; доказывается эффективность реализации на психолого-педагогическом факультете магистерской программы «Этнопедагогическое образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харитонов Михаил Григорьевич, Егоров Марк Николаевич, Харитонова Фаина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-PEDAGOGICAL TRAINING OF MASTERS

The article considers ethno-pedagogical training of masters in the system of higher pedagogical education; characterizes the object, purposes, functions, principles and regularities of ethno-pedagogical education of teachers-to-be; presents the estimation of readiness of masters for performing ethno-pedagogical activity; proves the effectiveness of implementation of masters’ programme «Ethno-pedagogical education» at the faculty of Psychology and Pedagogics.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогическая подготовка магистров»

УДК 378.016:39

М. Г. Харитонов1, М. Н. Егоров2, Ф. П. Харитонова1 ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ

1 Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

2Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается этнопедагогическая подготовка магистров в системе высшего педагогического образования; характеризуются цель, задачи, функции, принципы и закономерности этнопедагогического образования будущих учителей; дается оценка формирования готовности магистров к этнопедагогической деятельности; доказывается эффективность реализации на психолого-педагогическом факультете магистерской программы «Этнопедагогическое образование».

Ключевые слова: этнопедагогика, этнопедагогическая подготовка магистров, профессиональная подготовка, этнопедагогическая деятельность, этнопедагогическая задача.

Актуальность исследуемой проблемы. В системе высшего профессионального образования пересматриваются цель, содержание, формы, методы, приемы, средства и технологии подготовки педагогических кадров. Модернизация профессиональной подготовки магистров в высших учебных заведениях приобрела особую значимость. Ожидаемым результатом образования становится высокая степень их готовности к профессиональной деятельности.

Целью данной статьи является теоретическое обоснование содержания этнопедаго-гической подготовки магистров.

Материал и методика исследований. В процессе исследования осуществлен теоретический анализ научной и методической литературы по вопросам этнопедагогической подготовки магистров, использованы теоретические методы исследования (анализ, синтез, абстрагирование и конкретизация).

© Харитонов М. Г., Егоров М. Н., Харитонова Ф. П., 2017

Харитонов Михаил Григорьевич - доктор педагогических наук, профессор, декан психолого-педагогического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: mgkhar@mail.ru

Егоров Марк Николаевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологии Института языков и культуры народов Северо-Востока Российской Федерации Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия; e-mail: ymn@yandex.ru

Харитонова Фаина Петровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: harfp@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.02.2017

Результаты исследований и их обсуждение. На психолого-педагогическом факультете ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» осуществляется подготовка магистров по программе «Этнопедагогиче-ское образование» (руководитель - профессор М. Г. Харитонов).

Основными компонентами этнопедагогического образования магистров являются:

- решаемые учителем психолого-педагогические и этнопедагогические проблемы;

- применяемые педагогом на практике этнопедагогические знания;

- осуществляемые преподавателем виды этнопедагогической деятельности;

- развитие интереса к совершенствованию этнопедагогических умений и навыков;

- создание благоприятных условий для развития интеллектуального и творческого потенциала.

В ходе исследования в понятие этнопедагогической подготовки магистров мы включили «развитие необходимых этнопедагогических качеств, овладение этнопедагоги-ческими знаниями, умениями и навыками, отражающими требования квалификационной характеристики учителей школы» [8].

Целью этнопедагогического образования является развитие у будущих магистров системы этнопедагогических знаний, готовности к осмыслению традиционной культуры воспитания, включая окружающую действительность как педагогическое пространство и здравый смысл как естественную идею, исходящую от народа.

Задачи этнопедагогического образования:

- развитие у студентов системы теоретических знаний в области этнической культуры;

- ознакомление их с многообразием и составом традиционной педагогической культуры;

- формирование у будущих магистров общепрофессиональной компетентности и воспитание у них этнопедагогической культуры посредством освоения ими основ этнопсихологии, педагогики межнационального общения, афористической этнопедагогики, этнопедагогики семьи, этнодидактики, этнологии, этнопедагогики, этнопедагогической антропологии, этнопедагогической пансофии и этнокультурологии;

- развитие у обучаемых понимания единства этнической и общечеловеческой педагогической культуры.

Необходимость комплексной реализации компонентов этнопедагогической подготовки магистров обусловливают следующие функции обучения:

- вооружение студентов системой научных этнопедагогических знаний, умений и навыков с целью использования их на практике;

- мотивация «интереса будущих учителей к этнопедагогическим явлениям и процессам» [5], [6];

- формирование мотивов этнопедагогической деятельности;

- изучение специфики психологии многочисленных наций и народностей Российской Федерации и своеобразия межнациональных отношений в различных ее регионах.

К основным принципам организации системы этнопедагогического образования магистров относятся:

1. Принцип личностной ориентации, согласно которому развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований традиционной культуры воспитания. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности ориентация, тем эффективнее происходит овладение будущими магистрами этнопедагогиче-скими знаниями, умениями и навыками. Ориентация личности является тем механизмом,

который позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как продукты развития.

Принцип личностной ориентации предполагает:

- способность к самостоятельному освоению и использованию методов этнической педагогики, к освоению новых сфер этнопедагогической деятельности;

- готовность использовать этнопедагогические знания при решении профессиональных задач;

- способность самостоятельно приобретать и использовать новые «этнопедагогиче-ские знания и умения, непосредственно связанные со сферой этнопедагогической деятельности» [8], [9];

- готовность осуществлять профессиональное и личностное самообразование;

- способность применять современные методики и технологии организации этно-педагогической деятельности;

- способность формировать образовательную среду и использовать этнопедагоги-ческие знания, умения и навыки в реализации задач этнопедагогического образования подрастающего поколения;

- готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов этнопеда-гогического образования учащихся, к анализу результатов процесса их использования в средних общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях, осуществляющих этнопеда-гогическую деятельность;

- способность «анализировать результаты этнопедагогических исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере этнопедагогического образования, самостоятельно осуществлять научное исследование» [1], [3];

- готовность использовать индивидуальные этнопедагогические способности для самостоятельного решения исследовательских задач;

- способность к систематизации, обобщению и распространению этнопедагогиче-ского опыта в профессиональной деятельности;

- готовность и способность разрабатывать, реализовывать этнопедагогические программы в целях популяризации этнопедагогических знаний и традиционной педагогической культуры.

Принцип личностной ориентации максимально содействует развитию у будущих магистров субъектной позиции, предполагающей готовность нести ответственность за собственный выбор, самостоятельность, творчество и инициативу в решении образовательных и этнопедагогических задач.

2. Принцип систематичности и последовательности этнопедагогических знаний. Данный принцип предполагает преподавание и усвоение этнопедагогических знаний в определенных порядке и системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.

Этнопедагогические знания будущими магистрами усваиваются последовательно. Они состоят из блоков:

1) законов, закономерностей и логики: «закон достаточного основания, исключенного третьего, тождества; законов этнопедагогики (традиционной педагогической культуры)» [2], [10];

2) концепций (этнопедагогики, поликультурного, этнопедагогического, межкультурного двуязычного образования, этнокультурного образования, языковой политики, становления исторического сознания, формирования государственной идентичности);

3) фактов (этнопедагогический, этнопсихологический);

4) теории этнопедагогики и этнопсихологии;

5) категорий: этнопедагогика, этнопедагогическая подготовка, этнопедагогическая готовность, этнопедагогическая компетентность, этнопедагогическое мышление, этнопедагогическая культура, этнопедагогический профессионализм, этнопедагогическая деятельность, этнопедагогический кругозор, этнопедагогический опыт, этнопедагогическая задача, этнопедагогические умения, этнопедагогические навыки.

Принцип систематичности и последовательности этнопедагогических знаний выражается в соблюдении ряда правил:

1) изучаемый материал планируется, делится на логические разделы - темы, тем самым устанавливаются порядок и методика работы с ним;

2) в каждой теме устанавливаются содержательные центры, выделяются главные понятия, идеи;

3) при изучении учебных дисциплин устанавливаются внешние и внутренние связи между законами, закономерностями, концепциями, фактами, теориями.

3. Принцип единства и взаимосвязи этнопедагогической теории и практики складывается из целостной подготовки магистров. Реализация данного принципа осуществляется в процессе изучения учебных дисциплин «Этнопедагогика», «Этнопсихология», «Педагогика межнационального общения», «Афористическая этнопедагогика», «Этнопе-дагогика семьи», «Этнодидактика», «Этнология», «Этнопедагогическая антропология», «Этнопедагогическая пансофия», «История и философия науки», «Этнокультурология», «Этносоциология», «Лингвокультурология», «Лингвострановедение», «Философия и история образования», «Поликультурное образование», а также при прохождении четырех видов производственных практик: педагогической, научно-педагогической, научно-исследовательской, преддипломной.

Принцип единства и взаимосвязи этнопедагогической теории и практики означает, что научно обоснованное этнопедагогическое знание в конечном итоге служит совершенствованию этнопедагогической деятельности, многие положения науки этнопедагогики выходят в практическую сферу традиционной педагогической культуры.

4. Для системы этнопедагогического образования магистров важным принципом, реализующим цели, является принцип прочности, осмысленности и действенности этнопедагогических знаний, умений и навыков. Реализация этого принципа на практике предполагает специальный анализ содержания этнопедагогического образования с точки зрения выделения в нем наиболее важных, существенных элементов и положений, которые должны быть обязательно и надолго усвоены, хорошо осмыслены будущими магистрами. На занятиях исключительное значение имеет установление логических связей между элементами этнопедагогического материала, с тем чтобы обеспечивалось усвоение всех вопросов, без которых невозможно овладение последующими разделами учебного предмета. Не механическое, а глубоко осмысленное запоминание этнопедагогического материала должно быть организовано преподавателем в целях обеспечения прочности его усвоения.

В процессе реализации данного принципа внимание уделяется не только прочности, осмысленности и действенности этнопедагогических знаний, но и необходимости формирования единства этнопедагогических знаний, умений и навыков как специального характера, специфического для данного учебного предмета, так и общеучебных умений и навыков (планирование учебной работы, умения работать с этнопедагогической литературой, осуществлять самоконтроль в учении, работать в должном темпе и др.). Действенность эт-нопедагогических знаний проявляется в умении применять их в конкретных этнопедагоги-

ческих ситуациях, переносить известные способы действий в новые ситуации с определенной их трансформацией. При оптимальном подходе к процессу обучения перед преподавателем встает проблема выбора наилучшего комплекса средств обеспечения как прочности, так и осмысленности и действенности этнопедагогических знаний магистров.

Принцип прочности, осмысленности и действенности этнопедагогических знаний, умений и навыков требует в единстве анализировать не только образовательные, но и воспитательные результаты обучения.

5. Принцип оптимизации обучения требует такого планирования и организации учебного процесса магистров, которые дают максимально возможные результаты образования, воспитания и развития при минимально необходимых затратах времени студентов и преподавателей.

К числу основных способов деятельности педагога, которые одновременно ведут к повышению эффективности воспитания и предупреждают превышение затрат времени, относятся:

- комплексный подход к подбору и решению задач обучения, к построению содержания, методов, средств и форм этнопедагогической деятельности;

- конкретизация задач, содержания, методов, средств, форм этнопедагогической деятельности с учетом имеющихся условий и возможностей;

- выделение главного, существенного при планировании задач, содержания, форм, методов этнопедагогической деятельности;

- сравнительная оценка различных вариантов методов, средств, форм обучения в целях выбора наилучшего из них по соответствующим критериям;

- дифференцированный подход к выбору этнопедагогических задач, содержания, методов, форм обучения с учетом особенностей отдельных групп магистров;

- создание необходимых условий для обучения;

- оперативное корригирование обучения с учетом меняющихся условий и возможностей.

6. Принцип интегративности предполагает объединение в целое преподаваемых учебных дисциплин «Этнопедагогика», «Этнопсихология», «Педагогика межнационального общения», «Афористическая этнопедагогика», «Этнопедагогика семьи», «Этнодидакти-ка», «Этнология», «Этнопедагогическая антропология», «Этнопедагогическая пансофия», «История и философия науки», «Этнокультурология», «Этносоциология», «Лингвокульту-рология», «Лингвострановедение», «Философия и история образования», «Поликультурное образование». Данный принцип реализуется на основе взаимопроникновения структурных элементов различных отраслей знаний в процесс этнопедагогической подготовки магистров. От реализации принципа интегративности зависит «формирование у студента этнопедагогической готовности как интегрального качества личности» [7], [9].

7. Принцип преемственности в обучении состоит в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебных дисциплин на разных ступенях их изучения магистрами. Принцип преемственности характеризует также требования, предъявляемые к этнопедагогическим знаниям и умениям студентов на каждом этапе обучения, формам, методам и приемам объяснения нового учебного материала и ко всей последующей работе по его усвоению. Преемственность свойственна учебному плану подготовки магистров по программе «Этнопедагогическое образование», что обеспечивает одинаковый объем этнопедагогических знаний у обучающихся 1 и 2 курсов и равные возможности для продолжения образования.

Преемственность в расположении материала учебных дисциплин и в выборе способов деятельности по овладению этими предметами осуществляется с учетом двух факторов: содержания и логики соответствующей науки и закономерностей процесса усвоения этнопедагогических знаний. Действие первого фактора является определяющим для соблюдения преемственности в построении учебной дисциплины: понятия, законы и факты, составляющие основное содержание учебной дисциплины, располагаются в последовательности, обеспечивающей постепенное развертывание содержания изучаемой отрасли знания, причем последующее органически связано с предыдущим. Действие второго фактора - закономерностей процесса усвоения - не позволяет прямо переносить содержание определенной научной области этнопедагогического знания в учебный предмет, требует дидактической переработки этого содержания.

Преемственность в этнопедагогической подготовке магистров охватывает не только отдельные учебные дисциплины, но и отношения между ними. Основой для этого являются объективные связи, в которых находятся различные стороны объекта, изучаемые разными дисциплинами. Последовательное распространение преемственности на межпредметные связи является важным условием этнопедагогической подготовки магистров.

Такое осуществление преемственности придает обучению перспективный характер, при котором отдельные темы рассматриваются не изолированно друг от друга, а в такой взаимосвязи, которая позволяет изучение каждой текущей темы строить не только с опорой на прошлые, но и с широкой ориентировкой на последующие темы.

Процесс этнопедагогического образования будущих магистров подчинен определенным закономерностям:

1. Обучение закономерно зависит от реальных учебных возможностей студентов. Данная закономерность имеет отношение к учебному процессу в целом, а следовательно, и к его задачам, содержанию, методам, средствам обучения, формам организации.

2. Процессы обучения и воспитания закономерно взаимосвязаны в целостном процессе. Отсюда следует, что «обучение определенным образом воспитывает и развивает, а воспитание и развитие влияют затем на эффективность новых циклов обучения» [4, с. 39]. Учитывая эту закономерную связь, в процессе этнопедагогической подготовки магистров мы проектируем задачи, содержание, методы и формы обучения таким образом, чтобы они не только формировали этнопедагогические знания и умения, но и эффективно воспитывали и развивали обучаемых. Одновременно внеучебная деятельность магистров всемерно содействует формированию положительных мотивов учения, развитию познавательной активности и готовности к этнопедагогической деятельности.

3. Процессы преподавания и учения закономерно взаимосвязаны в целостном процессе обучения. Единство преподавания и учения характеризует сущность учебного процесса в педагогическом вузе, где диалектически сочетается педагогическое руководство с активностью самих магистров. Эта связь необходима и существенна, так как если одновременно с преподаванием не проявляется активная учебно-познавательная этнопедаго-гическая деятельность обучаемых, то процесс подготовки как таковой прекращается.

4. Активность учебной деятельности магистров закономерно зависит от наличия у обучающихся познавательных мотивов, от используемых преподавателем методов стимулирования учения. Без стимулирования устойчивых мотивов учения невозможно обеспечить активную учебно-познавательную деятельность магистров и решать задачи этнопедагогического образования, воспитания и развития обучаемых.

5. Методы и средства организации учебно-познавательной деятельности, контроля и самоконтроля закономерно зависят от задач, содержания обучения и реальных учебных возможностей магистров. Методы и средства обучения закономерно определяются его целями. Прогресс в методах и средствах обучения позволяет ставить более высокие задачи в этнопедагогической подготовке магистров. Эта закономерность требует при выборе методов обучения учитывать не только задачи, но и специфику содержания этнопедагогического материала и уровень подготовленности обучаемых.

6. Формы организации обучения закономерно зависят от задач, содержания и методов обучения. Учет этой закономерности позволяет преподавателям выбирать рациональное сочетание групповых и индивидуальных форм организации учебно-познавательной деятельности магистров.

7. Эффективность учебного процесса закономерно зависит от условий, в которых он протекает. В учебном процессе с магистрами важно учитывать наличное время для обучения и стремиться выбирать такой темп обучения, так распределять время между отдельными темами (на изучение нового материала, контроль и повторение), чтобы успешно реализовывать все задачи обучения. В каждой конкретной ситуации находим оптимальный темп и распределение учебного времени, создавая тем самым благоприятные временные условия для обучения магистров. Недооценка этой закономерности или хотя бы одной из названных групп условий снижают его эффективность.

8. Оптимальная организация учебного процесса закономерно обеспечивает максимально возможные и прочные результаты обучения за отведенное время. В этой закономерности соединяются в единую систему все другие перечисленные ранее закономерности учебного процесса, так как оптимальная организация обучения магистров предполагает комплексное использование всех закономерных связей между всеми основными компонентами обучения и имеющимися условиями. Если преподаватель правильно выберет задачи, содержание, методы стимулирования и организации, средства и формы обучения, учтет имеющиеся условия и примет меры к их совершенствованию, то каждый магистрант может достичь максимально возможных для него на данном этапе результатов за отведенное время.

Мы описали все основные связи, характерные для учебного процесса, и вытекающий из них относительно целостный круг закономерностей этнопедагогической подготовки магистров. Без учета этих связей невозможно организовать обучение студентов.

Резюме. Таким образом, в статье раскрыто содержание теории этнопедагогического образования будущих магистров. Основание теории составляют:

- цель, задачи и функции этнопедагогической подготовки магистров;

- принципы этнопедагогического образования магистров: личностная ориентация; систематичность и последовательность этнопедагогических знаний; единство и взаимосвязь этнопедагогической теории и практики; прочность, осмысленность и действенность этнопедагогических знаний, умений и навыков; оптимизация обучения; интегративность; преемственность в обучении;

- закономерности этнопедагогической подготовки магистров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков Г. Н. Этническая педагогика: программа спецкурса. - М. : Изд-во УРАО, 1998. - 24 с.

2. Волков Г. Н. Этнопедагогизация современного образования // Мир образования. - 1997. - № 12. -С. 64-71.

3. Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1974. - 376 с.

4. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения. - М. : Просвещение, 1977. - 264 с.

5. Петрова Т. Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа в ХV-ХV[ вв. -Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1996. - 207 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Петрова Т. Н. Цивилизационный подход к изучению исторической этнопедагогики: сущностно-содержательная характеристика // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 4(72), ч. 2. - С. 102-110.

7. Харитонов М. Г. Содержание этнопедагогической подготовки учителя национальной школы // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 4(72), ч. 2. - С. 182-186.

8. Харитонов М. Г. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы (историография, теория, опыт). - М. : Прометей, 1999. - 228 с.

9. Харитонов М. Г. Этнопедагогическое образование учителей национальной школы. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2004. - 330 с.

10. Харитонова Ф. П. Анализ педагогических явлений в этнопедагогической деятельности педагога в поликультурном образовательном пространстве // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 1(77), ч. 1. - С. 200-205.

UDC 378.016:39

M. G. Kharitonov1, M. N. Egorov2, F. P. Kharitonova1 ETHNO-PEDAGOGICAL TRAINING OF MASTERS

1I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia 2M. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The article considers ethno-pedagogical training of masters in the system of higher pedagogical education; characterizes the object, purposes, functions, principles and regularities of ethno-pedagogical education of teachers-to-be; presents the estimation of readiness of masters for performing ethno-pedagogical activity; proves the effectiveness of implementation of masters' programme «Ethno-pedagogical education» at the faculty of Psychology and Pedagogics.

© Kharitonov M. G., Egorov M. N., Kharitonova F. P., 2017

Kharitonov, Mikhail Grigoryevich - Doctor of Pedagogics, Professor, Dean of the Faculty of Psychology and Pedagogics, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: mgkhar@mail.ru

Egorov, Mark Nikolaevich - Candidate of Pedagogicals, Associate Professor of the Department of Culturology, Institute of Languages and Culture of Peoples of the North-East of the Russian Federation, M. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia; e-mail: ymn@yandex.ru

Kharitonova, Faina Petrovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Pedagogics and Methodology of Primary Education, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: harfp@mail.ru

The article was contributed on February 02, 2017

Keywords: ethnopedagogics, ethno-pedagogical training of masters, professional training, eth-nopedagogical activity, ethno-pedagogical purpose.

REFERENCES

1. Volkov G. N. Jetnicheskaja pedagogika: programma speckursa. - M. : Izd-vo URAO, 1998. - 24 s.

2. Volkov G. N. Jetnopedagogizacija sovremennogo obrazovanija // Mir obrazovanija. - 1997. - № 12. -S. 64-71.

3. Volkov G. N. Jetnopedagogika chuvashskogo naroda. - Cheboksary : Chuvash. kn. izd-vo, 1974. - 376 s.

4. Kraevskij V. V. Problemy nauchnogo obosnovanija obuchenija. - M. : Prosveshhenie, 1977. - 264 s.

5. Petrova T. N. Istorija vospitanija i pedagogicheskoj mysli chuvashskogo naroda v HV-HVI vv. - Cheboksary : Chuvash. kn. izd-vo, 1996. - 207 s.

6. Petrova T. N. Civilizacionnyj podhod k izucheniju istoricheskoj jetnopedagogiki: sushhnostno-soderzhatel'naja harakteristika // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2011. - № 4(72), ch. 2. - S. 102-110.

7. Haritonov M. G. Soderzhanie jetnopedagogicheskoj podgotovki uchitelja nacional'noj shkoly // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2011. - № 4(72), ch. 2. -S. 182-186.

8. Haritonov M. G. Jetnopedagogicheskaja podgotovka uchitelja nachal'nyh klassov nacional'noj shkoly (is-toriografija, teorija, opyt). - M. : Prometej, 1999. - 228 s.

9. Haritonov M. G. Jetnopedagogicheskoe obrazovanie uchitelej nacional'noj shkoly. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2004. - 330 s.

10. Haritonova F. P. Analiz pedagogicheskih javlenij v jetnopedagogicheskoj dejatel'nosti pedagoga v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta im. I. Ja. Jakovleva. - 2013. - № 1(77), ch. 1. - S. 200-205.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.