Научная статья на тему 'Формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов в процессе обучения'

Формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ETHNOPEDAGOGICAL CULTURE / ETHNOPEDAGOGICAL TRAINING / ETHNOPEDAGOGICAL CONSCIOUSNESS / ETHNOPEDAGOGICAL THINKING / ETHNOPEDAGOGICAL ACTIVITY / FUTURE TEACHER / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булуева Ш. И., Масаева З. В., Эхаева Р. М.

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования этнопедагогической культуры студентов в многокультурном образовательном процессе. Раскрыты задачи и условия формирования этнопедагогической культуры студентов в процессе вузовской подготовки. Этнопедагогическая культура предполагает профессиональную образованность и владение этнопедагогическими технологиями. Выделение этнопедагогической культуры как нового понятия обусловлено требованиями к педагогам, работающим в поликультурном образовательном пространстве. При этом этнопедагогическая компетентность обладает интегративным свойством по отношению к общей профессиональной подготовке. Авторы приходят к выводу, что формирование этнопедагогической культуры, как важнейшей части педагогической культуры, связанной с освоением и практическим использование идей традиционной народной педагогики, является необходимым, обязательным условием профессиональной подготовки личности будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булуева Ш. И., Масаева З. В., Эхаева Р. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING ETHNOPEDAGOGICAL CULTURE IN FUTURE TEACHERS IN THE TEACHING PROCESS

The article deals with topical problems of formation of an ethnopedagogical culture of students in a multicultural educational process. It covers objectives and conditions of forming the ethnopedagogical culture of students in training in a university. Ethnopedagogical culture involves professional education and introduction of ethnopedagogical technologies into the process of education. The authors define the ethnopedagogical culture as a new concept due to the requirements for teachers working in a multicultural educational space. Thus ethnopedagogical competence has an integrative property with respect to general vocational training. The authors come to the conclusion that the formation of ethnopedagogical culture, as an essential part of pedagogic culture is connected with the development and practical usage of the traditional ideas of folk pedagogy. Thus, practical usage of the traditional ideas of folk pedagogy is a necessary, obligatory condition of professional training of a personality of future teachers.

Текст научной работы на тему «Формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов в процессе обучения»

трудности, которые можно преодолеть, увидеть пути своего дальнейшего продвижения и успеха.

Приоритетным в начальной школе является воспитательный и развивающий аспект обучения предмету. Иностранный язык вводит учащихся в мир другой культуры, ориентирует их на формирование навыка и умения самостоятельно решать простейшие коммуникативно-познавательные задачи в процессе говорения, чтения и письма, формирует такие качества личности, как инициативность, умение работать в коллективе, умение защищать свою точку зрения и устойчивый интерес к изучению предмета.

При изучении иностранного языка, в связи с его особой фонетикой, важно то, каким голосом преподаватель произносит слова и фразы и какое при этом выражение его лица. Безусловно, голос преподавателя должен быть добрым, располагающим к общению, а выражение лица должно соответствовать тону, который должен быть интригующим, доверительным, или серьезным, деловым, выражающим радость встречи, вселяющим успех.

Комфортность взаимодействия детей во время общения на английском языке во многом зависит от того, как используются различные организационные формы обучения. Наряду с широко применяемой фронтальной и индивидуальной работой необходимо более активно внедрять в учебный процесс и другие формы: групповые, коллективные, а также проектные [3].

Для успешного прохождения процесса обучения иностранному языку необходимо создать мотивы каждого речевого и неречевого действия детей как при обучении средствам общения, так и деятельности общения. Дети должны видеть результаты практического применения иностранного языка.

Ученик, при традиционном подходе к обучению, чаще всего не имеет возможности воспользоваться на практике своими знаниями. Устранить этот недостаток можно с помощью приёмов проектной методики, которая строится на следующих принципах:

- формулировка конкретной цели, направленная на достижение не «языкового», а практического результата;

- получение каждым учеником или группой учащихся конкретного задания, нацеленного на выполнение практического внеязыкового действия с помощью языка;

- обоюдная ответственность учащихся и учителя за результаты работы;

Библиографический список

- самостоятельное выполнение учащимися полученного задания и помощь учителя в случае необходимости. [4, а 21].

Опираясь на опыт учителей-практиков, можно отметить, что современный урок должен:

- строиться в соответствии с избранной учителем системой обучения;

- планироваться с учётом коммуникативной направленности, которая должна его пронизывать в ходе реализации практической цели обучения иностранному языку;

- обеспечивать комплексное осуществление воспитательной, образовательной и развивающей целей;

- иметь благоприятный психологический климат для изучения языка;

- вызывать у учащихся мотивацию изучения английского языка за счёт вовлечения каждого в активную речемыслитель-ную деятельность по овладению языком, затрагивая при этом и эмоциональную сферу обучаемого;

- оснащаться необходимыми средствами, которые позволяют создавать учебные ситуации и использовать естественные ситуации для развития устной речи и помогают в обучении чтению и письму;

- включать разнообразные обучающие игры, чтобы снимать усталость и напряжение [5].

Таким образом, обучение иностранному языку в начальных классах средней общеобразовательной школы направлено на воспитание и развитие детей средствами предмета на основе и в процессе практического овладения языком как средством общения. С помощью иностранного языка в начальных классах закладываются основы для последующего изучения иностранных языков в средней школе, для формирования учебных умений, для развития у учащихся интереса к культурному многообразию мира, уважения к языкам и культурам других народов, а также для развития первых представлений о нормах поведения в странах изучаемого языка, для «открытия» возможностей английского языка как средства общения в мире.

Тем самым обучение иностранному языку должно способствовать становлению личности ребёнка, максимально развивать его потенциал, давать ему инструмент для иноязычного общения и взаимодействия.

1. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. Москва, 1991

2. Беляева О.Н. Особенности обучения английскому языку в начальной школе. Иностранный язык в школе. 2010; 1.

3. Пелеванюк Е.Н. Английский язык в начальной школе: особенности обучения Available at: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&es rc=s&source=web

4. Гальскова Н.Д., Никитенко З.И. Процесс обучения иностранным языкам в начальной школе. Английская литература в школе. 1994; 1.

5. Акмальдинова Д.Р. Методика преподавания английского языка в начальной школе. Available at: http://nsportal.ru/akmaldinova-dinara-rafekovna

References

1. Zimnyaya I.A. Psihologiya obucheniya inostrannym yazykam v shkole. Moskva, 1991

2. Belyaeva O.N. Osobennosti obucheniya anglijskomu yazyku v nachal'noj shkole. Inostrannyjyazyk vshkole. 2010; 1.

3. Pelevanyuk E.N. Anglijskij yazyk v nachal'noj shkole: osobennosti obucheniya Available at: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s &source=web

4. Gal'skova N.D., Nikitenko Z.I. Process obucheniya inostrannym yazykam v nachal'noj shkole. Anglijskaya literatura vshkole. 1994; 1.

5. Akmal'dinova D.R. Metodika prepodavaniya anglijskogo yazyka v nachal'noj shkole. Available at: http://nsportal.ru/akmaldinova-dinara-rafekovna

Статья поступила в редакцию 05.03.16

УДК 371

Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: gamzaeva79@mail.ru

Masaeva Z.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: gamzaeva79@mail.ru

Ehaeva R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: gamzaeva79@mail.ru

FORMING ETHNOPEDAGOGICAL CULTURE IN FUTURE TEACHERS IN THE TEACHING PROCESS. The article deals with topical problems of formation of an ethnopedagogical culture of students in a multicultural educational process. It covers objectives and conditions of forming the ethnopedagogical culture of students in training in a university. Ethnopedagogical culture involves professional education and introduction of ethnopedagogical technologies into the process of education. The authors define the ethnopedagogical culture as a new concept due to the requirements for teachers working in a multicultural educational space. Thus ethnopedagogical competence has an integrative property with respect to general vocational training. The authors come to the conclusion that the formation of ethnopedagogical culture, as an essential part of pedagogic culture is connected with the development

and practical usage of the traditional ideas of folk pedagogy. Thus, practical usage of the traditional ideas of folk pedagogy is a necessary, obligatory condition of professional training of a personality of future teachers.

Key words: ethnopedagogical culture, ethnopedagogical training, ethnopedagogical consciousness, ethnopedagogical thinking, ethnopedagogical activity, future teacher.

Ш.И. Булуева, канд. пед. наук, доц., Чеченский государственный университет, г. Грозный, Е-mail: gamzaeva79@mail.ru

З.В. Масаева, канд. псих. наук, доц., Чеченский государственный университет, г. Грозный, Е-mail: gamzaeva79@mail.ru

Р.М. Эхаева, канд. пед. наук, доц., Чеченский государственный университет, г. Грозный, Е-mail: gamzaeva79@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования этнопедагогической культуры студентов в многокультурном образовательном процессе. Раскрыты задачи и условия формирования этнопедагогической культуры студентов в процессе вузовской подготовки. Этнопедагогическая культура предполагает профессиональную образованность и владение этнопедагогическими технологиями. Выделение этнопедагогической культуры как нового понятия обусловлено требованиями к педагогам, работающим в поликультурном образовательном пространстве. При этом этнопедагогическая компетентность обладает интегративным свойством по отношению к общей профессиональной подготовке. Авторы приходят к выводу, что формирование этнопедагогической культуры, как важнейшей части педагогической культуры, связанной с освоением и практическим использование идей традиционной народной педагогики, является необходимым, обязательным условием профессиональной подготовки личности будущих учителей.

Ключевые слова: этнопедагогическая культура, этнопедагогическая подготовка, этнопедагогическое сознание, эт-нопедагогическое мышление, этнопедагогическая деятельность, будущий педагог.

Инновационные процессы, которые происходят в нынешнем образовании, ведут к глубоким и качественным изменениям всей системы образования. Реформа вузовского образования позволяет рассматривать культуру как общечеловеческую ценность, способствующую её дальнейшему развитию. Поэтому актуализируется проблема взаимосвязи между культурой, наукой и образованием, в особенности университетского, что потребовало дальнейшего рассмотрения проблемы профессиональной подготовки педагогических кадров, так как сменилась роль учителя. Современный учитель, владеющий современным мировоззрением и высокими педагогическими технологиями, обладающий новым педагогическим мышлением, должен стать центральной фигурой, которая способствует становлению личности будущего учителя в условиях открытого, устойчивого и безопасного сообщества.

Возрастание потребности этнопедагогического знания в профессиональной подготовке будущих учителей и его сегодняшний второстепенный статус в системе образования, особенно педагогического, входит в прямое противоречие с современными социальными реалиями. Толерантность, культура межличностных и межконфессиональных отношений призваны и смогут погасить и предотвратить многие локальные и глобальные противоречия и конфликты современности. Учитель должен стать важнейшим связующим звеном между этнической, национальной, региональной и общечеловеческой, мировой, планетарной культурами, способным решать задачи культурологической стратегии образования. Человек не может примкнуть к общечеловеческим ценностям без глубокого и полноценного усвоения своей культуры, встать на вершины общемировых культурных достижений. Важно отметить, что этнопедагогическая подготовка будущих учителей должна рассматриваться в первую очередь как основа профессионального становления будущего специалиста.

Великие педагоги прошлого К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский, С.Т. Щацкий и другие отмечали как одну из главных задач в подготовке педагога освоение народных начал в обучении и воспитании. Так, К.Д. Ушинский разработал теоретические положения, ставшие основой этнопедагогики как области научного знания.

Изучение проблемы процесса формирования этнопедагогической культуры студентов потребовало постоянного взаимодействия научной и народной педагогики основу, которой являются национальные традиции.

Вопросы этнопедагогики изучались учеными Г.Н. Волковым, Е.Л. Христовой, Ю.А. Рудь и др. Научные исследования ученого Г.Н. Волкова явились основой для создания концепции этнопеда-гогики. Г.Н. Волков ввел в научную терминологию понятия «этно-педагогика» и «этническая педагогика». Народную педагогику он понимает как часть народной культуры, которую можно называть «народной педагогической культурой».

В современных этнопедагогических исследованиях утверждаются такие научные понятия, как «педагогическая народная культура» и «педагогическая традиционная бытовая культура»,

рассматривающие отдельные направления народной педагогики (Е.Л. Христова).

В этнопедагогике существуют различные направления как этнопедагогическое образование (В.А. Николаев, С.Б. Серя-кова, М.Г. Харитонов и др.), русская субэтническая педагогика (А.М. Леонов и др.), семейная этнопедагогика (А.А. Григорьева, С.Я. Карасова и др.) этнопедагогика межэтнической толерантности (Ш.М.-Х. Арсалиев и др.), этнопедагогика среды (Л.В. Кузнецова и др.), этнопедагогический менеджмент (Е.П. Жирков, Е.М. Михайлова и др.), сравнительная этнопедагогика (К.Ж. Ко-жахметова, Л.И. Федорова и др.) и т. д.

Т.В. Анисенкова, Л.С. Берсенева, Т.В. Давыдова, А.Н. Яковлева и др. писали о этнопедагогической подготовки как составной части этнопедагогической культуры педагога в различных типов учебных заведений [2].

Рассмотренные научные концепции явились основой появления понятия «этнопедагогическая культура учителя» и решения проблемы подготовки педагогов в этом направлении.

Основываясь на разработанный Г.Н. Волковым методологический базис этнопедагогики, учёный В.А. Николаев ввёл термин «этнопедагогическая культура» учителя как социально-педагогический феномен, который характеризует меру освоения традиционной педагогической культуры народа, понимания воспитательной сущности ее ценностей, их адекватного использования в современной практике обучения и воспитания [4].

Этнопедагогическая культура является составляющей наряду с профессионально педагогической в структуре общей культуры учителя. Выделение этнопедагогической культуры как нового понятия обусловлено требованиями к педагогам, работающим в поликультурном образовательном пространстве.

Между тем современное профессиональное образование не обеспечивает должным образом этнопедагогическую ориентацию специалистов. Исследования по данной теме показывают, что не достаточно специалистов, обладающих соответствующим уровнем культурологических и этнопедагогических знаний для претворения в жизнь гуманистических идей народной педагогики. А студенты вуза зачастую недооценивают значимость народного воспитания, не понимают важности изучения богатого опыта традиционной педагогики, слабо владеют его методами и приемами, не могут целенаправленно применять их в практике работы [1].

Этнопедагогическая культура педагога представляет достаточно высокий уровень развитости общей культуры, толерантное отношение к этнокультурному разнообразию окружающей его социальной среды, осуществление педагогической деятельности с учётом этнокультурных традиций национального региона.

Процесс подготовки будущего учителя предполагает владение студентом этнопедагогическими компетенциями. Они является усвоением педагогической культуры народа, традиций народного воспитания. Этнопедагогическая компетентность - это теоретическая и практическая готовность к трансляции ценностных ориентаций традиционной педагогической культуры народа

и к реализации основных положений народной педагогики в современной практике воспитания и обучения в образовательных учреждениях с учетом своеобразия национальной психологии.

Формирование этнопедагогической культуры педагога направлено на решение основных задач, связанных с этнопедаго-гическим сознанием, этнопедагогическим мышлением, этнопеда-гогической деятельностью.

Важнейшая задача формирования этнопедагогического сознания должна быть решена на базе накопления знаний о культуре, обычаях своего народа, понимания элементов в культуре, традициях других российских народов, позволяющих жить в мире и согласии. Все это способствует пониманию специфики культурных проявлений в современном мире и важности культурного плюрализма для личности и общества [3].

Развитие этнопедагогического мышления связано с умением обобщать, выделять и вносить в содержание образования конструктивные предложения, отражающие этническое своеобразие народов и его культур. Такие учителя должны будут способны решать важнейшие социально-педагогические национально-ценностные задачи.

Этнопедагогическая деятельность обозначает включение студентов в зону позитивного межнационального общения, в познавательную деятельность как диалог носителей различных культур в многокультурном образовательном пространстве.

В таком педагогическом процессе важно создать условия, в которых они будут чувствовать стремление найти пути взаимодействия, сотрудничества, общения и готовности к межкультурному диалогу.

В школах Чечни проводится многогранная работа по приобщению учащихся к этнокультурным ценностям как своего этноса, так и других народов [8].

Реализация этой программы в республике осуществляется через следующие направления: через создание национальной школы, через обращение к этнокультурным традициям, через диалог культур как основу взаимного обогащения и саморазвития культур. Значение вуза в активной реализации содержательного компонента учебной и профессиональной деятельности будущих педагогов в соответствии как с общечеловеческими ценностями, так и национально-этнической культурой огромна.

Этнопедагогическая культура предполагает профессиональную образованность и владение этнопедагогическими технологиями. Причём этнопедагогическая компетентность обладает интегративным свойством по отношению к общей профессиональной подготовке. Если профессионально-педагогическая подготовка студентов ориентирует на общие закономерности и проблемы воспитания и обучения и формирования личности с опорой на общечеловеческие достижения и особенности определенной государственной системы образования, то этнопедаго-гическая культура, опираясь на научную подготовку, строится на национальных особенностях подготовки к жизни подрастающих поколений и народных воспитательных традициях. В иерархии ценностей этнической педагогики чеченцев приоритетное место занимает культ семьи, любовь к родному краю, справедливость, общинность, коллективизм, стремление к общему благу. На ментальном уровне характеристически определяющими качествами чеченцев являются: трудолюбие, упорство, доброта, миролюбие, совестливость, умеренность, снисходительность, скромность, уступчивость, дисциплинированность, доброжелательность, простодушие, выносливость, сдержанность, осторожность, немногословность, рассудительность и др. Изучение многовекового народно-педагогического опыта позволяет сделать важный вывод, что фундаментальным, системообразующим принципом воспитания в этнопедагогике является принцип природосообраз-ности. Народная педагогика чеченцев на протяжении истории развития разработала и отшлифовала свою систему методов,

Библиографический список

приемов, средств и форм практической организации воспитания. В Чеченской Республике в реально существующих условиях толерантности и поликультурности с учётом тенденций мирового развития важно поддержать курс на сохранение и развитие национальной идентичности на фоне глобализации общественной жизни. Работа педагогических учебных заведений в этом плане обеспечит выполнение одного из важнейших условий формирования этнопедагогической культуры. Немалую роль могут сыграть и такие факторы, как традиции учебного заведения, уровень учебно-воспитательной работы, особенности взаимоотношений студентов и преподавателей. Главным же условием формирования этнопедагогической культуры будущих учителей является этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в целом, которая при этом не нарушает присущую ему логику. В первую очередь необходимо введение таких дисциплин, как «Этнопедагогика», «Этнопсихология» и т.п. Особую роль в этом плане призваны сыграть факультативные курсы по выбору. Решению проблемы эффективно поможет насыщение программ многих гуманитарных предметов материалом из истории чеченского народа, его духовной и материальной культуры. В этом же направлении потребуется и соответствующее усиление межпредметных связей в обучении. Результативность этно-педагогической подготовки будущих учителей кроме обновления содержания образования должна обеспечиваться также использованием активных методов и интерактивных форм обучения и воспитания с учётом достижений этнической культуры [5].

Особую роль следует отвести повышению этнопедагоги-ческой компетентности преподавателей учебных заведений. Успешное формирование этнокультурной личности невозможно без включения её в соответствующую систематическую деятельность при обеспечении единства чувств, сознания и поведения. Сбор фольклора, научно-исследовательская студенческая работа этической направленности призваны повысить эффективность соответствующей подготовки специалистов. Дополнить арсенал средств формирования этнопедагогической культуры будущих учителей поможет разнообразная внеаудиторная воспитательная работа (краеведческие и народоведческие объединения, кружки и клубы по интересам, мероприятия с использованием этнографических компонентов, стенная печать и т. п.) [7].

Выполнение студентами творческих исследовательских заданий по этнопедагогической проблематике (рефераты, проекты, курсовые работы, выпускные квалификационные работы) формирует творческий подход в формировании этнопе-дагогических знаний. Педагогическая практика студентов имеет важное значение в развитии этнопедагогической культуры будущего специалиста, так как она расширяет этнопедагоги-ческие знания, совершенствует этнопедагогические умения и навыки [6]. Использование различных форм организации учебного процесса и видов учебных заданий (семинар-диспут, открытая дискуссия, семинар-коллоквиум, составление сравнительных таблиц и графических схем, сравнительный анализ, тестовые, творческие задания и др.) способствует развитию основных элементов этнопедагогической культуры студентов в процессе учебного диалога. Формирование этнопедагогиче-ской культуры студентов - будущих педагогов связано с системой образования, основанной на культурном плюрализме, на сочетании мирового уровня технической и информационной оснащенности с традиционными культурными и духовными ценностями [8].

Таким образом, формирование этнопедагогической культуры, как важнейшей части педагогической культуры, связанной с освоением и практическим использованием идей традиционной народной педагогики, является необходимым, обязательным условием профессиональной подготовки личности будущих учителей.

1. Алипханова Ф.Н., Булуева Ш.И. Модель формированияполоролевого поведения студентов на примере вайнахской народной культуры и семейных традиций. Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагу-рова. 2011; 3: 121 - 125.

2. Арсалиев Ш.М.-Х. Этнопедагогические основы воспитания нравственности в поликультурном образовательном пространстве. Москва, 2015.

3. Арсалиев Ш.М-Х., Мусханова И.В. Использование этнопедагогических идей в нравственном воспитании молодежи. Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Абакан, 2008: 107 - 115.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Москва, 1999.

5. Гамзаева М.В. Игровые технологии обучения в процессе подготовки бакалавров профессионального обучения. В мире научных открытий. 2015; 3.1 (63): 547 - 554.

6. Гамзаева М.В., Магомедова З.З. Интерактивные методы обучения при формировании общекультурных компетенций будущих бакалавров профессионального обучения. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1 (50): 30 - 32.

7. Гамзаева М.В., Магомедова П.К. Опыт применения интерактивных методов обучения в процессе преподавания учебной дисциплины «Технологии научно-педагогического исследования». Вестник Академии права и управления. 2015; 3В: 266 - 271.

В. Мусханова И.В. Использование этнопедагогических знаний чеченцев в гуманистическом воспитании молодёжи. Назрань, 2009.

9. Ярычев Н.У. Возрождение религиозного воспитания в системе традиционной культуры чеченцев в условиях трансформации института семьи. Тенденции науки и образования в современном мире. 2015; В: 57 - 59.

References

1. Aliphanova F.N., Bulueva Sh.I. Model' formirovaniya polorolevogo povedeniya studentovna primere vajnahskojnarodnojkul'tury isemejnyh tradicij. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Kosta Levanovicha Hetagurova. 2011; 3: 121 - 125.

2. Arsaliev Sh.M.-H. 'Etnopedagogicheskie osnovy vospitaniya nravstvennosti vpolikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve. Moskva, 2015.

3. Arsaliev Sh.M-H., Mushanova I.V. Ispol'zovanie 'etnopedagogicheskih idej v nravstvennom vospitanii molodezhi. 'Etnosy razvivayuschejsya Rossii: problemy iperspektivy materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Abakan, 200В: 107-115.

4. Volkov G.N. 'Etnopedagogika. Moskva, 1999.

5. Gamzaeva M.V. Igrovye tehnologii obucheniya v processe podgotovki bakalavrov professional'nogo obucheniya. V mire nauchnyh otkrytij. 2015; 3.1 (63): 547 - 554.

6. Gamzaeva M.V., Magomedova Z.Z. Interaktivnye metody obucheniya pri formirovanii obschekul'turnyh kompetencij buduschih bakalavrov professional'nogo obucheniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1 (50): 30 - 32.

7. Gamzaeva M.V., Magomedova P.K. Opyt primeneniya interaktivnyh metodov obucheniya v processe prepodavaniya uchebnoj discipliny «Tehnologii nauchno-pedagogicheskogo issledovaniya». Vestnik Akademii prava i upravleniya. 2015; 3В: 266 - 271.

В. Mushanova I.V. Ispol'zovanie 'etnopedagogicheskih znanij chechencev v gumanisticheskom vospitanii molodezhi. Nazran', 2009.

9. Yarychev N.U. Vozrozhdenie religioznogo vospitaniya v sisteme tradicionnoj kul'tury chechencev v usloviyah transformacii instituta sem'i. Tendencii nauki i obrazovaniya v sovremennom mire. 2015; В: 57 - 59.

Статья поступила в редакцию 07.04.16

УДК 378

Daudov M.G., postgraduate, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru

PRACTICE-ORIENTED EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION TO FORM LEGAL COMPETENCE AMONG STUDENTS. In the article the author studies a problem of how to form legal competence of students at a pedagogical higher education institution. Legal competence is considered as a characteristic of a personality, reflected in all competencies in the legal field; an ability to conduct legal education and explain the basic ideas of law to prevent incorrect behavior of students and other subjects of the educational process. The author emphasizes social conditionality of legal training of future teachers. One of the conditions of such training, as the author proves in his work, is practice-oriented educational environment. The researcher shares factors, methods, means and forms, which influence the efficiency of formation of legal competence in students.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: practice-oriented environment, competence, legal competence, legal education, interactive methods, legal educational practice, legal culture.

М.Г. Даудов, аспирант, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: timop2012@mail.ru

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается проблема формирования правовой компетентности студентов педагогического вуза. Правовая компетентность рассматривается как характеристика личности, выражающаяся в совокупности компетенций в правовой области знаний; способности вести правовое воспитание и правопросветительскую работу, предупреждать противоправные проявления в поведении учащихся и других субъектов образовательного процесса. Автор подчёркивает социальную обусловленность правовой подготовки будущих педагогов. Одним из условий такой подготовки авторы считают практико-ори-ентированную образовательную среду. Выделены факторы, методы, средства, формы от которых зависит эффективность формирования правовой компетентности студентов.

Ключевые слова: практико-ориентированная среда, компетентность, правовая компетентность, правовое образование.

Социально-экономическое развитие современного общества, реформирование системы общего и профессионального образования требуют серьезных изменений в подготовке педагогических кадров. Правовая подготовка в педагогическом вузе является неотъемлемой частью профессиональной подготовки учителя любой специальности, так как обусловлена спецификой его будущей профессиональной деятельности. В качестве главного результата высшего образования должна рассматриваться готовность и способность молодых людей, жить и работать в условиях правового государства. У большинства учителей, опрошенных нами в школах г. Грозного, наблюдается низкий уровень правовой активности, правовых знаний, остро стоит проблема повышения нравственного и правового уровня подрастающего поколения. Обществу нужен педагог, владеющий правовыми знаниями из разных отраслей права, умеющий применять их на практике, пользоваться своими правами, вести работу по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, воспринимающий правовые ценности общества как личностно значимые, умеющий вести правовоспитательную деятельность. В связи с этим актуализирована необходимость формирования правовой компетентности будущего педагога. Для определения понятия

правовая компетентность необходимо определить сущность понятия «компетентность».

Понятие «правовая компетентность» весьма близко по содержанию с термином «правовая культура». В понимании содержания правовой культуры отсутствует надлежащая ясность и четкость. Так, одни авторы рассматривают правовую культуру как элемент правового сознания. Другие придерживаются противоположного мнения. Третьи полагают, что правовая культура включает в себя начало законности. Четвертые, рассматривают правовую культуру как часть общей культуры общества. Различные подходы к выяснению содержания правовой культуры, свидетельствует о сложности этого понятия [1].

Анализ литературы показал, что правовая компетентность студента - это составляющая профессиональной компетентности, определяющая правовую ориентацию личности в контексте профессиональной деятельности, которая является характеристикой, отражающей способность решать социально-правовые проблемы субъектов образовательного процесса на основе ценностей, знаний, опыта деятельности, в соответствии с этическими принципами, приоритетом прав человека, социальными стандартами, профессиональными обязанно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.