УДК 378.14
UDC 378.14
НИКОЛАЕВ В.А.
доктор педагогических наук, профессор, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: waleranikolaev@mail.ru ГРИНЕВА Е.А.
старший преподаватель, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: grineva2501@gmail.com ОЛЕВСКАЯ И. А.
старший преподаватель, Московский финансово-юридический университет E-mail: scorpioshka_sp@mail.ru УСОЛЬЦЕВА Е.В.
старший преподаватель, Российский новый университет
E-mail: logos2001@mail.ru
NIKOLAEV V.A.
Doctor of science, professor, Orel State University E-mail: waleranikolaev@mail.ru GRINYOVA E.A. Senior teacher, Orel State University E-mail: grineva2501@gmail.com OLEVSKAYA I.A.
Senior teacher, Moscow financial and legal university E-mail: scorpioshka_sp@mail.ru USOLTCEVA E.V. Senior teacher, Russian new university, E-mail: logos2001@mail.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА* THE USE OF ETHNO-PEDAGOGY IN THE TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN CONDITIONS OF THE UNIVERSITY
Статья посвящена использованию средств этнопедагогики в подготовке будущих специалистов. Этнопедагогические средства, включенные в педагогический процесс, позволяют повысить мотивацию педагогической деятельности, снизить уровень эмоционального напряжения детей. Игровые формы организации учебно-воспитательной работы носят образный, эмоциональный, динамический характер, адекватный особенностям детской психологии. Использование учителем этнопедагогических источников (фольклорных, игровых и др.) позволяет превратить деловые отношения в отношения близких людей. Владение этнопедагогическими средствами, их адекватное применение характеризует степень сформированности у учителя этнопедагогической культуры.
Ключевые слова: этнопедагогика, народная педагогика, этнопедагогическая культура, гуманизация педагогического процесса.
The article is devoted to the use of ethnopedagogical means in the training of future specialists. Ethno-pedagogical means included in the pedagogical process allow to increase the motivation of pedagogical activity, to reduce the level of emotional tension of children. Game forms of the organization of teaching and educational work are imaginative, emotional, dynamic, adequate to the characteristics of child psychology. Using the teacher of ethnopedagogical sources (folklore, gaming, etc.) allows you to turn business relations into relations of close people. The possession of ethno-pedagogical means, their adequate application characterizes the degree of formation of the ethno-pedagogical culture in the teacher.
Keywords: ethnopedagogics, folk pedagogy, ethno-pedagogical culture, humanization of the pedagogical process.
Анализ деятельности педагогов разной квалификации, их опросы, анкетирование позволили установить, что для многих из них серьезной проблемой является мотивация младших школьников и дошкольников на выполнение упражнений и заданий в ходе учебной деятельности. В силу возрастных особенностей детей, недостатка у них волевых качеств педагогам приходится прикладывать значительные усилия, чтобы стимулировать их на выполнение всего комплекса необходимых заданий. Опыт убеждает в том, что ребенок с большим интересом, активностью и результативностью выполняет задания педагога, чем обычные учебные упражнения, если он включен в занимательную игру, слушает сказку, исполняет песню, потешку.
Народная педагогика за многовековую историю накопила множество средств, источников, изученных этнопедагоги-кой. Включение в педагогический процесс фольклорных произведений, игр адекватно содержанию образования, формируемым знаниям и умениям позволяет незаметно, бесконфликтно стимулировать ребенка на выполнение разнообразных заданий, гуманизирует и оптимизирует работу учителя.
О важности использования разнообразных средств народной педагогики в учебно-воспитательной работе писали многие выдающиеся педагоги, мыслители прошлого (Л.С. Выготский, Я.А. Коменский, Д.С. Лихачев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой,
* Печатается в рамках работы Международной научно-практической конференции «Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы», 14-15 ноября 2018 года, г. Орел.
© Николаев В. А., Гринева Е.А., Олевская И. А., Усольцева Е.В. © Nikolaev V.A.., Grinyova E.A., Olevskaya I.A., Usoltceva E.V.
К.Д. Ушинский и др.). Основоположники отечественной дошкольной педагогики (Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, С.Т. Шацкий, В.И. Яшина и др.) отмечали важность использования этнопедагогических источников, в частности, малых форм фольклора для в работе с дошкольниками. В ряде публикаций (О.И. Капица, М.Н. Мельников, П. Опи, К.И. Чуковский и др.) отмечается высокая эффективность произведений детского фольклора в работе с детьми разного возраста.
По данными психологических исследований (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), для дошкольника, младшего школьника сказочный, фантастический мир, адекватен стремлению детей к фантазии, игре, воображению и не отделим в его сознании от реальной жизни. Дошкольнику, младшему школьнику проще выполнять задание вслед за сказочным героем, в контексте игровой, фантастической, сказочной ситуации, чем вслед за педагогов выполнить учебные упражнения. У ребенка снижается уровень эмоционального напряжения, преодолеваются коммуникативные барьеры, обеспечивает высокий уровень мотивации учебных и развивающих занятий.
Как свидетельствуют данные исследований в области фольклора, лингвистики, психолингвистики, народная культура и культура детства имеют сходную словесно-игровую основу: ритмическую организацию, фрагментарность, цепочность композиций, условность рифм фольклорных и детских произведений. Языковое единство народной и детской культур обеспечивает органичное, легкое, незаметное освоение детьми новых слов, понятий, речевых оборотов в контексте этнопедагогических источников. Их сказочно-фольклорное содержание, игровые формы имеют образный, эмоциональный, динамический характер, адекватный особенностям детской психологии: образности мышления, конкретности восприятия, специфике речевого развития, что делает их оптимальными, высоко гуманистичными педагоческими средствами. В ходе игр, исполнения фольклорных произведений освоение нового происходит вначале на эмоциональном, а затем на когнитивном уровне. Педагогические задания, основанные на эмоционально насыщенных стихотворных приговорах, припевах ролевых игр, участии в дидактических, словесных, подвижных играх, являются для ребенка более естественными, доступными, чем стандартные задачи и упражнения.
Согласно результатам исследований (О.И. Давыдова, Т.А. Пескишева и др.), в работе с детьми для мотивации учебно-воспитательной работы важно создание эмоционального поля, которое, в домашних условиях формирует «материнская культура». Воссоздание этой культуры в педагогической деятельности достигается путем использования этнопедагогических источников (фольклорных, игровых и др.), что позволяет объединить ребенка и педагога в единую «энергоинформационную систему». В результате их отношения являются аналогом отношений близких людей, т.е. окрашены любовью, гуманизмом, доверием друг к другу. Превращение деловых отношений педагога и ребенка в эмоционально привлекательные, доверительные отношения достигается необходимым уровнем сформиро-ванности у педагога этнопедагогической культуры.
Важность использования различных источников народной педагогики в учебно-воспитательной работе не-
однократно подтверждалась многими выдающимися педагогами. Л.Н. Толстой, исходя из опыта преподавания в Яснополянской школе, установил, что формированию выразительной речи во многом способствует знакомство детей с пословицами [17, с. 271]. Описывая подготовку деревенскими детьми сочинения, тему которого определяет пословица, великий педагог-гуманист установил, что дети стремятся запечатлевать словом образы, чувства, облеченные в художественную форму [17, с. 273-274]. В дальнейшем в повседневной речи они пользуются такими оборотами. Пословица, ставшая темой сочинения, стимулирует фантазию ребенка, развивает образность его речи, способствует включению его эмоциональной сферы в процесс сочинительства, развивает словесное творчество.
Основоположник принципа народности в образовании К.Д. Ушинский считал жизненно необходимым для становления полноценной личности ребенка знакомить его с народным языком. Знакомство с произведениями народной словесности, по его мнению, вводит ребенка в мир народной мысли, чувства, жизни, в сферу народного духа [18, с. 260]. Освоение разнообразных народных произведений позволяет ребенку освоить основные формы, оборо-тыродного языка. Как полагал великий педагог, благодаря созвучности фольклора языку ребенка, он глубже и полней понимает мысли, чувства, выраженные в фольклорных произведениях, которые народ стремился передать следующим поколениям. К.Д. Ушинский считал, что, только освоив социальный опыт, отраженный в сказках, пословицах, песнях, ребенок сумеет во всей полноте воспринять разнообразные формы поведения, отношений с людьми, использовать их для бесконфликтной жизни в обществе.
В книгу по русскому языку для начальной школы «Родное слово» К.Д. Ушинский включил множество различных фольклорных произведений. В пособии для учителей он пояснил их высокую педагогическую значимость. Существенное значение при начальном развитии детей К.Д. Ушинский отводил пословицам и поговоркам. В них, как он полагал, отразилась вся жизнь народа со всеми ее особенностями. Но пословица ценна также тем, что представляет собой умственную задачу, решить которую ребенок в состоянии [19, с. 313-314]. В пословицах он выделял внешний и внутренний смысл. Постижение внешнего смысла дает ребенку непосредственные знания о жизни. Для понимания внутреннего смысла необходимо выполнять ряд мыслительных операций, рассуждений, выводов и только так можно получить ответ и перенести его на собственную жизнь.
К.Д. Ушинский рекомендовал включать в обучение родному языку поговорки, прибаутки, скороговорки. Некоторые из них, писал он, иногда лишены смысла, но позволяют «выломать детский язык на русский лад и развить в детях чутье к звуковым красотам родного языка» [19, с. 314]. Исключение из детского лексикона этих фольклорных произведений, по его мнению, портит родной язык, лишает его цвета, красок, поэзии, жизни.
Особое место в обучении детей К.Д. Ушинский отводил сказкам. Он считал их блестящими образцами педагогического гения русского народа [19, с. 314]. Динамизм развития сказочного сюжета, повторы словесных оборотов делает этот фольклорный жанр целостным, ярким, наполненным жизнью, близким детскому сознанию. Великий
педагог ставил народную сказку недосягаемо выше всех рассказов, написанных для детей писателями. В народной сказке «великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы» [19, с. 315]. При этом К.Д, Ушинский считал целесообразным литературную обработку народных сказок, соотнесенную с современным языком, актуализировать в них педагогическую суть. Для развития речи детей К.Д. Ушинский рекомендовал после прочтения или рассказывания сказки взрослыми пересказывать ее самими детьми. Это позволит ее лучше запомнить, глубже понять ее педагогический смысл.
Л. С. Выготский считал фольклор, игры самыми эффективными средствами воспитания. Особое место в развитии ребенка он отводил игре, считая ее жизненной необходимостью детства [4, с. 124]. В игре он выделял биологическую, педагогическую и социальную функции. Важнейшей особенностью игры Л.С. Выготский называл неповторимость игровых ситуаций, что требует каждый раз новых решений [4, с. 125]. Тем самым игра выступает как «школа социального опыта». Ребенку приходится корректировать свое поведение, согласовывать его с действиями других игроков. В результате у него формируются необходимые для жизни социальные навыки.
Известных педагог-экспериментатор С. Т. Шацкий считал игру важным источником умственного воспитания. По его мысли, детская игра развивает воображение, заставляет проявлять сообразительность, внимание [22, с. 422]. По его наблюдениям за детьми в экспериментальных учреждениях, успех в игре обеспечивает хороший словарный запас, богатство внутреннего мира, развитая речь. Ребенок, участвующий в играх, вынужден совершенствовать речь, чтобы не быть отвергнутым товарищами, быть принятым в другие игры и забавы.
A.С. Макаренко активно использовал народную педагогику в практике воспитания трудных детей. Анализ его опыта показывает, что он был приверженцем сохранения народных традиций, в их разумной и полезной части, наполняя их новым, прогрессивным содержанием [3, с.20]. Так, под влиянием народных обрядов в колонии им. А.М. Горького сформировалось множество традиций, сплачивающих коллектив. Одной из самых ярких и запоминающихся был праздник «первого снопа».
Особое место в практической деятельности воспитательных учреждений, руководимых А.С. Макаренко, отводилось игре. Он полагал, что каков ребенок в игре, таким он будет и во взрослой работе. Для этого важно, чтобы в игра была нацелена на развитие психических процессов, социальных и физических навыков, необходимых в жизни и работе [7, с. 121-123]. По мысли А.С. Макаренко, игра доставляет ребенку радость победы, творчества. Благодаря этому в ходе игры незаметно происходит развитие важнейших психических процессов. В его учреждениях были популярны многие народные игры: лапта, серсо и др. Некоторые из них педагоги вместе с детьми модернизировали, адаптируя к возрасту воспитанников, имеющимся условиям.
B.А. Сухомлинский также придавал огромное значение народной игре в жизни и воспитании ребенка. Он писал, что «без игры умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценного обучения, особенно в дошкольные годы» [15, с.104]. Он был
убежден, что в игре раскрываются творческие способности, без игры не может быть достаточного умственного развития. Именно игра, особенно в дошкольном возрасте, по его словам - это «огромное светлое окно», через которое к ребенку приходят многие представления о мире. В ходе игр расширяется словарный запас ребенка, он учится быстро и точно передавать информацию, формулировать мысли, общаться, чтобы быть правильно понятым товарищами по игре.
Другой существенный стимул значимости для ребенка народной культуры открыл известный детский писатель К.И. Чуковский. Он выявил совпадение детского языкового мышления с народным [21, с. 81]. По его мнению, именно это делает народную культуру величайшим учителем для каждого дошкольника и школьника. Если этот пласт культуры не освоен, то психическое развитие ребенка не будет полноценным.
По мнению исследователей (Л.Л. Лашкова, И.В. Семенченко и др.), произведения фольклора учитывают специфику детской психологии: особенности детского мышления, восприятия, специфику речевого развития [6, с. 41]. Жанры фольклора, используемые в работе с дошкольниками, отражают логику развития психики и речи ребенка. От элементарного звукоподражания, произнесения первых звуков, до связных законченных произведений.
В исследованиях лингвистов, психолингвистов установлено, что словарный запас человека беднее, чем явления, которые он в состоянии воспринять и дать оценку. Одна из причин этого феномена состоит в том, что чувства являются более тонким механизмом восприятия, чем мышление. Особенно это касается дошкольников. На эмоциональном уровне они могут лучше познавать объекты окружающей действительности, чем на когнитивном [9, с. 19]. Сказанное убеждает в необходимости сопровождать процесс обучения и воспитания активным эмоциональным развитием. Как убеждает опыт одним из эффективных средств эмоционального воспитания являются разнообразные произведения фольклора. Сказки, пословицы, загадки имеют высокий когнитивный потенциал, но одновременно высоко эмоционально насыщенны. Это позволяет незаметно развивать психику детей, их речь и обеспечивать эффективное эмоциональное развитие.
В ряде исследований (О.И. Давыдова, Т.А. Пескишева и др.) отмечается важность материнской культуры для полноценного развития ребенка. С материнского фольклора (колыбельных пестушек, потешек) начинается этническая идентификация ребенка, его знакомство с мировой культурой [5, с. 91]. Действие материнской культуры часто прерывается, когда ребенок начинает посещать детский сад и школу. Там материнская культура заменяется культурой социализации. В результате «живое общение» между детьми и взрослыми нарушается, у детей перестает складываться мир представлений и чувств детства. Дети перестают удивляться, радоваться в результате обедняется их эмоциональная сфера, так как они воспринимают мир как взрослые. Опыт и результаты исследований убеждают, что важно сохранить связь материнской культуры с мировой культурой. Проводником материнской культуры является этнопедагогика.
Использование средств, источников этнопедагогики в детском саду, начальной школе позволяет ребенку быстрей
и безболезненней адаптироваться к образовательным учреждениям. [5, с. 60-61]. Результаты исследований убеждают в том, что особую важность имеет использование этнопедагогики для мотивации учебных, развивающих, коррекционных занятий. Для некоторых детей, имеющих отклонения в развитии характерны замкнутость, стеснительность, недоразвитие игровой деятельности, нежелание контактировать со сверстниками и взрослыми. Как свидетельствует опыт, сохранение материнской культуры в детских садах, начальных классах путем использования потенциала народной педагогики - одно из существенных условий эффективности педагогического процесса.
Гуманизм русской народной педагогики вызвал создание для ослабленных, болезненных, стеснительных детей, детей, отстающих в развитии множество специальных произведений, щадящих игр. Это игры в «старушку», «ворону», «уточку», «решетцо», «монаха», «имальцы», «лодыжки», «клетки» и др. [2, с. 178]. В них не требовалась значительная физическая активность, отсутствовали единоборства. Наравне со здоровыми детьми в эти игры могли играть дети с различными физическими и умственными отклонениями. Как показывает практика работы, стеснительность, застенчивость у многих детей вызывают нарушения коммуникативной функции. Для предотвращения этого многие из названных щадящих игр содержат словесное сопровождение, стимулирующее речевую активность.
Принцип гуманизма является одним из ведущих, определяющих эффективность русской народной педагогики. Во многих русских сказках героям являются «удачливые дурачки» (Емеля, Иванушка и др.) [11, с.18]. Говоря современным языком, их можно отнести к категории отстающих в развитии. Они не практичны, не умеют работать, ленивы, избалованы. Однако и таким людям судьба дает, возможно единственный шанс, который они используют и достигают успеха и становятся счастливыми. Эти произведения давали возможность не только верить в чудеса, но и стимулировали самосовершенствование каждого, не очень удачливого человека, имеющему те или иные нарушения. Родителей эти примеры мотивировали на активную воспитательную работу с ребенком, приучении его к труду, развитию его умственных сил, речи, чтобы он добился своего счастья.
Владение педагогом этнопедагогическими средствами, их адекватное применение в соответствии с учебно-воспитательными задачами характеризует степень сформированности у него этнопедагогической культуры. Достаточный уровень этнопедагогической культуры, согласно результатам исследований (О.И. Давыдова, В. А. Николаев, М.Г. Харитонов и др.), позволяет педагогу изменить стиль отношений с ребенком. Патернализм в отношениях сменяется гуманистическими отношениями, сотрудничеством с ребенком в интересах его совершенствования [5, с. 57]. Педагог, владеющий эт-нопедагогической культурой, в учебно-воспитательной, коррекционно-развивающей деятельности способен воспринимать ребенка не только через призму психолого-педагогической науки, но и видеть в нем растущую личность со свойственными только ей особенностями. Он становится способным видеть мир глазами ребенка, с его позиции воспринимать, оценивать предлагаемые ему знания, упражнения, обеспечивать их адекватное восприятие
и понимание, их значимость для личностного роста.
Понятие этнопедагогической культуры достаточно четко не определено в отечественной науке. Существует несколько подходов к ее трактовке. Один из основоположников современной этнопедагогики Г.Н. Волков выделял педагогическую культуру народа и определял ее как сферу его материальной и духовной культуры народа, непосредственно ориентированную на воспитание детей [3, с. 27]. По мысли ученого она проявляется в фольклоре, играх, игрушках, детской одежде, способах ухода, детских праздниках и т. п. В этом понятии отражена этнопедагогическая культура общества в целом.
Определение этнопедагогической культуры как личностного качества дано в исследовании В.А. Николаева. В ходе глубокого культурологического анализа им выявлены две стороны данного понятия: объективная - этнопедаго-гическая культура общества и субъективная - педагога. Этнопедагогическая культура педагога, согласно системно-структурному подходу, представляет собой единство внешней и внутренней структуры [10, с. 58]. Внешней структурой выступает профессионально-педагогическая культура, внутренней - уровень освоения этнопедагогиче-ской культуры общества.
В. А. Николаев определяет этнопедагогическую культуру как социально-педагогический феномен, характеризующий меру освоения традиционной педагогической культуры народа, понимания воспитательной сущности ее ценностей, их адекватного использования. По его данным, этнопеда-гогическая культура включает этнопедагогические сознание, мышление и деятельность [10, с. 307]. Выделенные им составляющие этнопедагогической культуры также имеют сложную структуру. Этнопедагогическое сознание включает знания, отношения, мотивы. Определены уровни этнопедагогического мышления: теоретический, технологический, рефлексивный. Представлены группы этнопедагогических умений: познавательные, ценностно-ориентировочные, практические. Данные выводы заложили основу системно-структурного подхода в трактовке этнопедагогической культуры. Из них следует, что этнопе-дагогическая культура - это структурированное, системное образование, включающее ряд составляющих.
С позиций личностного подхода трактуется этнопе-дагогическая культура в трудах С.Г. Тишулиной. Автор определяет ее на основе нравственно-этнической парадигмы, как производное от этнической культуры личности. Ее сущность представлена, как нравственно-этническая направленность сознания, способность к культурной идентификации, рефлексии этнопедагогической деятельности, владение этнопедагогическими технологиями, гуманистическое отношение к детям. В данном исследовании выделены структурные компоненты этнопедагогической культуры: когнитивный, мотивационно-ценностный, дея-тельностный, профессионально-личностный [16, с.37-38]. Содержательным наполнением этих компонентов являются: качества педагога, сформированные на основе этнической культуры, нравственно-этническое сознание, владение этнопедагогическими технологиями, способность к культурной идентификации и др. По мысли автора, этнопедагогическая культура определяет гуманистическую направленность личности педагога, его морально-психологические качества.
Практикоориентированным подходом к трактовке этнопедагогической культуры является исследование М.Г. Харитонова, выполненное на материале подготовки учителей начальных классов. Интегрирующим понятием данногоисследования является понятие «этнопедаго-гическая готовность», которое характеризуется уровнем освоения этнопедагогической компетентности, мышления и культуры, достаточных для эффективного решения различных педагогических задач. [20, с. 103]. Этот вывод подтверждает, что этнопедагогическая культура является вершиной этнопедагогической подготовки, одним из элементов которой выступает этнопедагогическая компетентность, т.е. когнитивная составляющая этнопедагогической культуры.
Саму этнопедагогическую культуру автор представляет, как структурное образование, включающее этно-педагогические знания (образованность и кругозор) и этнопедагогическую деятельность (мышление и опыт) [20, с. 116]. Практический характер исследования определил вектор его ориентации на этнопедагогическую готовность. Этнопедагогическая культура выполняет в этой системе методологическую, ориентирующую функции, синтезирует в себе когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельный компоненты.
С позиций личностно-деятельностного подхода трактуется этнопедагогическая культура В.Ю. Штыкаревой. В ее исследовании она представлена как интегральный показатель этнопедагогической деятельности, определяющий этнопедагогическую эрудицию, интуицию, творческие умения по использованию знаний в области народной педагогики, гуманизирующий отношения с детьми, рационализирующий процесс решения педагогических задач [23, с. 34]. В данном определении в явном виде не представлена структура этнопедагогической культуры, но имплицитно автор выделяет когнитивный, деятельностный, эмоционально-отношенческий компоненты. Автор не призывает научные средства полностью заменить народными, а лишь в случае большей эффективности последних.
На основе культурно-личностного и деятельностного подходов выполнено исследование этнопедагогической культуры Ю.М. Махмутовым. Он характеризует данный феномен как интегративное личностное качество, отражающее степень освоения педагогом педагогической культуры этноса, проявляющуюся в осознании воспитательной сущности традиционных педагогических ценностей, их адекватном использовании в педагогической практике, в организации поведения своего и учащихся на основе межэтнического взаимодействия, творческом развитии этно-педагогики. [8, с. 35]. Особенность этого подхода состоит в необходимости понимания педагогом воспитательно-развивающей сущности этнопедагогических источников (когнитивный компонент), их творческом воплощении в реальной практике (деятельностный). Такое их использование, как показывает опыт, опирается на принцип диалога педагогических культур: традиционной и современной. Наши данные согласуется с приведенными в том, что эффективность педагогической деятельности достигается в случае, когда этнопедагогические источники выступают содержательным наполнением современных, научных технологий, методов, приемов учебно-воспитательной работы.
Ю.М. Махмутовым выделена структура этнопедагоги-ческой культуры, включающая такие компоненты: 1) моти-вационный, 2) когнитивный, 3) деятельностный. [8, с. 24]. В этой структуре прослеживается и процесс ее формирования. Базовым является мотивационный компонент, который характеризует потребности, интересы, ценностные ориентации, установки личности, определяющие эффективность этнопедагогической деятельности. В структуре данного компонента автор выделяет этнопедагогическую направленность личности. То есть данный компонент содержит эмоционально-ценностные ориентиры.
С позиции технологического подхода трактует этно-педагогическую культуру Ш.М-Х. Арсалиев. В ее структуру он включает такие компоненты: методологический, диагностический, информационно-технологический, коммуникативный, итогово-диагностический [1, с. 234]. Базовым в этой структуре является информационно-технологический компонент. На его основе автор выстраивает технологию конструирования этнопедагогического процесса, включающего содержание, средства, деятельность в сфере этнопедагогики. В данном компоненте синтезированы когнитивный и деятельностный компоненты. Ценность данного подхода в доведении автором применения этнопедагогических средств до уровня педагогических технологий.
В исследовании С.Я. Ооржак этнопедагогическая культура представлена как синтез профессионально-педагогической и этнической культуры. Структура данного понятия включает ряд компонентов: познавательный, ценностный, деятельностный [13, с. 105]. Анализ содержания этих компонентов убеждает в их сходстве с выделенными ранее (когнитивным, мотивационным, деятельностным).
Т.Н. Семеновой изучен процесс формирования этнопедагогической готовности будущих дефектологов к использованию народной педагогики в работе с дошкольниками. Ею выделены такие компоненты этнопедагогической готовности: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный [14, с.25-26]. В качестве показателя готовности она определила этнопедагогическую направленность личности, которая включает этнопедагогические цели, мотивы, интересы, ценностные ориентации.
Проведенный анализ, обобщение различных подходов к определению этнопедагогической культуры логопеда позволяет утверждать, что оно трактуется в узком и широком смысле. В узком смысле это - социально-педагогический феномен, характеризующий меру освоения педагогом этнопедагогической культуры народа, понимания им воспитательно-образовательного потенциала ее материальных и духовных культурных ценностей, активную этнопедагогическую направленность, владение этнопе-дагогическими средствами, источниками, их адекватное использование, оптимизирующее процесс решения логопедических задач. В широком смысле - это сформированное на основе лучших черт национальной психологии интегра-тивное личностное качество, основу которого составляет этнопедагогическое мировоззрение, гуманизирующее отношения с детьми, способствующее бесконфликтной организации логопедической деятельности, оптимизации коррекционно-развивающего взаимодействия, творческому развитию этнопедагогики, этнопедагогическому саморазвитию, этнопедагогической рефлексии, этнокультурной
идентификации.[12, с. 82].
По данным наших исследований, достаточный уровень сформированности этнопедагогической культуры учителя, воспитателя позволяет гуманизировать педагогический
процесс, незаметно мотивировать детей на выполнение учебных заданий, переориентировать их от дидактизма на развитие личности.
Библиографический список
1. Арсалиев Ш.М-Х. Методология современной этнопедагогики. М.: Гелиос АРВ, 2013. 320 с.
2. Белов В.И. Лад. Очерки о народной эстетике. М.: Молодая гвардия, 1982. 293 с.
3. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2000.176 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
5. Давыдова О.И. Этнопедагогическая подготовка студентов-будущих специалистов дошкольного образования: дис...канд. пед. наук. Барнаул, 2000. 183 с.
6. Лашкова Л.Л. Воспитание культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики: дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. 149 с.
7. Макаренко А. С. О воспитании. / Сост. и авт. вступит. статьи В.С. Хелемендик. М.: Политиздат, 1988. 256 с.
8. Махмутов Ю.М. Формирование этнопедагогической культуры будущих учителей в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис...канд. пед. наук. Магнитогорск, 2009. 180 с.
9. Мигирин В.Н. Язык как система категорий отображения. Кишинев: Штиинца, 1973. 237 с.
10. Николаев В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: дис... докт. пед. наук. М., 1998. 402 с.
11. НиколаевВ.А. Традиции русского народного воспитания. Пособие к курсу «Этнопедагогика». Орел, 2003. 140 с.
12. Николаев В.А. Усольцева Е.В. Формирование этнопедагогической культуры будущего логопеда в условиях вуза // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2017, №3, июль-сентябрь. С. 80-83.
13. Ооржак С.Я. Формирование этнопедагогической культуры студентов в условиях университетского образования: на материале Республики Тыва: дис.канд. пед. наук. Красноярск, 2008. 168 с.
14. Семенова Т.Н. Формирование готовности будущих дефектологов к использованию потенциала народной педагогики в логопедической работе с дошкольниками: дис. канд. пед. наук. Чебоксары, 2010. 224 с.
15. СухомлинскийВ.А. Сердце отдаю детям. // Избр. пед. сочинения: В 3-х т. Т.1. / Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. М.: Педагогика, 1979. С.28-266.
16. Тишулина С.Г. Организация и дидактические условия формирования этнопедагогической культуры будущих учителей: дис. канд. пед. наук. Мурманск, 2006. 147 с.
17. Толстой Л. Н. Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят // Педагогические сочинения / Сост. Н.В. Вейкшан. М.: Педагогика, 1989. С.271-289.
18. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Избранные педагогические сочинения. Т. 1-2. Под ред. А.И. Пискунова (отв. ред.), Г.С. Костюка, Д.О. Лордкипанидзе, М.Ф. Шабаевой. М.: Педагогика, 1974. Т.2. С. 251-268.
19. Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для учащих. // Избранные педагогические сочинения. Т.1-2. Под ред. А.И. Пискунова (отв. ред.), Г.С. Костюка, Д.О. Лордкипанидзе, М.Ф. Шабаевой. М.: Педагогика, 1974. Т.2. С. 269-342.
20. Харитонов М.Г. Теория и практика этнопедагогической подготовки учителей начальных классов национальной школы: дис. докт. пед. наук. М., 1999. 409 с.
21. ЧуковскийК.И. От двух до пяти. М. Детгиз, М. 1963.383 с.
22. Шацкий С.Т. Деревенские дети и работа с ними // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.2 / Под ред. Н.П. Кузиной, М.Н. Скаткина, В.Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980. С. 86-121.
23. Штыкарева В.Ю. Дидактические основы этнопедагогической подготовки будущих учителей в образовательном пространстве вуза: дис.канд. пед. наук. Петрозаводск, 2005. 323 с.
References
1. Arsaliev sh. M. Methodology of modern ethnopedagogics. M.: Gelios ARV, 2013. 320 PP.
2. Belov V. I. Lad. Essays on folk aesthetics. M.: Young guard, 1982. 293 p.
3. Volkov G. N. Pedagogy: Ucheb. for students. environments'. and higher. PED. studies'. institutions'. 2nd ed., ISPR. and additional M.: Academy, 2000.176 p.
4. Vygotsky L. S. Pedagogical psychology / Under the editorship of V. V. Davydov. Moscow: Pedagogika, 1991. 480 PP.
5. DavydovaO. I. Ethnopedagogical training of students-future specialists of preschool education: dis ... kand. PED. sciences'. Barnaul, 2000. 183 p.
6. LashkovaL. L. Education of speech culture in senior preschoolers by means of folk pedagogy: dis ... kand. PED. sciences'. Ekaterinburg, 2000. 149 p.
7. MakarenkoA. S. On education. / Comp. and ed. joins. article V. S. Helemendik. M.: Politizdat, 1988. 256 p.
8. Makhmutov Yu. M. formation of ethno-pedagogical culture of future teachers in the process of training at the University: dis...kand. PED. sciences'. Magnitogorsk, 2009. 180 p.
9. Migirin V. N. Language as a system of categories display. Chisinau: Shtiintsa, 1973. 237 p.
10. Nikolaev V. A. the Theory and methods of forming ethnopedagogical-tion of the culture of teachers: dis...doctor. PED. sciences'. M., 1998. 402 p.
11. Nikolaev V. A. Traditions of Russian national education. Manual for the course "Ethnopedagogics". Eagle, 2003. 140 p.
12. Nikolaev V. A. UsoltsevaE. V. formation of ethno-pedagogical culture of the future speech therapist in terms of the University / / Bulletin of the Voronezh state University. Series: problems of higher education. 2017, No. 3, July-September. Pp. 80-83.
13. OorzhakS. Ya. Formation of ethno-pedagogical culture of students in University education: on the material of the Republic of Tuva: dis ... kand. PED. sciences'. Krasnoyarsk, 2008. 168 p.
14. Semenova T. N. Formation of readiness of future defectologists to use the potential of folk pedagogy in speech therapy work with preschoolers: dis ... kand. PED. sciences'. Cheboksary, 2010. 224 p.
15. Sukhomlinsky V. A. I give my Heart to children. // FAV. PED. works: In 3 T. T. 1. / Comp. O. S. Bogdanov, V. Z. Smal. M.: Pedagogy, 1979. Pp. 28-266.
16. Tesolin S. G. Organization and didactic conditions of formation of ethno-pedagogical culture of future teachers: dis...Cand. PED. sciences'. Murmansk, 2006. 147 p.
17. TolstoyL. N. Anyone who learn to write, peasant children from us or we from the peasant children // Pedagogical works]. N. In. Wenshan. Moscow: Pedagogika, 1989. Pp. 271-289.
18. Ushinsky K. D. on the initial teaching of the Russian language / / Selected pedagogical works. Vol. 1-2. Edited by A. I. Piskunov (resp. ed.), G. S. Kostiuk, D. O. Lordkipanidze, M. F. kabaevoj. Moscow: Pedagogika, 1974. Vol.2. Pp. 251-268.
19. Ushinsky's K. D. Native word. The book for the teachers. // Selected pedagogical works. Vol. 1-2. Edited by A. I. Piskunov (resp. ed.), G.S. Kostiuk, D. O. Lordkipanidze, M. F. kabaevoj. Moscow: Pedagogika, 1974. Vol.2. Pp. 269-342.
20. KharitonovM. G. Theory and practice of ethnopedagogical training of primary school teachers of the national school: dis...Doct. PED. sciences'. M., 1999. 409 p.
21. ChukovskyK. I. , From two to five. M. Detgiz, M. S. 1963.383
22. Shatsky S. T. the Village children and work with them // Selected pedagogical works: In 2 t. T. 2 / ed.P. Cousin, M. N. Skadina, V.N. Shatskikh. M.: Pedagogy, 1980. Pp. 86-121.
23. Shtykareva V. Yu. Didactic foundations of ethnopedagogical training of future teachers in the educational space of the University: dis... kand. PED. sciences'. Petrozavodsk, 2005. 323 p.