Education". The study confirmed that the students lack of theoretical knowledge, practical skills so on subjects that are basic to professional readiness of the expert in physical education and sport.
Key words: indicators of health, physical development, students.
Tishchenko Valeria Alekseevna, candidate in Physical Education and Sport, associate professor, ms.valeri71@,mail.ru, Ukraine, Zaporizhzhye, Zaporizhzhye National University,
Chypko Aleksey Alekseevich, student, ms.valeri71@,mail.ru, Ukraine, Zaporozhye, Zaporizhzhye National University
УДК 796.011.3
СОДЕРЖАНИЕ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ И ФИТНЕСА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП
Т.Н. Шутова, О.В. Везеницын, Д.В. Выприков, И.М. Бодров
Актуализированы узкопрофильные и комплексные занятия фитнесом и его компонентом - атлетической гимнастикой, с учетом основного заболевания студентов, определены средства индивидуализации, дифференциации физической нагрузки. Разработано краткое содержание программы физического воспитания при нарушениях осанки, при ограниченных возможностях кардиореспираторной системы, нарушениях зрения, осуществлен выбор базовых упражнений с различным инвентарем для улучшения физических кондиций студентов.
Ключевые слова: специальные медицинские группы, фитнес, атлетическая гимнастика, содержание занятий.
На сегодняшний день снижение состояния здоровья наблюдается уже в молодом возрасте (Саидюсупова И.С., 2008), это подтверждается увеличением количества молодежи со специальной медицинской группой, которая увеличилась с 10 % до 30-40 % [4]. Наибольшее количество отклонений в состоянии сердечно-сосудистой системы - 22,5 % и опорно-двигательного аппарата - 28 %, заболевания мочеполовой сферы - 16,5 %. Нарушения осанки у 38 % девушек и 20 % юношей, частые респираторные заболевания отмечены у 29 %, избыточный вес у 12 %. Основная причина сердечно-сосудистых заболеваний в студенческом возрасте - это снижение двигательной активности, сопровождающееся уменьшением размеров сердца, снижением ударного и минутного объёмов крови, учащением пульса, уменьшением массы циркулируемой крови (Румба О.Г.) [3].
Анализ физического воспитания студентов специальных медицинских групп (Румба О.Г., 2001; Яковленко Д.В., 2009; Зыков И.Ю., 2012; Титов С.В., 2013; Дивинская А.Е., 2013) показал предпочтение в
выборе средств физического воспитания таких видов двигательной активности, как дыхательные и общеразвивающие упражнения, аэробика низкой интенсивности, фитбол гимнастика, пилатес, плавание, дозированная ходьба и бег, стретчинг, подвижные игры, силовые упражнения на тренажёрах с минимальным весом отягощения, гантельная гимнастика (0,5-3 кг) с локальными упражнениями для рук, спины, плеч, элементы спортивных игр, фитнес комплексной направленности [1, 2, 3, 5].
Методика занятий. В совершенствовании физического воспитания студентов специальных медицинских групп нами составлены кондиционные и коррекционные комплексы, комплексы стретчинга, комплексы с мячами и гимнастическими палками (бодибарами 1-2 кг), гантелями и силовыми тренажёрами. В основной части занятия студенты могут выполнять индивидуально-типологические комплексы по карточкам, конспектам стретчинга, пилатеса, гантельной, фитбол и силовой гимнастики.
В подготовительной части (10-15мин) выполняется ходьба, работа на эллипсоидах, бег в медленном темпе (1-2 мин), прыжки на фитболе, общеразвивающие упражнения, при этом увеличивается объём стретчинга. Для юношей предпочтение отдается кардиотренажерам и бегу, упражнениям на силовой установке, облегченному варианту подтягиваний на тренажере «гравитрон».
В основной части занятия (35 мин) осуществляются комплексы корректирующей направленности и повышения физической подготовленности: упражнения на силовых тренажёрах; упражнения с бодибарами (гимнастическая палка 1-5 кг): приседания, становая тяга, наклоны вперёд, тяга грифа в наклоне, приседание «плие»; стретчинг, медболами 1-2 кг; эспандерами лыжника для укрепления мышц спины, рук, плеч, наружных косых мышц живота; упражнения на гимнастических ковриках в разработанной нами последовательности с интервалом выполнения упражнений в быстром темпе 1 мин и 3 мин в низком или среднем темпе. Так рекомендуются упражнения атлетической гимнастики «гиперэкстензия» (подъем спины лежа на животе), тяга гантели в наклоне, французский жим, жим бодибара лёжа на степ платформе, сгибание туловища лёжа на спине, упражнение «планка» (упор лежа на предплечьях), подъём ноги в сторону лежа на боку. Все упражнения выполняются в медленном темпе с минимальным весом отягощения по 6-12 повторений.
В заключительной части, которая составляет 10-15 мин, проводятся упражнения в растягивании, дыхательные упражнения, упражнения на равновесие и координацию, идеомоторные упражнения (правильная осанка во время учёбы, упражнения сидя на стуле).
Для студентов с нарушениями осанки выполнение аэробной
физической нагрузки рекомендуется в виде фитбол-гимнастики, ходьбы на беговой дорожке и эллипсоиде. В основной части занятия должен проводиться комплекс упражнений на правильное положение осанки, локальные упражнения на тренажёрах, средства пилатеса, упражнения с медболом (1 кг) или баскетбольным мячом. Также студентов необходимо обучить специальным упражнениям (физкультурные паузы) во время учебной деятельности (наклоны, повороты, контроль осанки, движения плечами, подъём ног сидя на стуле, сгибания и разгибания спины); упражнениям для выполнения в домашних условиях (на гимнастическом коврике, стоя у стула, на фитболе); средствам увеличения двигательной активности в течение дня (ходьба, физическая культура, плавание).
В подготовительной части занятия в тренажерном зале при нарушениях осанки (7-15 мин) решаются следующие задачи: умеренное общетонизирующее воздействие на организм, повышение мышечного тонуса мышц, растяжка основных мышечных групп. В этой части выполняются упражнения общеразвивающего характера, ходьба, кратковременный бег, упражнения с фиксацией правильной осанки. Упражнения с эспандерами лыжника (разведение рук в стороны, повороты, сгибание и разгибание рук, наклоны). Прыжки на фитболе, подъём фитбола перед собой, вверх, в стороны, приседания с опорой на фитбол. Упражнения с бодибаром (1-2 кг): жим от груди, подъём перед грудью, наклоны вперёд, становая тяга, приседание «плие», тяга бодибара в наклоне, упражнения повторяются по 6-12 раз за 1-2 подхода.
В основной части при нарушениях осанки осуществляется коррекция основных и сопутствующих проявлений дефекта осанки, укрепление отдельных мышечных групп, совершенствование деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Выполняются упражнения корригирующего характера, ОРУ с набивными мячами (1 кг) и гантелями, тренажёрами, а также упражнения без отягощений. Широко используются гимнастические упражнения для укрепления и растягивания отдельных мышечных групп (главным образом, мышц спины на различных уровнях). Используются упражнения, выполняемые в упоре на коленях, реже других используются упражнения из исходного положения стоя. Указанные упражнения могут чередоваться с работой на эллиптическом тренажёре, сайкле (специализированный велотренажёр) и ходьбой на беговой дорожке по 1-3 минуты в 1-3 подхода. Далее ведется работа по совершенствованию координации движений и двигательных навыков на фоне сохраняемой правильной осанки и деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Используются упражнения на расслабление и напряжение мышц, специальные корригирующие упражнения, упражнения на полусфере, лёжа на гимнастическом коврике для основных мышечных групп.
В заключительной части при нарушениях осанки (5 мин)
выполняются упражнения в растягивании, элементы фитнес-йоги, упражнения для осанки, рекомендуемые в домашних условиях, основы правильного положения тела во время работы на компьютере и на учёбе. Для юношей висы на перекладине, упражнения для растягивания мышц рук, плеч и спины, упражнения для мышц брюшного пресса на коврике.
Занятия атлетической гимнастикой при ограниченных возможностях кардиореспираторной системы осуществляются в виде ходьбы и кратковременного бега на кардиотренажерах с контролем частоты сердечных сокращений и при минимальной скорости и указанием потраченных калорий. Работа на велотренажёрах будет и влиять положительно на сердечно-сосудистую и дыхательную системы (щадящий режим), и улучшать тонус мышц ног. Работа на эллиптическом тренажёре является одним из средств лечебной физической культуры, при этом оздоровительный эффект достигается кардионагрузкой низкой интенсивности, укреплением рук, плечевого пояса и наружных косых мышц за счёт движений руками и ногами. Следующим преимуществом атлетической гимнастики является то, что могут выполняться комплексы упражнений с различным отягощением и тренажёрами в низкой интенсивности (подъёмы рук в стороны с гантелями 0,5-2 кг, подъём гантелей перед грудью, наклоны в стороны, жим гантелей от груди, тяга гантели в наклоне, разгибание руки с гантелью, приседания и многие другие), при этом будет повышаться упругость и тонус мышц, их сила, а также будет достигнуто повышение уровня знаний об узкой направленности упражнений, укреплении определенных мышц. Особое внимание следует обращать на отсутствие чрезмерного «прилива крови» к голове, головокружений, шумов в голове, чувства тошноты во время выполнения сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа, подтягиваний, выпрыгиваний из положения упор присев, а также на излишнюю бледность или красноту лица.
Для юношей и девушек специальных медицинских групп также рекомендуются упражнения на «гребном» тренажере (имитация академической гребли) в 2 подхода по 10-15 раз для укрепления мышц спины (широчайшие мышцы спины, дельтовидные, трапециевидные, ромбовидные, длиннейшие мышцы спины). Адаптивный вариант гиперэкстензии (подъём спины на тренажере) с небольшой амплитудой движений и фиксацией положения в верхней точке на 2-5 секунд. При нарушениях осанки в нижнем отделе позвоночника данное упражнение не рекомендуется. Предпочтение в физических упражнениях отдается упражнениям в исходном положении сидя на тренажёрах, лёжа и в упорах на гимнастическом коврике. Одним из способов укрепления мышц спины и рук будет упражнение на «гравитроне» (имитация подтягиваний в упрощенной форме) в 2-3 подхода по 6-8 повторений.
Атлетическая гимнастика при нарушениях зрения носит лечебно -оздоровительный характер и исключает «натуживания», выполнение упражнений «до отказа», перевернутые положения тела (стойки, гиперэкстензия, жимы на обратно наклонной скамье). Для девушек предпочтение отдается локальным упражнениям с гантелями 0,5-2 кг, упражнениям на силовых тренажёрах с минимальным весом отягощения, стретчингу, упражнениям с гимнастической палкой или бодибаром (1 -3 кг), общеразвивающим и упражнениям на гимнастическом коврике. Для юношей дозированная ходьба и кратковременный бег, кардиотренажёры по 2-4 мин (1-3 подхода), а также работа со свободными весами - гриф штанги 10 кг, гирями 8 кг, гантелями 2-5 кг, силовыми тренажёрами с минимальным весом отягощения.
Содержание фитбол-гимнастики для девушек специальных медицинских групп в подготовительной части занятия: движения «вверх-вниз» на мяче 16 раз в 3-4 подхода; наклоны вправо-лево сидя на мяче 8 раз 2-3 подхода; прыжки сидя на мяче «врозь-вместе» 16 раз 1-2 подхода; шаги вокруг оси мяча 3-4 круга в правую и левую стороны; прыжки на мяче поочередно приподнимаю ногу вверх по 8-16 с каждой ноги за 1-2 подхода; «скрестные» движения рук перед грудью на 8 счётов, над головой на 8 счётов сидя на фитболе в 2 подхода; «планка» на фитболе (упор лёжа на предплечьях, опираясь на фитбол) на 8-16 сетов, 1 -3 подхода; «прокатывание» на мяче вперёд-назад лёжа на животе 1-1,5 мин; из исходного положения стоя поднимать фитбол вверх над головой 8 раз, 8 раз подбросить мяч вверх, 8 раз перенести мяч из правой в левую стороны.
Результаты исследования. В результате проведенного педагогического эксперимента по применению средств атлетической гимнастики и фитнеса в физическом воспитании студентов 1 курса специальных медицинских групп, обучающихся в Российском государственном экономическом университете им. Г.В. Плеханова, были получены значительные положительные результаты по повышению общей физической подготовленности.
В табл. 1-2 приведены полученные результаты у юношей и девушек (в единицах измерения и баллах по 10-балльной системе), занимающихся по указанному содержанию занятий в течение года. Так общая физическая подготовленность юношей экономического вуза улучшилась вдвое, в начале исследования результаты соответствуют
4,2-7,0, баллов, в конце 7,0-8,8 баллов. У девушек в начале эксперимента 3,8-6,8 баллов, в завершении исследования 6,1-8,2 баллов. Также обучающиеся познакомились с комплексами упражнений для выполнения в домашних условиях, комплексами для укрепления определенных мышечных групп, комплексами гантельной гимнастики и другими.
Таблица 1
Средние результаты ОФП юношей специальной медицинской группы
Контрольные упражнения для юношей До эксперимента После эксперимента
( Х ±о) балл ( Х ±о) балл
1. Подтягивания (раз) 5,2±4,0 4,4 10,0±4,7 7,0
2. Сгибания и разгибания рук на брусьях (раз) 9,4±3,8 4,2 18,2±5,3 7,7
3. Подъем туловища из положения лежа на спине (раз) 32,7±7,1 5,9 44,2±9,6 8,8
4. Сгибания и разгибания рук в упоре лежа (раз) 28,3±8,2 7,0 35,6±11,5 8,1
Примечание: Х - среднее арифметическое значение; о - среднее квадратическое отклонение.
Таблица 2
Результаты ОФП девушек специальной медицинской группы
Контрольные упражнения для девушек До эксперимента После эксперимента
( Х ±о) балл ( Х ±о) балл
1. Подъём туловища из положения лёжа на спине (раз) 28,1±4,7 4,3 40,8±14,8 6,1
2. Челночный бег 4*10 м (с) 14,1±2,2 4,6 12,8±0,8 7,7
3. Подъём спины из положения лёжа на животе «гиперэкстензия» (раз) 28,3±10,1 4,8 46,2±14,8 8,2
4. Приседание за 30 с. (раз) 22,1±4,9 6,8 28,5±3,8 7,7
5. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (раз) 5,3±3,6 3,8 10,6±4,9 6,4
Разработанное содержание практических занятий для студентов специальных медицинских групп оправдало себя, что подтвердил педагогический эксперимент. Наибольший интерес у девушек вызвали комплексы с гантелями, фитболами, тренажерами и комплексы стретчинга. У юношей пользовались популярностью также упражнения с гантелями, тренажер «гравитрон», жим штанги лежа (15-20 кг), тяга верхнего и нижнего блока, упражнения с эспандерами лыжника и другие.
Список литературы
1. Дивинская А.Е. Дифференцированное физическое воспитание девушек 15-16 лет специальной медицинской группы с вегетативными нарушениями: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Волгоград, 2013. 24 с.
2. Зыков И.Ю. Адаптивное физическое воспитание студенток специальных медицинских групп с учетом типа адаптации к физическим нагрузкам: атореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2012. 22 с.
3. Румба О.Г. Система педагогического регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. СПб., 2001. 51 с.
4. Саидюсупова И.С. Медико-социальная оценка состояния здоровья студентов медицинского вуза и пути совершенствования организации медицинской помощи: дис. .канд. мед. наук. М.,2008. 228 с.
5. Яковленко Д.В. Оздоровительная физическая культура студентов с остеохондрозом позвоночника на основе комплексных корригирующих воздействий: автореф. дис. .канд. пед. наук. Великие Луки, 2009. 25 с.
Шутова Татьяна Николаевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Российский государственный экономический университет имени Г.В. Плеханова,
Везеницын Олег Владимирович, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Российский государственный экономический университет имени Г.В. Плеханова,
Выприков Дмитрий Викторович, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Российский государственный экономический университет имени Г.В. Плеханова,
Бодров Игорь Михайлович, преп., Мастер спорта РФ, [email protected], Россия, Москва, Российский государственный экономический университет имени Г.В. Плеханова.
CONTENT OF ATHLETIC GYMNASTICS AND FITNESS IN PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS IN SPECIAL MEDICAL GROUPS
T.N. Shutova, O.V. Vezenicyn, D.V. Veprikov, I.M. Bodrov
So we updated the special and complex fitness lessons including the elements of athletic gymnastics, taking in account the basic medical problems of students. Also demanded the means of individualization, differentiation of physical activity. The article presents a summary of PE methods in cases of posture disorders and limited capabilities of the cardio respiratory system, eyesight disorders and in addition some basic exercises with the use of different exercise equipment to improve the physical health of students.
Key words: special medical group, fitness, athletic gymnastics, lesson content.
Shutova Tatiana Nikolaevna, candidate of pedagogic Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Russian State University of Economics named after G.V. Plekhanov,
Vezenicyn Oleg Vladimirovich, candidate of pedagogic Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Russian State University of Economics named after G.V. Plekhanov,
Veprikov Dmitry Viktorovich, candidate of pedagogic Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Russian State University of Economics named after G.V. Plekhanov,
Bodrov Igor Mikhailovich, teacher, MS powerlifting, poweri@rambler. ru, Russia, Moscow, Russian State University of Economics named after G.V. Plekhanov