ГИМНАСТИКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
СТУДЕНТОВ В ВУЗе
GYMNASTICS AS A MEANS OF PHYSICAL EDUCATION STUDENTS
IN HIGH SCHOOL
Крючков Александр Григорьевич старший преподаватель кафедры «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет
имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Kryuchkov Aleksandr Grigorievich senior lecturer of the department «Applied physical culture» Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Никулин Виктор Тихонович старший преподаватель кафедры «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет
имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Nikulin Viktor Tihonovich senior lecturer of the department «Applied physical culture» Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. Среди огромного количества средств физического развития и воспитания молодого поколения гимнастика занимает ведущее место. Ни в одном виде спорта нельзя добиться хороших результатов без предварительной разминки, основу которой составляют гимнастические упражнения. В ВУЗах (кроме профильных) нет гимнастики как предмета, но даже применяя гимнастику в виде строевых и общеразвивающих упражнений на занятиях прикладной физической культуры можно решить задачу формирования красивой фигуры и значительного улучшения гибкости и координации движений.
Abstract. Among a huge number of means of physical development and education of the younger generation, gymnastics takes a leading place. In any sport, you can not achieve good results without a preliminary warm-up, based on gymnastic exercises. In high schools (except profile) there is no gymnastics as an object, but even applying gymnastics in the form of drill and general development exercises in the classes of applied physical training one can solve the task of forming a beautiful figure and significantly improving the flexibility and coordination of movements.
Ключевые слова: гимнастика, упражнения, занятия, осанка, гибкость, координация.
Keywords: Gymnastics, exercises, exercises, posture, flexibility, coordination.
Гимнастические упражнения, наряду с такими естественными средствами физического развития, как ходьба и бег известны человеку не одну тысячу лет. В Китае и Индии более трёх тысяч лет назад, гимнастические упражнения выполнялись с лечебной целью. С Петровских времён в армии, в целях укрепления тела и духа выполнялись гимнастические упражнения.
Те, кто служил в Советской армии и флоте прекрасно помнят, с чего начиналось каждое утро - обязательная пробежка и гимнастика. Современные вооружённые силы от этих традиций не отходят. Наоборот гимнастика приобретает более атлетический оттенок, больший уклон идёт в сторону силовой гимнастики.
А что же студенческая молодёжь? Как таковой, гимнастики в программах высших учебных заведений не значится. Такие виды спорта как лёгкая атлетика, лыжный спорт (ходьба на лыжах), волейбол, баскетбол, плавание (там, где есть условия) входят в учебную программу, а гимнастики в привычном со школьной скамьи виде нет. Нет ни перекладины, ни бревна, ни брусьев, нет опорного прыжка, нет каната и колец, как нет и акробатических упражнений. И тем не менее, гимнастика присутствует на каждом практическом занятии. Наряду с основными средствами физического воспитания, перечисленными выше, гимнастика призвана содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, воспитанию морально-волевых качеств. Как любая спортивная дисциплина, гимнастика решает три основные задачи:
1. Оздоровительные - укрепление здоровья; развитие отдельных мышечных групп и всей мышечной системы, выработка правильной осанки, походки, общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечнососудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма.
2. Образовательные - способствовать всестороннему гармоническому физическому развитию: воспитанию силы, гибкости, выносливости, ловкости, координации, выразительности и точности движений. Вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми в быту, в трудовой деятельности.
3. Воспитательные: формирование коллективизма, дисциплинированности, решительности, целеустремленности, настойчивости, упорства, выдержки, инициативности».
Учитывая то, что гимнастика как предмет в высшем учебном заведении не изучается, а является вспомогательной дисциплиной, используется в качестве разминки в подготовительной части и в заключительной части урока её используют при заминке. Следовательно, количество средств гимнастики также невелико.
Строевые упражнения — это несложные двигательные действия служебного характера, используемые для более организованного проведения занятий, рационального размещения занимающихся во время упражнений. Самостоятельное значение имеют при приобретении навыков ритмичных
согласованных действий при ходьбе и беге под счет или музыкальное сопровождение, навыков правильной осанки.
Различные виды ходьбы - ходьба строевым шагом, ходьба с высоким подниманием бедра, на внутреннем и внешнем своде стопы, на носках и пятках, ходьба в полуприседе и в полном приседе сами по себе имеют укрепляющую и развивающую направленность. Важной частью строевых упражнений является перестроения на месте и в движении. К сожалению, сегодняшние студенты в большинстве своём подобным упражнениям не обучены. А ведь правильное, чёткое выполнение строевых команд, быстрые организованные перестроения экономят время, вырабатывают отличную осанку и воспитывают чувство локтя, чувство команды.
В высшем учебном заведении этот недостаток необходимо ликвидировать. Тем более, что полтора часа отведённые на урок, при хорошей нагрузке не всем студентам под силу и можно строевую подготовку использовать в качестве разгрузки.
Общеразвивающие упражнения широко используются во всех видах гимнастики. Это несложные по координации двигательные действия — упражнения, выполняемые с целью подготовки организма, в частности нервной и мышечной систем к более сложной работе в основной части урока. Этими же упражнениями при правильном подборе решаются задачи общей физической подготовки как-то - развития различных групп мышц, совершенствования физических качеств, приобретения элементарных двигательных навыков.
Существует множество упражнений, выполняемых без предметов и с различными предметами и отягощениями (мячи, скакалки, палки, гантели), с использованием гимнастического и тренажерного оборудования (скамейки, стенка, блочные и амортизационные устройства, «станки» и т. п.). Упражнения с предметами желательно использовать в небольших по количеству студентов группах. Ведь, как правило, количество предметов, будь то скакалки, гимнастические палки, обручи или мячи ограничено. То же препятствие и при использовании тренажёрного оборудования.
Поэтому остаётся более широко использовать гимнастические упражнения без предметов, тщательно подбирая их для решения задач урока. Необходимо больше внимания уделять упражнениям в парах и с использованием собственного веса. Упражнения в парах, как правило, вызывают эмоциональный подъём у студентов, что немало важно для общего фона занятий. К тому же эти упражнения заставляют ориентироваться на своего партнёра, приспосабливаться, а где-то и помогать ему.
Упражнения с собственным весом очень важны и весьма эффективны. Так для развития мышц верхнего плечевого пояса и спины (трицепсы, широчайшие мышцы спины, длинные мышцы спины и т.д.) служит универсальное упражнение - сгибание и разгибание рук в упоре лёжа. Универсальность его состоит в том, что, просто изменяя исходное положение, а именно ширину постановки рук и ног мы можем увеличивать или уменьшать нагрузку на те, или иные группы мышц и даже пучки мышц, при изменении угла наклона туловища при выполнении данного упражнения. Например- сгибание рук выполняется, когда руки и ноги находятся в одной плоскости, или в разных
плоскостях, когда используется гимнастическая скамейка. Это же относится и к выполнению таких упражнений как «упор присев - упор лёжа», упражнения для мышц брюшного пресса в положении сидя, или лёжа.
Необходимо обратить особое внимание на методические указания при выполнении общеразвивающих упражнений. Перед выполнением нового упражнения необходимо чётко проговорить требования, которые необходимо выполнить, чтобы выполнение данного упражнения дало желаемый результат.
Выполненное много раз с ошибками упражнение вырабатывает определённый неправильный стереотип движения, исправить который значительно сложнее, да и трудность выполнения таких упражнений состоит не в преодолении внешних сил, а в точности и чёткости их выполнения, а это связано с преодолением внутреннего сопротивления.
Многократное правильное повторение гимнастических упражнений помогает преодолеть внутреннее сопротивление. в этой связи важно вовремя заметить ошибку и поправить её. Если вся группа ошибается, то необходимо всей группой повторить упражнение, добиваясь чёткости и слаженности в выполнении задания.
В тех группах, в которых уделялось больше внимания правильности и чёткости выполнения строевых, и общеразвивающих упражнений, значительно улучшилась осанка, улучшилась координация, движения выполнялись легко, точно, красиво. Показателен тот факт, что более половины студентов-юношей, начиная со второго курса и до окончания учёбы, регулярно посещали тренажёрный зал. У девушек результат был несколько иной, они активно стали посещать фитнес клубы. В любом случае, они выбрали здоровый образ жизни.
Литература
1. Гимнастика : учебник / В. М. Баршай, В. Н. Курысь, И. Б. Павлов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Ростов-на Дону : Феникс, 2009. — 320 с.
2. Гимнастика / Под редакцией А. Т. Брыкина. - М., 1971.
3. Петров П. К. Методика преподавания гимнастики в школе : учебник для вузов / П. К. Петров. - М.; Владос. -2003. - 448 с.
References
1. Barshay V. M., Kurys' V. N., Pavlov I. B. Gimnastika [Gymnastics]. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 2009, 320 p.
2. Gimnastika [Gymnastics]. Ed. by A. T. Brykin. Moscow, 1971.
3. Petrov P. K. Metodika prepodavaniya gimnastiki v shkole [Methods of teaching gymnastics in the schools]. Moscow, Vlados Publ., 2003, 448 p.