6. Хохлова О.А. Алешина Н.С. Определяющая роль системы контроля в процессе физического воспитания учащихся в школе // Символ науки. 2017. №3. С. 169-170.
Боброва Галина Владимировна, канд. пед. наук, ст. преподаватель, [email protected], Россия, Оренбург, Оренбургский государственный университет
URGENT PROBLEMS OF INCREASE IN SYSTEM EFFECTIVENESS OF PHYSICALTRAINING IN EDUCATIONAL ACTIVITY OF CADET SCHOOL
G.V. Bohrova
Proposals are proposed to improve the level of physical readiness of the cadets. The analysis of the level of physical preparedness of pupils of the Orenburg presidential cadet school is presented. The directions for improving the system of physical training of cadets are determined on the basis of the results of empirical research and the systematization of the data ohtained.
Key words: physical training, cadets, sports and mass and sports and improving actions, control.
Bohrova Galina Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, senior teacher, [email protected], Orenburg, Orenburg State University
УДК 796.01:61
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Д.М. Гаджиев
Предложена методика проведения урочных и внеурочных занятий по оздоровительной аэробике в образовательных учреждениях с учетом возрастных особенностей занимающихся. Представлены результаты общей физической подготовленности испытуемых до и после педагогического эксперимента, позволяющие говорить об эффективности методики.
Ключевые слова: физическая культура, оздоровительная аэробика, дошкольники, школьники, студенты, особенности занятий, их структура.
Аэробика - это направление оздоровительной физической культуры, сочетающее общеразвивающие, танцевальные и силовые упражнения, выполняемые под музыкальное сопровождение 120-160 акц/мин, объединенные в непрерывно выполняемый комплекс.
Базовая (классическая) аэробика представляет собой синтез общеразвивающих гимнастических упражнений, разновидностей бега, скачков и подскоков, выполняемых под музыкальное сопровождение
120-160 уд/мин серийным или поточным методом.
Оздоровительная аэробика в физическом воспитании дошкольников, школьников, студентов может реализовываться как вариативный компонент физической культуры, так и как базовый компонент (оздоровительная гимнастика). Объем часов может составлять 20-40 часов в год. Следовательно, будущие физкультурные кадры должны владеть теорий и методикой оздоровительной аэробики как частью рекреационной деятельности для занимающихся разного пола, уровня физической подготовленности, медицинской группы здоровья.
Преимущества оздоровительной аэробики в физическом воспитании образовательных учреждений:
- высокая моторная плотность, фронтальное выполнение комплекса;
- поточный способ организации занятия, который обеспечивает выполнение движений без остановок, при этом конечное положение предыдущего упражнения является исходным для последующего;
- эмоциональность занятий, музыкально-ритмическое и эстетическое воспитание, доступность выполнения гимнастических, танцевальных и силовых упражнений;
- высокая оздоровительная эффективность со стороны сердечнососудистой и дыхательной систем, а также улучшение обменных процессов и снижение жирового компонента тела;
- повышение физической подготовленности занимающихся, а именно уровня координационных способностей, гибкости, силы, выносливости;
- разнообразие направлений оздоровительной аэробики, позволяющих совершенствовать элементы новизны движений, оборудования и инвентаря (набивные мячи, гантели 0,5-1,5 кг, медболы, гимнастическая скакалка, гимнастическая палка, баскетбольные мячи, степ-платформы);
- высокий интерес девочек и девушек к комплексам танцевальной аэробики, показательным выступлениям и соревнованиям по фитнес-аэробике, что может являться средством формирования спортивной культуры;
- система увеличения и снижения физической нагрузки на основе темпа музыкального сопровождения, веса отягощения, высоты степ-платформы, амплитуды движений, количества прыжковых и беговых упражнений, продолжительности выполнения основного комплекса;
- аэробика относится к трендам оздоровительной физической культуры аэробной направленности, при этом энерготраты составляют 350-500 кал/ч.
Аэробика является средством развития физической подготовленности занимающихся, что обеспечивается практически непрерывным выполнением комплекса упражнений средней интенсивности
(135-145 акц/мин), высокой интенсивности (136-150 акц/мин); аэробика низкой интенсивности (120-135 акц/мин) применяется для представительниц специальных медицинских групп в условиях санаториев-профилакториев, групп здоровья «40+».
Энерготраты на занятии по классической аэробике составляют в среднем 350 кал/ч, по степ-аэробике и «тай-бо» аэробике (с элементами единоборств) составляют 400-450 кал/ч, по фитнес-классу - 350-400 кал/ч, по аэробике силовой направленности - 350-400 кал/ч (памп-аэробика, функциональный тренинг, гантельная гимнастика, круговая тренировка силовой направленности).
Физическая подготовленность занимающихся развивается путем поточного способа организации занятий и выполнения упражнений практически без пауз отдыха в течение 60-90 мин, с выполнением в подготовительной части занятия разновидностей бега, прыжков, восхождений на степ-платформу, ходьбы, базовых шагов аэробики (8-10 мин), и применяя метод строго регламентированного упражнения. Так для учащихся младших и средних классов рекомендуются беговые и прыжковые упражнения на 8 счетов в 4 подхода, после чего делают базовые шаги аэробики на 8 счетов в 4 подхода, и вновь бег, прыжки на 8 счетов в 4 подхода. Для учащихся старших классов и студентов рекомендуется тот же метод. Так упражнения выполняется на 16 счетов в 4-6 подхода, чередуя высоко интенсивные упражнения и разновидности шагов, с увеличением сложно-координационных и танцевальных упражнений.
На занятиях по оздоровительной аэробике формируется положительная атмосфера (музыкальное сопровождение, индивидуализация, интересные и доступные упражнения); расширяются знания о правильном питании и упражнениях для укрепления определенных мышечных групп и их выполнении в домашних условиях; происходит приобщение к соревновательным формам аэробики (спортивная аэробика, фитнес-аэробика, показательные выступления); формируются основы оздоровления (аэробная физическая нагрузка, гидратация, анализ двигательной активности, влияние занятий на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, снижение жирового компонента тела).
Следует отметить, что в физическом воспитании студентов объем часов по оздоровительной аэробике увеличивается и может составлять 30-60 часов. При этом специалисты по физической культуре должны сформировать у студентов необходимые компетенции по физической культуре. Аэробика детализирует, дифференцирует, раскрывает средства и методы физической культуры в профессиональной, социальной жизнедеятельности обучающихся с помощью специальных упражнений для укрепления определенных мышечных групп, рекомендаций по снижению массы тела, регулированию психологического состояния, культуры движений, средств контроля осанки, разъяснения значения тонуса мышц в
обеспечении оптимального функционирования систем организма.
В структуре занятия по аэробике для дошкольников рекомендуется следующая последовательность выполнения упражнений: имитационные упражнения ^ дыхательные упражнения, ходьба, упражнения с хлопками ^ разновидности прыжков, имитационные упражнения ^ повторение серии упражнений подготовительной части ^ разучивание основного комплекса (имитация «уборки», «стирки», русский народный танец, «Са-Фи-Дансе») ^ повторение разученного комплекса 3 раза в быстром темпе ^ дыхательные упражнения, партерная часть с мячами, гантелями, фитболами ^ игровые задания ^ упражнения на внимательность и координацию ^ игра.
Детская аэробика содержит ритмопластику («ритмическая мозаика»), «лечебно-профилактический танец (фитнес-данс)» и фитбол-гимнастику, танцевально-игровую гимнастику «Са-Фи-Дансе», танцевальные виды аэробики и игровые направления; «игровой стретчинг». Структура упражнений и комплексов должна быть не сложной координационной направленности, содержать значительное количество упражнений с хлопками, доступными и одноименными движениями рук и ног, при этом комплекс будет хорошо осваиваться при использовании имитационных упражнений. Также следует отметить, что за одно занятие разучивается не более 4-5 упражнений на 8 счетов. Музыкальное сопровождение применяется при повторении разученного упражения и в процессе повторения всего комплекса упражнений.
К средствам совершенствования процесса разучивания комплекса упражнений для дошкольников следует отнести использование комплекса на гимнастической скамейке или стуле; применение носового платка в качестве акцентирования внимания; фиксация месторасположения ребенка около предмета (кегля, стула, мешочка с песком, гимнастического обруча). Комплекс может содержать практически все упражнения имитационного характера, например, комплекс «стирка» (замачивание белья, стирка руками, полоскание, встряхивание белья, развешивание белья и др.). Основной акцент в педагогической деятельности по данному направлению делается на осмысленное выполнение упражнений детьми, их словесном восприятии, анализе, контроле темпа, ритма, координации движений и на других двигательных характеристиках. У детей формируются способы контроля и самоконтроля за движениями, используются мотивационные факторы в достижении целей и задач физического воспитания.
В структуре занятия могут применяться, как названия шагов классической аэробики («У-степ», «степ-тач», «дабл степ», «ланч», пони, «джек», ни ап, кик, керл, мамба, самба, слайд, шасси, открытый шаг), а также имитационные упражнения, такие, как «самолет», «скалолаз», «лыжник», прыжки на скакалке, «присядка», метание мяча, передача мяча, «футболист», «разбрасывание листьев», «балерина», латина.
В структуре занятия по аэробике для детей среднего школьного возраста рекомендуется следующая последовательность выполнения упражнений: разновидности ходьбы ^ упражнения общеразвивающего характера ^ разновидности прыжковых движений ^ танцевальные движения (базовые шаги аэробики) ^ предварительный стретчинг ^ танцевальные упражнения, которые выполняются поточным способом, где одно упражнение сменяется другим, образовывая связку из танцевальных упражнений ^ упражнения силового характера, которые выполняются в исходном положении лежа, сидя, стоя на коленях (при выполнении применяется принцип постепенного увеличения нагрузки) ^ стретчинг (дыхательные упражнения, упражнения на растягивание) из исходного положения сидя и лежа без рывков, медленно, с соблюдением правильной техники выполнения упражнения.
Рекомендуемая ЧСС при проведении занятий по аэробике во время разминки 100-130 уд/мин, во время аэробной части - 120-150 уд/мин Контроль за реакцией на нагрузку рекомендуется осуществлять индивидуально по внешним признакам утомления. Разучивать базовые аэробные шаги рекомендуется в следующей последовательности, которая позволяет учитывать биомеханическую структуру выполняемых движений, освоенные двигательные умения и сложность техники выполняемых базовых аэробных шагов: «Шаг» ("March"), «подъем колена» ("Kneeup"), «Мах» ("Kick), «Выпад» (Lunge), «прыжок ноги врозь - ноги вместе» (JumpingJack), «Скачок» (Skip) и «Бег» (Jog).
В структуре занятия по аэробике для детей старшего школьного возраста рекомендуется следующая последовательность выполнения упражнений:
- 7-10 мин - общеразвивающие упражнения; упражнения координационного, скоростно-силового и силового характера, в том числе 7-9 упражнений за 4-5 мин (ЧСС 95-140 уд/мин) и 6-8 упражнений за 4-5 мин (ЧСС 105-130 уд/мин);
- 15-20 мин - шаги и связки базовой аэробики, направленные на развитие координационных способностей, из них 7-10 мин отдельные элементы и 7-10 мин - связки шагов (ЧСС 130-160 уд/мин);
- 15-20 мин - упражнения партерной части аэробики (на ковриках), в том числе 10-12 упражнений за 11-15 мин (ЧСС 110-130 уд/мин) и 2-3 упражнения за 3-5 мин (ЧСС 105-130 уд/мин);
- 7-10 мин - элементы хореографии и стретчинга, в том числе 7-9 упражнений за 6-7 мин (ЧСС 90-110 уд/мин) и 1-2 упражнения за 2-3 мин (ЧСС 90-110 уд/мин).
При проведении контрольных уроков рекомендуем применять комплексы аэробики в конце курса обучения в 10, 11 классах в парах, тройках, группе, на соревнованиях по аэробике, согласно школьному положению о соревновании.
Результаты педагогического эксперимента.
Эксперимент проведен со студентками экономического университета в рамках дисциплины «Физическая культура» (2016-2017 гг.).
Педагогический эксперимент позволил (таблица) достоверно повысить силу мышц нижнего отдела спины у девушек (подъем спины лежа на животе) за счет упражнений аэробики. Результаты координационных качеств в упражнении «челночный бег» также имеют достоверный характер. В течение года результат в упражнении на мышцы брюшного пресса улучшился на 15 раз (Р<0,05). Значительно повысился результат девушек в комплексном статическом упражнении «планка» от 35 до 86 с (Р<0,05).
Результаты общей физической подготовленности девушек 1-го курса
(аэробика)
Контрольные упражнения 1-й семестр (Х ±о) 2-й семестр (Х ±о)
1 модуль 2 модуль 3 модуль 4 модуль
1. Подъем туловища лежа на спине (раз) 30,1±5,8 37,5±7,0 39,5±7,3* 45,5±9,7*
2. Челночный бег 4*10 м (с) 12,2±2,2 11,5±1,6 11,0±1,5 10,9±0,9*
3. Подъем спины лежа на животе (раз) 36,4±6,9 47,3±7,3 50,3±6,8 56,8±7,0*
4. Приседание за 30 с (раз) 24,2±4,5 28,9±3,6 28,9±3,6 29,5±3,1*
5. Сгибание и разгибания рук в упоре лежа (раз) 8,3±6,4 12,4±4,1 14,3±5,0 16,6±3,8*
6. Упражнение «планка» (с) 35±14,3 58,6±12,0* 70,8±8,4* 86,7±13,4*
7. Приседания с бодибаром 3-5 кг (экспертная оценка 10 баллов) 4,1±1,2 6,8±1,4* 7,6±0,9 8,8±1,2*
8. Прыжки на скакалке 1 мин (раз) 115,4±14,8 124±17,1 131,5±13,2 140,6±9,8*
Примечание: Х - среднее арифметическое значение; о - среднее квадратическое отклонение; * - достоверность различий (Р<0,05).
В целом из системы фитнеса нами предложено применять в физическом воспитании упражнение «планка»; приседание с бодибаром, оценивая технику приседаний, приседание за 30 с, подъем спины из положения лежа на животе.
Выводы
Педагогический эксперимент подтвердил эффективность оздоровительной аэробики не только по физической подготовленности девушек, но и по уровню освоения компетенций физической культуры для социальной и профессиональной деятельности, также девушки получили представления о направлениях аэробики, интенсивности занятий, средствах варьирования нагрузки, фитнес-технологиях, при этом интерес к занятиям повысился от 5,3 до 8,2 балла.
Список литературы
1. Алаев М.В., Титовский А.В., Лавриненко В.В. Кластеризация методических задач учебной дисциплины «Физическая культура» в высшем образовании // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2015. Вып. 3. С. 3-10.
2. Мамонова О.В., Шутова Т.Н. Совершенствование физического воспитания студентов в условиях снижения состояния здоровья. Гуманитарное образование в экономическом вузе: материалам IV Междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конф. Т I. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2016. С. 519-526.
3. Митрофанова А.Г. Аэробика: учеб. пособие. Вологда: Вологод. гос. ун-т, 2014. 84 с.
4. Рыбакова Е.О., Шутова Т.Н. Совершенствование компетенций рекреационной направленности в профессиональной подготовке бакалавров физической культуры // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2016. Вып. 4. С. 77-84.
5. Сбалансированное питание и оптимизация двигательной активности как факторы здорового образа жизни студентов / Т.Н. Шутова [и др.] // Гуманитарное образование в экономическом вузе: материалы IV Междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конф. М., 2016. С. 595-600.
6. Шутова Т.Н. Классификации фитнес-программ и технологий, их применение в физическом воспитании студентов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. Вып. 2. С.116-122.
7. Шутова Т.Н., Шаравьева А.В. Методические особенности оздоровительных занятий для женщин на основе аквафитнеса // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2013. Вып. 3. С. 61-65.
Гаджиев Далгат Муратович, преподаватель, [email protected], Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
METHODICAL RECOMMENDATIONS ON HEALTH AEROBICS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS
D.M. Gadzhiev
The technique of conducting of lessons and extra-curricular classes on improving aerobics in educational institutions taking into account age features of those engaged is suggested. The results of the general physical preparedness of the subjects before and after the pedagogical experiment are presented, allowing one to speak about the effectiveness of the technique.
Key words: physical education, Wellness aerobics, preschoolers, school children, students, features lessons.
Hajiyev Dalgat Muratovich, lecturer, [email protected], Russia, Moscow, Russian Economic University named after G.V. Plekhanova