Научная статья на тему 'Физическое воспитание студентов с особыми образовательными потребностями: классификационный подход'

Физическое воспитание студентов с особыми образовательными потребностями: классификационный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / CLASSIFICATION APPROACH / PHYSICAL EDUCATION / HEALTH GYMNASTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамонова Оксана Вячеславовна, Шутова Татьяна Николаевна

Представлен теоретический анализ категории «особые образовательные потребности», их классификации и тенденции увеличения среди студентов. Продемонстрированы результаты педагогического эксперимента по физическому воспитанию со студентами, нуждающимися в особых образовательных потребностях, а именно, освобождённые от практических занятий, представители специальных медицинских групп, студенты-спортсмены, студенты-иностранцы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS: CLASSIFICATION APPROACH

The paper presents a theoretical analysis of the category of special educational needs, their classification and increasing trends among students. The results of the pedagogical experiment on physical education with students in need of special educational needs, namely exempt from practical training, representatives of special medical groups, students-athletes, foreign students are demonstrated.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание студентов с особыми образовательными потребностями: классификационный подход»

УДК 796.011.3

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ: КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД

О.В. Мамонова, Т.Н. Шутова

Представлен теоретический анализ категории «особые образовательные потребности», их классификации и тенденции увеличения среди студентов. Продемонстрированы результаты педагогического эксперимента по физическому воспитанию со студентами, нуждающимися в особых образовательных потребностях, а именно, освобождённые от практических занятий, представители специальных медицинских групп, студенты-спортсмены, студенты-иностранцы.

Ключевые слова: студенты с особыми образовательными потребностями, классификационный подход, физическое воспитание, оздоровительная гимнастика, бильярд.

По данным Росстата в 2016 году число студентов с особыми образовательными потребностями увеличилось почти на 1,5 тыс. человек (с 18 до 19,5 тыс., 2015-2016 г.). В особых образовательных потребностях нуждаются обучающиеся, имеющие социальную, физическую, эмоциональную особенность, которая требует внимания и специализированных образовательных услуг. Особые образовательные потребности испытывают студенты, освобожденные от практических занятий физической культурой, с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата; с особенностями развития; студенты-спортсмены; студенты с длительным перерывом в образовании; инвалиды и дети-сироты; представители специальной медицинской группы [1-4].

Особые образовательные потребности классифицируются на категории (Варнюк М., 1979): слабослышащие; позднооглохшие; незрячие; слабовидящие; лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы; лица с нарушением интеллекта; дети с задержкой психического развития (трудно обучаемые); лица с тяжелыми нарушениями речи; лица со сложными недостатками развития.

К. Шнайдер (2009) выделяет следующие группы особых образовательных потребностей: 1) дети с ограниченными возможностями здоровья; 2) дети с трудностями в обучении; 3) дети в неблагоприятных условиях.

И.С. Макарьев (2016) классифицирует особые образовательные потребности на категории: с ограниченными возможностями здоровья; проявившие выдающие способности; дети-сироты; представители различных меньшинств, находящиеся в трудной жизненной ситуации [4].

В целом понятие особые образовательные потребности представляет собой форму обучения, поддерживающую и поощряющую разнообразие среди всех категорий, обучающихся не только с сильной стороны, но и с его индивидуальной стороны различия. Термин «особые образовательные потребности» смещает акцент на нарушения, отклонения от нормы, на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, что указывает на необходимость выявления и реализацию этих потребностей.

Высшие учебные заведения призваны создать условия, способствующие сохранению здоровья студентов, а также создавать специальные условия и учитывать индивидуальные потребности молодёжи, в том числе с особыми образовательными потребностями. В частности, закрепляется право обучающегося на индивидуальный график и на выбор дисциплин. Инклюзивное образование должно обеспечивать равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [3, 7, 5].

В физическом воспитании студентов с особыми образовательными потребностями (ООП) преимущество отдаётся реферативной работе, оздоровительной гимнастике, лечебной физической культуре, для категории студентов спортсменов занятия проводятся в спортивной секции по избранным видам спорта. Теоретическое поле проблемы по особым образовательным потребностям изучено специалистами И.С. Макарьевым (2016), Т.Ю. Скамьяновой (2013). Вместе с тем проблема остается нерешенной, недостаточно изученной, при этом число обучающихся с особыми образовательными потребностями возрастает, особенно в категории студентов специальной медицинской группы [4, 6].

При организации физического воспитания возникают сложности организации учебного процесса в одной учебной группе со студентами специальной медицинской группой, освобожденными от практических занятий, а также средства дифференциации физической нагрузки для юношей и девушек, диверсификации занятий в одном спортивном зале. Возникают трудности в разработке контрольных упражнений для каждой категории студентов с ООП и подходов индивидуализации.

Категория студентов - освобожденные от практических занятий включает в себя нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой системы, следовательно, необходимо расширение средств ФК интеллектуальной, так применяется бильярд (Никитин А.А., 2014) [5], дартс, шахматы. Особые образовательные потребности испытывают обучающиеся с повреждением или недоразвитием анализаторов, высших отделов головного мозга, которые появляются в виде нарушений слуха, зрения, паралича и т. п. В особых образовательных потребностях нуждаются студенты, отличающиеся

недостаточной мобильностью, которые испытывают трудности передвижений, студенты, которые имеют поражения верхних конечностей; нарушения речи и общую моторную неловкость.

Также особые образовательные потребности испытывают обучающиеся с выраженными эмоциональными и поведенческими расстройствами, аутизмом. При этом управление поведением будет заключаться в воспитании самостоятельности, ответственности; формировании стремления добиваться результатов; развивать умение действовать целенаправленно, воспитывать трудолюбие, работоспособность, настойчивость, выдержку; вырабатывать положительные привычки к здоровому образу жизни [1-3].

Лица с выдающимися способностями, это студенты-спортсмены; студенты-музыканты; студенты-танцоры; одаренные студенты с инвалидностью. У одаренных студентов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психических пределов здорового человека. Категория студенты-сироты, испытывает трудности в принятии решения, самовоспитании, двигательной активности, здоровом образе жизни, самоутверждении. Студенты-иностранцы, мигранты, беженцы, инвалиды-иностранцы также нуждаются в особом образовательном подходе, они испытывают трудности коммуникации, сложности социальной адаптации в обществе, самостоятельных занятий физической культурой и занятий в урочной форме. Студенты, находящиеся в трудной жизненной ситуации (стихийных бедствий, экологических и технических катастроф) чаще испытывают стрессы, нервные напряжения, частые депрессии. Обучающиеся с длительным перерывом в образовании, это беременные-студентки, стажеры, волонтеры, студенты-спортсмены.

Методы и организация исследования. Педагогическое исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» со студентами первого курса (2016-2018 гг.), всего в исследовании участвовало более 162 чел. Применялись методы исследования: теоретический обзор научно-исследовательской литературы; педагогические наблюдения категорий студентов с нарушениями зрения (миопия), дыхания, опорно-двигательного аппарата (освобождённые); специальную медицинскую группу с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, сколиозами и вегетососудистой дистонией; студентов-спортсменов, студентов-иностранцев.

Для категории студентов с нарушениями зрения, дыхания и ОДА (освобождённые) рекомендовано участие у научной деятельности (проект <^ро11зЫепсе»), как альтернативной формы физического воспитания (60 ч). Наряду с этим бильярд и дартс, как средство двигательной активности с низкой интенсивностью, снимающее психоэмоциональное напряжение, нормализующее симпатические и парасимпатические влияния на

центральную нервную систему, позволяющее тренировать мышцы глаз, развивать глазомер, точность, ловкость движений (140 ч). Семинарские занятия (40 ч): лабораторные работы по энергетическому балансу, шагометрии и пульсометрии, энергозатрат в повседневной жизнедеятельности, производственной гимнастики, гимнастики для глаз.

Для категории студентов специальной медицинской группы выбраны оздоровительная гимнастика (90 ч: аэробика низкой интенсивности, пилатес, упражнения на фитболе, атлетическая гимнастика, стретчинг), плавание и аквафитнес (100 ч: плавание, беговые программы в воде, программа «плавание и сила», аквааэробика), бильярд (50 ч). Занятия проводились в отдельной подгруппе, при этом 2/3 по общему плану занятия и 1/3 индивидуализированные комплексы, учитывающие вид заболевания (рисунок).

Модель физического воспитания для студентов с ООП

Для категории студентов-спортсменов организованы сборные команды по популярным видам спорта: волейбол, футбол, баскетбол, хоккей и другим, как альтернативная форма физического воспитания. Для категории студентов-иностранцев подготовлены видео-фитнес комплексы, специализированная методика обучения плаванию и атлетической

гимнастике, занятия на английском языке. Особые образовательные потребности построены на основе классификации В.В. Лебединского по нарушениям в состоянии здоровья.

Контрольные упражнения для категории специальные медицинские группы: подъем туловища из положения лежа на спине, бросок набивного мяча, наклон вперед из положения сидя, устойчивость на одной ноге, упражнение «планка», техника выполнения приседаний с гимнастической палкой, техника выполнения комплекса по аэробике, приседания за 30 с, сгибания и разгибания рук в упоре на коленях, гиперэкстензия на гимнастическом коврике.

Контрольные мероприятия для освобожденных: освоение комплекса по бильярду и выполнение контрольных упражнений по бильярду «прокат в один размер», «накат в центральную и угловую лузу», «финская партия», «положить 14 пустышек с разбоя» и др. Участие в соревнованиях по бильярду, выполнение технических приемов бильярда; участие в студенческой научной конференции по физической культуре и ЗОЖ, проведение комплекса производственной гимнастики. Контрольные критерии для студентов-спортсменов: посещаемость спортивной секции, участие в соревнованиях. Оценочных средства для категории студенты-иностранцы, как для категории с основной медицинской группой.

Результаты исследования и их обсуждение. Полученные данные свидетельствуют о том, что студенты ЭГ по сравнению с КГ значительно повысили уровень развития физических качеств (таблица), улучшилась выносливость в плавании от 14 до 6 мин (р<0,05); показатели силы: сгибание и разгибание рук в упоре лежа от 9 до 15 раз (р<0,05) и приседания от 19 до 30 раз (р<0,05); гибкость плечевого сустава от 16 до 40 раз (р<0,05), юноши и девушки справлялись на «хорошо и отлично»;наклон в перед из положения сидя показала ЭГ от -7 до -16 см (р<0,05) на «отлично». С удержанием тела также справились студенты ЭГ от 18 до 26 (р<0,05). Результаты бильярдного зала «прокат в один размер» ЭГ показала в динамике на 4,5 балла, КГ на 3,4 балла, намного лучше, чем КГ. Показатели норматива «Финская партия» оказались посильными для ЭГ и КГ, выполнили на «хорошо и отлично». В тесте «Положить 14 пустышек с разбоя» ЭГ намного лучше показала результаты, чем КГ (4,9 и 3,3 балла). Таким образом, у студентов повысилась динамика ловкости, координации движений (бильярд) и имеет достоверный характер. Так, у ЭГ значительно улучшилась техника выполнения ударов по сравнению с КГ.

Кроме того, разработаны соревнования по бильярду для студентов с ООП (освобождённые), разработан механизм формирования соревновательных компетенций по упрощённой схеме со знанием положения о соревнованиях, правил игры и соревнований, продвижения по турнирной сетке и выбывание из неё, жеребьёвка, протокол соревнований, подведение итогов. В таблице представлено развитие соревновательных компетенций,

таких как «Финская партия», которая развивает ловкость, координацию и точность движений, а также тренирует индивидуальные психологические качества, повышает мотивацию к занятиям.

Результаты физической подготовленности в эксперименте

№ п/п Контрольные упражнения для студентов ЭГ (X ±о) КГ(Х ±о)

До После До После

Выносливость

1 Плавание 100 м, вольный стиль, мин 14±3,04 6±3,42** 15±4,03 9,8±3,58

Сила

2 Приседание, кол-во 19±2,55 30±2,86* 18±2,47 27±2,54*

3 Гиперэкстензия на гимнаст. коврике, с 18±7,38 26±5,34* 24±5,22 23±8,08

4 Сгибание и разгибание рук, раз 9,0±4,65 15±4,96* 11±4,67 12±4,60

Гибкость

5 Упражнение на гибкость плечевого сустава, со скакалкой, кол-во 16±8,71 40±9,16* 18±7,12 38±6,09*

6 Наклон вперед из положения сидя, см 7,0±8,71 16,0±5,19* 13±6,12 15,0±7,15

Ловкость (бильярдный зал); Освобожденные (зрение, ОДА, ДС, ССС)

7 «Прокат в один размер», балл 2,3±0,71 4,5±1,85* 2,2±0,98 3,4±2,76

8 «Финская партия», балл 2,4±0,65 4,7±1,98* 2,2±0,73 3,9±2,45

9 «Положить 14 пустышек с разбоя», балл 2,3±1,12 4,9±2,78* 2,1±1,97 3,3±2,83

Примечание: XX — среднее арифметическое значение; о - среднее квадратическое отклонение; * — достоверность различий (р<0,05); ** - достоверность межгрупповых различий.

Выводы. Уровень начального функционального состояния организма студентов с ООП показал, что ЧСС у данного контингента студентов учащен и составляет 95,8 уд/мин у девушек и 89,3 уд/мин у юношей. Интегральная общая оценка функционального состояния 70-80 баллов («удовлетворительный балл») свидетельствует о том, что практически все респонденты имеют низкий уровень функционального состояния. Педагогический эксперимент позволил достичь в ЭГ по сравнению с КГ достоверных изменений в физической подготовленности, и незначительных улучшений в функциональном состоянии.

Список литературы

1. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2002. № 5. С. 4.

2. Егоров П.Р. Создание специальных условий обучения студентов с особыми образовательными потребностями // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 151-154.

3. Карпова Е.Е. Особенности построения занятий по физической культуре со студентами, имеющими особые образовательные потребности // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57-6. С. 209-215.

4. Макарьев И.С. Образовательный протокол. Особые образовательные потребности. СПб.: Охтинский колледж, 2016. 52 с.

5. Никитин А.А., Грачев А.С. Влияние игры в бильярд на показатели функционирования некоторых систем организма студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 4(134). С. 194-198.

6. Скамьянова Т.Ю. Повышение учебной успешности студентов с особыми образовательными потребностями // Педагогический журнал. 2016. № 3. С. 48-60.

7. Фазлеева Е.В. Дисциплина «Физическая культура» для студентов с особыми образовательными потребностями - реальность и перспективы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 3. С. 183-186.

Мамонова Оксана Вячеславовна, преподаватель, [email protected], России, Москва, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова,

Шутова Татьяна Николаевна, канд. пед. наук, доц.,[email protected], России, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS: CLASSIFICATION APPROACH

O.V. Mamonova, Т.N. Shutova

The paper presents a theoretical analysis of the category of special educational needs, their classification and increasing trends among students. The results of the pedagogical experiment on physical education with students in need of special educational needs, namely exempt from practical training, representatives of special medical groups, students-athletes, foreign students are demonstrated.

Key words: students with special educational needs, classification approach, physical education, health gymnastics.

Mamonova Oksana Vyacheslavovna, lecturer, mamonova-o-v@mail. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G.V. Plekhanov,

Shutova Tatyana Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Russian Economic University named after G.V. Plekhanov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.