Список христианско-языческих конфликтов, произошедших на территории Древнерусского государства в период с конца X по первую половину XIII в.
Конфликты, произошедшие в ходе попыток христианизации региона, большинство населения которого придерживалось язычества Крещение Киева (988 г.); попытка крещения Мурома (988 г.); Крещение Новгорода (989 или 992 г.); Попытка крещения Ростова (992 г.); Попытка крещения Медвежьего Угла (988-1010 г.); Убийство епископа Леонтия в Ростове и продолжение христианизации епископом Исайей (1070-1077 г.); Крещение Мурома (1097 г.).
Антихристианские выступления в регионах, ранее уже подвергнутых христианизации Появление волхвов в Суздале (1024 г.); Появление волхва в Киеве (1071 г.); Появление волхвов в Ростовской области (1071 г.); Появление волхва в Новгороде (1071 г.); Сожжение волхвов в Новгороде (1227 г.).
Конфликты не изученной до конца природы, о которых мы имеем лишь скудную информацию в письменных источниках Сожжение церквей в Киеве (1017 г.); Гибель волхва в Ростове (1091 г.).
УДК 93/94
Овчинникова Екатерина Александровна
магистрант II курса исторического факультета
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: [email protected]
СОЧИНЕНИЯ ВЫПУСКНИЦ МОТОВИЛИХИНСКОЙ ВТОРОКЛАССНОЙ ЖЕНСКОЙ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКОЙ ШКОЛЫ КАК ИСТОЧНИК ИСТОРИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Ekaterina A. Ovchinnikova
II year Master of The Faculty of History
PermStateHuman itarianPedagogicalUn iversity, Perm, Russia, e-mail:[email protected]
COMPOSITIONS OF GRADUATES MOTOVILIKHINSKY SECOND CLASS WOMEN'S CHURCH-PAROCHIAL SCHOOL ASASOURCE OF THE
HISTORY OF E VERYDAY LIFE
Аннотация. Рассматривается возможность использования сочинений выпускниц Мотовилихинской второклассной церковно-приходской школы как источника истории повседневности в контексте развития женского образования в Пермской губернии.
Ключевые слова: история повседневности, источник, образование, Пермская губерния.
© Овчинникова Е.А., 2018
Abstract. The article considers the possibility of using the works of the graduates of Motovilikhinsky second-class church-parochial school as a source of the history of everyday life, in the context of the development of women's education in the Perm province.
Key words: history of everyday life, source, education, the Perm province.
Вопрос образования в Пермской губернии является достаточно популярным среди исследователей, интересующихся региональной историей. Историки опираются на официальные документы, повествующие о становлении «вертикали» образования: попечителей, учредителей и смотрителей школ. Ряд указов и протоколов являются важнейшими источниками истории развития образования в Пермской губернии. Однако история — это не только власть — утверждающая или запрещающая, важнейшей частью истории являются люди, участники процессов, в образовании это учителя и ученики.
В этом на помощь приходит история повседневности — одно из самых динамично развивающихся направлений в отечественной и мировой историографии.
По словам А. Людтке, центральным в анализе повседневности «являются жизненные проблемы тех, кто в основном остались безымянными в истории. Индивиды в таких исследованиях предстают и действующими лицами, и творцами истории, активно производящими, воспроизводящими и изменяющими социально-политические реалии прошлого и настоящего» [6, с. 77-100].
Применение истории повседневности позволяет по-новому взглянуть на внутренние процессы общественной жизни. В контексте данного подхода исторический процесс рассматривается как «история снизу» [7, с. 96].
В исследовании истории повседневности есть проблема, касающаяся источников. В комплексе источников, сохранившихся в государственных архивах, эго-документы составляют незначительную часть. Прежде всего по той причине, что дневники, личные письма, фотоальбомы, записки относятся к приватной сфере. В архивные единицы хранения они попадают в том случае, если сами авторы или их наследники считают важным сохранить их для
истории. Какие документы могут послужить источником истории повседневности образования?
В рамках данного исследования была предпринята попытка проанализировать выпускные сочинения выпускниц Мотовилихинской второклассной женской церковно-приходской школы Глафиры Агеевой и Екатерины Пермяковой за 1901 г. как источники истории повседневности.
В сочинениях содержатся сведения о происхождении девушек: «Родилась я в уютно раскинутой на берегу реки Камы деревне» [3, с. 139], — пишет Глафира Агеева. Другая девушка, Екатерина Пермякова пишет: «Я помню себя с четырех годов; мы жили в то время в городе К., на самой веселой местности у реки и близко около леса, в который я часто с братом ходила, и другие дети играть в горелки» [4, с. 141].
Церковно-приходские школы относятся к учебным заведениям начального типа. Со второй половины Х1Х в. туда был открыт доступ представительницам женского пола. Отношение общества к данным видам учебных заведений было неоднозначным на протяжении всего периода их существования. Открывающиеся с целью не столько обучения, сколько религиозного воспитания детей, «существующих среди скудной крестьянской среды и грубой обстановки» [2, с. 16-17], церковные школы встречали недовольство со стороны прогрессивной интеллигенции.
Несмотря на это, по словам исследователей (Л.В. Архангельской, У.П. Ефремовой, А.М. Сафроновой) [1, ^ 24-31; 5, с. 43-48; 9], Пермская губерния может рассматриваться как регион, в котором начальному образованию уделялось большое внимание общественности (чаще земства). Однако стоит обратить внимание на отношение к образованию внутри крестьянской семьи, что позволяют сделать сочинения: «Родители говорили, что пора уже меня учить, хотя немногому дома» [3, с. 139], — пишет Глафира Агеева. Из сочинения Екатерины Пермяковойпише: «,..<папа> удовлетворял нас объяснением, всегда почти говоря: "Учитесь, детки, учитесь, ученье свет, а не ученье тьма", после же этого уходил в город и покупал книг десять детского
72
чтения, и в свободное время иногда читал смешные рассказики» [4, с. 141]. Данные строки указывают на грамотность самих родителей (отца).
Кроме того, важную роль в подготовке девочек к школе в обоих случаях играли старшие братья, которые в этот период уже проходили обучение: «Старший брат принес подвижную азбуку, кубики, и мы стали считать» [3, с. 140], «Мне не нашли няни и гувернантки, как другим девочкам, а меня учил брат; сначала показал все звуки, заставил писать, заучивать наизусть и научил решать несложные задачи» [4, с. 142].
Обе девочки в своих сочинениях транслируют и свое отношение к образованию и как изменилась их жизнь с походом в школу: «Но в это лето я не так свободно резвилась как раньше, потому что повторяла уроки, так как знала будущую свою судьбу» [3, с. 140] и «Но вот мне пошел девятый год, я умею уже читать и писать, тогда папа меня свел в училище; с этого времени жизнь моя совсем даже переменилась» [4, с. 142]. Это свидетельствует о серьезном и ответственном настрое и отношении к процессу обучения.
Сочинения содержат отметки и примечания преподавателей в отношении написанного, что также может стать основанием для более детального исследования вопросов истории образования.
Таким образом, подобные сочинения вполне могут выступать в качестве источников истории повседневности, так как содержат информацию о личной жизни людей. Указывают их личное отношение к образованию и содержат факты из жизни. Однако важно понимать, что работа в парадигме исследования повседневности не претендует на обобщения. Но правильно истолковав эти свидетельства, мы можем понять ситуацию, в которой они становятся возможны, увидеть «большую историю» снизу, глазами ее реальных участников.
Список литературы
1. Архангельская Л.В. Женское начальное образование в школах духовного ведомства Пермской губернии во второй половине XIX - начале XX в. //Вестник Томского государственного университета. 2017. № 47. С. 24-31.
2. Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1896 и 1897 годы. СПб., 1899. 83 с.
73
3. Выпускные сочинения учениц Мотовилихинской второклассной женской церковноприходской школы за 1901 год. № 49 Сочинение Глафиры Агеевой // Образование в Пермской губернии XIX - начала XX века. Из истории учебных заведений системы начального образования: сборник документов. Пермь: Траектория, 2017. С. 139-140.
4. Выпускные сочинения учениц Мотовилихинской второклассной женской церковноприходской школы за 1901 год. № 50 Сочинение Екатерины Пермяковой // Образование в Пермской губернии XIX - начала XX века. Из истории учебных заведений системы начального образования: сборник документов. Пермь: Траектория, 2017. С. 141-142.
5. Ефремова У.П. Повышение образовательного уровня педагогов церковноприходских школ Урала в конце XIX - начале XX в. // Педагогическое образование в России. 2014. № 11. С. 43-48.
6. Людтке А. Что такое история повседневности? Ее достижения и перспективы в Германии // Социальная история. Ежегодник, 1998-1999. М., 1999. С. 77-100.
7. Маслова И.В. Концептуальные вызовы в современных исторических исследованиях // Историческая этнология. 2017. Т. 2, № 1. С. 95.
8. Пушкарева Н.Л. Предмет и методы изучения истории повседневности // Социальная история. Ежегодник, 2007. М.: РОСПЭН, 2008. С. 9-21.
9. Сафронова А.М. Сельская школа на Урале в XVIII-XIX вв. и распространение грамотности среди крестьян. Екатеринбург, 2002. 120 с.
10. Слудковская И.А. Народное образование в Пермском крае в конце XIX - начале XX в. Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 1998. 168 с.
11. Шишонко В.Н. Материалы для описания развития народного образования в Пермской губернии с указанием времени открытия учебных заведений. Екатеринбург, 1879. 400 с.
УДК 93/94
Штейников Сергей Николаевич
магистрант II курса заочного отделения исторического факультета
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь,
Россия, e-mail: [email protected]
К.Г. ШИРОКИНСКИЙ — ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЗАКОНА БОЖЬЕГО В ПЕРМСКОМ РЕЧНОМ УЧИЛИЩЕ В 1916-1918 ГГ.
Sergey N. Shteynikov
Master of II Course Correspondence Department of the Faculty of History
Perm state humanitarian pedagogical University Perm, Russia, e-mail: [email protected]
K.G. SHIROKINSKY — TEACHER OF THE LAW OF THE PERM RIVER
COLLEGE IN 1916-1918
Аннотация. Статья посвящена малоизвестным фактам из жизни священнослужителя Слудской Свято-Троицкой церкви К.Г. Широкинского, который являлся преподавателем Закона Божьего в Пермском речном училище в 1916-1918 гг.
Ключевые слова: К.Г. Широкинский, Пермское речное училище, преподавательский состав, священномученик, духовенство Слудской церкви.
© Штейников С.Н., 2018