Научная статья на тему 'Сочинения выпускниц Мотовилихинской второклассной женской церковно-приходской школы как источник истории повседневности'

Сочинения выпускниц Мотовилихинской второклассной женской церковно-приходской школы как источник истории повседневности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
72
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ / ИСТОЧНИК / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРМСКАЯ ГУБЕРНИЯ / HISTORY OF EVERYDAY LIFE / SOURCE / EDUCATION / THE PERM PROVINCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Овчинникова Екатерина Александровна

Рассматривается возможность использования сочинений выпускниц Мотовилихинской второклассной церковно-приходской школы как источника истории повседневности в контексте развития женского образования в Пермской губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPOSITIONSOFGRADUATESMOTOVILIKHINSKYSECONDCLASSWOMEN'SCHURCH-PAROCHIALSCHOOLASASOURCEOFTHEHISTORYOFEVERYDAYLIFE

The article considers the possibility of using the works of the graduates of Motovilikhinsky second-class church-parochial school as a source of the history of everyday life, in the context of the development of women's education in the Perm province.

Текст научной работы на тему «Сочинения выпускниц Мотовилихинской второклассной женской церковно-приходской школы как источник истории повседневности»

Список христианско-языческих конфликтов, произошедших на территории Древнерусского государства в период с конца X по первую половину XIII в.

Конфликты, произошедшие в ходе попыток христианизации региона, большинство населения которого придерживалось язычества Крещение Киева (988 г.); попытка крещения Мурома (988 г.); Крещение Новгорода (989 или 992 г.); Попытка крещения Ростова (992 г.); Попытка крещения Медвежьего Угла (988-1010 г.); Убийство епископа Леонтия в Ростове и продолжение христианизации епископом Исайей (1070-1077 г.); Крещение Мурома (1097 г.).

Антихристианские выступления в регионах, ранее уже подвергнутых христианизации Появление волхвов в Суздале (1024 г.); Появление волхва в Киеве (1071 г.); Появление волхвов в Ростовской области (1071 г.); Появление волхва в Новгороде (1071 г.); Сожжение волхвов в Новгороде (1227 г.).

Конфликты не изученной до конца природы, о которых мы имеем лишь скудную информацию в письменных источниках Сожжение церквей в Киеве (1017 г.); Гибель волхва в Ростове (1091 г.).

УДК 93/94

Овчинникова Екатерина Александровна

магистрант II курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: [email protected]

СОЧИНЕНИЯ ВЫПУСКНИЦ МОТОВИЛИХИНСКОЙ ВТОРОКЛАССНОЙ ЖЕНСКОЙ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКОЙ ШКОЛЫ КАК ИСТОЧНИК ИСТОРИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Ekaterina A. Ovchinnikova

II year Master of The Faculty of History

PermStateHuman itarianPedagogicalUn iversity, Perm, Russia, e-mail:[email protected]

COMPOSITIONS OF GRADUATES MOTOVILIKHINSKY SECOND CLASS WOMEN'S CHURCH-PAROCHIAL SCHOOL ASASOURCE OF THE

HISTORY OF E VERYDAY LIFE

Аннотация. Рассматривается возможность использования сочинений выпускниц Мотовилихинской второклассной церковно-приходской школы как источника истории повседневности в контексте развития женского образования в Пермской губернии.

Ключевые слова: история повседневности, источник, образование, Пермская губерния.

© Овчинникова Е.А., 2018

Abstract. The article considers the possibility of using the works of the graduates of Motovilikhinsky second-class church-parochial school as a source of the history of everyday life, in the context of the development of women's education in the Perm province.

Key words: history of everyday life, source, education, the Perm province.

Вопрос образования в Пермской губернии является достаточно популярным среди исследователей, интересующихся региональной историей. Историки опираются на официальные документы, повествующие о становлении «вертикали» образования: попечителей, учредителей и смотрителей школ. Ряд указов и протоколов являются важнейшими источниками истории развития образования в Пермской губернии. Однако история — это не только власть — утверждающая или запрещающая, важнейшей частью истории являются люди, участники процессов, в образовании это учителя и ученики.

В этом на помощь приходит история повседневности — одно из самых динамично развивающихся направлений в отечественной и мировой историографии.

По словам А. Людтке, центральным в анализе повседневности «являются жизненные проблемы тех, кто в основном остались безымянными в истории. Индивиды в таких исследованиях предстают и действующими лицами, и творцами истории, активно производящими, воспроизводящими и изменяющими социально-политические реалии прошлого и настоящего» [6, с. 77-100].

Применение истории повседневности позволяет по-новому взглянуть на внутренние процессы общественной жизни. В контексте данного подхода исторический процесс рассматривается как «история снизу» [7, с. 96].

В исследовании истории повседневности есть проблема, касающаяся источников. В комплексе источников, сохранившихся в государственных архивах, эго-документы составляют незначительную часть. Прежде всего по той причине, что дневники, личные письма, фотоальбомы, записки относятся к приватной сфере. В архивные единицы хранения они попадают в том случае, если сами авторы или их наследники считают важным сохранить их для

истории. Какие документы могут послужить источником истории повседневности образования?

В рамках данного исследования была предпринята попытка проанализировать выпускные сочинения выпускниц Мотовилихинской второклассной женской церковно-приходской школы Глафиры Агеевой и Екатерины Пермяковой за 1901 г. как источники истории повседневности.

В сочинениях содержатся сведения о происхождении девушек: «Родилась я в уютно раскинутой на берегу реки Камы деревне» [3, с. 139], — пишет Глафира Агеева. Другая девушка, Екатерина Пермякова пишет: «Я помню себя с четырех годов; мы жили в то время в городе К., на самой веселой местности у реки и близко около леса, в который я часто с братом ходила, и другие дети играть в горелки» [4, с. 141].

Церковно-приходские школы относятся к учебным заведениям начального типа. Со второй половины Х1Х в. туда был открыт доступ представительницам женского пола. Отношение общества к данным видам учебных заведений было неоднозначным на протяжении всего периода их существования. Открывающиеся с целью не столько обучения, сколько религиозного воспитания детей, «существующих среди скудной крестьянской среды и грубой обстановки» [2, с. 16-17], церковные школы встречали недовольство со стороны прогрессивной интеллигенции.

Несмотря на это, по словам исследователей (Л.В. Архангельской, У.П. Ефремовой, А.М. Сафроновой) [1, ^ 24-31; 5, с. 43-48; 9], Пермская губерния может рассматриваться как регион, в котором начальному образованию уделялось большое внимание общественности (чаще земства). Однако стоит обратить внимание на отношение к образованию внутри крестьянской семьи, что позволяют сделать сочинения: «Родители говорили, что пора уже меня учить, хотя немногому дома» [3, с. 139], — пишет Глафира Агеева. Из сочинения Екатерины Пермяковойпише: «,..<папа> удовлетворял нас объяснением, всегда почти говоря: "Учитесь, детки, учитесь, ученье свет, а не ученье тьма", после же этого уходил в город и покупал книг десять детского

72

чтения, и в свободное время иногда читал смешные рассказики» [4, с. 141]. Данные строки указывают на грамотность самих родителей (отца).

Кроме того, важную роль в подготовке девочек к школе в обоих случаях играли старшие братья, которые в этот период уже проходили обучение: «Старший брат принес подвижную азбуку, кубики, и мы стали считать» [3, с. 140], «Мне не нашли няни и гувернантки, как другим девочкам, а меня учил брат; сначала показал все звуки, заставил писать, заучивать наизусть и научил решать несложные задачи» [4, с. 142].

Обе девочки в своих сочинениях транслируют и свое отношение к образованию и как изменилась их жизнь с походом в школу: «Но в это лето я не так свободно резвилась как раньше, потому что повторяла уроки, так как знала будущую свою судьбу» [3, с. 140] и «Но вот мне пошел девятый год, я умею уже читать и писать, тогда папа меня свел в училище; с этого времени жизнь моя совсем даже переменилась» [4, с. 142]. Это свидетельствует о серьезном и ответственном настрое и отношении к процессу обучения.

Сочинения содержат отметки и примечания преподавателей в отношении написанного, что также может стать основанием для более детального исследования вопросов истории образования.

Таким образом, подобные сочинения вполне могут выступать в качестве источников истории повседневности, так как содержат информацию о личной жизни людей. Указывают их личное отношение к образованию и содержат факты из жизни. Однако важно понимать, что работа в парадигме исследования повседневности не претендует на обобщения. Но правильно истолковав эти свидетельства, мы можем понять ситуацию, в которой они становятся возможны, увидеть «большую историю» снизу, глазами ее реальных участников.

Список литературы

1. Архангельская Л.В. Женское начальное образование в школах духовного ведомства Пермской губернии во второй половине XIX - начале XX в. //Вестник Томского государственного университета. 2017. № 47. С. 24-31.

2. Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1896 и 1897 годы. СПб., 1899. 83 с.

73

3. Выпускные сочинения учениц Мотовилихинской второклассной женской церковноприходской школы за 1901 год. № 49 Сочинение Глафиры Агеевой // Образование в Пермской губернии XIX - начала XX века. Из истории учебных заведений системы начального образования: сборник документов. Пермь: Траектория, 2017. С. 139-140.

4. Выпускные сочинения учениц Мотовилихинской второклассной женской церковноприходской школы за 1901 год. № 50 Сочинение Екатерины Пермяковой // Образование в Пермской губернии XIX - начала XX века. Из истории учебных заведений системы начального образования: сборник документов. Пермь: Траектория, 2017. С. 141-142.

5. Ефремова У.П. Повышение образовательного уровня педагогов церковноприходских школ Урала в конце XIX - начале XX в. // Педагогическое образование в России. 2014. № 11. С. 43-48.

6. Людтке А. Что такое история повседневности? Ее достижения и перспективы в Германии // Социальная история. Ежегодник, 1998-1999. М., 1999. С. 77-100.

7. Маслова И.В. Концептуальные вызовы в современных исторических исследованиях // Историческая этнология. 2017. Т. 2, № 1. С. 95.

8. Пушкарева Н.Л. Предмет и методы изучения истории повседневности // Социальная история. Ежегодник, 2007. М.: РОСПЭН, 2008. С. 9-21.

9. Сафронова А.М. Сельская школа на Урале в XVIII-XIX вв. и распространение грамотности среди крестьян. Екатеринбург, 2002. 120 с.

10. Слудковская И.А. Народное образование в Пермском крае в конце XIX - начале XX в. Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 1998. 168 с.

11. Шишонко В.Н. Материалы для описания развития народного образования в Пермской губернии с указанием времени открытия учебных заведений. Екатеринбург, 1879. 400 с.

УДК 93/94

Штейников Сергей Николаевич

магистрант II курса заочного отделения исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь,

Россия, e-mail: [email protected]

К.Г. ШИРОКИНСКИЙ — ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЗАКОНА БОЖЬЕГО В ПЕРМСКОМ РЕЧНОМ УЧИЛИЩЕ В 1916-1918 ГГ.

Sergey N. Shteynikov

Master of II Course Correspondence Department of the Faculty of History

Perm state humanitarian pedagogical University Perm, Russia, e-mail: [email protected]

K.G. SHIROKINSKY — TEACHER OF THE LAW OF THE PERM RIVER

COLLEGE IN 1916-1918

Аннотация. Статья посвящена малоизвестным фактам из жизни священнослужителя Слудской Свято-Троицкой церкви К.Г. Широкинского, который являлся преподавателем Закона Божьего в Пермском речном училище в 1916-1918 гг.

Ключевые слова: К.Г. Широкинский, Пермское речное училище, преподавательский состав, священномученик, духовенство Слудской церкви.

© Штейников С.Н., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.