3. Выпускные сочинения учениц Мотовилихинской второклассной женской церковноприходской школы за 1901 год. № 49 Сочинение Глафиры Агеевой // Образование в Пермской губернии XIX - начала XX века. Из истории учебных заведений системы начального образования: сборник документов. Пермь: Траектория, 2017. С. 139-140.
4. Выпускные сочинения учениц Мотовилихинской второклассной женской церковноприходской школы за 1901 год. № 50 Сочинение Екатерины Пермяковой // Образование в Пермской губернии XIX - начала XX века. Из истории учебных заведений системы начального образования: сборник документов. Пермь: Траектория, 2017. С. 141-142.
5. Ефремова У.П. Повышение образовательного уровня педагогов церковноприходских школ Урала в конце XIX - начале XX в. // Педагогическое образование в России. 2014. № 11. С. 43-48.
6. Людтке А. Что такое история повседневности? Ее достижения и перспективы в Германии // Социальная история. Ежегодник, 1998-1999. М., 1999. С. 77-100.
7. Маслова И.В. Концептуальные вызовы в современных исторических исследованиях // Историческая этнология. 2017. Т. 2, № 1. С. 95.
8. Пушкарева Н.Л. Предмет и методы изучения истории повседневности // Социальная история. Ежегодник, 2007. М.: РОСПЭН, 2008. С. 9-21.
9. Сафронова А.М. Сельская школа на Урале в XVIII-XIX вв. и распространение грамотности среди крестьян. Екатеринбург, 2002. 120 с.
10. Слудковская И.А. Народное образование в Пермском крае в конце XIX - начале XX в. Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 1998. 168 с.
11. Шишонко В.Н. Материалы для описания развития народного образования в Пермской губернии с указанием времени открытия учебных заведений. Екатеринбург, 1879. 400 с.
УДК 93/94
Штейников Сергей Николаевич
магистрант II курса заочного отделения исторического факультета
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь,
Россия, e-mail: [email protected]
К.Г. ШИРОКИНСКИЙ — ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЗАКОНА БОЖЬЕГО В ПЕРМСКОМ РЕЧНОМ УЧИЛИЩЕ В 1916-1918 ГГ.
Sergey N. Shteynikov
Master of II Course Correspondence Department of the Faculty of History
Perm state humanitarian pedagogical University Perm, Russia, e-mail: [email protected]
K.G. SHIROKINSKY — TEACHER OF THE LAW OF THE PERM RIVER
COLLEGE IN 1916-1918
Аннотация. Статья посвящена малоизвестным фактам из жизни священнослужителя Слудской Свято-Троицкой церкви К.Г. Широкинского, который являлся преподавателем Закона Божьего в Пермском речном училище в 1916-1918 гг.
Ключевые слова: К.Г. Широкинский, Пермское речное училище, преподавательский состав, священномученик, духовенство Слудской церкви.
© Штейников С.Н., 2018
Abstract. The Article is devoted to the little-known facts from the life of the priest Sludskii Holy Trinity Church K. G. Shirokinsky, who was a teacher of the law of God in the Perm river College in 1916-1918.
Key words: K.G. Shirokinsky, Perm river College, faculty, the Martyr, clergy Sludskii Church.
В 2017 г., как всем известно, Россия перешагнyла столетний рубеж от начала Октябрьской революции. Мы пытаемся еще раз осознать и определить роль этого события для истории страны и, подчеркивая неоспоримую значимость этой даты как одной из самых решающих и переломных в истории Родины, делаем попытку осмысления человеческих судеб, перемолотых этими трагическими событиями.
Перемены, произошедшие в результате ряда важных исторических событий, безусловно, касались каждого в нашей стране, не обошли они стороной и Пермское речное училище.
Так, в 1916/1917 учебном году в преподавательском штате Пермского речного училища (ПРУ) произошли серьезные изменения: на смену старому составу были набраны новые педагоги. Одним из новых преподавателей Закона Божьего, пришедшим на смену Николаю Разумниковичу Дягилеву, священнику Слудской Свято-Троицкой церкви, стал Константин Григорьевич Широкинский. Так как училище находилось вблизи Слудской Свято-Троицкой церкви, в течение многих лет священнослужители именно этого храма преподавали Закон Божий в ПРУ.
Обратимся к биографии К.Г. Широкинского. Родился он в 1871 г. в Самарской губернии. До перевода в г. Пермь служил в Бугурусланском духовном училище, а также в Самарской епархии. 17 февраля 1915 г. отец Константин был перемещен по прошению на вакансию священника второго штата в Слудскую Свято-Троицкую церковь г. Перми [1].
Осенью 1918 г. пермские чекисты выдали ордер за № 2330 на арест гражданина Широкинского [2, л. 7]. И уже в ночь с 9 на 10 сентября 1918 г. произвели аресты и заключили в исправительное арестантское отделение К.Г. Широкинского, а также священника Свято-Троицкой церкви г. Перми
Е.С. Будрина; оба они преподавали Закон Божий с 1913 по 1917 гг. в Речном училище. Производить арест было поручено Плакше, который в дальнейшем сам будет репрессирован. Сотрудниками ЧК был произведен обыск в доме, расположенном рядом с церковью, где проживали священнослужители. В ходе обыска были изъяты фотографии арестованных священников, фотографии из семейного архива, а также вся личная переписка [2, л. 8].
Кроме того, что Широкинский находился долгое время под арестом, больше ничего не было известно до 11 сентября 1918 г. Следуя архивным данным, стали известны факты неоднократных попыток детей Константина Григорьевича предпринять все возможное для освобождения своего отца. Ими было написано прошение в Пермский губернский чрезвычайный комитет с тем, чтобы их отца выпустили, однако на хранящихся в архиве 4 прошениях стоит одна и та же резолюция — «Отказать!» [2, л. 6].
Следующую попытку освободить обоих священнослужителей предприняло пермское духовенство. 28 сентября 1918 г. в Пермский комитет ЧК поступило заявление, датированное 24 сентября 1918 г., за подписью 33 священников, дьяконов, псаломщиков: «Настоящим просим Пермский Губернский чрезвычайный комитет разрешить нам взять на поруки арестанта: священника Константина Широкинского, так как его отсутствием тягота службы в его обширном приходе ложится тяжелым бременем на его сослуживцев, обязанных притом обеспечивать полным содержанием семью заключенного». Но и эти попытки были тщетными. Органы власти оставили без внимания заявление от духовных лиц [2, л. 3, 4, 5].
После ареста К.Г. Широкинский и Е.С. Будрин, находясь в арестантском отделении, не вызывались на допросы в течение двух дней. В результате 12 сентября 1918 г. ими было написано прошение об объяснении причины ареста. В нем говорилось: «...мы просим вызвать нас на допрос по возможности в первую очередь и освободить нас на том основании, что никаких
контрреволюционных выступлений против Советской власти мы не делали.
76
Между тем нами по получении Известий Московского Центрального Комитета № 186 (30 августа) были тотчас же приняты необходимые шаги к исполнению сказанной инструкции. А именно, было назначено, с разрешения комитета по борьбе с контрреволюцией, заседание приходского Совета с целью выработать необходимый порядок работы по производству описи церковного имущества для передачи Совдепу, каковая опись требуется в 3-х экземплярах» [2, л. 9].
В деле, хранящемся в архиве, нет протоколов допросов. Только ордер на арест, прошение Пермского духовенства, прошения детей и более ничего. Более чем странным на этом фоне выглядит приговор, вынесенный К.Г. Широкинскому. К сожалению, для того времени этого было достаточно для ЧК, чтобы вынести смертный приговор.
4 октября 1918 г. Пермская губернская чрезвычайная комиссия, рассмотрев дело по обвинению священника К.Г. Широкинского «как монархиста и контрреволюционера», постановила: «Гражданина Широкинского объявить вне закона и расстрелять», приняв во внимание, «что факт принадлежности Широкинского к монархизму и как контрреволюционера установлен». 4 октября 1918 г. приговор был приведен в исполнение, К. Г. Широкинский был расстрелян [2, л. 9].
Прокуратурой Пермской области от 05.07.1999 г. К.Г. Широкинский был реабилитирован на основании ст. 5 закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий от 18.10.1991» [2, л. 11].
Юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви, состоявшимся 13-16 августа 2000 г., он был прославлен в лике священномученика для общецерковного почитания. Представление было подано от Пермской епархии [3].
Еще одна трагическая судьба в ряду таких же трагических судеб, которые, казалось бы, безвестно канули в небытие, но о которых мы обязаны знать, чтобы объективно и беспристрастно судить о том или ином периоде истории нашей страны.
Список литературы
1. Забытые имена Пермской губернии [Электронный ресурс]. URL: http://www.fnperm.ru/ (дата обращения: 06.04.2018).
2. Пермский государственный архив новой и новейшей истории. Ф. 641/1, Оп. 1. Д. 10966. Л. 1-13.
3. Русская православная церковь [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/423849.html (дата обращения: 06.04.2018).
УДК 930
Лукьянова Диана Константиновна
студентка II курса исторического факультета
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь, Россия, e-mail: [email protected]
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА «ПРАВО» КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
Diana K. Lukyanova
Student II year of the Faculty of History
Perm State Humanitarian Pedagogical University Perm, Russia, e-mail: [email protected]
WEEKLY LEGAL NEWSPAPER "PRAVO" ASAHISTORICALSOURCE
Аннотация. Рассматривается еженедельная юридическая газета «Право». Анализируется ее специализация, выявляются основные характеристики газеты и некоторые изменения в направленности издания в связи с важными историческими событиями. Определяется ее значимая роль в конкретный период истории, высокий уровень профессиональной грамотности редакторов и приверженность либеральным идеям и идеям конституционализма.
Ключевые слова: исторический источник, право, всероссийская печать, юридическая газета, периодическая печать, партия кадетов, правовое издание, история.
Abstract. The article reviews the weekly legal newspaper "Pravo". It analyzes its specialization, reveals the main characteristics of the newspaper and some changes in the direction of the publication in connection with important historical events. Its significant role in a particular period of history, a high level of professional literacy of editors and adherence to liberal ideas and ideas of constitutionalism is determined.
Key words: a historical source, Law, All-Russian press, legal newspaper, periodic printing, party of cadets, legal publication, history.
Газеты как периодические издания являются важным историческим источником, так как в зависимости от своей специфики и направленности могут
© Лукьянова Д.К., 2018