Научная статья на тему 'Преподавательский состав Пермского речного училища в 1913-1917 гг'

Преподавательский состав Пермского речного училища в 1913-1917 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
455
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРМСКОЕ РЕЧНОЕ УЧИЛИЩЕ / PERM RIVER SCHOOL / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / TEACHING STAFF / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Штейников Сергей Николаевич

В статье рассматривается деятельность преподавательского состава Пермского речного училища в 1913-1917 гг. и вклад проподавателей в организацию учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TEACHING STAFF OF THE PERM RIVER COLLEGE IN 1913-1917

The article deals with the activities of the teaching staff of the Perm River College in 1913-1917, their contribution to the organization of the educational process

Текст научной работы на тему «Преподавательский состав Пермского речного училища в 1913-1917 гг»

3. Допрос Н.Е. Маркова от 24 июля 1917 г. // Падение царского режима. Т. 6: Допросы и показания гр. П.Н. Игнатьева, гр. С.И. Велепольского, Н.В. Плеве [и др.]. М.-Л.: Госиздат, 1924-1927. С.175-206.

4. Заседание третье, 31 нояб. 1908 г. // Государственная дума третьего созыва. Стенографические отчеты. 1908 г. Сессия вторая. Ч. 1. СПб.: Государственная типография, 1908. С. 54-126.

5. Извещение от Главной Палаты Русского народного союза имени Михаила Архангела (27 ноября 1909 года) // Правые партии: документы и материалы. Т. 1. Правые партии 1905-1911 гг. М., 1998. С. 546.

6. Информация Русского Собрания в газете «Земщина» // Правые партии: документы и материалы. Т. 2. Правые партии 1911-1917 гг. М., 1998 С. 35.

7. Кирьянов Ю.И. Правые и конституционные монархисты в России в 1907- 1908 гг. // Вопросы истории. 1997. № 6. С. 104-124.

8. Обращение Союза русского народа (июль 1907 г.) // Правые партии: документы и материалы. Т. 1. Правые партии 1905-1911 гг. М., 1998. С. 348.

9. Письмо министра внутренних дел Столыпина от марта 1909 г. на имя И.Н. Толмачева // Союз русского народа. По материалам Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства в 1917 г. М.; Л., 1929. С. 241-242.

10. Письмо товарища председателя Главного Совета СРН (22 июля 1907 г.) // Правые партии: документы и материалы. Т. 1. Правые партии 1905-1911 гг. М., 1998. С. 347-348.

11. Сообщение Главного Совета СРН (май 1910 г.) // Правые партии: документы и материалы. Т. 1. Правые партии 1905-1911 гг. М., 1998. С. 587-589.

УДК 93/94

Штейников Сергей Николаевич

магистрант I курса заочного отделения исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь,

Россия, e-mail: [email protected]

ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ ПЕРМСКОГО РЕЧНОГО

УЧИЛИЩА В 1913-1917 ГГ.

Sergey N. Shteynikov

master of I course correspondence department of the Faculty of History

Perm state humanitarian pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: [email protected]

THE TEACHING STAFF OF THE PERM RIVER COLLEGE

IN 1913-1917

Аннотация. В статье рассматривается деятельность преподавательского состава Пермского речного училища в 1913-1917 гг. и вклад проподавателей в организацию учебного процесса.

Ключевые слова: Пермское речное училище, преподавательский состав, учебный процесс.

© Штейников С.Н., 2017

Abstract. The article deals with the activities of the teaching staff of the Perm River College in 1913-1917, their contribution to the organization of the educational process.

Keywords: Perm river school, teaching staff, educational process.

С древних времен реки и озера способствовали общению для людей. По водным дорогам проходили торговые пути, на берегах появлялись поселения, разрастающиеся затем в города. История Перми и Пермского края неразрывно связана с р. Камой. С активным развитием речного флота во второй половине XIX в. встал вопрос о подготовке квалифицированных кадров для флота.

Первое речное училище в Российской империи было открыто в Нижнем Новгороде в 1887 г. Усилия для его открытия приложил нижегородский генерал-губернатор Н.М. Баранов [9, с. 6].

В 1899 г. в Рыбинске открывается речное училище 2-го разряда, преобразованное из Рыбинского мореходного училища, существовавшего с 1876 г. [9, с. 6]. С 1903 по 1911 г. были открыты речные училища в городах Казань, Орлов [9, с. 6]. Лишь в 1913 г. в г. Перми появилось речное училище 1 -го разряда.

25 июня 1912 г. последовал высочайше утвержденный закон Николая II, одобренный Государственным советом и Государственной думой «Об учреждении речного училища первого разряда в городе Перми» [13, с. 931].

В 1913 г. в Пермском речном училище был открыт один класс. Курс обучения составлял 3 года [12, с. 13]. Это было обусловлено прежде всего тем, что выделенное под училище здание не располагало классными комнатами для большого количества обучающихся. Обучение в училище было платным. За год плата составляла 25 рублей. Учащиеся снимали квартиры и комнаты в Перми. Из воспоминаний А.Ф. Грацинского, выпускника 1916 г.: «Учиться было очень тяжело, форму нужно было шить за свой счет, библиотеки при училище не было. И дисциплина в училище была строгая, малейшего проступка хватало для того, чтобы быть исключенным из училища» [2].

Занятия начинались с 8:30 утра, перед началом занятий все ученики и учителя в 8:20 собирались на общую молитву в актовом зале училища, после молитвы все расходились по учебным местам и приступали к занятиям. Уроки заканчивались в 14:40, продолжительность уроков - 1 час с перерывами по 10 минут и одним перерывом в 40 минут [9, с. 21]. Учебный год начинался в октябре и заканчивался в марте, это было обусловлено тем, что с апреля начиналась навигация.

Первый штат состоял из шести преподавателей и сторожа. Директор училища Дмитрий Александрович Богданов был по совместительству преподавателем общей лоции, также занимался вопросам судовой практики

[9, с. 12].

Д.А. Богданов родился в 1869 г. в селе Слудка Пермской губернии [6]. Слудка на протяжении долгих лет считалась родиной речников. Отец Богданова связал жизнь с рекой, он был капитаном пассажирского парохода «Князь Cеребряный» общества «Самолет». Окончил курс Нижегородского речного училища по шкиперскому отделению [9, с. 11]. Свою трудовую деятельность на речном транспорте Волги и Камы начал матросом пассажирских пароходов: «Сарапулец» общества Курбатова, «Фельдмаршал Суворов» общества «Кавказ и Меркурий», мануфактур «Советник» Любимова и др., работал капитаном. За свою трудовую деятельность был награжден орденом Святого Станислава 3-й степени.

В 1903 г. Д.А. Богданов был назначен на должность начальника Рыбинского речного училища [9, с. 11]. В 1904 г. составил, а 1905 г. издал книгу «Общая лоция рек», которая послужила теоретической базой для изучения специальной лоции [4]. На основе этой общей лоции он составил специальную «Лоцию реки Камы». Многие сотни речников-судоводителей учились по этой книге. Ранее лоции рек ни в России, ни за границей не издавались.

Д.А. Богданов временно исполнял обязанности инспектора судоходства пермского участка р. Камы. В 1915 г. им была составлена лоцманская карта

Камы. Занимал должности: председателя комиссии по освидетельствованию судов, действительного члена Императорского общества судоходства и Действительного члена Попечительства о недостаточных учениках Рыбинского речного училища [9, с. 13].

В июле 1919 г. при отступлении Западно-Сибирской армии адмирала А.В. Колчака он с семьей уехал из Перми в Сибирь [5, с. 4]. Был назначен на должность начальника судового надзора Сибирского водного пути. 29 марта 1928 г. был арестован Особым совещанием при Коллегии ОГПУ 2 ноября 1928 г. по обвинению в «препятствии ученикам в участии в революционном движении в 1917 г. и проведении антисоветской агитации» по ст. 58-10-13 УК РСФСР. Богданов был лишен права проживания в течение 3 лет в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе. 18 мая 1928 г. был освобожден под подписку о невыезде. Дальнейшая его судьба после 1928 г. неизвестна. Реабилитирован 28 апреля 2003 г. [7].

Законоучителем в училище в 1913-1915 гг. был протоирей Евгений Степанович Будрин, настоятель Слудской Свято-Троицкой церкви г. Перми, Он был также законоучителем во многих училищах Перми [9, с. 10]. Преподавателем геометрии и черчения стал надворный советник Александр Иванович Атаманов [9, с. 10] Преподавателем физики был надворный советник Константин Николаевич Ситников. Историю, географию и русский язык преподавал Андрей Федорович Перов, преподавателем арифметики был Петр Федорович Агафонов. В 1915 г. А.Ф. Перов был призван в действующую армию, дальнейшая судьба неизвестна [10, с. 18].

Учебная программа 1-го класса состояла из 28 уроков в неделю. В последующие годы в программу обучения были включены новые предметы: специальная лоция, судостроение, судовая гигиена, землечерпание.

С открытием новых классов стал увеличиваться и преподавательский состав. В 1914 г. в училище приходят новые преподаватели. Специальную лоцию и деревянное судостроение преподавал Петр Иванович Коновалов [10, с. 8]. Историю, арифметику и географию вместо А.Ф. Перова преподавал

статский советник Иван Васильевич Будрин [10, с. 8]. До преподавания в речном училище он был инспектором народных училищ в г. Оренбурге. И.В. Будрин - брат известного российского и советского ученого-агронома и растениевода Петра Васильевича Будрина. Статский советник Иван Иванович Челноков преподавал железное судостроение и проекционное черчение. Статский советник Владимир Владимирович Чириков обучал судовой гигиене и оказанию помощи. Был в штате преподавателей и личный почетный гражданин - Алексей Федорович Борисов, преподавал счетоводство [11, с. 8].

В 1914-1915 гг. в училище был введен новый предмет - военная гимнастика [1, с. 140]. Преподавателем был назначен штабс-капитан Вениамин Иванович Ушаков. Он родился 26 декабря 1878 г. в селе Слудка Пермского уезда и губернии. Военную службу начал с 15 августа 1897 г. вольноопределяющимся 2-го разряда в 232-м пехотном Ирбитском резервном батальоне. Дослужился в Российской императорской армии до звания штабс-капитана [8, с. 93]. Во время боевых действий периода Первой мировой войны был ранен у д. Засадки и эвакуирован из полка 12 октября 1914 г. С ноября 1914 г. становится преподавателем военной гимнастики в Пермском речном училище. В декабре 1915 г. был переведен на должность чердынского уездного воинского начальника. В 1918 г. мобилизован в РККА, занимал должность военного следователя. В декабре 1918 г. перешел на сторону белых. Был взят в плен частями Красной армии в г. Красноярске. Затем проживал в г. Перми, работал статистиком промысловой артели «Звезда». В 1937 г. Пермский городской отдел НКВД сфабриковал дело о якобы существовавшей в Перми «контрреволюционной белоофицерской повстанческой организации». Одним из арестованных был В.И. Ушаков. Его приговорили к расстрелу, приговор привели в исполнение 20 октября 1937 г. [3, с. 104].

Для организации уроков по физике использовали базу Пермского железнодорожного технического училища, где преподаватель физики Константин Николаевич Ситников показывал опыты для учащихся, так как

собственных лабораторий по физике в речном училище тогда еще не было [9, с. 22].

Учащиеся речного училища посещали музеи и театры. Для них была организована и экскурсионная деятельность. В основном экскурсии организовывались на предприятия, связанные с рекой. Зимой 1916 г. были проведены экскурсии на механический завод и судостроительную верфь Товарищества братьев Каменских, на стоянку зимующих около Перми судов, на электрическую станцию и даже в Пермский окружной суд [10, с. 20]. Интересным является тот факт, что экскурсию в окружной суд организовывал Павел Александрович Матвеев, преподаватель судового законоведения [10, с. 6]. Известный ранее пермский социал-демократ, он два года совмещал работу в должности помощника присяжного поверенного с должностью преподавателя судового законоведения в Пермском речном училище. После октября 1917 г. П.А. Матвеев перешел на работу в горисполком. После захвата Перми белыми в декабре 1918 г. Он был эвакуирован в г. Вятку [14, с. 389].

Интересные взаимоотношения были у учащихся училища со сторожем, Гавриилом Яковлевичем Цыгановым, служившим до этого сторожем при Рыбинском речном училище [9, с. 12]. Имеются сведения о том, что Гавриил Яковлевич неоднократно помогал и выручал курсантов в разных жизненных ситуациях. Спустя многие годы выпуски училища присылали ему свои фотографии со словами благодарности. Некоторые фотографии сохранились в музее Пермского речного училища. 1 ноября 1914 г. Г.Я. Цыганов был призван в действующую армию [10, с. 14].

В 1916/17 учебном году вместо преподавателя Закона Божьего Николая Разумниковича Дягилева был назначен Константин Григорьевич Широкинский.

Родился К.Г. Широкинский в 1876 г. в Перми [11, л. 13]. Спустя годы, 17 февраля 1915 г., он был перемещен по прошению на вакансию священника в Слудскую Свято-Троицкую церковь г. Перми. В ночь с 9 на 10 сентября 1918 г. были арестованы и заключены в исправительное арестантское отделение священники Свято-Троицкой церкви г. Перми Е.С. Будрин

и К.Г. Широкинский [11, л. 5], которые преподавали Закон Божий с 1913 по

1917 г. в речном училище. В связи с арестом 28 сентября 1918 г. поступило заявление от Пермского городского духовенства, датированное 24 сентября

1918 г., за подписью 33 священников, дьяконов, псаломщиков: «Настоящим просим Пермский губернский чрезвычайный комитет разрешить нам взять на поруки арестанта: священника Константина Широкинского, так как его отсутствием тягота службы в его обширном приходе ложится тяжелым бременем на его сослуживцев, обязанных притом обеспечивать полным содержанием семью заключенного» [11, л. 6].

Е.С. Будрин и К.Г. Широкинский 12 сентября 1918 г. написали прошение об объяснении причины ареста. В нем говорилось: «...мы просим вызвать нас на допрос по возможности в первую очередь и освободить нас на том основании, что никаких контрреволюционных выступлений против Советской власти мы не делали. За выбытием нас из прихода, для отправления приходских богослужений и треб священников более не осталось, поэтому обычный строй приходской жизни сам собой нарушается и подготовить к исполнению инструкции для проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства за отсутствием нас будет некому. Между тем нами по получении "Известий Московского центрального комитета" № 186 (30 августа) были тотчас же приняты необходимые шаги к исполнению сказанной инструкции. А именно, было назначено, с разрешения Комитета по борьбе с контрреволюцией, заседание приходского Совета с целью выработать необходимый порядок работы по производству описи церковного имущества для передачи Совдепу, каковая опись требуется в 3-х экземплярах» [7, л. 4].

Однако, несмотря на обращение, 4 октября 1918 г. Пермская губернская чрезвычайная комиссия, рассмотрев дело по обвинению священника К.Г. Широкинского «как монархиста и контрреволюционера», постановила: «Гражданина Широкинского объявить вне закона и расстрелять», приняв

во внимание, «что факт принадлежности Широкинского к монархизму и как контрреволюционера установлен». 4 октября 1918 г. К.Г. Широкинский был расстрелян [11, л. 6]. Юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви, состоявшимся 13-16 августа 2000 г., он был прославлен в лике священномученика для общецерковного почитания.

После октября 1917 г. судьбы первых преподавателей Пермского речного училища сложились по-разному. Д.А. Богданов переезжает с семьей в Сибирь. К.Г. Широкинский и Е.С. Будрин были репрессированы.

П.А. Матвеев стал видным партийным деятелем. Его именем была названа улица в г. Перми, сейчас это улица Революции. П.И. Коновалов с 1919 г. был выбран новым директором речного училища.

В 1913/14 учебном году в Пермском речном училище работало 6 преподавателей, в октябре 1916 г. был полностью набран новый преподавательский состав, к марту 1917 г. в речном училище работало 10 преподавателей.

Список литературы

1. Адрес-календарь Пермской губернии за 1915 г. Пермь, 1915. С. 140.

2. Архив музея Пермского филиала Волжского государственного университета водного транспорта.

3. Белая армия. Белое дело // Исторический научно-популярный альманах.. 2003. № 12. С. 104.

4. Богданов Д.А. Общая лоция. Электротипография А.Я. Деменева. 1905.

5. Газета «Большая Кама» 1987. 30 июня. № 49. С. 4.

6. Государственный архив Пермского края. Ф. 719. Оп. 1. Д. 598.

7. Жертвы политического террора СССР [Электронный ресурс]. URL: http://lists.memo.ru/index2.htm (дата обращения: 03.04. 2017).

8. Лобанов Д.А., Ощепков Л.Г. История 194-го пехотного Троицко-Сергиевского полка. Пермь, 2006. 93 с.

9. Отчет о состоянии и деятельности Пермского речного училища за 1913-1914 гг. Пермь, 1914. С. 6-22.

10. Отчет о состоянии и деятельности Пермского речного училища за 1915-1916 гг. Пермь, 1916. С. 6-20.

11. Пермский государственный архив новой и новейшей истории. Ф. 641/1 . Оп. 1. Д. 10966. Лл. 4-13.

12. Пермское речное училище. 100 лет в фарватере. Пермь, 2013. 13 с.

13. Полное собрание законов Российской империи. Собранье третье. Т. XXXII. Пб., 1915. 931 с.

14. Революционеры Прикамья. Пермь, 1966. 389 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.