Научная статья на тему 'Христианско-языческие конфликты как явление, характеризующее социально-политический кризис эпохи Древнерусского государства'

Христианско-языческие конфликты как явление, характеризующее социально-политический кризис эпохи Древнерусского государства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
807
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЯЗЫЧЕСТВО / ХРИСТИАНСТВО / КОНФЛИКТЫ / ХРИСТИАНИЗАЦИЯ / ПРОТИВОСТОЯНИЕ / КНЯЖЕСКАЯ ВЛАСТЬ / РЕЛИГИЯ / "ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ" / SOCIO-POLITICAL CRISIS / PAGANISM / CHRISTIANITY / CONFLICTS / CHRISTIANIZATION / CONFRONTATION / PRINCELY POWER / RELIGION / A STORY OF TEMPORARY YEARS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Манин Александр Анатольевич

Работа содержит анализ социально-политического кризиса Древнерусского государства, связанного с введением князем Владимиром Святославовичем христианства в качестве новой государственной религии. В рамках данного исследования изучается протекание ряда христианско-языческих конфликтов, отражающих особенности социально-политического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHRISTIAN-PAGAN CONFLICTS AS A PHENOMENON THAT CHARACTERIZES THE SOCIO-POLITICAL CRISIS OF THE ERA OF THE OLD RUSSIAN STATE

The work contains an analysis of the socio-political crisis of the Old Russian state, associated with the introduction of Prince Vladimir Svyatoslavovich Christianity as a new state religion. Within the framework of this study, the course of a number of Christian-pagan conflicts, reflecting the features of the socio-political crisis, is being studied.

Текст научной работы на тему «Христианско-языческие конфликты как явление, характеризующее социально-политический кризис эпохи Древнерусского государства»

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

ИСТОРИЯ РОССИИ

УДК93/94

Манин Александр Анатольевич

студент II курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь, Россия, e-mail: alexander.manin2013@yandex.ru

ХРИСТИАНСКО-ЯЗЫЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ КАК ЯВЛЕНИЕ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС ЭПОХИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Aleksandr A. Manin

Student 2 Course of Historical Faculty

Perm State humanitarian and Pedagogical University Perm, Russia, e-mail: alexander.manin2013@yandex.ru

CHRISTIAN-PAGAN CONFLICTS AS A PHENOMENON THAT

CHARACTERIZES THE SOCIO-POLITICAL CRISIS OF THE ERA

OF THE OLD RUSSIAN STATE

Аннотация. Работа содержит анализ социально-политического кризиса Древнерусского государства, связанного с введением князем Владимиром Святославовичем христианства в качестве новой государственной религии. В рамках данного исследования изучается протекание ряда христианско-языческих конфликтов, отражающих особенности социально-политического кризиса.

Ключевые слова: социально-политический кризис, язычество, христианство, конфликты, христианизация, противостояние, княжеская власть, религия, «Повесть временных лет».

Abstract. The work contains an analysis of the socio-political crisis of the Old Russian state, associated with the introduction of Prince Vladimir Svyatoslavovich Christianity as a new state religion. Within the framework of this study, the course of a number of Christian-pagan conflicts, reflecting the features of the socio-political crisis, is being studied.

Key words: socio-political crisis, paganism, Christianity, conflicts, Christianization, confrontation, princely power, religion, a story of temporary years.

Изучение религиозных конфликтов, сопровождающих введение христианства в качестве новой официальной религии Древнерусского государства, до сих пор является актуальной и дискуссионной темой в отечественной историографии. В ходе данного исследования нами был проанализирован ряд письменных источников, описывающих христианско-

© Манин А.А., 2018

языческие конфликты на территории Киевской Руси, изучены археологические данные, относящиеся к местам происхождения описываемых конфликтов, а также приняты во внимание точки зрения ученых советского и современного периодов, затрагивающие тему религиозных конфликтов Древнерусского государства. В отечественной историографии данная тема является хорошо изученной, однако работ, целью которых являлось комплексное и подробное рассмотрение всех известных нам религиозных конфликтов в рамках изучения религиозного кризиса Древнерусского государства, достаточно мало. Опираясь на проведенное исследование, можно сделать следующий вывод: наличие многочисленных христианско-языческих столкновений, нередко переходящих в вооруженное противостояние, позволяет говорить о том, что в период с конца X по первую половину XIII в. Древнерусское государство переживало тяжелый социально-политический кризис, связанный с попытками верхушки общества, поддерживаемой церковью, в сжатые сроки произвести смену государственной религии.

Современное научное понимание кризиса как явления заключается в следующем: кризисом называется тот момент развития социальной системы, когда при нарастающей неустойчивости ее состояния появляется возможность скачка в новое качество, а такая возможность — результат достижения противоречиями системы определенной степени зрелости и остроты. При этом переход системы к новому качеству не обязателен по умолчанию, существует возможность сохранения прежней системы отношений, с внесением в ее состав некоторых изменений. Противоречия древнерусской социально-политической системы, приведшие в конечном итоге к ее кризису, связаны с попытками киевского князя Владимира Святославовича внедрить новую религию в качестве государственной. Попытки великокняжеской власти произвести смену государственной религии натолкнулись на серьезное противостояние со стороны жрецов языческой веры, поддерживаемых большей частью простонародья, а также представителями знати. Существовало два пути разрешения кризиса: всеобщая христианизация либо реставрация языческих

верований. Исторические условия в конечном итоге привели к победе сторонников новой религии.

Для того чтобы понять причины и последствия данного исхода кризиса, нам необходимо обратиться к письменным источникам, содержащим упоминания о 14 христианско-языческих конфликтах, произошедших на территории Древнерусского государства. В данном исследовании был использован широкий круг источников, которые можно разделить на две группы.

К первой группе можно отнести ряд отечественных летописей, касающихся периода истории Древнерусского государства с X по XIII в. и содержащих упоминания о столкновениях между церковными служителями и их сторонниками, с одной стороны, и сторонниками язычества, с другой. В эту группу входят такие летописи, как:

• «Лаврентьевская летопись» — один из наиболее ранних дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XIV в.;

• «Никоновская летопись» — крупнейший русский летописный свод XVI в.;

• «Новгородская первая летопись» — древнерусская летопись новгородского происхождения;

• «Иоакимовская летопись» —условное название выдержек из старой рукописи, опубликованных русским историком XVIII в. В.Н. Татищевым в труде «История Российская»;

• «Летописец Переславля Суздальского» — личный летописец третьего сына великого князя Владимирского Всеволода Ярослава;

• «Владимирский летописец» — летопись XVI в., содержащая переложение летописных известий, относящихся к 1Х-Х11 вв. с введением в них ряда дополнений и осмыслений.

Ко второй группе относятся памятники церковной литературы, также

содержащие сведения о конфликтах между христианами и язычниками на

территории Древнерусского государства:

62

• «Летописец о ростовских архиереях» — сочинение XVII в. епископа Русской православной церкви Дмитрия Ростовского;

• «Повесть о водворении христианства в Муроме» — документ XVI в., представляющий собой «Житие» муромского князя Константина Святославовича с сыновьями, приписываемое монаху владимирского Рождественского монастыря Михаилу Новому;

• «Сказание о построении града Ярославля» — предание, которое в конце XVIII в. включил в свою работу «Церкви г. Ярославля в 1781 г.» архиепископ Ростовский и Ярославский Самуил (Миславский).

Для комплексного рассмотрения данных конфликтов мы условно разделили их на 3 группы (таблица).

Конфликты первой группы связаны с первичными попытками христианизации различных регионов Древнерусского государства.

Некоторые из них протекали относительно мирно, как, например,

конфликт, произошедший во время крещения Киева в 988 г. «Повесть

временных лет» и «Никоновская летопись» сообщают нам, что князь Владимир

Святославович отдал приказ своим людям разрушить культовое место

поклонения Перуну в Киеве. Люди, видя гибель почитаемой ими святыни,

плакали, но не смели перечить приказу князя. После этого Владимир приказал

всем жителям Киева прийти на реку для крещения под угрозой расправы: «Если

кто из вас откажется креститься, тому не будет от меня пощады». Изучая

«Историю государства Российского» Татищева, мы видим, что люди по-

разному реагировали на приказ князя: одни роптали, но шли креститься; другие

же предпочли покинуть город и его окрестности, но не отрекаться от

почитаемых ими богов [9, с. 63]. Таким образом, несмотря на явное

недовольство граждан, крещение Киева все же состоялось, причем ни одна из

летописей не содержит информации об открытых вооруженных столкновениях

между сторонниками христианства и язычества. И.Я. Фроянов объясняет это

тем, что христианство учреждалось для поддержания господства киевской

верхушки и всей полянской общины над «примученными» (покоренными)

63

восточнославянскими племенами, следовательно, принятие новой религии было выгодно некоторой части населения, в частности представителям киевской знати [5, с. 241].

Однако относительно мирное крещение Киева было скорее исключением, чем правилом. Большинство других попыток первичного крещения городов так или иначе сопровождались вооруженными столкновениями различных масштабов. Характерным примером этих событий является сообщение о крещении Новгорода, содержащееся в «Иоакимовской летописи». Летописец подробно и эмоционально рассказывает о том, что жители Новгорода, собрав вече, решили во что бы то ни стало отказаться от принятия христианства и подготовили город к обороне так, как будто он подвергался нападению внешнего противника.

Священников, пришедших вместе с воеводой князя Владимира Добрыней, новгородцы встречали не покорно склоненной головой, а выстрелами из камнеметов. А дальше «Иоакимовская летопись» содержит подробное описание военной операции, включающей посылку на территорию города диверсионного отряда, тяжелых сражений, поджога городских построек и в конце концов решительного штурма Новгорода сторонниками христианства. Одержав победу, Добрыня занялся осквернением языческих святынь и насильственным обращением уцелевших жителей города в христианство. Таким образом, мы видим, что крещение Новгорода было крайне тяжелым и кровопролитным. Подтверждение этих событий мы находим по данным археологических исследований, обнаруживших следы пожаров в частях города, согласно «Иоакимовской летописи», наиболее пострадавших в ходе штурма [3, с. 201].

Прочие попытки первичной христианизации городов также сопровождались серьезным сопротивлением, причем далеко не всегда безуспешным. Так, первые попытки княжеской власти провести христианизацию Ростова, Мурома и Медвежьего Угла, на месте которого в дальнейшем был построен город Ярославль, решительно провалились.

64

В течение еще как минимум нескольких десятков лет после первых попыток христианизации этих поселений язычники составляли абсолютное большинство населения, и влияние христиан на жизнь общества было ничтожно малым.

Что касается второй группы источников, она включает в себя описание столкновений в городах, уже подвергнутых ранее христианизации. Как правило, эти конфликты имели характер антихристианских восстаний под руководством волхвов — сторонников дохристианских верований. Характерно, что значительная часть этих конфликтов происходила во время экономических потрясений — неурожаев, связанных с угрозой голода. Таким, к примеру, было восстание волхвов в Суздале в 1024 г., зафиксированное в «Повести временных лет» и других летописных источниках. Согласно летописям, в 1024 г. в Суздале случился неурожай. В городе объявились волхвы, утверждавшие, что знают, кто является виновником голода. Ими были убиты некоторые жители города, причем различные летописи дают абсолютно разные данные о том, кто именно был убит. «Повесть временных лет» говорит, что были убиты представители городской знати, «Никоновская летопись» — что были убиты знатные женщины, а «Владимирский летописец» — что были убиты пожилые люди обоего пола, независимо от их положения в обществе. Отечественные ученые также по-разному рассматривают эти события. Владимир Васильевич Мавродин полагает, что в Суздале имело место восстание городских низов против знати, скрывающей съестные припасы [7, с. 15]. Игорь Яковлевич Фроянов считает, что восстание против знати тут ни при чем. Убийство людей, по его мнению, произошло в ходе языческого ритуала, призванного остановить неурожай и голод [11, с. 87-101]. Как бы то ни было, изучив письменные источники, мы узнаем следующее: явившиеся в город волхвы привлекли на свою сторону значительную часть населения, которая, по мнению Фроянова, несмотря на внешнее принятие христианства, сохраняла языческое мировоззрение. Используя народную поддержку, как считает Мавродин, волхвы пытались восстановить свое былое влияние и вернуть население к прежним дохристианским культам. Выступление волхвов было подавлено

65

силами дружины князя Ярослава Владимировича, который, как утверждает «Повесть временных лет», одних волхвов казнил, а других изгнал. Михаил Николаевич Козлов в ходе исследования данного конфликта предположил, что Ярослав решился на освобождение части волхвов, дабы не накалять и без того очень сложную обстановку в регионе [3, с. 21].

Прочие конфликты, относящиеся ко второй группе, происходили по сценарию, схожему с суздальским. В определенный момент времени в городах появлялись волхвы, начинали антихристианскую пропаганду, привлекали к себе большое количество народа (например, во время конфликта в 1071 г. в Новгороде на сторону волхвов встало все население кроме князя и его дружины). В дальнейшем выступления волхвов подавлялись в ходе противоборства с княжескими войсками, сами волхвы, как правило, погибали. Следует отметить, что причины всех конфликтов, кроме новгородского в 1071г., имели не только религиозный, но и социально-экономический характер, поскольку были связаны с неурожаем и голодом.

Что касается конфликтов, отнесенных нами к третьей группе, к сожалению, мы имеем крайне мало информации о их течении, причинах и последствиях. Нам известно, что в 1017 г. произошло массовое возгорание церквей в Киеве, причем летопись это связывает с приходом в город князя Ярослава Владимировича. По какой именно причине были сожжены 400 церквей, остается под завесой тайны, однако Козлов считает, что поджоги церквей могли быть направленными и связанными с активизацией противостояния между христианами и язычниками [3, с. 211].

Про конфликт 1091 г. в Ростове мы узнаем из «Повести временных лет». Летописец говорит следующее: «В то же лето появился волхв в Ростове, но вскоре погиб». Летопись не содержит никаких сведений о причинах появления и гибели волхва в Ростове. Аполлон Григорьевич Кузьмин полагает, что появление волхва было связано с неким волнением в городе, скупо упомянутым в летописи [4, с. 186-187, 198]. Не впервые уже в ходе данного исследования мы сталкиваемся с крайне сжатым упоминанием летописцами эпизодов,

связанных с противостоянием различных лиц внедрению христианства на территории Древнерусского государства. Фроянов, комментируя малоинформативность письменных источников, говорит следующее: «Летописатели — люди, как правило, духовного звания, старались не говорить о темных сторонах христианизации Руси, а светлых было мало» [5, с. 246].

Следуя за И.Я. Фрояновым, необходимо сделать оговорку, касающуюся критики источников, описывающих протекание социально-политического кризиса на территории Древнерусского государства. Значительную часть данных мы получаем из «Повести временных лет», являющейся по сути своей литературным произведением, а не научно-исторической работой. Данный документ содержит, помимо исторических данных, легенды, нравоучительные отрывки и личные комментарии летописцев, обозначающие их видение описанных событий. Как справедливо замечает И.Я. Фроянов, летописцы — это лица духовного звания, т.е. сторонники победившей в ходе кризиса религии. В ходе описания они представляют свое, отчасти предвзятое, видение событий, поэтому изучение кризиса требует всестороннего критического анализа и сопоставления различных письменных источников. Это суждение, по нашему мнению, справедливо не только для «Повести временных лет», но и для других письменных источников, включая рассматриваемые нами памятники церковной литературы.

Таким образом, произведя тщательный анализ ряда письменных источников, мы находим большое количество упоминаний о столкновениях между христианами и язычниками. Количество, масштабы и агрессивность противостояния между сторонниками двух разных вероисповеданий позволяют говорить с серьезном религиозно-мировоззренческом кризисе, охватившем различные слои древнерусского общества в период с конца X по первую половину XIII в. Очевидным является факт противостояния в ходе кризиса двух групп населения: представителей княжеской власти и христианского духовенства, с одной стороны, и представителей простонародья, поддерживающих волхвов — сторонников дохристианских верований, с

другой. Представители княжеской власти и церковные деятели стремились к максимально быстрой христианизации жителей Киевской Руси, уничтожению языческой культуры населения и изменению мировоззрения людей. Их соперники, напротив, крайне негативно относились к нововведениям и боролись за сохранение прежних, языческих, порядков.

Историки дореволюционного, советского и современного периодов приложили немало сил, чтобы разобраться в причинах христианско-языческих конфликтов, рассматриваемых нами в качестве религиозно-мировоззренческого кризиса древнерусского общества. Выводы, к которым они приходили, кардинально отличались друг от друга.

Так, в отечественной историографии дореволюционного периода было распространено мнение о религиозных конфликтах, представляющих собой борьбу культурного, просвещенного христианства против дикого, жестокого и кровавого язычества.

Историки советского периода рассматривали религиозные конфликты с точки зрения классовой борьбы. По их мнению, борьба народа против внедрения христианства была борьбой против усиливающейся феодальной эксплуатации, освещаемой и поддерживаемой христианской церковью.

Позиция же большинства современных историков характеризуется большей широтой взглядов, не ограниченной религиозными догмами или государственной идеологией. Они рассматривают широкий спектр причин христианско-языческих конфликтов, среди которых можно выделить следующие:

— консервативное мышление людей, нежелание менять веру предков на чуждую им иноземную религию;

— стремление местной племенной знати к политической независимости, попытки ограничить влияние Киева на внутренние дела других регионов;

— чрезмерную поспешность и жестокость, с которой проводились мероприятия по внедрению христианства;

— сохранение жителями Киевской Руси языческого мышления, приводящего к использованию в повседневной жизни дохристианских обрядов,

провоцировавших конфликты с церковью.

68

Анализируя сообщения о христианско-языческих конфликтах на территории Древнерусского государства, несложно понять, почему агрессивная борьба простого народа с христианством была обречена на поражение и не привела к реставрации язычества. Дело в том, что языческая религиозная организация была слабой, разрозненной, не имела единого центра, способного руководить общим ходом борьбы с христианством. По этой причине язычники каждого отдельного города, области ограничивались местными выступлениями и не были готовы к длительной, планомерной борьбе, охватывающей территорию всего государства. Христианская же церковь, поддерживаемая княжеской властью, отличалась хорошей организацией, наличием единого религиозно-политического центра в Киеве, способного руководить всем ходом борьбы против язычества. Даже терпя поражения от язычников, имеющих широкую поддержку в среде простонародья, киевская власть всегда имела силы для реванша, была готова отправлять в «проблемные» регионы новых священников, охраняемых княжескими дружинниками. Думается, именно это в конечном итоге послужило причиной окончательной победы христиан над сторонниками языческих верований.

Список литературы

1. Анучкина А.А. История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца двадцатого века. Муром: Муром. ист.-худож. музей, 2001. 427 с.

2. Дулуман Е.К., Глушак А.С. Введение христианства на Руси: легенды, события, факты. Симферополь: Таврия, 1988. 185 с.

3. Козлов М.Н. Восточнославянское язычество от рождения до гибели богов. М.: Вузовский учебник, 2017. 296 с.

4. Кузьмин А.Г. Падение Перуна. М., 1988. 238 с.

5. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность, Византия, Древняя Русь. Л.: Лениздат, 1988. 344 с.

6. Лебедев А.Н. Храмы Власьевского прихода в Ярославле. Ярославль: Тип. Губ. зем. управы, 1877. 32 с.

7. Мавродин В.В. Народные восстания в Древней Руси XI-XIII вв. М.: Соцэкгиз, 1961. 22 с.

8. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 1. М.: Голос, 1993. 768 с.

9. Титов А.А. Летописец о Ростовских архиереях. С.: Тип. С. Добродеева, 1890. 115 с.

10. Фроянов И.Я. Древняя Русь IX-XIII веков. Народные движения, княжеская и вечевая власть. М.: Русский издательский центр, 2012. 1222 с.

Список христианско-языческих конфликтов, произошедших на территории Древнерусского государства в период с конца X по первую половину XIII в.

Конфликты, произошедшие в ходе попыток христианизации региона, большинство населения которого придерживалось язычества Крещение Киева (988 г.); попытка крещения Мурома (988 г.); Крещение Новгорода (989 или 992 г.); Попытка крещения Ростова (992 г.); Попытка крещения Медвежьего Угла (988-1010 г.); Убийство епископа Леонтия в Ростове и продолжение христианизации епископом Исайей (1070-1077 г.); Крещение Мурома (1097 г.).

Антихристианские выступления в регионах, ранее уже подвергнутых христианизации Появление волхвов в Суздале (1024 г.); Появление волхва в Киеве (1071 г.); Появление волхвов в Ростовской области (1071 г.); Появление волхва в Новгороде (1071 г.); Сожжение волхвов в Новгороде (1227 г.).

Конфликты не изученной до конца природы, о которых мы имеем лишь скудную информацию в письменных источниках Сожжение церквей в Киеве (1017 г.); Гибель волхва в Ростове (1091 г.).

УДК 93/94

Овчинникова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

магистрант II курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: katealexov@gmail.com

СОЧИНЕНИЯ ВЫПУСКНИЦ МОТОВИЛИХИНСКОЙ ВТОРОКЛАССНОЙ ЖЕНСКОЙ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКОЙ ШКОЛЫ КАК ИСТОЧНИК ИСТОРИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Ekaterina A. Ovchinnikova

II year Master of The Faculty of History

PermStateHuman itarianPedagogicalUn iversity, Perm, Russia, e-mail:katealexov@gmail.com

COMPOSITIONS OF GRADUATES MOTOVILIKHINSKY SECOND CLASS WOMEN'S CHURCH-PAROCHIAL SCHOOL ASASOURCE OF THE

HISTORY OF E VERYDAY LIFE

Аннотация. Рассматривается возможность использования сочинений выпускниц Мотовилихинской второклассной церковно-приходской школы как источника истории повседневности в контексте развития женского образования в Пермской губернии.

Ключевые слова: история повседневности, источник, образование, Пермская губерния.

© Овчинникова Е.А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.