Научная статья на тему 'Соборность как духовно-нравственная основа евразийского уголовного судопроизводства'

Соборность как духовно-нравственная основа евразийского уголовного судопроизводства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
евразийство / уголовный процесс / соборность / органическая логика / духовно-нравственные ценности / личность / Eurasianism / criminal procedure / conciliarity / epistemic logic / moral values / personality

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тарасов Иван Семенович

Цель исследования: Данная научная статья посвящена детальному анализу идеи соборности, которая является одним из проявлений православия, как элемента культурной самобытности народов России-Евразии. Цель работы: охарактеризовать соборность, как духовно-нравственное ядро уголовно-процессуальных отношений, а также показать взаимосвязь органической логики познания в евразийской концепции уголовного судопроизводства, влияние соборности на формирование участников-личностей уголовного судопроизводства с духовно-нравственным стержнем. Выводы. В результате проведенного исследования делается вывод о том, что соборность, как одна из форм проявления православия, является духовно-нравственной основой евразийского уголовного судопроизводства. Данный вывод обоснован следующими соображениями: органическая логика познания получает от соборности духовно-нравственное содержание, которое в сочетании с проявлениями жизни в уголовном судопроизводстве, участвует в формировании участников уголовного судопроизводства, как личностей с духовно-нравственным стержнем. Соборность, проявляясь в индивидуальных и коллективных личностях способствует живому общению между разными участниками-личностями уголовно-процессуальных отношений, а также объединяет все виды личностей в единый организм, нацеленный выполнить предназначение: расследовать и раскрывать преступления, как формы проявления греха, отступления от Бога, от библейских заповедей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тарасов Иван Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conciliarity as the Moral Basis of the Eurasian Criminal Procedure

Purpose of study. The paper makes a detailed analysis of the concept of conciliarity, a manifestation of Orthodoxy as an element of cultural identity of peoples of Russia and Eurasia. The purpose is to characterize conciliarity as the moral basis of relations within the criminal procedure, to demonstrate how the epistemic logic in the Eurasian concept of criminal procedure and influence of conciliarity on the development of the criminal procedure participants correlate with the moral compass. Conclusions. The investigation concludes that conciliarity as a manifestation of Orthodoxy is the moral basis of Eurasian criminal procedure. The conclusion is based on the following arguments: epistemic logic receives moral content from conciliarity; the combination of the moral content and events of the life in the criminal procedure contributes to the formation of the criminal procedure participants as personalities with the moral compass. Conciliarity, manifested in individual and collective personalities, contributes to the real-life communication between criminal procedure participants and unites all types of personalities into a single organism aimed to realize the common purpose: to investigate and clear crimes as forms of sins, unorthodoxy and departure from God’s Commandments.

Текст научной работы на тему «Соборность как духовно-нравственная основа евразийского уголовного судопроизводства»

СОБОРНОСТЬ КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА ЕВРАЗИЙСКОГО УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА Тарасов И.С.

5.1.4 Уголовно-правовые науки

(юридические науки)

Criminal Law Sciences

DOI: 10.33693/2782-7372-2024-3-4-101-105 УДК: 343 ГРНТИ: 10.79 EDN: BGBJBU

Соборность как духовно-нравственная основа евразийского уголовного судопроизводства

И.С. Тарасов ©

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Российская Федерация

E-mail: [email protected]

Аннотация. Цель исследования: Данная научная статья посвящена детальному анализу идеи соборности, которая является одним из проявлений православия, как элемента культурной самобытности народов России-Евразии. Цель работы: охарактеризовать соборность, как духовно-нравственное ядро уголовно-процессуальных отношений, а также показать взаимосвязь органической логики познания в евразийской концепции уголовного судопроизводства, влияние соборности на формирование участников-личностей уголовного судопроизводства с духовно-нравственным стержнем. Выводы. В результате проведенного исследования делается вывод о том, что соборность, как одна из форм проявления православия, является духовно-нравственной основой евразийского уголовного судопроизводства. Данный вывод обоснован следующими соображениями: органическая логика познания получает от соборности духовно-нравственное содержание, которое в сочетании с проявлениями жизни в уголовном судопроизводстве, участвует в формировании участников уголовного судопроизводства, как личностей с духовно-нравственным стержнем. Соборность, проявляясь в индивидуальных и коллективных личностях способствует живому общению между разными участниками-личностями уголовно-процессуальных отношений, а также объединяет все виды личностей в единый организм, нацеленный выполнить предназначение: расследовать и раскрывать преступления, как формы проявления греха, отступления от Бога, от библейских заповедей.

Ключевые слова: евразийство, уголовный процесс, соборность, органическая логика, духовно-нравственные ценности, личность

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Тарасов И.С. Соборность как духовно-нравственная основа евразийского уголовного судопроизводства // Лоббирование в законодательстве. 2024. Т. 3. № 4. С. 101-105. РО!: 10.33693/2782-7372-2024-3-4100-105. ЕРЫ: BGBJBU

DOI: 10.33693/2782-7372-2024-3-4-101-105

Conciliarity as the Moral Basis of the Eurasian Criminal Procedure

I.S. Tarasov ©

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Abstract. Purpose of study. The paper makes a detailed analysis of the concept of conciliarity, a manifestation of Orthodoxy as an element of cultural identity of peoples of Russia and Eurasia. The purpose is to characterize conciliarity as the moral basis of relations within the criminal procedure, to demonstrate how the epistemic logic in the Eurasian concept of criminal procedure and influence of conciliarity on the development of the criminal procedure participants correlate with the moral compass. Conclusions. The investigation concludes that conciliarity as a manifestation of Orthodoxy is the moral basis of Eurasian criminal procedure. The conclusion is based on the following arguments: epistemic logic receives moral content from conciliarity; the combination of the moral content and events of the life in the criminal procedure contributes to the formation of the criminal procedure participants as personalities with the moral compass. Conciliarity, manifested in individual and collective personalities, contributes to the real-life communication between criminal procedure participants and unites all types of personalities into a single organism aimed to realize the common purpose: to investigate and clear crimes as forms of sins, unorthodoxy and departure from God's Commandments.

Key words: Eurasianism, criminal procedure, conciliarity, epistemic logic, moral values, personality

ВВЕДЕНИЕ

Евразийская концепция уголовного судопроизводства - это система уголовно-процессуальных действий и решений, система правоотношений, имеющая в основе духовно-нравственные ценности, проистекающие из культуры народов России-Евразии, объединенные общей исторической судьбой и месторазвитием.

Акцентируем свое внимание на духовных ценностях, поскольку они выступают нравственным фундаментом в системе уголовно-процессуальной деятельности. В качестве духовно-нравственных ориентиров выступают православные ценности, как один из элементов культуры или культурной самобытности народов, проживающих в России-Евразии, наравне с географическим и туранским элементами.

В качестве одной из форм проявления православия, как элемента культурно-духовного ядра евразийской концепции уголовного судопроизводства, является соборность. Если давать самую общую характеристику этого явления в православии, то можно высказать следующее суждение: соборность означает всеединство, одухотворенное, православное понимание единого, коллективного дела, когда все органически соединены друг с другом. В уголовном судопроизводстве соборность проявлена как в принципах уголовного судопроизводства, так и в конкретных действиях и решениях в рамках производства по уголовным делам.

В чем сущность соборности? В каких конкретных формах выражено действие соборности в уголовном судопроизводстве?

ОРГАНИЧЕСКАЯ ЛОГИКА ПОЗНАНИЯ В ЕВРАЗИЙСКОЙ КОНЦЕПЦИИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С СОБОРНОСТЬЮ

Отправной точкой наших рассуждений будет следующее соображение: евразийская концепция уголовного судопроизводства в качестве метода познания использует органическую логику. Этот метод познания - неотъемлемая часть самого уголовного процесса. Сутью органического метода познания является перенесение связей и взаимодействий, которые наблюдаются в природе, на социальные, человеческие взаимоотношения, в том числе и на уголовно-процессуальные. Такое перенесение носит естественный характер.

Одной из характеристик органической логики является жизнь. Среди проявлений жизни, таких как: течение времени, многообразие видов и форм, наше внимание в рамках данной статьи будет сосредоточенно на таком проявлении жизни как симбиоз или взаимодействие между разными видами живых существ, поскольку именно оно позволить раскрыть сущность идеи соборности.

В рамках уголовно-процессуальных отношений, которые являются разновидностью социальных отношений, органическая логика выстраивает содержание таковых отношений согласно своим правилам и принципам. гики. Взаимодействие между участниками уголовного судопроизводства выстроены так, что в целом это представляет собой единый организм (внутренние

102 Lobbying in the Legislative Process

Vol. 3. No. 3. 2024

ISSN 2782-7372 (print) ISSN 2949-2572 (online)

Тарасов И.С.

связи налажены так же как и в любом живом организме на Земле).

Если мы будем базировать уголовно-процессуальные отношения лишь на природно-органической основе, то получим евразийский уголовный процесс, построенный на повадках и инстинктах, который свойственен между различными видами животных, насекомых и растений. Сама сущность органической логики нацелена на то, чтобы перенести связи, существующие в природе на социальные взаимоотношения между людьми. Для такой логики важным будут общие телесно-психические черты взаимодействия между участниками уголовного судопроизводства, между должностными лицами раскрывающие преступления и рассматривающие уголовные дела по существу. Но не стоит забывать, что уголовно-процессуальные, как и любые другие виды социальных правоотношений возникают между людьми, а не между, например, черепахами или медоедами. В центре таких правоотношений будет человек как сформированная личность, который на порядок выше представителей животного мира. Даже если предположить полное перенесение связей природы на общественные отношения, все равно человеческая природа будет доминировать над животным миром, и мы получим некий суррогат природных и социально-правовых отношений.

Поэтому, органическая логика познания в евразийской концепции уголовного судопроизводства должна получить духовно-ценностное обоснование, благодаря чему состояться уголовно-процессуальные отношения между участниками-личностями уголовного судопроизводства.

По сути, речь идет о необходимости духовно-нравственного ядра, которым становится православие, как один из элементов культурной самобытности народов России-Евразии.

Православие, как элемент культуры, вначале придает духовное значение самой органической логике. Затем одухотворенная органическая логика воздействует на формулирование и наполненность принципов уголовного судопроизводства, а также на формирование участников уголовного судопроизводства как личностей.

Принципы уголовного судопроизводства черпают духовно-нравственные силы из идеологии, «идеи-правительницы», последняя в свою очередь систематизирует уголовно-процессуальные отношения и придаем им вид удобных и понятных схем действий для участников уголовного судопроизводства.

Эти удобные систематизированные действия погружаются в сознание каждой личности, благодаря ту-ранскому элементу культурной самобытности, таким образом, формируется евразийский тип личности с духовно-нравственным стержнем.

Органическая логика, получившая духовное обоснование, теперь уже проявляется в уголовно-процессуальных отношениях между участниками-личностями не в виде инстинктов и потребностей, то есть в виде сил природы, а под воздействием морально-нравственных ценностей, духовных скреп православной традиции.

ПРОЯВЛЕНИЕ СОБОРНОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И КОЛЛЕКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ

Среди нравственных идей, правил и принципов ключевое место занимает идея соборности, которая тесно связана с уголовно-процессуальными отношениями и участниками уголовного судопроизводства.

Соборность, как и другие православные ценности и идеи, является органическим компонентом евразийской концепции уголовного судопроизводства. Данное утверждение вытекает из сущности самого уголовного судопроизводства, поскольку оно - это форма реализации уголовного права. Уголовное право (или уголовное законодательство), по мнению H.H. Алексеева, относится к нравственному регулированию, ведь его содержание полностью основывается из библейских заповедей [3: 57]. Отсюда следует, что уголовное судопроизводство, реализуя нравственные уголовные предписания, становиться тоже нравственным, а все действия и решения участников уголовного судопроизводства получают Божественную Благодать, становятся сопричастными Божественной Истины.

Соборность во многом проявлена в учении евразийцев о личности (или как ее назвали сами отцы-основатели евразийства - персонологии).

Исходя из положений персонологии, личность представлена как индивидуальная, так и коллективная. Индивидуальная личность представлена в уголовном судопроизводстве конкретным участником, который реализует определенные полномочия в ходе производств по уголовным делам. К индивидуальным личностям можно отнести, например, следователя, судью, потерпевшего и т.д.

Коллективная личность - это объединенные коллективы индивидуальных личностей, но объединены они органически, а не механически (например, судебный орган, прокуратура). Именно на коллективных личностях сфокусировано наше внимание. Евразийская юриспруденция, как и евразийская концепция уголовного судопроизводства, оперирует понятиями «симфоническая личность» и «соборная личность» применительно к коллективным личностям. «Симфоническая личность» является светской версией понятия «соборная личность».

Понятие соборность является элементом православия, духовно-нравственным ядром. Оно означает единение и сплочение людей, но сплочение не механическое, а органическое. Важно подчеркнуть, что соборность - это духовное единение и общение людей, проявленное как в церковной жизни, так и в мирской общности. Здесь главным считается духовное или живое общение с Богом и через Бога общение с другими людьми, с обществом.

Специфика соборности, как духовного символа Православия, отражается во многих сферах человеческой деятельности. Имеется определенная специфика и в уголовно-процессуальных отношениях.

Чтобы выявить особенности проявления соборности в евразийской концепции уголовного судопроизводства, следует обратиться к учению Л.П. Карсавина, который подробно описал процесс формирования идеи соборности.

Как мы уже знаем, соборность проявлена в уголовно-процессуальных отношениях на уровне индивида и коллектива.

Стоит подробнее раскрыть эти виды проявлений.

Индивидуальное проявление соборности состоит в следующем: каждый участник-личность уголовного судопроизводства, который наделен в рамках уголовного судопроизводства властными полномочиями по расследованию и рассмотрению уголовных дел, должен осознавать, что все его навыки, его способности, его таланты являются не чем-то своим, внутренним, а являются проявлением Божественных начал, то есть, все в следователе или в судье от Бога. Если, например, конкретный следователь наделен душевной теплотой, способностью расположить к себе участников-личностей уголовного судопроизводства, вызываемых на допрос, то все это проявление Божественных творческих мыслей о личности этого следователя [2: 420]. Поэтому, гордыня, могущая зародится в следователе, как евразийской личности, способна отнять такую способность, а сам следователь будет деградировать в духовном и нравственном плане. По мнению Л.П. Карсавина, «гордыня есть самоубийство» [Там же]. Единственное, что может сделать этот следователь по отношению к своему таланту, это проникнуться смирением, осознавая, что такой талант дан ему Богом. То же самое мы можем утверждать и по отношению к остальным участникам уголовного судопроизводства, если какие-либо способности и таланты проявлены в них.

Также индивидуальное проявление соборности в уголовном судопроизводстве выражено через познание Истины каждой личностью сообразно своей природе. Участник-личность уголовного судопроизводства выражает ее своей сущностью, своими творческими актами, своей уголовно-практической деятельностью, стремлением познать Истину в установлении события и состава преступлений (если он следователь или судья). Он - неполный и несовершенный выразитель Божественных Истин.

Коллективное проявление соборности является своеобразным продолжением индивидуальных проявлений соборности в каждом участнике уголовного судопроизводства. Участник уголовного судопроизводства, который осознает Божественное происхождение своих способностей и талантов, осознает свою причастность к познанию Божественной Правды (Истины), становиться личностью с крепким, сильным духовно-нравственным стержнем внутри. Данные сформированные личность объединяются Церковью в одно единое целое, по сути, Церковь соединяет их в «симфонические личности». Тем самым появляются коллективные личности, которые в уголовном судопроизводстве объединены не только общими полномочиями, но и духовными ценностями. Таковыми коллективными личностями или общностями становятся подразделения правоохранительных органов, то есть коллективы следователей, прокуроров, судей. Важно помнить, что таковой коллектив должностных лиц не является чисто механическим образованием, где конкретные следователи и судьи выполняют свои должностные обязанности на основе некоего алгоритма. Благодаря православию и соборности, такие коллективы должностных лиц или

коллективные личности получают Божественную благодать, становятся единым целом на духовном уровне. По своей сути соборность воплощает органическое единение общности, единение следователей, прокуроров и судей.

Классическое евразийство как философское учение и евразийская юриспруденция категорически отвергают механическое единение личностей. По сути, механическое единение участников-личностей уголовного судопроизводства - это насилие над природой, над органической логикой познания, поэтому единство личностей должно быть только органическое [1].

Любая искусственно созданная, механически скомпилированная система рано или поздно будет подвергаться внутренним противоречиям, а сами ее элементы станут быстрее деградировать, тем самым обрекая участников выстраиваемых отношений на самовыживание, тем самым провоцируя коллапс системы.

Именно поэтому в евразийской юриспруденции и в евразийской концепции уголовного судопроизводства понятие личности противопоставляется понятию социального атома, свойственное западноевропейской школе права, западной философии [4: 21]. Таким образом, механическое единение личностей в евразийском уголовном процессе заменяется на органическое единство, на соборное единение личностей.

Органическая логика, внутри которой сформирована духовная энергия православия, соборности, предстает перед нами как внутреннее содержание каждого участника уголовного судопроизводства, который осознает себя как нравственная личность, а также признает таковыми личности остальных. Поэтому в целом, органическая логика, обогащенная духовным содержанием, позволяет существовать и общаться индивидуальным и коллективным личностям.

При этом отсутствует фактор подавления коллективной личности индивидуальной. Наоборот, идет органическое растворение личности участника уголовного судопроизводства в коллективной личности. Следователь или судья, как должностные лица, ведущие производство по уголовному делу, отдают проявления своего духовно-нравственного стержня на благо коллективной личности (СК РФ, судебный корпус). Тоже самое можно и сказать про коллективные личности, которые не уничтожают внутренние проявления духовных сил конкретной личности участника уголовного судопроизводства, а сохраняют и преумножают вклад каждого своего следователя или судьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Соборность, как проявление Божественной благодати в уголовно-процессуальных отношениях, придает нравственный смысл существования коллективных личностей (суды, полиция и т.д.). Также соборность помогает наладить живое общение между всеми участниками уголовного судопроизводства. При этом не стоит забывать и о формально-техническом общении, поскольку оно есть сущность и специфика уголовного процесса.

Уникальность воздействия идеи соборности на евразийскую концепцию уголовного судопроизводства состоит в том, что разноуровневые типы личностей

104 Lobbying in the Legislative Process

Vol. 3. No. 3. 2024

ISSN 2782-7372 (print) ISSN 2949-2572 (online)

Тарасов И.С.

могут общаться между собой. Индивидуальные личности с нравственным воспитанием, симфонические (коллективные) личности, а также само уголовное судопроизводство как личность позволяют сформировать единый организм, направленный на борьбу с преступностью, на расследование конкретных уголовных дел, преступлений. Более того, соборность позволяет внутри этого единого уголовно-процессуального организма каждому участнику уголовного судопроизводства выполнить свое предназначение, реализовать высокие духовные цели.

Уголовное судопроизводство, как единый организм, имеющий внутри духовно-нравственное содержание, борется с проявлениями греха, с отступлением от библейских заповедей, от Божественной благодати. Также оно помогает людям, которые совершили грех («не убей», «не укради» и т.д.), покаяться в своих гре-

хах (например, явка с повинной, деятельное раскаяние) и смириться с наказанием за совершенные грехи, выраженные в виде преступлений.

Подводя итог нашему исследованию, следует высказать такую центральную, важную мысль: соборность в евразийском уголовном судопроизводстве означает - это духовно-нравственное, православное ядро уголовно-процессуальных отношений, это духовно-нравственная сущность органической логики, без которой этот метод познания стал бы проявлениями только сил природы. Соборность позволяет объединить участников уголовного судопроизводства, обладающими свойствами евразийского типа личности, в единый организм, нацеленный выполнить предназначение: расследовать и раскрывать преступления, как формы проявления греха, отступления от Бога, от библейских заповедей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исаева О.С. Метафизические основания социального проекта евразийцев // Известия вузов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2012. № 1.

2. Карсавин Л.П. Церковь, личность и государство // Малые сочинения. СПб.: Алетейя, 1994. 541 с.

3. Романовская В.Б., Крымов A.B. Евразийская доктрина государства и права: монография. Н.Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. H.H. Лобачевского, 2010.99 с.

4. Савицкий П. Евразийство (опыт систематического изложения) //КонтинентЕвразия.М.: Аграф, 1997. С. 21.

REFERENCES

1. Isaeva O.S. Metaphysical foundations of the social project of Eurasian nations. Proceedings of Universities. The Volga region. Humanities. 2012. No. 1.

2. Karsavin L.P. Church, Personality and State. In: Small Works. St. Petersburg: Aleteiya, 1994. 541 p.

3. Romanovskaya V.B., Krymov A.V. Eurasian Doctrine of State and Law. Monograph. Nizhny Novgorod: Lobachevsky Nizhny Novgorod State University, 2010.99 p.

4. Savitsky P. Eurasianism (systematic essay). In: Continent Eurasia. Moscow: Agraph, 1997.461 p.

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 91,73%

Рецензент: Агутин А.В. доктор юридических наук, профессор; профессор, кафедра основ прокурорской деятельности; Университет Прокуратуры РФ

Статья поступила в редакцию 29.10.2024, принята к публикации 22.11.2024 The article was received on 29.10.2024, accepted for publication 22.11.2024

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Тарасов Иван Семенович, кандидат юридических наук; доцент, кафедра уголовного права и процесса, юридический факультет; Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; г. Нижний Новгород, Российская Федерация. РИНЦ Author ID: 758183; E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Ivan S. Tarasov, Cand. Sei. (Law); associate professor, Department of Criminal Law and Procedure, Faculty ofLaw; Lobachevsky State University ofNizhny Novgorod; Nizhny Novgorod, Russian Federation. RSCI Author ID: 758183; E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.