Научная статья на тему 'О СУЩНОСТИ И РОЛИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА КУЛЬТУРНОЙ САМОБЫТНОСТИ НАРОДОВ РОССИИ-ЕВРАЗИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЕВРАЗИЙСКОЙ КОНЦЕПЦИИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА'

О СУЩНОСТИ И РОЛИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА КУЛЬТУРНОЙ САМОБЫТНОСТИ НАРОДОВ РОССИИ-ЕВРАЗИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЕВРАЗИЙСКОЙ КОНЦЕПЦИИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСТВО / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / МЕСТОРАЗВИТИЕ / КУЛЬТУРНАЯ САМОБЫТНОСТЬ / EURASIANISM / CRIMINAL PROCEDURE / WORLD OUTLOOK / SPIRITUAL WELL-BEING / DVELOPMENTAL SITE / CULTURAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тарасов И. С.

Цель исследования: В статье анализируется культурная самобытность народов России-Евразии как фундамента евразийской концепции уголовного судопроизводства. Более детально изучается географический элемент данной культурной самобытности. Цель работы дать характеристику географического элемента культуры и показать его воплощение в уголовно-процессуальных правоотношениях. Через понятие «месторазвитие» и через взаимоотношение этого элемента культуры с другими (туранским и православным) выявить духовно-нравственную сущность уголовного судопроизводства. Выводы: В результате проведённого исследования делается вывод о том, что географический элемент культурной самобытности народов России-Евразии оказывает существенное влияние на формирование и становление уголовно-процессуальных отношений как самостоятельно, так и взаимодействуя с другими элементами культуры Евразии (с туранским и с православным элементами). Ключевым понятием становится «месторазвитие», которое воплощается в евразийской концепции уголовном судопроизводства в одухотворенную территорию России-Евразии, где производятся процессуальные действия по раскрытию и расследованию преступлений, которая представляет собой органическое единство климатических, природных условий и духовно-нравственных ценностей русской общности, воплощенных в уголовно-процессуальных отношениях и в участниках-личностях, их осуществляющих. Также автор делает вывод о категорической недопустимости либеральной трактовки понимания места производства следственных и иных процессуальных действий как механическую совокупность земли, воды и воздуха вместе с народонаселением, что проживает на этой территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF GEOGRAPHICAL ELEMENT OF CULTURAL IDENTITY OF RUSSIA-EURASIA NATIONS AND ITS ROLE IN THE DEVELOPMENT OF EURASIAN CONCEPT OF CRIMINAL PROCEDURE

Purpose: The paper discusses the cultural identity of Russia-Eurasia nations as the basis of the Eurasian concept of criminal legal procedure. The geographical element of the cultural identity is thoroughly investigated. The purpose of the research is to charactirize the geographical element of culture and to reveal its manifestation in the criminal procedure. One of the objectives is to reveal the moral content of the criminal procedure using the notion of “developmental site” and making account of interrelation of this cultural element with other (Turanian and Orthodox) elements. Conclusions: It is concluded that the geographical element of the cultural identity influences significantly the development of legal relations within the criminal procedure, both independently and in combination with other (Turanian and Orthodox) elements of Eurasian culture. The key notion in the Eurasian concept of criminal procedure is “developmental site” which reveals itself as the spititualized Russia-Eaurasia territory where criminal crimes solution and investigation are pursued. The developmental site is a whole of climatic conditions and environment as well as moral values of Russian nationality manifested in the criminal procedure relations and embodied in the parties to such relationship. It is also argued that the liberal interpretation of the place of investigative and other legal proceedings purely as a combination of land, water, air and people who live on the territory is unacceptable and invalid.

Текст научной работы на тему «О СУЩНОСТИ И РОЛИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА КУЛЬТУРНОЙ САМОБЫТНОСТИ НАРОДОВ РОССИИ-ЕВРАЗИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЕВРАЗИЙСКОЙ КОНЦЕПЦИИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА»

5.1.4.

Уголовно-правовые науки (юридические науки)

Сптша! ^

УДК 343 ГРНТИ 10.79

EDN: NGRLPZ

О сущности и роли географического элемента культурной самобытности народов России-Евразии в формировании евразийской концепции уголовного судопроизводства

©Тарасов Иван Семенович

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г.Н.Новгород, Россия [email protected]

Аннотация: Цель исследования: В статье анализируется культурная самобытность народов России-Евразии как фундамента евразийской концепции уголовного судопроизводства. Более детально изучается географический элемент данной культурной самобытности. Цель работы - дать характеристику географического элемента культуры и показать его воплощение в уголовно-процессуальных правоотношениях. Через понятие «месторазвитие» и через взаимоотношение этого элемента культуры с другими (туранским и православным) выявить духовно-нравственную сущность уголовного судопроизводства.

Выводы: В результате проведённого исследования делается вывод о том, что географический элемент культурной самобытности народов России-Евразии оказывает существенное влияние на формирование и становление уголовно-процессуальных отношений как самостоятельно, так и взаимодействуя с другими элементами культуры Евразии (с туранским и с православным элементами). Ключевым понятием становится «месторазвитие», которое воплощается в евразийской концепции уголовном судопроизводства в одухотворенную территорию России-Евразии, где производятся процессуальные действия по раскрытию и расследованию преступлений, которая представляет собой органическое единство климатических, природных условий и духовно-нравственных ценностей русской общности, воплощенных в уголовно-процессуальных отношениях и в участниках-личностях, их осуществляющих. Также автор делает вывод о категорической недопустимости либеральной трактовки понимания места производства следственных и иных процессуальных действий как механическую совокупность земли, воды и воздуха вместе с народонаселением, что проживает на этой территории.

Ключевые слова: евразийство, уголовный процесс, мировоззрение, духовность, месторазвитие, культурная самобытность.

Для цитирования: Тарасов И.С. О сущности и роли географического элемента культурной самобытности народов России-Евразии в формировании евразийской концепции уголовного судопроизводства//Пробелы в российском законодательстве. 2024. Т. 17. №1. С. 149-155. БйЫ: NGRLPZ

К

J

The Essence of Geographical Element of Cultural Identity of Russia-Eurasia Nations and Its Role in the Development of Eurasian Concept of Criminal Procedure

©Ivan S. Tarasov

Nizhny NovgorodLobachevsky state University, Nizhny Novgorod [email protected]

Abstract: Purpose: The paper discusses the cultural identity of Russia-Eurasia nations as the basis of the Eurasian concept of criminal legal procedure. The geographical element of the cultural identity is thoroughly investigated. The purpose of the research is to charactirize the geographical element of culture and to reveal its manifestation in the criminal procedure. One of the objectives is to reveal the moral content of the criminal procedure using the notion of "developmental site" and making account of interrelation of this cultural element with other (Turanian and Orthodox) elements.

Conclusions: It is concluded that the geographical element of the cultural identity influences significantly the development of legal relations within the criminal procedure, both independently and in combination with other (Turanian and Orthodox) elements of Eurasian culture. The key notion in the Eurasian concept of criminal procedure is "developmental site" which reveals itself as the spititualized Russia-Eaurasia territory where criminal crimes solution and investigation are pursued. The developmental site is a whole of climatic conditions and environment as well as moral values of Russian nationality manifested in the criminal procedure relations and embodied in the parties to such relationship. It is also argued that the liberal interpretation of the place of investigative and other legal proceedings purely as a combination of land, water, air and people who live on the territory is unacceptable and invalid.

Keywords: Eurasianism, criminal procedure, world outlook, spiritual wellbeing, dvelopmental site, cultural identity.

For citation: Tarasov I.S. The Essence of Geographical Element of Cultural Identity of Russia-Eurasia Nations and Its Role in the Development of Eurasian Concept of Criminal Procedure // Gaps in Russian Legislation. 2024. Vol. 17. №1. Pp. 149-155. (in Russ.). EDN: NGRLPZ

ВВЕДЕНИЕ

Отечественное уголовное судопроизводство по своему внутреннему содержанию и внешнему воплощению должно быть не просто механическим, отражающим лишь алгоритмы выполнения заложенных в УПК РФ процессуальных действий и принятий решений, а должно содержать внутри себя духовно-ценностный мир, который проявляется в уголовно-процессуальных отношениях, в личностях участников уголовного судопроизводства и в уголовно-процессуальном законодательстве.

Духовное ядро уголовного судопроизводства придает нравственный смысл всем совершаемым уголовно-процессуальным действиям и принимаемым уголовно-процессуальным решениям, а также проявляется в качестве духовного стержня участников уголовного судопроизводства.

Такое уголовное судопроизводство воплощено в евразийской концепции, где уголовно-процессуальные отношения строятся на основе культурной самобытности народов России-Евразии.

Культура Евразии - это ключевой аспект евразийской концепции уголовного судопроизводства. Правильное понимание культуры даёт нам возможность построить уголовное судопроизводство на органичной, духовно-ценностной основе, подчинить уголовно-процессуальные отношения высшим божественным абсолютам - служение добру и правде.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНОЙ САМОБЫТНОСТИ И ЕЁ ПРОЯВЛЕНИЕ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Начнём наше исследование с самого понятия культуры.

Как понятие, культура рассматривается с различных ракурсов. Культура - это человеческая деятельность во всех своих проявлениях, включая в том числе все способы и формы человеческого самопознания и самовыражения. Также культурой считается накопление социумом и человеком навыков и умений. Есть ещё такое представление о культуре как о результатах труда человека, имеющего овеществленный характер. И, наконец, под культурой понимают движение творческих энергий.

Для евразийцев культура понимается намного глубже, чем просто собрание артефактов и накопление навыков и умений, а также движения энергий. Культура России-Евразии представляет собой единый живой организм, где её составные части - культуры народов России-Евразии - тесно и органично, симбиотично связаны друг с другом. Этот единый живой организм (или «симфоническая личность»), посредством органической логики, проявляется в уголовно-процессуальных отношениях внутри евразийской концепции уголовного судопроизводства. Всё это делает культуру России-Евразии особой, отличающейся от западной и восточной культур.

Чтобы осознать особость культуры России-Евразии, её непохожесть на другие культуры, следует разобраться в следующих моментах.

Вначале отметим следующее положение: развитие культур различных народов и общностей должно проходить по-своему, по-особому, согласно выработанной веками культурной традиции. Поэтому, считается крайне опасным требовать от культур развития в рамках универсальной культуры, а точнее проходить те же этапы эволюции культуры, что и универсальная. Можно было бы узаконить универсальную эволюцию, если бы под ней понимались некие абстрактные идеалы, к которым должны стремиться конкретные народы и общности. Но под универсальной, общечеловеческой культурой понимается только западная модель эволюции культуры, ставиться принципиальный знак равенства между понятиями «универсальная культура» и «западная культура». Отсюда и начинается культурная сегрегация народов по признаку близости или отдалённости от западной универсальной культуры. Европейцы и американцы внезапно осознали и сами себя назначили отцами-основателями культурной эволюции, «небожителями», имеющие моральные обязанности интегрировать разными способами и методами свои западные духовные ценности. Эти западные ценности универсальной культуры проникают и в отечественные уголовно-процессуальные отношения, а затем фиксируются в УПК РФ 2001 года. Чуждые западно-либеральные духовные ценности внутри отечественного уголовного судопроизводства вызвали разрушение и уничтожение национально-культурной идентичности, а должностные лица, ведущие производства по уголовным делам вынуждены следовать не внутренним моральным правилам, а внешним техническим инструкциям, потеряв самостоятельность в принятии процессуальных решений.

Получается универсальная западная культура разделила все народы на две группы: первые подавили в себе, уничтожили самобытную культуру и примкнули к западным ценностям, выстраивая уголовное судопроизводство по западному шаблону, и вторые-так называемые «дикие народы» - которые выстраивают свой уголовный процесс согласуясь со своей культурной самобытностью, духовными скрепами и нравственными ценностями. Запад поддерживает первый вид народов и всячески пытается уничтожить второй вид народов.

Всё сказанное может подвести нас к выводу, что западно-американский либеральный подход к культуре, ценностям и насильственной интеграции этой культуры, считается опасным. Для евразийской концепции уголовного судопроизводства вышеназванный подход в корне противоречит органической логике. Ведь органическая логика говорит нам о том, что жизнь должна быть многообразной, должна проявляться во всевозможных видах и формах культур, отражаться в творческом подходе, в поиске чего-то нового и самобытного, а не являть собой шаблонность, клишированность, за-шоренность и копирование точь-в-точь западных ценностей [1]. Иными словами, культура России-Евразии представляется как цветущая сложность культур, единство множества и множественность единства.

Вывод из сказанного будет таков: евразийская концепция уголовного судопроизводства считает запад-

ную культуру всего лишь одной из многочисленных культур, представленных в мире, но не как универсальную и единственно правильную. Если западная культура становиться лишь одной из культур, то культура России-Евразии получает право иметь свою особую культуру, точнее сказать - право на свою культурную самобытность, право быть особым культурно-историческим типом. И тем самым, иметь право на развитие и укрепление уголовно-процессуальных отношений, выстроенных согласно культурным духовным ценностям России-Евразии.

Здесь мы открыли ещё одно свойство евразийской культуры, воплощенной в уголовно-процессуальных отношениях. Культура России-Евразии вобрала в себя черты западной и восточной культур, но сделала это не механически, а органически. Происходит тут не просто перенесение черт иных культур, а их творческая переработка, переосмысление. Такое творчество не должно прекращаться, прерываться. Культурные, духовные ценности, воплощенные в расследовании и рассмотрении уголовных дел по существу, должны передаваться из поколения в поколение. Поэтому, культура России-Евразии - это не техническая статичная смесь, а динамичная самобытная культура.

П.Н. Савицкий считал понятие «Евразия» сжатой культурно-исторической характеристикой. «Обозначение это указывает, что в культурное бытие России, в соизмеримых между собой долях, вошли элементы различнейших культур. Влияния Юга, Востока и Запада, перемежаясь, последовательно главенствовали в мире русской культуры» [5, с.7]. Элементы разных культур сводятся к некоему единству. Здесь нет насилия над культурами, нет желания уравнять культуры и выстроить их в одну линию, нет насильственного насаждения любой ценой общеевразийских ценностей, как делают это Европа и США.

Здесь нет подавления частей единым целым. Все культуры соеденины в органическое единство, переплетены между собой. Именно такое единение культур народов России-Евразии позволяет нам открыть глубинное содержание евразийской концепции уголовного судопроизводства.

Культура или культурная самобытность, воплощённая в уголовном судопроизводстве, внутри себя организованно и представляет собой различные элементы: духовная жизнь, этнический состав населения, географический ландшафт, правоотношения, включая уголовно-процессуальные, между людьми и т.д. Множественность и уникальность этих элементов, с одной стороны, позволяет нам говорить о культуре Евразии как о симфонической личности, а с другой стороны, может навредить нам в изучении и исследовании культуры.

Дело в том, что множественность элементов могут между собой перекликаться, иметь практически идентичное содержание и значение, к тому же, часть элементов культуры России-Евразии не будут иметь значения или их значение будет в пределах среднестатистической погрешности, что не позволит нам их включить в систему уголовно-процессуальных отношений.

Поэтому, во избежании размытого научного исследования, культура России-Евразии будет для научных и практических целей представлена в единстве трёх элементов: географического, туранского и православного.

Названные элементы вбирают в себя ключевые признаки культурной самобытности, а также позволят нам раскрыть духовно-нравственный мир, являющимся первым уровнем уголовно-процессуальной системы. В свою очередь, духовно-нравственный мир позволяет наполнить другие уровни уголовного судопроизводства духовно-нравственным смыслом. Эти элементы отражают богатство и насыщенность культуры России-Евразии.

Схематично элементы культурной самобытности народов России-Евразии можно показать так: «Земля -Люди - Небо».

Земля (или географический элемент) представляет собой месторазвитие народов Евразии, а также образ выращивания своей культуры на определённой территории.

Люди (или туранский элемент) - это образ общности, которую составляют евразийские личности. Каждый человек (включая и участников уголовного судопроизводства) имеет или должен иметь духовный стержень или менталитет, который органично связан с культурой того народа, где рос человек, и культурой Евразии в целом.

Небо (православный элемент) - это центральный элемент культуры в евразийской концепции уголовного судопроизводства. Здесь воплощен образ духовности, связи человека с Богом, проникновение духовного, идеального в материальное. Небо также символизирует Царствие Небесное (или Царство Божье), где духовно-целостные личности обретают жизнь вечную, становятся достойными жителями Града Небесного.

Таким образом, перед нами духовно-ценностная триада элементов евразийского культурного мира, воплощённая в отечественном уголовном судопроизводстве.

Важно подчеркнуть, что каждый из названных выше элементов равноценен, здесь отсутствует деление элементов на высшие и низшие, на главные и второстепенные. Каждый элемент проникает в сущность и содержание другого элемента, тем самым нравственно обогащает себя и культуру в целом.

Православный элемент представлен более ярко, ведь этот элемент взаимодействует с «идеей-правительницей» или с идеологией, тем самым позволяя всем остальным элементам культуры и самой культуре в целом реализоваться через идеологию в уголовно-процессуальных отношениях и в уголовно-процессуальном законе (стать нравственным наполнением принципов уголовного судопроизводства).

Все три элемента культурной самобытности Евразии: географический, туранский и православный - позволяют нам сформировать уголовное судопроизводство, которое отвечает духовно-ценностному миру, тем духовным скрепам, что заложены в самой культуре народов России-Евразии. Этот духовно-ценностный мир при воздействии органической логики познания мира и всех элементов культуры придаёт всем стадиям уголовного судопроизводства, всем институтам и нормам уголовно-процессуального права ценностно-православный смысл.

В рамках данной статьи мы исследуем географический элемент культурной самобытности народов России-Евразии. В других же статьях будут проанализированы оставшееся элементы культуры - туранский и православный, ведь каждый элемент культуры народов России-Евразии требуеттщательного изучения.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРНОЙ САМОБЫТНОСТИ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ

Географический элемент культурной самобытности России-Евразии - это первый (в нашем исследовании) элемент, который в тексте УПК РФ реализован в действии уголовно-процессуального закона в пространстве, то есть по территории России-Евразии (ст. 2 УПК РФ).

В географическом элементе культуры народов России-Евразии органически сочетаются материальные и духовные стороны, компоненты, причём духовная сторона доминирует. Тем самым, уголовному судопроизводству придаётся целостность.

Иной взгляд на географический элемент культуры у либерально-протестантской концепции, которая сейчас реализована в УПК РФ, в уголовно-процессуальных отношениях, где всячески игнорируются духовные начала территории России-Евразии.

В учебной и научной литературе, которая поддерживает западно-либеральный взгляд на уголовное судопроизводство России, формулируется материально-технический подход к изучению территории страны, на которой проводятся следственные, судебные и иные процессуальные действия по раскрытию и расследованию преступлений.

Данный материально-технический подход состоит из двух взаимосвязанных положений.

Первое положение позволяет констатировать следующий факт: если на территории какого-либо субъекта РФ было совершено любое преступление, то применяются нормы УПК РФ как действующего на территории страны уголовно-процессуального закона. Особое место здесь отведено международному право, за которой закреплена чуть ли не обязанность менять в одностороннем порядке подследственность и подсуд-ностьдел натерритории России.

Второе положение требует разделить территорию России-Евразии на структурные части, на сегменты, для удобства локализовать преступления, чтобы потом их расследовать. Поэтому здесь вся территория России делиться на: сухопутную территорию, внутренние воды, воздушное пространство над территорией, континентальный шельф и исключительную экономическую зону.

Статусом территории РФ также наделяют: территорию консульства или посольства РФ на территориях иностроанных государств; суда и корабли (включая космические), ходящие или летающие под флагом РФ, приписанные к портам РФ.

Данный подход требует от учебной и научной уголовно-процессуальной литературы лишь тщательно исследовать эти сегменты территории России [2, с.17].

Материально-технический подход игнорирует духовно-нравственные ценности, формируемые на территории России-Евразии, что в итоге приводит к негативному влиянию на формируемые уголовно-процессуальные отношения. Территория России-Евразии - это не просто механическая сумма из земли, воды и воздуха, включая также народонаселение территории (причём как объекты, а не как субъекты), а органическое единство, одухотворенная территория, где производится следственные и процессуальныедействия.

Любое научное или практическое воззрение на территорию России-Евразии, требующее убрать, вымыть духовно-ценностный компонент, обречено на поражение, ведь отсутствие ценностно-православного мира вызовет в уголовном судопроизводстве хаос и анархию.

Поэтому, обязательно стоит учитывать духовную составляющую в формулировании подхода к территории России-Евразии, как месту производства по уголовным делам. Такой подход предлагает евразийская концепция уголовного судопроизводства, в основе которого лежит учение о месторазвитии, разработанное П.Н. Савицким [5, с.5].

Изначально, месторазвитие - это географическое понятие, означающее место проживания на определённой территории населения, а точнее народов России-Евразии. Причём данный термин не только связан с конкретным ландшафтом Евразии, ноис этническими и историческими особенностями быта и жизни народов. Поэтому, можно утверждать, что любая человеческая общность развивается в неповторимой географической обстановке.

Месторазвитие - комплексное понятие, которое влияет на уголовное судопроизводство через целую систему признаков, пронизывающие конкретные уголовно-процессуальные отношения и в целом отраженные в уголовно-процессуальном законе.

Таковые признаки можно подразделить на две группы.

Первая группа признаков целиком и полностью формулируют сущность месторазвития, её свойства.

К первой группе признаков относятся: влияние климата и ландшафта на формирование уголовного судопроизводства; единая историческая судьба народов России-Евразии; цветущая сложность культур.

Итак, следует раскрыть указанные признаки место-развития из первой группы.

Первый признак сущности месторазвития указывает нам на важность и необходимость учитывать климат и ландшафт территории, где проживают народы России-Евразии. Влияние климата и ландшафта на внутреннее содержание уголовного судопроизводства должно быть не механическим, а органическим. Климат и ландшафт становятся единым целым с формируемыми уголовно-процессуальными отношениями. Можно смело утверждать, что уголовно-процессуальные отношения подобны плодам дерева, которое выросло на благодатной и жизнедающей почве, подобно тому, как растут из земли различные формы и виды устного народного творчества - мифы, сказки, легенды, пословицы и поговорки. Народ вырастил сам эти уголовно-процессуальные отношения. Выращенные (или сформированные) таковые правоотношения в сфере производств по уголовным делам находят своё воплощение в нормах уголовно-процессуального закона. По сути сами уголовно-процессуальные отношения получают свойство органичности их происхождения, естественными, соответствующие природе, тем самым они наделяются духовно-нравственной глубиной. Такие правоотношения нужно сохранить, развить и творчески переосмыслить во времени и пространстве.

Второй признак сущности месторазвития, проявленные в уголовном судопроизводстве, позволяет связать, соединить климатические и природные условия жизни народов России-Евразии с историческим кон-

текстом. Месторазвитие, как узловое понятие евразийской концепции уголовного судопроизводства, соединяет географический, исторический и культурный компоненты в единое органичное целое, именуемое как единый живой организм. Отсюда проистекает важнейшее утверждение: Россия-Евразия, как территория следственных и процессуальных действий, есть особая духовно-историческая геополитическая реальность. Все народы России-Евразии связаны единой исторической судьбой, поэтому уголовное судопроизводство представляет собой единое целое, воплощение общей культуры всех народов территории России-Евразии. Таковую духовно-нравственную сущность уголовного судопроизводства необходимо сберечь, развить и передать в целости последующим поколениям.

Мы должны сохранить и укрепить уголовное судопроизводство, построенное на духовных скрепах русской общности. Оно должно непрерывно повторяться и самовоспроизводиться. Если вдруг новое поколение будет неспособно воспроизводить устоявшиеся уголовно-процессуальные отношения либо произойдет решительный отказ повторять процессуальные действия основанные на духовном ядре уголовного судопроизводства, то лишённые нравственности и духовности уголовно-процессуальные отношения будут переиначиваться, подвергаться субъективной трактовке. Сами же процессуальные действия и принятие процессуальных решений могут опять превратиться в механический набор действий с огромными инструкциями, которые надо будет соблюдать, чтобы доказательства были признаны допустимыми по каждому уголовному делу. Другими словами, уголовное судопроизводство погрузиться в хаос. Чтобы подобный сценарий не состоялся, следует всегда учитывать органическую связь уголовного судопроизводства с ландшафтом и климатом, с природной средой место-развития народов России-Евразии.

Третий, заключительный признак сущности место-развития раскрывает перед нами всё многообразие культур народов, проживающих на одной территории континента-океана Евразии. Нельзя допустить, чтобы какое-то одно месторазвитие стало универсальным и стала вырабатывать правила поведения для других месторазвитий. Все виды месторазвитий имеют право на существование, должны объединиться в цветущую сложность культур, чтобы потом органически проникнуть в ткань уголовного судопроизводства, в конкретные правоотношения, быть неотъемлемой частью деятельности по производству процессуальных действий и принятию процессуальных решений.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА КУЛЬТУРНОЙ САМОБЫТНОСТИ С ДРУГИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ КУЛЬТУРЫ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Вторая группа признаков месторазвития связана с выявлением взаимодействий географического элемента культуры (частью которого является понятие месторазвития) с другими элементами культуры в евразийской концепции уголовного судопроизводства: с туранским и православным элементом.

Связь географического и туранского элементов куль-

тур проявлено в следующем. Каждый человек, как представитель одного из народов России-Евразии, так и сам народ в целом является культуро-личностью (или симфонической личностью). Культуро-личность (конкретный человек, коллектив людей, правоохранительный орган) внутри себя имеет духовно-нравственный стержень (или ядро), которое проявляется в конкретных правоотношениях, социальных связях и т.д. В уголовном судопроизводстве такие культуро-личности являются участниками конкретных уголовно-процессуальных отношений. Они могут быть либо должностными лицами, на которых возложены правообязанности расследовать преступление и разрешать уголовные дела по существу; либо иные участниками уголовного судопроизводства, которых добровольно или принудительно привлекают в производства по уголовным делам. Туранский элемент культуры позволяет участникам уголовного судопроизводства усваивать ценности, принципы и правила, сделать эти ценности частью своего подсознания. Также, географический и туранский элемент в своей органической совокупности позволит участникам уголовно-процессуальных отношений осознать широту мышления, творческий размах. Благодаря сочетанию этих элементов, сформированная простая и достаточно ясная модель сложившихся уголовно-процессуальных отношений уйдёт в подсознание каждой евразийской личности-участника уголовного судопроизводства и станет руководством к действию.

Если изучать связь географического и православного элементов культурной самобытности народов России-Евразии, стоит отметить важное положение: православие и её ценности позволяют органическому единству природы (климата и ландшафта) и уголовно-процессуальным отношениям придать праведность [3, с.З]. Праведность (или праведное начало, святость) для территории России-Евразии, где производятся процессуальные действия и расследуются преступления, означает получение одухотворённости, Божественного откровения и Божественной благодати. Святость пространства, освящённость места производства по уголовным делам выражается так: вся земля континента Евразии окутана Божественной силой и Святым Духом, что отражается непосредственно на построение уголовно-процессуальных отношений, влияет на формирование евразийского типа личности

ЛИТЕРАТУРА

1. АгутинА. В. Либерально-правовая стратегия и бытие российского уголовного судопроизводства // Вестник Московского университета МВД России. 2020. №3. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/liberalno-pravovaya-strategiya-i-bytie-rossiyskogo-ugolovnogo-sudoproizvodstva (дата обращения: 3.12.2022).

2. Башкатов Л.Н., Боровский М.В., Ветрова Т.Н. и др. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ (постатейный). 7-е изд., перераб. и доп. - М.: "Проспект", 2015 г. - 735 с.

3. Евразийство: Декларация, формулировка, тезисы, 1932 г. Издание евразийцев. - Типография «Политика», Прага, 1932. - 29 с.

4. Савицкий П.Н. Географический образ России-Евразии - Континент Евразия. М.: Аграф, 1997. - 464 с.

участников уголовного судопроизводства.

Святость пространства производства процессуальных действий позволяет нам структурировать уголовно-процессуальные отношения, которые погрузятся в подсознание участников уголовного судопроизводства. Структурность стадий уголовного судопроизводства, процессуальный действий происходит также с помощью «идеи-правительницы» или евразийской идеологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перед тем, как подвести итог исследованию, вначале стоит отметить такое положение: понятие местораз-витие носит множественный характер. П.Н. Савицкий в своих трудах указывает на возможность в России-Евразии существования множества месторазвитий: от деревень и сёл до городов. Все они органически включены в более большое месторазвитие, такое как Евразия. Оно более обособлено и является целостным. Кроме того, П.Н. Савицкий утверждал, что месторазвитием человечества выступает весь земной шар [4, с.282].

Из вышесказанного следует, что территория каждого субъекта России-Евразии, где производятся процессуальные действия, можно считать месторазвитием; территория континента Евразии включает в себя органически все месторазвития и представляет собой более общее месторазвитие. Поэтому, участники уголовного судопроизводства, имеющие духовно-нравственный стержень (культуро-личности или симфонические личности) могут реализовывать свой творческий потенциал из духовных ценностей своего народа в частности и духовных ценностей всех народов, проживающих на континенте России-Евразии.

В качестве итога анализа географического элемента культуры, как основы евразийской концепции уголовного судопроизводства, предлагаю сформулировать понятие месторазвития.

Месторазвитие - это одухотворенная территория России-Евразии, где производятся процессуальные действия по раскрытию и расследованию преступлений, которая представляет собой органическое единство климатических, природных условий и духовно-нравственных ценностей русской общности, воплощенных в уголовно-процессуальных отношениях и в участниках-личностях, их осуществляющих.

REFERENCES

1. Agutin A.V. Liberal legal strategy and state of Russian criminal procedure // Vestnik of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs. 2020. No 3. Retrieved from: https://cyberleninka.ru/article/n/liberalno-pravovaya-strategiya-i-bytie-rossiyskogo-ugolovnogo-sudoproizvodstva.

2. Bashkatov L.N., Borovsky M.V., Vetrova G.N. et al. Comments on the RF Criminal Procedure Code. 7th edition. Moscow: Prospekt, 2015. 735 p.

3. Eurasianism: Declaration, Formulation, Theses // Eurasianists' publishing. Prague: Politika Printing House, 1932. 29 p.

4. Savitsky P.N. Geographical Image of Russia-Eurasia -Eurasia Continent. Moscow: Agraf, 1997. 464 p.

5. Савицкий П.Н. Евразийство. - Евразийский Временник. Книга четвёртая. Непериодическое издание под редакцией Петра Савицкого, П.П. Сувчинского и кн. Н.С. Трубецкого. - Евразийское книгоиздательство, Берлин, 1925 г. - 445 с.

5. Savitsky P.N. Eurasianism // Eurasian Chronicle. Book 4. Non-periodic publication edited by Petr Savitsky, P.P. Suchinsky and Prince N.S. Trubetskoy. Berlin: Eurasian Publishing House, 1925. 445 p.

РЕЦЕНЗИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на научную статью доцента ННГУ им. Н.И. Лобачевского, к.ю.н. Тарасова И.С. «О сущности и роли географического элемента культурной самобытности народов России-Евразии в формировании евразийской концепции уголовного судопроизводства»

Научная статья Тарасова И.С. посвящена построению отечественного уголовного судопроизводства на основе культурных и духовных ценностей русской общности. В качестве фундаментальной основы формирующихся уголовно-процессуальных отношений автор предлагает культурную самобытность народов России-Евразии в единстве её трёх элементов: географического, туранского, православного. Эти элементы культуры позволяют построить уголовное судопроизводство на органичной, духовно-ценностной основе, подчинить уголовно-процессуальные отношения высшим божественным абсолютам - служению добру и правде.

Научная статья посвящена одному из элементов культурной самобытности: географическому элементу культурной самобытности народов России-Евразии.

Автор данной статьи в своём исследовании сравнивает либерально-протестантский и евразийские взгляды на место производства следственных и судебных действий по уголовным делам, и приходит к выводу, что является опасным для евразийской концепции уголовного судопроизводства не учитывать географический элемент куль-

Опираясь на мнения ученых-правоведов, на труды классиков евразийской мысли, автор статьи приходит к следующим выводам:

Во-первых, автор исследования раскрывает сущностное содержание географического элемента культурной самобытности через понятие «месторазвития». Данное понятие имеет свои собственные признаки, такие как: учёт климата и ландшафта территории, где проживают народы России-Евразии; исторический контекст уголовно-процессуальной деятельности; влияние многообразия культур народов России-Евразии на уголовно-процессуальные отношения. Также это понятие имеет признаки при взаимодействии с другими элементами культуры: стуранским и с православным. Туранский и географический элементформируютличность участника уголовного судопроизводства, а православный и географический элементы наделяют территорию святостью: вся земля континента Евразии окутана Божественной силой и Святым Духом, что отражается непосредственно на построении уголовно-процессуальных отношений.

Во-вторых, автором предлагается своё определение понятия «месторазвития»: это одухотворенная территор-рия России-Евразии, где производятся процессуальные действия по раскрытию и расследованию преступлений, которая представляет собой органическое единство климатических, природных условий и духовно-нравственных ценностей русской общности, воплощенных в уголовно-процессуальных отношениях и в участниках-личностях, их осуществляющих.

Научное значение работы может быть обозначено как продолжение полемики, дискуссий о духовно-нравственной сущности уголовного судопроизводства.

Сделанные автором выводы заслуживаютдальнейшего широкого обсуждения и оценки.

Результат рецензирования: научная статья рекомендуется для публикации в открытой печати в рецензируемых научных журналах, включённых Высшей аттестационной комиссией России в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.

Рецензент: Агутин A.B., д.ю.н., профессор, профессор кафедры основ прокурорской деятельности, Университет Прокуратуры Российской Федерации

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 84,1%

Статья поступила в редакцию 29.12.2023, принята к публикации 26.01.2024

The article was received on 29.12.2023, accepted for publication 26.01.2024

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Тарасов Иван Семенович, канд. юрид. наук, доцент кафедры уголовного права и процесса; Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; г.Нижний Новгород, Россия. AuthorlD: 758183. E-mail: [email protected]

ABOUTTHEAUTHOR

Ivan S. Tarasov, Cand.Sci.(Law), associate professor of the criminal law and procedure Department; Nizhny Novgorod Lobachevsky state University; Nizhniy Novgorod, Russia. AuthorlD: 758183. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.