5.1.4. Уголовно-правовые науки
(юридические науки)
Criminal Law
УДК 343. ГРНТИ 10.79 EDN: LQBSCA
Православие как элемент культурной самобытности в отечественном уголовном судопроизводстве
©Тарасов Иван Семенович
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г.Н.Новгород, Россия [email protected]
Аннотация: Цель исследования: Статья посвящена одному из элементов культуры России-Евразии - православию. Цель работы - дать характеристику православия, как элемента евразийской культуры и его влияние на уголовно-процессуальные отношения. Показать взаимодействие православия с другими элементами уголовно-процессуальной системы через понятие соборности и духовно-нравственные ценности.
Выводы: В результате проведённого исследования делается вывод о том, что православный элемент культуры России-Евразии: позволяет выстроить типы личностей от индивидуальных до коллективных, а само уголовное судопроизводство представить в виде соборной личности; в основе уголовного судопроизводства должны лежать традиционные ценности, которые укреплены православием и другими традиционными религиями народов России-Евразии; первично должна идти духовно-нравственная сущность уголовного судопроизводства, а оформление и фиксация результатов проявления духовной сферы будет как дополнительный фактор; в основе УПК РФ должны лежать духовные корни, скрепы, нравственные начала, которые отражаются в принципах уголовного процесса, в общих условиях следственного и судебного производств.
Ключевые слова: евразийство, уголовный процесс, мировоззрение, соборность, духовно-нравственные ценности, личность.
ГДля цитирования: Тарасов И.С. Православие как элемент культурной самобытности в отечественном уголовном судопроизводстве //Пробелы в российском законодательстве. 2024. Т. 17. №5. С. 113-118. EDN: LQBSCA
Orthodoxy as Cultural Distictness Element in Russian Criminal Procedure
©Ivan S. Tarasov
Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia [email protected]
Abstract: Purpose of study: The paper discusses Orthodoxy as one of the elements of Russian-Eurasian culture. The purpose is to characterize Orthdoxy as an element of Eurasian culture and its impact on criminal procedure, and to demonstrate the interaction of Orthodoxy with other elements of criminal procedure through the notions of conciliarity and moral values.
Conclusions: The study concludes that Orthodoxy as an element of Russian-Eurasian culture allows to specify personality types - from individual to collective ones; criminal procedure must be based on traditional values reinforced by Orthodoxy and other traditional religions of Russian-Eurasian ethnithities; primary meaning must be attributed to the moral essence of criminal procesure while formulation and fixation of manifestations of the spiritual sphere is of secondary nature. The Criminal Procedure Code must be rooted in moral normsand spiritual values embodied into the principles of criminal procedure and the general conditions of investigaton and trial.
Keywords: Eurasianism, criminal process, world outlook, conciliarity, moral values, individuality.
For citation: Tarasov I.S. Orthodoxy as Cultural Distictness Element in Russian Criminal Procedure // Gaps in Russian Legislation. 2024. Vol. 17. №5. Pp. 113-118. (in Russ.). EDN: LQBSCA
ВВЕДЕНИЕ
Евразийская концепция уголовного судопроизводства построена на духовно-нравственных основах, которые являются частью культурной самобытности народов России-Евразии. Культура как таковая предстает в виде единства трёх элементов: географического, туранского и православного. Каждый из этих элементов имеет индивидуальные признаки и проявления, а также характеризуется связями с другими элементами (условно такую связь можно представить в виде схемы «Земля-Люди - Небо»),
Если о географическом и туранском элементе мы уже говорили отдельно, то теперь стоит раскрыть сущность важного элемента культурной самобытности в евразийской концепции уголовного судопроизводства - православного.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОСЛАВНОГО ЭЛЕМЕНТА КУЛЬТУРЫ
Важность православного элемента подчёркивается специфическим отношением евразийцев к вопросам веры, духовности, традиционных ценностей русской общности. Православие, по своей внутренней сути, является симфонической формой религиозности, характеризующаяся стремлением к всеединству.
Евразийская концепция уголовного судопроизводства, как и евразийская идеология, основана на культуре, имеющее духовное ядро, благодаря которому сама культура и её проявления в социально-общественной жизни окрашиваются в духовно-нравственные цвета, имеют внутри духовный стержень. Духовность является проявлением веры в Божественные силы, Божественную благодать, позволяет общаться человеку с Богом и человеку с другими людьми посредством живого общения [5].
Духовность, как основа культуры России-Евразии, позволяет создать внутри евразийского уголовного судопроизводства надёжные, стабильные уголовно-про-
цессуальные отношения.
Само понимание православия в евразийской концепции уголовного судопроизводства раскрывается через следующие положения.
Итак, вначале отметим, что в евразийской идеологии на первый план выдвигается понятие личности (в науке такой подход назван персонологией). Сама личность может быть как индивидуальной, то есть являться конкретным участником уголовно-процессуальных отношений (например, потерпевший), так и коллективной (например, таковой личностью могут быть судебные органы) [4, с. 5-7]. По отношению к коллективной личности, евразийство оперирует понятиями «симфоническая личность» и «соборная личность».
Здесь стоит нам заострить внимание на понимании сущности соборности в евразийской концепции уголовного судопроизводства. Соборность, как высшая форма проявления православия [2, с.253], представляет собой духовно-нравственную и жизненно-практическую связь между людьми, которая опирается на стремлении приблизиться к Богу, что предполагает серьёзную духовную работу каждого человека внутри соборной личности.
Для евразийской концепции уголовного судопроизводства соборность проявляется следующим образом. Каждый участник, который вовлечен в уголовно-процессуальные отношения, внутри себя воспринимает православные соборные ценности с помощью туранского элемента культуры. По сути, формируются личности с духовным стержнем или евразийские психотипы личностей. Это в равной мере относится и к обычным участникам уголовного судопроизводства (таким как свидетель или потерпевший), и к должностным лицам, расследующие преступления и рассматривающие уголовные дела по существу (следователь, дознаватель, судья)
Затем под понятие личности подпадают и коллективные общности, под которыми следует понимать структурные подразделения правоохранительных органов,
где работают следователи, дознаватели, прокуроры, судьи. Именно их можно называть коллективные (или соборные личности). Самое важное, стоит помнить, что это не просто совокупность должностных лиц, которые выполняют чисто механистически свои должностные обязанности. Благодаря православию, такие коллективные личности наделяются духовными качествами, происходит единение людей на духовном уровне.
Объединиться в коллективную личность по принуждению, чисто механически и случайно нельзя. Тут проявляется органическая логика, которая, благодаря православию, позволяет каждому участнику уголовного судопроизводства (должностному лицу, ведущему производство по делу) осознавать себя, своё место в коллективе, имея духовный стержень внутри себя. Также этот участник осознает, что другие участники уголовного судопроизводства тоже обладают духовными, нравственными качествами.
Каждая личность, растворяясь в коллективной личности, не подавляется. Каждый следователь, дознаватель отдаёт часть себя, вносит вклад в расследование уголовных дел, а следственное подразделение и орган дознания позволяют укрепить и приумножить этот личностный вклад следователя и дознавателя.
Именно соборность, как проявление православия, позволяет существовать таким коллективным личностям (суды, следственные отделы, полиция) и общаться им между собой. Причём приоритетнее здесь живое, духовное общение, а уже затем формально-техническое (из-за специфики уголовного судопроизводства). Также верным считается утверждение Агутина A.B. о том, что «соборное сознание должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, есть их духовный код, обусловленный более чем тысячелетней историей российской общности» [1].
Подводя промежуточный итог нашему исследованию православия, как элемента культуры в евразийской концепции уголовного судопроизводства, можно высказать следующее соображение: персонология евразийства позволяет нам выстроить типы личностей в уголовном судопроизводстве по уровням: вначале идут личности с духовно-нравственным воспитанием-это судьи, следователи, дознаватели и т.д.; затем коллективные личности, такие как, CK РФ, полиция, суды; а замыкает систему типов личности само уголовное судопроизводство - соборная, коллективная личность, которая расследует преступления, ищет преступников, рассматривает дело по существу, внутри которого коллективные соборные личности взаимодействуют посредством живого общения.
ОСОБАЯ РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
Чтобы таковая система типов личностей в уголовном судопроизводстве состоялась, необходим внутренний стержень, некая основа, фундамент для построения системы. Таковым стержнем считаются православные, традиционные ценности, позволяющие коллективным, соборным личностям существовать и общаться между собой и другими участниками.
Эти ценности универсальные, они проявляются в мировоззрении евразийских личностей-участников уголовного судопроизводства. В Указе Президента РФ от 9.11.2022 г. «Основы государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» раскрывается сущность традиционных ценностей и приводится их перечень1. Также в более новых Указах Президента РФ от 7.05.2024 г. "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года"2 и от 8.05.2024 г. «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения»3 дополнительно подчёркнуто, что государственная политика опирается на традиционные российскиедухов-но-нравственные и культурно-исторические ценности, в том числе и в области уголовного судопроизводства.
К традиционным ценностям относят: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Они выступают нравственными ориентирами для участников уголовного судопроизводства, проявляются в самобытности культуры народов России-Евразии. Всё это проявляется в уголовно-процессуальных отношениях, придаёт им праведное начало.
Православию отведена особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей. Оно не замыкается внутри себя, а наоборот, призывает другие религии своим путём воспринять общие традиционные ценности и раскрыть их. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия. Поэтому, участник уголовного судопроизводства может быть любого вероисповедания, православным, мусульманином или буддистом, но, тем не менее, такое конфессиональное различие не будет мешать ему воспринимать универсальные традиционные ценности русской общности, и быть органической частью соборных коллективов в уголовном судопроизводстве.
Ещё есть один важный аспект, который является частью евразийской концепции уголовного судопроизводства. Православие может быть реализовано только на территории России- Евразии, на едином культурном пространстве страны, в месторазвитии народов Евразии. Территория, на которой производятся следственные и судебные действия по раскрытию и расследованию преступлений, становится одухотворённой, приобретает святость. Можно сказать, что вся
'Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" // Официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 9 ноября 2022 г. № 0001202211090019 (дата обращения: 15.06.2024)
2Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" // Официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 7 мая 2024 г. № 0001202405070015 (дата обращения: 15.06.2024)
3Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 2024 г. № 314 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения" // Официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 8 мая 2024 г. № 0001202405080001 (дата обращения: 15.06.2024)
земля России-Евразии окутана Божественной силой и Святым Духом, что находит проявления в построении уголовно-процессуальных отношений, влияет на мировоззрение и менталитет участников уголовного судопроизводства.
Всё это даёт нам возможность заявить, что православие - сердце евразийской концепции уголовного судопроизводства.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Теперь стоит обратить внимание на выстраивание приоритетов в уголовном судопроизводстве, когда у нас есть, с одной стороны, духовно-нравственные традиционные ценности, лежащие в основе уголовно-процессуальных отношений, и, с другой стороны, есть формально-технический, документарный аспект, игнорировать который нельзя.
Духовные ценности, проникая в личность, в том числе и в коллективную, наделяют её духовными силами, сообщают ей Божественную благодать. Становясь частью уголовно-процессуальных отношений, эти ценности придают отношениям праведное начало (поиск истины-правды - как одна из целей уголовного процесса).
Вместе с тем не стоит забывать, что уголовное судопроизводство должно быть задокументировано, иметь формальный критерий, все решения должностных лиц должны отразиться в документах. Отменять докумен-тационное оформление уголовного судопроизводства нельзя, поскольку речь идёт о преступлениях, то есть о совершении действий, направленных на разрушение, нарушение духовно-нравственных основ русской общности. Необходимо выстроить органическую связь между реализацией и проявлением ценностей в уголовном судопроизводстве и документарным оформлением уголовно-процессуальных отношений.
На первый план следует поместить духовно-нравственную сущность уголовного судопроизводства, которая должна постоянно проявляться, реализовы-ваться, а оформление и фиксация в уголовно-процессуальных документах результатов такого проявления духовной сферы будет какдополнительный фактор.
Приведём пример такого взаимоотношения. В ходе допроса обвиняемого следователь должен стремиться призвать обвиняемого к покаянию, рассказать всю правду по совершённому преступлению. Само поведение следователя будет проявлением Божественных начал [3, с.420] и должно быть без применения насилия. Если обвиняемый действительно совершил преступление (или грех), то вначале он раскаиваться перед своей совестью, перед Богом (это можно считать исповедью души, очищение её от греха), а затем результат такой исповеди, иные факты и подробности, выраженные вовне фиксируются в протоколе допроса следователем. При этом не обязательно обвиняемому являться с повинной, достаточно рассказать правду следователю в ходе производства по делу. Если обвиняемый не совершал преступление, то тем более, ему выгодно рассказать правду следователю, а также предположить, кто его оговорил. Тогда речь идёт не об исповеди души, а о желании найти правду.
Таким образом, уголовно-процессуальные отноше-
ния должны быть пронизаны светом Божественной благодати, поэтому, вначале следует реализовывать нравственные ценности, собирая доказательства по делу и формулируя обвинение, а потом приговор. Если будет всё наоборот, то тогда вместо расследования у нас будет симуляция производства по делу, когда доказательства исследуются чисто механически, формально, система доказательств искусственно создана, а это значит, что праведное начало уголовного судопроизводства исчезнет.
Также православие проявляется в уголовно-процессуальном законе. В УПК РФ следует закрепить исконные, традиционные, морально-нравственные ценности (по примеру Конституции РФ, где появилось упоминание Бога).
Формулирование УПК РФ должно строится по двум направлениям, которые следует грамотно сочетать: первое направление - в основе должны лежать духовные корни, скрепы, нравственные начала, которые отражаются в принципах уголовного процесса, в общих условиях следственного и судебного производств; второе направление - формальная, техническая сторона (это документы в уголовном судопроизводстве) не должна исчезнуть, её следует подчинить духовно-ценностной системе уголовного судопроизводства. По сути, это оформление нравственных отношений.
ВЫВОДЫ
Итак, по итогу нашего исследования православия как элемента культуры России-Евразии,лежащей в основе евразийской концепции уголовного судопроизводства, можно высказать следующие соображения.
Во-первых, православие позволяет нам выстроить типы личностей - от индивидуальных до коллективных, которые вместе образуют уголовное судопроизводство - соборную, коллективную личность, которая расследует преступления, ищет преступников, рассматривает дело по существу, внутри которого коллективные соборные личности взаимодействуют посредством живого общения.
Во-вторых, в основе уголовного судопроизводства должны лежать традиционные ценности, которые укреплены православием и другими традиционными религиями народов России-Евразии.
В-третьих, когда речь идёт о взаимоотношении духовного и технического компонента в уголовном судопроизводстве, то приоритеты должны быть выстроены так: на первый план следует поместить духовно-нравственную сущность уголовного судопроизводства, которая должна постоянно проявляться, реализовы-ваться, а оформление и фиксация в уголовно-процессуальных документах результатов такого проявления духовной сферы будет какдополнительный фактор.
И, в-четвёртых, православие должно проявляться в тексте уголовно-процессуального закона. В основе УПК РФ должны лежать духовные корни, скрепы, нравственные начала, которые отражаются в принципах уголовного процесса, в общих условиях следственного и судебного производств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении нашего исследования необходимо подчеркнуть, что православие является ключевым эле-
ментом культуры народов России-Евразии, поскольку через этот элемент осуществляется взаимодействие остальных элементов культуры в уголовном судопроизводстве, а также православие позволяет реализовать весь потенциал культурной самобытности через связь с идеей-правительницей, с энергией жизни. Если произойдет отказ от православия, будет производить-
ЛИТЕРАТУРА
1. Агутин Александр Васильевич. Духовные скрепы русского (российского) народа и либеральная стратегия (идеология) уголовного судопроизводства: диалектика духовно-нравственного (конкретного) и либерального (абстрактного) // Криминологический журнал. 2023. №2. URL: https://cyberleninka.ru/a rticle/n/duhovnye-skrepy-russkogo-rossiyskogo-naroda-i-liberalnaya-strategiya-ideologiya-ugolovnogo-sudoproizvodstva-dialektika (дата обращения: 22.06.2024).
2. Евразийство: опыт систематического изложения // Мир России-Евразия : Антология / Сост. Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. - Москва : Высш. шк., 1995. -396 с.
3. Карсавин Л. П. Церковь, личность и государство // Малые сочинения / Лев Платонович Карсавин; [Сост., науч. подгот. и коммент. С. С. Хоружего]. -СПб. : АО "Алетейя", 1994. - 531 с.
4. Кн. Н.С. Трубецкой. К проблеме русского самопознания. Сборник статей // Евразийское книгоиздательство, 1927 - 96 с.
5. Тарасов И.С. Евразийская концепция уголовного судопроизводства и цифровизация: диалектика духовно-нравственного и либерального подходов. // Юридическая орбита. - Научно-прикладной журнал. Ежегодник. № 2 /2022. - с. 167 - 171.
ся замена православия на что-то иное, на иную веру, то вся система выстроенных уголовно-процессуальных отношений погрузиться в хаос, будет деградировать. Поэтому важно беречь православный элемент культурной самобытности народов России-Евразии от различных вредных воздействий извне, её укреплять и развивать.
REFERENCES
1. Agutin A.V. Spiritual Values of Russian People and Liberal Strategy (Ideology) of Criminal Procedure: Dialectics of the Moral (Specific) and the Liberal (Abstract) // Criminologie Journal. 2023. No 2. URL: https://cyberleninka.ru/a rticle/n/duhovnye-skrepy-russkogo-rossiyskogo-naroda-i-liberalnaya-strategiya-ideologiya-ugolovnogo-sudoproizvodstva-dialektika (Accessed: June 22, 2024).
2. Eurasionism: Attempt of Systematic Consideration // World of Russia and Eurasia: Anthology / Ed. by L.I. Novikova, I.N. Sizemskaya. Moscow, Vysshaya shkola, 1995. 396 p.
3. Karsavin L.P. Church, Individual and State // Small Writings / Ed. by S.S. Khoruzhiy. Saint-Petersburg, Aleteiya JSC, 1994. 531p.
4. Prince N.S. Trubetskoy. On the Problem of Russian Self-Discovery. Collection of Articles // Eurasian Publishing House, 1927. 96 p.
5. Tarasov I.S. Eurasion Concept of Legal Procedure and Digitization: Dialectics of Moral and Liberal Approaches // Legal Orbit. 2022. No 2. P. 167-171.
РЕЦЕНЗИЯ
на научную статью доцента ННГУ им. Н.И. Лобачевского, к.ю.н. Тарасова И.С. "Православие как элемент культурной самобытности в отечественном уголовном судопроизводстве"
Научная статья Тарасова И.С. посвящена построению отечественного уголовного судопроизводства на основе культурных и духовных ценностей русской общности. В качестве фундаментальной основы формирующихся уголовно-процессуальных отношений автор предлагает культурную самобытность народов России-Евразии в единстве ее трех элементов: географического, туранского, православного. Эти элементы культуры позволяют построить уголовное судопроизводство на органичной, духовно-ценностной основе, подчинить уголовно-процессуальные отношения высшим божественным абсолютам - служение добру и правде.
Научная статья посвящена одному из элементов культурной самобытности: православному элементу культурной самобытности народов России-Евразии.
Автор данной статьи раскрывает ключевые аспекты православия и его отражения в отечественном уголовном судопроизводстве.
Опираясь на мнения учёных-правоведов, на труды классиков евразийской мысли, автор статьи приходит к следующим выводам:
Во-первых, раскрывается роль православия в формировании различных типов личностей (от коллективных до индивидуальных), которые участвуют в уголовном судопроизводстве. Само уголовное судопроизводство представляет собой соборную, коллективную личность, расследующую преступления.
Во-вторых, духовно-нравственной основой уголовного судопроизводства должны стать традиционные ценности, которые получают в православии наибольшее проявления.
В-третьих, духовно-нравственные проявления православия изначально должны формироваться в уголовно-процессуальных отношениях и быть частью личностей, вступающих в такие отношения, а уже потом отражаться, формулироваться в нормах УПК РФ, в принципах уголовного судопроизводства. Вся формально-техническая составляющая уголовного судопроизводства должна лишь оформлять сложившиеся духовно-нравственные уголовно-процессуальные отношения.
Научное значение работы может быть обозначено как продолжение полемики, дискуссий о духовно-нравственной сущности уголовного судопроизводства.
Сделанные автором выводы заслуживаютдальнейшего широкого обсуждения и оценки.
Результат рецензирования: научная статья рекомендуется для публикации в открытой печати рецензируемых научных журналах, включенных Высшей аттестационной комиссией России в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных результатов диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.
Рецензент: Агутин A.B., д.ю.н., профессор, профессор кафедры основ прокурорской деятельности, Университет Прокуратуры РФ
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 84,61%
Статья поступила в редакцию 05.07.2024, принята к публикации 29.07.2024 The article was received on 05.07.2024, accepted for publication 29.07.2024
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Тарасов Иван Семенович, канд. юрид. наук, доцент кафедры уголовного права и процесса; Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; г. Н.Новгород, Россия. AuthorID: 758183. E-mail: [email protected]
ABOUTTHEAUTHOR
Ivan S. Tarasov, Cand.Sci.(Law), Associate Professor of the Department of criminal law and procedure; Lobachevsky state University of Nizhny Novgorod; Nizhny Novgorod, Russia. AuthorID: 758183. E-mail: [email protected]