6.5. Совесть следователя и судьи при оценке доказательств в уголовном процессе: морально-нравственный аспект
©Тарасов Иван Семенович
ННГУ им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Россия [email protected]
Аннотация
Цели работы: Морально-этическая категория «совесть» получила своё законодательное закрепление в ст. 17 УПК РФ «Свобода оценки доказательств», породив тем самым научные и практические дискуссии о возможности её существования в рамках уголовного процесса. Учёные-процессуалисты по-разному воспринимают эту нравственно-этическую категорию: одни из них предлагают заменить категорию «совесть» на «правосознание», другие - вовсе убрать из уголовно-процессуального закона, считая совесть «мёртвым словом».
Цель работы - исследовать возможность и необходимость оставления морально-этической категории «совесть» в уголовном процессе и наполнение её новым сущностным смыслом, а также воплощение обновленной категории «совесть» в деятельности следователя и суда при оценке доказательств.
Методы: Для того, чтобы достичь поставленной цели был проведён анализ целого спектра источников: это научная литература по проблемам уголовного процесса, труды евразийцев, а также публикации философов, которые посвящёны духовно-нравственным основам русской общности. В основе проведённого исследования лежат сравнительно-правовой, системный и духовный методы.
Результаты: Изучены два диаметрально противоположных подхода к пониманию категории «совести»: евразийский и либеральный. Показаны опасности, которые содержатся в западно-либеральном протестантском взгляде на категорию совести: это проявления произвола, узурпаторство истины. Дано объяснение, почему именно евразийский взгляд на категорию совести является правильным и единственно верным для отечественного уголовного процесса.
Выводы: По итогам проведённого исследования можно утверждать, что морально-этическая категория «совесть» должна остаться в ст. 17 УПК РФ как инструмент внутреннего убеждения следователя и судьи, а также найти своё воплощение в справедливости выносимых ими решений. Названная этическая категория будет иметь евразийскую духовно-нравственную природу.
Ключевые слова: евразийство, либерализм, совесть, справедливость, духовно-нравственные ценности, оценка доказательств.
Для цитирования: Тарасов И.С. Совесть следователя и судьи при оценке доказательств в уголовном процессе: морально-нравственный аспект // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №3. С. 242246.
The conscience of an investigator or a judge when assessing evidence in criminal proceedings: the moral aspect
©Tarasov Ivan Semyonovich
Nizhniy Novgorod state University named after N.I.Lobachevskiy, Nizhniy Novgorod, Russia [email protected]
Abstract
Background. The moral and ethical category "conscience" received its legislative consolidation in section 17 of the code of criminal procedure "Freedom of evidence evaluation», thus giving rise to scientific and practical discussions about the possibility of its existence in the criminal process. Scientists-processualists perceive this moral and ethical category in different ways: some of them suggest replacing the category "conscience "with" legal awareness", others -completely remove it from the criminal procedure law, considering conscience a "dead word".
The aim of the work is to investigate the possibility and necessity of having the moral and ethical category "conscience" in criminal proceedings and giving a new essential meaning to it, as well as the implementation of the updated category of "conscience" in investigators' and courts' work when evaluating evidence.
Methods. To achieve the goal, a number of sources were analyzed: scientific literature on the problems of criminal proceedings, works of Eurasians, as well as publications of philosophers devoted to the spiritual and moral foundations of the Russian community. The study is based on comparative legal, systemic and spiritual methods.
Results. Two diametrically opposite approaches to understanding the category of "conscience" are studied: Eurasian and liberal. It shows the dangers that are contained in the Western liberal Protestant view of the category of conscience: these are manifestations of arbitrariness, usurpation of truth. An explanation is given for why the Eurasian view of the category of conscience is the correct and only true one for the domestic criminal process.
Conclusions. According to the results of the study, the moral and ethical category "conscience" should be in section 17 of the criminal procedure code as an instrument of internal persuasion of the investigator and judge, as well as find its embodiment in the fairness of their decisions. This ethical category will have a Eurasian spiritual and moral nature.
Keywords: Eurasianism, liberalism, conscience, justice, spiritual and moral values, evaluation of evidence.
For citation: Tarasov I.S. The conscience of an investigator or a judge when assessing evidence in criminal proceedings: the moral aspect // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №3. Pp. 242-246. (in Russ.)
242 Gaps in Russian legislation
Vol XIII №3 2020
Совесть следователя и судьи при оценке доказательств в уголовном процессе: морально-нравственный аспект
Введение
В ст.17 УПК РФ закреплено положение, что следователь и судья с помощью внутреннего убеждения оценивают доказательства, при этом используя такие категории как «закон» и «совесть».
Идея, которую формулирует законодатель, выражается в том, что названные участники уголовно-процессуальной деятельности должны в ходе производства по уголовному делу опираться на внешний авторитет или закон, систему правовых предписаний, а также на внутренний авторитет или совесть, систему моральных предписаний.
Законодатель предпринял попытку найти баланс, гармонию между разными социальными регуляторами поведения человека: между моралью (совестью) и правом (законом).
Поиск баланса привёл к появлению в теории уголовного процесса и в ходе практической деятельности ряда проблем, многие из которых вызывают дискуссии и споры.
Основная часть
1. Определение понятия «совесть».
Вначале разберём семантическую проблему понятия «совесть».
Отметим сразу, что термин «закон» является устоявшейся правовой категорией, и поэтому проблем в понимании этого термина нет. В уголовном процессе «закон» трактуется в широком смысле: следователь и судья должны соблюдать требования материального (УК РФ) и процессуального (УПК РФ) законодательства.
Термин «совесть» является категорией этики, имеет моральный аспект, что вызывает субъективный подход к данной правовой категории. Совесть направлена внутрь человека, является его внутренним судьей, контролёром поступков и мыслей.
Субъективность подхода к определению понятия или этической категории как «совесть» выражается в тех определениях, которые дают учёные.
Так в словаре С.И. Ожегова понятие совести даётся так: «чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом» [10].
Советский Энциклопедический словарь приводит такое определение совести: это «категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков» [13].
Нет однозначного понимания понятия «совесть» и у процессуалистов.
Одни учёные называют её «нравственно-психологическим элементом» общества1, другие учёные, например, Н.Н. Кузнецова определяют её «способностью личности»2. Как мне думается, тут налицо смешивание различных иных этических понятий, таких, например, как способность и чувство.
1 Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.И. Радченко. - М.: Юридический дом "Юстицинформ", 2003. - стр. 54
2 Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Министерство внутренних дел РФ. Российская академия государственной службы при Президенте РФ; [Арутюнов А. А. и др.] ; Под общ. ред. В. В. Мозякова и др. - Науч.-практ. изд. - М. : Книга-Сервис, 2003 (ОАО Яросл. полигр. комб.). - С. 79.
Александрова Л.А. считает, «что руководствоваться совестью при оценке юридической силы доказательств органам и должностным лицам, ведущим процесс, достаточно сложно, так как процесс этот достаточно формализован»3.
А.П. Рыжаков поясняет: «Законом и совестью следователь обязан руководствоваться, то есть направлять свою деятельность по оценке доказательств сообразно закрепленным в законодательстве правовым нормам и чувству нравственной ответственности за результат осуществленной им оценки доказательств» [12].
Все указанные выше цитаты говорят нам о моральной ответственности перед обществом и перед самим собой.
Б.Т. Безлепкин интерпретирует совесть как «нравственный самоконтроль» и говорит, что он строится на общечеловеческих ценностях: это «представления о добре и зле, о справедливости и порядочности»4.
Таким образом, совесть - это чувство нравственной ответственности следователя и судьи, которое проявляется в вынесении справедливых решений (обвинительного заключения, приговора).
Следующая проблема, которая возникает в учебной уголовно-процессуальной литературе сводится к возможности и необходимости существования этической категории как «совесть» в рамках уголовного процесса. Ряд процессуалистов предлагают вообще от этой моральной категории, считая её лишней.
А.Р. Белкин, в своём исследовании уголовно-процессуального закона, анализирует ст. 17 УПК РФ (Свобода оценки доказательств) и приходит к выводу, что понятие «совесть» уже входит как обязательный компонент во внутреннее убеждение следователя и судьи. С другой стороны, подчёркивает автор, понятие «правосознание» нуждается в самостоятельном закреплении в рамках ст. 17 УПК РФ и в качестве аргумента приводит нормы УПК РСФСР, где такое понятие было зафиксировано. Поэтому, автор исследования предлагает заменить в ст. 17 УПК РФ понятие «совесть» на «правосознание» [15].
Другой учёный-процессуалист В.М. Корнуков, исследуя понятия «правосознание» и «совесть» как конкурирующие категории уголовного процесса, делает поспешный вывод, что слово «совесть» утратило смысл и является «мёртвым словом», создаёт видимость жизни [8]. Автор статьи лишь констатирует факт, не объясняя, почему надо отказаться от категории «совесть» и перейти к категории «правосознания».
Чтобы ответить на вопрос, нужна ли такая этическая категория как «совесть» в уголовном процессе необходимо эту категорию рассмотреть с различных сторон, с различных подходов.
2.1. Евразийский взгляд на категорию «со-весть» в уголовном процессе
Изучим категорию «совесть» с точек зрения евразийского и либерального подходов.
Евразийский взгляд на термин «совесть» основан на культурной самобытности русского народа. Можно сказать, что совесть является частью менталитета
3 Рабцевич О.И. и др. Уголовный процесс: учебник - М.: «Инфо-тропик медиа», 2016. // СПС «Гарант» иК1_: www.garant.ru
4 Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2006, стр. 47
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №3 2020 Пробелы в российском законодательстве 243
ISSN 2310-7049 (online)
русского народа. Совесть выступает краеугольной идеей в русской православной философии.
Политолог А. Андреев в своей статье называет русский народ - «народом сердца и совести» [4]. Н. Бенедиктов в работе по русским святыням называет классическую триаду русской общности: «совесть - правда - справедливость» [6]. Ф.И. Кравцов утверждает, что российский народ является нравственным народом [9]. Поэтому, вслед за А.В. Агутиным, можно констатировать, что «в своей основе российский народ является народом высокого нравственного сознания» [1, с.30].
В евразийской философии и юриспруденции, такая этическая категория как «совесть», по мнению Н.Н. Алексеева, входит в евразийско-идеократическое правосознание, которое должно быть воспитано в народе [3].
Данное воспитание должно включать в себя синтез социально-политических, религиозно-духовных, этнических проявлений государственности. В таком государстве (или «государстве правды») появится, укрепится и будет развиваться созидательная духовная атмосфера.
Духовные ценности, куда должна войти и совесть, подразумевают следующие православные идеи: приоритет духовной жизни над всеми остальными благами, включая материальные; софийность, как система познания мира с помощью интуиции и эмоций; соборность, как вид коллективного сознания; социальная справедливость; открытость и отзывчивость.
Святые Отцы и учителя Церкви подтверждают правоту вышеназванных утверждений.
Например, Авва Фалассий считал так: «Совесть есть истинный учитель; слушающий её не подвергается преткновениям». Протоиерей И. Толмачев был убежден, что «бдительная совесть - лучшая защита от порока» [11].
Среди писателей и поэтов также встречаются высказывания о великой силе совести. Так известный писатель Ф. Искандер убеждён, что совесть является «фундаментом человеческой жизни и целого государства», «разбуженная совесть — самый грандиозный источник человеческой энергии» [7].
2.2. Либеральный взгляд на категорию «совесть» в уголовном процессе.
Противоположный изученному подходу к категории «совести» является либеральный, в основе которого лежат протестантские взгляды на государство и право, концепция прав и свобод человека и гражданина, лжеценности, основанные на искаженном рациональном понимании Библии.
Либерализм основан на идеях об индивидууме как субъекта истории. Данная личность должна быть освобождена от этнической, национальной идентичности. Люди воспринимаются как атомарные существа -носители общечеловеческих ценностей.
Совесть для либеральной теории уголовного процесса представляет собой набор эгоистических установок следователя и судьи, которые позволяют трактовать доказательства, как вздумается субъекту доказывания (формула: «моя совесть - мои правила»). Такая совесть опирается на усмотрение, которое тоже не имеет границ, а также не видит разницы между неискаженным и искаженным усмотрением (нет разницы между фразами «я думаю» и «я так хочу думать»).
Протестантизм, фундамент для либеральной концепции, использует рациональный подход для осмыс-
ления веры в Бога (в частности, исследования логическим путём Священного Писания) [14].
Рациональная логика тоже нужна в уголовном судопроизводстве, но только как элемент, небольшой сегмент, а не как целое, тотальное. Исходя из фундаментальных положений протестантской этики: «человек есть мера всех вещей» и «я мыслю, следовательно, существую», можно прийти к выводу, что следователь и судья в уголовном судопроизводстве получают тотальную власть над производством по уголовному делу, тем самым становятся «узурпаторами истины». Они признаются главными толкователями законов, которые обязательно должны искать свою выгоду, иначе деятельность без прибыли для западной протестанти-стской логики считается бессмысленной.
В последнее время, ряд учёных-политологов, которые изучают концепцию прав и свобод человека и гражданина, полагают, что на Западе и в Европе к духовным ценностям относятся утилитарно5, в зависимости от конъюнктуры6: совесть есть только у тех лиц, которые мыслят в русле западно-либеральной идеологии, и наоборот, совесть отсутствует у инакомыслящих, их называют «дикарями» и «варварами», которых надо воспитывать или уничтожать.
В рамках западно-либерального подхода совесть действительно мёртвое слово. Она либо размывается, превращается в аморфную структуру, которой можно управлять как вздумается, либо исчезает, как ненужный атавизм формальной логики следователя и судьи.
Можно констатировать, что данный подход несёт опасность для отечественного уголовного процесса, так как чуждые ценности способны нанести вред российскому общности.
А.В. Агутин считает концепцию прав и свобод человека и гражданина, как основу либеральной позиции, антидуховной: «Либеральная теория права (она же и «либертарно-юридическая концепция права») понимает право в качестве всеобщей формы и равной нормы (меры) свободы индивидов, вовсе игнорируя фундаментальные, метафизические и мировоззренческие ценности человеческих общностей, включая и общность, созданную культурой российского народа» [1, с.29].
3. Этическая категория совести следователя и судьи: совесть и справедливость.
Подводя итог исследованию разных подходов, можно сделать вывод, что первый подход, евразийский, более правильный для отечественного уголовного процесса. Мёртвое слово «совесть» (по утверждению В.М. Корнукова) в рамках евразийского уголовного процесса приобретает живую энергию, способную придать таким уголовно-процессуальным категориям как «внутреннее убеждение», «усмотрение» новые грани сущности и смысла.
Такая категория этики как «совесть» должна остаться в уголовно-процессуальном законе. Замена на понятие «правосознание» приведёт к обеднению духовно-ценностной сущности уголовного судопроизводства, утрате культурной самобытности евразийских уголовно-процессуальных правоотношений.
Этическая категория совести следователя и судьи, наполненная евразийским духовно-нравственным
5 Утилитарный (от лат. иМКав - польза) - рассчитанный только на получение пользы
6 В политике: конъюнктура — это приспособление к существующему политическому режиму
244 Gaps in Russian legislation
Vol XIII №3 2020
Совесть следователя и судьи при оценке доказательств в уголовном процессе: морально-нравственный аспект
смыслом, должна проявиться в справедливости вынесенных им решений.
H.А. Колоколов так высказывается о справедливости: она «присуща многим сферам жизни. Воплощаясь в праве и правосудии, она становится жизненной правдой, без которой человек не может обрести почву для уверенного существования и социального творчества» [2].
Справедливость решений следователя и судьи - это воплощение совести субъектов доказывания (следователя, суда) в процессуальных актах (обвинительное заключение и приговор), которые имеют значение для производства по уголовному делу.
Выводы следователя и суда по поводу виновности или невиновности обвиняемого в совершении инкриминируемого ему деяния, сделанные на основе доказательств по делу, как и итоговые процессуальные документы (обвинительное заключение и приговор) должны содержать те общехристианские представления о добре и зле, которые следователь и судья сделал своими руководящими идеями при вынесении указанных решений.
Б. Т. Безлепкин указывает на то, что «действовать надо так, чтобы каждый шаг на этом пути (в ходе оценки доказательств - И.Т.) предельно требовательно соизмерялся с моралью, а результат приводил к душевному комфорту и уважению к себе»[15, с.47].
Заключение
Исходя из вышесказанного, можно сделать следу-
Список литературы:
I. Агутин А.В. Идеологический статус концепции прав и свобод человека и гражданина и духовность русского народа в доктрине отечественного уголовного судопроизводства // Вестник экономической безопасности № 5/2016 - С. 30
2. Александров А.С., Бойков А.Д., Ведерникова О.Н. и др. Уголовное судопроизводство: теория и практика (под ред. Н.А. Колоколова). - М.: "Издательство Юрайт", 2015 -стр. 885
3. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство - М.: «Аграф», 2003 г. С. 142 - 154
4. Андреев А. Русский человек (особенности менталитета). Статья. // Портал: «Россия в красках» - URL: http://ricolor.org/rus/op/br/andreev/
5. Белкин А.Р. УПК РФ: отменить нельзя поправить? В 2 т. Том 1. Общая часть (2-е изд., испр. и доп.). - М.: Издательство Юрайт, 2017. // СПС Гарант
6. Бенедиктов Н. Русские святыни. М: Алгоритм, 2003 г. // Бесплатная электронная библиотека Royallib.ru -URL: https://royallib.com/
7. Графова Л. Душно жить без совести: Фазиль Искандер убежден, что рынок без этики похож на зверинец с открытыми клетками // Российская газета. 2011. 4 марта. URL: www.rg.ru
8. Корнуков В. М. Правосознание и совесть как взаимосвязанные и конкурирующие категории теории и практики российского уголовного судопроизводства // Вестник СГЮА. 2013. №4 (93), стр. 217. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravosoznanie-i-sovest-kak-vzaimosvyazannye-i-konkuriruyuschie-kategorii-teorii-i-praktiki-rossiyskogo-ugolovnogo-sudoproizvodstva
9. Кравцов Ф.И. К вопросу о нравственной природе правового нигилизма в уголовно-процессуальной сфере // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 3. С. 212.
ющие выводы:
1. Совесть - это чувство нравственной ответственности следователя и судьи, которое проявляется в вынесении справедливых решений (обвинительного заключения, приговора).
2. Согласно евразийскому подходу, совесть входит в евразийско-идеократическое правосознание, которое должно быть воспитано в народе. Такое правосознание строится на православных духовных ценностях, таких как соборность, духовная цельность, богоиз-бразность и других. Данный подход является правильным. Совесть в рамках евразийского уголовного процесса приобретает живую энергию, способную придать таким уголовно-процессуальным категориям как «внутреннее убеждение», «усмотрение» новые грани сущности и смысла;
3. Согласно протестантско-либеральному подходу, совесть либо размывается, превращается в аморфную структуру, либо исчезает, как ненужный атавизм формальной логики следователя и судьи. Такой подход, когда нет разницы между усмотрением и произволом, несёт опасность для отечественного уголовного процесса, так как чуждые ценности способны нанести вред российской общности. Данный подход считается опасным для отечественного уголовного процесса и для российской общности;
4. Справедливость решений следователя и судьи -это воплощение совести субъектов доказывания (следователя, дознавателя) в процессуальных актах (обвинительное заключение и приговор), которые имеют значение для производства по уголовному делу.
References:
1. Agutin A.V. The Ideological status of the concept of human and civil rights and freedoms and the spirituality of the Russian people in the doctrine of domestic criminal proceedings // Economic security Bulletin no. 5/2016-P. 30
2. Alexandrov A. S., Boikov A.D., Vedernikova O. N., and others. Criminal proceedings: theory and practice (edited by N. A. Kolokolov). - Moscow: "Yurayt Publishing House", 2015-p. 885
3. Alekseev N. N. Russian people and the state, Moscow: Agraf, 2003, Pp. 142 - 154
4. Andreev A. Russian man (features of mentality). Article. // Portal: "Russia in colors" - URL: http://ricolor.org/ rus/op/br/andreev/
5. Belkin A. R. Criminal procedure code of the Russian Federation: can't you fix it? In 2 volumes. Volume 1. General part (2nd ed., updated). - M.: Yurayt Publishing House, 2017. / / LRS "Garant" URL: www.garant.ru
6. Benedictov N. Russian shrines. M: Algorithm, 2003 / / Free electronic library Royallib.ru -URL: https://royallib. com/
7. Grafova L. It is Stuffy to live without conscience: Fazil Iskander is convinced that the market without ethics is like a menagerie with open cages // Russian newspaper. 2011. March 4. URL: www.rg.ru
8. Kornukov V. M. legal Awareness and conscience as interrelated and competing categories of theory and practice of Russian criminal justice // Bulletin of the SSLA. 2013. no. 4 (93), p. 217. - URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/pravosoznanie-i-sovest-kak-vzaimosvyazannye-i-konkuriruyuschie-kategorii-teorii-i-praktiki-rossiyskogo-ugolovnogo-sudoproizvodstva
9. Kravtsov F. I. On the question of the moral nature of legal nihilism in the criminal procedure sphere // Gaps in Russian legislation. 2011. No. 3. P. 212.
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №3 2020 Пробелы в российском законодательстве 245
ISSN 2310-7049 (online)
10. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. // Онлайн-версия. - Ш1_: https://slovarozhegova.ru
11. Православный цитатник: Собрание кратких изречений и добрых советов святых отцов и учителей Церкви / Сост. Владимир Зоберн - М.: АСТ; Владимир: ВКТ , 2010 год, С. 270
12. Рыжаков А.П. Уголовно-процессуальное законодательство и основные следственные действия - М.: Дело и Сервис, 2012, стр. 94
13. Советский энциклопедический словарь (СЭС) 4-е изд. М.: 1986 - стр. 1232
14. Шалыганов Ю.В. Проект «Россия». Полное собрание / Юрий Шалыганов - Москва: Эксмо, 2018 - С. 70 - 72
15. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2006.
10. Ozhegov S. I. Explanatory dictionary of the Russian language. // Online version. - URL: https://slovarozhe-gova.ru
11. Orthodox quotation book: Collection of short sayings and good advice of the Holy fathers and teachers of the Church / Comp. Vladimir Zobern-Moscow: AST; Vladimir: VKT, 2010, P. 270
12. Ryzhakov A. P. Criminal procedure legislation and main investigative actions-Moscow: business and service, 2012, p. 94
13. Soviet encyclopedia (SES) 4th ed. M.: 1986-p. 1232
14. Shalyganov Yu. V. The Project "Russia". Complete collection / Yuri Shalyganov-Moscow: Eksmo, 2018-Pp. 70-72
15. Bezlepkin B.T. The criminal process of Russia: textbook. allowance. - 3rd ed., Revised. and add. - M.: KNORUS, 2006.
Рецензия
На научную статью доцента ННГУ им.Н.И. Лобачевского, к.ю.н. Тарасова И.С. «Совесть следователя и судьи при оценке доказательств в уголовном процессе: морально-нравственный аспект»
Научная статья Тарасова И.С. посвящена проблемам существования в уголовно-процессуальном законодательстве такой морально-нравственной категории как «совесть», а также практической значимости ее в работе следователя и судьи, ее отражение в справедливости процессуальных решений названных лиц.
В уголовно-процессуальной литературе сейчас можно встретить такие мнения, что морально-нравственная категория совести должна либо исчезнуть из УПК РФ, либо замениться на категорию «правосознание».
Автор данной научной статьи своим исследованием опровергает вышеприведенные суждения, полагая, что морально-нравственную категорию «совести» следует наполнить сущностным содержанием, придать ей духовно-нравственный контекст и воплотить обновленную эту категорию в деятельность следователя и судьи при оценке доказательств.
Автор сравнивает две концепции: евразийский взгляд и либеральный подход, выясняя какой из них лучше подходит для перерождения моральной категории совести в рамках отечественного уголовного процесса.
Опираясь на мнения ученых-правоведов, святых отцов Православной Церкви, а также на труды классиков евразийской мысли, автор статьи приходит к следующим соображениям:
Во-первых, западно-либеральная протестантская теория права предлагает рассматривать категорию совести применительно к усмотрению следователя и судьи. Такая совесть суть воплощение раздутого эгоизма правоприменителей, которые не гнушаются ею злоупотребить, превратив ее в инструмент произвола. Такой подход несет опасность для отечественного уголовного процесса, так как категория совести превращается в атавизм, становится истинным «мертвым словом».
Во-вторых, евразийский подход к категории совести опирается на культурную самобытность и менталитет русского народа, воплощает в себе духовные православные ценности. Морально-нравственная категория совесть здесь приобретает живую энергию, а такие правовые категории как «внутреннее убеждение», «усмотрение» получают новые грани сущности и смысла. Именно евразийский взгляд на совесть, по мнению автора статьи, должен стать основой уголовно-процессуальной деятельности следователя и судьи и воплотиться в справедливости их итоговых процессуальных решений.
Научное значение работы может быть обозначено как продолжение полемики, дискуссий об участии обвиняемого в уголовном процессе.
Сделанные автором выводы заслуживают дальнейшего широкого обсуждения и оценки.
Результат рецензирования: научная статья рекомендуется для публикации в открытой печати рецензируемых научных журналах, включенных Высшей аттестационной комиссией России в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.
Профессор кафедры уголовного права и процесса ННГУ им. Н.И. Лобачевского, д.ю.н., профессор А.В.Агутин
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 70,14%
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Тарасов Иван Семенович, канд. юрид. наук, доцент кафедры уголовного права и процесса ННГУ им. Н.И. Лобачевского, юридический факультет. AuthorlD: 758183, e-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
Tarasov Ivan Semyonovich, PhD (law), associate Professor at criminal law and procedure chair, Nizhniy Novgorod Lobachevsky state University, faculty of law. AuthorlD: 758183, e-mail: [email protected]
246 Gaps in Russian legislation
Vol XIII №3 2020