2. Коррекционно-развивающий блок. Развитие компенсаторных механизмов становления деятельности ребенка, преодоление и предупреждение вторичных отклонений.
Цели, задачи и содержание:
- развитие и коррекция недостатков эмоциональноволевой сферы и формирующейся личности;
- коррекция познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков;
- формирование ведущих видов деятельности.
- формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности
3. Здоровьесберегающий блок. Совершенствование функций формирующего организма ребенка.
Цели, задачи и содержание:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья,
- медицинский контроль и профилактика заболеваемости;
- включение оздоровительных технологий в педагогический процесс;
- специально организованные занятия с руководителем физкультуры в спортзале по формированию двигательных навыков у детей.
4 Воспитательно-образовательный блок,
Становление нравственных основ личности, социально- приемлемого поведения в обществе. Развитие ориентировочной и познавательной деятельности, укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности.
Цели, задачи и содержание:
- социально-нравственное развитие;
- познавательное развитие;
- эстетическое развитие;
- формирование и развитие основных видов деятельности детей дошкольного возраста для каждого периода.
5. Социально-педагогический блок.
Цели, задачи и содержание:
- коллективные формы взаимодействия с семьей;
- индивидуальные формы работы с семьей;
- формы наглядного информационного обеспечения;
- решение организационных вопросов;
- информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями и соц. службами.
Принципы:
- Системный подход:
- Единство диагностики и коррекции развития ребенка;
- Развивающий характер обучения с учетом сензи-тивных периодов развития ребенка;
- Целостность подходов к коррекции развития, сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья ребенка;
- интегрированность, взаимодополняемость всех компонентов коррекционно-педагогического процесса;
- расширение пространства детства.
Аналитическая деятельность
1. Мониторинг системы лечебно-оздоровительной работы;
2. Результативность по исправлению нарушений по заключениям МПМК;
3. Исследование коммуникативных способностей образного мышления и готовности к школьному обучению.
Программно-методическое обеспечение
1. Программа дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта « Коррекционно-развивающее обучение» ЕЛ. Екжано-ва, ЕЛ. Стребелева.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение:
а) медицинское воздействие
- профилактические мероприятия,
- симптоматическое медикаментозное лечение,
- мониторинг здоровья,
- медицинское обследование узкими специалистами,
- здоровьеукрепляющая деятельность.
б) коррекционно-педагогическое воздействие
- познавательное развитие,
- коррекция вербально-двигательных процессов,
- коррекция речевого развития,
- становление игровой деятельности,
- формирование элементов трудовой деятельности,
- здоровьесохраняющая деятельность (валеологи-ческое образование),
- коррекция сенсомоторных нарушений.
в) психолого-педагогическое и психофизическое воздействие
- формирование мотивации к познанию,
- формирование психических процессов,
- формирование ручной и тонкой ручной моторики,
- развитие коммуникативных способностей.
Участники коррекционно-педагогического процесса:
- врач-педиатр,
- психиатр,
- учитель-дефектолог,
- педагог-психолог,
- музыкальный руководитель,
- руководитель по физвоспитанию,
- медсестра,
- воспитатель,
- родители.
Модель выпускника детского сада группы для умственно отсталых детей
1. Социально адаптированный, с хорошими навыками самообслуживания.
2. С развивающимися и элементарными познавательными интересами, потребностью и умением общаться со сверстниками и взрослыми.
3. С устраненными или сведенными к минимуму отклонениями в сенсорной, моторной и интеллектуальной сферах и речевом развитии.
4. С обобщенными представлениями об окружающем мире, способствующими к дальнейшему развитию и совершенствованию охранных анализаторов.
5. Ребенок, освоивший все виды деятельности, предусмотренные программой обучения и воспитания детей с нарушенным интеллектом.
6. Психически подготовленный к обучению в специализированной школе.
7. Достаточность уровня физического развития.
Статья посвящена проблеме создания информационно-образовательных условий в образовательном учреждении для формирования информационно — коммуникационной компетентности у субъектов образовательного процесса. Автор предлагает пути решения проблемы, связанной с внедрением современных информационно — коммуникативных технологий во все сферы деятельности образовательного учреждения.
Митюхина Марина Дмитриевна
заместитель директора МОУ лицей № 39 город Нижний Тагил, Свердловская область [email protected]
СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ
Как создать условия в образовательной среде школы для формирования и развития информационно-коммуникационной компетентности учащихся и педагогов?
Ж
Ключевые слова: информационно-образовательная среда образовательного учреждения, информатизация образовательного процесса, информационно-коммуникационная компетентность, электронные учебные материалы.
Одним из эффективных факторов развития и модернизации образовательного процесса являются информационные и коммуникационные технологии. Они позволяют реализовать следующие фундаментальные положения, определяющие основные пути развития современного образования:
- изменение целей образования в направлении формирования и развития способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации, решению нестандартных творческих задач;
- обновление содержания образования, увеличение степени интегрированности различных учебных предметов;
- внедрение проектных форм и моделей учебного процесса, предусматривающих новую роль учителя в качестве консультанта и партнера.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года нормативно оформила требования к выпускнику общеобразовательного учреждения как к личности, обладающей высоким уровнем общей культуры и сформированными компетенциями, необходимыми для успешной адаптации и социализации в постиндустриальном обществе. Основополагающей компетентностью выпускника в современном обществе является компетентность информационно-коммуникационная.
Под информационно-коммуникационной компетентностью (ИКК) понимаются деятельностные индивидуальные способности и качества, определяющие возможности и умения:
• самостоятельно искать, собирать, анализировать, представлять, передавать информацию; осуществлять ее электронную обработку, переводить из
одной знаковой системы в другую (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
• моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе - собственную индивидуальную деятельность;
• участвовать в обсуждении проблем, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам с использованием сведений для ее аргументации,
• публично представлять результаты своей работы, отбирая адекватные формы и методы презентации;
• использовать в своей практической и профессиональной деятельности современные информационные и коммуникационные технологии1.
Реализацию перечисленных фундаментальных положений можно обеспечить путем организации деятельности учащихся в информационно-образовательной среде, построенной на основе информацион-но-коммуникационных технологий.
В рамках сетевого взаимодействия инновационноактивных школ Уральского региона2-3, работа лицея по-
1 Роберт И. В. Информационное взаимодействие в ин-формационно-коммуникационной предметной среде // Ученые записки: Информационные и коммуникационные технологии в системе непрерывного образования. Вып. 5. - М.: ИИО РАО, 2001.
2 Давыдова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009. - № 12 .
3 Давыдова Н.Н. Развитие сетевого взаимодействия инно-вационно-активных образовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010. - № 1
зволяет реализовать в образовательной деятельности многие инновационные педагогические идеи и технологии, являющиеся актуальными в связи с процессом модернизации содержания образования Российской школы, в соответствии с федеральной целевой программой «Электронная Россия», национальной инициативой «Наша новая школа».
В процессе организации информационно-образовательной среды лицея осуществлялась деятельность по информатизации образовательного процесса, а именно:
• создание необходимых информационных условий для осуществления всех видов образовательной деятельности;
• осуществление интенсификации информационного кругооборота между всеми структурами;
• расширение средств информации за счет использования ПК и новых информационных технологий с последующей переориентацией содержания учебных дисциплин;
• формирование компьютерной грамотности и другое.
Были проведены социологические исследования с целью выявления потребностей всех субъектов образовательного процесса, которые показали, что:
• потребности педагогов, прежде всего, связаны с развитием самостоятельной деятельности их учеников; с внедрением в образовательный процесс инфор-мационно-коммуникационных технологий; получением информации из различных ресурсов и т.п.
• для учащихся лицея характерны потребности, связанные с учебной деятельностью, интересами и склонностями: просмотр и прослушивание видео- и аудио- материалов; извлечение информации из Интернета; фиксирование в электронном виде материалов, полученных из фондов медиатеки; взаимодействие с другими учащимися; участие в олимпиадах и конкурсах различных уровней; организация условий для творческой деятельности; участие в дистанционных всероссийских научно-практических конференциях; дистанционное обучение; подготовка к ЕГЭ.
• потребности администрации связаны, прежде всего, с оптимизацией образовательного процесса, компьютеризацией управленческой деятельности.
• потребности родителей связаны с возможностью оперативно знакомиться с нормативно-правовой документацией, с результатами образования учащихся и участвовать в образовательном процессе с целью создания условий для качественного образования детей.
После выявления потребностей субъектов образовательного процесса, был проведен анализ материально-технических, организационно-содержательных, научно-методических, нормативно-правовых, кадровых условий и разработан плана мероприятий по организации информационно-образовательной среды.
В течение нескольких лет образовательное учреждение оснащалось компьютерной техникой, накапливались электронные информационно-образовательные ресурсы. Возникла необходимость систематизировать ресурсы, определить оптимальные пути использования компьютерной техники в образовательном процессе и в управленческой деятельности. Развитие материально-технических условий напрямую связано с процессами информатиза-
ции образовательного процесса. В лицее работают два кабинета информатики, создан медиацентр. В 2006, 2008 гг. лицей участвовал в конкурсе в рамках национального проекта «Образование» и выиграл гранты по 1 млн рублей. Эти средства были использованы на оборудование видео-пресс-центра, информационно-методического центра по физике и математике, приобретения копиров, принтеров, интерактивных досок. Оборудован компьютерный класс для начальной ступени. Оснащены кабинеты администрации и психологической службы компьютерами, объединенными в единую локальную сеть.
Необходимо было развивать и нормативно-право-вую базу с учетом санитарных правил и норм, связанных с применением информационных и коммуникационных технологий, нормативов оплаты труда и амортизации техники. Было утверждено Положение об информационно-аналитическом центре, определены должностные инструкции сотрудников данной структуры, сотрудников видео-пресс-центра.
Были решены следующие организационные задачи:
• создан и постоянно обновляется единый банк данных, ориентированный на информационные потребности субъектов образовательного процесса;
• создана единая компьютерная сеть лицея;
• налажены контакты с различными организациями сферы образования и информационных услуг (Муниципальный информационно-методический центр, Институт развития регионального образования г. Екатеринбурга, НП «Интеграция» г. Москва, Центр «Эй-дос», вузами, библиотеками и т.д.);
• организовано более тесное взаимодействие с педагогами города через проблемные семинары, конференции;
• организован выход в глобальную сеть Internet из каждого учебного кабинета, зарегистрированы E-mail и сайт лицея.
Был решен ряд задач содержательного блока:
• определены эффективные пути совершенствования образовательного процесса; совершенствования инновационного поля лицея;
• внедрена управленческая компьютерная программа «Директор»;
• установлены 24 учебные программы, 20 электронных учебников, электронный психологический мониторинг;
• организовано дополнительное образование одаренных детей.
Обновление научно-методических условий позволило внедрить в образовательный процесс современные электронные средства поддержки и сопровождения образовательного процесса, организовать использование электронных учебных материалов «Московской циф-ротеки школьного наукограда», авторских электронных учебных материалов Матроса Д.Ш., доктора педагогических наук, профессора, декана факультета информатики ЧГУ, других электронных образовательных ресурсов и осуществить их интеграцию с традиционными средствами обучения; применять в образовательном процессе информационные технологии.1
1 Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002-2010 г.г.)». - М., 2002.
Внедрение в учебный процесс информационных технологий, развитие информационно - коммуникационной компетентности учителя и ученика, совершенствование профессионального мастерства педагогов - вот некоторые факторы, которые способствовали развитию образовательного сообщества, создали условия для адаптации учащихся в информационном обществе.
Технологические достижения не могут принести результата, если педагоги не знают, как их эффективно использовать. Поэтому необходимо было развивать кадровые условия так, чтобы компьютерная техника, компьютерные и Интернет-технологии стали потребностью для педагогов лицея с целью осуществления значимой для учащихся и самих педагогов деятельности. В лицее были проведены курсы повышения квалификации для всех педагогов по теме «Информатизация среднего общего образования». Педагоги лицея прошли курс «Создание электронного учебника» на базе Муниципального информационно - методического центра, курсы «1п1е1».
В заключение отметим, что создание информационно-образовательной среды образовательного учреждения связано с рядом организационных, технологических и содержательных нововведений, В целом их можно обозначить как инновации, способствующие совершенствованию образовательного процесса: изменение методики обучения, организация доступа к качественным образовательным ресурсам, консульта-
ционная поддержка учащихся, изменение роли учителя, формирование индивидуальных образовательных траекторий обучения.
Литература
1. Вишнякова А.В. Образовательная среда как условие формирования информационно- коммуникационной компетентности учащихся: Дис. канд. пед. наук. - Оренбург, 2006.
2. Давыдова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009, № 12 .
3. Давыдова Н.Н. Развитие сетевого взаимодействия ин-новационно-активных образовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010.-№ 1
4. Данильчук Е.В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога. - Волгоград: Перемена, 2005.
5. Роберт И.В. Информационное взаимодействие в ин-формационно-коммуникационной предметной среде // Ученые записки: Информационные и коммуникационные технологии в системе непрерывного образования. Вып. 5. - М.: ИИО РАО, 2001.
6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М., Школа-Пресс, 2007.
7. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002-2010 г.г.)». - М., 2002.
В статье рассматривается здоровьесберегающая организация обучения и воспитания обучающихся, и применение новых инновационных методов оздоровления обучающихся в образовательных учреждениях.
Тараканова Валентина Викторовна
кандидат педагогических наук доцент Егорьевского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
т
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия, валеологическая грамотность.
Педагогические условия развития здоровьесберегающих технологий образовательного процесса в ситуации нарастающей экологической опасности, информационных перегрузок и социальных напряжений являются необходимой предпосылкой сохранения
здоровья педагогов и обучающихся. Целостный подход к оценке состояния здоровья и средствам его сбережения наметился еще в античной медицине.
Основоположником разработки здоровьесберегающих технологий в теории и практике медицины, по-