УДК 377:378
МЕДИЦИНСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УЧАЩЕГОСЯ
И.Ш. Мухаметзянов
Аннотация. Деятельность современного учащегося реализуется в рамках информационного образовательного пространства, что сопровождается увеличением учебной нагрузки и снижением уровня их здоровья. В статье рассматриваются медицинские требования к организации и функционированию информационно-образовательного пространства учащегося; приводятся основные нормативные акты, регулирующие данный вид деятельности. Рассматриваются особенности реализации отдельных нормативных актов в учреждениях образования.
Ключевые слова: информационно-образовательное пространство, образовательное учреждение, здоровье обучаемых.
MEDICAL REQUIREMENTS FOR THE ORGANIZATION AND FUNCTIONING
OF THE INFORMATION-EDUCATIONAL SPACE OF THE STUDENT
I. Mukhametzyanov
Abstract. The article discusses medical requirements for the organization and functioning of the information-educational space of the student, the principal normative acts that regulate this activity. The implementation of separate laws and regulations in educational institutions is also discussed in this work.
Keywords: information-educational space, educational institution, health of the students.
В настоящее время средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) являются не только и не столько средством обучения, сколько средством социализации личности и средством реализации его знаний, умений и навыков [16]. Деятельность современного учащегося уже реализуется в рамках информационного образовательного пространства. Естественно, что новые формы обучения, педагогические технологии, новые формы представления информации и организация ее обработки в интерактивном режиме сопровождаются увеличением учебной нагрузки и снижением уровня здоровья учащихся [14]. На сегодня достаточно четко сформулированы основные направления оптимизации
напряженности образовательной деятельности (обеспечение оптимального уровня
информатизации обучения и воспитания, выполнение современных гигиенических рекомендаций по режиму учебной и физкультурно-оздоровительной деятельности, отдыху, сну детей). Хотя ранее и предпринимались попытки гигиенической оценки влияния информатизации обучения и воспитания на здоровье учащихся, но они носили преимущественно общий характер.
Констатировался значительный рост нагрузки на зрительный анализатор, рост числа ошибок при обработке информации. Кроме того, было отмечено изменение механизмов формирования
тревожности у учащихся на фоне роста агрессивности и формирования
немотивированных страхов вне привычной среды обитания [7]. Вместе с тем, до настоящего времени недостаточно изучена структура нарушений здоровья участников процесса обучения, особенно с учетом новых средств обучения и инновационных программ, инклюзивного обучения. Это обусловливает потребность в формировании системы дифференцированного медико-психолого-
педагогического сопровождения учащихся в различных условиях и режимах обучения и с учетом выхода его за традиционные рамки образовательной организации. Существующая направленность на раннюю профилизацию обучения проводится без учета медицинских и психологических особенностей конкретных учащихся, без действенной системы медицинского контроля за динамикой основных показателей их здоровья в процессе обучения по программам повышенной сложности. Интенсификация учебного процесса в настоящее время неоспорима и является прямым продолжением и развитием общей информатизации и глобализации жизни общества. Вместе с тем, формируется и порочная система несоответствия методик и технологий обучения возрастным, половым и функциональным возможностям учащихся. В ряде исследований показано, что организация
процесса обучения в современных условиях нуждается в гигиенической регламентации для снижения объема учебной нагрузки в соответствии с действующими гигиеническими регламентами, в оптимизации режима обучения и расписания занятий с учетом меньшей подготовленности учащихся, психолого-педагогической поддержки для адаптации учащихся к новым условиям обучения [8]. С появлением новых средств представления информации (интерактивные доски, системы мультимедиа и др.) общая практика объяснительно-иллюстративного метода
обучения перенесена и на вопросы здоровьесбережения, что без реальной практики приводит к неэффективности существующих подходов к формированию навыков здорового образа жизни у учащихся [18]. В ряде исследований отмечено, что стрессогенное воздействие педагогов на учащихся приобретает виктимогенный характер, что приводит к развитию у них коммуникативно-педагогического травматизма. Некоторые обучающиеся начинают компенсировать эмоциональный дискомфорт посредством табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков [10]. Система физического воспитания ориентирована на учащихся с первой и второй группой здоровья и не предусматривает применения специальных реабилитационных и поддерживающих курсов для учащихся с иными группами здоровья. До настоящего времени достаточно условно определены требования к структуре и содержанию образования с учетом здоровья учащихся (личностно ориентированное обучение), требования к «бумажным» образовательным технологиям экстраполированы на дистанционное образование и информационно-коммуникационную составляющую образования без учета их специфических негативных последствий для здоровья учащихся и реализации обучения вне классно-урочной системы. В сравнительном исследовании Кучма В.Р. и Ткачук Е.А. отмечено, что детская заболеваемость на современном этапе достоверно в полтора раза выше. В данной же пропорции отмечается снижение адаптационных способностей детей и подростков к физическим нагрузкам. Среди причин тревожности в данной группе отмечается смещение от акцента внутрисемейных отношений к акценту повышенной агрессивности внешнего окружения
[5].
Говоря о информационно-образовательном пространстве [29] необходимо отметить значение не только его нормируемой части в рамках образовательной организации, но и значение его
части вне него, по месту пребывания или проживания учащегося. ИКТ выступают в роле интегратора всей образовательного деятельности учащегося, как ключевой элемент его безопасной среды используемой в целях обучения [38]. Здоровьесберегающая компонента в данной деятельности реализуется в рамках образовательного пространства учащегося, представляющего собой совокупность условий, обеспечиваемых участниками педагогического процесса, педагогами, психологами и медицинскими работниками, и оказывающими влияние на формирование и развитие учащегося в образовательной организации, в достижении ими принципиально новых образовательных результатов [13]. Привнесение в традиционное образовательное пространство элементов ИКТ позволяет реализовать индивидуализацию образовательного процесса с целью развития личности учащегося, достижения им профессиональной, информационной и социальной компетенций [17]. При этом если образовательное пространство проектируется как открытая система, позволяющая интегрировать в себя результаты деятельности самих учащихся, то она обеспечивает личностно ориентированный подход к организации процесса обучения [12].
Личностно ориентированное образовательное пространство включает в себя не только пространство учебного заведения, но и место пребывания или проживания учащегося. При этом считаем необходимым еще раз отметить, что какое-либо нормирование на сегодня есть только в части одного из элементов данного пространства, это самого учебного заведении. При этом в условиях развития открытого образования и обучения с применением дистанционных технологий сам процесс обучения реализуется вне образовательного учреждения. Единственным нормируемым элементом данного пространства являются используемые электронные образовательные ресурсы.
Согласно данным Федеральной службы статистики за 2015 год, в возрастной группе 15 - 24 года персональные компьютеры использовались по месту обучения 37.3% учащихся, а по месту проживания 85.2% учащихся. При том, что общих охват компьютеризацией в данной возрастной группе наибольший из всех групп и составляет 92.2% [34]. Если в рамках учебного заведения существует определенное санитарно-гигиеническое нормирование, то вне такового нормирование, применительно к каждому гражданину, выглядит достаточно условно. Вместе с тем, рядом авторов прямо указано влияние жилищных условий и иных факторов
окружающей среды на здоровье человека. Показано, что неудовлетворительные условия проживания и низкое качество окружающей среды прямо или опосредованно связаны с заболеваниями, травмами и другими нарушениями здоровья, приводят к снижению качества жизни, развитию хронического болевого синдрома и дискомфорта, обусловливают дополнительную потребность в медицинских услугах, отставание в уровне образования [39].
Собственно медицинские требования к информационно-образовательному пространству включают в себя элементы нормирования, определяемого рядом нормативных актов [1]. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [36], в ст. 2 говорит о том, что «охрана здоровья граждан представляет собой систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их
должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи». «Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз,
медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-
противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях». Медицинская деятельность является лицензируемым видом деятельности (п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности») [35]. Вместе с
тем, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.41. п.3) «организация охраны здоровья учащихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями» (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 286-ФЗ). Организация оказания первичной медико-санитарной помощи учащимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается учащимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи учащимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, дополнительные предпрофессиональные
образовательные программы в области физической культуры и спорта и дополнительные предпрофессиональные образовательные
программы в области искусств, осуществляется в образовательной организации в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи учащимся эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи (часть 3 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 313-ФЗ). В части лицензирования медицинских кабинетов образовательных организаций необходимо отметить, что ему подлежит не материальная база, а именно медицинская деятельность, одним из условий осуществления которой является наличие необходимых условий (отвечающих
лицензионным требованиям). Иначе говоря, медицинские организации, осуществляющие медицинскую деятельность в образовательных организациях, в т.ч. с использованием специально оборудованных кабинетов, должны при подаче в лицензирующий орган заявления о получении лицензии указывать эти образовательные организации в качестве мест осуществления своей деятельности (подпункт «б» п.7, п.8 «Положения о лицензировании медицинской
деятельности». Образовательные организации должны представить сведения о наличии выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения соискателем лицензии заявленных работ (услуг). Более подробно требования к медицинским кабинетам представлены в ряде специализированных документов [11]. В соответствии с СанПиН 2.4.2.1178-02 «Все общеобразовательные учреждения укомплектовываются
квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей-педиатров» (п.2.10). Вместе с тем, наличие в образовательной организации врача-педиатра это скорее исключение [28]. Кроме того, фактически имеющийся персонал, а это, как правило, медицинские сестры, не в состоянии исполнять полностью свои функциональные обязанности в части контроля за условиями обучения и воспитания, физкультурно-оздоровительной работой, трудовым обучением, организацией и качеством питания. Связано это со значительным превышением числа учащихся нормативной нагрузке медперсонала. Существуют недостатки и в ведении профилактической и оздоровительной работы среди учащихся. Норматив нагрузки на одного врача в детских садах превышается: врачей в ДОУ нагрузка в 2 -9 раз, нагрузка медицинских сестер в 2 - 39 раз; в школах нагрузка врачей выше должного показателя в 2 - 28 раз, медицинских сестер - в 1,2 - 2,4 раза [6]. Деятельность врача-педиатра регулируется Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.01.2006 № 28 «Об организации деятельности врача-педиатра участкового» [24]. Рассмотрим более подробно требования к организации рабочего места, безопасности и медицинского обслуживания пользователей ПЭВМ. К основным вредным факторам при работе с ПЭВМ относятся (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.):
- высокая степень электромагнитного воздействия;
- высокий уровень наличия статического электричества;
- низкая степень ионизации воздуха;
- нагрузки, связанные с длительным сидячим положением тела;
- крайне высокая нагрузка на органы зрения;
- сопутствующие длительной сидячей работе факторы: болевые симптомы в пояснице и позвоночнике, венозная недостаточность, стресс и депрессии.
В части обеспечения безопасности для пользователя предусмотрено следующее. В разделе 13 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 предусматривается: «13.1. Лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке». Порядок нормируется приложением № 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 г. № 302н «Порядок проведения обязательных
предварительных (при поступлении работы) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда». Вместе с тем подготовлено и обновление данного приказа [26]. Пунктом 13.2. Проекта нормируется труд женщин. Со времени установления беременности они переводятся на работы, не связанные с использованием ПЭВМ, или для них ограничивается время работы с ПЭВМ (не более 3-х часов за рабочую смену) при условии соблюдения гигиенических требований, установленных настоящими санитарными правилами. Трудоустройство беременных женщин следует осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для учащихся в рамках дошкольного, общего и профессионального образование нормирование представлено в п. 13.3. «Медицинское освидетельствование студентов высших учебных заведений, учащихся средних специальных учебных заведений, детей дошкольного и школьного возраста на предмет установления противопоказаний к работе с ПЭВМ проводится в установленном порядке». Порядок
устанавливается целым рядом нормативных актов. Это «Категория работ по тяжести (ГОСТ 12.1.005-88)»; приказ Минздравсоцразвития России № 302н от 12.04.2011 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся
предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
Непременным условием безопасной деятельности с применением ПЭВМ является аттестация рабочих мест. С 1.01.2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна
проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Закон регламентирует проведение спецоценки, если деятельность работников предприятия предусматривает непрерывную работу за компьютеризированными системами.
Работодатели, которые произвели специальную оценку до 2014 года, могут не проводить ее в течение 5 лет после ее проведения, но не более чем до 31.12.2018 года. Законом определяется четыре класса (по степени вредности): оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1 , 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). Статья 16 Закона «Особенности проведения специальной оценки условий труда на отдельных рабочих местах» говорит о том, что «при выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам». Но, в то же время пункт 5 данной статьи говорит о том, что «В случае выявления в ходе проведения специальной оценки условий труда хотя бы одного рабочего места, не соответствующего признакам аналогичности, установленным статьей 9 настоящего Федерального закона, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, специальная оценка условий труда проводится на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными».
Письмом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.03.2014 г. № 15-2/ООГ-242 прямо указано, что «в соответствии с пунктом 3.2.2.4 Перечня обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся при наличии на рабочем месте электромагнитного поля широкополосного спектра частот от ПЭВМ в том случае, если работы по считыванию, вводу информации в режиме диалога составляют в сумме не менее 50% рабочего времени, вне зависимости от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда» [20]. Вместе с тем, другим письмом, не отменяющим представленное выше определяется, что «предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, занятых на работах с ПЭВМ, должны проводиться при выявлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, результатам специальной оценки условий труда, данным производственного контроля вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе электромагнитного поля широкополосного
спектра частот от ПЭВМ (величина которого превышает допустимый уровень), являющегося вредным производственным фактором -физическим фактором (подпункт 3.2.2.4 Перечня). Если по результатам оценки условий труда вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлено, в том числе уровень электромагнитного поля широкополосного спектра частот от ПЭВМ не превышает допустимые нормы, работник не подлежит включению в поименный список лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников» [21]. В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Тем не менее, на местах возможно использование обеих вариантов писем. Некоторыми правоведами, с опорой на определение Верховного суда РФ от 24.09.2015 № 302-КГ15-11278 по делу № А33-3164/2014, который установил: «...наличие у Компании обязанности по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров в отношении соответствующих работников вне зависимости от отсутствия превышений на рабочих местах предельно допустимых уровней электромагнитного поля широкополосного спектра частот по данным аттестации рабочих мест, так как правовое значение для возникновения обязанности по проведению медицинских осмотров имеет сам факт осуществления работником вышеперечисленных работ с ПЭВМ не менее 50% рабочего времени, пришли к выводу о законности предписания и обязывающих Компанию осуществить соответствующие действия». Данное решение было после издания письма Роспотребнадзора от 2015 года.
К основным противопоказаниям для работы со средствами ИКТ относятся: миопия высокой степени, эпилепсия и эпилептиформные приступы, заключение о возможности работы определяет офтальмолог и невропатолог. При миопии средней степени ребенок должен работать за компьютером в очках на 1 - 1,5 диоптрии слабее и соблюдать щадящий режим зрительной работы [32].
Одним из основных условий реализации профессиональной и образовательной деятельности с применением средств ИКТ является ознакомление с типовыми инструкциями по охране труда. В нашем случае это: ТОИ Р-45-084-01 Типовая инструкция по охране труда при работе на персональном компьютере [33]; инструкция по охране труда при работе на видеодисплейных терминалах (ВДТ) и персональных электронно-вычислительных
машинах (ПЭВМ) ИОТ-015-2001 [4] и непосредственно для образовательных организаций это «Инструкция по охране труда для учащихся образовательных учреждений общего образования при работе с ВДТ и ПЭВМ»
[3].
Говоря о режиме труда и отдыха при работе со средствами ИКТ, вернемся к Типовой инструкции ТОИ Р-45-084-01 согласно которой длительность работы с компьютером без перерыва может быть не более двух часов. Целью перерывов является уменьшение напряжения, усталости глаз и т.д. При этом предусмотрена зависимость времени перерывов от вида и времени осуществляемой работы путем деления на группы: а - чтение информации с монитора по сделанному запросу; б - печатание на клавиатуре с целью ввода информации; в - творческая работа. Существует и категорирование сложности работ:
- для группы А (не свыше 60000 считываемых знаков за смену) перерыв составляет 15 минут, предоставляется два раза - через два часа после начала работы и перерыва на обед;
- для группы Б (не свыше 40000 напечатанных знаков за смену) перерыв составляет 10 минут через каждый трудовой час;
- для группы В (не свыше шести 6 часов за смену) перерыв составляет 15 минут через каждый трудовой час.
Статья 22 ТК РФ обязывает работодателя обеспечивать безопасность и соответствие условий труда всем необходимым требованиям (в т.ч. при работе за компьютером). Порядок организации работы для лиц, труд которых связан с компьютерной техникой, регулируют, в частности, 2.2.2/2.4.1340-03. В зависимости от вида работ и степени нагрузки Приложение 7 к СанПиН указано, что время отдыха при рассматриваемом виде работ должно составлять в течение рабочего дня от 50 до 140 мин. И это с учетом того, что данные перерывы длительность работы увеличивать не должны. В тоже время, за нарушение действующих санитарных правил статьей 6.3 КоАП РФ (Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения) предусмотрена административная ответственность в идее штрафа для физических и юридических лиц.
В последнее время в практику образовательных учреждений, наряду с традиционными компьютерными классами, внедряются и интерактивные доски, планшеты, ридеры, копиры. Необходимо отметить, что согласно действующему СанПиН 2.2.2/2.4.134003 п. 1.6 «Требования санитарных правил не распространяются на проектирование, изготовление и эксплуатацию: ПЭВМ, перемещающихся в процессе работы». В тоже время в п. 14.2 СанПиН указано, что «Не допускается реализация и эксплуатация на территории Российской Федерации типов ПЭВМ, не имеющих санитарно-эпидемиологического заключения». Таким образом, если на сам перемещаемый в процессе эксплуатации ПЭВМ (ноутбуки, планшеты, ридеры, смартфоны и т.д.) должно быть гигиеническое заключение или сертификат соответствия. Гигиенический сертификат ранее выдавался органами Роспотребнадзора. Теперь органами по сертификации выдается сертификат соответствия («Сертификат соответствия ГОСТ Р» и «Сертификат соответствия техническому регламенту»). Данный вид техники чаще всего сертифицируется на соответствие регламенту «ТР ТС 004/2011 О безопасности низковольтного оборудования». И если наличие сертификата позволяет использовать его на территории страны (ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»), то на методику применения до настоящего времени нормирования практически не существует. Из имеющихся нормативных актов необходимо отметить нормируемость использование ксероксов [31] и части иной техники в рамках СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Хотя надо отметить, что, например, ридеры нам представляются более предпочтительны, особенно монохромные, так как текстовую информацию пользователь видит в отраженном свете, как и при чтении обычной книги. Таким образом, при условии нормального освещения (не менее 200 люкс) и скорректированного зрения нагрузка на зрение как при чтении бумажной книги. Пожалуй, впервые серьезную гигиеническую оценку использования ридеров в обучения было дано Петренко А.О. [19]. По
итогам исследований определено, что более половины учащихся предпочитают ридеры в большей степени, чем бумажные носители и стационарные компьютеры. Сравнивая удобночитаемость (продолжительность чтения, количество ошибок при чтении, интегральный показатель - степень сложности зрительной задачи) определено, что они практически не отличаются. Кроме того, отмечено, что ридеры в гигиенической классификации технических средств обучения характеризуются индексом безопасности 0,69 отн. ед. при их использовании в начальной школе, 0,77 отн. ед. - в основной и 0,85 отн. ед. в старших классах. Для всех возрастных групп школы ридеры по воздействию на зрение относятся ко 2-ой группе риска, в которой ограничение непрерывной продолжительности работы может быть ослаблено по сравнению с персональным компьютером и приближено к традиционному учебнику.
Но это мы говорили о носителях информации. Вместе с тем, в настоящее время существует нормирование по способам и формам представления информации на данных носителях. Наиболее значимым из них являются регулирующие педагогическую продукцию, реализованную на базе ИКТ, позволяющей обеспечить возможность интерактивности, виртуализации и дистанционного обучения. Основными требованиями к продукции является ее ориентация на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания [2;18]. Под электронным образовательным ресурсом (ЭОР) будем понимать научно-педагогические, учебно-методические материалы, представленные в виде электронных изданий образовательного назначения (ЭИОН) или электронных средств образовательного назначения (ЭСОН), реализующие дидактические возможности ИКТ [27]. Под информационно-методическим обеспечением учебного процесса, в состав которого входит электронный образовательный ресурс, будем понимать совокупность научно-педагогических, учебных, методических, организационно-инструктивных, нормативно-регламентирующих, информационно-справочных, контролирующих материалов, представленных, в том числе в электронном виде, а также распределенные электронные образовательные ресурсы локальных и глобальной сетей. Рассматривая более подробно необходимо отметить, что когда мы говорим об электронном издании учебного назначения (ЭИУН) или электронном средстве учебного назначения (ЭСУН), то подразумеваем учебное средство, реализующее возможности средств информационных и коммуникационных
технологий, ориентированное на достижение приоритетных целей: предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном
взаимодействии; контроль результатов обучения и продвижения в учении; автоматизация процессов информационно-методического
обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением. Электронное учебное пособие -электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник или учебное пособие. Электронное учебное пособие не может быть сведено к бумажному варианту без потери дидактических свойств. Электронный учебник (ЭУ) - это информационная система (программная реализация) комплексного назначения, обеспечивающая посредством автоматизированного управления, без обращения к бумажным носителям информации, реализацию дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения. При этом ЭУ, обеспечивая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляет теоретический материал, организует тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование, компьютерную визуализацию и сервисные функции. По тексту далее мы объединим все многообразие педагогической продукции, реализованной с использованием ИКТ под одним наименованием - электронный образовательный ресурс (ЭОР).
Далее нами будут рассмотрены непосредственно гигиенические требования к педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ.
Необходимость применения в обучении педагогической продукции с использованием ИКТ закреплен в статье 16 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» «... Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [37] в части периодических медицинских осмотров работников, занятых педагогической
деятельностью - педагоги (п. 9 ч. 1 ст. 48 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). Пункт 3 данной статьи говорит о необходимости создания условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды,
включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность
информационных технологий,
телекоммуникационных технологий,
соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения учащихся. Вместе с тем, до настоящего времени нормирование в части требований, отражающих подход государства в вопросах разработки и использования педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ крайне незначительно. Говоря об использовании, необходимо отметить, что до настоящего времени нет и достаточно обоснованных норм использования таких средств представления информации как ноутбуки, ридеры, планшеты, смартфоны и т.д. [15]. Любые ограничения в данной части носят скорее декларативный характер, так как нормирования не обосновано проведением научно-обоснованных
исследований.
Заключение. Таким образом, можно констатировать, что на настоящее время не существует единой концепции нивелирования негативных аспектов использования современных информационных и коммуникационных
технологий вне учебного заведения. Существующее санитарно-гигиеническое
нормирование и предлагаемый образовательным организациям комплекс гигиенических и здоровьесберегающих мероприятий реализуем исключительно в условиях самой организации и неприменим вне нее. Вместе с тем, само понятие информационно-образовательного пространства выводит процесс обучения за традиционные рамки образовательной организации. И как нормировать и контролировать данный элемент образовательного пространства учащегося не представляется понятным. Опора только на уровень организационной культуры самого учащегося в части формирования безопасной для себя образовательной среды вне образовательной организации сомнительна. Использование в данной области компетенций родителей еще более сомнительно, так как зачастую они менее компетентны в данном вопрос, чем их дети. Несомненно, данная проблема будет все более актуализироваться по мере расширения спектра используемых в образовании ИКТ и входе его за пределы формального образовательного пространства образовательной организации.
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.rU/12191967/4/#ixzz4YpRiDvE4/
2. Димова А.Л. Требования к электронному образовательному ресурсу для диагностических комплексов оздоровительного назначения, сопрягаемых с компьютером / А.Л. Димова // Сборник трудов IV Международного Научно-методического симпозиума «Электронные ресурсы в непрерывном образовании «ЭРНО-2015»». - С. 224-228.
3. Инструкция по охране труда для обучающихся образовательных учреждений общего образования при работе с ВДТ и ПЭВМ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://okt-prof.ru/instrukczii-po-oxraш-tmda/162-obuchayushhiesya-obr-uchrezhdenij-sredшgo-i-mchalmgo-prof-obrazovamya-pri-rabote-s-vdt-i-pevm
4. ИОТ-015-2001. Инструкция по охране труда при работе на видеодисплейных терминалах (ВДТ) и персональных электронно-вычислительных машинах (ПЭВМ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://focdoc.ru/down/o-1482.html
5. Кучма В.Р., Ткачук Е.А. Гигиеническая оценка информатизации обучения и воспитания / В.Р. Кучма, Е.А. Ткачук // Гигиена и санитария. - 2015; 94(7). - С. 16-20.
6. Кучма В.Р., Макарова А.Ю., Рапопорт И.К. Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях в Российской Федерации: проблемы и пути решения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2FCyber
Leninka.ru%2Farticle%2Fn%2Fmeditsinskoe-
obespechenie-detey-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah-v-
rossiyskoy-federatsii-problemy-i-puti-
resheniya.pdf&name=meditsinskoe-obespechenie-detey-v-
obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah-v-rossiyskoy-federatsii-
problemy-i-puti-resheniya.pdf&lang=ru&c=58a2decaed4b
7. Кучма В.Р., Ткачук Е.А. Оценка влияния на детей информатизации обучения и воспитания в современных условиях / В.Р. Кучма, Е.А. Ткачук // Российский педиатрический журнал. - 2015; 18(6). - С. 20-24.
8. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М. Гигиенические проблемы организации обучения в профильных классах колледжей / В.Р. Кучма, Е.И. Шубочкина, Е.М. Ибрагимова \\ Гигиена и санитария. -2015; 94(4). - С. 8-10.
9. Малярчук Н.Н. Проблемы сохранения здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях [Электронный ресурс] // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. -2013. - № 9. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sohraneniya-zdorovya-detey-i-podrostkov-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah
10. Малярчук Н.Н. Проблемы сохранения здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sohraneniya-zdorovya-detey-i-podrostkov-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah#ixzz4YHOQgokb
11. Медицинские кабинеты в образовательных учреждениях: требования к составу, персоналу, производственный контроль [Электронный ресурс] / «Санэпидконтроль. Охрана труда» // Образование. -2016. - № 6. - Режим доступа: http://www.profiz.ru/sec/6_2G16/medkabinet_Y_OU/
12. Медосмотр работников на ПЭВМ и специальная оценка условий труда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mostrudexpert.ru /sout/medosmotr-rabotnikoY-m-peYm-i-spetsialnaya-otsenka-usloviy-truda.php
13. Морозов А.В., Мухаметзянов И.Ш. Медико-психологические аспекты здоровьесберегающей информационно-образовательной среды / А.В. Морозов, И.Ш. Мухаметзянов // Человек и образование. - 2016. - № 4(49). - С. 49-55.
14. Морозов А.В., Чебыкина А.В. Значение здоровьесберегающих образовательных технологий для современной психолого-педагогической практики / А.В. Морозов, А.В. Чебыкина // В книге: Системогенез учебной и профессиональной деятельности / Материалы VII Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 83-85.
15. Мухаметзянов И.Ш. Концепция формирования и функционирования здоровьесберегающей
информационно - коммуникационной образовательной среды учебного заведения / И.Ш. Мухаметзянов. - М.: ИИО РАО, 2013. - 20 с, ил.
16. Мухаметзянов И.Ш. Социальные последствия информатизации образования / И.Ш. Мухаметзянов // Казанский педагогический журнал. - 2011. - № 3. - С. 109-116.
17. Мухаметзянов И.Ш. Формирование здоровьесберегающей информационной образовательной среды в условиях глобальной информатизации / И.Ш. Мухаметзянов // Казанский педагогический журнал. - 2015. - Т. 2. - № 5(112). - С. 239-245.
18. Орешкина Е.И., Щеголькова Д.В., Лисица А.С. Организация виртуальной интерактивной доски с управлением / Е.И. Орешкина, Д.В. Щеголькова, А.С. Лисица // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - Вып. № 9. - Том 1. - 2013. - С. 375-376.
19. Петренко А.О. Гигиеническая оценка удобночитаемости текстов, предъявляемых на экранах ридеров: автореф. дисс. ... канд. мед. наук: 14.02.01 / Петренко Александр Олегович. - ФГБУ «Научный центр здоровья детей» МЗ РФ. - Москва. - 2016. - 24 с.
20. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 марта 2014 г. № 15-2/ООГ-242 «О прохождении работниками обязательных периодических медицинских осмотров» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70524094/
21. Письмо Роспотребнадзора от 7 июля 2015 г. №01/7890-15-27 «О порядке проведения медицинского осмотра пользователей ПЭВМ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://alexwolga.ru/novye-dokumenty/109-o-poryadke-provedemya-meditsinskogo-osmotra-polzovatelej -pevm
22. Письмо Роспотребнадзора РФ от 07.07.15 № 01/7890-15-27 «О порядке проведения медицинского осмотра пользователей ПЭВМ» [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://mvf.klerk.ru/nb/521_05.htm
23. Письмо Роспотребнадзора РФ от 20.01.2015 года «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и содержанию медицинских пунктов (кабинетов) в детских образовательных учреждениях» [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/420246303
24. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 18.01.2006 № 28 «Об организации деятельности врача-педиатра участкового» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdravsotsrazvitija-rf-ot-18012006-n-28/
25. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime ^/70255102/#ixzz4YemRTHZS
26. Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении порядка проведения обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и/или опасными производственными факторами, а также работах, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры работников» (подготовлен Минздравом России 17.11.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/56591268/#ix zz4YpVVJ1nW
27. Рекомендации по рецензированию электронных изданий образовательного назначения, используемых в образовательном процессе образовательных учреждений начального общего, основного общего, общего среднего образования. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИИО РАО, 2013. - 25 с
28. Ресурсы и деятельность учреждений здравоохранения. I Часть (Медицинские кадры) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docYiewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fpsychi atr.ru%2Fdownload%2F1279%3Fname%3D%25D0%259 2%25В1%2580%25В0%25Б0%25В1%2587%25Б0%25 B8%2520%25D0%25B2%2520%25D0%25A0%25D0%2 5A4%25202012.pdf%
29. Роберт И.В., Касторнова В.А. Концепция «Теоретическая модель организации образовательного пространства» / И.В. Роберт, В.А. Касторнова // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов / Наука и образование. - 2015. - № 8(75). - С. 186.
30. Санитарные требования и требования к медицинскому обслуживанию учащихся [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.7ya.ru/article/Gigienicheskie-trebovamya-k-usloviyam-obuchemya-v-obweobrazovatelnyh-uchrezhdeniyah-Chast-8-Samtarnye-trebovamya-i-trebovaniya-k-medicinskomu-obslшhivaniyu-uchawihsya/
31. СанПиН 2.2.2.1332-03 «Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://base.garant.ru/4179327 /#ixzz4YewkTnz0
32. Силаев А.А., Кузнецова Л.Ю., Бобрищева-Пушкина Н.Д., Попова О.Л. Гигиенические требования к организации работы детей и подростков с компьютером [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://apteka-doma.ucoz.ru/load/stati/gigienicheskie_ trebovanija_k_organizacii_raboty_detej_i_podrostkov_s_k ompjuterom/2-1-0-7
33. ТОИ Р-45-084-01 Типовая инструкция по охране труда при работе на персональном компьютере [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://meganorm.ru/Index2/1/4293792/4293792052.htm
34. Федеральная служба государственной статистики. Использование персональных компьютеров населением по месту его использования, по половозрастным группам и типам поселения, по Российской Федерации (ноябрь-декабрь 2015 года) (в процентах от общей численности населения в возрасте 15-72 лет) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/fed_nabl-croc/index.html
35. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.consultant.ru/
document/cons_doc_LAW_113658/6a4a5b5468ba8b9983
1699f7d048d2a5d7710610/
36. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12191967/4/
37. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) в части периодических медицинских осмотров работников, занятых педагогической деятельностью - педагоги (п. 9 ч. 1 ст. 48 Закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
38. Шихнабиева Т.Ш. Использование интеллектуальных методов и моделей в системе обучения и контроля знаний при подготовке специалистов в области информационной безопасности / Т.Ш. Шихнабиева // Сборник трудов по материалам II Международной научно-практической интернет - конференции «Инновационные технологии в современном образовании». - Московская область, г. Королёв, 2015. - С. 437-443.
39. Braubach M., Heroux M.E., Korol N., Paunovic Е., Zastenskaya I.A. - The value of housing conditions and urban environment for the health // Гигиена и санитария. -2014. - № 1. - С. 9-15.
Сведения об авторе:
Мухаметзянов Искандар Шамилевич (г. Москва, Россия), доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории теории и методики подготовки кадров информатизации образования ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», email: [email protected]
Data about the author:
I. Mukhametzyanov (Moscow, Russia), doctor of medical sciences, professor, chief researcher of laboratory of the theory and technique of training of informatization of education The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», e-mail: [email protected]