УДК 37
МЕДИЦИНСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ, АДМИНИСТРАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ)
И. Ш. Мухаметзянов
В статье рассматриваются медицинские и психологические основания функционирования информационно-образовательного пространства как базы обеспечения качества образования. Рассматриваемые основания оказывают значительное влияние на динамику здоровья учащегося в процессе получения образования. Учет их позволяет руководителям образовательных учреждений и педагогам строить информационно-образовательное пространство вокруг учащегося, вне зависимости от места обучения и с учетом особенностей его здоровья.
Ключевые слова: информационно-коммуникационная среда, информационное взаимодействие, здоровье сберегающая информационно-коммуникационная
образовательная среда [21].
Когда мы говорим об основаниях в педагогике, в том числе и имеющих медицинские и психологические характеристики, необходимо исходить из общих философских оснований педагогики, определяющих методологию наук о человеке [14]. Исходя из концептуальных положений и тезауруса, будем принимать обучаемого как субъекта, информационно-образовательное пространство как объект, а взаимодействие между ними (информационное взаимодействие), будет направлено на достижение конкретных образовательных целей.
Медицинскими основаниями применительно к объекту выступают особенности личности обучающего и обучающегося, особенности и безопасность организации информационно-образовательного пространства (ИОП) с учетом действующих санитарно-гигиенических норм и правил; полноценность, достаточность и безопасность (в т.ч. психологическая) содержания образования (информационных ресурсов) и безопасность их по форме представления материала; обеспечение образовательного взаимодействия обучающего, обучающегося и средств обучения с учетом особенностей физического и психического здоровья обучаемого и в условиях, соответствующих этим особенностям.
Психологическими основаниями применительно к объекту будем считать организацию ИОП с учетом особенностей личности учащегося и ее развития в рамках, определяемых целями обучения, воспитания и просвещения.
Результирующей рассматриваемых оснований является формирование у обучаемого навыков организации и деятельности в условиях безопасного ИОП за пределами образовательного учреждения. А именно там данный процесс в настоящее время не нормируется и не контролируется обучающим.
В качестве точки отсчета, при обсуждении вопросов сохранения и развития здоровья учащихся, необходимо отталкиваться от реалий настоящего времени. А они следующие. Состояние здоровья детей и подростков во многом определяет формирование жизненного, репродуктивного и трудового потенциалов нации. Стандарты физического развития детей требуют регулярного обновления не реже 1 раза в 5-10 лет. Отклонения в физическом развитии являются дополнительным показанием для постановки на диспансерный учет.
Известно, что на процесс физического развития влияют разнообразные факторы: наследственность, заболевания детского возраста, нарушения питания, географические особенности и т.д. Здоровье подростка характеризуется не столько наличием или отсутствием заболеваний, сколько гармоничным и соответствующим возрасту развитием в полном соответствии с содержанием понятия здоровья с позиции ВОЗ.
Важнейшей частью системы образования является обеспечение здоровья детей и полноценной возможности учиться. Как показывают различные исследования, образование и здоровье неотделимы. Структура и условия образовательного пространства играют такую же важную роль, как и человеческий фактор в общении обучающего и обучаемого. У детей, посещающих школу без пропусков на протяжении ряда лет, состояние здоровья лучше, у них больше возможностей полноценно реализоваться в жизни. Получение знаний, умений и навыков на основе образования подобно вакцинации против болезней, угрожающих здоровью. Образование с целью
обеспечения здоровья - важный компонент любого образования, равно как и программы общественного здравоохранения [8]. Наиболее выраженный рост распространенности функциональных нарушений, хронических заболеваний, отклонений в физическом развитии, острой и обострения хронической патологии у детей приходится на школьный возраст. По материалам ряда авторов по окончанию среднего полного образования только 15% учащихся являются абсолютно здоровыми: до 60% детей имеют хронические заболевания, и 25% подростков имеют различные функциональные или пограничные расстройства. По данным А.А.Баранова (2012) во всех российских регионах зарегистрировано повсеместное снижение параметров физического развития детей, особенно массы тела [3]. Типичным для нашего времени становится «трофологический синдром», характеризующийся дисгармоничным физическим развитием, снижением функциональных резервов и задержкой полового созревания». Состояние здоровья школьников ухудшилось за последние 10 лет; выявлено широкое распространение хронической соматической патологии и пограничных состояний. Лишь 33% детей в возрасте 7-8 лет и 25% в 13-14 лет не имеют хронической патологии. Нарушения вегетативной регуляции обнаружены у 15% школьников. Снижение психологической адаптации в виде нарушений функции внимания имелось у 20% детей в возрасте 7-8 лет и у 12% школьников 13-14 лет [15; 18]. Распространенность нервно-психических расстройств среди школьников составляет 70-80%. От 20% до 50% подростков имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья [1].
Отличительной чертой современного образования является его прогрессирующая информатизация, развитие дистанционного образования, деятельность в рамках ИОП, выходящего за рамки традиционного учебного заведения. Говоря об отдельных основаниях функционирования ИОП, первоначально определимся с пониманием данной категории. В традициях нашей научной школы данная категория включает в себя совокупность условий, реализующих определенную целостность образовательных ресурсов и
механизмов работы с ними. Основными компонентами являются: наличие распределенного информационного образовательного ресурса; комплекс воспитательных и организационных форм и методов обучения; эффективные организационно-правовых нормы защиты авторских прав; содержание обучения, соответствующее образовательному курсу; наличие средств и механизмов информационного взаимодействия образовательного назначения. [16]. В условиях информатизации образования рядом авторов отмечается изменение структуры ценностей и моделей поведения, которое проявляет свою сущность во всех сферах жизни и особенно в формировании здорового образа жизни. Так, один из трендов информатизации под названием «смещение поколений» показывает изменение ценностей здоровья и мотиваций по формированию здорового образа жизни [20]. Рассматривая данную категорию в аспекте медицинских и психологических компонент необходимо исходить из следующего:
- Во-первых, образовательная деятельность, реализуемая в ИОП, имеет определённые специфические черты. Субъектом образовательного пространства является как обучающий, так и обучаемый, эффективность деятельности которых определяется не только уровнем владения содержания образования и усвоения данного содержания, но и владения навыками деятельности с использованием современных информационных технологий, как на стадии представления содержания образования, так и на стадии контроля усвоения материала. В условиях ИОП дополнительным фактором, осложняющим традиционное взаимодействие субъектов образовательного процесса, является виртуализация процесса обучения. Это, в свою очередь, требует включение в квалификационные требования к обучающему раздела в части уровня владения и применения использования средств ИКТ в профессиональной деятельности. В части условий реализации обучения в рамках ИОП приоритет приобретают параметры, определяемые инфраструктурой ИКТ обеспечения образовательного процесса; параметры, отражающих информационно-методическое обеспечение самого процесса
обучения в объемах, адекватных конкретному обучающему. В свою очередь, это требует и изменения традиционных подходов к организации образовательной среды.
- Во-вторых, образовательная деятельность в рамках ИОП выходит за рамки традиционного образовательного процесса, нормируемого образовательными стандартами и действующим законодательством. Например, требования к здоровьесберегающему уроку в условиях ИОП можно представить следующим образом:
Дидактические
•С определением значения конкретного урока в общей программе здоровьесбережения, реализуемой в образовательном учреждении и вне его.
•Соответствие содержания урока принципам возрастного распределения информации.
•Интеграция здоровьесберегающих элементов в общую и целостную направленность педагогического процесса.
•Выбор методов, средств, приёмов обучения с учетом их влияние на нарушение или сохранение и развитие здоровья учащихся.
•Формирование межпредметной целостности и направленности процесса здоровьесбережения.
Воспитательные и развивающие методы
•Развитие памяти и внимания учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
•Ориентация процесса воспитания на формирование потребности в здоровом образе жизни.
•Развитие потребности в обеспечении безопасной образовательной среды вне зависимости от места нахождения учащегося.
•Привитие навыков изменения образовательного пространства под индивидуальные потребности учащегося.
Организационные требования к уроку.
•Использование существующих и адаптированных по состояние здоровья учащихся планов урока с изменяемым режимом труда и отдыха и с учетом деятельности не только в рамках учебного заведения.
•Соблюдение плана урока с возможной адаптацией его под возможности ИОП учащегося.
•Обеспечение участия всех учащихся в образовательной деятельности на уроке с применением ИОП.
•Опора на современные информационные технологии и информационно -образовательную среду учащегося, с использованием интерактивных образовательных ресурсов.
Вместе с тем, в рамках рассматриваемой категории информатизации образования обратим внимание на действующее санитарное законодательство. Оно нормирует основные условия ведения образовательного процесса применительно к образовательному учреждению и ориентировано на использование средств ИКТ, не перемещаемых в процессе обучения. Наряду с этим, значительная часть современной инфраструктуры ИОП вообще не нормируются. Это и коммуникационный компонент, например, современная беспроводная коммуникация, ее частотные характеристики и т.д. Это и мультимедиа оборудование, перемещаемые средства обучения (ноутбуки, планшеты, ридеры и т.д.). Кроме того, существует и абсолютно не нормируемая и крайне неоднородная компонента ИОП, это компонента фактического места нахождения обучаемого, по месту его пребывания или проживания. Эта неоднородность приводит к формированию, в рамках единого ИОП еще и персонализированного сегмента, ориентированного как на возможности конкретного учащегося, так и на особенности технологического обеспечения персонализации. Кроме того, существенным фактором является и неоднородная мотивация учащихся. Все это практически переориентирует использование традиционного стационарного компьютера (компьютерных классов, возможностей доступа к широкополосному интернету на территории учебного заведения) в рамках учебного заведения в образовательных целях на
реализацию возможности его использования в рамках индивидуального обучения, в части формирования индивидуальной образовательной траектории и т.д. Когда мы говорим о необходимости фильтрации содержания обучения (интерактивный компонент и распределенный ресурс сети интернет) в рамках образовательного учреждения и обеспечения школ безопасным интернетом мы исходим из того, что учащийся может иметь доступ к информационным ресурсам исключительно в рамках учебного заведения. Согласно данным СФ РФ лишь 40% запросов в учебных заведениях относится к образовательной деятельности. В связи с этим Минобрнауки РФ предлагает создать единую систему мониторинга использования интернета в образовательных учреждениях. В список вредной для здоровья и развития детей информации, которая не соответствует задачам образования и должна быть запрещена к распространению через интернет, вошли сайты, страницы в социальных сетях, форумы, чаты и доски объявлений, которые призывают к самоубийству, вызывают у детей желание курить, употреблять наркотики и алкоголь, вести асоциальный образ жизни. Минобрнауки РФ рекомендует закрыть детям доступ к информации, которая вызывает у них страх, панику и ужас, отрицает семейные ценности, содержит нецензурную брань и порнографию. Школьникам запретят играть в компьютерные игры, в том числе в массовые многопользовательские игры, основанные на имитации боевых или противоправных действий. В школьных компьютерах детям будет запрещено посещать анонимные форумы, чаты, доски объявлений и гостевые книги, такие как имиджборды, анонимайзеры, программы, обеспечивающие анонимизацию сетевого трафика в интернете. Также школьникам закроют доступ к банкам рефератов, онлайн-казино, тотализаторам, сайтам, навязывающим платные услуги на базе СМС-платежей и к информационной продукции, предлагающей магию, колдовство и волшебство для решения жизненных вопросов. Вместе с тем, как будет рассмотрено ниже, в настоящее время приоритетным для молодежи становится мобильный интернет, не регулируемый фильтрами образовательного учреждения.
В-третьих, говоря о психологических основаниях, необходимо обратить внимание на проблему итоговой оценки качество обучения, на ЕГЭ. Особенностью является то, что это не только критерий оценки деятельности образовательного учреждения, способностей ребенка и эффективности использования образовательных технологий и современного содержания образования, но и пропуск в дальнейшую профессиональную жизнь. Значение психологических оснований в этом аспекте подтверждается необходимостью обеспечения нормального развития ребенка в соответствии с возрастными особенностями, в реалиях современного образования (перегруженность в части содержания и т.д.). Формирования у обучаемого психологической культуры (понимание особенностей собственной психической сферы, элементарное умение работать с чувствами, эмоциями), обучение наиболее простым способам психологической саморегуляции и психогигиены. При этом необходимо помнить о том, что социализация современного обучаемого, как правило, происходит в виртуальном пространстве, а социальные и психологические нормы поведения увязываются не с традиционными нормами, а с принятыми в конкретном социуме.
Медицинские основания. Достаточно условно в части компонентов медицинских оснований могут быть названы школьные факторы риска, связанные с неудовлетворительными условиями обучениями; нерациональная организация учебного процесса; несоответствие методик обучения возрастным возможностям обучаемых и т.д. При этом необходимо исходить и из того, что в рамках ИОП нормируется и контролируется только та часть, что реализуется в рамках образовательного учреждения. Между тем, все большее значение приобретает часть вне образовательного учреждения. А в условиях электронного и дистанционного образования она вообще становится доминирующей. Можно вспомнить достаточно частые ситуации, когда обучаемые, по тем или иным причинам (эпидемия ОРЗ и т.д.) полностью переводились на дистанционное образование. В этих условиях, традиционные для образовательного учреждения и конкретной образовательной программы,
объемы образовательной нагрузки на учащегося становятся практически не контролируемыми. А необходимость привлечения внешних образовательных ресурсов интернет, вне образовательного учреждения и имеющихся вариантов контент-фильтрации содержания ресурсов, в условиях отсутствия такового по месту проживания учащегося в значительной степени приводит к «размыванию» внимания учащегося и значительным внеобразовательным перегрузкам. В этой части особое значение приобретает тот факт, что существующие образовательные ресурсы в бумажном виде проходят как контроль содержания, так и контроль представления информации. Это регламентируется действующим законодательством, например, приказом Минобразования России от 14.07.99 г. №81 «Положение о порядке присвоения учебным изданиям грифа Министерства образования Российской Федерации» и Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.4.7.1166-02 «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования». Экспертизу содержания проводят Российская академия наук и Российская академия образования. После чего учебник включается в официальный перечень. В случаи с электронными образовательными ресурсами обязательное нормирование до настоящего времени не применяется и ограничивается рамками добровольной сертификации.
Основные медицинские и гигиенические требования к обучению рассматриваются в рамках ФГОС. Это как компоненты материально -технических условий реализации ФГОС, так и требования к обучению с применением компьютеров и электронных образовательных ресурсов. Вместе с тем, даже существующие нормативы в рамках ФГОС не гарантируют безопасности образовательной среды. По данным мониторинга проекта «Наша новая школа» (www.kmpo.ru) доля общеобразовательных учреждений, в которых созданы условия для работы по ФГОС на уровне от 60% до 80% крайне ничтожна, и ограничена Кемеровской областью (по данным на сентябрь 2013 года). Остальные субъекты России находятся в диапазоне 20%-40%. Доля учреждений, где созданы все условия для получения качественного
образования в современных условиях (на декабрь 2013 года) от 80% до 100% по региону составляет всего семь регионов. Мы уже отмечали тот факт, что по общему согласию всех, кто имеет отношение к сохранению и развитию здоровья детей и подростков, основы нездоровья закладываются еще в начальной школе. Но они обусловлены не только неготовностью самого образовательного учреждения к сохранению здоровья учащихся, но и не готовностью учителей к данному виду деятельности. Доля учителей начальных классов, реализующих ФГОС составляет (на сентябрь 2013 года) от 40% до 100% в шести субъектах страны. Остальные, на сегодня, практически не готовы к данному виду деятельности. Говоря о необходимости более продуктивного мониторинга состояния здоровья учащихся можно отметить, что он является важнейшим элементом в системе педагогического управления образованием, выступает вы качестве метода отслеживания, оценивания, корректировки и прогнозирования образовательной деятельности. Методика мониторинговых исследований состояния здоровья включает в себя следующие направления деятельности, с помощью фактических измерений:
• Физическое развитие.
• Функциональная подготовленность.
• Физическая подготовленность.
Полученные в результате мониторинга результаты позволяют сформировать здоровье сберегающее направление в образовательной программе, адаптировав его под основные группы учащихся или отдельных учащихся.
В части формальных гигиенических требований безопасности для здоровья обучаемых средств ИКТ и условия образовательной деятельности с их применением регулируются следующими основными документами:
•СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
•СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
•Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» [39].
Вместе с тем, до настоящего времени в рамках нормативно -правового регулирования не нормируются гигиенические в части средств ИКТ образовательного назначения, в том числе: ридеры, планшеты, ноутбуки, сети wi-fi и многое другое. Действующий СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 признает факт их наличия и говорит о том, что требования на них распространяются, но в какой именно части, не указывается. Вместе с тем, действие СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 не распространяется на ПЭВМ, перемещающихся в процессе работы. А именно они в настоящее время и становятся основой ИОП обучаемого (нетбуки, планшеты, смартфоны и т.д.).
Следует отметить, что при использовании в учебном процессе мобильных электронных устройств под действие СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 попадают все учебные классы, в которых проводятся занятия с мобильными электронными устройствами (с ВДТ, а не E - Ink) или другая компьютерная техника, например интерактивные доски. В отличие от Санитарных норм и правил применяемых к печатной продукции (СанПиН 2.4.7.702-98 «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования»), приведенные выше нормативы не устанавливают требований к шрифтовому оформлению электронных учебников и учебных пособий, не устанавливают требований к используемой палитре цветов и другим параметрам изображения., а устанавливаются, в том числе, регламентом ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» в ст. 8. «Требования безопасности издательской (книжной и журнальной) продукции, школьно -письменных принадлежностей» регламентирует шрифтовое оформление текста.
ИКТ изменяют традиционную форму представления учебного материала и учебно-методического обеспечения образовательного процесса за счёт интерактивности и максимальной визуализации содержания образования. Использование электронного и дистанционного обучения, интерактивность его, изменяет и структуру представления информации, которая должна отличаться
от принципов бумажного информационного материала требует нормирования в части перехода от представления на основе линейного или концентрического представления, на нелинейное представление, характерное для новых форм обучения. Это значительно осложняет адекватность представления материалов в рамках единого образовательного пространства места обучения и места проживания или пребывания учащегося, что приводит к дополнительной его перегрузке.
Особым вариантом медицинских оснований функционирования ИОП может являться организация обучения по медицинским показаниям на дому. Сам факт того, что электронное и дистанционное обучения вписаны в Закон «Об образовании» (ст. 13.п.2.) в значительной степени снимает проблему качества образования для данной группы детей. Формирование информационно-образовательной среды по месту проживания такого учащегося и интеграция ее в единую информационно - образовательное пространство, как учебного заведения, так и муниципального образования, позволяет ему обеспечить постоянный доступ к качественным образовательным ресурсам в режиме, соответствующем его психо -физиологическим особенностям.
Психологические основания. В части психологических оснований деятельности в рамках ИОП нельзя не обратить внимание на развитие психологической компетентности (психологической культуры) обучаемых, и их родителей. Именно родители обеспечивают контроль эффективности образовательной деятельности учащегося вне образовательного учреждения, соответствия домашней части ИОП нормативам, традиционно распространяемым на образовательное учреждение, как в части его организации, так и эффективности и режима использования. Не менее значимым основанием является использование в части содержания образование информационных ресурсов (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, элементов образовательной среды), прошедших психологическую экспертизу на соответствие возрастным и психологическим особенностям, как
групп учащихся, так и отдельных обучаемых. Особое значение психологических оснований в организации ИОП обуславливается наличием обратной связи в виде контроля знаний и возникающих при этом психо-эмоциональных перегрузок на фоне неэффективной системы саморегуляции и самоконтроля. Таким образом, психологические основания функционирования ИОП базируется на системном анализе проблемных ситуаций у обучаемых, программировании и планировании их деятельности в рамках единого ИОП. Все это направленно на развитие у обучаемого навыков безопасной деятельности в рамках ИОП. Приоритетным является выявление у него сильных сторон личности и использовании их в качестве основы развития с применением последовательных действий, направленных на обеспечение успешности.
Не менее значимым является привитие навыков деятельности в условиях избыточности информации и образовательной нагрузки, т.е., фактически, в условиях хронического стресса. До настоящего времени большая часть содержания образования формируется исходя из уровня подготовки среднего обучаемого. Но они не таковы. Например, в возрасте 15-16 лет у подростов происходят изменения в организме, обусловленные половым созреванием. Скорость этих изменений отличается не только у мальчиков и девочек, но в рамках однополой группы. Это приводит к быстрой утомляемости, перепадам настроения, эмоциональной лабильности, осложняет процесс запоминания информации. Все это накладывается на процесс половой идентификации и сопутствующим ему психологическим и социальным конфликтам, выходом из которых зачастую служит асоциальное поведение и привитие ухудшающих здоровье привычек (вредные привычки, ранняя сексуальная активность и сопутствующие ей заболевания).
В конечном счете, в этот период у подростка происходит формирование индивидуального образа жизни. ИОП, воздействуя на психику, преобразуя познавательные и мотивационно-эмоциональные процессы, деятельность и общение человека, сознание и межличностные отношения, стимулирует
развитие стрессовых состояний. (письмо Минобразования РФ №42/3 от 12.09.95 «Об информационной культуре в семейном образовании»). Информационная культура большинством авторов рассматривается как часть общей культуры, позволяющей сохранить и оптимизировать психическое здоровье учащихся [23]. Крайней степенью не благополучности ИОП для обучающегося может служить формирование у него разного рода аддикций. Одним из вариантов может служить «интернет-зависимость», правда имеющая, зачастую вне образовательные корни [6].
Причиной ее формирования является то, что интернет, определенным образом, способен удовлетворяться значительная часть потребностей человека: определённые физиологические (киберсекс); безопасность (а также анонимность); принадлежность (к значимой группе); любовь (виртуальные романы) и уважение (со стороны других участников виртуального сообщества); самоактуализация (в т.ч. за счёт возможности осуществлять самопрезентации и получать актуальную обратную связь). При этом, данная зависимость является частным случает от общей зависимости человека от компьютера как приоритетного средства организации жизни, деятельности и социальной активности человека. Фактически в медицинской парадигме не столь важно, что именно человек делает в Интернете - общается, покупает или играет; важно, что времяпрепровождение в Интернете приводит к тому, что страдает психическое и, соответственно, физическое здоровье и социальная адаптация
[5].
На сегодня нельзя представить образовательную деятельность без использования ИКТ. Вместе с тем, технические особенности интернет -технологии, как отмечается во многих отечественных и зарубежных исследованиях, имеют непосредственное влияние на личность, но было бы неправильно игнорировать гуманитарный компонент дихотомной модели, которую предлагает нам интернет-среда. Представляется, что проблемы интернет-зависимости, девиантного поведения, эмоционально-психологической фрустрации и суицидальных проявлений, связанных с использованием
электронной коммуникации, должны рассматриваться не через призму технических особенностей интернет-среды как таковых, но в контексте коммуникативной мотивации личности. Существуют основания предполагать, что деструктивная динамика коммуникативных и эмоционально -психологических процессов начинается там, где неспособность согласовать реальную и виртуальную социальности перерастает в коммуникативную фрустрацию и затем в безвекторное самовыражение личности. Объединяя огромное количество людей разных возрастов и национальностей в режиме интерактивного общения, отменяя временные рамки и делая информацию одинаково доступной для всех, интернет-технология в то же время создает иллюзию всеобщего единения. Разноголосая толпа людей, где каждый вне зависимости от собственного желания имеет тысячу и более лиц, не является коллективом или сообществом, но представляет собой очень удобный материал для манипулирования. В данном контексте особенно актуальным становится изучение первичной мотивации личности в момент вхождения в интернет -пространства и ее изменений в процессе выстраивания своего виртуального Я [10].
Рядом авторов, отмечается достоверная корреляция между «интернет-зависимостью» и психологическими особенностями личности (интроверсией и негативной коммуникативной установкой)[11]. У данной группы лиц выявляется снижение уровня интеллекта примерно на 10 пунктов.
Распространенность этого расстройства составляет примерно 2% (по данным К.С.Янг - 1-5%), причем более подвержены ему гуманитарии и люди, не имеющие высшего образования, нежели специалисты по компьютерным сетям. Число «интернет-зависимых» подростков различно в разных странах. В Китае до 13% молодых пользователей Интернета страдают «интернет-зависимостью». Среди российских пользователей Интернета 65% - от 18 до 34 лет. Число интернет-зависимых ориентировочно около 15 млн. По данным некоторых авторов 63,9% современных подростков проводят ежедневно более 3-х часов за компьютером. В зоне особого риска развития компьютерной зависимости при
этом находятся не менее 18%, проводящих за компьютером ежедневно более 5 часов. Подобного рода засиживание за компьютером в ущерб учебе, сну и приему пищи объективно приводит к чувству внутренней опустошенности, снижению защитных сил организма и закономерным проблемам в учебе. [12] По данным за 2013 год в России доля активной аудитории - это выходящие в Сеть хотя бы раз за сутки - сейчас составляет 45% (52,1 млн. человек). Годовой прирост интернет - пользователей, выходящих в сеть хотя бы раз за месяц, составил 11%, а для суточной аудитории данный показатель равен 14%. Еще более интересны данные по мобильному интернету, так как он никак не контролируется не образовательным учреждением, не родителями обучаемого. Особо значимо это в условиях цифрового межполенческого неравенства и отсутствия культуры интернет-коммуникации [4; 19]. Больше всего пользователей интернета в возрастной группе от 25 до 44 лет. Эта категория составляет 48% пользователей в малых городах и 46% от всех пользователей Москвы. По данным ВЦИОМ, среди тех, кто ежедневно выходят в Сеть 76 % составляет молодежь в возрасте от 18 до 24 лет. По данным Левада-Центр, среди россиян моложе 25 лет пользователей интернета 91%, в возрасте 25-40 лет - 84%, а старше 55 лет - 23%. Социальные сети завоевали 80% дневной аудитории. В зависимости от региона пользователи тратят на социальные сети от 30 до 41% от всего времени, проведенного в интернете. При этом больше времени в социальных сетях проводят жители городов с численностью населения менее 100 тыс. - 41%. Согласно международным исследованиям, Россия заняла первое место по показателю продолжительности времени, проведенному в социальных сетях.
На данный момент уже более четверти российских пользователей выходят в сеть с мобильных устройств. Аудитория мобильного интернета, по данным Т№ в 2013 году, в России, составила 21,2 млн. человек. Из них 20,1 млн. человек пользуются и десктопным и мобильным интернетом, а 1,1 млн. только мобильным. Проникновение мобильного интернета в 2013 году, по данным Т№, увеличилось на 27% [2]. По данным других авторов мобильным
Интернетом пользуются 84% респондентов, из них подавляющее большинство (93%) - не реже 1 раза в неделю. Ежедневно выходят в мобильный Интернет 58% респондентов. Каждый третий респондент (36%) имеет стаж пользования мобильным Интернетом менее двух лет. Подавляющее большинство пользователей (79%) уже не представляют себя без мобильного Интернета, от его использования готовы отказаться только 14% респондентов. Более того, у данной группы характерно изменение самосознания и самопрезентации под влиянием интернет-коммуникации [4].
Согласно мнению некоторых авторов, на сегодня, до 70% пользователей Интернета имеют средний и высокий уровень интернет-зависимости, что выражается в каждодневном посещении большинством опрошенных глобальной сети Интернет, превышении запланированного времени посещения Интернета (в среднем 10-20 час в нед.), пренебрежении личными делами в связи с пребыванием в Интернете, в частых жалобах окружающих по данному поводу [6]. Для данной аудитории характерны: «предвкушение» аддиктивной реализации, проблема контроля, низкая критика к собственному состоянию и нарушения социальной адаптации в реальной жизни. Психологическими особенностями рассматриваемой группы являются высокий уровень личностной тревожности, депрессии, агрессивности и враждебности. При увеличении степени интернет-зависимости происходит дальнейшее усугубление тяжести данных проявлений. Все это проявляется на фоне снижения показателей силы воли, стрессоустойчивости, самооценки и уверенности в себе. При увеличении степени зависимости наблюдается прогрессивное снижение этих показателей. В коммуникативной сфере преобладает высокая степень одиночества и конфликтности, что свидетельствует о наличии у интернет-зависимых студентов трудностей в формировании и успешном осуществлении межличностного общения и о преодолении данных трудностей межличностного взаимодействия в реальности путем замещения этого общения на виртуальное за счет возможности конструирования в рамках общения посредством сети Интернет новой
виртуальной личности. Наличие трудностей в межличностном общении у интернет-зависимых студентов подтверждается использованием большинством опрошенной молодежи интернет-среды с целью общения. Для них же характерна доминанта мотивация избегания неудач над мотивацией достижения успеха, что обусловливает наличие у этих студентов трудностей в процессе социальной адаптации. Как результат, при росте интернет-зависимости происходит усугубление изменения личностных характеристик интернет-зависимых учащихся, что приводит к углублению социальной их дезадаптации и прогрессированию интернет-зависимости [9].
В условиях модернизации образования тенденция значительного усложнения учебных программ носит устойчивый характер [13; 22]. Более того, рядом авторов утверждается, что большая учебная нагрузка - наиболее неблагоприятный фактор образовательной среды. С учетом этого вопрос соответствия их возможностям (возрастным и физиологическим) обучающегося становится приоритетным. В последние годы, как свидетельствуют медицинские наблюдения, в характеристике состояния здоровья школьников уже на начальном этапе обучения лидерами являются те заболевания и нарушения в состоянии здоровья, которые получили название «школьно обусловленные». Авторами прямо указывается на то, что к факторам, обуславливающим эти заболевания, относятся не только чрезмерные образовательные нагрузки, но и психоэмоциональный дискомфорт, школьный стресс, длительные статические нагрузки, низкая двигательная активность, нерациональное школьное питание и др. Комплексное воздействие этих факторов формирует школьно обусловленные нарушения и заболевания (нарушения зрения и осанки, деформации позвоночника и стопы, нарушения физического развития, заболевания органов пищеварения и др.). Предупреждение негативного влияния указанных факторов в образовательных учреждениях способствует профилактике школьно обусловленных функциональных нарушений и заболеваний у учащихся. С учетом того, что большую часть своей жизни учащиеся проводят в учебном заведении,
длительное и систематическое воздействие неблагоприятных факторов школьной среды способствует развитию нарушений и заболеваний нервно -психической, костно-мышечной, зрительной и других систем. Причем в тех учреждениях, где образовательная нагрузка особенно высока, у учащихся достоверно чаще регистрируются неблагоприятные проявления нарушений здоровья [17].
Ускоренная трансформация современного мира в информационный, изменение рынка труда и характера социальных и межпоколенческих отношений неизбежно оказывают свое влияние и на современную систему образования. Из традиционной системы образования компонент обучения становится, с каждым годом, все более и более виртуальным, выходя за рамки традиционного образовательного учреждения. Это касается практически всех уровней обучения, в большей или меньшей степени выраженности. И если для системы ВПО использование электронного и дистанционного образования становится уже практически нормой, то в рамках общего образования это пока еще выражено в меньшей степени. Исходя из того, что основные негативные изменения в состоянии здоровья детей приходятся именно на этот период, то разработка модели безопасного информационно-образовательного пространства, именно пространства, а не среды учебного заведения, становится приоритетной. Отсутствие нормирования безопасности информационной среды (медицинский и психологический аспекты) вне образовательного учреждения возлагают дополнительные обязанности на образовательные учреждения в части формирования информационной культуры и одного из ее компонентов, организации безопасной образовательной среды вне учебного заведения.
Источники:
1. Агарков А.А. Психические расстройства у лиц допризывников в контексте психического здоровья детско-подросткового населения // Автореф. дисс. докт.мед. наук. Томск. 2010. 50 с. [Электронный ресурс] http://medical-diss.com/medicina/psihicheskie-rasstroystva-u-lits-doprizyvnogo-i-prizyvnogo-vozrastov-v-kontekste-psihicheskogo-zdorovya-detsko-podrostkov
(Дата обращения - 10.04.2014).
2. Аудитория интернета в России (Т^ ЯШ 2013). [Электронный ресурс] http://www.slideshare.net/Dimanius/tns-rif-2013 (Дата обращения - 10.04.2014).
3. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации // Социальная педиатрия. 2012. том № 91. №3. С. 9-14.
4. Белинская Е.П. Психология интернет-коммуникации: учебное пособие. М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК. 2013. 192 с.
5. Бурова В.А. Интернет-зависимость в медицинской парадигме. [Электронный ресурс] http://www.cbtdoctor.ru/?page_id=12 (Дата обращения - 10.04.2014).
6. Ван Шилу. Интернет-зависимость у участников компьютерных игр (на материале китайской культуры) // Автореф. канд. психолог. наук. Москва. 2013. 33 с. [Электронный ресурс] http://www.psy.msu.ru/science/autorei/van_shilu/van_shilu.pdf (Дата обращения -10.04.2014).
7. Воскунский А.Е. Психологические исследования деятельности человека в интернете. [Электронный ресурс] emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/321a4597d62027d7c32571cb002e9d6d (Дата обращения -10.04.2014).
8. Всемирная Организация Здравоохранения. Навыки, необходимые для здоровья [Электронный ресурс] http://www.who.int/school_youth_health/media/sch_skills4health_russian.pdf (Дата обращения -10.04.2014).
9. Дрепа М.И. Психологический портрет личности интернет-зависимого студента. [Электронный ресурс] http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-portret-lichnosti-internet-zavisimogo-studenta#ixzz2uQnpjkQN (Дата обращения - 10.04.2014).
10. Завьялова З.С. Интернет-технология - улучшенный способ конструктивного диалога или инструмент создания и умножения иллюзии коммуникативного акта? [Электронный ресурс] http://cyberleninka.ru/article/n/internet-tehnologiya-uluchshennyy-sposob-konstruktivnogo-dialoga-
ili- instrument- sozdaniya- i-umnozheniya- illyuzii-kommunikativnogo#ixzz2uQ o2BNzJ (Дата
обращения - 10.04.2014).
11. Кленова Ю. Экспериментальное исследование взаимосвязи интроверсии и коммуникативной установки с Интернет - зависимостью. [Электронный ресурс] http://flogiston.ru/articles/netpsy/ia_klenova (Дата обращения - 10.04.2014).
12. Малкова Е.И., Калинин Н.И. Клинико-психологические феномены формирования компьютерной зависимости у современных подростов. [Электронный ресурс] http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_4_15/nomer/nomer03.php (Дата обращения -10.04.2014).
13. Невзаров А.А. Научные подходы к совершенствованию организации профилактической работы среди учащейся молодежи // Автореф. канд. мед. наук. ФГУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Росздрава». 2010. 25 с. [Электронный ресурс] http://www.mednet.ru/images/stories/files/abstracts/Nevzorov.pdf (Дата обращения - 10.04.2014).
14. Новиков А.М. Основания педагогики / Пособие для авторов учебников и преподавателей. М.: Издательство «Эгвес». 2010. 208 с. [Электронный ресурс] http://www.anovikov.ru/books/op.pdf (Дата обращения - 10.04.2014).
15. Поляков В.К. Состояние здоровья школьников: соматометрические показатели, особенности питания и коррекция нарушений нутритивного статуса // Автореф. дисс. докт. мед. наук. Саратов. 2011. 44 с. [Электронный ресурс] http//medical-diss.com/medicina/sostoyanie-zdorovya-shkolnikov-somatometricheskie-pokazateli-osobennosti-pitaniya-i-korrektsiya-narusheniy-nutritivnogo-s (Дата обращения - 10.04.2014).
16. Роберт И.В., Прозорова Ю.А., Касторнова В.А. Основные понятия Единого информационного образовательного пространства // Ученые записки ИИО РАО. Вып.6. М.: ИИО РАО. 2002. С.3-13.
17. Руководство по диагностике и профилактике школьно обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях (ДиаПроф НИИГД) / Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Храмцов П.И., Звездина И.В., Крымский Е.Ф., Рапопорт И.К., Скоблина Н.А.,
Горелова Ж.Ю., Соколова С.Б., Степанова М.И., Поленова М.А., Бокарева Н.А., Милушкина О.Ю. / Под ред. чл.-корр. РАМН, профессора Кучмы В.Р. и д.м.н. Храмцова П.И. 2012. [Электронный ресурс] http://niigd.ru/pdf/dia.pdf) (Дата обращения - 10.04.2014).
18. Соболева Т.В. Сравнительная характеристика методов оценки состояния здоровья детей и критериев эффективности оздоровительных мероприятий в загородном детском лагере // Автореф. дисс. канд. мед. наук. Москва. 2011. [Электронный ресурс] http://www.dissercat.com/content/sravnitelnaya-kharakteristika-metodov-otsenki-sostoyaniya-zdorovya-detei-i-kriteriev-effekti (Дата обращения - 10.04.2014).
19. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей:результаты всероссийского исследования. [Электронный ресурс] http://www.ifap.ru/library/book536.pdf (Дата обращения - 10.04.2014).
20. Ткачук Е.А. Социально-гигиенические аспекты информатизации общества в формировании образа жизни и здоровья. [Электронный ресурс] http//wwwscience-education.ru/113-10877 (Дата обращения - 10.04.2014).
21. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / составители И.В.Роберт, Т.А.Лавина. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012. 69 с.
22. Усатов А.Н. Самостоятельная физическая тренировка как средство повышения двигательной активности студенческой молодежи // Автореф. Дисс. канд.пед.наук. ГОУ ВПО «Белгородский государственный университет». 2010. [Электронный ресурс] http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-04/dissertaciya-samostoyatelnaya-lizicheskaya-trenirovka-kak-sredstvo-povysheniya-dvigatelnoy-aktivnosti-studencheskoy-molodezhi (Дата обращения -10.04.2014).
23. Culturally Competent Consultation in Schools: Information for School Psychologists and School Personnel. [Электронный ресурс] http://www.nasponline.org/resources/culturalcompetence/cc_consultation.pdf (Дата обращения -10.04.2014).
References:
1. Agarkov A.A. Psihicheskie rasstroystva u lic doprizy'vnikov v kontekste psihicheskogo zdorov'ya detsko-podrostkovogo naseleniya // Avtoref diss. dokt.med. nauk. Tomsk. 2010. 50 c. [Rlektronny'y resurs] http://medical-diss.com/medicina/psihicheskie-rasstroystva-u-lits-doprizyvnogo-i-prizyvnogo-vozrastov-v-kontekste-psihicheskogo-zdorovya-detsko-podrostkov
(Data obrasch'eniya - 10.04.2014).
2. Auditoriya interneta v Rossii (TNS RIF 2013). [Rlektronny'y resurs] http://www.slideshare.net/Dimanius/tns-rif-2013 <http://www.slideshare.net/Dimanius/tns-rif-2013> (Data obrasch'eniya - 10.04.2014).
3. Baranov A.A. Sostoyanie zdorov'ya detey v Rossiyskoy Federacii // Social'naya pediatriya. 2012. tom № 91. №3. S. 9-14.
4. Belinskaya E.P. Psihologiya internet-kommunikacii: uchebnoe posobie. M.: MPSU; Voronej: MODE K. 2013. 192 s.
5. Burova V.A. Internet-zavisimost' v medicinskoy paradigme. [Rlektronny'y resurs] http://www.cbtdoctor.ru/?page_id=12 (Data obrasch'eniya - 10.04.2014).
6. Van SHilu. Internet-zavisimost' u uchastnikov komp'yuterny'h igr (na materiale kitayskoy kul'tury') // Avtoref. kand. psiholog. nauk. Moskva. 2013. 33 s. [Rlektronny'y resurs] http://www.psy.msu.ru/science/autoref/van_shilu/van_shilu.pdf (Data obrasch'eniya - 10.04.2014).
7. Voskunskiy A.E. Psihologicheskie issledovaniya deyatel'nosti cheloveka v internete. [Rlektronny'y resurs] emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/321a4597d62027d7c32571cb002e9d6d (Data obrasch'eniya -10.04.2014).
8. Vsemirnaya Organizaciya Zdravoohraneniya. Navy'ki, neobhodimy'e dlya zdorov'ya [Rlektronny'y resurs]
http://www.who.int/school_youth_health/media/sch_skills4health_russian.pdf (Data obrasch'eniya -10.04.2014).
9. Drepa M.I. Psihologicheskiy portret lichnosti internet-zavisimogo studenta. [Rlektronny'y resurs] http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-portret-lichnosti-internet-zavisimogo-studenta#ixzz2uQnpjkQN (Data obrasch'eniya - 10.04.2014).
10. Zav'yalova Z.S. Internet-tehnologiya - uluchshenny'y sposob konstruktivnogo dialoga ili instrument sozdaniya i umnojeniya illyuzii kommunikativnogo akta? [Rlektronny'y resurs] http://cyberleninka.ru/article/n/internet-tehnologiya-uluchshennyy-sposob-konstruktivnogo-dialoga-
ili- instrument- sozdaniya- i-umnozheniya- illyuzii-kommunikativnogo#ixzz2uQ o2BNzJ (Data
obrasch'eniya - 10.04.2014).
11. Klenova YU. E'ksperimental'noe issledovanie vzaimosvyazi introversii i kommunikativnoy ustanovki s Internet - zavisimost'yu. [Rlektronny'y resurs] <http://flogiston.ru/articles/netpsy/ia_klenova> (Data obrasch'eniya - 10.04.2014).
12. Malkova E.I., Kalinin N.I. Kliniko-psihologicheskie fenomeny' formirovaniya komp'yuternoy zavisimosti u sovremenny'h podrostov. [Rlektronny'y resurs] <http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_4_15/nomer/nomer03.php> (Data obrasch'eniya -10.04.2014).
13. Nevzarov A.A. Nauchny'e podhody' k sovershenstvovaniyu organizacii profilakticheskoy raboty' sredi uchasch'eysya molodeji // Avtoref kand. med. nauk. FGU «Central'ny'y nauchno-issledovatel'skiy institut organizacii i informatizacii zdravoohraneniya Roszdrava». 2010. 25 s. [Rlektronny'y resurs] http://www.mednet.ru/images/stories/files/abstracts/Nevzorov.pdf (Data obrasch'eniya - 10.04.2014).
14. Novikov A.M. Osnovaniya pedagogiki / Posobie dlya avtorov uchebnikov i prepodavateley. M.: Izdatel'stvo «Rgves». 2010. 208 s. [Rlektronny'y resurs] <http://www.anovikov.ru/books/op.pdf> (Data obrasch'eniya - 10.04.2014).
15. Polyakov V.K. Sostoyanie zdorov'ya shkol'nikov: somatometricheskie pokazateli, osobennosti pitaniya i korrekciya narusheniy nutritivnogo statusa // Avtoref diss. dokt. med. nauk. Saratov. 2011. 44 s. [Rlektronny'y resurs] http://medical-diss.com/medicina/sostoyanie-zdorovya-shkolnikov-somatometricheskie-pokazateli-osobennosti-pitaniya-i-korrektsiya-narusheniy-nutritivnogo-s (Data obrasch'eniya - 10.04.2014).
16. Robert I.V., Prozorova YU.A., Kastornova V.A. Osnovny'e ponyatiya Edinogo informacionnogo obrazovatel'nogo prostranstva // Ucheny'e zapiski IIO RAO. Vy'p.6. M.: IIO RAO. 2002. S.3-13.
17. Rukovodstvo po diagnostike i proflaktike shkol'no obuslovlenny'h zabolevaniy, ozdorovleniyu detey v obrazovatel'ny'h uchrejdeniyah (DiaProf NIIGD) / Kuchma V.R., Suhareva L.M., Hramcov P.I., Zvezdina I.V., Kry'mskiy E.F., Rapoport I.K., Skoblina N.A., Gorelova J.YU., Sokolova S.B., Stepanova M.I., Polenova M.A., Bokareva N.A., Milushkina O.YU. / Pod red. chl.-korr. RAMN, professora Kuchmy' V.R. i d.m.n. Hramcova P.I. 2012. [Rlektronny'y resurs] http://niigd.ru/pdf/dia.pdf <http://niigd.ru/pdf/dia.pdf>) (Data obrasch'eniya - 10.04.2014).
18. Soboleva T.V. Sravnitel'naya harakteristika metodov ocenki sostoyaniya zdorov'ya detey i kriteriev effektivnosti ozdorovitel'ny'h meropriyatiy v zagorodnom detskom lagere // Avtoref diss. kand. med. nauk. Moskva. 2011. [Rlektronny'y resurs] http://www.dissercat.com/content/sravnitelnaya-kharakteristika-metodov-otsenki-sostoyaniya-zdorovya-detei-i-kriteriev-effekti (Data obrasch'eniya - 10.04.2014).
19. Soldatova G.U., Nestik T.A., Rasskazova E.I., Zotova E.YU. Cifrovaya kompetentnost' podrostkov i roditeley:rezul'taty' vserossiyskogo issledovaniya. [Rlektronny'y resurs] http://www.ifap.ru/library/book536.pdf (Data obrasch'eniya - 10.04.2014).
20. Tkachuk E.A. Social'no-gigienicheskie aspekty' informatizacii obsch'estva v formirovanii obraza jizni i zdorov'ya. [Rlektronny'y resurs] <http://www.science-education.ru/113-10877> (Data obrasch'eniya - 10.04.2014).
21. Tolkovy'y slovar' terminov ponyatiynogo apparata informatizacii obrazovaniya / sostaviteli I.V.Robert, T.A.Lavina. M.: BINOM. Laboratoriya znaniy. 2012. 69 s.
22. Usatov A.N. Samostoyatel'naya fzicheskaya trenirovka kak sredstvo povy'sheniya dvigatel'noy aktivnosti studencheskoy molodeji // Avtoref Diss. kand.ped.nauk. GOU VPO «Belgorodskiy gosudarstvenny'y universitet». 2010. [Rlektronny'y resurs] http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-04/dissertaciya-samostoyatelnaya-lizicheskaya-trenirovka-kak-sredstvo-povysheniya-dvigatelnoy-aktivnosti-studencheskoy-molodezhi (Data obrasch'eniya -10.04.2014).
23. Culturally Competent Consultation in Schools: Information for School Psychologists and School Personnel. [Rlektronny'y resurs] http://www.nasponline.org/resources/culturalcompetence/cc_consultation.pdf (Data obrasch'eniya -10.04.2014).
Зарегистрирована: 08.04.2014