ф
Эксперимент и инновации в школе
Педагогические проекты
№ 1/2015
Бондарева Л.В., Михалева Н.К., Захарова Л.Д.,
Дю Н.В., Ягупец М.Л., Иванова Н.В., Балакина Н.Ф.
Обеспечение доступности и непрерывности образования детям с ограниченными возможностями здоровья посредством внедрения современных информационно-коммуникационных
технологий
Ф
Аннотация
Ключевые слова:
Авторы предлагают вниманию читателей проект, направленный на обеспечение доступности и непрерывности образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенностью проекта является организация родительской школы на основе внедрения современных информационно-коммуникационных технологий
дистанционное обучение дошкольников, единое информационно-образовательное пространство, ФГОС ДО в работе с детьми с ОВЗ, ИКТ
Ф
В соответствии с концепцией модернизации образования Российской Федерации приоритетом развития системы образования является обеспечение доступности качественного образования. Необходимой предпосылкой качественного образования является реализация принципа вариативности дошкольного образования, соответствующего возрастным закономерностям развития детей и их индивидуальным особенностям.
Современный этап развития коррекционной педагогики и психологии характеризуется поиском новых путей социальной адаптации детей с физическими и психическими недостатками. По данным органов образования и здравоохранения России, состояние здоровья детей уже на стадии дошкольного возраста ухудшается по сравнению с предыдущими поколениями сверстников. Это приносит страдание детям и их родителям, препятствует успешному обучению в школе.
Неразрывная связь образования с социально-экономическими и социокультурными изменениями в обществе свидетельствует о необходимости внедрения информационных технологий в образовательный процесс на разных уровнях. Использование инновационных информационных технологий в ДОУ позволяет не только повысить качество образовательно-воспитательного процесса, но и создать условия для организации, разработки содержания и реализации дистанционного общения как одного из путей повышения психолого-педагогической компетентности родителей. Организация дистанционной формы сотрудничества
педагогов и родителей обеспечивает большую открытость, диалог и привлекательность дошкольного образования для детей, адресную социокультурную поддержку семьи.
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 438» посещают дети дошкольного возраста, имеющие физические, психологические и речевые нарушения в развитии (из них 28 детей-инвалидов), и они все нуждаются в специальной коррекционной, психолого-педагогической и медико-социальной поддержке. Поэтому необходимо создавать систему дистанционного обучения дошкольников, чтобы дети, даже находясь дома, имели возможность познакомиться с тем, чем заняты их сверстники в детском саду, и усвоить необходимый объем знаний и умений, чтобы не отстать от одногруппников.
Перед педагогическим коллективом ДОУ была поставлена задача — организовать единое информационно-образовательное пространство в ДОУ: создать сайт ДОУ, организовать дистанционное обучение родителей через «Родительскую школу», организовать работу постоянно действующего виртуального консультационного пункта для родителей.
Дистанционное просвещение — это способ реализации процесса самообразования посредством современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять взаимодействие на расстоянии между педагогами и семьей.
Основными преимуществами дистанционного просвещения являются: возможность определения удобного вре-
Ф
Expirimenti_i innovacii.indd 20
24.03.2015 15:07:27
Обеспечение доступности и непрерывности образования детям с ограниченными возможностями здоровья
мени для знакомства с материалами; снижение расходов на транспорт; оперативность получения информации и полезных материалов; сохранение полного объема материалов в электронном виде.
Дистанционное обучение не рассматривается как единственная форма проведения занятий для детей группы обучения детей-инвалидов на дому, полностью исключающая непосредственное взаимодействие ребенка и педагога. Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения образовательного учреждения, организуются занятия в консультационном центре. Сочетание этих взаимодополняющих форм обеспечивает эффективность дошкольного образования.
Максимальное расширение охвата детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольным образованием, отвечающим их возможностям и потребностям; предоставление возможности всем детям реализовать на практике конституционное право на образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития через дистанционный вариант обучения.
В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования определено: основная задача коррекционно-педагогической работы — создание условий для всестороннего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Опираясь на вышеперечисленное и учитывая то, что для достижения цели необходим интегрированный подход к обучению, который позволяет добиться обогащения образовательного процесса, направленного на развитие личности ребенка. Определение наиболее оптимальных путей в осуществлении индивидуально-ориентированной абилитационной помощи детям с нарушением опорно-двигательного аппарата с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Вариативность подходов в воспитании детей дает возможность раскрыть индивидуальность ребенка, учесть образовательные и воспитательные потребности семьи, уровень и направленность работы ДОУ, способствует развитию инициативы и творческого потенциала педагогов.
Педагогический коллектив определил тему проекта: «Обеспечение доступности и непрерывности образования детям с ограниченными возможностями здоровья посредством внедрения современных информационно-коммуникационных технологий».
Объект: Процесс использования современных информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ), включая дистанционные образовательные технологии (далее — ДОТ), в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОВЗ.
Предмет: Доступность и непрерывность образовательной среды для детей с ОВЗ посредством внедрения ИКТ.
В качестве гипотезы мы выдвинули предположение о том, что доступность и непрерывность образования детям с ОВЗ может быть обеспечена внедрением эффективных инновационных средств образования, одним из которых является ИКТ.
Цель проекта: создание комплексной интегрированной модели информационно-методического и технического обеспечения коррекционно-образовательного процесса в МБДОУ.
Задачи проекта:
1. Обеспечение непрерывности образования детей с ОВЗ посредством использования дистанционных образовательных технологий.
2. Разработка и апробация программного обеспечения, дидактических и методических материалов с использованием ИКТ.
3. Реализация задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС ДО в работе с детьми с ОВЗ посредством использования современных ИКТ.
4. Компенсация имеющихся у детей с ОВЗ нарушений и активизация компенсаторных механизмов посредством использования ИКТ, с учетом индивидуальных психофизических особенностей и возможностей каждого ребенка.
5. Повышение уровня информационной компетентности педагогов, подготовка участников педагогического процесса к новой образовательной практике с использованием ИКТ.
6. Совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей с ОВЗ, с использованием ИКТ, повышение педагогической компетентности родителей.
7. Внедрение, обобщение и транслирование опыта работы по использованию ИКТ в образовательном процессе [9, 10, 12, 15, 16].
Концептуальные идеи проекта
Существенными в концептуальном плане для реализации проекта являются следующие положения и теории:
► теория и практика воспитательных систем (Л.И. Новикова, А.В. Гаврилин, И.Д. Демакова, В.А. Кара-ковский, Н.Л. Селиванова и др.);
► методологические основания использования информационных технологий в образовании (А.А. Андреев, А.Г. Асмолов, М.В. Моисеева, Е.Д. Патаракин, Е.С. Полат, А.Л. Семенов, А.М. Семибратов, В.И. Сол-даткин, А.В. Осин, А.Ю. Уваров, Е.Н. Ястребцева и др.).
► использование интернет-технологий для индивидуализации и дифференциации обучения, организации новых форм взаимодействия и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого (М.А. Абрамова, Е.С. Полат, Д.Т. Рудакова, А.В. Соловов, Д.Ю. Усенков, А.В. Хуторской, В.Ф. Шолохович и др.);
► теория социализации и медико-социальной реабилитации детей-инвалидов (А.В. Мудрик, М.В. Ипполитова, Н.А. Холопенко, К.А. Семенова, Е.М. Мастю-кова, Н.В. Симонова, И.И. Мамайчук, И.И. Панченко,
Э.С. Калижнюк и др.);
► положения компетентностного подхода в оценке результатов образовательной деятельности (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина,
A. К. Маркова, А.Г. Бермус, А.М. Аронов и др.);
► принципы системно-деятельностного подхода в моделировании (В.П. Беспалько, И.В. Блауберг,
B. Н. Садовский, В.Г. Юдин и др.) [2, 5, 7, 8, 17].
Принципы
Принцип развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»;
деятельностный принцип, определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятель-
Expirimenti_i innovacii.indd 21
24.03.2015 15:07:27
Эксперимент и инновации в школе. № 1,2015
ности, в которой «вызревают» психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка;
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; принцип оздоровительной направленности образования, расширение форм организации образовательного процесса, снижение учебной нагрузки; принцип взаимодействия воспитания в семье и дошкольном учреждении: повышение статуса семейного воспитания, установление партнерских отношений, сотрудничества и сотворчества с семьей; принцип преемственности: осуществление тесной связи со всеми ступенями системы непрерывного образования;
принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии ребенка;
принцип коррекции и компенсации, требующий гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности; принцип учета соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии ребенка; принцип генетический, учитывающий общие закономерности развития применительно к воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии [1, 3, 4, 6].
ление реализацией проекта; введение психолого-педагогического сопровождения готовности педагогов к нововведениям; изучение запросов педагогов и родителей.
Информационное. Информирование всех участников педагогической системы (педагоги, родители, общественность) о задачах и основных направлениях деятельности; сбор и анализ информации о детях, здоровье.
Кадровое. Создание организационно-методических условий для профессионального роста педагогов посредством внедрения системы повышения компетенции в области дистанционного обучения и психолого-педагогического сопровождения детей.
Мотивационное. Поощрение педагогов; оценка эффективности деятельности педагогов. Научно-методическое. Разработка методического обеспечения создания модели дистанционного обучения детей в МБДОУ; внесение изменений в содержание методической работы; модернизация форм и методов методической работы.
Временное. Определение времени на реализацию проекта; распределение времени между этапами проекта; распределение времени между видами работ в проектировании; определение резервного времени.
Материально-техническое и финансовое. Распределение материально-технических и финансовых ресурсов между этапами проектной деятельности.
Условия
► Создание коррекционно-развивающей среды и дополнительного образовательного пространства для насыщенного и безопасного существования ребенка в ДОУ и в семье на основе социально-педагогического подхода;
► создание информационной среды МБДОУ;
► формирование у субъектов образовательного процесса мотивационной, теоретической и технологической готовности к реализации системы;
► обеспечение взаимодействия (взаимосвязи, интеграции и координации) всех специалистов ДОУ на межпредметной и междеятельностной основе, направленного на развитие, воспитание и обучение детей;
► разработка и реализация технологий индивидуального подхода к детям, позволяющих достигнуть планируемых результатов воспитательно-образовательной работы;
► своевременный анализ, организация, контроль, регулирование и коррекция деятельности модульной системы на основе управления, соуправления и самоуправления.
Ресурсное обеспечение проекта
► Нормативно-правовое. Законы, постановления, положения, проект, Образовательная программа, программа развития МБДОУ; издание приказов, распоряжений.
► Организационное. Расширение горизонтальных связей управления: творческая группа; управ-
Этапы и сроки реализации проекта
1. Подготовительно-информационное направление:
► выработка функционального представления о проблеме, концепции и принципах;
► создание рабочей группы по реализации проекта;
► формирование нормативной базы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
► формирование материально-технической базы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
► подбор критериев и проведение первичного мониторинга, анализ полученных данных;
► отработка моделей организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
► подготовка кадров, владеющих методиками обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
► обеспечение методической поддержки педагогов, работающих в системе обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
► формирование банка данных о материальном, социальном положении семей, компьютерной грамотности родителей воспитанников;
2. Подготовительно-документальное направление:
► реализация содержательного управленческого компонента проекта (разработка и корректировка локальных актов по управлению реализацией проекта, разработка положения о творческой группе по реализации проекта, внесение изменений в положение о доплатах и надбавках сотрудникам МДОУ, положение о мастер-классе);
Expirimenti_i innovacii.indd 22
24.03.2015 15:07:27
$
Обеспечение доступности и непрерывности образования детям с ограниченными возможностями здоровья
► подготовка проекта эксперимента и утверждение его на заседании Педагогического совета, согласование на родительской конференции;
► разработка поэтапного плана проекта;
► внесение корректив в программу развития и годовой план ДОУ;
► комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов по проблеме проекта, включая электронные носители и интернет;
► создание методических служб проекта (мониторинговой, информационно-методической, медико-психолого-педагогической, социально-педагогической);
► создание ресурсной базы педагогических разработок, видеотеки, методических пособий по различным направлениям внедрения проекта и их публикация на сайте учреждения;
► организация взаимодействия с родителями для определения социальной значимости и эффективности внедряемого проекта.
3. Реализация проекта:
► организация реализации проекта в соответствии с планом каждого этапа;
► разработка и отбор критериев эффективности педагогической деятельности для проведения мониторинга;
► проведение мониторинга на каждом этапе эксперимента, включающего в себя исследование морального климата коллектива педагогов, воспитанников, их родителей с целью оказания помощи в коррекции;
► необходимая корректировка процесса реализации проекта на основе результатов мониторинга;
► проведение систематических обследований участников с целью выявления динамики изменения значений основных показателей образовательной деятельности, а также социальных последствий реализации проекта;
► фиксация состояния ВОП и определение тенденций его изменения;
► взаимодействие с научным руководителем проекта, специалистами Управления образования Администрации города Екатеринбурга в рамках сетей городской инновационной площадки по проблемам реализации проекта.
4. Обобщающее направление:
► обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами;
► организация площадки на базе МБДОУ для проведения семинаров, конференций, круглых столов, фестивалей, открытых уроков и иных мероприятий для демонстрации и распространения накопленного опыта;
► составление письменного отчета для специалистов Управления образования Администрации города Екатеринбурга в рамках сетей городской инновационной площадки.
5. Распространение опытно-экспериментальных разработок на федеральном, региональном и городском уровнях:
► составление текстов докладов к научно-практическим конференциям, семинарам и т. п.;
► подготовка материалов для публикации в журналах;
► издание методических пособий по теме проекта, апробированных интегрированных рабочих программ, перспективных планов и т. п.
Планируемый результат:
1. Создание новой модели МБДОУ обеспечит доступность и непрерывность образовательной среды для детей с ОВЗ средствами ИКТ.
2. Повышение уровня подготовки педагогов в области ИКТ позволит:
► разработать различные формы внедрения ИКТ в работу с детьми, используя принцип интегративно-сти образовательных областей;
► обеспечит интеграцию педагогов при проведении коррекционно-образовательного процесса.
3. Разработка, апробация и внедрение методик и технологий ИКТ будут обеспечивать качество образования в соответствии с ФГОС ДО и наиболее успешную реализацию задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
4. Использование в коррекционно-образовательном процессе различных моделей ИКТ предоставит дополнительную возможность компенсации нарушенных функций за счет активизации компенсаторных возможностей организма.
5. Включение ИКТ в образовательную среду позволит практически реализовать оптимальные условия социального включения адаптации и интеграции ребенка с ОВЗ в рамках единого образовательного пространства.
6. Использование дистанционных образовательных технологий будет способствовать реализации принципов доступности и непрерывности образования детей с ОВЗ.
7. Внедрение ИКТ позволит повысить информационно-педагогическую компетентность родителей и включить их в коррекционно-образовательный процесс.
8. Методические материалы могут быть тиражированы в виде мультимедийных и печатных изданий и использованы для организации работы детских садов.
Для регулярного отслеживания промежуточных и итоговых результатов руководитель проекта проводит оперативные совещания с ответственными исполнителями и партнерами, заслушивает отчеты, анализирует полученные данные на соответствие содержанию работы, срокам ее выполнения и предлагаемым результатам [11, 13, 14].
Критерии эффективности проекта
1. Рост удовлетворенности родителей (основных потребителей) образовательными услугами МБДОУ, психолого-педагогическим сопровождением детей с ОВЗ (доля родителей, повысивших информационную компетентность в области оздоровления и социализации детей с ОВЗ, включенность родителей в жизнь ДОУ). Социологический метод анкетного опроса, гостевая книга сайта, электронная почта.
2. Индивидуализация системы образования в МБДОУ. (Индивидуально-личностная динамика развития воспитанников по индивидуальной траектории развития).
3. Мотивационная готовность педагогов к работе в режиме инновации и повышение профессиональной компетентности в вопросах воспитания, аби-литации и образования детей с ОВЗ (процент педагогов, участвующих в сетевых проектах, процент
Expirimenti_i innovacii.indd 23
24.03.2015 15:07:27
ф
Эксперимент и инновации в школе. № 1,2015
Ф
сетевых педагогов-тьюторов, процент педагогов, обучающихся с использованием интернета, процент педагогов, использующих ИКТ).
4. Успешная социализация детей к жизни в социуме (наличие сформированности мотивации на успешное выполнение различных видов деятельности (художественно-творческая, игровая, трудовая, речевая и т. д.); стремление довести начатое дело до конца; наличие эмоциональных переживаний от выполненной деятельности, наличие знаний о социальной действительности; представление, понимание значения социальных действий; направленность на познание социальных отношений, на усвоение и соблюдение социальных норм и правил; рефлексия — способность переносить приобретенный опыт в жизнь; умение и желание бережно относиться к результатам своей деятельности и деятельности окружающих, готовность детей к школе). Диагностический инструментарий, наблюдение.
Риски и ограничения
► Обучение детей в дистанционном режиме будет затруднительно, если родители не овладеют навыками работы на компьютере.
► Увеличение количества детей на этапе реализации проекта, нуждающихся в дистанционной форме обучения.
► Возникшие технические проблемы обслуживания персональных компьютеров.
Пути предотвращения
► Предложить родителям пройти курсы, обучить непосредственно в ДОУ.
► Изменить режим работы инновационных форм.
► Обращение за поддержкой в специализированные фирмы.
Практическая значимость проекта
Получение образования детьми с ОВЗ и детьми-инвали-дами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества. Поэтому актуальным становится обеспечение условий доступности получения образования детьми с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами.
Организация дистанционного обучения позволит обеспечить доступ детей с ОВЗ к образовательным и иным информационным ресурсам; оказать поддержку семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, способствует организации безбарьерной среды для детей-инвалидов,
получению ими образования, их успешной социализации и
интеграции в общество.
Литература
1. Аббдулаев С.Г. Оценка эффективности системы дистанционного образования. ЦНПТ, 2006. С. 313.
2. Бабич Э.А., Корякова А.А. Реализация Программы «Здоровье» как средство повышения мотивации к здоровому образу жизни у участников образовательного процесса // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 2. С. 55-61.
3. Басенцян С.И., Барановская Н.Н. Формирование здоровьесберегающей среды школы // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 6. С. 52-56.
4. Глухарева О.Г. Формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы на уроках информатики и ИКТ посредством проектного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 3. С. 56-63.
5. Горвиц Ю. Зачем малышам компьютер // Детский сад от А до Я. 2003. № 1.
6. Гушлевская Г.С. Организация работы компьютерно-игрового комплекса дошкольного учреждения // Детский сад от А до Я. 2003. № 1.
7. Колпакова Л.Е. Педагогические условия сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 1. С. 77-80.
8. Колпакова Л.Е. Педагогические условия сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 1. С. 77-80.
9. Малярчук Н.Н. Пути преодоления факторов, негативно влияющих на здоровье детей и подростков // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 6.
С. 49-55.
10. Моторин В.В. Педагогические приемы формирования компьютерной грамотности дошкольника // Детский сад от А до Я. 2003. № 1.
11. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Под ред. Ю.М. Горвица. М., 1998. С. 218-226.
12. Огоновская И.С. Пространство педагогической креативности и факторы ее ограничения // Инновационные проекты и программы в образовани. 2013. № 5. С. 9-16.
13. Основные показатели оценки деятельности ребенка на компьютере // Детский сад от А до Я. 2003. № 1.
14. Панова Е.С. Формирование ИКТ-компетентности педагогов современной школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 3. С. 27-36.
15. Решетников В.А. Современная информационная среда, информационно-коммуникационные технологии и здоровье учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 4. С. 34-38.
16. Тараканова В.В., Волкова И.В. Эффективность педагогической поддержки подростков с аддиктивным поведением // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 5. С. 22-28.
17. Чайнова Л.Д. Развитие личности ребенка в компьютерноигровой среде // Детский сад от А до Я. 2003. № 1.
Expirimenti_i innovacii.indd 24
Ф
24.03.2015
Ф
15:07:27