смысловая сфера личности инвалида и социально-психологическая адаптация в условиях кризиса занятости
Панченко М.И.
Проведено исследование ценностно-смысловой сферы людей с ограниченными возможностями находящихся в кризисе занятости. Перечислены методики, позволяющие получить информацию о личностных смыслах и смысловых установках инвалидов. Описаны основные результаты исследования, выявлены основные смысловые деформации инвалидов в кризисе занятости.
Ключевые слова: инвалид, смысловая сфера, смысловые деформации, методическое обеспечение, мотивация к труду, социально-психологическая адаптация.
Актуальность данного вопроса подчёркивается теми процессами, которые сейчас идут в обществе и всё возрастающим количеством людей, которых мы причисляем к социальной группе под названием «инвалиды». Ни одно государство уже не может решать свои политические, экономические и социальные программы без учёта формирования политики в отношении людей с инвалидностью. От выбора стратегии, методов и форм работы с данной категорией населения зависит очень многое. В этих условиях, на наш взгляд, необходима серьёзная корректировка курса по решению проблем инвалидности, который сформировался в государственных учреждениях и препятствует реализации права инвалидов на самоопределение и возможности получения профессионального образования и дальнейшего трудоустройства, а также разработка технологии психологической поддержки граждан оказавшихся в такой трудной жизненной ситуации.
В связи с этим нами было проведено исследование ценностно-смысловой сферы людей с ограниченными возможностями находящихся в кризисе занятости. Перечислены методики, позволяющие получить информацию о личностных смыслах и смысловых установках инвалидов. Описаны основные результаты исследования.
В последнее десятилетие проведено большое количество исследований смысловой сферы личности, однако эти исследования практически не касались людей с ограниченными возможностями. С целью восполнить этот пробел в отношении инвалидов, находящихся в кризисе занятости, было проведено исследование, результаты которого представлены ниже. Проведенное исследование было направлено на выяснение специфики смысловых образований инвалидов, находящихся в кризисе занятости, на выявление "базовых" мотиваций, формирующих
жизненные цели, ценности, способы взаимодействия с миром и требований к профессиональной деятельности, с тем, чтобы на основе выявленных особенностей построить более эффективные образовательные технологии и избрать более адекватные способы интеграции инвалида в общество.
Анализ литературы по интересующей нас проблематике свидетельствует, что инвалиды обладают следующими особенностями смысловой сферы: 1) межличностные отношения инвалидов характеризуются эгоцентрической направленностью, 2) все свои стремления и мечты, представления о счастье большинство инвалидов связывают с состоянием своего здоровья, 3) они имеют неадекватную самооценку, 4) недоверчивы, подозрительны, обидчивы, 5) значимым является стремление к обретению физического чувственного, телесного комфорта, 6) реальные переживания часто инициируются состоянием суетливости, неугомонности, беспокойства, неудовлетворенности эмоциональными отношениями.
Клиентов службы занятости, имеющих группу инвалидности или ограничения в трудоустройстве, можно условно разделить на группы активно ищущих работу и не рассматривающих ситуацию потери работы как критическую (далее профильная группа 1) и пассивно относящихся к проблеме трудоустройства с отношением к ситуации потери работы как критической (далее профильная группа 2).
Исходя из этого, были сформулированы следующие гипотезы.
1. Существуют значимые различия между смысловыми образованиями инвалидов, а также разные виды смысловой деформации, относящихся к первой профильной группе и ко второй профильной группе.
2. Инвалиды, находящиеся во второй профильной группе, имеют более низкий уровень развития
смысловой сферы, чем инвалиды в первой профильной группе.
3. У людей с ограниченными возможностями, находящимися во второй профильной группе, жизненные ценности смещены в сторону пассивных и иждивенческих, мотивация профессиональной деятельности низка.
4. Чем лучше инвалид интегрирован в общество, чем лучше он адаптирован к жизни в «здоровом» обществе, тем более оптимистичнее он видит свою жизнь в будущем, ориентируется преимущественно на собственные силы, тем активнее происходит целеполагание,
Для проверки гипотез использовались следующие методики:
1) методика диагностики социально-психологичной адаптации К. Рождерса и Р. Даймонда;
2) оценка уровня мотивации клиента к трудоустройству;
3) мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник Реана А.А.);
4) мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана);
5) определение направленности личности (ори-ентационная анкета);
6) изучение самооценки с помощью процедуры ранжирования;
7) диагностика самоактуализации личности (А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина);
8) тест смысложизненные ориентации;
9) методика «Ценностные ориентации» М. Рокич. А также на первоначальном этапе было проведено
анкетирование с целью распределения испытуемых в профильные группы.
Полученные результаты позволили установить следующие особенности смысловых структур личности инвалида, находящегося в кризисе занятости: мотивация к труду, содержательные аспекты самооценки, отношение к окружающему миру, особенности взаимоотношений с социумом, содержание и степень сформированности жизненных планов, структуру жизненных ценностей.
Исследование проводилось в два этапа.
1. Декабрь 2007 г. - анкетирование с целью психологического анализа отношения инвалидов к трудоустройству в условиях безработицы. Анкетирование проводилось среди клиентов центра занятости населения г. Шахты Ростовской области, в котором приняло участие 300 респондентов, имеющих группу инвалидности [7].
2. Август-ноябрь 2008 г. - исследование с целью выяснения специфики смысловых образований инвалидов, находящихся в кризисе занятости. Всего в исследовании приняло участие 150 человек.
Это граждане, зарегистрированные в ГУ ЦЗН г. Шахты,
с целью поиска подходящей работы и имеющие группу инвалидности или ограничения в трудоустройстве:
Таблица 1
Участники исследования
Всего Группа инвалидности Причина инвалидности
женщин мужчин Молодежь Шахтеры 2 3 ограничения общее заболевание ограничения по труду проф. заболевание трудовое увечье
106 44 59 42 22 110 18 108 28 11 3
Все граждане, принимавшие участие в исследовании, были разделены на три профильные группы по результатам предварительно проведенного анкетирования.
Профильная группа № 1. Общее время безработицы до 1 года, не оценивают ситуацию «без работы» как критическую, считают, что есть шанс получить интересующее место работы, предпринимают конкретные действия относительно своего трудоустройства и ориентируются преимущественно на собственные силы. Группа испытуемых состоит из 50 человек.
Таблица 2
Участники исследования, относящиеся к 1 профильной группе
Всего Моло- Шах- Группа инвалидности Причина инвалидности
женщин мужчин дежь теры 2 3 ограничения общее заболевание ограничения по труду
29 21 22 7 14 22 14 36 14
Профильная группа № 2. Общее время безработицы от 1 года и более, оценка ситуации «без работы» как критической, считают, что нет шанса получить интересующее место работы, отсутствие конкретных действий относительно поиска работы, ориентированность на получение пособия по безработице и помощь центра занятости населения, при отсутствии интереса к другим активным направлениям работы службы занятости. Группа испытуемых состоит из 50 человек.
Таблица 3
Участники исследования, относящиеся ко 2 профильной группе
Всего Молодежь Шахтеры Группа инвалидности Причина инвалидности
я е о п е е ь
н н ни и я ни ечв
§ е ж чи ум (■VI С«^ ен ^ ни а р общее болева нт по б о> О в о
ог а го ра ог а ГО д ур
36 14 13 26 0 46 4 26 14 7 3
Профильная группа № 3. Промежуточный вариант, в котором со 100 % точностью нельзя отнести респондента ни к одной из двух выше представленных групп. Группа испытуемых состоит из 50 человек.
Таблица 4
Участники исследования относящиеся к 3 профильной группе
Всего Молодежь Шахтеры Группа инвалидности Причина инвалидности
СС ни е сс е
женщин мужчин гч сТ е ^ н а р общее ¡болеван ■раничен по труду t £ по б трудовое увечье
ог го о го
41 9 24 9 8 42 0 46 0 4 0
Результат исследования социально-психологической адаптации по методике К. Рождерса и Р. Даймонда дает представление об уровне интеграции испытуемого, имеющего группу инвалидности или трудовые ограничения в социум, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.
Рис. 1. Результаты исследования социально-психологической адаптации по методике К. Рождерса и Р. даймонда
Как видно из рисунка 1, показатели по всем шкалам данной методики в первой и третьей профильных группах значительно выше показателей второй профильной группы. Это говорит о том, что ряд испытуемых, находящихся во второй профильной группе, считают себя «ненужными», «бесперспективными», имеют сложности социально-психологических контактов со здоровыми. Часто подобные отношения носят пассивно-потребительский характер со стороны инвалидов. Как свидетельствуют данные опроса администрации ряда предприятий, инвалиды часто не умеют себя «подать». Большую роль играет отсутствие или недостаток социальных навыков - умение общаться с окружающими, находить правильный тон, слушать собеседника, выражать свои чувства и эмоции в соответствии с принятыми стандартами. Особенно низкие значения имеет шкала «эмоциональная комфортность» во второй
профильной группе, что говорит о неблагоприятном эмоциональном фоне в данной группе.
Исследование мотивационной сферы проводилось по трем методикам, таким как: оценка уровня мотивации клиента к трудоустройству, мотивация профессиональной деятельности К. Замфир в модификации А. Реана и мотивация успеха и боязнь неудачи в опроснике Реана А.А., для того, чтобы иметь наиболее полное представление о мотивах профессиональной деятельности испытуемых.
Мотивация к трудоустройству - это причины, побуждающие человека работать или искать работу (удовлетворение материальных потребностей, возможность сделать карьеру, самореализоваться, приобрести определенный социальный статус и др.). Основными критериями, определяющими у человека стремление работать, являются, во-первых, его активный поиск работы, во-вторых, желание и готовность к обучению новым или смежным профессиям. При этом важным является реальная оценка гражданина своих возможностей в вопросах трудоустройства.
Результат оценки уровня мотивации клиента к трудоустройству представлен в рисунках 2, 3, 4.
Рис. 2. Оценка уровня мотивации клиента к трудоустройству. 1 профильная группа
Рис. 3. Оценка уровня мотивации клиента к трудоустройству. 2 профильная группа
Рис. 4. Оценка уровня мотивации клиента к трудоустройству.
3 профильная группа
Как видно из диаграмм, в основном испытуемые во всех трех профильных группах имеют средний уровень мотивации: профильная группа 1 - 78 %, профильная группа 2 - 70 %, профильная группа 3 -64 %. Это говорит о том, что основная масса клиентов службы занятости, имеющих трудовые ограничения или группу инвалидности все же заинтересованы в трудоустройстве, но по некоторым причинам прилагают для этого недостаточно усилий.
Низкий уровень мотивации в профильной группе 1 имеют 14 % испытуемых, в профильной группе 2 - 30 % и наибольшие число инвалидов, имеющих низкий уровень мотивации находятся в третьей профильной группе - 36 %. В основном это те клиенты службы занятости, которые неохотно принимают предлагаемые вакансии, стараясь найти причину отказа от них (удаленность от места проживания, не устраивает режим работы, задержка зарплаты и др.), занижают свои профессиональные возможности при подборе подходящей работы, в последний день идут на встречу к работодателю.
Высокий уровень мотивации был обнаружен только в первой профильной группе и численность таких испытуемых очень мала - 8% Клиенты с высоким уровнем мотивации к трудоустройству живо интересуются всеми предлагаемыми вакансиями, просят дать их как можно больше, не откладывают посещение работодателей на последний день, приходят в центр занятости не только в назначенные дни, осуществляют самостоятельный поиск работы, стремятся повысить свою квалификацию, получить перспективную профессию, приобрести новые навыки, принимают предложения принять участие в активных программах занятости.
Результат исследования мотивации профессиональной деятельности по методике К. Замфир в модификации А. Реана показал (рис. 5, 6, 7), что больше всего испытуемых, имеющих наилучший
оптимальный мотивационный комплекс, находятся в профильной группе 1 - 86 %. В профильной группе 2 - 40 % и 20 %, у которых мотивационный комплекс близок к оптимальному. В профильной группе 3 всего лишь 8 % испытуемых имеют оптимальный мотивационный комплекс, но в этой же группе у 44 % испытуемых имеется мотивационный комплекс, близкий к оптимальному.
Рис. 5. мотивация профессиональной деятельности. 1 профильная группа
Рис. 6. мотивация профессиональной деятельности. 2 профильная группа
Рис. 7. мотивация профессиональной деятельности. 3 профильная группа
Наихудший мотивационный комплекс в первой профильной группе имеют 14 %, во второй - 40 % , в третьей - 14 %, и 34 % испытуемых близки к наихудшему мотивационному комплексу.
Для испытуемых, имеющих наихудший мотиваци-онный комплекс, и мотивационный комплекс, близкий к наихудшему, профессиональная деятельность обусловлена мотивами избежания порицания, желанием «не попасть впросак», которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой профессиональной деятельности, а также над мотивами денежного заработка и построения профессиональной карьеры, что говорит о нестабильном эмоциональном фоне у данных испытуемых.
Результаты исследования мотивации успеха и боязнь неудачи по опроснику Реана А.А. показал, что большинство испытуемых, находящихся в первой профильной группе, имеют мотивацию на успех 94 % , и только у 6 % испытуемых данной группы мотивационное поле ярко не выражено. Это говорит о том, что в данной группе в основном испытуемые имеют позитивную мотивацию, при которой человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверенны в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность (рис. 8.).
Рис. 8. мотивация успеха и боязнь неудачи.
1 профильная группа
Во второй профильной группе лишь 30 % испытуемых имеют мотивацию на успех, у 60 % мотивационное поле ярко не выражено, и у 10 % имеется мотивация на неудачу. Мотивация на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избежания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избежания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.
Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние,
близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Однако все это может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу (рис 9.).
Рис. 9. мотивация успеха и боязнь неудачи. 2 профильная группа
В третьей профильной группе 66 % испытуемых имеют мотивацию на успех и у 34 % испытуемых мотивационное поле ярко не выражено (рис. 10).
Рис. 10. мотивация успеха и боязнь неудачи.
3 профильная группа
Для определения личностной направленности в исследовании использовалась ориентационная анкета Б. Басса. С помощью данной методики выявляются следующие виды направленности личности: 1) направленность на себя (Я); 2) направленность на общение (О); 3) направленность на дело (Д).
Интерпретация связана с комментариями по этим видам направленности.
Рис.11. Определение направленности личности (ориентационная анкета)
В первой профильной группе была выявлена ориентация преимущественно на дело: заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели - 56 % испытуемых.
Во второй профильной группе ярко выражена у большинства испытуемых ориентация на себя - 68 %, ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность. Напротив, ориентация на общение, стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми в этой группе испытуемых вообще не представлена. Можно сказать, что для этой части испытуемых межличностные отношения часто характеризуются эгоцентрической направленностью установок, избираемыми социально-психологическими ролями типа «жертвы» или «обиженного ребенка».
В третьей профильной группе все три направленности примерно находятся в равных долях: ориентация на себя - 38 %, ориентация на дело - 30 %, и ориентация на общение - 32 %.
В результате изучения самооценки с помощью процедуры ранжирования была выявлена следующая картина уровней самооценки клиентов службы занятости, имеющих группу инвалидности или ограничения в трудоустройстве в условиях кризиса занятости.
Рис. 12. изучение самооценки с помощью процедуры ранжирования
Как видно из графика, большинство испытуемых с низкой самооценкой находятся в профильной
группе 2 - это 48 %, 34 % из них имеют адекватную самооценку и 18 % - высокую. В профильных группах 1 и 3 низкую самооценку имеют 16 % и 14 % испытуемых соответственно. В основном, испытуемые в этих профильных группах обладают высокой самооценкой (42 % и 38 % соответственно) и адекватной самооценкой (42 % и 48 % соответственно).
Большинство инвалидов отличает неадекватная самооценка, которая при этом может быть как завышенной, так и заниженной. Известно, что самооценка тесно связана с переживанием чувства уверенности в себе.
Чувство неудовлетворенности собой, возникающее у инвалидов, часто маскируется желанием продемонстрировать себя в более выгодном свете. К.К. Платонов определил чувство уверенности в себе как чувство отсутствия сомнений, основанное на опыте и, прежде всего, на знаниях...[4] Уверенность в себе - положительное свойство личности, формируемое в процессе профессионального обучения и воспитания. Чувство уверенности в себе, как правило, является результатом переживания человеком своих возможностей в решении поставленных задач. Ограниченные возможности инвалидов являются достаточно объективным препятствием в переживании позитивных устойчивых чувств. В то же время чувство уверенности в себе, как характеристика устойчивого поведения, появляется, когда самооценка адекватна реальным возможностям личности.
Результат исследования общей осмысленности жизни с помощью «Теста смысложизненных ори-ентаций» Д.А. Леонтьева во всех трех профильных группах представлен в таблицах 5 и 6.
Таблица 5
Общая осмысленность жизни (женщины)
Группа ОЖ Цели Процесс Результат ЛК-Я ЛК-Жизнь
Профильная группа №1 133,75 34 29,75 23,75 22,75 23,5
Профильная группа №2 Г-^ оо 23, 3 19,3 17,5 13,6 16
Профильная группа № 3 102,7 30,5 22,8 23,3 19,8 24,3
Таблица 6
Общая осмысленность жизни (мужчины)
Группа ОЖ Цели Процесс Результат ЛК-Я ЛК-Жизнь
Профильная группа №1 142,55 34,6 29, 75 28 22,6 27,6
Профильная группа №2 90,5 21,5 20 13,5 15 20,5
Профильная группа № 3 128,9 39,2 29,5 20,3 18,6 21,3
В результате сравнительного анализа приведенных выше данных и данных, полученных в результате тестирования, удалось выявить следующие
особенности в смысложизненных ориентаций у граждан имеющих группу инвалидности или ограничения в трудоустройстве в условиях кризиса занятости:
- исследование общей осмысленности жизни инвалидов, относящихся ко всем трем профильным группам, показало, что в 1 и 3 профильной группах, как у женщин, так и мужчин она выше среднестатистической нормы, приводимой в качестве эталона [3]: 133,75 и 142,55, а также 102,7 и 128,9 соответственно, а во 2 профильной группе она ниже среднестатистической нормы, как у женщин - 89,7, так и у мужчин - 90,5;
- во второй профильной группе, как у женщин, так и у мужчин по всем шкалам имеются заниженные показатели. Для них характерно: отсутствие целей в будущем; неудовлетворенность своей жизнью в настоящем; неудовлетворенность прожитой частью жизни; неверие в свои силы контролировать события собственной жизни; фатализм, убежденность в том, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Таблица 7
Система терминальных жизненных ценностей
Профильная Профильная Профильная
Терминальные ценности группа 1 группа 2 группа 3
А В С А В С А В С
1. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) 20 15 15 22 28 18 17 15
2.Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) 28 22 36 14 21 10 19
3.Здоровье (физическое и психическое) 50 50 50
4.Интересная работа 27 16 7 39 11 28 10 12
5.Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) 21 29 4 1 45 13 37
6. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 46 4 33 16 1 50
7.Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) 36 14 16 34 41 6 3
8.Наличие хороших и верных друзей 17 28 5 1 18 21 14 36
9.Общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) 21 29 3 28 19 2 34 14
10. Познание (возможность расширения своего образования, кругозор, общей культуры, интеллектуальное развитие) 6 27 17 41 8 39 11
11.Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) 50 29 21 9 32 9
12.Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) 14 5 31 12 13 25 11 26 13
13.Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) 4 46 50 16 34
14.Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) 14 21 15 2 31 17 17 33
15.Счастливая семейная жизнь 28 22 44 6 50
16.Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа и человечества в целом) 10 40 50 2 9 39
Шворчество (возможность творческой деятельности) 50 4 46 50
18.Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) 18 31 1 23 21 6 29 21
А - количество человек, распределивших данные ценности на места с 1 по 6 (ценности, которые наиболее значимы);
В - количество человек, распределивших данные ценности на места с 7 по 12 (промежуточный вариант); С - количество человек, распределивших данные ценности на места с 13 по 18 (ценности, которые наименее значимы).
Диагностика самоактуализации личности по методике А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина дала следующий результат.
Рис.13. диагностика самоактуализации личности
Как видно из диаграмм, клиенты службы занятости, находящиеся во второй профильной группе, имеют низкие показатели по следующим шкалам: «Ориентация во времени», «Креативнось», «Спонтанность»,
«Аутосимпатия» и «Гибкость в общении». Можно предположить, что эти испытуемые невротически погружены в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительны и неуверенные в себе, нет доверия к окружающему миру, имеют низкий уровень стремления к творчеству, ригидны, не уверенны в своей привлекательности, в том, что они интересны собеседнику и общение с ними может приносить удовольствие.
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции.
Изучение индивидуальной системы жизненных ориентаций с помощью методики М. Рокича представлено в таблицах 7, 8.
Ценности заставляют человека придерживаться определенного образа жизни и наполняют смыслом жизнь, которую он ведёт. Ценности каждого человека принадлежат связной картине мира, предоставляемой ему культурой. Ценности в значительной мере влияют также на чувство самоценности, которое субъект извлекает из определённых видов деятельности.
Так как ценности включают в себя определённые обязательства действовать в культурно осмысленных и санкционированных формах, человек, следуя им, переживает чувство принадлежности и правомерности. Более того, никто, действуя вопреки своим ценностям, не может избежать чувства стыда, вины, неудачи и неадекватности.
Как видно из таблиц 7, 8, системы жизненных ценностей в профильных группах 1, 2 и 3 схожи между собой. Так, во всех трех профильных группах такие терминальные ценности как здоровье (физическое и психическое), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), счастливая семейная жизнь, интересная работа занимают приоритетное место, а также в первой и во второй профильной группе такие ценности как жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом), в первой и третьей - материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) и уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) и во второй и третьей -уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
В инструментальных ценностях первые места во всех трех профильных группах заняли такие ценности
Таблица 8
Система инструментальных жизненных ценностей
Профильная Профильная Профильная
Инструментальные ценности группа 1 группа 2 группа 3
А В С А В С А В С
1. Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах 36 14 39 11 16 23 11
2.Воспитанность (хорошие манеры) 28 22 28 10 12 28 22
3.Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) 12 38 17 33 9 9 32
4.Жизнерадостность (чувство юмора) 21 21 8 8 30 12 4 19 27
5.Исполнительность (дисциплинированность) 13 7 30 12 38 33 17
6. Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) 47 3 27 13 9 20 21
7. Непримиримость к недостаткам в себе и других 22 5 23 50 5 45
8. Образованность (широта знаний, высокая общая культура) 12 33 5 5 15 25 17 16 17
9.Ответсвенность (чувство долга, умение держать свое слово) 24 13 13 41 9 24 11 15
10. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) 31 19 7 28 15 15 12 23
11. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) 7 28 15 24 26 34 8 8
12.Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов 6 37 7 5 18 27 12 20 18
13.Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) 5 29 16 22 9 19 14 36
14. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) 36 14 8 6 36 19 20 11
15.Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) 12 38 4 46 25 25
16. Честность (правдивость, искренность) 28 6 6 42 7 37 13
17.Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) 1 18 25 21 15 14 28 13 9
18. Чуткость (заботливость) 7 3 3 10 13 27 31 10 9
А - количество человек, распределивших данные ценности на места с 1 по 6 (ценности, которые наиболее значимы);
В - количество человек, распределивших данные ценности на места с 7 по 12 (промежуточный вариант); С - количество человек, распределивших данные ценности на места с 13 по 18 (ценности, которые наименее значимы).
как воспитанность (хорошие манеры) и честность (правдивость, искренность), а также в первой и во второй группах - аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах, ответственность (чувство долга, умение держать свое слово), во второй и третьей - самоконтроль (сдержанность, самодисциплина).
Необходимо отметить, что такие терминальные ценности как красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве), развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей), счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа и человечества в целом), творчество (возможность творческой деятельности) и инструментальные - широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки), высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), непримиримость к недостаткам в себе и других, для большинства испытуемых во всех трех профильных группах не актуальны.
Резюмируя выше представленные результаты исследования, можно сделать следующие выводы. Для подавляющего числа инвалидов характерно непринятие болезни. Болезнь не принимается с точки зрения трезвой оценки своего состояния, а значит, закрываются ресурсные возможности для переключения интересов на доступные области жизни, для сосредоточения внимания, забот и интересов на судьбе близких, своего дела, красоте природы, искусства и др., формируется ограничительный тип поведения с точки зрения реализации собственных возможностей.
Итак, обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что кризис занятости, а особенно длительное пребывание в нем, для многих людей с ограниченными возможностями является фактором, влияющим на сбалансированность и структурированность смысловой сферы, что приводит к ее существенной
деформации. Для них характерны неадекватно заниженные показатели о себе как о сильной личности (не верят в силу контроля своей жизни) в сочетании с низкими показателями по шкале Локус контроля (фатализм), также общая неудовлетворенность своей жизнью.
Инвалиды с низким уровнем социально-психологической адаптации, с заниженной самооценкой и, как следствие, не уверенные в себе, имеют более низкий уровень развития смысловой сферы, чем инвалиды с высоким уровнем интеграции в социум и с завышенной самооценкой.
литература
1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. -М., 1991.
2. Даскин А.А., Танюхина Э.И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. - М., 1996.
3. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненные ориентации (СЖО). 2-е изд. - М.: Смысл, 2000.
4. Методические рекомендации для специалистов службы занятости по работе с инвалидами / Авторы-составители: И.В. Кузнецова, О.В. Большакова, С.В. Филина. - Ярославль: Центр «Ресурс», 1999.
5. Обучение, трудоустройство, социальное, медицинское и психологическое обслуживание инвалидов. - Ярославль: Центр «Ресурс».
6. Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психической и соматической патологии // Сборник научных трудов / Под редакцией М.М. Кабанова. - Л., 1999.
7. Социальная структура и социальные процессы в современном обществе / Сборник научных трудов. - Ростов-на-Дону: изд-во ЮРГУЭС, 2008. - Вып. 3.
8. Шаг в будущее. Курс психологической поддержки инвалидов. - Таганрог: изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2004.