Научная статья на тему 'Смысловая сфера личности инвалида и социально-психологическая адаптация в условиях кризиса занятости'

Смысловая сфера личности инвалида и социально-психологическая адаптация в условиях кризиса занятости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
452
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИД / СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / СМЫСЛОВЫЕ ДЕФОРМАЦИИ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ К ТРУДУ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / INVALID / CONTEXT SPHERE / CONTEXT DEFORMATIONS / METHODIC SUPPORT / LABOUR MOTIVATION / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панченко Мария Игоревна

Проведено исследование ценностно-смысловой сферы людей с ограниченными возможностями находящихся в кризисе занятости. Перечислены методики, позволяющие получить информацию о личностных смыслах и смысловых установках инвалидов. Описаны основные результаты исследования, выявлены основные смысловые деформации инвалидов в кризисе занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Invalids'' context personality deformations and socio-psychological adaptation in the crisis of the unemployment

The value and context spheres of handicapped people in unemployment were studied by the author. The methods which allow receiving the information about personal senses and context sets of invalids are enumerated. The main results of the research, principal context deformations of invalids in crisis of unemployment are revealed in this article.

Текст научной работы на тему «Смысловая сфера личности инвалида и социально-психологическая адаптация в условиях кризиса занятости»

смысловая сфера личности инвалида и социально-психологическая адаптация в условиях кризиса занятости

Панченко М.И.

Проведено исследование ценностно-смысловой сферы людей с ограниченными возможностями находящихся в кризисе занятости. Перечислены методики, позволяющие получить информацию о личностных смыслах и смысловых установках инвалидов. Описаны основные результаты исследования, выявлены основные смысловые деформации инвалидов в кризисе занятости.

Ключевые слова: инвалид, смысловая сфера, смысловые деформации, методическое обеспечение, мотивация к труду, социально-психологическая адаптация.

Актуальность данного вопроса подчёркивается теми процессами, которые сейчас идут в обществе и всё возрастающим количеством людей, которых мы причисляем к социальной группе под названием «инвалиды». Ни одно государство уже не может решать свои политические, экономические и социальные программы без учёта формирования политики в отношении людей с инвалидностью. От выбора стратегии, методов и форм работы с данной категорией населения зависит очень многое. В этих условиях, на наш взгляд, необходима серьёзная корректировка курса по решению проблем инвалидности, который сформировался в государственных учреждениях и препятствует реализации права инвалидов на самоопределение и возможности получения профессионального образования и дальнейшего трудоустройства, а также разработка технологии психологической поддержки граждан оказавшихся в такой трудной жизненной ситуации.

В связи с этим нами было проведено исследование ценностно-смысловой сферы людей с ограниченными возможностями находящихся в кризисе занятости. Перечислены методики, позволяющие получить информацию о личностных смыслах и смысловых установках инвалидов. Описаны основные результаты исследования.

В последнее десятилетие проведено большое количество исследований смысловой сферы личности, однако эти исследования практически не касались людей с ограниченными возможностями. С целью восполнить этот пробел в отношении инвалидов, находящихся в кризисе занятости, было проведено исследование, результаты которого представлены ниже. Проведенное исследование было направлено на выяснение специфики смысловых образований инвалидов, находящихся в кризисе занятости, на выявление "базовых" мотиваций, формирующих

жизненные цели, ценности, способы взаимодействия с миром и требований к профессиональной деятельности, с тем, чтобы на основе выявленных особенностей построить более эффективные образовательные технологии и избрать более адекватные способы интеграции инвалида в общество.

Анализ литературы по интересующей нас проблематике свидетельствует, что инвалиды обладают следующими особенностями смысловой сферы: 1) межличностные отношения инвалидов характеризуются эгоцентрической направленностью, 2) все свои стремления и мечты, представления о счастье большинство инвалидов связывают с состоянием своего здоровья, 3) они имеют неадекватную самооценку, 4) недоверчивы, подозрительны, обидчивы, 5) значимым является стремление к обретению физического чувственного, телесного комфорта, 6) реальные переживания часто инициируются состоянием суетливости, неугомонности, беспокойства, неудовлетворенности эмоциональными отношениями.

Клиентов службы занятости, имеющих группу инвалидности или ограничения в трудоустройстве, можно условно разделить на группы активно ищущих работу и не рассматривающих ситуацию потери работы как критическую (далее профильная группа 1) и пассивно относящихся к проблеме трудоустройства с отношением к ситуации потери работы как критической (далее профильная группа 2).

Исходя из этого, были сформулированы следующие гипотезы.

1. Существуют значимые различия между смысловыми образованиями инвалидов, а также разные виды смысловой деформации, относящихся к первой профильной группе и ко второй профильной группе.

2. Инвалиды, находящиеся во второй профильной группе, имеют более низкий уровень развития

смысловой сферы, чем инвалиды в первой профильной группе.

3. У людей с ограниченными возможностями, находящимися во второй профильной группе, жизненные ценности смещены в сторону пассивных и иждивенческих, мотивация профессиональной деятельности низка.

4. Чем лучше инвалид интегрирован в общество, чем лучше он адаптирован к жизни в «здоровом» обществе, тем более оптимистичнее он видит свою жизнь в будущем, ориентируется преимущественно на собственные силы, тем активнее происходит целеполагание,

Для проверки гипотез использовались следующие методики:

1) методика диагностики социально-психологичной адаптации К. Рождерса и Р. Даймонда;

2) оценка уровня мотивации клиента к трудоустройству;

3) мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник Реана А.А.);

4) мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана);

5) определение направленности личности (ори-ентационная анкета);

6) изучение самооценки с помощью процедуры ранжирования;

7) диагностика самоактуализации личности (А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина);

8) тест смысложизненные ориентации;

9) методика «Ценностные ориентации» М. Рокич. А также на первоначальном этапе было проведено

анкетирование с целью распределения испытуемых в профильные группы.

Полученные результаты позволили установить следующие особенности смысловых структур личности инвалида, находящегося в кризисе занятости: мотивация к труду, содержательные аспекты самооценки, отношение к окружающему миру, особенности взаимоотношений с социумом, содержание и степень сформированности жизненных планов, структуру жизненных ценностей.

Исследование проводилось в два этапа.

1. Декабрь 2007 г. - анкетирование с целью психологического анализа отношения инвалидов к трудоустройству в условиях безработицы. Анкетирование проводилось среди клиентов центра занятости населения г. Шахты Ростовской области, в котором приняло участие 300 респондентов, имеющих группу инвалидности [7].

2. Август-ноябрь 2008 г. - исследование с целью выяснения специфики смысловых образований инвалидов, находящихся в кризисе занятости. Всего в исследовании приняло участие 150 человек.

Это граждане, зарегистрированные в ГУ ЦЗН г. Шахты,

с целью поиска подходящей работы и имеющие группу инвалидности или ограничения в трудоустройстве:

Таблица 1

Участники исследования

Всего Группа инвалидности Причина инвалидности

женщин мужчин Молодежь Шахтеры 2 3 ограничения общее заболевание ограничения по труду проф. заболевание трудовое увечье

106 44 59 42 22 110 18 108 28 11 3

Все граждане, принимавшие участие в исследовании, были разделены на три профильные группы по результатам предварительно проведенного анкетирования.

Профильная группа № 1. Общее время безработицы до 1 года, не оценивают ситуацию «без работы» как критическую, считают, что есть шанс получить интересующее место работы, предпринимают конкретные действия относительно своего трудоустройства и ориентируются преимущественно на собственные силы. Группа испытуемых состоит из 50 человек.

Таблица 2

Участники исследования, относящиеся к 1 профильной группе

Всего Моло- Шах- Группа инвалидности Причина инвалидности

женщин мужчин дежь теры 2 3 ограничения общее заболевание ограничения по труду

29 21 22 7 14 22 14 36 14

Профильная группа № 2. Общее время безработицы от 1 года и более, оценка ситуации «без работы» как критической, считают, что нет шанса получить интересующее место работы, отсутствие конкретных действий относительно поиска работы, ориентированность на получение пособия по безработице и помощь центра занятости населения, при отсутствии интереса к другим активным направлениям работы службы занятости. Группа испытуемых состоит из 50 человек.

Таблица 3

Участники исследования, относящиеся ко 2 профильной группе

Всего Молодежь Шахтеры Группа инвалидности Причина инвалидности

я е о п е е ь

н н ни и я ни ечв

§ е ж чи ум (■VI С«^ ен ^ ни а р общее болева нт по б о> О в о

ог а го ра ог а ГО д ур

36 14 13 26 0 46 4 26 14 7 3

Профильная группа № 3. Промежуточный вариант, в котором со 100 % точностью нельзя отнести респондента ни к одной из двух выше представленных групп. Группа испытуемых состоит из 50 человек.

Таблица 4

Участники исследования относящиеся к 3 профильной группе

Всего Молодежь Шахтеры Группа инвалидности Причина инвалидности

СС ни е сс е

женщин мужчин гч сТ е ^ н а р общее ¡болеван ■раничен по труду t £ по б трудовое увечье

ог го о го

41 9 24 9 8 42 0 46 0 4 0

Результат исследования социально-психологической адаптации по методике К. Рождерса и Р. Даймонда дает представление об уровне интеграции испытуемого, имеющего группу инвалидности или трудовые ограничения в социум, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Рис. 1. Результаты исследования социально-психологической адаптации по методике К. Рождерса и Р. даймонда

Как видно из рисунка 1, показатели по всем шкалам данной методики в первой и третьей профильных группах значительно выше показателей второй профильной группы. Это говорит о том, что ряд испытуемых, находящихся во второй профильной группе, считают себя «ненужными», «бесперспективными», имеют сложности социально-психологических контактов со здоровыми. Часто подобные отношения носят пассивно-потребительский характер со стороны инвалидов. Как свидетельствуют данные опроса администрации ряда предприятий, инвалиды часто не умеют себя «подать». Большую роль играет отсутствие или недостаток социальных навыков - умение общаться с окружающими, находить правильный тон, слушать собеседника, выражать свои чувства и эмоции в соответствии с принятыми стандартами. Особенно низкие значения имеет шкала «эмоциональная комфортность» во второй

профильной группе, что говорит о неблагоприятном эмоциональном фоне в данной группе.

Исследование мотивационной сферы проводилось по трем методикам, таким как: оценка уровня мотивации клиента к трудоустройству, мотивация профессиональной деятельности К. Замфир в модификации А. Реана и мотивация успеха и боязнь неудачи в опроснике Реана А.А., для того, чтобы иметь наиболее полное представление о мотивах профессиональной деятельности испытуемых.

Мотивация к трудоустройству - это причины, побуждающие человека работать или искать работу (удовлетворение материальных потребностей, возможность сделать карьеру, самореализоваться, приобрести определенный социальный статус и др.). Основными критериями, определяющими у человека стремление работать, являются, во-первых, его активный поиск работы, во-вторых, желание и готовность к обучению новым или смежным профессиям. При этом важным является реальная оценка гражданина своих возможностей в вопросах трудоустройства.

Результат оценки уровня мотивации клиента к трудоустройству представлен в рисунках 2, 3, 4.

Рис. 2. Оценка уровня мотивации клиента к трудоустройству. 1 профильная группа

Рис. 3. Оценка уровня мотивации клиента к трудоустройству. 2 профильная группа

Рис. 4. Оценка уровня мотивации клиента к трудоустройству.

3 профильная группа

Как видно из диаграмм, в основном испытуемые во всех трех профильных группах имеют средний уровень мотивации: профильная группа 1 - 78 %, профильная группа 2 - 70 %, профильная группа 3 -64 %. Это говорит о том, что основная масса клиентов службы занятости, имеющих трудовые ограничения или группу инвалидности все же заинтересованы в трудоустройстве, но по некоторым причинам прилагают для этого недостаточно усилий.

Низкий уровень мотивации в профильной группе 1 имеют 14 % испытуемых, в профильной группе 2 - 30 % и наибольшие число инвалидов, имеющих низкий уровень мотивации находятся в третьей профильной группе - 36 %. В основном это те клиенты службы занятости, которые неохотно принимают предлагаемые вакансии, стараясь найти причину отказа от них (удаленность от места проживания, не устраивает режим работы, задержка зарплаты и др.), занижают свои профессиональные возможности при подборе подходящей работы, в последний день идут на встречу к работодателю.

Высокий уровень мотивации был обнаружен только в первой профильной группе и численность таких испытуемых очень мала - 8% Клиенты с высоким уровнем мотивации к трудоустройству живо интересуются всеми предлагаемыми вакансиями, просят дать их как можно больше, не откладывают посещение работодателей на последний день, приходят в центр занятости не только в назначенные дни, осуществляют самостоятельный поиск работы, стремятся повысить свою квалификацию, получить перспективную профессию, приобрести новые навыки, принимают предложения принять участие в активных программах занятости.

Результат исследования мотивации профессиональной деятельности по методике К. Замфир в модификации А. Реана показал (рис. 5, 6, 7), что больше всего испытуемых, имеющих наилучший

оптимальный мотивационный комплекс, находятся в профильной группе 1 - 86 %. В профильной группе 2 - 40 % и 20 %, у которых мотивационный комплекс близок к оптимальному. В профильной группе 3 всего лишь 8 % испытуемых имеют оптимальный мотивационный комплекс, но в этой же группе у 44 % испытуемых имеется мотивационный комплекс, близкий к оптимальному.

Рис. 5. мотивация профессиональной деятельности. 1 профильная группа

Рис. 6. мотивация профессиональной деятельности. 2 профильная группа

Рис. 7. мотивация профессиональной деятельности. 3 профильная группа

Наихудший мотивационный комплекс в первой профильной группе имеют 14 %, во второй - 40 % , в третьей - 14 %, и 34 % испытуемых близки к наихудшему мотивационному комплексу.

Для испытуемых, имеющих наихудший мотиваци-онный комплекс, и мотивационный комплекс, близкий к наихудшему, профессиональная деятельность обусловлена мотивами избежания порицания, желанием «не попасть впросак», которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой профессиональной деятельности, а также над мотивами денежного заработка и построения профессиональной карьеры, что говорит о нестабильном эмоциональном фоне у данных испытуемых.

Результаты исследования мотивации успеха и боязнь неудачи по опроснику Реана А.А. показал, что большинство испытуемых, находящихся в первой профильной группе, имеют мотивацию на успех 94 % , и только у 6 % испытуемых данной группы мотивационное поле ярко не выражено. Это говорит о том, что в данной группе в основном испытуемые имеют позитивную мотивацию, при которой человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверенны в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность (рис. 8.).

Рис. 8. мотивация успеха и боязнь неудачи.

1 профильная группа

Во второй профильной группе лишь 30 % испытуемых имеют мотивацию на успех, у 60 % мотивационное поле ярко не выражено, и у 10 % имеется мотивация на неудачу. Мотивация на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избежания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избежания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.

Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние,

близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Однако все это может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу (рис 9.).

Рис. 9. мотивация успеха и боязнь неудачи. 2 профильная группа

В третьей профильной группе 66 % испытуемых имеют мотивацию на успех и у 34 % испытуемых мотивационное поле ярко не выражено (рис. 10).

Рис. 10. мотивация успеха и боязнь неудачи.

3 профильная группа

Для определения личностной направленности в исследовании использовалась ориентационная анкета Б. Басса. С помощью данной методики выявляются следующие виды направленности личности: 1) направленность на себя (Я); 2) направленность на общение (О); 3) направленность на дело (Д).

Интерпретация связана с комментариями по этим видам направленности.

Рис.11. Определение направленности личности (ориентационная анкета)

В первой профильной группе была выявлена ориентация преимущественно на дело: заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели - 56 % испытуемых.

Во второй профильной группе ярко выражена у большинства испытуемых ориентация на себя - 68 %, ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность. Напротив, ориентация на общение, стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми в этой группе испытуемых вообще не представлена. Можно сказать, что для этой части испытуемых межличностные отношения часто характеризуются эгоцентрической направленностью установок, избираемыми социально-психологическими ролями типа «жертвы» или «обиженного ребенка».

В третьей профильной группе все три направленности примерно находятся в равных долях: ориентация на себя - 38 %, ориентация на дело - 30 %, и ориентация на общение - 32 %.

В результате изучения самооценки с помощью процедуры ранжирования была выявлена следующая картина уровней самооценки клиентов службы занятости, имеющих группу инвалидности или ограничения в трудоустройстве в условиях кризиса занятости.

Рис. 12. изучение самооценки с помощью процедуры ранжирования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно из графика, большинство испытуемых с низкой самооценкой находятся в профильной

группе 2 - это 48 %, 34 % из них имеют адекватную самооценку и 18 % - высокую. В профильных группах 1 и 3 низкую самооценку имеют 16 % и 14 % испытуемых соответственно. В основном, испытуемые в этих профильных группах обладают высокой самооценкой (42 % и 38 % соответственно) и адекватной самооценкой (42 % и 48 % соответственно).

Большинство инвалидов отличает неадекватная самооценка, которая при этом может быть как завышенной, так и заниженной. Известно, что самооценка тесно связана с переживанием чувства уверенности в себе.

Чувство неудовлетворенности собой, возникающее у инвалидов, часто маскируется желанием продемонстрировать себя в более выгодном свете. К.К. Платонов определил чувство уверенности в себе как чувство отсутствия сомнений, основанное на опыте и, прежде всего, на знаниях...[4] Уверенность в себе - положительное свойство личности, формируемое в процессе профессионального обучения и воспитания. Чувство уверенности в себе, как правило, является результатом переживания человеком своих возможностей в решении поставленных задач. Ограниченные возможности инвалидов являются достаточно объективным препятствием в переживании позитивных устойчивых чувств. В то же время чувство уверенности в себе, как характеристика устойчивого поведения, появляется, когда самооценка адекватна реальным возможностям личности.

Результат исследования общей осмысленности жизни с помощью «Теста смысложизненных ори-ентаций» Д.А. Леонтьева во всех трех профильных группах представлен в таблицах 5 и 6.

Таблица 5

Общая осмысленность жизни (женщины)

Группа ОЖ Цели Процесс Результат ЛК-Я ЛК-Жизнь

Профильная группа №1 133,75 34 29,75 23,75 22,75 23,5

Профильная группа №2 Г-^ оо 23, 3 19,3 17,5 13,6 16

Профильная группа № 3 102,7 30,5 22,8 23,3 19,8 24,3

Таблица 6

Общая осмысленность жизни (мужчины)

Группа ОЖ Цели Процесс Результат ЛК-Я ЛК-Жизнь

Профильная группа №1 142,55 34,6 29, 75 28 22,6 27,6

Профильная группа №2 90,5 21,5 20 13,5 15 20,5

Профильная группа № 3 128,9 39,2 29,5 20,3 18,6 21,3

В результате сравнительного анализа приведенных выше данных и данных, полученных в результате тестирования, удалось выявить следующие

особенности в смысложизненных ориентаций у граждан имеющих группу инвалидности или ограничения в трудоустройстве в условиях кризиса занятости:

- исследование общей осмысленности жизни инвалидов, относящихся ко всем трем профильным группам, показало, что в 1 и 3 профильной группах, как у женщин, так и мужчин она выше среднестатистической нормы, приводимой в качестве эталона [3]: 133,75 и 142,55, а также 102,7 и 128,9 соответственно, а во 2 профильной группе она ниже среднестатистической нормы, как у женщин - 89,7, так и у мужчин - 90,5;

- во второй профильной группе, как у женщин, так и у мужчин по всем шкалам имеются заниженные показатели. Для них характерно: отсутствие целей в будущем; неудовлетворенность своей жизнью в настоящем; неудовлетворенность прожитой частью жизни; неверие в свои силы контролировать события собственной жизни; фатализм, убежденность в том, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Таблица 7

Система терминальных жизненных ценностей

Профильная Профильная Профильная

Терминальные ценности группа 1 группа 2 группа 3

А В С А В С А В С

1. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) 20 15 15 22 28 18 17 15

2.Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) 28 22 36 14 21 10 19

3.Здоровье (физическое и психическое) 50 50 50

4.Интересная работа 27 16 7 39 11 28 10 12

5.Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) 21 29 4 1 45 13 37

6. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 46 4 33 16 1 50

7.Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) 36 14 16 34 41 6 3

8.Наличие хороших и верных друзей 17 28 5 1 18 21 14 36

9.Общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) 21 29 3 28 19 2 34 14

10. Познание (возможность расширения своего образования, кругозор, общей культуры, интеллектуальное развитие) 6 27 17 41 8 39 11

11.Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) 50 29 21 9 32 9

12.Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) 14 5 31 12 13 25 11 26 13

13.Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) 4 46 50 16 34

14.Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) 14 21 15 2 31 17 17 33

15.Счастливая семейная жизнь 28 22 44 6 50

16.Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа и человечества в целом) 10 40 50 2 9 39

Шворчество (возможность творческой деятельности) 50 4 46 50

18.Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) 18 31 1 23 21 6 29 21

А - количество человек, распределивших данные ценности на места с 1 по 6 (ценности, которые наиболее значимы);

В - количество человек, распределивших данные ценности на места с 7 по 12 (промежуточный вариант); С - количество человек, распределивших данные ценности на места с 13 по 18 (ценности, которые наименее значимы).

Диагностика самоактуализации личности по методике А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина дала следующий результат.

Рис.13. диагностика самоактуализации личности

Как видно из диаграмм, клиенты службы занятости, находящиеся во второй профильной группе, имеют низкие показатели по следующим шкалам: «Ориентация во времени», «Креативнось», «Спонтанность»,

«Аутосимпатия» и «Гибкость в общении». Можно предположить, что эти испытуемые невротически погружены в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительны и неуверенные в себе, нет доверия к окружающему миру, имеют низкий уровень стремления к творчеству, ригидны, не уверенны в своей привлекательности, в том, что они интересны собеседнику и общение с ними может приносить удовольствие.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции.

Изучение индивидуальной системы жизненных ориентаций с помощью методики М. Рокича представлено в таблицах 7, 8.

Ценности заставляют человека придерживаться определенного образа жизни и наполняют смыслом жизнь, которую он ведёт. Ценности каждого человека принадлежат связной картине мира, предоставляемой ему культурой. Ценности в значительной мере влияют также на чувство самоценности, которое субъект извлекает из определённых видов деятельности.

Так как ценности включают в себя определённые обязательства действовать в культурно осмысленных и санкционированных формах, человек, следуя им, переживает чувство принадлежности и правомерности. Более того, никто, действуя вопреки своим ценностям, не может избежать чувства стыда, вины, неудачи и неадекватности.

Как видно из таблиц 7, 8, системы жизненных ценностей в профильных группах 1, 2 и 3 схожи между собой. Так, во всех трех профильных группах такие терминальные ценности как здоровье (физическое и психическое), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), счастливая семейная жизнь, интересная работа занимают приоритетное место, а также в первой и во второй профильной группе такие ценности как жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом), в первой и третьей - материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) и уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) и во второй и третьей -уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

В инструментальных ценностях первые места во всех трех профильных группах заняли такие ценности

Таблица 8

Система инструментальных жизненных ценностей

Профильная Профильная Профильная

Инструментальные ценности группа 1 группа 2 группа 3

А В С А В С А В С

1. Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах 36 14 39 11 16 23 11

2.Воспитанность (хорошие манеры) 28 22 28 10 12 28 22

3.Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) 12 38 17 33 9 9 32

4.Жизнерадостность (чувство юмора) 21 21 8 8 30 12 4 19 27

5.Исполнительность (дисциплинированность) 13 7 30 12 38 33 17

6. Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) 47 3 27 13 9 20 21

7. Непримиримость к недостаткам в себе и других 22 5 23 50 5 45

8. Образованность (широта знаний, высокая общая культура) 12 33 5 5 15 25 17 16 17

9.Ответсвенность (чувство долга, умение держать свое слово) 24 13 13 41 9 24 11 15

10. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) 31 19 7 28 15 15 12 23

11. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) 7 28 15 24 26 34 8 8

12.Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов 6 37 7 5 18 27 12 20 18

13.Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) 5 29 16 22 9 19 14 36

14. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) 36 14 8 6 36 19 20 11

15.Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) 12 38 4 46 25 25

16. Честность (правдивость, искренность) 28 6 6 42 7 37 13

17.Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) 1 18 25 21 15 14 28 13 9

18. Чуткость (заботливость) 7 3 3 10 13 27 31 10 9

А - количество человек, распределивших данные ценности на места с 1 по 6 (ценности, которые наиболее значимы);

В - количество человек, распределивших данные ценности на места с 7 по 12 (промежуточный вариант); С - количество человек, распределивших данные ценности на места с 13 по 18 (ценности, которые наименее значимы).

как воспитанность (хорошие манеры) и честность (правдивость, искренность), а также в первой и во второй группах - аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах, ответственность (чувство долга, умение держать свое слово), во второй и третьей - самоконтроль (сдержанность, самодисциплина).

Необходимо отметить, что такие терминальные ценности как красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве), развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей), счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа и человечества в целом), творчество (возможность творческой деятельности) и инструментальные - широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки), высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), непримиримость к недостаткам в себе и других, для большинства испытуемых во всех трех профильных группах не актуальны.

Резюмируя выше представленные результаты исследования, можно сделать следующие выводы. Для подавляющего числа инвалидов характерно непринятие болезни. Болезнь не принимается с точки зрения трезвой оценки своего состояния, а значит, закрываются ресурсные возможности для переключения интересов на доступные области жизни, для сосредоточения внимания, забот и интересов на судьбе близких, своего дела, красоте природы, искусства и др., формируется ограничительный тип поведения с точки зрения реализации собственных возможностей.

Итак, обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что кризис занятости, а особенно длительное пребывание в нем, для многих людей с ограниченными возможностями является фактором, влияющим на сбалансированность и структурированность смысловой сферы, что приводит к ее существенной

деформации. Для них характерны неадекватно заниженные показатели о себе как о сильной личности (не верят в силу контроля своей жизни) в сочетании с низкими показателями по шкале Локус контроля (фатализм), также общая неудовлетворенность своей жизнью.

Инвалиды с низким уровнем социально-психологической адаптации, с заниженной самооценкой и, как следствие, не уверенные в себе, имеют более низкий уровень развития смысловой сферы, чем инвалиды с высоким уровнем интеграции в социум и с завышенной самооценкой.

литература

1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. -М., 1991.

2. Даскин А.А., Танюхина Э.И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. - М., 1996.

3. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненные ориентации (СЖО). 2-е изд. - М.: Смысл, 2000.

4. Методические рекомендации для специалистов службы занятости по работе с инвалидами / Авторы-составители: И.В. Кузнецова, О.В. Большакова, С.В. Филина. - Ярославль: Центр «Ресурс», 1999.

5. Обучение, трудоустройство, социальное, медицинское и психологическое обслуживание инвалидов. - Ярославль: Центр «Ресурс».

6. Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психической и соматической патологии // Сборник научных трудов / Под редакцией М.М. Кабанова. - Л., 1999.

7. Социальная структура и социальные процессы в современном обществе / Сборник научных трудов. - Ростов-на-Дону: изд-во ЮРГУЭС, 2008. - Вып. 3.

8. Шаг в будущее. Курс психологической поддержки инвалидов. - Таганрог: изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.